Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Китайская народная музыка в профессиональной подготовке студентов музыкальных факультетов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современный профессиональный уровень подготовки будущих педагогов-музыкантов обеспечивается освоением музыкального искусства разных национальных традиций, что, с одной стороны, расширяет и углубляет их представления о мировом музыкальном искусстве, а с другой — способствует пониманию психологических и культурных особенностей данного народа, его музыкального мышления и музыкального языка… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические предпосылки освоения китайской народной музыки студентами-музыкантами
    • 1. 1. Основные этапы исторического развития музыкального 11 искусства Китая в контексте культурных традиций
    • 1. 2. Специфика народной музыки Китая и её- влияние на развитие 33 профессионального музыкального искусства
    • 1. 3. Педагогические условия и методы освоения китайской 52 народной музыки студентами-музыкантами российских вузов
  • Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование проблемы изучения китайской народной музыки студентами-музыкантами
    • 2. 1. Содержание спецкурса «Китайская народная музыка» в 75 контексте подготовки педагогов-музыкантов
    • 2. 2. Цель, этапы и результаты опытно-экспериментальной работы

Китайская народная музыка в профессиональной подготовке студентов музыкальных факультетов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема формирования у студентов-музыкантов коммуникативных компетенций, культуры понимания и принятия музыкальных культурных традиций разных народов мира, — одна из наиболее актуальных в современном профессиональном музыкальном образовании. В настоящее время в связи со значительным расширением межкультурных контактов России со странами не только Европы (что само по себе традиционно), но и государствами Азии, Африки и Америки, насущной стала проблема формирования адекватных представлений у молодежи о культуре и художественных традициях народов, населяющих эти континенты. И поскольку Китай, самая крупная и многонаселенная страна Дальневосточного ареала, является активным партнером России по экономическим и культурным связям, знакомство современных российских студентов с особенностями культурных традиций, языка и искусства Китая представляется весьма важным и актуальным.

Общеизвестно, что наиболее ярко национальные особенности проявляются в народном художественном, в том числе музыкальном, творчестве. Музыкальная культура народов помимо особенностей музыкального мышления, проявляющихся в ладово-интонационном складе народного мелоса, жанровой специфике, формах самовыражения, тембровом своеобразии, манерах и традициях исполнительства, концентрирует в себе характерные черты психологии этноса, национального самосознания, ценности духовной культуры.

До наших дней дошли многочисленные высказывания философов Китая о сущности музыки, о ее глубоком идейном содержании, о ее громадной общественной роли. Движущей силой в создании культурных и художественных ценностей был могучий и яркий талант китайского народа. В процессе длительного развития Китайского государства — от древних времен, средневековья и вплоть до современности — постепенно формировались и совершенствовались пять основных видов традиционной музыки: песни, танцевальная музыка, музыка песенных сказов, музыка местных опер и инструментальная музыка.

В современном обществе народная музыка также занимает важное место в нравственно-эстетическом воспитании молодежи. Поэтому в процессе подготовки высокопрофессиональных педагогов-музыкантов народной музыке уделяется особое внимание, как фактору, помогающему развивать необходимые будущему педагогу качества личности. Использование музыкального фольклора разных народов мира в профессиональном музыкально-педагогическом образовании позволяет создать благоприятные условия для актуализации индивидуальных возможностей и открывает перспективу саморазвития личности.

Необходимость расширения межкультурных контактов, возрождения народных музыкальных традиций обусловила актуальность подготовки в педагогических институтах учителей музыки, руководителей детских народных коллективов, владеющих системой знаний песенного фольклора, навыками народного пения, и в том числе китайской музыки. Однако программы для ее изучения не разработаны. Это определило проблему и выбор темы диссертационного исследования: «Китайская народная музыка как средство профессиональной педагогики студентов музыкальных факультетов».

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, педагогических условий и методов освоения спецкурса «Китайская народная музыка».

Объектом исследования является китайская народная музыка в контексте профессиональной музыкально-исторической подготовки педагога-музыканта.

Предмет исследования — процесс изучения будущими педагогами музыкантами китайской народной музыки, как составляющей неевропейских культурных традиций.

Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

1. Рассмотреть особенности китайской народной музыки как составляющей национальных и мировых традиций, и выявить ее влияние на развитие китайской профессиональной музыки.

2. Обосновать теоретико-методические позиции освоения китайской народной музыки студентами музыкально-педагогических факультетов российских вузов.

3. Разработать спецкурс «Китайская народная музыка» и апробировать его в процессе опытно-экспериментальной работы.

Гипотеза нашего исследования:

Эффективность освоения китайской музыки зависит от комплекса следующих педагогических условий:

— формирование у студентов знаний культурологического интегрированного характера, содержание которых основано на синтезе истории культуры Китая, эстетики восточных музыкальных традиций и собственно китайской народной музыки;

— осуществление межпредметных связей между дисциплинами историко-теоретического цикла, на основе сопоставления китайской музыки с музыкой европейских стран и России, направленного на постижение общего и особенного в каждой музыкальной культуре;

— применение комплекса специальных методов обучения: культурологического анализа истории музыки Китаясопоставление произведений разных видов искусств (живопись, архитектура, музыка европейской, русской и китайской традиций) — вокализация и сольфеджирование китайских народных мелодий и др.

Методологическую основу исследования составили положения отечественной и зарубежной педагогической науки, труды китайских и зарубежных философов, педагогов и культурологов, посвященные вопросам образования (О.А.Апраксина, Э. Б. Абдуллин, Ю. К. Бабанский, Инь Айцин, В.А.Канн-Калик, В. В. Краевский, Лю Пэй, Л. А. Рапацкая и др.), культуры (С.А.Арутюнов, И. В. Гайда, М. Е. Кравцова, А. В. Меликсетова, Д. Г. Редер, Тураев.

Б.А., Фань Вэнь Лань и др.), истории и психологии искусства (Б.В.Асафьев, Р. И. Грубер, Се Менган, В. И. Петрушин, Цзо Чжэньгуань и др.). При разработке проблемы содержания спецкурса китайской музыки автор опирался на работы В. П. Шестакова, М. Н. Скаткина, И. Я. Лернера, И. И. Земцовского, Л. А. Рапацкой, Э. Б. Абдуллина и др.

Для решения задач исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ философской, культурологической исторической искусствоведческой, психолого-педагогической литературыизучение государственных программ музыкальных вузов по предметам музыкально-исторического цикла и анализ учебно-методической документации, учебных планов, пособий и учебников, а также передового музыкально-педагогического опытаобобщение опыта преподавания курса «Китайская народная музыка» автором диссертацииэмпирические методы анализа педагогической действительности (целенаправленное педагогическое наблюдение, анкетирование, педагогическое собеседование и др.). При проведении экспериментального исследования использовался метод рейтинга.

Основные этапы исследования:

Первый этап — поисково-теоретический (2004;2005 гг.) — изучение и анализ философской, искусствоведческой, психологической и научно-методической литературы по проблеме исследованияопределение и формулировка цели и предмета исследования, разработка гипотезы и задачанализ состояния проблемы и выявление положительных сторон и недостатков в изучении китайской народной музыкипроведение констатирующего этапа эксперимента для определения исходного состояния объекта исследования.

Второй этап — опытно-экспериментальный (2005;2006 гг.) — составление плана и разработка программы формирующего этапа экспериментапроведение формирующего психолого-педагогического эксперимента, выбор форм, методов по спецкурсу «Китайская народная музыка».

Третий этап — заключительно-обобщающий (2006;2007 гг.) — внедрение разработанного спецкурса, анализ его влияния на эффективность нравственного и эстетического воспитанияинтерпретация, обработка и обобщение полученных результатов опытно-экспериментального исследованияоформление результатов.

Научная новизна исследования состоит в разработке стратегии освоения китайской народной музыки в процессе подготовки учителей-музыкантов, направленной на расширение и углубление представлений студентов о мировом музыкальном искусстве за счет обращения к музыкальным культурам народов Востока, до настоящего времени не включавшихся в процесс профессиональной подготовки студентов-музыкантов, воспитание восприимчивости к инокультурным явлениям.

Определены педагогические условия освоения музыкального искусства Китая студентами-музыкантами в педагогических вузах России: формирование системы знаний, раскрывающих своеобразие народной и профессиональной музыки Китаявзаимодействие музыкальных культур России и Китаяосвоение студентами особенностей китайского традиционного национального музицированияформирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к народной музыкальной культуре Китаяразвитие творческого потенциала студентов.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: Разработано и научно обосновано содержание спецкурса «Китайская народная музыка» на основе определения этапов становления китайской народной музыки, особенностей её- музыкального языка и мышления, традиций народного бытования, взаимодействия фольклора и профессионального творчества. Содержание спецкурса построено на взаимодействии двух блоков: историко-теоретического и практического, и направлено на формирование целостного представления о традиционной музыкальной культуре Китая, опыта творческого музицирования (импровизации) в традициях китайской народной музыкипозитивного эмоционально-ценностного отношения к музыкальным традициям культур народов Востока.

Выявлен комплекс специальных методов, способствующий формированию у студентов обобщенных музыкально-образных представлений о традиционной музыкальной культуре Китая в процессе творческого освоения форм китайского фольклорного музицирования. Это методы постижения художественного мира китайской народной песникультурологического ' анализа музыкальной культуры Китаядиалога художественных традиций России и Китая, Европы и Азии, Запада и Востока.

Опытно-экспериментальным путем выявлено влияние спецкурса «Китайская народная музыка» на формирование у студентов познавательного интереса к музыкальным культурам других стран и народов, расширяющего представления об истории мирового музыкального искусства. Освоение спецкурса способствует эффективности творческого развития будущих педагогов-музыкантов, воспитанию межкультурных компетенций.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы, результаты и выводы работы раскрывают перспективы изучения эстетического и воспитательного воздействия инокультурной народной музыки на человека.

Разработан и проверен в условиях опытно-экспериментальной работы спецкурс «Китайская народная музыка», который дополняет курс истории зарубежной музыки, не предусматривающий глубокое освоение восточных культур.

Материалы и результаты исследования могут быть использованы в вузовских спецкурсах, предназначенных для студентов музыкально-педагогических факультетов, а также в общевузовских культурологических и педагогических курсах. Предложенные методические рекомендации могут применяться и в работе учителей музыки и музыкальных руководителей.

Достоверность результатов исследования обеспечена: методологической обоснованностью исходных теоретических положенийприменением комплекса методов научного познания и практической деятельности, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследованиякачественным анализом данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Современный профессиональный уровень музыкально-исторической подготовки будущих педагогов-музыкантов обеспечивается освоением музыкального искусства разных национальных традиций, в том числе традиций китайской культуры. Освоение китайской музыки студентами-музыкантами российских вузов следует начинать с изучения корней китайского искусства — с фольклора, что позволяет понять особенности музыкального языка китайского народа.

2. Эффективность освоения студентами китайской народной музыки, как целостного и самобытного явления культуры стран Востока, определяется комплексом следующих педагогических условий:

— формированием у студентов знаний культурологического интегрированного характера, содержание которых основано на синтезе истории культуры Китая, эстетики восточных музыкальных традиций и собственно китайской народной музыки;

— осуществлением межпредметных связей между дисциплинами музыкально-исторического цикла, и прежде всего историей музыки России и историей китайской музыки (выявлением общего и особенного через сопоставление стилей, жанров, социальных функций);

— применением комплекса специальных методов обучения: культурологического анализасопоставления произведений разных национальных традиций и разных видов искусств (живопись, архитектура, музыка) — вокализация и сольфеджирование народных мелодий и др.

— освоение студентами-музыкантами обрядовых форм и практических приемов и способов музицирования, характерных для традиционной народной исполнительской культуры Китая;

— формирование у студентов обобщенных музыкально-образных представлений об изучаемом явлении в контексте категории «художественная картина мира», корректирующих ценностные нравственно-эстетические ориентации студентов и развивающих их творческий потенциал.

3. Освоение студентами спецкурса «Китайская народная музыка» в единстве приобретаемых знаний и практической их реализации в творческой деятельности активизирует процесс профессионального и личностного развития студентов, способствует пониманию социальной природы музыки, ценности национальных музыкальных традиций своего и других народов, воспитанию межкультурного взаимопонимания и эмпатии.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры музыкальных инструментов МГГУ им. М. А. Шолохова и кафедры музыкального образования Цицикарского государственного университета. Основные положения диссертации и результаты диссертационного исследования отражены в спецкурсе «Китайская народная музыка», а также в публикациях автора в сборниках научных трудов и журналах.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Современный профессиональный уровень подготовки будущих педагогов-музыкантов обеспечивается освоением музыкального искусства разных национальных традиций, что, с одной стороны, расширяет и углубляет их представления о мировом музыкальном искусстве, а с другой — способствует пониманию психологических и культурных особенностей данного народа, его музыкального мышления и музыкального языка. Представленная в исследовании идея о расширении музыкально-исторической подготовки студентов музыкальных факультетов педагогических вузов за счет включения спецкурса «Китайская народная музыка» направлена на развитие межкультурного взаимопонимания и взаимодействия, что может стать одним из факторов корректного регулирования культурных процессов в современном обществе.

2. Исследование показало, что разработанные педагогические условия: формирование системы знаний, раскрывающих своеобразие народной и профессиональной музыки Китая, взаимодействие музыкальных культур России и Китаяосвоение студентами особенностей китайского традиционного национального музицированияформирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к народной музыкальной культуре Китаяразвитие творческого потенциала студентов — активизируют и углубляют процесс освоения содержания спецкурса «Китайская народная музыка» студентами-музыкантами в педагогических вузах России.

3. Эффективности освоения студентами китайской народной музыкальной культуры способствует комплекс специальных методов, ориентирующих образовательный процесс на формирование у студентов обобщенных музыкально-образных представлений о китайской народной музыке в контексте истории развития культур Востока и Западана приобщение к обрядовым формам фольклорного музицирования, характерным для традиционной исполнительской культуры Китаясравнение различных компонентов китайской и русской, китайской и европейской музыкальных и в целом художественных культурразвитие творческого потенциала студентов, их нравственно-эстетических позиций, межкультурного взаимопонимания.

4. Содержание спецкурса «Китайская народная музыка», построенное на взаимодействии теоретических знаний о традиционной музыкальной культуре Китая и практики «живого» музицирования, развивает творческий потенциал студентов, формирует позитивное эмоционально-ценностное отношение студентов к музыкальным традициям народов Востока и в целом воспитывает культуру взаимопонимания людей разных национальностей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. — М. , 1983.
  2. Актуальные проблемы изучения музыкальных культур стран Азии и Африки. — Ташкент, 1983.
  3. Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. — М.: Советский композитор, 1988. — 237 с.
  4. О.А. Из истории музыкального восприятия: хрестоматия. — М., 1980.
  5. А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. — М.: Наука, 1989.-234с.
  6. Л.Г. Профессия — учитель музыки: Книга для учителя. -М., 1984.
  7. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании,— Л.: Музыка, 1973.
  8. .В. Музыкальная форма как процесс. — Л.: Музыка, 1971. — 376 с.
  9. .В. О народной музыке / Сост. И. И. Земцовский, А. Л. Кунанбаева. — Л.: Музыка, 1987. Ю. Ахунов А. Татарская музыка //http://www.tatworld.ru
  10. Ю.К. Интенсификация процессов обучения. — М.: Знание, 1973.
  11. БабанскийЮ.К. Основные условия и критерии оптимального выбора методов обучения // Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. — М. , 1971.
  12. .Ц. Психология в работе учителя: в двух книгах. — М., 2004. Н.БатыршинаГ.И. Педагогические условия творческой самореализации будущего учителя музыки: Дис. канд. пед. наук. — Казань, 2003.
  13. Л.А., Алиев Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов. — М., 2002.
  14. Д.Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества. // Вопросы психологии. — М.: Педагогика, 1976.-№ 4.
  15. Будда. Конфуций. Жизнь и учение. — М. , 1995.
  16. .М. и др. Психология восприятия. Учеб. пособие. — М., 1973.
  17. Взаимодействие культур народов Поволжья и Приуралья. — Казань: ИЯЛИ, 1976.-168 с.
  18. М.Е. Формирование профессиональных коммуникативных умений у будущих учителей музыки в процессе обучения: Дис. канд. пед. наук. — Калининград, 2005.
  19. B.C. Музыка в Китайской Народной Республике. — М., Советский композитор, 1959.
  20. Н.А. Психолого-педагогические условия профессионально- творческого развития личности будущего учителя музыки: Дис. канд. пед. наук. -Майкоп, 2003.
  21. Восприятие музыки. Сб. статей / Ред.-сост. В. Н. Максимов. — М., 1980.
  22. Л.С. Избранные труды. — М., 1985.
  23. Л.С. Психология искусства. — М., 1987.
  24. Л.С. Психология развития ребенка. — М., Эксмо, 2003.
  25. Л.С. Развитие психических функций. — М. , 1960.
  26. Гайда И. В. Китайский традиционный театр сицюй. — М., 1971.
  27. А.Л. О стадиях формирования музыкального восприятия // Проблемы музыкального мышления. — М., 1974. ЗЗ. Грубер Р. И. Всеобщая история музыки. Часть первая. — М. , 1956.
  28. А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.
  29. Древние цивилизации / Под общ. ред. Г. М. Бонгард-Левина. — М., 1989. 38.3емцовский И. Фольклор и композитор. Теоретические этюды. — Л.: Советский композитор, 1977. — 174 с.
  30. Инь Айцин. Подготовка учителя музыки к профессионально личностной рефлексии в системе высшего педагогического образования. — КНР, 2005.
  31. Инь Айцин. Проблемы развития творческих качеств учителя музыки в процессе вузовского обучения. — КНР, 1996.
  32. История Древнего мира П. Расцвет древних обществ. — М., 1989.
  33. М.С. Эстетика как философская наука. — СПб., 1997.
  34. Л.А. Региональная музыкальная культура как средство эстетического развития будущего учителя музыки: Дис. канд. пед. наук. -Краснодар, 2006.
  35. Е.А. Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей студентов: Дис. канд. пед. наук. — Челябинск, 2004.
  36. Канн-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. — Грозный, 1976.
  37. К.В. Ладовые системы в музыке славян и соседних народов. // Избранные труды. Т. 1. — М. , 1971.
  38. Китай. История, экономика, культура. Сборник статей / Под ред. В. М. Алексеева и др. — М.: Юристь, 2001. 48."Китайская музыка". — № 1. — 1994.
  39. Китайская Народная Республика. Справочник. — М., Политиздат, 1989.
  40. Д.К. Музыкальное восприятие: проблема адекватности: Автореф. дис. док. искусств. — М., 1997.
  41. Н.И. Сущность прекрасного. — М. , 1977.
  42. Н.И. Теория эстетического воспитания. — М., 1979.
  43. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. — М, 2005.
  44. Н.И. Теоретическая и методическая профессиональная подготовка студентов педагогических вузов к формированию музыкальности учащихся: Дис. д-ра пед. наук. — М., 2005.
  45. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. — М.: МО РФ, 2002. — 30 с.
  46. М.Е. История культуры Китая. — СПб., 1999.
  47. В.В. Содержание образования: феномен deja vu // «Школа 2100». Непрерывное образование: начальная, основная и старшая школа// Под научной редакцией А. А. Леонтьева. Вып. 5. — М.: Баласс, 2001. — 240 с. — С. 27−33.
  48. В.Б. Комплексная методика профессиональной подготовки преподавателя музыки: Дис. канд. пед. наук. — М, 2003.
  49. П.П. Могучее средство воспитания. Сб. статей. — Л., 1978.
  50. А.А. Педагогическое общение. — М.: Знание, 1979.
  51. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат. 1975.
  52. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — М., 1983.
  53. А.Н. Избранные психологические сочинения: В 2х т./Ред.В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1983.
  54. А.Н. Психология общения. — Тарту: Изд-во ун-та, 1974.
  55. И.Я. Дидактическая система методов обучения. — М., 1976.
  56. .Т. Эстетика воспитания. — М., 1972.
  57. И.С. Древняя китайская поэзия и народная песня юэфу конца 3 в. до н. э. — нач. 3 в. н. э. — М., 1969.
  58. А.Ф. Музыка как предмет логики. — М, 1927.
  59. Лук А. Н. Психология творчества. — М., 1978.
  60. ЛюПэй. Образование нот и психолого-педагогические основы формирования оптимального сценического самочувствия у учащихся-музыкантов. — КНР, 2004.
  61. Лю Пэй. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя музыки.// Сборник статей. — КНР, 2004.
  62. В.А. Профессиональное становление музыканта-педагога в классе индивидуальной исполнительской подготовки: Дис. канд. пед. наук. — М., 2006.
  63. Материалы Посольства КНР в Российской Федерации. //http://www.chinaembassv.ru
  64. В.В. Интонационная форма музыки. — М., 1993.
  65. В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. — М., 1976.
  66. Межэтнические общности и взаимосвязи фольклора народов Поволжья и Урала. — Казань: ИЯЛИ, 1983.-142 с.
  67. А.В. История Китая. — М., 1998.
  68. Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, О. В. Ванилихина, Н. В. Морозова и др.- Под ред. Э. Б. Абдуллина. — М., 2002.
  69. Мин Мэй. Избранные народные песни. — Шанхай, 1949.
  70. Л.С. Музыка в культурных образах мира: Дис. канд. культурологических наук. — Нижневартовск, 2004. 83. Музыка // Генеральное Консульство Китайской Народной Республики в г. Хабаровске // http://www.chinaconsulate.khb.ru
  71. Музыка народов стран Азии и Африки. Сборник статей. — М. — 1969.
  72. Музыкальная энциклопедия. В 6 томах. — М.: Советская энциклопедия, 1973−1982.
  73. Е.В. Логика музыкальной композиции. — М., 1982.
  74. Е.В. О психологии восприятия музыки. — М., 1972.
  75. Народный Китай. — № 24. — 1956.
  76. Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — М. , 1997.
  77. Общая психология. Учебник для студентов пед. институтов / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1977.
  78. В.И. Музыкальная психология. — М.: Владос, 1996.
  79. В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. — М., 1997.
  80. И.А. Формирование педагогического творчества у будущих учителей в процессе обучения в педагогическом университете (На примере музыкально-педагогического факультета): Дис. канд. пед. наук. — Самара, 2005.
  81. А.А. Проблемы музыкальной педагогики: уровень, решение, декларативность. Методологические проблемы музыкальной педагогики // Материалы межреспубликанской научно-практической конференции. -М, 1991.
  82. О.Е. Технология формирования вокально- педагогической культуры учителя музыки в процессе вузовской подготовки: Дис. канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2006.
  83. Познавательные процессы и способности в обучении / В. Д. Шадриков, Н. П. Ансимов, Е. Н. Корнеева и др.- Под ред. В. Д. Шадрикова. — М. , 1990.
  84. ПолеваГ.И. Педагогические условия формирования готовности будущего учителя музыки к профессионально-творческой деятельности: Дис. канд. пед. наук. — Магнитогорск, 2002.
  85. Проблемы терминологии в музыкальных культурах Азиии, Африки и Америки. Сборник научных трудов. — М. , МГК им. Чайковского, 1990.
  86. Психология человека: Учебник для студентов всех специальностей педагогических вузов // И. А. Домашенко, Т. А. Ратанова. — М., 1999.
  87. В.Д. Профессиональная подготовка учителя музыки на основе применения принципа интеграции в педагогическом процессе: Дис. канд. пед. наук. — М., 2003.
  88. Радуль-Затуловский Я. Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. — М.-Л., 1947.
  89. В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. — М, 1989.
  90. В.Г. Дневник творческого развития. — М., 2000.
  91. Х. Восприятие художественного произведения / Книга по эстетике для музыкантов. — М., 1983.
  92. Х. Искусство и эмоции. Изд. 2-е, доп. — М., 1972.
  93. Д.Г., Черкасова Е. А. История Древнего мира. Ч. 1. — М., 1985.
  94. Л. Основы общей психологии. — М., 1946.
  95. Ф.А. Статьи по музыкальному фольклору. — М. -Л. Сов. композитор, 1973.
  96. О. Педагогические проблемы восприятия музыки. // Сб. Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. -Киев, 1986.
  97. СараеваЛ.П. Феномен музыкального фольклора (философско- культурологические аспекты): Дис.канд. филос. Наук. — Белгород, 2006.
  98. СеМэнган. Психология искусства. // Индивидуально- психологические особенности музыкальности. — КНР, 1984.
  99. Се Мэнган. Воспитание и совершенствование музыканта-педагога. -КНР, 1986.
  100. Се Мэнган. Психология музыкальной деятельности. — КНР, 1986.
  101. М.Н. Проблемы современной дидактики. — М., 1971.
  102. Словарь практического психолога. Составитель Головин СЮ. — Минск, 1998.
  103. А. «Псалмы Соломона». — Казань, 1896.
  104. Советский энциклопедический словарь. — М., 1984.
  105. Современность и фольклор: Статьи и материалы / отв. Ред. и сост. В. Е. Гусев. — М.: Музыка, 1977.
  106. Современный словарь иностранных слов. — СПб.: «Дуэт», 1994. — 752 с.
  107. А.Н. Воспитательная роль музыки. — Л., 1975.
  108. В.А. // Избр. пед. соч. в 5 т. — М., 1979. — ТI.
  109. В.А. О воспитании. — М., 1973.
  110. В.А. Сердце отдаю детям. — Киев, 1971.
  111. А., Руководство по восточной музыке. — Ереван, 1968.
  112. Г. С. Проблемы духовной потребности. — М., 1979.
  113. Теория музыкального образования: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 336 с.
  114. .М. 1. Психология музыкальных способностей // Избр. труды. — В 2 т. — М, 1985.
  115. .М. 2. Способности и одарённость. Избранные труды. — Т. 1. — М.: «Педагогика», 1985.
  116. .А. История Древнего Востока. — Т. 1. — М., 1936.
  117. У Ген-Ир. Введение в музыку стран Дальнего Востока. — Петрозаводск, 2002.
  118. Фань Вень Лань. Древняя история Китая от первобытнообщинного строя до образования централизованного феодального государства. — М., 1958.
  119. Философский энциклопедический словарь. — М, 1997.
  120. Л.М., Волков К. Н. Психологическая наука — учителю. — М., 1985.
  121. Н.А. Совершенствование профессионально-технической подготовки учащихся в контексте традиций мировой музыкальной педагогики: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М. , 1998.
  122. И.Ф. Педагогика. — М.: Высшая школа, 1990.
  123. Р.Н. Народное художественное творчество как средство эстетического воспитания старшеклассников в процессе внеклассной работы (на материале Марийской АССР): Дисс... канд. пед. наук. — М., 1980.
  124. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин- тов /Сост. В.В. Мироненко- Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд., перераб. и доп. — М. , 1987.
  125. Цзо Чжэньгуань. О музыкально-теоретической системе «люй» в китайской музыке // Музыка нардов Азии и Африки. Выпуск 5. — М, 1987.
  126. ЦыпинГ.М. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. — М., 1988.
  127. Шнеерсон Г. М: Музыкальная культура Китая. — М., 1953.
  128. B.C. Музыка и слушатель. — М., 1972.
  129. К.В. Народные традиции и фольклор. Очерки теории. — Л.: Наука, 1986.-303 с.
  130. ЧженИ.А. Профессиональная музыкальная культура стран Дальнего Востока в контексте межкультурных взаимодействий: Дис. канд. культурологических наук. — Чита, 2006. 153. «Чжуцзы цзичэн». Собрание древних мыслителей. В трёх томах. Т. З. -
  131. В.В. Философия рациональности. — М.: Дрофа, 1998.
  132. Н.Г. Музыка Востока и музыка Запада: типы музыкального профессионализма. — М., «Советский композитор», 1983.
  133. .И. Детское музыкальное творчество на русской народной основе. — Санкт-Петербург: Композитор, 1997.
  134. Г. Музыкальная культура Китая. — М, 1952.
  135. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. — М., 1974.
  136. Энциклопедия нового Китая. — М., «Прогресс», 1989.
  137. И.М. Психология взаимопонимания. — Казань, 1991.
  138. .Л. Строение музыкальной речи. Материалы и заметки. — М. , 1958.
  139. П.М. Психология художественного восприятия. — М., 1964.
  140. Ян Хэпин. Основы музыкальной педагогики: Учебное пособие. Шанхайский гос. пед. инст-т. — КНР, 2004.
  141. Ян Цзинчунь. Музыкальная педагогика и исполнительство. — КНР, 1990.
  142. Ян Цзинчунь. Практические занятия по психологии. — КНР, 1990.
  143. Ян Цзинчунь. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки.-КНР, 1997.
  144. Ян Цзинчунь. Программы комплексного творческого воспитания музыканта-исполнителя. — КНР, 1994.
  145. К.Е. Национальные музыкальные системы как основа развития мирового музыкального искусства. // Методика преподавания музыки в средней школе: Пособие для учителя музыки. — Уфа: Башкортостан, 1990.
Заполнить форму текущей работой