Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия подготовки студентов к приобщению детей дошкольного возраста к эстетическим ценностям

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведённое в рамках пилотажного эксперимента анкетирование и тестирование выпускников педагогического вуза, педагогов дошкольных образовательных учреждений выявило недостаточность подготовленности специалистов дошкольного профиля к приобщению детей к эстетическим ценностям, что проявляется в низком уровне их художественно-эстетической культуры, эстетических ценностных ориентаций, в отсутствии… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЭСТЕТИЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ
    • 1. 1. Основные психолого-педагогические подходы к приобщению
    • 1. 2. Готовность будущих педагогов к приобщению дошкольников
    • I. 3. Педагогические условия подготовки студентов педвуза к приобщению детей дошкольного возраста к эстетическим ценностям
  • Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА И РЕЗУЛЬТАТОВ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЭСТЕТИЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ
    • II. I. Выявление степени готовности будущих специалистов дошкольного образования к приобщению детей к эстетическим ценностям
      • 11. 2. Организация и методика опытно-экспериментальной работы по подготовке студентов к приобщению детей дошкольного возраста к эстетическим ценностям

      11.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по подготовке будущих педагогов к приобщению дошкольников к эстетическим ценностям.122детей дошкольного возраста к эстетическим ценностям к эстетическим ценностям

Педагогические условия подготовки студентов к приобщению детей дошкольного возраста к эстетическим ценностям (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный мир обладает огромным потенциалом нравственно-эстетической культуры, однако у многих людей не выработаны необходимые ориентации и потребности в прекрасном. В связи с этим возрастает роль образования в процессе формирования культуросообразного, неутилитарного характера ценностных ориентиров личности, в частности эстетических ценностей. Обеспечение их усвоения — одна из важнейших задач отечественного образования. Характерная особенность эстетических ценностей заключается в том, что они не существует в отрыве от других, а как бы накладываются на все остальные ценности, облагораживая их. Превращая людей в творцов эстетически ценных вещей, они придают нашей деятельности и её результатам эмоциональную насыщенность, совершенную форму, гуманистический смысл и художественную завершенность.

Приобщение к эстетическим ценностям происходит в течение всей жизни человека, но исключительно важным периодом для этого многие выдающиеся психологи и педагоги (Н.А.Ветлугина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Т. С. Комарова и другие) считают дошкольный возраст. Ребенок дошкольного возраста «открыт» для мира прекрасного.

Человек не рождается с готовыми эстетическими потребностями, вкусами, ценностями, идеалами, он всё это приобретает, живя в определенной обстановке, общаясь с другими людьми. При этом стихийное развитие эстетических потребностей, ценностных ориентации не всегда имеет положительный результат. Одним из важных условий, от которых зависит успешность приобщения дошкольников к эстетическим ценностям, является руководство этим процессом со стороны’педагога, ибо характер и уровень отношений в этом возрасте определяют взрослые. Следовательно, решение данной проблемы требует высококвалифицированных педагогов, способных сделать эстетические ценности достоянием внутреннего мира каждой личности.

Проведённое в рамках пилотажного эксперимента анкетирование и тестирование выпускников педагогического вуза, педагогов дошкольных образовательных учреждений выявило недостаточность подготовленности специалистов дошкольного профиля к приобщению детей к эстетическим ценностям, что проявляется в низком уровне их художественно-эстетической культуры, эстетических ценностных ориентаций, в отсутствии необходимых знаний, умений и навыков по организации процесса приобщения к эстетическим ценностям дошкольников. Все это актуализирует проблему совершенствования подготовки будущих педагогов к приобщению детей дошкольного возраста к эстетическим ценностям.

Изучением проблемы подготовки педагогов к. эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста занимались многие психологи и педагоги: Н. К. Крупская, Е. И. Тихеева, А. П. Усова и другие. В последние годы эту проблему исследовали Е. А. Агарева, А. В. Антонова, Т. С. Комарова и другие.

В настоящее время найден ответ на многие вопросы: изучена структура деятельности и личности педагога (С.М.Архангельский, И. И. Ильясов, Н. В. Кузьмина, А. И. Мищенко и др.) — определено научно обоснованное содержание педагогического образования, круг общепедагогических знаний и умений, которыми должен овладеть будущий учитель (Е.П.Белозерцев, В. И. Гриценко, З. Д. Жуковская, И. А. Колесникова и др.) — выявлены пути совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе, обусловленные новыми функциями специалиста в современном обществе (И.Д.Багаева, А. А. Орлов, И. Л. Федотенко, Н. А. Шайденко и др.). Проблемам совершенствования подготовки педагогов дошкольного профиля посвящены работы М. П. Бобровой, Л. В. Поздняк, К. Е. Праховой, Л. Г. Семушиной, В. И. Ядешко и др. Теоретически обоснован эмоционально-ценностный компонент содержания образования (Л.Я.Зорииа, И. К. Журавлев, И. Л. Лернер, С. И. Маслов и др.). Попытки решить проблему приобщения детей дошкольного возраста к эстетическим ценностям осуществлялись педагогами и психологами (Н.А.Ветлугина, Э. И. Залкинд, Н. М. Зубарева, Т. С. Комарова и др.) в области отдельных, обособленных направлений воспитательной работы (изобразительное искусство, труд, музыка, литература и т. п.). Основы эстетической подготовки студентов педагогических вузов освещены в трудах М. В. Веселовской, Г. П. Выжлецова, И. Г. Каневской, Г. И. Королёвой, Г. А. Петровой и др. Влияние усвоенных ценностей на личностные качества и профессионализм педагога показано в исследованиях Л. А. Блохиной, Т. И. Груздовой, Л. В. Разживиной, И. Л. Федотенко и других. Теоретические основы и практические рекомендации по подготовке будущего педагога дошкольного профиля к эстетическому воспитанию детей даны в обобщающих работах А. В. Антоновой, М. В. Веселовской, О. В. Горбовой и других.

Однако остаётся нерешённым ряд вопросов, связанных с обоснованием структуры, содержания и технологии подготовки студентов к приобщению детей дошкольного возраста к эстетическим ценностям. Осуществляемые попытки решить эту проблему оказались недостаточными. Таким образом, возникло противоречие между необходимостью подготовки будущих педагогов к приобщению дошкольников к эстетическим ценностям и отсутствием научно обоснованных ориентиров, обеспечивающих эффективность данной подготовки. Стремление разрешить это противоречие определило тему нашего исследования: «Педагогические условия подготовки студентов к приобщению детей дошкольного возраста к эстетическим ценностям».

Объект исследования: профессиональная подготовка будущих специалистов дошкольных учреждений в системе высшего педагогического образования.

Предмет: совокупность педагогических условий, обеспечивающих подготовку студентов к приобщению дошкольников к эстетическим ценностям.

Цель исследования: выявить педагогические условия эффективной подготовки будущих педагогов к приобщению детей дошкольного возраста к эстетическим ценностям.

Гипотеза исследования: подготовка будущих педагогов к приобщению дошкольников к эстетическим ценностям будет эффективна, если:

• дидактическая модель данной подготовки строится на аксиологической основе и включает в себя целевой, научно-определяющий, структурно-функциональный, методико-исследовательский и результативный компоненты;

• осуществляется межпредметная интеграция философско-культурологических, психолого-педагогических, предметно-методических знаний с целью эстетико-аксиологического и профессионального образования;

• формируются ценностные ориентации самих студентов через использование комплекса методов, направленных на усвоение эмо-тивного, когнитивного, результативно-творческого компонентов данных ориентаций;

• овладение технологией осуществляется в процессе изучения дисциплины специализации, включающей в себя индивидуальную творческую деятельность студентов аксиологической и методической направленности;

• актуализация и совершенствование владения технологией осуществляется в период педагогических практик.

В соответствии с целью, предметом и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1 .Охарактеризовать сущность процесса приобщения детей дошкольного возраста к эстетическим ценностям и выявить основные психолого-педагогические подходы к руководству данным процессом.

2.Изучить состояние готовности педагога дошкольного профиля к приобщению детей к эстетическим ценностям.

3.Выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие успешную подготовку студентов вуза к данной работе.

4.В ходе опытно-экспериментального исследования проверить эффективность выявленных педагогических условий.

Методологическую основу исследования составляют философские теории: ценностей и ценностных ориентаций личности (А.Г.Здравомыслов, Н. Д. Никандров, В. П. Тугаринов и др.), педагогические теории: профессионального образования и подготовки педагогов (О.А.Абдуллина, Е. П. Белозерцев, Н. В. Кузьмина, А. А. Орлов, В. А. Сластёнин, Н. А. Шайденко и др.), эмоционально-ценностного компонента содержания образования (И.Я.Лернер, С. И. Маслов и др.), эстетического образования (Н.А.Ветлугина, Т. С. Комарова, Б. Г. Лихачёв, А.А.Мелик-Пашаев и др.).

В процессе исследования применялись следующие методы: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературынаблюдение за деятельностью студентованкетированиебеседыанализ продуктов деятельности (сочинений, контрольных и курсовых работ, отчетов) — моделированиеэкспериментматематические методы обработки результатов эксперимента.

Этапы исследования:

На первом этапе (1997;1998 г. г.) проводилось изучение психолого-педагогической, философской литературы по проблеме исследованияизучалось реальное состояние готовности педагогов к приобщению дошкольников к эстетическим ценностямопределялись исходные позиции исследования.

На втором этапе (1998;1999г.г.) уточнялись некоторые теоретические положения, составляющие основу исследованияразрабатывалась модель, и определялись условия формирования у студентов готовности к приобщению детей дошкольного возраста к эстетическим ценностям.

На третьем этапе (1999;2003г.г.) осуществлялась экспериментальная работа, обрабатывались и обобщались полученные данныеформулировались выводыподводились итоги исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Подготовка студентов к приобщению детей дошкольного возраста к эстетическим ценностям является процессом формирования эстетических ориентацийпрофессионально-личностных качеств, эстетико-аксиологических, методико-дидактических знаний, профессионально-педагогических умений будущих педагогов и выражается в их готовности к данной деятельности.

2. Модель подготовки студентов к приобщению дошкольников к эстетическим ценностям строится на аксиологической основе, адекватно отражая цель, структуру и содержание их будущей профессиональной деятельности и включает в себя научно-определяющий, структурно-функциональный, методико-исследовательский и результативный компоненты.

3. Межпредметная интеграция философско-культурологических, психолого-педагогических, предметно-методических дисциплин в целевой направленности на эстетико-аксиологическое образование студентов и их профессионально-педагогическую подготовку создает условия для трансформации знаний в убеждения, в профессиональную позицию.

4. Систематизированный комплекс методов, направленных на формирование эмотивного, когнитивного, результативно-творческого компонентов эстетических ценностных ориентаций студентов.

5. Дисциплина специализации, построенная с учетом критериев концептуальное&trade-. системности, управляемости, эффективности, включающая в себя индивидуальные творческие задания, направленная на овладение технологией приобщения дошкольников к эстетическим ценностям.

6. Актуализация и практическое овладение технологией происходит в период педагогических практик, которые включают в себя репродуктивные и творческие задания эстетико-аксиологической и методической направленности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования отражены в научных статьях, тезисах и материалах конференций. Они обсуждались на заседаниях кафедры педагогики ТГПУ им. Л. Н. Толстого (1997;2002 гг.) — на ежегодных итоговых научных конференциях преподавателей (1997;2002гг.) — на межвузовских научных и научно-практических конференциях (Тула 1997;2002гг.- Калуга 1999 г.- Орёл, 2000 г.) — на международных семинарах и научно-практических конференциях (Тула 1997;2002 гг.).

Опытно-экспериментальная база исследования — факультет педагогики и психологии развития ребенка Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— конкретизировано понятие «подготовка студентов к приобщению дошкольников к эстетическим ценностям»;

— сконструирована модель подготовки будущих педагогов к приобщению детей дошкольного возраста к эстетическим ценностям;

— предложен комплекс методов формирования эстетических ценностных ориентаций у студентов;

— разработаны принципы построения, структура и содержание дисциплины специализации, направленной на овладение технологией приобщения дошкольников к эстетическим ценностям;

— выявление педагогических условий подготовки студентов к приобщению детей к эстетическим ценностям способствует совершенствованию и конкретизации теории эстетического воспитания.

Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная модель подготовки студентов к приобщению дошкольников к эстетическим ценностям может быть использована при разработке программ и учебно-методических комплексов для факультетов дошкольного воспитаниясозданные программа и учебно-методический комплекс дисциплины специализации могут использоваться в педагогических вузах для подготовки студентов к эстетическому воспитанию детейсистема методов формирования эстетических ценностных ориентаций у студентов может применяться преподавателями вузов для решения воспитательных задачполученные знания об эстетических ценностях, технологии приобщения к ним дошкольников могут использоваться на лекционных и практических занятиях по дошкольной педагогике.

Выводы ко второй главе:

1. Выработанный комплекс показателей позволяет однозначно характеризовать уровень сформированности умения выпускников педагогического университета — специалистов дошкольного образования приобщать детей дошкольного возраста к эстетическим ценностям.

2. Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили гипотезу о необходимости создания действенной системы подготовки специалистов дошкольного образования к приобщению детей дошкольного возраста к эстетическим ценностям и позволяют утверждать, что использование данных умений выпускников педвуза в реальной практике в значительной степени оказывает влияние на уровень присвоения эстетических ценностей дошкольниками, их эстетической воспитанности в целом.

3. Внедрение разработанного комплекса педагогических условий способствует повышению эффективности подготовки студентов к реализации эмоционально-ценностного компонента эстетического образования детей дошкольного возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведённое теоретическое и эмпирическое исследование свидетельствует, что подготовка будущих педагогов дошкольного профиля к приобщению детей к эстетическим ценностям представляет сложную многогранную проблему. Её можно успешно разрешить на основе детально разработанной системы, которая моделирует предстоящую профессиональную деятельность и личность педагога дошкольного образования.

В исследовании получены следующие основные результаты:

1. Уточнено понятие «подготовка студентов к приобщению дошкольников к эстетическим ценностям», которое является процессом формирования эстетических ценностных ориентаций, профессионально-личностных качеств, эстетико-аксиологических, методико-дидактических знаний, профессионально-педагогических умений будущих педагогов и выражается в их готовности к данной деятельности;

2. Построена модель подготовки студентов к приобщению дошкольников к эстетическим ценностям на аксиологической основе, адекватно от ражающая цель, структуру и содержание их будущей профессиональной деятельности. В структуру модели вошли научно-определяющий, структурно-функциональный, методико-исследовательский и результативный компоненты.

3. Осуществление межпредметной интеграции философско-культурологических, психолого-педагогических, предметно-методических дисциплин в целевой направленности на эстетико-аксиологическое образование способствует трансформации знаний в убеждения выражающих профессиональную позицию.

4. Готовность студентов к приобщению дошкольников к эстетическим ценностям зависит от сформированности у них ценностных ориентаций. Поэтому подготовка будущих педагогов включает систематизированный комплекс методов, направленных на усвоения эмотивного, когнитивного, результативно-творческого компонентов формируемых ценностных ориентаций.

5. Овладение технологией приобщения дошкольников к эстетическим ценностям происходит в процессе изучения дисциплины специализации, построенной с учетом критериев концептуальности, системности, управляемости, эффективности и включающей в себя индивидуальные творческие задания.

6. Включение репродуктивных и творческих заданий эстетико-аксиологической и методической направленности в педагогическую практику способствует актуализации и практическому овладению технологией приобщения дошкольников к эстетическим ценностям.

Полученные результаты опытно-экспериментальной работы позволяют утверждать, что цель нашего исследования, заключающаяся в выявлении педагогических условий подготовки студентов к приобщению дошкольников к эстетическим ценностям, достигнута. Отслеженная положительная динамика выбранных нами показателей готовности студентов к данной деятельности приводит к выводу, что выдвинутая гипотеза верна.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее раскрытие проблемы подготовки специалистов дошкольного образования к приобщению детей к эстетическим ценностям. В качестве направлений дальнейших исследований можно определить следующие проблемы: осуществление подготовки студентов к приобщению детей дошкольного возраста к эстетическим ценностям на основе углубления межпредметных связей философских, психолого-педагогических и методических дисциплинустановление преемственности в вопросах подготовки будущих педагогов дошкольного профиля и начальной школы к работе в данном направлении.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , О.А. Обще педагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. — М. Просвещение, 1990. -141с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-335 с.
  3. , Е.А. Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувств прекрасного // Дошкольное воспитание. 194.-№ 4.-С.2.
  4. , Ю.П. Босоногие Сократы: Приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям //Дошкольное воспитание. 1996. — № 6.
  5. , Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985.-127 с.
  6. Аксеологические национальные приоритеты образования и воспитания.// Материалы XVIII сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической наг- и. / Под ред. З. И. Равкина. -М.: ИТОПРАО, 1997.
  7. , В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал, 1984. — № 5.
  8. , Ю.Б. Дидактические аспекты художественного образования. // Современная дидактика: Теория практике / Под ред. И. Я Лернера, И. К. Журавлева. — М.: ИТП ИМИО РАО.-1993.
  9. О.Алиева, Т. И. Проектирование условий эстетического развития: содержание и формы // Дошкольное воспитание. 1998.- № 2.- С. 51.
  10. , Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. М.: Наука, 1980.-Т.2.-492 с.
  11. , С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М.: Мысль, 1988.- 253с.
  12. , С.Ф. Теория ценностей в отечественной философии XX века.// Вестник МГУ.- 1994.- № 4.
  13. Антология педагогической мысли России второй пол. XIX нач. XX в. / П. Н. Лебедев.- М.: Педагогика, 1990. — 603 с.
  14. , В.Г. Мировоззрение идгйная основа художественного творчества. — Киев: Выща школа, 1979. — 179 с.
  15. , А.В. Эстетическое образование как фактор профессиональной подготовки педагога дошкольного воспитания в педагогическом вузе: Автореф. Дис. .докт. Пед. наук М., 2001.- 42с.
  16. , Н.Л. Уроки прекрасного.- М.: Просвещение, 1983.- 128с.
  17. , Е.А. Ребёнок в дошкольные годы / Под ред. А. В. Запгрожца и В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1968 — 445с.
  18. , И.С. Ценности и воспитание // Педагогика 1999.- № 4.
  19. , С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учеб. пособие. М.: Высш. школа, 1980. -368 с. 21 .Асмолов, А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 105 с.
  20. , И. Б. Эстетика. М.: Московский рабочий, 1971.- 439с.
  21. , Н.А. Красота как общечеловеческая и национальная ценность в системе м> ыкального воспитания российской школы / Под ред. З. И. Равкинп М: ИТПиО РАО, 1995.
  22. Атаджа:сова, Ш. д. Эстетическое воспитание личности. Ашхабад: Ылыим, 1990.
  23. , К.Ш., Амиров, А.Ф. Формирование ценностных ориентаций будущих учителей // Педагогика. 2002.- № 3. — С. 50.
  24. , В.И., Ашикова, С.Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. — М.: Педагогическое общество России, 1988 172 с.
  25. , Ю.К. Педагогика высшей школы. Алма-Ата: Мехтеп, 1989.- 176 с.
  26. , И.Д. Профессионализм педагогической деятельности и основы его формирования у будущих учителей: Автореф. дис. докт. пед. наук.-Л., 1991.-36 с.
  27. , И.Ф. Проблема ценностей внимание исследователей // Вопросы философии.- 1965.- № 9.
  28. , Л., Литвин, Л. О некоторых проблемах вузовской подготовки специалистов по дошкольному воспитанию. //Дошкольное воспитание. 1990.-№ 7.-С. 2.
  29. , Э. Философские исследования о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М.: Искусство, 1979.- 237с.
  30. , В.П., Татур, Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Педагогика, 1989.-324 с.
  31. , П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. -304 с.
  32. , Л.А. Формирование мотивационно-ценностного отношения будущих учителей к воспитательской деятельности: Дис. канд. пед. наук. М., 1992.
  33. , МП. Дидактическая подготовка педагогических кадров дошкольных учреждений в контексте профессиональной деятельности. -Барнаул: Изд-во БГПУ, 1997. — 93 с.
  34. , Е.Н., Прасолова, E.JI. Современная педагогика: ценности, понятия, смыслы. Междисциплинарный понятийно-терминологический словарь-справочник. Калуга, 1999.
  35. , JI.H. Проблема содержания образования в современной теории и методике обучения. // Современные проблемы образования. -Тула: Тулгоспедуниверситет им. JT.H. Толстого, 1997.
  36. , М.В. Ценностные ориентации российского образования в I трети XX // Педагогика.- 1996, — № 3.- С.З.
  37. , А.А. Психология о личности.- М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1988.188 с.
  38. , Л.И. Проблемы формирования личности // Избранные психологические труды/ Д. И. Фельдштейн. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. — С. 352.
  39. , JT.P., Комарова, Т.С., Баранов, С. П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средн. пед. учебн. заведений. — М.: Издат. центр «Академия», 1998. — 240 с.
  40. , Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. — 1995.- № 4.- С. 4.
  41. , Ю. Б. Эстетика. М.: Просвещение, 1981.
  42. , Р.С. Детский сад: некоторые проблемы гуманизации педагогического процесса. //Дошкольное воспитание. 1994. — № 3. — С.35.
  43. , Т.М., Зевина, О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей культурных символов в индивидуальном сознании // Вопросы психологии.-1997.-№ 5.
  44. , В. В. Проблема прекрасного.- М.: Просвещение, 1957.
  45. , М. А. О дальнейшем совершенствовании эстетического воспитания детей //Дошкольноевоспитание.-1991.-№ 1.
  46. , А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991.
  47. , М.В. Эстетическое воспитание в системе профессиональной подготовки студентов педагогических институтов: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1981.
  48. , М.Я. Педагогические основы формирования опыта творческой деятельности будущих учителей: Учеб. пособие. М.: Прометей.-1993.- 117с.
  49. , В.К. Целепобудительная функция эмоций. // Психологические исследования, вып.4. М.: Изд-во МГУ, 1976.
  50. Выготский, J1.C. Воображение и творчество в детском возрасте: Пси-хол. очерк: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.- 93с.
  51. Выготский, J1.C. Педагогическая психология. / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  52. Выготский, J1.C. Психология искусства: Анализ эстетических реакций/. комментарий B.C. Иванова и др.- 5-е изд. М: Лабиринт, 1998.- 405с.
  53. , Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-500 с.
  54. , Г. П. О методологической основе единства теории и практики эстетического воспитания студентов // Эстетическое воспитание в ВУЗе / Отв. ред. Г. П. Выжлецов. Л.: ЛГУ, 1990. — 156 с.
  55. , Г. Г. Актуальность прекрасного.- М.: Искусство, 1991.
  56. , Н.М. Использование интегративных связей для формирования у студентов профессиональных умений: Автореф. дис. канд. пед. наук. J1., 1987.
  57. , Б. С. Общечеловеческие ценности в образовании // Педагогика. 1992.- № 5.
  58. , Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. -М.: ЧеРО, 1999.-336с.
  59. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1990.
  60. , С. С. Специфика эстетического сознания. М: Высшая школа 1974.- 1 Юс.
  61. , В.П. Педагогическая практика у студентов: новые подходы // Педагогика № 5. 1996. — С. 63.
  62. ГреЬнев, И. В. Методическая подготовка студентов: новые научные подходы // Педагогика № 1. 1996. — С.37.
  63. , Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М.: Изд. центр «Академия», 1997. — 272 с.
  64. , Е.С. Палитра чувств: о трагическом и комическом.- М.: Просвещение, 1991.- 189с.
  65. , Е.С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1986.-239 с.
  66. , И.Н. Механизм формирования ценностных ориентаций у студентов: Автореф. дис. канд. фил. наук. Минск, 1987. — 18 с.
  67. , А.В. Что такое эстетика.- М.: Просвещение, 1982.- 53с.
  68. Гурина, Т. П. Представления старшеклассников о ценностях // Педагогика № 4.- 1995.-С. 45.
  69. , П.С. Современный гуманитарный словарь справочник.- М. Педагогика, 1999.
  70. , Н.А. Место и роль ценностных ориентаций в системе мировоззрения: Автореф. дис. канд. фил. наук. М., 1990.
  71. , А.Я. Проблема эмпирического и теоретического в отечественной педагогике // Педагогика, № 5. 1997. — С. 42.
  72. , Н.В. Проблема ценности и ценностного отношения // Вестник МГУ. Сер. Философия. 1974. — № 2. — С. 44.
  73. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду./ Под ред. Т. Н. Бабаевой, З. А. Михайловой, J1.M. Гурович. СПб.: Акцидент, 1996.-224 с.
  74. , О. В. Эстетика.- М.: Издательский центр «Ау 1995.
  75. До донов, Б. И. Эмоция как ценность.- М.: Политиздательство, 1978.-272с.
  76. , О.В. Диагностика и формирование представлений о красоте в старшем дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание.- 1996.- № 6.- С. 98.
  77. , М.И., Кандыбович, JI.A. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: БГУ, 1981. — 80 с.
  78. , И.В. Введение в психологию духовного развития личности ребёнка: Психологические основы духовной педагогики. Тула, 1997. -128с.
  79. , Э. И. Об искусстве малышам о формировании эстетического сознания дошкольников // Дошкольное воспитание. — 1989.- № 12.-С.14.
  80. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Научн. ред. JI.A. Парамонова, А. Н. Давидчук, К. В. Тарасова и др. — М.: Карапуз, 1997. —288 с.
  81. ОО.Казакина, М. Г. Формирование ценностей старшеклассников. Л.: ЛГПИ, 1989.
  82. , Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1983. 112 с.
  83. Ю2.Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. -144 с.
  84. ЮЗ.Караковский, В. Г. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. // Воспитание школьников. — 1993.-№ 2.
  85. , Е. В. О добром и прекрасном // Педагогика. 1990.- № 5.- С. 23.
  86. , Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности //Вопросы психологии, 2000. № 4. — С. 29.
  87. Об.Киященко, Н. И. Искусство и духовный мир человека. М.: Знание, 1983.-112с.
  88. Ю7.Князева, О.Л., Маханева, М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа: Учебно-методическое пособие. -СПб.: Детство-Пресс, 1988. 304 с.
  89. Ю8.Коган, М. С. Философская теория ценности. СПб., 1997.
  90. , С.А. Я Человек: Программа приобщения ребенка к социальному миру. — М.: 1996.
  91. , Н.М. Методика трудового обучения мл. шк. Основы ди-зайнобразования.'.Учебное пособие для студентов средних пед. уч. Зав. -М.: Академия, 1999.-192с.
  92. , Т.А. Природа и художник: Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных учреждений (вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная группы). -М.: ТЦ „Сфера“, 2001. 208с.
  93. М.Королева, Г. И., Петрова, Г. А. Система эстетической подготовки студентов в высших учебных заведениях. Казань: Изд-во Казанского унта, 1984.- 182 с.
  94. , Ю. Создание условий для эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 1982.- № 7.- С.ЗЗ.
  95. , Н.Г. Роль эстетического идеала в формировании ценностных ориентаций личности: Автореф. Дис. Канд. Фил. Наук. Тбилиси, 1980.
  96. Краткий словарь по эстетике / М. Ф. Овсянникова.- М.: Просвещение, 1983.
  97. , О.А. Эстетика: Учебник.- М.: Просвещение, 1998.
  98. , В.П. Категория прекрасного и эстетический идеал.- М.: МГУ, 1985.
  99. Крутоус, В. Г1. Путь к прекрасному (об эстетическом идеале).- М.: Просвещение, 1989.
  100. Т.В. Об эстетическом отношении к действительности.// Вестник МГУ. 1994, № 5.
  101. , Н.В. Понятие „педагогическая система“ и критерии её оценки. Методы системного педагогического исследования. Д.: ЛГУ, 1980.-246 с.
  102. , Н.В. Психологическая структура деятельности учителя. -Гомель: 1976. 56 с.
  103. , Н.В., Гинецинский, В.И. Актуальные проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя // Советская педагогика, 1982.-№ 3.-С.63.
  104. , JI.B., Мерзлякова, С.И. Программа „Москвичек“. — Москва: МИПКРО, 1996−48 с.
  105. , Ю.Н., Сальникова, Н.Е. Игровые ситуации в процессе обучения студентов педвузов. Педагогические проблемы и способы их решения учителем. JL: Просвещение, 1979.
  106. , О.А. Путешествие в прекрасное.- М.: Баласс, 1999.- 121с.
  107. , Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
  108. , В. Л. Охота за мыслью. (Заметки психиатра). М.: Молодая гвардия, 1971.-224с.131 .Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. /Под ред. В. В. Давыдова и др.- М: Педагогика 1983.- 300 317с.
  109. , А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Просвещение, 1975.-304 с.
  110. , А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.
  111. , В.Г. Формирование духовных потребностей учащейся молодежи. Новосибирск: НГПИ, 1979. — 139 с.
  112. , Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций.- М.: Смысл, 1992.
  113. , Т. А. Уроки красоты // Дошкольное воспитание.- 1996.-№ № 9,12.
  114. , И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-165 с.
  115. , В.Н. Эстетическая культура и личность,— М.: Знание, 1987.-100с.
  116. , Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Прометей, 1995.
  117. , Б.Т. Воспитательные аспекты обучения: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  118. , Б.Т. Сущность, принципы и система эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы. // Советская педагогика. -1980. -№ 7.-С. 27.
  119. Личность и ее ценностные ориентации // Инф. бюллетень ИКСИ АН СССР № 25 (40). Вып. 2. — М.: Изд-во АН СССР, 1969.
  120. , К. Как прекрасен этот мир, посмотри // Дошкольное воспитание.» 1993.- № 8.
  121. , Н.О. Мир как ощущение красоты. М.: Просвещение, 1983.
  122. , Т. Б. Понятие ценностей. М.: Просвещение, 1970.
  123. , Е.А. Эстетика наука о прекрасном: Книга для учащихся.-М.: Просвещение, 1982.- 192с.
  124. , Н.В. Эстетическое в системе ценностей. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1983. — 151 с.
  125. , А.К. Психология труда учителя. — М.: Просвещение, 1993.
  126. , С.И. Эмоционально ценностное образование младших школьников. — Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 1999.- 125с.
  127. Мелик-Пашаев, А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981.-96 с.
  128. Мелик-Пашаев, А. А. Становление личности при подготовке профессионала. //Творчество. 1982. — № 2. — С. 23.
  129. , Х.Н. Непреходящие ценности // Педагогика. 1990.- № 5. С. 12.
  130. , Н.Я., Короткова, Н.А. Ориентиры и требованиям обновлению содержания дошкольного образования: Методические рекомендации. — М.: Просвещение.-1993. 35 с.
  131. , В.И. Моделирование и методы теории измерения в педагогике. М.: Высшая школа, 1987. — 200 с.
  132. , А.И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Советская педагогика, 1991. № 10. — С.79.
  133. , О.П. Актуализация ценностно-смысловых аспектов профессиональной деятельности учителя //Педагогика. 2002, — № 1.- С. 61.
  134. , B.C. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. — 240 с.
  135. , B.C. Детская психология: Учеб. Для пед. ин-тов. /Под ред. Л. А. Венгера.-2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1985.-272с.
  136. , Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания: Кн. Для учителя. -М.: Просвещение, 1987. -227 с. 1 бО. Никандров, Н. Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. 1998.- № 3.- С.З.
  137. , Л.И. Эстетика и техника: альтернатива или интеграция?: Эстет. Деятельность в системе обществ, практики / Л. И. Новикова. -М.: Политиздат, 1976.-287с.
  138. М., Соловьева Е., Царенко Л. Программа «Наследие» // Дошкольное воспитание. — 1988.- № 5.
  139. , С.В. Концепция образования педагога-профессионала дошкольного воспитания с позиций системного подхода // Пед. сист. в шк. и вузе. Технология и упр.: Тез. докл. науч. конф. Волгоград: Перемена.- 1993.- с. 63.
  140. , Г. А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя. -Казань, 1976.-200с.
  141. , В.А. Психология воспитания.- М.: Педагогика, 1995.
  142. , В.А. Личность в психологии: парадигма субъективного: Учебное пособие для студентов вузов.- Ростов на — Дону: Феникс, 1996.-406с.
  143. , Д.И. Влияние искусства на воспитание. Избр. пед. соч. М. Педагогика, 1984. — 367 с.
  144. , Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977. -262 с.
  145. , Л.В. Подготовка организатора дошкольного воспитания в системе высшего педагогического образования: Дис.канд. пед. наук. М, 1984.-204с.
  146. , А.Н. Художественные ценности в изменяющемся мире.-Минск: Наука и техника, 1990.-118с.
  147. , В.А., Коржуев, А.В. Дидактика высшей школы. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 136с.
  148. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М. А. Васильева. М.: Просвещение, 1985. — 174 с.
  149. Психолого-педагогическая подготовка учителей / Л. И. Рувинский.-М.: АПН СССР, 1988. 174 с.
  150. Пути и средства эстетического воспитания / Н. Л. Киященко, Б. Н. Лейзеров.- М: Наука, 1989.- 175с.
  151. , О.П. Музыкальные шедевры: Авторская программа и методические рекомендации. — М.: Гном-Пресс, 1999.
  152. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений / Под ред. О. М. Дьяченко. — М.: Гном-Пресс, 1999.
  153. , Л.В. Развитие и формирование ценностных ориентаций у студентов педвуза. М.: Просвещение, 1990.
  154. , С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989.
  155. , Л.И. Самовоспитание чувств, интеллекта и воли. М.: 1983.
  156. , Н.Г. Индивидуально-творческий подход в процессе психолого-педагогической подготовки студентов: Дис. канд. пед. наук. -М., 1991. -i75c.
  157. , В.Н. Эстетическое восприятие: вопросы методологии и практики.- М.: Мысль, 1985.- 208с.
  158. , Г. К. Современные образовательные технологии. Ярославль: Академия.-1998.
  159. , Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. Курс лекций.- М.: Академия, 2000. — 240с.
  160. Система эстетического воспитания в детском саду / Н. А. Ветлу-гина.- М.: Академия педагогических наук, 1962.
  161. , В.А., Мищенко, А.И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. М.: Просвещение, 1997.
  162. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. Учеб.пособ.-М.: Аспект-Пресс.-1995.-271с.
  163. , Л.Н. Красота, Добро, Истина: Очерк истории эстет, аксиологии. М.: Республика, 1994. -464с.
  164. , JI.H. Эстетическая и художественная ценность: сущность, специфика, соотношение.- М.: Просвещение, 1983.
  165. JI.M. Формирование эмоциональности педагогической деятельности будущих учителей. Автореф. дис. докт. пед. наук. -Саратов.-2000.-21 с.
  166. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2110 «Педагогика и психология (дошк.)» / — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1985. —255 с.
  167. , Б.М. Избр. труды: В 2 т. /Ред. сост., авт. Вступ. ст. и ком-мент. Н. С. Лайтес .-М.: Педагогика, 1985. -т.1. — 329 с., т.2. — 359 с. V
  168. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. Р. А. Курбатовой, Н. Н. Поддьякова.- М.: Просвещение, 1984. 175 с. 201 .Толстых, А. В. Гуманитаризация образования и актуальные проблемы эстетического воспитания // Педагогика.- 1996.- № 4.
  169. , В. П. Философия и ценностные формы сознания.- М.: Просвещение, 1978.
  170. , Х.Г. О новой парадигме образования. //Педагогика. -1999. -№ 1.-С.ЮЗ.
  171. Федотенко, И. Л. Становление профессиональных ценностных ориентаций будущих учителей в процессе педагогической подготовки в ву-зе.-Тула: Гриф и К0,1998.-301с.
  172. Фохт-Бабушкин, Ю. У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. М.: Наука, 1986. — 235 с.
  173. К.А., Кацфманн Р. К., Уолш К. Б. Организация программы, ориентированной на ребенка: Программа «Сообщество». — Гендальф, 1999.
  174. , С.А. Особенности формирования профессиональных ценностных ориентаций молодого учителя: Дисс.канд.пед.наук.-Хабаровск-1996.
  175. , Н.А. Система воспитательной работы в учреждениях среднего и высшего профессионального образования: Метод, реко-менд. / Н. А. Шайденко, В. Г. Подзолков, З. И. Калинина, и др. Тула: Изд. ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2000.
  176. , Н.А. Формирование творческой личности учителя в учебном процессе педагогического вуза: (Монография) — М.: Прометей, 1992.-96с.
  177. , Г. И. От единого мировоззрения к личностным ценностям // Педагогика.- 1994.- № 5, — С.З.
  178. Эстетика: Словарь / А. А. Беляев, Л. И. Новикова.- М.: Политизда-ние, 1989.- 420с.21 б. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителей.- М.: Просвещение, 1983.- 303с.
  179. Эстетическое воспитание в вузе: Межвуз.сб. -Л.: Изд-во ЛГУ.-1990.-Вып.7.-158с.
  180. Эстетическое воспитание в детском саду / Н. А. Ветлугина. М.: Просвещение, 1985. — 306 с.
  181. Эстетическое воспитание в школе: Вопросы системного подхода/ НИИ худож. воспитания АПН СССР./ Буров А. И., Печко Л. П., Петров Ю. Н. и др.- Б. Т. Лихачёв. М.: Педагогика, 1980. — 136 с.
  182. Эстетическое воспитание детей с 2 до 7 лет / Т. С. Комарова.- М.: Педагогическое общество России, 2000.- 94с.
Заполнить форму текущей работой