Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические и методические основы специальной подготовки художника-педагога в высших учебных заведениях Казахстана: На примере изучения национального изобразительного искусства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научно-теоретические основы преподавания декоративно-прикладного искусства Казахстана на художественно-графических факультетах педагогических университетов составляют ведущие, главное теоретическое положение, принципы, являющиеся основополагающими, фундаментом методики, преподавания национального декоративно-прикладного искусства и, соответственно, методики эстетического воспитания… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ КАЗАХСТАНА
    • 1. 1. Краткий курс истории памятников художественной культуры Казахстана
    • 1. 2. Особенности развития казахского декоративно-прикладного искусства
    • 1. 3. «Образовательные» и «воспитательные» возможности, заложенные в казахском изобразительном искусстве
  • Глава 2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В СИСТЕМ!1-,
  • ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО ИСКУССТВА
    • 2. 1. Возможные формы ознакомления студентов высших учебных заведений с художественной культурой Казахстана. Ы Декоративно-прикладное искусство Казахстана и его специфика
    • 2. 3. Анализ программы обучения национальному изобразительному искусству
    • 2. 4. Определение уровня специальной подготовки студентов средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства Казахстана
  • Глава 3. ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО ИСКУССТВА
    • 3. 1. Формирование профессионально-педагогической направленности будущих учителей
    • 3. 2. Профессиограмма учителя изобразительного искусства
    • 3. 3. Моделирование педагогической ситуации учителя изобразительного искусства
  • Глава 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСШВЫ Ф0РМИР03АНЙЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО ДЕГЮРАТИВЮ-ПРИЮГАДЮГЛУ ИСКУССТВУ. 1о
    • 4. 1. Психолого-педагогические основы трудовой деятельности (на примере изобразительного искусства)
    • 4. 2. Основные закономерности формирования умений и навыков учащихся по декоративно-прикладному искусству
    • 4. 3. Возрастше и индивидуальные особенности учащихся в формировании навыков по декоративно-прикладному искусству
  • Глава 5. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСШВЫ ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА УЧАЩИХСЯ К ЗАНЯТИЯМ ДЕКОРАТИЗЖ-ШЖВДНЫМ ИСКУССТВОМ
    • 5. 1. «Воспитательные» возможности декоративно-прикладного искусства
    • 5. 2. Планирование и методика организации занятий по декоративно-прикладному искусству
    • 5. 3. Роль и значение декоративно-прикладного искусства в производственном обучении
    • 5. 4. Развитие декоративно-прикладного творчества учащикся при изучении специальных дисциплин в кружковой работе
  • Глава 5. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАЗАХСТАНА В СИСТЕМЕ ОРГА Н13АЦШ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ХУД0Ш1ГТЗЕНЮ~ХР:1^Г1ЕСК11Н МКУЛЬТЕТОВ БЫСЕИХ УЧЕБШХ ЗАВЕДЕНИЙ
  • С.I. Основы организации педагогической практики студентов художественно-графических факультетов
    • 6. 2. Особенности организации педагогической практики будущих учителей изобразительного искусства в Казахстане

    6.3″ Методика руководства учебно-воспитательной и профессиональной деятельности студентов на педагогической и производственной практике, 6.4″ Экспериментальное исследование пути формирования умений и навыков у студентов во время педагогической и производственной практики

    Глава 7. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСЮВЫ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬ ЮГО ИСКУССТВА КАЗАХСТАНА

    7.1. Задачи искусствоведческой подготовки студентов средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства Казахстана

    7.2. Народное декоративно-прикладное искусство Казахстана в системе искусствоведческой подготовки будущих учителей

    О’ГуО

    --о V

    7.3. Некоторые важные материалы искусствоведения, краеведения и художественно-профессиональной подготовки будущих учителей. 3?

    7.4. Методические рекомендации по изучению декоративно-прикладного искусства Казахстана в системе искусствоведческой подготовки студентов

    ОБЩИЕ ВЫВОДУ ПО ИССВДОВАШЮ

Теоретические и методические основы специальной подготовки художника-педагога в высших учебных заведениях Казахстана: На примере изучения национального изобразительного искусства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования, В современных рыночяах условиях перед высшей школой появились новее задачи в деле подготовки высоко квалифицированных специалистов. Проблема подготовки студентов педагогических вузов к художественному образованию и эстетическому воспитание школьников всегда являлась однчм из приоритетных направлений кадровой политки любого государства" В свою очередь художественное образование и эстетическое воспитание школьников во многом зависят от качества подготовки будущих учителей изобразительного искусства.

Что касается содержания подготовки художтков-педагогов в условиях Казахстана, то оно во многом обусловлено степенью использования различного материала казахского изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Тщательный анализ состояния специальной и профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических университетов республики показал, что степень готовности студентов к художественно^ образованию и эстетическому воспитанию школьников все еве отстает от требований сегодняшнего дня, не вполне соответствует задачам изучения казахского национального декоративно-прикладного искусства в школе.

Сложившаяся ситуация является результатом традиционной подготовки учителей изобразительного искусства, при которой обучение и воспитание часто находится вне связи с художественной культурой казахского народа, когда не используются достижения народной педагогики, опирающейся на достижения самобытного национального искусства Казахстана. Как показала практика художественного образования и эстетического воспитания школьников, сегодня при обучении не в должной мере используются материалы современного казахского декоративно-прикладного искусства, изделия народжх художественных промыслов, творчество народных мастеров и памятники архитектуры* Очень часто отсутствуют элементарные условия, необходимые для успешного овладения студентами ХГФ педагогическим, искусствоведческим, художественным и методическим мастерством, столь необходимым для грамотного художественного образования и эстетического воспитания школьников. Проблема встает острее, если отметить почти полное отсутствие научно-методических исследований, направление на изучение закономерностей гармонии художественного образования и эстетического воспитатя школьников, а также должную методическую подготовку будущих учителей.

Изучение профессионально-педагогической подготовки будущего учителя имеет богатую историю" Это, в значительной степени, обусловило жше обращение к исследованиям психологов и педагогов — классиков, заложивших плодотворную основу решетя проблемы, — С"Л*Рубимигейна, А. Н. Леонтьева, К, К. Платоновой, Л"И*Божевича, В"Н.Мясишевой, Н. Л. Левитовой, В. С. Мерли ной и др. Большой вклад в раскрытие сущности профессионально педагогической готовности учителя внесли исследования Н. Ф. Гоноболина, Н"В*Кузьминой, В. А. Сластенина, А*И*Щербакова, Л. Г, Арчажнико-вой, Н"Я*Гришановича и др.

В последнее годы вопросы теории и методики эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения в преподавании спецпредметов изобразительного искусства находят широкое отражение в трудах Н. Я Ростовцева, В. С. Кузина, Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой, Н. Н. Анисимова, Б. П. Титова, Т. Я. Шпикаловой, Е. В. Шорохова, А. С. Хворостова, Л. Г. Медведева, В. К. Лебедко, Н. К. Шабанова, В. П. Зинченко и др.

Решению поставленной в диссертации проблемы способствовали труды ведущих философов, искусствоведов, педагогов и психологов: А. Г. Егорова, М. Ф. Овсянникова, А. И. Бурова, В. К. Скатерщикова, В. В. Ванелова, А. А. Дмитриевой, Г. Б. Минервина, Э. И. Моноазока, Н"И.Болдырева, Б. Т. Лихачева, Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, Е. И. Игнатьева, В. И. Киреенко, Б. Ф. Ломова, Н. Н"Волкова, Б. М. Теплова, П. М. Якобсона, М. Н"Афасиджева, в области вузовской художественной педагогики и методикиБ.А.Басманова, Г. В. Беды, А. А. Васильева, В. Г. Волкова, Б.А.Гав-рилко, В. Н.0сипова, В. П. Зинченко, В. С. Кузина, Е. Ф. Кузнецова, А. А. Масленникова, Л. Г. Медведева, В. А. Никало, H.H. Луки на, В. К. Лебедко, А. С. Цучкова, Н. Н. Ростовцева, И. В. Солодухина, A.C. Терентьева, А. А. Унковского, Е. В. Шорохова, Н. К. Шабанова, А. П. Ящухина и других.

Следует отметить, что проблема теории и методики специальной подготовки художника-педагога в высших учебных заведениях Казахстана на материале изобразительного и декоративного искусства является достаточно новой для педагогической науки. Исследования в этой области появились в последние десятилетия. В настоящее время имеется ряд научных разработок, посвященжх отдельным проблемам теория и методики специальной подготовки художника-педагога на материалах отдельных видов национального изобразительного искусства (на материале школ (Российской Федерации) — В. Г. Смирнов, В. П. Сюзова, Н"А"Боголюбов,.

П.В.Лосюк- (Азербайджан) — В. Д. Халилов, С. И"Алиев, Г. И.Алек-баров- (Киргизстан) — Э. Х. Муратова, А"А.Сарбагишев- (Таджик-стан) — Я.А.Савзонов- (Узбекистан) — У. Халмуратов, Р"Ашурова, А. Мумунов, Р. Хасанов, А. Инагамов, К. Касьгмов, А. СеЙдуллаев, С"Булатов" Н. Талипов, О.Цуртаев. На материале вкол Казахстана выполнен ряд исследований — Э. Абиловой, Э. Зальцман, А. О. Кама-ковым, К. Амиргазишм, К. Ёрали№м, Е. Асылхановым, Л. В. Котенко, Ж. Балкеновнм, Б. Ижановым, А. Ивах новым, Д"Кемешевым, К. Болат-баевым).

Таким образом, важность настоящего исследования обусловлена потребностью определения содержания, специфика национального декоративно-прикладного искусства в учебно-воспитательных целях, необходимостью разработки форм, методов, необходимостью осуществления художественно-профессионального подхода к процессу декоративно-прикладного искусства, искусствоведческой, художественной, эстетической и методической подготовки будущих учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства на художественно-графических факультетах педагогических университетов республики.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования «Теоретические и методические основы специальной подготовки художника-педагога в высших учебшх заведениях Казахстана (на материале изучения национального изобразительного искусства)» .

Проблема исследования — повышение теоретического и методического уровня специальной подготовки художника-педагога в высших учебшх заведениях Казахстана".

— 10.

Объект исследования — теория и практика, обеспечивающие развитие специальной подготовки художника-педагога в высших учебных заведениях Казахстана средствами изобразительного и декоративного искусства.

Предмет исследования — теоретические и методические основы специальной подготовки художника-педагога в высших учебяга заведениях Казахстана при изучении национального изобразительного искусства.

Цель исследования — повышение теоретического и методического уровня специальной подготовки художжка-педагога в высших учебшх заведениях Казахстана.

Гипотеза исследования заключается в следующем: качественное изменение специальной подготовки художников-педагогов в Казахстане средствами национального изобразительного искусства возможно при следующих условиях: I. Бели рассматривать казахское национальное изобразительное и декоративно-прикладное искусство как важнейшее средство эстетического воспитания и художественного образования будущих учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства. 2. Если специальная подготовка студентов средствами казахского изобразительного и декоративно-прикладного искусства будет соответствовать разработанному в педагогической науке уровню профессиональной готовности учителя к педагогической деятельности и будет носить системно-комплексшй характер. 3. Если учебно-воспитательный процесс строить с учетом соблюдения специфических форм и методов художественного образования и эстетического воспитания средствами национального изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

— II.

В соответствии с проблемой, гипотезой, объектом и предметом исследования определены следующие задачи исследования:

1. На основе анализа философских, психологических и педагогических источников, опытно-экспериментальной работы раскрыть теоретииеские и методические основы специальной подготовки художников-педагогов в вузах Казахстана средствами национального изобразительного искусства.

2. Выявить место и роль казахского изобразительного и декоративно-прикладного искусства в системе специальной подготовки учителей к осуществлению художественного образования и эстетического воспитания средствами национального изобразительного и декоративно-прикладного искусства на основе системно-комплексного подхода.

3. Осуществить анализ современного состояния педагогической науки в плане подготовки будущих учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства к художественному образованию и эстетическому воспитанию школьников,.

4. Определить необходимые условия качественной специальной подготовки студентов к преподаванию изобразительного и декоративно-прикладного искусства на материале казахского изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

5. Разработать критерии художественно-профессиональной готовности учителя изобразительного и декоративно-прикладного искусства к обучению и воспитанию школьников средствами казахского национального изобразительного и декрративно-прикладного искусства.

6. Разработать и экспериментально проверить методику изучения казахского изобразительного и декоративно-прикладного искусства на лекционно-практических занятиях по специальшм дисциплинам художественно-графического факультета.

— 12.

7. Определить формы, методы использования произведений казахского декоративно-прикладного искусства в процессе проведения педагогической и производственной практики студентов.

8″ Экспериментально проверить содержание и методику организации разжх вариантов спецкурсов, спецсеминаров, спецпрактикумов, кружков на материале национального казахского декоративно-прикладного искусства.

9. Разработать методические рекомендации, программы по подготовке учителей декоративно-прикладного искусства к организации занятий по декоративно-прикладному искусству и проведению художественно-воспитательной работы в школе средствами декоративно-прикладного искусства Казахстана.

Научная новизна исследования состоит:

— в обосновании и экспериментальной проверке основных теоретических и методических положений специальной подготовки художника-педагога в вузах Казахстана;

— в определении места и роли казахского национального изобразительного и декоративно-прикладного искусства в специальной подготовке будущих художников-педагогов;

— в создании методических разработок для обучения и воспитания студентов по основным видам декоративно-прикладного искусства Казахстана;

— в разработке критериев профессионально-художественной готовности студентов к проведению занятий по изобразительному искусству с активжм включением материала по национальному казахскому искусству.

Практическая значимость исследования заключается в том, что получению результаты могут быть использован* в дальнейшем совершенствовании содержания и методики преподавания основшх дисциплин, специальных курсов, методики организации педагогической, пленермой, производственной практики, при корректировке программы основного учебного курса. Материалы исследования могут найти применение в процессе художественного образования и эстетического воспитания школьников, в работе по повышенно квалификации учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства в университетах республики Казахстан;

Методологической основой настоящего исследования являются труды и высказываию классиков педагогики и народного образования о воспитании и обучении об изобразительном искусстве и эстетикерешения правительства республики Казахстан по проблемам нравственного воспитания и народного образования, культуры и искусствауказы Президента республики в области народного просвещениядостижения современной искусствоведческой, педагогической и психологической науки.

Опыт но-экспериментальная база. Особенности данного исследования заключались в том, что главжм источником его был методический анализ массового опыта художественно-графических факультетов педагогических университетов и школ Казахстана. № протяжении ряда лет проводилась опытная работа по определению взаимосвязи художественного образования и эстетического воспитания школьников средствами национального казахского изобразительного и декоративно-прикладного искусства и методической подготовкой будущих учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства к учебно-воспитательной работе в общеобразовательной школе. Опытными базами служили районы и города Южно-Казахстанской области: Толебийский, Сузакский, Казгурт-ский, Сайрамский районы, города: Ленгер, Шымкент, Туркестан, Манкент педагогические университеты и общеобразовательные школы.

В соответствии с задачами и выдвинутыми гипотезами на художественно-графические факультеты направлялись методические рекомендации в виде брошюр, сборников, программы и др. С помощью анализа передового опыта подготовки учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства, труда и метода наблюдения, мы получили возможность обобщить достижения в практике работы художественно-графических факультетов, оценить положительные и выявить негативные моменты".

В самом общем виде ход исследования можно представить следующим образом. Первый этап (1990;1994 гг.) — осознание важности проблемы изучежя декоративно-прикладного искусства в системе художественно-профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Второй этап (1994;1996 гг.) — изучетае методических, педагогических кощепций, оформление, уточнение и обоснование гипотезывыявлеше важности системно-комплексного подхода в подготовке будущих учителей к художественному образованию и эстетическому воспитанию средствами казахского национального изобразительного и декоративно-прикладного искусстваразработка системы средств обучежя и воспитания (программы, учебники для студентов, пособия для преподавателей, методические разработки). Третий этап (1996;1999 гг.) — опытно-экспериментальная проверка гипотезы и концептуальшх положений работы, корректировка методики будущих учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства средствами декоративно-прикладного искусства Казахстана, внедрение результатов исследования в практику обще-образователымх школ и художественно-графических факультетов педагогических ушверситетов республики Казахстан.

— 15.

На защиту выносятся:

I* Теоретическое обоснование и экспериментально-методическая проверка основных положежй о том, что качественное изменение специальной подготовки студентов в высших учебных заведениях Казахстана к проведению изобразительного и декоративно-прикладного искусства возможно при условии активного использования в процессе обучения национального казахского изобразительного и декоративно-прикладного искусства как средства эстетического воспитания и художественного образования будущих учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

2. Содержание, формы и метода специальной подготовки студентов к преподаванию изобразительного и декоративно-прикладного искусства определяются степенью взаимосвязи искусствоведческой, художественно-практической и методической подготовки средствами национального казахского декоративно-прикладного искусства,.

3. Профессионально-педагогическая направленность процесса изучерия национального казахского декоративно-прикладного искусства на художественно-графических факультетах педагогических университетов республики Казахстан обусловлена соответствием школьной практики художественного образования и эстетического воспитания школьников средствами национального декоративно-прикладного искусства.

Результаты исследования внедрею в практику работы учителей изобразительного, декоративно-прикладного искусства и классных руководителей, а также в курс лекций и практических занятий по методике преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства, композиций, истории искусства, скульптуры на художественно-графических факультетах в Международном казахско-турецком университете имени Х*А.Ясави Ш. О.,.

Южно-Казахстанском государственном университете имени М*0"Ауезова".

Апробация работы" Результаты исследования докладывались и получили одобрение на республиканских (Казахстан) педагогических чтениях г. Алматы, на Международном совещании учителей изобразительного искусства (г* Ташкент), на областных научно-методических конференциях (г. Шымкент) по вопросам совершенствования художественного образования и эстетического воспитания школьников ИУУ (г. Шымкент), на научно-методических конференциях профессорско-преподавательского состава в ЮжноКазахстанском государственном университете имени М.0.Ауезова и Международном казахско-турецком университете имени Х#А.Ясави Сг* Туркестан), на заседвдаях лаборатории эстетического воспитания и изобразительного искусства И00 Минобразования РФ (г. Москва).

Результаты исследования показали, что одним из важных педагогических условий успешности художественного образования и эстетического воспитания школьников (особенно сельских национальных школ) является подготовка студентов художественно-графического факультета средствами национального казахского декоративно-прикладного искусства и разработка содержания учебных заданий, методики, программы, ее подготовки, наличия учебно-методических пособий для учебно-воспитательных работ вуза.

5. Исследование дает основание сделать вывод о том, что профессиональная подготовка учителя декоративно-прикладного искусства определяется качеством выполнения им народных изделий, образовательных, воспитательных и просветительских функций, которые проявляются в различных компонентах целостной педагогической деятельности. Подготовка учителя декоративно-прикладного искусства к осуществлению профессиональной деятельности предусматривает выработку у него нравственно-эстетической позиции, комплексного формирования психолого-педагогических и специальных знаний и умений, развития способности творчески осмысливать и решать педагогические задачи, проявлять качества художника-педагога, постоянно заниматься самообразованием.

Разработанная нами модель процесса профессионально-художественной подготовки учителя декоративно-прикладного искусства охватывает все стороны подготовки специалиста: общепедагогическую, искусствоведческую, художественно-практическую и методическую. Моделирование педагогических ситуаций в процессе изучения национального декоративно-прикладного искусства способствует формированию педагогических умений и навыков будущих учителей декоративно-прикладного искусства. б. В ходе исследования нами были получены следующие конкретные результаты:

1. Проанализировано историческое развитие художественного образования в Казахстане и его современное состояние для изучения нахудожественно-графических факультетах педагогических университетов республики.

2. Выделены методические основы изучения национального казахского декоративно-прикладного искусства в процессе преподавания специальных предметов будущих учителей декоративно-прикладного искусства.

3. Определены место и роль национального казахского декоративно-прикладного искусства в системе художественного образования, эстетического воспитания школьников в подготовке учителей декоративно-прикладного искусства на художественно-графических факультетах педагогических вузов республики Казахстан.

4. Обосновано содержание, специфика, сущность национального казахского декоративно-прикладного искусства.

5. Определена педагогические условия, обеспечивающие успешное изучение казахского декоративно-прикладного искусства в общем образовании школьников и подготовке педагогических кадров вузов.

6. Разработана методика изучения национального декоративно-прикладного искусства в процессе преподавания специальных предметов (рисунок, живопись, композиция, скульптура, спецтехнология, методика преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства, история искусства).

7. Разработаны программы специальных курсов, для кружковых работ: по керамике, обработке дерева, кожи, металла, ювелирный дизайн, кошмаваляние и др.

8. Разработаны планы работы педагогической и производственной практики.

9. Разработана система заданий для студентов-практикантов художественно-графического факультета".

10. Разработаны вопросы методики работы со студентами по формированию педагогической направленности на занятиях спецпредметов, специальных курсов.

11. Полученные в ходе опытно-экспериментальной работы данные позволили выдвигать ряд рекомендаций, позволяющих успешнее решать задачи по формированию у студентов профессионально-педагогических умений и навыков учителя декоративно-прикладного искусстваустановить методическую взаимосвязь с обучением национальному казахскому изобразительному искусству в процессе преподавания специальных дисциплин художественно-графического факультета с использованием его во время педагогической и производственной практикипостоянно контролировать уровень сформированности у студентов профессионально-художественных умений по декоративно-прикладному искусству.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное нами научно-теоретическое и экспериментальное исследование позволило сделать следующие выводы.

В настоящее время, в сложнейших условиях коренной перестройки всех сфер жизни и деятельности нашего общества, когда задача всестороннего гармонического развития личности, развития ее духовной культуры, индивидуальности и творческой активности по-прежнему остается одной из центральных проблем современности, настоятельной необходимостью жизни, проблема педагогической разработки круга вопросов формирования эстетических чувств у школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства становится исключительно актуальной.

I. На становление и развитие художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения Казахстана оказал влияние ряд факторов, а именно: развитие национальной казахской культуры и профессионального искусствапоявление национальных кадров художественного творчествасозданные сети художественньтх школ, студий, колледжей, университетовметодические разработки вопросов художественного образования и эстетического воспитания. Безусловно, это сыграло решающую роль в становлении и развитии художественного образования, эстетического воспитания в общеобразовательных школах республики, так как это происходило одновременно с процессом обогащения и сбли жения художественной культуры других народов. Вот почему казах ское изобразительное и декоративно-прикладное искусство в последний период стало известным до всенародного и вплоть до мирового масштаба, о чем свидетельствует участие казахских.

— 340 художников на межреспубликанских и зарубежшх выставках. Об огромном подъеме в общеобразовательном и художественном развитии говорит созданная широкая сеть художественно-графических факультетов педагогических университетов.

2. Художественное образование и эстетическое воспитание в национальных школах целесообразно начинать с ознакомления школьников с национальным декоративно-прикладным искусством, художественным наследием родного края. Содержание перечисленного близко и понятно детям с малых лет. При этом большую роль играет изучение произведений мастеров национального казахского изобразительного и декоративно-прикладного искусства, отображающих традиции и жизнь народа, красоту родной природы. Эффективность художественного образования и эстетического воспитания школьников обусловлена профессионально-педагогической подготовленностью учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В целях повышения эстетической культуры студентов на художественно-графическом факультете педагогических университетов необходимо усиление подготовки студентов средствами национального казахского изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

3. Разработанное содержание внеклассных, внешкольных воспитательных работ, проводимых средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства Казахстана, дает возможность разнообразно варьировать специальные курсы в системе подготовки будущих учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В настоящее время в условиях рыночной экономики всего нашего общества, его социально-политических и культурных основ, в условиях коренного улучшения подготовки кадров учителей художественного образования в республике, создания единой государственной системы эстетического воспитания, проблема научной разработки теоретико-методических и практических основ использования изобразительного и декоративно-прикладного искусства, в частности Казахстана, в подготовке учителей декоративно-прикладного искусства в педагогических вузах не только не теряет своей актуальности, а, наоборот, значительно обостряется и приобретает особо важное значение.

Научно-теоретические основы преподавания декоративно-прикладного искусства Казахстана на художественно-графических факультетах педагогических университетов составляют ведущие, главное теоретическое положение, принципы, являющиеся основополагающими, фундаментом методики, преподавания национального декоративно-прикладного искусства и, соответственно, методики эстетического воспитания и художественного образования, ." ауч-но-теоретическими основами являются: а) процесс изучения декоративно-прикладного искусства Казахстана на художественно-графических факультетах педагогических университетов, а, соответственно, процесс художественно-профессиональной подготовки будущих учителей декоративно-прикладного искусства является комплексной проблемой, в которую составными частями входят психологический, общепедагогический, искусствоведческий, этнопедагогический и узко дидактический аспекты. Это требует рассмотрения данной проблемы вовсех указанных аспектах, в их органической взаимосвязи и дальнейшей педагогической реализацииб) курс обучения студентов художественно-графических факультетов педагогических университетов должен быть основан.

— 342 на органическом сочетании старых традиций и нового современного в содержании, приемах, методах художественного образования и эстетического воспитания школьников средствами казахского декоративно-прикладного искусствав) процессы воспитания и обучения студентов художественно-графических факультетов педагогических университетов должны строиться на единстве национального и интернационального. Важнейшим средством этого служит раскрытие студентами сугубо национального и общего с другими народами в узорах, орнаментах, приемах, технике и технологии их выполнения, практического использования.

Разработанные учебже программы предполагают разнообразие методики обучения и воспитания в зависимости от творческой индивидуальности педагога и местных условий университета. Такая же вариативность возможна и в составлении планов работы спецкурсов и факультативов по декоративно-прикладному искусству Казахстана. Как свидетельствуют результаты эксперимента, его апробация, данные программы и методика соответствуют требованиям современной рыночной экономики, то есть перестройки высшей и общеобразовательной школы, современной концепции народного образования в республике Казахстан.

4. Как показали результаты научно-искусствоведческого и методического исследования, национальное казахское изобразительное и декоративно-прикладное искусство имеет историю своего развития, обладает высокими художественными достоинствами, глубокими историческими традициями. Содержание национального декоративно-прикладного искусства раскрывает жизнь народа, героический труд людей, которые прославили Отчиз^,.

— 343 отражает красоту природы и народного быта. Народное декоративно-прикладное искусство Казахстана еще не получило своего места в художественном образовании и эстетическом воспитании студентов педагогических университетов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Альберти Леон-Батиста, Десять книг о зодчестве. В 2-х т.- М.: Изд-во ВАА, 1935. 246 с.
  2. М.в. Всеобщая история искусства, М.-Л.: Искусство, 1948. Т. I. — 468 с.
  3. А.Д. Изобразительное искусство. Художник, педагог, школа. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 160с
  4. .Г. О проблемах современного человекознания.- М.: Наука, 1977. 373 с.
  5. А.Л. Художественное мышление как эстетическая категория. М.: Знание, 1981. — 64 с.
  6. А.Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. М.: Наука, 1981. — 92 с.
  7. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. — 392 с.
  8. С.Ф. Теоретические и методические основы исполь зования народного декоративно-прикладного искусства Узбекистана в подготовке учителей изобразительного искусства: Автореф. дисс.. канн. пед. наук. М., 1989. — 16 с.
  9. Л.В. Особенности преподавания лепки на заочных отделениях художественно-графических факультетов педагогических институтов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.- М., 1968. 16 с.
  10. Амиргазин К. Ж. Художественная обработка кожи и меха
  11. Содержание и методика обучения в кружках общеобразовательных школ Казахской ССР): Автореф. дисс.. канн, пед. наук. М., 19. — 15 с.- 347
  12. T.M. Методический аспект проблемы способностей.- М.: Наука, 1977. 183 с.
  13. С.И. Лекция по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974. — 348 с.
  14. С.И. Некоторые новые задачи высшей школыи требования к педагогическому мастерству. М.: Знание, 1976. — 40 с.
  15. E.G. Изучение декоративно-прикладного искусства Казахстана в общеобразовательной школе и педагогических институтах республики: Автореф. дисс.. кацо. пед. наук.- М., 1985. 16 с.
  16. Л.Г. Особенности психологической подготовленности студентов к профессионально-педагогической деятельности: Автореф, дисс.. канд. психол. наук. М., 1978.- 15 с.
  17. В.Е. Организация технического творчества учащихся. М.: Высшая школа, 1984. — 44 с.
  18. В., Кадьтрбаев М. Сокровища древнего Казахстана.- Алматы, 1979.
  19. Т. Темперамент и фантазия. // Журнал «Художник», № 9, 1984. М.
  20. A.B. Художественное творчество и воспитание (Опыт исследования на материале пространственных искусств).- М.: Новая Москва, 1925. 286 с.
  21. A.B. Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие труды. М.: Советский художник, 1981.- 1Ы с.
  22. И.М. Изобразительное искусство и формирование эстетических способностей. В кн.: Всесоюзная межмузейная- 348 конференция «Музей и дети»: Тезисы докладов секционных заседаний 12 октября 1982 г. Ташкент, 1982. С. 196−201.
  23. Ю.К. Использование народного декоративно-прикладного искусства в подготовке студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов (на примере Северного Кавказа): Автореф. дисс.. канд. пед. наук.- М., 1975. 25 с.
  24. М.Х. Скульптура и пластическая анатомия. Методические рекомендации и примерная программа по проведению специального курса для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов. М., 1989.- 32 с.
  25. Т.Б., Петровский A.B. Фантазия и реальность.- М.: Политиздат, 1968. 127 с.
  26. Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. М., 1993. — 32 с.
  27. Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  28. A.A. Формирование понятий о другом человеке как личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. — 135 с.
  29. Д.Ж. Психология познания: (За пределами непосредственной информации). /Пер. с англ. М.: Прогресс, 1977. — 411 с.
  30. A.B. Психология мышления и проблемное обучение.- М.: Знание, 1983. 96 с.
  31. М.В. Основы школьного декоративно-оформительского искусства. М.: Просвещение, 1983. — 95 с.- 349
  32. С. С. Народное декоративно-прикладное искусство Узбекистана в эстетическом воспитании школьников: Дисс.. докт. пед. наук. М., 1993. — 35 с.
  33. C.G. Резьба по ганчу. Ташкент. Укутувчи, 1990. — 77 с.
  34. Г. В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок, Живопись. Композиция. 2-е изд. М.: Просвещение, ХУЫ.- 240 с.
  35. Богуславская русская глиняная игрушка. JI., 1975.
  36. K.M. Средневековая городская культура Южного Казахстана и Семиречья. Алматы, 1986.
  37. М.С. Геометрическая гармонизация в архитектуре Средней Азии 1Х-ХУ вв. М., 1978.
  38. С.С. Кружки прикладного искусства. Ташкент, 1988.
  39. З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. М.: Просвещение, 1986.
  40. . Плиний об искусстве. Одесса, 1918. — 185 с.
  41. И.А., Поплужный В. Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 192 с.
  42. Г. Симметрия. /Пер. с англ. М.: Наука, 1968.- 190 с.
  43. А. Мозг и творчество. // Наука и жизнь, 1983, № 3. С. 78−83.
  44. Л.А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973.- 96 с., илл.
  45. Взаимосвязь осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики в педагогическом процессе: Респ. сб. науч. тр. / Отв. ред. Шварц И. Е. Пермь: Б.И., 197У. — 104 с.- 350
  46. Возрастная психология взрослых: Тезисы доклада к научной конференции 27−29 октября 1971 г. Вып. I, JI.: Иэд-во АПН СССР, 197I, — 129 с.
  47. Н.Е. Восприятие предмета и рисунка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. — 508 с.
  48. В. Фантазия как основа искусства. /Пер. с нем" -СПб). М.: Н. О. Вольф, 1914. — 146 с.
  49. JI.G. Психология искусства. М.: Искусство, 1965. — 379 с.
  50. A.A. Активное обучение. М.: Высшая школа, 199I. — 204 с.
  51. Л. С. Психология искусства. 2-е изд. М., 1968.
  52. U. К соотношению эстетики и искусствознания. Методическое пособие современного иикусствоведа. Вып. I.- JI., 1975.
  53. . Декоративное искусство Средней Азии и Казах-става. // Декоративное искусство СССР, 1972, № 10.
  54. В. Рождение сувенира. // Юных художник, 1981, № 4.
  55. Л.А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.: Просвещение, 1988.
  56. М. Расщепленный человеческий мозг. // Восприятие. Механизм и модели. М., 1974. — С. 47−57.
  57. Л. Комментарий. М., 193b. — j.76 с.
  58. й.Ь., Чистяков И. П. и его педагогическая система.- Л.-М.: Искусство, 1940. 204 е., илл.
  59. Гольдентрихт С. С, Гальперин М. 11. Специфика эстетического сознания. М.: Высшая школа, 1974. — iOi с.5У. Гоноболин Ф. Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. 260 с.
  60. Ф. Н. Психологический анализ педагогических способностей. // Способности и интересы. М., 1962. С. 132−145.
  61. Р. Основы психологического эксперимента. /Пер. с англ. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 463 с.
  62. Григорьев В.5. Эстетическое и трудовое воспитание студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов на основе обучения граверно>-медальерному искусству: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1979. — 16с.
  63. Государственный музей искусств Казахской ССР. Алматы: Онер, 1981. — 279 с.
  64. Ф.Н. Книга об учителе. М., 1965.
  65. Л. Н. Древние тюрки. М., 1967.
  66. Е.Г. Проблемы художественной интерпретации (философский анализ). Новосибирск, 1982.
  67. Н. Петриковка. // Юный художник, 1984, № 9.
  68. М.А. Аппликация. М.: Просвещение, 1988.
  69. В.В. Виды обобщения и обучения. М.: Педагогика, 1972. — 423 с.
  70. С. Язык педагога. М.: Художник, 198л, № 10. 0. Ы-62.
  71. Джексон Джун. Поделки из бумаги. Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1979. — 63 с.
  72. A.A. Учитесь рисовать. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1961. — 222 с., илл.
  73. П. Г. Содержание и организация подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов по художественному оформлению школы средствами- 352 наглядной агитации: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.- М., 1989. 16 с.
  74. Л. П. Формирование профессионально-педагогических интересов у студентов художественно-графических факультетов: Автореф. дисс.. кацд. пед. наук. -Алматы, 1978. 25 с.
  75. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики: (Учебное пособие для слушателей ФПК директоров общеобразовательных школ и в качестве учебных пособий по спецкурсу для студентов педагогических институтов).
  76. Под ред. Скаткина М. Н. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1981. 319 с.
  77. Н.А. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962. — 314 с.
  78. B.JI. О природе художественного таланта: Дисс.. кацд. психол. наук. JI., 1976. — 180 с.
  79. А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Смоленск: Изд-во СПГИ им. К. Маркса, 1974. — 151 с.
  80. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы: (Учебное пособие для вузов). 2-е изд. перераб. и доп.- Минск: Изд-во БГУ, 1981. 383 с.
  81. А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. М.: Просвещение, 1976.
  82. В.Е. Формирование гностических умений будущих педагогов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Л., 1973. — 20 с.
  83. Г. Л. Искусство как мышление. М., 1982. — 277 с.- зъз
  84. К.Е. Изобразительное искусство Казахстана в системе художественно-профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства и художественного труда в педагогических институтах: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. М., 1992. — 29 с.
  85. К.Е. Декоративно-прикладное искусство Казахстанав системе эстетического воспитания и художественного образования. Шьтмкент: ЧПИ им. Ауезова, 1991. — 65 с.
  86. В.П., Мунипов Б. М., Гордон В. М. Исследование визуального мышления. // Вопросы психологии, 1973, № 2. С. 3−14.
  87. В. П. Непроизвольные запоминания. М.: Просвещение, 1961. — 311 с.
  88. А. Н. Искусство и эстетика: Традиционные категории и современные проблемы. М.: Искусство, 1У75. — 447 с.
  89. Искусство и научно-технический прогресс. М.: Искусство, 1973. — 462 с.
  90. .В. Роль интуиции и логики в художественном творчестве. // 0 композиции. М.: Искусство, 1959. — 186с.
  91. Изобразительное искусство и художественный труд. 1−4 кл. Книга для учителей. М., 1УУ1.
  92. VI. Игнатьев Е. И. Психология рисунка и живописи. М.: Просвещение, 1УЬ4. — 224 с.
  93. Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968.
  94. Ильясов И. И, Структура процесса учения. М., 1967.
  95. Изобразительное искусство. X, 2, 3, 4 курсы. М., 1977.
  96. Искусство оформления книг. Л., 1966.
  97. Игрушки и пособия для детского сада. /Под ред. В. М. Иэгаршевой. М.: Просвещение, 1987.
  98. Д. Н. Об искусстве. М.: Искусство, 1968.- 357 с.
  99. М.И. Практикум по моделированию. М.: Учпедгиз, 1958. — 179 с.
  100. P.P. Художественное проектирование экспозиции,— М.: Высшая школа, 1978. 266 с.
  101. В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 304 с.
  102. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы.- Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1969. 277 с.
  103. Ю. Г. Развитие пространственного воображенияи логического мышления студентов художественно-графических факультетов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.- М., 1974. 25 с.
  104. Я. А. Великая дидактика. М., 1939. Т. I.- 312 с.
  105. Д.А. Организация кружка по художественной керамике в школе. Математика и информатика. Алматы, 1995, № 5. — 24 с.
  106. Д.А. Изобразительное искусство Казахстана в системе организации педагогической практики студентов художественно-графического факультета педагогических институтов. Методическое пособие. М.: Прометей, 1991. 33 с.
  107. Программы средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство и художественный труд. 1−3 классы трехлетней школы. М.: ЦИУУ, 1989. — 2 п.л. (в соавторстве).
  108. Э.В. От изобразительности к орнаменту.- М.: Наука, 1968. 207 с.
  109. Краткий словарь по эстетике. М.: Просвещение, 1983.- 247 с.
  110. В.А. Исследование специальных способностей, их структуры и условий их формирования и развития.
  111. В кн.: Проблемы возрастной и педагогической психологии.- М.: Педагогика, 1978. С. 206−221.
  112. Крымов художник и педагог: Статьи и воспитания.- М.: Советский художник, I960. 268 с.
  113. B.C. Вопросы изобразительного искусства. М.: Просвещение, 197I. — 144 с.
  114. B.C. Психология: (Учебник для художественных училищ). 3-е изд. М.: Агар, 1997. — 303 с.
  115. B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. М.: Просвещение, 1977. — 205 с.
  116. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. JI.: Изд-во ЛГУ, 1970. — 114 с.
  117. Н.В. Очерки психологии труда учителя.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. 176 с.
  118. Н.В. Формирование педагогических способностей.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1961. 98 с.
  119. Т.В. Психология технического мышления.- М.: Педагогика, 1975. 303 с.
  120. Н.В. Психолого-педагогические способности и качества учителя: (Методические рекомендации по овладению педагогическим мастерством). Гомель: Гомельский обл. совет пед. общества БССР, 1979. — 40 с.
  121. Курс рисования, составленный А.Сапожниковым. СПб, 1848. — 346 с.
  122. Казахская национальная одежда. Алматы: Жалын, 1976. г, НО с.
  123. Н. Эстетический потенциал культуры. М.: Прометей, 19. — 144 с.
  124. Т.О. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. М.: Просвещение, 1991. — 254 с.
  125. Краткая энциклопедия. Т. I. Казахская CGP. Алматы, 1985. — 589 с.
  126. Керамика средневекового Отрара. Алматы: Онер, 1991.- 211 с.
  127. Д. Н. Об искусстве. М., I960.
  128. Т.В. Психология технического творчества.- М., 1981.
  129. Куписевич Ч, Основы обшей дидактики. М., 1986.
  130. Т.С. Обучение детей технике рисования.- М.: Просвещение, 1У76.
  131. Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. М.: Просвещение, 1980.- 357
  132. Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М.: Просвещение, 1985.
  133. Н.П. Учебное рисование. М.: Просвещение, 1984.
  134. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. В 2-х томах.- M.-JT.: Академия, 1935. Т. 2. 490 с.
  135. A.A. Педагогическое обобщение. М.: Знание, 1979. — 46 с.
  136. А. Н. Проблемы развития психики. 4-е изд.- М.: Изд-во МГУ, 1981. 584 с.
  137. Л.И., Невская А. Л., Павловская М. Б. Различные способы обработки зрительной информации в правом и левом полушариях. // Психологический журнал, 1981. Т. 2. № 3. С. 01−94.
  138. А. Природа художественного творчества. /Пер. с болг М.: Искусство, 1981. — 479 с.
  139. Р. Г. Декоративно-прикладное искусство в системе профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов: Автореф. дисс.. каэд. пед. наук. М., 1970. — 20 с.
  140. Н.Ф. Орнамент всех времен и стилей: 100 таблиц с объяснительным текстом. СПб.: Изд-во А. Ф. Девриен, 1867. — 174 с.
  141. А.Р., Симерницкая Э. Г. О функциональном взаимодействии полушарий головного мозга в организации вер-бальномнестических функций. // Физиология человека. 1975, т. I, № 3. С. 411−417.
  142. А.К., Абрамова Г. С. Психолого-педагогические аспекты проблемы индивидуальных различий. // Вопросы психологии, 1977, № 2. С. 96−104.
  143. Мастера искусств об искусстве. М.: ОГИЗ, 1933. Т. П.- 536 с.
  144. Мастера искусств об искусстве. М.: Искусство, 1969. Т. У. — 536 с.
  145. Мастера искусств об искусстве. М.: Искусство, 1969. Т. У1. — 573 с.
  146. Махмутов М. И, Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
  147. B.JI. Сластенин В. А. Новой школе нового учителя. Сб. «Педагогическое образование**. — М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1990. — 163 с.
  148. A.A. Проблемы методико-педагогической подготовки студентов художественно-графических факультетов m современном этапе. // Художественно-графический факультет и школа. Л., 1980. С. III-II7.
  149. Г. В., Муниров В. М. О красоте машин и вещей.- М.: Просвещение, 1975. 152 с.
  150. Н.М., Белютин Э. М. Русская художественная школа первой половины XIX века. М.: Искусство,Î-967.
  151. Н.М., Белютин Э. М. Русская художественная школа второй половины XIX начала XX вв. — М.: Искусство, 1967.
  152. В.А. Психологическое изучение творческой личности.- Киев: Общ-во „Знание“ УССР, 1978. 27 с.
  153. К. Изделия из шерсти. Алматы: Кайнар, 1990.- 102 с.
  154. А.Х. Казахское народное прикладное искусство.- Алматы: Онер, 1986. 251 с.
  155. М.Г. Об основах композиции (сочинения). В кн.: О композиции. — M., 1959.
  156. К.А. Декоративность как форма выражения красоты: Автореф. дисс.. кацп. пед. наук. М., 1966.
  157. B.C. Процесс творчества и художественное восприятие. М., 1985.
  158. Е.Б. Проблема синтеза пространственных искусств.- М., 1982.
  159. М. Свет и цвет в природе. М.: Наука, 1969.
  160. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 336 с.
  161. О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: Изд-во МГУ, 1972. — 343 с.
  162. М.А. Народное искусство как часть культуры.- М., 1983.
  163. Неверов 0. Агатовая ваза Мазарины. // Юный художник, 1984, № 9.
  164. Общая психология: (Учебник для педагогических институтов). /Под ред. Петровского A.B. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Просвещение, 1976. — 479 с.
  165. Т.И. Гносеологический анализ природы художественного мышления: Дис.. канд. филос. наук. Киев, 1981. — 218 с.
  166. Г. И. Учитель изобразительного искусства и его работа: Некоторые размышления о профессии. М.: Просвещение, 1972. — 79 с.
  167. Е.М. Формирование педагогической направленности мышления будущего учителя: (Методические указания и задания для студентов педагогических институтов и преподавателей школ). Усть-Каменогорск: Б.И., 1975. — 106с.- 360
  168. Одворалов ELB. Скульптура и скульптурные материалы.- М.: Изобразительное искусство, 1982. 163 с.
  169. .В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. М.: Просвещение, 1288. — 170с,
  170. Основы декоративного искусства в школе: (Учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов). /Под ред. Нешумова В. В., Щедрина Е. Д. М.: Просвещение, 1981. — 175 с.
  171. Основы эстетического воспитания. /Под ред. А. К. Дремова.- М.: Высшая школа, 1975. 327 с.
  172. Очерки истории советского искусства. Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. М.: Советский художник, 1980. — 263 с.
  173. К.К. Система психологии и теория отражения.- М.: Наука, 1982. 308 с.
  174. Я.А. Психология творчества и педагогика.- М.: Педагогика, 1976. 280 с.
  175. М.М. Иллюстрированная методика рисования.- СПб., 1909. 217 с.
  176. Популярная художественная энциклопедия. Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство.- М.: Советская энциклопедия, 1986 (в 2-х т.). 563 с.
  177. Преподавание спецдисциплин на художественно-графических факультетах педагогических институтов. Курск, 1978.- 162 с.
  178. Природа искусства и механизмы художественной деятельности. /Под ред. Илиади А. И. JI.: Изд-во ЛГУ, 1975. — 205с.
  179. Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах /Под ред. Кузьминой Н. В. Л.: Знание, 1970. — 83 с.- 361
  180. Проблемы способностей: (Материалы конференции 22−24 июня I960 г. Ленинград). /Отв. ред. член-корр. АПН РСФСР, проф. Мясищев В. Н. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 308 с.
  181. Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума. Таллин: Изд-во НИИ педагогики, 1980. — 199 с.
  182. Психологические исследования познавательных процессов и личности. // Сб. статей. М.: Р&ука, 1983. — 216 с.
  183. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. /Пер. с нем. М.: Педагогика, 1981.- 224 с.
  184. Психология процессов художественного творчества. /Под ред. Мейлаха B.C. и Хренова H.A. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1980. — 285 с.
  185. Психология рисунка и живописи: (Вопросы психологического исследования формирования образа). /Отв. ред. Игнатьев Е. И. NU: Изд-во АПН РСФСР, 1954. — 224 с.
  186. В.И. Макетирование. Проектная классификация макетов. // Техническая эстетика, 1983, № 6. 56 с.
  187. А.И. Профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя. М., 1985. — 42 с.
  188. Проблемы народного искусства. М. А. Некрасовой и К. А. Макарова. М., 1982.
  189. С.И. Декоративное и оформительское искусство в школе. М., 1976.
  190. Л. В., Каме нов Е., Станоевич-Кастори М. Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ.- М.: Просвещение, 1981.- 362
  191. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. /Гл. ред. В. М. Лолевой. М.: Советская энциклопедия, 1986.
  192. Развитие психологических функций взрослых людей. /Под ред. Ананьева Б. Г., Степановой Е. С. М., Педагогика, 1972. — 245 с.
  193. Развитие художественных способностей. // Сб. статей. /Под ред. Саку ли ной Н.П. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.- 368 с.
  194. Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. Межвузовский сборник научных трудов.- М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1983. 176 с.
  195. С.Х. Мышление в образах и декоративность.- В кн-: Художественный образ и декоративность в искусстве Азии и Африки. M., 1969. — 188 с.
  196. Революция искусство — дети. Материалы и документы. В 2-х ч. — М.: Просвещение, 1987. — 476 с.
  197. Л. И. Искусство среднего востока. Избранное труды по истории и теории искусств. М.: Советский художник, 1978. — 286 с.
  198. И.Е. Далекое и близкое. М.: Искусство, 1964.- 586 с.
  199. Т. Творческое воображение. /Пер. с франц. СПб.: Тип. Ю. Н. Эрлих, 1901. X. — 318 с.
  200. М.С. Логическая и психологическая структура диагноза. // Психологические проблемы рационализации деятельности. Вып. 4. Ярославль, 1979.- 363
  201. H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1980. — 238 с.
  202. H.H. Учебный рисунок: (Учебное пособие для педагогических училищ). М.: Просвещение, 1976.- 287 с., илл.
  203. Н.Н. Академический рисунок. М., 1973.
  204. Н. Н. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка. М.: Просвещение, 1981. — 218с
  205. Н.Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школа рисунка. М.: Просвещение, 1982. — 320 с.
  206. C.JI. Основы общей психологии: (Учебное пособие для высших педагогических учебных заведений и институтов. 2-е изд. М#: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
  207. С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. — 423 с.
  208. Русское народное искусство. Л.: Учпедгиз, 1959. — 179 с
  209. Е.А. Художник в дизайне. Опыт работы Центральной учебно-экспериментальной студии художественного проектирования на Сенеже. М.: Искусство, 1974. — 176 с.
  210. Т.М. О профессионализме народного творчества.
  211. С.Х. Неизобразительные формы в декоративном искусстве. М., 1968.
  212. Рисунок в высшей художественной школе. М., 1957.
  213. Рисунок. Практическое руководство для начинающих и самодеятельных художников. М., 1965.
  214. В.Н. Эстетическое воспитание. М.: Мысль, 1985. — 207 с.- 364
  215. С.JI. Работа с глиной, гипсом и папье-маше. М.: Просвещение, 1975. 75 с.
  216. Салтыков А. Б, Самое близкое искусство. М.: Просвещение, 1969. — 112 с.
  217. А. Н, Курс рисования. СПб., 1855. — 176 с.
  218. Сидоренко Б, В., Корешков В. В. Композиции как средство выразительности. // Металлург, 1992, № 7.
  219. П.П. „Сверхзадача“ художника в свете психологии и нейрофизиологии. // Психология процессов художественного творчества. Л., 1984. С. 38−43.
  220. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  221. Социальная психология личности. М.: Шука, 1979. — 340с.
  222. Г. П. Взаимодействие искусств. Л.: Художник РСФСР, 1973. — 180 с.
  223. В.Ф. Исследование вопросов эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства в начальных классах (Декоративная работа): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. M., 1971. — 20 с.
  224. А. О методологии научного познания искусства. Методология проблемы современного искусства. Вып. I.- Л., 1975.
  225. И.М. Избранные философские и психологические произведения. — М., 1974.
  226. Салтыков А, Б. Самое близкое искусство. М.: Просвещение, 1968.
  227. Сенин М, И. Интерьер современных общественных зданий.- Киев, 1969.- 365
  228. С.И. Шрифт и шрифтовым плакат, М., 1989.
  229. Тамарин В. Э, Яковлева Д. С. К вопросу о формировании педагогического мышления у студентов. // Вопросы психологии личности и труда. Свердловск, 1873.
  230. Теоретические проблемы психологии личности. /Отв. ред. Шорохов Е. В. М.: Наука, 1974. — 317 с.
  231. Теория и практика педагогического эксперимента. /Под ред. Пискунова А. И., Воробьева Г. В. М.: Педагогика, 1979. — 207 с.
  232. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 536 с.
  233. А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. — 172 с.
  234. Г. А. Опыт формирования педагогической направленности у студентов университета: Дисс.. канд. пед. наук. Л., 1975. — 155 с.
  235. Узоры симметрии. /Пер. с англ. М: Мир, 1980. — 629 с.
  236. Р.Х. Художественная токарная обработка древесины на занятиях кружков и факультативов общеобразовательных школ. М.: МГЛИ им. 3.И.Ленина, 1984. — 36 с.
  237. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.- М., 1984.
  238. С.А. Этнография народов СССР. М., 1968.
  239. А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства. М.: Просвещение, 1981.- 175 с.
  240. Туркестан, /Сост. АЛР. Насырова. Алматы: Онер, 1993, — Збб
  241. А.Е. Изображение животных и птиц. М., 1969.
  242. А.Г. Дизайн в японской школе. // Техническая эстетика, 1988, № б. 34 с,
  243. К.Д. Избр. соч. Т. 2. М.: Просвещение, 1939. — 534 с.
  244. А. П. Русское народное творчество в детском саду.- М.: Просвещение, 1982.
  245. Функциональная асимметрия мозга. Мосидзе З. М., Рижина-швили P.C., Самодашвили Э. В., Турашвили Р. И. Тбилиси: Менниереба, 1977. — 118 с.
  246. Д.А. Декоративное искусство Узбекистана.- Ташкент, 1973.
  247. Р. Н. Шродное художественное творчество как средство эстетического воспитания старшеклассников в процессе внеклассной работы. М., 1980. — 22 с.
  248. A.C. Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий декоративно-прикладным искусством: Автореф. дисс.. докт. пед. наук.- М., 1983. 32 с.
  249. Художественное воспитание в школе I ступени: Материалы к составлению программ. М., 1925. — 78 с.
  250. Художественная культура: Понятия, термины. /Сост. Дорогова Д. Н. М.: Знание, 1978. — 206 с.
  251. Художественное восприятие. /Под ред. Мейлаха B.C.- Л.: Наука, 1971. 387 с.
  252. Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения.- Л.: Наука, 1983. 279 с.
  253. Художественное проектирование. /Под ред. Б. В. Нещумова и Е. Д. Щедрина. М: Просвещение, 1979. — 167 с. г- 367
  254. Л. M. Макетирование и графика в художественном > конструировании. M., 1978. — 116 с.
  255. Л.М., Щипанов A.C. Дизайн. М.: Просвещение, 1985. — 185 с.
  256. A.C. Декоративно-прикладное искусство в школе.- М,: Просвещение, 1979. 176 с.
  257. Художественное творчество и ребенок. /Под ред. Н. А. В е ту ли ной. M., 1972.
  258. Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения.- Л.: Наука, 1983. 179 с.
  259. Н.Б., Курочкина H.A., Пантюхина Г. В. Лепка в детском саду. М.: Просвещение, 1986.
  260. Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка k в детском саду. М»: Просвещение, 1984.
  261. А.К. Основы понимания декоративно-прикладногоi искусства. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1962.- 67 с.
  262. П.П. Письма, записные книжки. Воспоминания.- M., 1953. 645 с.
  263. В.В. Психологические основы формирования производственных умений и навыков. М.: Высшая школа, 1980.- 78 с.
  264. Ченино Ченини. Трактат о живописи. M., 1933.
  265. А.И. Эстетическое воспитание подростков во внешкольных учреждениях: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.- M., 1982. 24 с.
  266. Г. Х. Эмоции и чувства как форма отражениядействительности. М.: Наука, 1971. — 223 с. i }
  267. Е.В. Основы композиции: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1979. — 323 е., илл.
  268. Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М.: Просвещение, 1979. — 191 с.
  269. Т.Я. Декоративное рисование 1−3 классов.- М.: Просвещение, 1986.
  270. А.И. Психологические основы формирования личности учителя. JI.: Просвещение, 1967. — 265 с.
  271. B.C. Изобразительное искусство: Обучение и творчество. М.: Просвещение, 1969. — 271 с,
  272. В. Д. Проблемы систематизации в профессиодаль ной деятельности. М., 1982.
  273. В.М. Орнамент на ткани. М., 1969.
  274. Школа изобразительного искусства. В 10 т. Вып. М.: Искусство, 1964−1968.
  275. Энгр об искусстве. М.: Академия художеств РСФСР, 1962. — 169 с.
  276. Эстетика. Словарь, М.: Политиздат, 1989. — 305 с.
  277. Эстетическое воспитание в детском саду. /Под ред. Н. А. Ветугиной. М.: Просвещение, 1985.
  278. Е.Р. Взгляд в будущее. М.: Просвещение, 1988.- 139 с.
  279. Юон К. З. Об искусстве. T. I, 2. М.: Искусство, 1959.
  280. И. С. Развитие пространственного мышления школьников. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  281. В.А. Преподавание предметов «Рисунок» и «Основы композиции». М.: Высшая школа, 1989. — 77 с.
  282. А.П. Живопись. М.: Просвещение, 1985. — 288 с.
  283. C.B. Спасенная красота.
  284. О.В. Советская скульптура.
  285. Яновский-Максимов Ник. Сквозь магический кристалл. М.: Просвещение, 1975.
Заполнить форму текущей работой