Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Воспитание основ правовых представлений младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты проведенного исследования доказывают возможность эффективного использования игровых ситуаций социально-правового взаимодействия в процессе воспитания у детей младшего школьного возраста основ правовых представлений. Продуктивность данного процесса определяется следующими условиями: последовательной организацией игровых ситуаций во внеурочной деятельности, включающей: первый этап… Читать ещё >

Содержание

  • представлений школьников. Ю
    • 1. 1. Категория права в историко-философском осмыслении
    • 1. 2. Идея воспитания человека как субъекта права в отечественной педагогике
    • 1. 3. Психолого-педагогическая характеристика процесса становления правовых представлений школьников
    • 1. 4. Сущность и структура правовых представлений школьников
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Педагогическая диагностика правовых представлений детей младшего школьного возраста
    • 2. 1. Основные методики диагностического исследования правовых представлений учащихся начальных 45 классов
    • 2. 2. Особенности правовых представлений младших школьников
    • 2. 3. Характеристика уровней развития правовых представлений младших школьников
  • Выводы по П главе
  • Глава III. Педагогическая организация игровой практики социально-правового взаимодействия младших школьников
    • 3. 1. Современное состояние правового образования в начальной школе
    • 3. 2. Игровые ситуации как средство воспитания основ правовых представлений детей
    • 3. 3. Организационно-педагогическое обеспечение игровой практики освоения младшими школьниками правосубъектной позиции
  • Выводы по Ш главе
  • Заключите

Воспитание основ правовых представлений младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Происходящие в современном российском обществе изменения в социально-политической, гражданской, культурной жизни ставят принципиально новые задачи перед школьным воспитанием. Учащиеся должны активно осваивать явления социальной жизни, уметь успешно взаимодействовать в системе нормативных отношений, быть способными брать на себя ответственность в правовом поведении. Разрешение противоречия между усложнением социально-правовых связей младшего школьника, увеличением осваиваемой им информации и развитием собственной правовой деятельности возможно в процессе овладения учащимися различными способами социально-правового взаимодействия, накопления ими собственного опыта правосубъектного поведения.

В работах М. И. Бобневой [9.], Л. И. Божович [16.], [17.], О. Г. Дробницкого [54.],.

A.Н. Леонтьева [86.], Н. Д. Никандрова [97.], Д. И. Фельдштейна [124.], посвященных проблемам осознания ребенком своего социального положения, воспитания у него чувства долга, развития нравственной мотивации его поведения выявлена тесная взаимосвязь между формированием правовых представлений учащихся и их нравственным воспитанием. Усвоенная норма определяется как диалектическое единство понимания и переживания поступка, взаимосвязь между знанием смысла деятельности и его переживанием является условием личностного принятия норм права.

Исследования последних лет подтверждают, что начальная школа формирует у ребенка не только первичную функциональную грамотность, но и закладывает основы его личностного саморазвития (H.A. Алексеев, Е. В. Бондаревская,.

B.А. Караковский, И. С. Якиманская и др.), в том числе и его правовой культуры (И.С. Марьенко, Э. И. Моносзон, А. Ф. Никитин, З. К. Шнекендорф и др.). Процесс социального созревания личности не сводится к приобретению отдельных качеств (интеллектуальных, физических и т. д.). Он осуществляется за счет психолого-педагогических механизмов, обеспечивающих его целостность на основе особой организации образовательной среды. Исследование этих механизмов представлено в гуманистических концепциях педагогов и психологов: концепции со-бытийности (В.И. Слободчиков), надситуативной активности (В.А. Петровский), становления ядерных структур личности (Д.А. Леонтьев и др.) — в идеалах личностно ориентированной образовательной парадигмы (Ш.А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, В. В. Зайцев, В. В. Сериков, Н. Е. Щуркова и др.).

Такие авторы, как К. С. Гаджиев [34.], Н. П. Лукина [89.], А. Ф. Никитин [107.], Н. И. Элиасберг [123.], [178.], обращаются в своих работах к педагогическому анализу и обоснованию целей, задач и содержания преподавания правовых знаний учащимся начальных классов. Но большинство публикаций носит дискуссионный характер, скорее ставит проблемы, чем предлагает пути их решения, а включаемый в содержание начального образования правовой материал реализуется на дидактическом уровне, через систему отдельных уроков и оценивается учителями рядоположенно со знаниями по родному языку, математике, природоведению и т. д.

Одно из направлений современной педагогической теории и практики связано с построением начального образования, реализующего принцип субъектнос-ти в обучении и воспитании младших школьников (Г.И. Вергелес, Н. Ф. Голованова, Л. Н. Кутергина, Л. А. Матвеева, А.И. Раев). В рамках данного подхода становление основ правовых представлений направлено прежде всего на развитие правосубъектности личности учащихся.

В социальном опыте младших школьников достаточно проявляются тенденции субъекта правовой социализации как носителя сознательной, произвольной деятельности. «Ядро этих тенденций составляют попытки осознать цели социально-правовых действий, их мотивы и ценностную направленность» [43. 115.]. Свойства субъекта права оказываются, во-первых, неразрывно связаны с функционированием отдельных компонентов социально-правового опытаво-вторых, предполагают принятие ребенком себя сначала субъектом практического социально-правового взаимодействия, лишь потом субъектом познания права.

Различные аспекты правового образования в соответствии со своей спецификой исследуются в философии, правоведении, обществоведении, психологииоднако в отечественном человекознании до сих пор не сложилось целостной концепции, раскрывающей сущность правовых представлений, их структуру и динамику становления в младшем школьном возрасте. Слабо изучена эффективность создания организационно-педагогических условий, обеспечивающих принятие детьми правовых явлений социальной жизни как личностно значимых, не определены критерии и показатели проявлений правовых представлений младших школьников в их социальном опыте, излишне дидактизирована деятельность учащихся по освоению правовых знаний. Все это значительно затрудняет возможность интегрировать в систему и подчинить единой логике совокупность педагогических средств, ориентированных на воспитание основ правовых представлений у учащихся начальных классов.

Социальная актуальность и педагогическая значимость, недостаточная теоретическая и методическая разработанность проблемы воспитания основ правовых представлений младших школьников обусловили выбор темы нашего исследования.

Объект исследования — образовательный процесс в современной начальной школе.

Предмет исследования — процесс становления основ правовых представлений младших школьников.

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности использования игровых ситуаций социально-правового взаимодействия в процессе воспитания у детей младшего школьного возраста основ правовых представлений.

Гипотеза исследования состоит в том, что воспитание основ правовых представлений у детей младшего школьного возраста будет эффективным, если в образовательном процессе обеспечено:

• использование игровых ситуаций социально-правового взаимодействия в качестве ведущей формы воспитательной работы во внеурочной деятельности;

• накопление учащимися опыта правосубъектного поведения в решении социальных проблем на основе общечеловеческих ценностей в области права;

• развитие устойчивого положительного отношения школьников к принципам правового взаимодействия, понимание и принятие их как необходимой формы всеобщего равенства, свободы и справедливости.

В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1) на основе анализа категории права в историко-философской, правовой и психолого-педагогической литературе раскрыть основные механизмы становления правовой культуры личности в процессе ее социализации и воспитания;

2) изучить психолого-педагогическую сущность, содержание и структуру правовых представлений личности;

3) проанализировать ведущие тенденции в развитии современных систем правового образования и оценить их концептуальные и содержательно-инструментальные возможности применительно к начальной школе;

4) сконструировать и апробировать диагностическую методику выявления уровней сформированности правовых представлений младших школьников;

5) разработать типологию игровых ситуаций социально-правового взаимодействия и реализовать их в практике воспитательного процесса начальной школы;

6) определить влияние специально организованных педагогических условий на становление у младших школьников опыта правосубъектного поведения.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс исследовательских методов: изучение и анализ историко-философской, правоведческой, психолого-педагогической литературы по проблеме исследованияобобщение педагогического опыта правового образования личностиконстатирующий, преобразующий и контрольный экспериментыкачественный и количественный анализ экспериментальных данныхметоды математической обработки: шкалирование, расчет коэффициента ранговой корреляции, установление статистической значимости различий между обследуемыми выборками.

Теоретико-методологической основой исследования являются: теория развития самозаконной личности в системе нравственного и правового образования (С.И. Гессен, В.В. Зеньковский) — философско-психологическая концепция событийного образования личности (М.М. Бахтин, B.C. Библер, В.И. Слободчи-ков) — экспериментальные исследования представлений в отечественной психологической науке (Б.Г. Ананьев, В. К. Гайда, В. А. Ганзен, Е. И. Игнатьев, A.A. Крылов, В. Н. Мясищев, СЛ. Рубинштейн) — социально-педагогическая теория игры (Н.П. Аникеева, J1.C. Выготский, С. А. Шмаков, Д. Б. Эльконин, М.Г. Яновская) — концепция личностно ориентированного образования (Ш.А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, В. В. Зайцев, В. В. Сериков, Н.Е. Щуркова) — теория развития младшего школьника как субъекта учебной и социальной деятельности (Г.И. Вергелес, Н. Ф. Голованова, JI.H. Кутергина, J1.A. Матвеева, А.И. Раев).

Базой исследования явились средние школы № 358, 603 г. Санкт-Петербурга. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 93 ученика третьих классов (экспериментальная группа — 60 человек, контрольная группа — 33 человека).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте характеризуется созреванием личностных предпосылок, значимых для становления основ правовых представлений.

2. Структурируя восприятие человеком действительности, правовые представления организуются в интегральном взаимодействии когнитивного, аффективного и действенного (поведенческого) компонентов.

3. В качестве основ правовых представлений выступает опыт правосубъектного поведения, проявляющийся в способности к внутренней саморегуляции в правовом пространстве, к субъектно-личностному способу присвоения правовых ценностей, в активном отстаивании прав человека, рефлексии в социально-правовом взаимодействии.

4. Основным способом организации опыта правосубъектного поведения младших школьников выступают игровые ситуации социально-правового взаимодействия:

— ситуации рефлексии в социально-правовом взаимодействии, направленные на осознание ребенком своего социально-ролевого «Я», выражение себя носителем правовых ролей и функций (прав и обязанностей);

— ситуации самоопределения и саморегуляции в правовом пространстве, направленные на сознательные акты выявления и утверждения собственной правосубъектной позиции младшего школьникаинициирование, построение и поддержание его активности в отношении цели социально-правового взаимодействия;

— ситуации активности в отстаивании прав человека, направленные на развитие динамической системы взаимодействия ребенка с миром правоотношений, достижение устойчивости его поведения относительно принятого мотива ответственности.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

— описана структура правовых представлений, рассмотрены предпосылки ее становления в младшем школьном возрасте;

— определена система обобщенных критериев и показателей уровней сформированное&tradeправовых представлений;

— качественно охарактеризованы уровни правовых представлений по степени сформированности когнитивного, аффективного и действенного их компонентов;

— представлена типология игровых ситуаций социально-правового взаимодействия;

— обоснованы педагогические условия их эффективной реализации в процессе воспитания основ правовых представлений младших школьников.

Практическая значимость исследования. Разработанная программа педагогического взаимодействия, направленная на воспитание основ правовых представлений младших школьников, может широко использоваться в образовательном процессе начальной школы. Результаты исследования, содержательный и методический материал по построению игровых ситуаций социально-правового взаимодействия способствуют дальнейшей разработке данной проблемы, изучению становления основ правовых представлений учащихся на курсах по общей педагогике, теории и методике обучения и воспитания в педагогических колледжах, высших учебных заведениях.

Структура и объем работы. Диссертация содержит 137 страниц текста, состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, включающей 188 наименований. Текст диссертации включает 10 таблиц и 8 рисунков.

Выводы по III главе.

1. В ходе преобразующего эксперимента учащиеся экспериментальной группы, включенные в специально организованное социально-правовое взаимодействие, реально получили возможность осваивать опыт правосубъектного поведения.

2. Система игровых ситуаций социально-правового взаимодействия выстраивалась в логике: от обогащения опыта рефлексии в социально-правовом взаимодействии, к выявлению и утверждению собственной правосубъектной позиции, саморегуляции в правовом пространстве и от них — к активности в отстаивании прав человека и проявлению ответственности за свои действия.

3. Статистические данные повторного диагностического среза свидетельствуют о том, что в экспериментальной и контрольной группах учащихся произош.

4. В отличие от преобразований когнитивного аспекта правовых представлений, которые можно квалифицировать как «положительные» и «подобные» для обеих обследуемых групп, динамика роста степени сформированности аффективного и действенного компонентов в них существенно различна. Статистика значимости наблюдаемого развития эмоционально-оценочного и поведенческого аспектов правовых представлений подтверждает существование более прогрессивной динамики их достижений в экспериментальной группе. Мы объясняем это спецификой становления у участников преобразующего эксперимента основ правовых представлений в результате обобщения и накопления ими опыта правосубъектных отношений в игровых ситуациях социально-правового взаимодействия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного исследования доказывают возможность эффективного использования игровых ситуаций социально-правового взаимодействия в процессе воспитания у детей младшего школьного возраста основ правовых представлений. Продуктивность данного процесса определяется следующими условиями: последовательной организацией игровых ситуаций во внеурочной деятельности, включающей: первый этап — обогащение опыта рефлексии в социально-правовом взаимодействиивторой этап — выявление и утверждение собственной правосубъектной позиции, развитие характеристик самоопределения и саморегуляции в правовом пространствеи третий этап — достижение устойчивости поведения детей относительно принятого мотива ответственности, повышение активности в отстаивании прав человекапедагогическим обеспечением возможности обобщения детьми опыта правосубъектного поведения в решении социальных проблем на основе общечеловеческих ценностей в области правастимулированием устойчивого положительного отношения младших школьников к принципам правового взаимодействия как к необходимой форме всеобщего равенства, свободы и справедливости.

Выявлено, что достаточный уровень сформированности правовых представлений личности подразумевает становление интегрального единства их когнитивного, аффективного и действенного (поведенческого) компонентов. Однако неравномерность развития данных компонентов (доминирование знаниевых характеристик при неустойчивом характере адекватных аффективных и поведенческих реакций на явления правовой действительности) указывает на начальную стадию становления основ правовых представлений младших школьников, которая обусловлена как возрастными возможностями детей, так и особенностями организации правового образования в начальной школе.

Эксперимент подтвердил целесообразность овладения учащимися усложняющимися формами социально-правового взаимодействия в сочетании с приобретением ими знаний, выводящих за пределы конкретного инструктирования на уровень ценностного восприятия, осмысливания основ совместной жизнедеятельности. Углубление содержания игровых ситуаций рефлексии в социальном взаимодействии, ситуаций самоопределения и саморегуляции в правовом пространстве и ситуаций активности в отстаивании прав человека позволяет младшим школьникам обобщать и накапливать опыт правосубъектного поведения, способствует становлению у них устойчивого положительного отношения к нормам права.

Третьеклассники успешно овладевают ранними гражданскими формами организации коллективной жизни, включившись в игровые отношения, конструируют и удерживают образ «Я» в контексте переживаемых событий, принимают специфические нормы общения: сыгранность и независимость, общность интересов и личные пристрастия, взаимопонимание, уступки и способность самостоятельно принимать решения. Педагогически организованные игровые ситуации социально-правового взаимодействия, корректируя влияние негативных факторов социальной действительности, одновременно побуждают младших школьников к внутренней активности, которая, благодаря закреплению приобретенных в ней способностей как внеситуативных, постепенно превращается в устойчивые поведенческие реакции, неприятие детьми проявлений социальной несправедливости, дискриминации, жестокости.

Позитивная динамика сформированности правовых представлений доказывает эффективность разработанной нами методики и позволяет наметить направления дальнейшего изучения проблемы, связанной с использованием естественных форм детской активности в педагогическом процессе, организацией ранних гражданских форм социальной жизни учащихся, в которых обогащается опыт общественной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. H.A. Психолого-педагогические проблемы развивающего дифференцированного обучения. — Челябинск: Факел, 1995. — 174 с.
  2. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. — 560 с.
  3. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. — М.: Амонашвили, 1996. 494 с.
  4. .Г. Проблема представления в советской психологической науке // Философские записки. Том 5. Вопросы психологии / АН СССР. Ин-т философии. M.- Л., 1950. — С. 59−99.
  5. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — 339 с.
  6. Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987−143 с.
  7. М. и философская культура XX века: Проблемы бахтинологии: Материалы конференции. / Отв. ред. К. Г. Исупов. СПб.: Образование, 1991.-127 с.
  8. М.М. Человек в мире слова. М.: Изд-во Рос. открытого ун-та, 1995.-140 с.
  9. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / АН СССР. Ин-т психологии. М.: Наука, 1978. — 311 с.
  10. B.C. Мышление как творчество: Введение в логику мыслит, диалога. М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
  11. B.C. Нравственность. Культура. Современность: (Филос. размышления о жизн. проблемах). М.: Знание, 1990. — 62 с.
  12. Л.Н. Основы современной цивилизации: Учебн. пособие для общеобразов. и сред. уч. заведений. М.: Изд-во АО «Бюро-Денди», 1992. -255 с.
  13. H.H. Ситуационно-ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1977.-С. 180−205.
  14. A.A. Личность и общение: Избранные труды / АПН СССР. — М.: Педагогика, 1983.-271 с.
  15. A.A., Столин В. В. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2000. — 440 с.
  16. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение. — 1968. — 464 с.
  17. Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1995.-352 с.
  18. Е.В., Кульневич C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. Ростов-н / Дону.: Творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с.
  19. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29−36.
  20. В.В., Гранат Н. Л., Гревцов Ю. И. Общая теория государства и права. Акад. курс. В 2-х т., Т. 2. Теория права / Отв. ред. М. Н. Марченко. — М.: Изд-во МГУ, 2000. 639 с.
  21. А.Б., Родионов O.A. Сб. заданий к учебнику «История древнего мира» для 5 кл. осн.шк. М.: Центр гуманитарного образования, 2000 -95 с.
  22. Е.В. Руководство к толкованию и применению законов: Практич. пособие: для начинающих юристов. М.: Юрид. бюро «Городец», 1997. — 126 с.
  23. A.A., Раутиан A.C. Мир и человек: Курс естествознания для нач. шк.: Метод, пособие для учителей и родителей. — М.: Новая шк., 1996.-47 с.
  24. А.Б., Казьмин И. Ф., Мицкевич A.B. и др. Основы государства и права: Учеб. для сред. юрид. учеб. заведений по спец. «Правоведение» / Под ред. А. С. Пиголкина. 2-е изд. переб. и доп. М.: Высш.шк., 1988. — 344 с.
  25. Г. И. Система формирования учебной деятельности младших школьников // Система формирования и развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. / Под ред. Г. И. Вергелес. СПб.: Образование, 1995. — С. 44−54.
  26. Г. И. Формирование учебной деятельности младших школьников на основе межпредметных связей: Учеб. пособие к спецкурсу. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1987. — 80 с.
  27. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М.: Изд-во МГУ, 1990. 285 с.
  28. . Об обязательствах по римскому праву:Пер. с нем. / Под ред. А. Б. Думашевского. СПб.: тип. А. Думашевского, 1875. — 593 с.
  29. Н.Ф., Каликова Г. С. Учебно-методический комплект «Окружающий мир» для четырехлетней начальной школы // Начальная школа. 2000. — № 8. — С. 107−111.
  30. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой. М.: Просвещение, 1967. — 360 с.
  31. Н.И. Наша Родина и современный мир: Беседы о России: Учебн. для 4 кл. нач. шк. Смоленск: Ассоциация XXI в., 1999. — 87 с.
  32. Н.И., Соловьев В. М., Студеникин М. Т. Рассказы по родной истории: Учебн. для 5 кл. общеобраз. учр-ний. М.: Просвещение, 1999. — 254 с.
  33. Л.С. Детская психология. Собрание сочинений: В 6-ти т., Т.4./ Под ред. Д. Б. Эльконина. / АПН СССР. М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
  34. К.С. Введение в политологию: Кн. для уч-ся ст. классов. М.:
  35. Просвещение: Центр Владос, 1994. 253 с.
  36. О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1989. С. 221−237.
  37. О.С., Харитонова Н. Е. В школу с игрой: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991. — 97 с.
  38. В.К., Захаров В. П. Психологическое тестирование: Учебн. пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 101 с.
  39. В.А. Восприятие целостных объектов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. — 152 с.
  40. Гегель Г. В. Ф. Философия права: Пер. с нем. / АН СССР. Ин-т философии./ Ред. и сост. Д. А. Керимов и В. С. Нерсесянц. — М.: Мысль, 1990.-526 с.
  41. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Учебн. пособие для вузов. М.: Школа-пресс, 1995. — 447 с.
  42. Т. Сочинения: В 2-х т., Т.2.: Пер. с лат. и англ. / АН СССР. Ин-т философии. / Сост., ред. изд. В. В. Соколов. М.: Мысль, 1991. — 735 с.
  43. В.В. Педагогика диалога. Инновационные образовательные технологии: Учебн. пособие. Комсомольск-на-Амуре: Изд-во КГПИ, 1997.-124 с.
  44. В.В. Проблема субъекта в педагогике: Учебн. пособие к спецкурсу. Л.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1991. — 77 с.
  45. Н.Л., Колесникова О. М., Тимофеев М. С. Толкование норм права в правоприменительной деятельности органов внутренних дел: Учебн. пособие. М.: Акад. МВД СССР, 1991. — 81 с.
  46. P.M. Элементы практической психологии. 3-е изд., с изм. и доп. — СПб.: Свет, 1997. — 608 с.
  47. В.М. Народная педагогика игры: Вопр. методологии и теории: В 2-х ч., Ч. 1. М.: ОДИ-international, 1996. — 70 с.
  48. Д.Д. Лекции по истории римского права. СПб.: лит. Богданова, 1908.-382 с.
  49. Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, также принципы публичного права: Пер. с лат. М.: Госюриздат, 1956. — 868 с.
  50. Гуманизация воспитания в современных условиях / Под ред. О. С. Газмана, И. А. Костенчука. М.: УВЦ «Инноватор», 1995. — 115 с.
  51. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теорет. и эксперим. психол. исслед. / АПН СССР. М.: Педагогика, 1986. — 239 с.
  52. О.Г. Проблемы нравственности. / АН СССР. Ин-т философии. М.: Наука, 1977. — 333 с.
  53. Д.И. Сознание и информация. К анализу проблемы идеального // Философские науки. 1978. — № 6. — С. 46−59.
  54. Л. Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства. Лекции, прочит, в 1908 г. в Высшей школе соц. наук в Париже./ Подготовил А. С. Алексеев. М.: Н. Н. Клочков, 1909. — 148 с.
  55. В.М., Пельман Г. Л., Чахоян В. А. Игровое имитационное моделирование расширенного воспроизводства. М.: Изд-во МГУ, 1982. -184 с.
  56. Е.И., Козленко С. И. Изучение политической системы социализма в курсе «Обществознание». М.: Изд-во Моск. гор. ин-та усоверш. учителей, 1990. — 62 с.
  57. В.В. Теория и практика развития личностной свободы учащихся в системе начального образования. Дис. д-ра пед. наук. Волгоград, 1999. -408 с.
  58. Л.В. Избранные педагогические труды. / АПН СССР. М.: Педагогика, 1990. — 424 с.
  59. A.B., Неверович Я. З., Кошелева А. Д. и др. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Психол. исслед. / Под ред. A.B.Запорожца, Я. З. Неверович. М.: Педагогика, 1986. — 174 с.
  60. В.В. Психология детства: Учеб. пособие для вузов. М.: Изд. центр «Академия», 1996. — 346 с.
  61. Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека.-М.: Знание, 1968. 32 с.
  62. Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. // Психологические исследования представлений и воображения. Труды ин-та психолгии / Отв. ред. Е. И. Игнатьев. М.: Изд-во АПН СССР, 1956. — С. 3−17.
  63. Игровое моделирование: Методология и практика: / Отв.ред. И. С. Ладенко. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1987. — 231 с.
  64. Изучение произведений классиков марксизма-ленинизма на занятиях по гуманитарным предметам: Пособие для учителей и классных руководителей / Под ред. А. Т. Кинкулькина, Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 1985. — 272 с.
  65. История политических и правовых учений XVII—XVIII вв. / АН СССР. Ин-т государства и права. / Отв.ред. В. С. Нерсесянц. М.: Наука, 1989. -448 с.
  66. В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок: Семейное воспитание // Вопросы психологии. 1992. — № 1−2. — С. 14−22.
  67. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 142 с.
  68. И. Сочинения: В 6-ти т., Т.4. 4.1. / Под общ.ред. В. Ф. Асмуса,
  69. И. Сочинения: В 6-ти т., Т.4. 4.1. / Под общ.ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана. М.: Мысль, 1965. — 478 с.
  70. В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание!: Теория и практика шк. воспитат. систем. — М.: Новая шк., 1996.- 160 с.
  71. Ю.Н. Развитие представлений у детей: Учеб. пособие. — Минск: МГПИ, 1987. 83 с.
  72. Д.А. Организация и эффективность правового воспитания. — М.: Мысль, 1983. 285 с.
  73. Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. М.: Мысль, 1986. — 330 с.
  74. З.А. Природа и люди: Кн. для учителя нач.кл. Смоленск: Ассоциация XXI век, 1999. — 345 с.
  75. И.Ю. Идея правового государства: История и современность -СПб.: Изд-во С-Петербург.ун-та, 1993. 152 с.
  76. И. Философия права и универсальная история права: Авториз. пер. со 2-го нем. изд. Н. К. Спренгера. Киев: тип. И. И. Чоколова, 1913. — 152 с.
  77. С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций 2-е изд. испр. и доп. — М.: Манускрипт, 1996. — 314 с.
  78. B.C. Формирование критичности младшего школьника в учебной деятельности // Система формирования развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения / Под. ред. Г. И. Вергелес.- СПб.: Образование, 1995. С. 75−86.
  79. В.М. Введение в общую теорию развития личности: Лекции / АПН СССР, НИИ теории и методов воспитания. М.: АПН СССР, 1991. -135 с.
  80. И.Б., Шиянов Е. Н. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов-н/Д.: АО «Цв.печать», 1995. — 360 с.
  81. С.Б., Жилин Б. Б., Паниотто В. И. Экспертные оценки в социологических исследованиях. / Отв. ред. С. Б. Крымский. Киев: Наук. Думка, 1990.-319 с.
  82. Л., Шейн Дж.С. Свобода учиться, свобода учить: Пособие для учителя. М.: Нар. образование, 1994. — 160 с.
  83. Ф.Г. Слова верующего: Пер. с фр. / Под ред. Г. Рачинского. — М.: кн-во «Звезда» Н. Н. Орфенова, тип. «Продпуть», 1918. 120 с.
  84. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т., Т. 1. / АПН СССР./ Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1983. — 392 с.
  85. Д.А. Психология смысла: Природа, структура и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. — 486 с.
  86. Дж. Избранные философские произведения: В 2-х т., Т.1. Опыт о
  87. Н.П., Терешонок Г. В., Элиасберг Н. И. Правовое образование в начальной школе: Метод, рекомендации / Под ред. Н. И. Элиасберг. — СПб.: СПГУПМ, 1996. 104 с.
  88. К., Энгельс Ф. Сочинения: В 30-ти т. Т. 1. Работы К. Маркса за 1842−1844 г. г. Ф. Энгельса за 1839−1844 г. г. / Подготовил И. И. Прейс. -М.: Госполитиздат, 1955. — 699 с.
  89. И.С. Активная жизненная позиция молодежи. -М.: Знание, 1981.-40 с.
  90. И.С. Нравственное становление личности школьника. М.: Педагогика, 1985. — 103 с.
  91. А.И. Человек и общество: Учеб. пособие для основной шк. по курсу обществознания. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Новая шк., 1995. -160 с.
  92. Л.А. Развитие свойств субъекта учебной деятельности в младшем школьном возрасте: Учеб. пособие к спецкурсу. Л.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1991. — 59 с.
  93. Л.А. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989.-67 с.
  94. Н.И. Правовая система и личность. Саратов.: Изд-во Сарат. унта, 1987.-293 с.
  95. Методические проблемы повышения эффективности психолого-педагогических исследований / Отв. ред. Н. Д. Никандров. —
  96. М.: АПН СССР, 1985. 156 с.
  97. A.B., Тищенко В. В. и др. Роль правового воспитания в предупреждении правонарушений / Под ред. А. В. Мицкевича. М.: Юрид.лит., 1985. — 238 с.
  98. Э.И. Учитель и всестороннее развитие личности школьника. — М.: Знание, 1986.-80 с.
  99. Московия: Рабочая тетр.: Для уч-ся нач.шк. / Под ред. В. Ф. Кривошеева.2.е изд. — Сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. М.: Просвещение, 1999.-79 с.
  100. В.О. Азбука гражданина: Учеб. для основной шк. 3-изд. перераб. —М.: Междунар. отношения: Центр гуманит. образования, 1997.- 349 с.
  101. В.О. Основы правоведения. М.: Сорос: Междунар. отношения, 1994. — 239 с.
  102. В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Вопросы психологии. 1957. — № 5. — С. 142−155.
  103. В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Ин-т практ. психологии, 1998.- 362с.
  104. B.C. Философия права. Краткий учебный курс. — М.: Издат. группа Норма-Инфра, 2000. 256 с.
  105. А.Ф. Граждановедение: Учеб. пособие для уч-ся 3−4 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Назрань: ACT, 1998. — 207 с.
  106. В.Б. Концепция создания регионального учебного курса // Педагогика. 2000. — № 4. — С.8−14.
  107. М.Ю. Введение в народоведение. Родная Земля: 2−3 кл.: Учеб. тетр. для общеобразоват. учеб. учреждений. М.: Изд. дом «Дрофа», 1997. -40 с.
  108. Новое педагогическое мышление: Сб. ст. / Под ред. А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1989. 279 с.
  109. В.В. Правомерное поведение личности. Киев: Наук. Думка, 1985.-175 с.
  110. A.B. Быть личностью. М.: Педагогика, 1990. — 110 с.
  111. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов-н/Дону: Феникс, 1996. 512 с.
  112. A.A. Зеленые страницы: Кн. для уч-ся нач. кл. 6-е изд. — М.: Просвещение, 2001. — 223 с.
  113. A.A. Мир вокруг нас: Учеб. для 3. кл. четырехлет. нач. шк. — 2-е изд. М.: Просвещение, 2000. — 127 с.
  114. О.Т., Шилин В. Д. Окружающий мир: 2−3 кл.: Учеб. развивающего типа М.: АОЗТ «Инпро-Рес», 1997. — 95 с.
  115. Политко-правовые ценности: история и современность / Под ред. В. С. Нерсесянца. М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 256 с.
  116. Политическое и духовное развитие современного общества: Материалы к курсу «Человек и общество: основы современной цивилизации» для уч-ся 11-го кл. сред. шк. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лабезниковой. — М.: Просвещение, 1993. 95 с.
  117. Права детей: Метод, рекомендации и библиогр. указ. лит. в помощь организаторам занятий по изуч. Конвенции ООН о правах ребенка / Сост. Т. М. Степанова. Брест: БрГУ, 1996. — 20 с.
  118. Права ребенка: Основные международные документы / Ред.-сост. Е. М. Рыбинский. М.:Дом, 1992. — 69 с.
  119. Права ребенка это ваши права: Для детей 7−10 лет: Учеб. пособие для нач. шк. / Под ред. Н. И. Элиасберг — 2-е изд. — СПб.: Папирус, 1999, — 64 с.
  120. Права человека. Сб. универсальных и региональных международных документов / Сост. Л. Н. Шестаков. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 232 с.
  121. Проблемы мотивации общественно полезной деятельности школьников / Отв. ред. Д. И. Фельдштейн. М.: НИИОП, 1984. — 160 с.
  122. Психологические проблемы взаимодействия коллектива и личности / Отв. ред. А. В. Петровский. М.: АПН СССР, 1988. — 512 с.
  123. Психологическое обеспечение социального развития человека: Межвуз. сб. / Под ред. А. А. Крылова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. — 149 с.
  124. Г. Введение в науку права: Авт. пер. со 2-го перераб. изд./ Подготовил Б.Кистяковский. М.: Труд, 1915. — 142 с.
  125. Т.Н. Методологические вопросы познания функций права. -Волгоград: Высш. следств. школа, 1974. 151 с.
  126. Ф. Общее учение о праве: Пер. с нем. / Под ред. Ю. С. Гамбарова. М.: т-во И. Д. Сытина, 1897. — 296 с.
  127. Ф.Х. Естественное право, содержащее в себе: 1) собственно так называемое естественное право чистое, 2) право прикладное, то есть частное, публичное и народное: Пер. с лат. — Казань: Университетская тип., 1816.-128 с.
  128. С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т., Т. 1. М.: Педагогика, 1989. — 485 с.
  129. С.Л. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения. Эксперим. исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1960. -168 с.
  130. Руссо Ж.-Ж. Трактаты: Пер. с фр. / Подготовили В.С.Алексеев-Попов, Ю. М. Лотман, Н. А. Полторацкий, А. Д. Хаютин. / Отв. ред. А. З. Манфред. -М.: Наука, 1969.-703 с.
  131. Д.А. Статистические методы в научных медицинских исследованиях: авториз. пер. с болг. / Под ред. А. М. Меркова. М.: Медицина, 1968. — 419 с.
  132. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография. Волгоград: Перемена, 1994. — 150 с.
  133. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. — 272 с.
  134. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Социально-психологический центр, 1996. 349 с.
  135. Система правового образования в школе: Концепция. Учебные программы / Под ред. Н. И. Элиасберг. СПб.: Изд-во СПбГУПМ, 1995. -126 с.
  136. В.И. Реальность субъективного духа // Человек. 1994. — № 5. — С.21−38.
  137. Е.Н. Структура и временная организация игры // Игровоемоделирование: Методология и практика / Отв. ред. И. С. Ладенко. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1987. С. 14−27.
  138. Э.Ю. И.Кант: взаимодополнительность морали и права. М.: Наука, 1992.-212 с.
  139. . Избранные произведения. Ростов-н/Д.: Феникс, 1998. -606 с.
  140. Г. В. Основы математической статистики для психологов: Учебник. СПб.: Изд-во С-Петербург. ун-та, 1998. — 464 с.
  141. Твоя Россия: Учеб.-хрестоматия по истории: 3 кл. / Авт.-сост. Н. Я. Чутко, Л. Е. Родионова. М.: Духов. Возрождение, 1996. — 263 с.
  142. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М. Н. Марченко 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Зерцало: Изд. фирма «Теис», 1996. — 475 с.
  143. Теория государства и права. Учебник для юридич. вузов и факультетов / Отв. ред. В. М. Корельский, В. Д. Перевалов. М.: Изд. группа ИНФРА, 1997.-559 с.
  144. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1996. — 451 с.
  145. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси: Изд-во Акад. наук Груз. ССР, 1961. 210 с.
  146. В.Ф. Место и роль игрового феномена в культуре // Философские науки. 1980. — № 2. — С. 69−77.
  147. Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального, основного и среднего общего образования. — Кн. 1. Начальная школа. Общественно-гуманитарные дисциплины / Под ред. В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова. М.: ТЦ Сфера: Прометей, 1998. — 379 с.
  148. И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М.: «Юрид. лит.», 1963. — 206 с.
  149. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии. М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
  150. Г. А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии: духов, искания древ, человека: Пер. с англ. / Отв. ред. В. В. Иванов. М.: Наука, 1984.-236 с.
  151. В.М. История мировых цивилизаций. XX век: Пособие для уч-ся общеобр.учеб. заведений: 10−11 кл.- доп. материалы к учебнику «История мировых цивилизаций» М.: Изд. дом «Дрофа», 1999. — 96 с.
  152. В.И. Теория государства и права / Под ред. В. Т. Стрекозова -2-е изд., доп., испр. М.: Интерстиль, 2000. — 377 с.
  153. Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов: Пособие для учителей. М.: «Интерпракс», 1994. — 157 с.
  154. Г. А. Условия развития рефлексии у шестилеток // Вопросы психологии. 1989. — № 2. — С. 39−46.
  155. Н.Я. История пришла наконец в начальную школу // Начальная школа. 1999. — № 5. — С. 102−105.
  156. Н.Я. История становления человека: Учеб.-метод. материалы для работы в 3 кл. М.: Фирма «Интерэко», 1993. — 170 с.
  157. Е.С., Каширцева Е. Г. Ваши права!: Излож. Всеобщ. Декларации прав человека .: Кн. для учащихся нач. классов. М.: Вита-Пресс, 1995.-62 с.
  158. Е.С., Каширцева Е. Г. Права на всякий случай. — М.: Вита-Пресс, 1995.-48 с.
  159. Е.С. Права ребенка: Кн. для учащихся нач. кл. М.: Вита-Пресс, 1997. — 55 с.
  160. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 512 с.
  161. Г. Ф. Учебник русского гражданского права: (По изд. 1907 г.) / Вступ. ст. Е. А. Суханова. М.: «Спарк», 1995. — 556 с.
  162. Т. Социальная психология: Сокр. пер. с англ. / Общ. ред. Г. В. Осипова. М.: Прогресс, 1969. — 535 с.
  163. М.И. и др. Политика и право: 10−11 кл.: Учебник, для общеобр. учеб. заведений 3-е изд. — М.: Дрофа, 1999. — 432 с.
  164. Ф.Д. Речи о религии к образованным людям её презирающим- Монологи: Пер. с нем./ Вступ. ст. С. Л. Франка. СПб.: Алетейя, 1994.-335 с.
  165. С.А. Игры учащихся феномен культуры. — М.: Новая шк., 1994.-240 с.
  166. С.А. Нетрадиционные праздники в школе М.: Новая шк., 1997.-332 с.
  167. З.К. Младшим школьникам о правах человека: Метод, рекомендации. -М.: Вита-пресс, 1995. 32 с.
  168. Р. Сущность и задачи права и правоведения: Пер. с нем. / Под ред. А. С. Белкина. М.: тип. т-ва И. Д. Сытина, 1908. — 144 с.
  169. Н.Е. Воспитание как вхождение ребенка в культуру // Воспитание школьников. 1998. — № 5. — С.2−9.
  170. Н.Е. «Философия жизни» в школе: Метод, материал к учеб. курсу человековедения. М.: Новая шк., 1994. — 47 с.
  171. Н.И. Правовое образование в отечественной школе 30-х — 90-х годов XX века: Опыт системно-генет. анализа. СПб.: Изд-во СПбГУМП, 2000. — 109 с.
  172. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  173. Л.С. Сущность права: Социал.-филос. понимание генезиса, развития и функционирования юрид. формы обществ, отношений. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.-207 с.
  174. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / АН СССР, Ин-т социологических исследований. М.: Наука, 1987.-248 с.
  175. В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности: Учеб. для студентов вузов. М.: Ин-т социологии: Добросвет, 2000. — 595 с.
  176. И.С. Технология личностно-ориентированного образования/ Отв. ред. М. А. Ушакова. М.: Сентябрь, 2000. — 176 с.
  177. Яли И. А. Развенчанное самознание: Критич. очерк философии Б.Бауэра. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1985. — 152 с.
  178. М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. — М.: Просвещение, 1974. 128 с.
  179. М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1986. -157 с.
  180. Е.О. Образовательный компонент «Окружающий мир» в четырехлетней нач. шк. // Начальная школа. 1999. — № 9. — С. 8−11.
  181. Larenz Karl. Rechts- und Staatsphilosophi der Gegenwart. 2 Aufl. Berlin, Junker und Dunnhaupt, 1935. 175.1. СТАТЬЯ 1
  182. Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски.
Заполнить форму текущей работой