Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методическая система обучения общей биологии в условиях интенсификации образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методолого-теоретическим обоснованием методической системы обучения общей биологии в условиях интенсификации образования являются системный, комплексный, интегративный, личностно ориенированный подходы, закономерности и принципы. Базисную основу построения системы составляют принципы: личностного целеполагания ученика, выбора индивидуальной образовательной траектории, межпредметной интеграции… Читать ещё >

Содержание

  • I. МЕТОДОЛОГО — ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Интенсификация как одна из ведущих тенденций развития образования
    • 1. 2. Значение интенсификации образования
    • I. 3. Принципы интенсификации обучения общей биологии в общеобразовательной школе
  • Выводы по главе I
  • II. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Цели биологического образования учащихся '(раздел «Общая биология») в условиях интенсификации
    • 2. 2. Требования принципов интенсификации к построению содержания раздела «Общая биология»
    • 2. 3. Роль новых педагогических технологий в интенсификации процесса обучения общей биологии
  • Выводы по главен
  • III. МЕТОДИКА ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ РАЗДЕЛУ «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ»
    • 3. 1. Методика экспериментального обучения разделу «Общая биология» (на примере конкретных тем)
    • 3. 2. Результаты экспериментальной методики
  • Выводы по главе III

Методическая система обучения общей биологии в условиях интенсификации образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

На смену индустриальному обществу пришло общество информационных технологий, информация стала главным продуктом и условием развития цивилизованного общества. Поэтому умение оценивать значимость информации для решения той или иной проблемы, умение анализировать информацию, выявлять с её помощью все новые проблемы в конкретной области знания, выдвигать гипотезы их решения, и определять наиболее рациональные методы и средства решения данных проблем является жизненно важным для каждого человека.

Общепринятое понимание образования как усвоения учащимися социального опыта прошлого вступает сегодня в противоречие с их потребностью в самореализации, необходимостью решения насущных проблем стремительно изменяющегося мира. Под влиянием растущего объёма научной информации непрерывно расширялось и пополнялось содержание школьного образования.

Чтобы успевать за нарастанием научно — практической информации, школа увеличивала срок обязательного обучения: из трех — четырехлетней она постепенно стала семилетней, восьмилетней, а теперь одиннадцатидвенадцатилетней. Но этот процесс не может быть бесконечным. Общество не может задерживать вступление подрастающего поколения в активную деятельную жизнь.

Другое направление гонки системы образования за развивающимися вперед наукой и техническим прогрессом проявлялось в непрерывном увеличении числа учебных предметов. Однако многопредметность усложняет учебный. процесс, разрывает научные связи, ведёт к дублированию и дроблению учебного материала, не способствует пониманию учащимися целостной научной картины мира. Не способствует эффективности обучения и чрезмерная раздробленность содержания образования, что обусловливает проблему учебной перегрузки.

В системе школьного образования большую роль в развитии и воспитании подрастающего поколения играет учебный предмет «биология» .

В настоящее время биологическая грамотность становится социально необходимой, поскольку основной объект биологии — жизнь, а сейчас остро стоят вопросы: как выжить, как обращаться с природой, чтобы не нанести ей вреда, как остановить техногенное наступление на среду обитания, грозящее её разрушением.

За последнее десятилетие значительно усилилась мировоззренческая функция биологического образования в связи с тем, что в биологии сделаны выдающие открытия, которые вносят серьезный вклад в решение глобальных проблем человечества.

На современном этапе развития школьного образования ученик должен быть поставлен в центр образовательного процесса. Внимание должно акцентироваться на развитии личности ученика, формировании его мотивационной сферы, независимого научного стиля мышления. Однако цели биологического образования даже на уровне учебных программ не всегда достигаются.

Сравнительный анализ естественнонаучной подготовки учащихся 50 стран мира, по данным Третьего международного исследования (TIMSS) 1996;1998г.г., показал, что российские школьники недостаточно владеют экологическими, методологическими знаниямилучших успехов они достигли в области владения фактическим материалом. Нетрадиционная постановка вопросов для наших учащихся заметно снижала уровень их ответов. Что же касается умений интегрировать эти знания и применять их для получения новых знаний и объяснения явлений, происходящих в окружающем мире, то здесь наши школьники показали низкий результат [178]. f.

Проведенные нами исследования в ряде Мурманских школ (гимназия № 1, общеобразовательных школах №№ 53, 9, 18) подтвердили данные исследования TIMSS.

Достижение целей биологического образования в школе предопределяет поиск системных технологий и процедур, обеспечивающих сбалансированность развития личностных качеств и интеллектуальных способностей обучаемого, его мышления.

Система общего образования в настоящее время нуждается в модернизации. Необходимость её вытекает из возрастающей объективной потребности общества в активных людях, умеющих самостоятельно мыслить и грамотно принимать решения в нестандартных жизненных ситуациях. Нужен активный поиск интенсивных методов, форм и средств обучения. Главным направлением совершенствования обучения в современной школе является интенсификация и оптимизация учебного процесса. Однако, кризисная ситуация, возникшая в ходе социально-экономических перемен, не позволяет школе задействовать все механизмы, реализующие новые идеи. Возникло новое понимание того, что подлинное воплощение новых идей требует немалого времени, более того — они несут противоречивый характер.

В ходе исследования нами был выявлен ряд противоречий: между потребностью общества в гражданах, обладающих научным гуманистическим мировоззрением, готовых к сотрудничеству, способных к созидательной деятельности и преимущественной направленностью образовательного процесса по биологии на усвоение учащимися знаниймежду потребностью общества в гражданах, умеющих самостоятельно приобретать необходимые знания, умения и применять их на практике для решения различных проблемгражданах, обладающих критическим и творческим мышлением, способных к самовоспитанию и саморазвитию, повышению интеллекта и культурного уровня, и отсутствием научно обоснованных теории и методики интенсификации обучения биологии;

— между исчерпанием традиционных резервов экстенсивного, количественного пути развития образовательного процесса (увеличение объёма школьного содержания, увеличение срока обязательного обучения, увеличения числа учебных предметов, увеличение нормы учебной нагрузки) и отсутствием научно обоснованного интенсивного пути развития биологического образования школьников;

— между потребностями учителей биологии в разработанной методике интенсификации процесса обучения и её отсутствием в теории и практике обучения биологии.

Проблема исследования состоит в объективной необходимости создания теории и научно обоснованной методики интенсивного обучения в разделе «Общая биология» .

Цель исследования заключается в повышении эффективности образовательного процесса по биологии (раздел «Общая биология») за счёт его интенсификации.

Объект исследования — образовательный процесс по биологии (раздел «Общая биология») в условиях интенсификации.

Предмет исследования — методика интенсивного обучения общей биологии в общеобразовательной школе.

Гипотеза исследования — процесс обучения школьников в разделе «Общая биология» будет интенсивным, если:

• научно обоснована и разработана методическая система обучения общей биологии в условиях интенсификации общего образования;

• определены цели биологического образования учащихся (раздел «Общая биология») в условиях его интенсификации;

• отбор содержания раздела «Общая биология» осуществляется на основе принципов, предполагающих переход от информационно-рецептивного усвоения теоретических знаний, узко специализированного формирования умений и навыков к личностно значимому формированию научного мировоззрения, созданию предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство;

• процесс обучения ориентирован на активное освоение обучаемым способов и приемов познавательной деятельности, на возможности самораскрытия личности ученика, что создает условия для придания учебному процессу личностно-ориентированного характера;

• в обучении соблюдается принцип технологичности процесса, который обеспечивает логичность, непрерывность, последовательность и эффективность процессов формирования знаний, умений и навыков и развития личности ученика.

В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Выявить основные теоретические предпосылки интенсификации школьного биологического образования.

2. Изучить состояние проблемы в теории и методике обучения биологии, в практике школьного биологического образования (в разделе «Общая биология»).

3. Определить методологические и теоретические основы интенсификации процесса обучения школьников общей биологииобосновать принципы, цели и функции интенсификации биологического образования в школе.

4. Определить цели и содержание биологического образования в условиях его интенсификациивыявить роль новых педагогических технологий, интенсифицирующих процесс биологического образования школьников (раздел «Общая биология»).

5. Экспериментально проверить разработанную методику в целях оценки эффективности её применения в практике биологического образования.

Методолого-теоретической основой исследования являются: методология и теория познаниятеория человеческой деятельностифилософские положения теории единства «природы — общества — человека» — взаимосвязи ценностного и культурно-исторического подхода к образованию (С.Ф. Анисимов, В. Г. Афанасьев, Б. С. Гершунский, С. И. Гессен, Э. В. Гирусов, Ф. Г. Зиятдинова, Н. Д. Никандров, JI.H. Сухорукова, Г. П. Щедровицкий и др.);

— теория развития личности (А.Г. Анисимов, А. Г. Асмолов, А. А. Бодалёв, JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, JI.B. Занков, B.C. Ильин, З. И. Калмыкова, Ю. Н. Кулюткин, А. Н. Леонтьев, И. Я. Лернер, A.M. Матюшкин, В. П. Пустовойтов, М. И. Махмутов, А. В. Хуторской, И. С. Якиманская и др.).

— теории личностно ориентированного образования (Ш.А. Амонашвили, В. И. Андреев, Н. А. Алексеев, А. А. Гич, В. В. Давыдов, А. И. Доровской, В. В. Сериков, А. И. Савенков, В. В. Сластенин, А. В. Хуторской и др.);

— теория интеграции как ведущая тенденция конструирования содержания образования (И.Ю. Алексашина, Н. Д. Андреева, А. П. Беляева, И. В. Блауберг, Б. В. Всесвятский, Н. В. Груздева, Н. Е. Кузнецова, В. Н. Максимова,.

B.П. Соломин, М. А. Шаталов и др.);

— теория проектирования содержания образования (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, И. Я. Зорина, В. В. Краевский, Б. Д. Комиссаров, B.C. Леднев и др.);

— теория интенсификации процесса обучения (В.И. Андреев,.

C.И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, О. М. Белоцерковский, А. П. Беляева, В. П. Беспалько, Е. М. Велихов, B.C. Голубев, Н. Ф. Золотухина, С. В. Игнатьев Н.Д. Крюкова, В. И. Свинцов, и др.);

— теория технологизации процесса обучения (В.П. Беспалько, М. Ю. Бухаркина, В. А. Бухвалов, A.M. Герасимов, Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Джонсон-Холубек, В. К. Дьяченко, В. Н. Иванов, М. В. Кларин, Д. Г. Левитес, М. В. Моисеева, А. Е. Петров, Е. С. Полат, П. Е. Решетников,.

B.А. Смирнов, В. Д. Шадриков, Н. Г. Ярошенко и др.);

— теория непрерывного экологического образования (Н.М. Александрова,.

C.В. Алексеев, Н. Д. Андреева, Л. П. Викторова, Н. Ф. Винокурова, С. Н. Глазачев, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Г. С. Камерилова, В. В. Николина, И. Н. Пономарева, Г. П. Сикорская, П. В. Станкевич, И. Т. Суравегина и др.);

— формы, методы обучения как ведущие категории конструирования систем естественнонаучного образования (Н.М. Верзилин, А. А. Гин, А. В. Даринский, Г. С. Калинова, В. М. Корсунская, Н. Е. Кузнецова, А. Н. Мягкова, М. С. Пак, В. В. Пасечник, В. П. Соломин, В. Д. Сухоруков, И. М. Титова, Д. И. Трайтак, Д. П. Финаров и др.).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические: теоретический анализ философской, методологической, биологической, экономической, педагогической, психологической и методической литературыпроектированиемоделированиеизучение директивных, нормативных и программно-методических документов об образовании;

— экспериментальные: прямое и косвенное педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, опрос, проведение контрольных срезовстатистические методы математической обработки данных эксперимента.

Основные этапы исследования.

На первом этапе (1999;2000 гг.) был проведён анализ философской, социологической, педагогической и методической литературы, выявлено состояние проблемы интенсификации процесса обучения в педагогической, психологической и методической литературевыявлена степень потребности в интенсивном пути развития школьного биологического образованияпроведен анализ сущности критериев экстенсификации и интенсификации образовательного процесса по биологии (в разделе «Общая биология») — определены перспективные направления развития интенсификации образовательного процесса, разработана методика констатирующего эксперимента, проведен констатирующий этап эксперимента и обобщены его результаты.

На втором этапе (2000;2001г.г.) было дано теоретическое обоснование интенсификации образовательного процесса по биологии (раздел «Общая 9 биология») — определены основные цели и функции интенсификации биологического образованиявыявлены принципы интенсификации процесса обучения школьников и основные факторы, способствующие интенсивному развитию школьного биологического образования. Разработаны педагогические технологии, интенсифицирующие процесс обучения школьников в разделе «Общая биология». Разработанная методическая система была внедрена в учебно-воспитательный процесс в гимназии № 1, общеобразовательных школах №№ 53, 9, 18 г. Мурманска 1999;2000, 20 002 001, 2001;2003 уч. г. г., включена в методическую подготовку студентов.

На третьем этапе (2001;2003г.г.) проводилась экспериментальная проверка эффективности разработанной методики, осуществлялась обработка, систематизация и обобщение результатов исследования, формулировались выводы, оформлялся текст диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что впервые в теории и методике обучения и воспитания биологии выявлены теоретические предпосылки интенсификации образовательного процесса по биологии.

С позиций системного, интегративного, личностно-ориентированного, -личностно-деятельностного и ценностно-ориентированного подходов, научно обоснованы цели и функции интенсификации школьного биологического образования и разработана методическая система обучения общей биологии в условиях интенсификации образования.

Определены образовательные цели, дидактические и методические особенности содержания раздела «Общая биология», выявлены технологии, интенсифицирующие процесс обучения общей биологии.

Раскрыты и уточнены факторы, детерминирующие достижение оптимальной (а не любой) интенсивности процесса обучения школьников в разделе «Общая биология» при заданной или имеющейся его экстенсивности.

Наравне с общепризнанными педагогическими принципами (системности, научности, доступности, проблемности, экологизации, дифференциации) определена и обоснована специфика принципов интенсификации процесса обучения: личностного целеполагания ученика, выбора индивидуальной., образовательной траектории, межпредметной интеграции, продуктивности обучения, ситуативности обучения, образовательной рефлексии, технологичности процесса обучения.

Выявлены специфические особенности интенсификации процесса обучения в разделе «Общая биология», введены в процесс обучения школьников педагогические технологии, формы, методы, методические приемы и средства, способствующие развитию интеллектуально-творческих и ценностно-нравственных свойств личности.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и реализации методики интенсификации процесса обучения школьников в разделе «Общая биология» .

Разработанная методика интенсификации процесса обучения школьников может быть использована при подготовке учителей биологии в педагогических вузах, в системе повышения квалификации, подготовки и переподготовки педагогических и научно-педагогических кадров, в работе учителей биологии в общеобразовательных школах и системе среднего профессионального образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования объясняется методологическим, научным и методическим обеспечением процесса исследованияреализацией системного, интегративного, личностно-деятельностного и ценностно-ориентированного подходоврациональнымv использованием теоретических и экспериментальных методов исследования-. сочетанием качественных и количественных критериев оценки экспериментальной методикиличным участием автора в процессе обучения биологии в школе.

На защиту выносятся: 1. Методолого-теоретические основы интенсификации биологического образования.

2. Принципы интенсификации обучения общей биологии в общеобразовательной школе.

3. Методическая система интенсивного обучения общей биологии.

4. Методика интенсивного обучения разделу «Общая биология» — позитивные результаты педагогического эксперимента.

Апробация результатов исследования.

Результаты исследования апробированы и внедрены в практику работы школ г. Мурманска. Основные положения и выводы диссертационной работы докладывались на педагогических советах школ и заседаниях учебно-педагогических объединений учителей биологии г. Мурманска, Мурманской области и г. Сургута (1997;2000гг), на международных экологических конференциях по Баренцеву региону г. Рованиеми (Финляндия), г. Тромсе (Норвегия) и г. Мончегорск (Россия), Мурманск (1997;2000гг), на научно-методической конференции «Интернет — образование» г. Москва (2001 г) — на конференции Соровских учителей г. Мурманск, г. Аппатиты (1997;1999гг) — конференции учителей и руководящих работников Мурманской области «Проблема развития творческого потенциала личности» (2001 г) — на XI Международной конференции — выставке «Информационные технологии в образовании» г. Москва (2001 г) — на межвузовской региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы научно-исследовательской работы в средней и высшей школе» МГПИ (2002г) — на Всероссийском конкурсе «Учитель года» (1998г) — на слетах победителей Всероссийского конкурса «Учитель года» (1999;2001гг) — на областных педагогических конференциях ИУУ г. Мурманск (1999;2001гг) — в мастер-классах методических семинаров учителей биологии г. Мурманска (2000;2003г.г.) — на практических и лабораторных занятиях со студентами биологического факультета МГПИ (2000;2003 гг) — в 4 публикациях.

Структура и объем работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключениясодержит 6 схем, 12 таблиц, 3 приложениясписок литературы представляет 187 источников.

Выводы по главе III.

1. Методика обучения общей биологии в условиях интенсификации представляет собой систему, органически сочетающую в себе социальные, педагогические, психологические, медико-физиологические закономерности и принципы.

Логику педагогического процесса определяют существенные связи и отношения между всеми его компонентами, своей целостностью достигающие образовательные цели раздела «Общая биология» во взаимодействии с целями интенсификации образования. Методика интенсификации обучения общей биологии направлена на решение проблемы рациональной организации учебного процесса — обеспечение единства и целостности целевого, содержательного, процессуального (технологического) и контрольно-оценочного компонента.

2. В результате исследования впервые определены специфические особенности и этапы процесса обучения общей биологии в условиях интенсификации. Определены и обоснованы группы методов, методических приемов, педагогических технологий, интенсифицирующих учебную деятельность и направленных на развитие организационно-практических, интеллектуальных и коммуникативных качеств, мировоззренческих установок учащихся. Процесс интенсивного обучения общей биологии сложный, многоэтапный и многокомпонентный.

Разработанная методика интенсивного обучения общей биологии основана на развитии познавательных действий учащихся, теории усвоения знаний и включает в себя несколько этапов: проектировочныйорганизационно-управленческийоценочно-результативный. Специфической особенностью методики интенсивного обучения общей биологии является последовательность и полноценность реализации каждого этапа.

3. Результаты экспериментального внедрения методики интенсификации обучения общей биологии в общеобразовательной школе показали высокий уровень развития личностных качеств учащихся и сформированности системы биологических знаний, умений, навыков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведённого исследования подтверждают основные положения гипотезы и позволяют сделать следующие выводы:

1. Тенденция интенсификации современного образования определяет более полную реализацию творческих потенциалов личности, что способствует гибкости и адаптивности образования, его быстрому реагированию на изменения социальных запросов.

2. Методолого-теоретическим обоснованием методической системы обучения общей биологии в условиях интенсификации образования являются системный, комплексный, интегративный, личностно ориенированный подходы, закономерности и принципы. Базисную основу построения системы составляют принципы: личностного целеполагания ученика, выбора индивидуальной образовательной траектории, межпредметной интеграции образовательного процесса, продуктивности обучения, ситуативности обучения, образовательной рефлексии учащихся. При этом соблюдается принцип технологичности процесса обучения, обеспечивающий единство и целостность целевого, содержательного, процессуального (технологического) и контрольно-оценочного компонентов биологического образования.

Функциональный аспект интенсификации биологического образования проявляется в интеграции общих функций биологического образования и функций интенсификации образования, выражающейся в усилении мировоззренческой, гуманистической, интегративной, развивающей и самообразовательной функциях.

3. Методическая система обучения общей биологии в условиях интенсификации образования включает в себя: целевой, мотивационный, содержательный, операционно-технологический, организационно-управленческий, оценочно-критериальный компоненты. Ведущую интегративную функцию выполняет содержательно-организационный комплекс «ученик — учебник (информационно-предметная среда) — учитель», где акцент делается на активную познавательную деятельность учащихся, что определяет главное стратегическое направление развития методической системы обучения биологии в решении проблемы интенсификации образования.

4. В ходе исследования было выявлено, что интенсивность учебной деятельности в существенной мере зависит от мотивов учения школьников. В связи с этим, цель интенсификации образования состоит в расширении зоны осознанных действий по активизации мотивов учения ученика, ведущих к возникновению потребности определения цели деятельности самого ученика. В условиях интенсификации обучения общей биологии первоочередной задачей является «построение системы целей деятельности», усиливающая интеграцию познавательных, развивающих и воспитательных целей, и отражающая взаимосвязь между когнитивной и аффективной областями педагогических задач, а также имеющих непосредственный выход на основные компоненты содержания биологического образования.

5. Содержание биологического образования в условиях интенсификации не только количественно, но и качественно отличается от содержания в условиях традиционной системы. Отбор содержания раздела «Общая биология», осуществленный на основе принципов интенсификации, обеспечивает переход от информационно-рецептивного усвоения теоретических знаний, умений и навыков к личностно значимому, формированию научного мировоззрения, созданию предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство.

6. Специфическими особенностями процесса обучения общей биологии в условиях интенсификации являются расширение целей, мотивов, модификации методов, средств обучения, организационных форм, ориентированных на активное освоение обучаемым способов и приемов познавательной деятельностина возможности самораскрытия личности ученика.

7. Разработаны и реализованы пути совершенствования содержания раздела «Общая биология» — определены и обоснованы группы методов, методических приемов, педагогических технологий, интенсифицирующих учебную деятельность школьников в процессе обучения общей биологииметодика интенсивного обучения разделу «Общая биология» — теоретическая модель структуры системы уроков общей биологии (в условиях интенсификации) — комплект структурно-логических схем вводных и обобщающих уроков раздела «Общая биология» — тестовые задания уровневого контроля системы знаний, умений и навыков учащихся, сформированных в процессе обучения общей биологии в условиях интенсификации.

8. Результаты педагогического эксперимента показали высокий уровень обученности учащихся по биологии в экспериментальных классах. В процессе интенсификации обучения увеличилась доля учеников, имеющих собственное суждение о проблемных вопросах уроков, умеющих логически аргументировать, опираясь на теоретические знания общей биологии и других предметов школьного курса. Учащиеся экспериментальных и контрольных классов имеют заметное расхождение в уровне развития умений самоорганизации учебной деятельности, развития коммуникативных способностей учащихся. Таким образом, проведенное экспериментальное обучение подтвердило выдвинутую ранее гипотезу и доказало эффективность разработанной методики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.В. Развитие системы эколого-гуманистических понятий раздела «Общая биология» в школах с гуманитарной направленностью.: Автореф. дис. канд. пед. наук СПб., 1999. — 19 с.
  2. И.В. Сочетание репродуктивных, эвристических и исследовательских самостоятельных работ учащихся при обучении химии: Автореферат диссертации канд. пед. наук. М., 1995. — С. 14.
  3. Актуальные проблемы современного образования: учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А. Г. Воронцовой, С. В. Аксенова. СПб.: СПбГУ AM, 2002.-238 с.
  4. Г. Н. О закономерностях процесса обучения // Советская педагогика. 1986. — № 3. -С. 61−66.
  5. Н.М. Научные основы подготовки учащихся в профессиональных учебных заведениях по профессиям экологического профиля: Монография. СПб.: Институт профтехобразования РАО, 1997.
  6. И.Ю. Изменяющийся мир и новые ориентиры образования. -СПб: СПбГУ AM, 1997. 153 с.
  7. Н.А. Педагогические основы проектирования личностного ориентированного обучения: Автореферат диссертации докт. пед. наук. -Екатеринбург: Уральск. Госпедуниверситет., 1997.-42 с.
  8. Н.И. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: Изд. ТюмГУ, 1997.
  9. С.В. Экология: наука и область образования. СПб.: СПГУ ПМ, 1994.-54 с.
  10. Г. С. Верткин И.Н. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. Минск: Беларусь, 1994. — 479 с.
  11. Ш. А. Школа жизни. Трактат о начальной ступени образования, основанного на принципах гуманности. М., 2002. — 108 с.
  12. .Г. Индивидуальное развитие человека и контактность восприятия. М.: Просвещение, 1968. — 334 с.
  13. В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд.- Казань: Центр инновационных технологий, 2000, — 217 с.
  14. В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Учебное пособие. -Казань, 1994. -247 с.
  15. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1981. — 240 с.
  16. Н.Д. Обобщающие уроки: 9-й класс // Биология в школе. 1996 -№ 3. — С. 42−48.
  17. Н.Д. Отражение идей АЛ. Гер да в целях современного биологического образования школьников. СПб.: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.-С. 40−41.
  18. Н.Д. Система эколого-педагогического образования студентов-биологов в педагогическом вузе: Монография. СПб.: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.
  19. Н.Д. Экология человека в школьном образовании / экология и экологическое образование: Программа учебных дисциплин. СПб.: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. — С. 37−42.
  20. Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX в.в. М.: Педагогика, 1990. — 529 с.
  21. JI.П. Активность учения школьников. М.: Просвещение, 1968.139 с.
  22. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980. — 368 с.
  23. А.Г. Психология индивидуальности. Методические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. М.: Изд. МГУ, 1986. -96 с.
  24. В.Г. Проблемы целостности в философии и биологии. М., 1964. -174 с.
  25. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.
  26. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. -М.: Просвещение, 1985. 208 с.
  27. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Метод, основы.-М.: Просвещение, 1982.- 192 с.
  28. Н.И. «Я знания построю в мастерской». Из опыта использования методики педагогических мастерских в обучении биологии. СПб.: СПбГУ педагогического мастерства, 1994. — 53 с.
  29. О.М., Велихов Е. М. От экстенсивно-информационного к интенсивно-фундаментальному обучению // Коммунист, 1987. -№ 3. С. 73−75.
  30. Д. К. Рувинский А.Д. Общая биология: Учебник для 10−11 классов средней школы. М.: Просвещение, 1993. — 271 с.
  31. А.П. Взаимосвязь экологии и педагогики в структуре непрерывного образования / Проблемы Северо-Запада: Экология и образование: Тезисы докладов научно-практической конференции/ СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — С. 7−8.
  32. А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. СПб.: Радом, 1997. — 225 с.
  33. А.П. Методология и теория профессиональной педагогики. — СПб.: НИИ ПТО, 2001.-430 с.
  34. М.Б. Общая биология: Учебник для 10−11 классов общеобразовательной средней школы. М.: МИРОС, 1999. — 220 с.
  35. В.П. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987. -78 с.
  36. В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (Педагогика третьего тысячелетия) Москва-Воронеж, 2002. — 349 с.
  37. В.П. Персонифицированные образования // Педагогика. — 1998. -№ 2.-С. 12−17.
  38. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
  39. А.В., Маш Р.Д., Никишов А. И. и др. Биологический эксперимент в школе. -М.: Просвещение, 1990. — 190 с.
  40. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М., 1973.-270 с.
  41. А.А. Личность и общение: избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1995.- 324 с.
  42. Е.Т., БруновтЕ.П., Формирование приемов умственной деятельности учащихся: На материале учебного предмета биологии. — М.: Педагогика, 1981. 72 с.
  43. БухваловВ.А. Биология. Исследования и проблемы. Рига: Институт развития образования, 1993. — 158 с.
  44. БухваловВ.А. Начальный курс педагогики сотрудничества: Пособие для студентов и учителей. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1996. — 219 с.
  45. Васильева 3.И. Изучение личности школьника учителями.-М.: Педагогика, 1991.- 135 с.
  46. Н.М., Корсунская В. М. Общая методика преподавания биологии. -М.: Просвещение, 1976. 384 с.
  47. Л.П. Методолого-теоретические основы и методика развития экологической культуры в биологическом образовании школьников: Монография. СПб.: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.-166 с.
  48. .В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе. М., 1985. — 206 с.
  49. JI.C. Проблема обучения и умственного развития // Избранные психологические исследования. М.: 1956. — С. 28−42.
  50. А.Н., Логинов И. П. Инновационный подход к построению обучения. М.: АПКиПРО, 2001. — 63 с.
  51. .С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998.-608 с.
  52. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Педагогика, 1995.
  53. ГинА.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора, открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителя. М: Вита-Пресс, 1999.-88 с.
  54. Э.В. К вопросу о ноокосмологии как науки, системе мышления и образе жизни // Экологическое образование: Концепции и технологии: Сборник научных трудов/ Под ред. С. Н. Глазачева. Волгоград: Перемена, 1996. — С. 13−16.
  55. С.Н., Когай Е. А. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии. — М.: Горизонт, 1999. 173 с.
  56. B.C. Критерий интенсивного развития // Философские науки. -1989.-№ 12.-С. 113−116.
  57. Ю.В. Мыследеятельностная педагогика (Теоретико-практическая руководство по освоению высших образцов педагогического искусства. М., 2000.
  58. Давыдов В. В Виды обобщения в обучении. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 475 с.
  59. Давыдов В. В Теория развивающего обучения. -М.: Интор, 1996. 544 с.
  60. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
  61. Департамент образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ. Лаборатория биологии ИОСО РАО. О преподавании биологии в 2000/02 учебном году./ Биология в школе. 2000.- № 5.
  62. Д., Джонсон Р., Джонсон-Холубек Э. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве /Пер. с англ. З. С. Замчук. СПб.: Экономическая школа, 2001. -256 с.
  63. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
  64. А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. -М.: Российское Педагогическое Агентство, 1998.-210 с.
  65. В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие. М.: Педагогика, 1989. — 160 с.
  66. В.И. Организация опытно-экспериментальной работы в школе. -Тюмень, 1993.-172 с.
  67. Закон РФ «Об образовании» //Сборник законов Российской Федерации. — М.: Славянский дом книги, 1999. С. 224−245.
  68. Занков J1 .В. Обучение и развитие. М., 1971.
  69. В.Б., Мамонтов С. Г., Сивоглазов В. И. Биология: общие закономерности: Учебник для 10−11 кл. общеобразовательных школ. М.: Школа-Пресс, 1996.-624 с.
  70. И.Д. Приоритеты экологического образования / Экологическое образование: проблемы и перспективы: Межвуз. Сборник научных трудов. -Н.Новгород, 1998. С. 8−17.
  71. И.Д. Проблема самостоятельности учащихся в учебной работе // Биология в школе. 1970 — № 3. С. 21 — 26.
  72. И.Д., Мягкова А. Н. Общая методика преподавания биологии. М.: 1985.- 191 с.
  73. Ф.Г. Социальные проблемы образования. — М.: РГТУ, 1999. -282 с.
  74. И.Я. Отражение идей самоорганизации в содержании образования // Педагогика. 1996. — № 4. — С. 105−109.
  75. И.Я. Теоретические основы содержания общего среднего образования. М.: Педагогика, 1983.
  76. В.Ф. Избранные педагогические труды. / Под ред. Б. Е. Райкова. М.: Изд. АПН РСФСР, 1956.
  77. B.C. Формирование личности школьника. М.: Педагогика, 1984.144 с.
  78. Т.А. Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов. -М.: Просвещение, 1969. 574 с.
  79. Интенсификация творческой деятельности студента в условиях перестройки высшей школы /Под ред. В. И. Андреева, Г. Мельхорн. Казань, 1990. — 197 с.
  80. Г. С., Мягкова А. Н. Проблема и перспектива развития биологического образования // Школа 2000, Концепции, методики, эксперимент. -М.: Изд. ИОСО РАО, 1999. С. 130−135.
  81. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. — М., 1981.-200 с.
  82. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д, Педагогическое творчество. М., 1990. -144 с.
  83. Н.В. Социально-философский аспект проблемы экологического образования: Автореф. дис. канд. пед. наук-М. 1991. 16 с.
  84. .М. Классификация наук. Прогноз К. Маркса о науке будущего. -М.: Мысль, 1985.-543 с.
  85. В.Х. Метод проектов. J1., 1925.
  86. М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). — Рига: НПЦ Эксперимент, 1995. 176 с.
  87. М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. — 223 с.
  88. М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании //Педагогика. 1996. — № 2. — С. 14−21.
  89. КолбановВ.В. Проблемы валеологии в образовательной системе Санкт-Петербурга. Учебно-методическое пособие для учителей /Под ред. В. Г. Воронцовой, С. В. Алексеева. СПб.: СПбГУПМ, 2002. — 238 с.
  90. .Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. М.: Просвещение, 1991. — 160 с.
  91. Концепции общего среднего экологического образования /Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. М.: ИОШ РАО., 1994. — 17 с.
  92. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (12-летняя школа) // На пути к 12-летней школе: Сборник научных трудов /Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2000.
  93. В.М., Мироненко Г. Н., Мокеева З. А., Верзилин Н. М. Уроки общей биологии. М.: Просвещение, 1986. — 288 с.
  94. В.В. Методология научного исследования: пособие для студентов и аспирантов гуманитарных университетов. СПб.: СПбГУП. 2001 — 148 с.
  95. Т.В., Якиманская И. С. Развитие технического мышления учащихся. М.: Высшая школа, 1964. — 96 с.
  96. Н.Е., Шаталов М. А. Проблемное обучение на основе межпредметной интеграции: на примере дисциплин естественнонаучного цикла: Учебное пособие. СПб: Образование, 1998. — 47 с.
  97. КулевА.В. Общая биология 10−11кл. Поурочное планирование. СПб: Паритет, 2001.-213 с.
  98. КулюткинЮ.К. Эвристические методы в структуре решений. М.: Педагогика, 1970.-с. 133−134.
  99. КулюткинЮ.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ. СПб.: СПбГУПМ, 2001. -84 с.
  100. A.M. Педагогика грамотности // Школьные технологии. 1996. -№ 4 -5.
  101. В.П., Орлов В. А., Панов В. И. Психодидактические аспекты развивающего образования. //Педагогика. 1996. -№ 6.
  102. ЛевитесД.Г. Практика обучения: Современные образовательные технологии. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «Модек», 1998.-288 с.
  103. ЛевитесД.Г., МасловаЕ.В. Эффективные технологии обучения. Мурманский опыт. Биология. Учебно-методическое пособие. Мурманск: НИЦ «ПАЗОРИ», 2001.-63 с.
  104. B.C. Основы теории содержания 12-летнего образования // 12-летняя школа. Проблемы и перспективы развития среднего образования. /Под ред. B.C. Леднева, Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 1993.
  105. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспектива. 2-е изд. переработанное. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  106. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. -304 с.
  107. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1991.- 184 с.
  108. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. -96 с.
  109. И.Я., Скаткин М. Н. О методах обучения. М.: Сов. педагогика, 1965 № 3.
  110. .Ф. Вопросы общей педагогической и инженерной психологии. М., 1991.-296 с.
  111. В.Н., Груздева Н. В. Межпредметные связи в обучении биологии.- М.: Просвещение, 1987. 192 с.
  112. МалковаА.В. Интенсификация учебного процесса в условиях работы вечерних ПТУ: Методические рекомендации. Пермь: Изд-во Пермского гос. пед. ин-та, 1986. -72 с.
  113. Н.М. Культура, экология, образование. М.: Знание, 1996 — 64 с.
  114. Н. М. Суровегина И.Т. Подготовка учащихся по экологии. Содержание и требования //Биология в школе. 1996. — № 2. — С. 25−28.
  115. А.В., Соломин В. П., Станкевич П. В. Школьное биологическое образование: проблемы и пути их решения. СПб.: НИИ Химии СПбГТУ, 2000. -132 с.
  116. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.-156 с.
  117. А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. -208 с.
  118. МахмутовМ.И. Организация проблемного обучения в школе. — М.: Просвещение, 1997. 240 с.
  119. М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1985. — 184 с.
  120. МошароваТ.В. Педагогическая технология: личностно ориентированное обучение. М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 143 с.
  121. А.Н. Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии. М.: Просвещение, 1988. — 191 с.
  122. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий.- М.: Педагогическое общество России, 2000. 304 с.
  123. Новые ценности образования: Культурные модели школ. Вып. 7 / Ред. серия Н. В. Крылова. — М.: Инноватор, 1997. — 248 с.
  124. НогаГ.С. Наблюдения и опыты по зоологии: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. — 187 с.
  125. Об утверждении обязательного минимума среднего (полного) общего образования. (Приказ МО РФ № 56 от 30.06.1999).
  126. Образование в мире на пороге XXI века: сборник научных трудов. /Под.ред. З. А. Мальковой, Б. Л. Вульфсона. М.: Изд. АПН СССР, 1991. — 97 с.
  127. В.В. Теория и практика организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии: Автореф. дисс. д-ра. пед. наук / ИОСО РАО, 1995. 35 с.
  128. Педагогика. Учебное пособие для студентов педвузов и педагогических колледжей /Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. — 638 с.
  129. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студентов высших и средних педагогических заведений /Под ред. С. А. Смирнова. -М.: Изд. Центр «Академия», 2000. 512 с.
  130. Г. А. Активные методы изучения эволюционной теории. -Петрозаводск.: КГПИ., 1993. 56 с.
  131. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретические экспериментальные исследования. — М.: Педагогика, 1980. 240 с.
  132. ПолатЕ.С. Новые педагогические информационные технологии в системе образования. -М.: Издательский центр «Академия», 2000. 272 с.
  133. Ю.И. Общая биология: Учебник для 10−11 кл. средней школы. -М.: Просвещение, 1992. 287 с.
  134. И.Н. К вопросу о преподавании методики обучения экологии в педвузе / Проблемы экологии и экологического образования: состояния, пути решения //Материалы Всероссийской научно-практической конференции. -Красноярск: КГПУ, 1998. С. 8−11.
  135. И.Н. Общая экология: Л., 1975.
  136. И.Н. Основные направления экологического образования в школах России // Экологическое образование: учебно-методическое пособие. — СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. 321 с.
  137. И.Н. Система и развитие экологических понятий в курсе биологии. Л., 1979. — 87 с.
  138. И.Н. Уровни организации жизни. // Биология в школе. 1996. -№ 5.-С. 10−12.
  139. JI.B., Прохорова Е. В. Активные формы и методы в обучении биологии. Опорные конспекты по биологии. М.: Просвещение, 1997. — 197 с.
  140. Л.В., Светлова П. Р. Проблемный метод один из путей получения глубоких и прочных знаний учащимися // Биология в школе. — 1975 — № 4. С. 42−45.
  141. П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера: Книга для преподавателей высших и средних педагогических учебных заведений. М.: ВЛАДОС, 2000. — 304 с.
  142. А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 232 с.
  143. А.И. Одаренный ребенок в массовой школе М.: Сентябрь, 2001. -208 с.
  144. СвинцовВ.И. К вопросу об интенсификации обучения: Перспективы применения проблемного метода в курсе марксистско-ленинской философии // Философские науки. 1987. — № 5. — С. 91 — 96.
  145. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. -М.: Народное образование, 1998. 256 с.
  146. Л.Г., ЯрошенкоН.Г. Содержание и технология обучения в средних специальных заведениях. М.: Мастерство, 2001. — 231 с.
  147. СенькоЮ.В. Гуманитарные основы педагогического образования. Курс лекций: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: изд. центр «Академия», 2000. — 240 с.
  148. В.В. Личностно-ориентированное образование: к разработке дидактической концепции //Педагогика. 1994. — № 5 — С. 16−25.
  149. А.П. Критерии, методы и методика изучения формирования отношений школьников к природе. Ставрополь, 1988. — 201 с.
  150. В.В., ПодымоваЛ.С. Педагогика: инновационная деятельность. -М.: ИИП. Магистр, 1997. С. 49, 105−106.
  151. В.П. Теоретико-методические основы и особенности организации образовательного процесса в институте естествознания педагогического университета. СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — 224 с.
  152. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М.: ООО Мир науки, 2001.-95 с.
  153. И.Т. Концепция развития целей и содержания экологического образования в XXI столетии // Развитие содержания общего среднего образования. М.: ИОСО РАО, 1997. — С. 32−36.
  154. И.Т. Теория и практика формирования ответственного отношения школьников к природе в процессе обучения биологии: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1986. — 36 с.
  155. Т.С. Урок биологии. Технология развивающего обучения. М.: Вентана-Граф, 2001. — 111 с.
  156. Сухорукова J1.H. Личностно ориентированное обучение биологии в старших классах. Ярославль: Изд. ЯГПУ, 1999. -205 с.
  157. Л.Н. Теоретические основы культурно-исторического подхода к школьному биологическому образованию: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 2001.-36 с.
  158. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1974. -101 с.
  159. К.Е., Черненко Е. К. Социальная детерминированность биологии человека. М.: Мысль., 1979.
  160. Д.И. Формирование познавательного интереса учащихся к ботанике. М.: Педагогика, 1975. — С. 8 — 10, 24 — 42.
  161. П.И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография /Под ред. П. И. Третьякова. М.: Новая школа, 2001. — 352 с.
  162. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения.-М.: Педагогика, 1986.-С. 110−111- 131.
  163. Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Книги 1- 2 /Под ред. B.C. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. М.: ТЦ Сфера, Прометей, 1998.-380 е., 336 с.
  164. Философский энциклопедический словарь. /Под. ред. Л. Ф. Ильичева. М.: 1983.
  165. ФренеС. Избранные педагогические сочинения: /Пер. франц. — М.: Прогресс, 1990.-304 с.
  166. А.Г., Калинова Г. С., Мягкова и др. Биология //Учебные стандарты школ России / Под ред. B.C. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. Н. Мазуровой. М.: Прометей, 1998.-С. 194−222.
  167. А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001−544 с.
  168. А.В. Творческий компонент образовательных стандартов // 12-летняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования /Под ред. B.C. Леднева, Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 1999. -С. 126−131.
  169. А.В. Эвристическое обучение. Теория, методология, практика. -М.: Международная педагогическая академия, 1988. 266 с.
  170. Ю.А. Методика развивающего обучения на уроках общей биологии в 10−11 классах: Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб, 1998. — 18 с.
  171. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. -208 с.
  172. ШвабД.Д. Настольная книга для преподавателя биологии. М.: Просвещение, 1974. — 407 с.
  173. Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент. Сб. научных трудов /Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 1999. — 308 с.
  174. Школа самоопределения. Шаг второй /Ред. и сост. А. Н. Тубельский. — М.: АО Политекст, 1994.-480 с.
  175. В.К., Дымшиц Г. М., Рувинский А. О. Общая биология: Учебник для 10−11 классов с углубленным изучением биологии в школе. М.: Просвещение, 1995.-543 с.
  176. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986.-143 с.
  177. Д.Б. Избранные психологические труды: проблемы возврастной и педагогической психологии.-М.: Изд-во Междунар. пед. академия, 1995.-221 с.
  178. И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Педагогика, 1997. — 92 с.
  179. И.С. Развивающее обучение. М., 1979.
  180. И.П., Глухих В. А. ВУЗ, предприятие, НИИ: пути интеграции // Методологические основы проектирования интенсивных технологий профессионального обучения: Сборник научных трудов /Под ред. А. П. Беляевой. -СПб.: Ин-т профтехобразования, 1992. 92 с.
  181. Holland J.L. Haking Vocational Choice: A Theory of Careers. N.Y., 1973. 370 p.
  182. Johnson D.W., Johnson R., Smith K. Active Learning: Cooperative in the college classroom. Edina, MN: Interaction Book Company, 1991.
Заполнить форму текущей работой