Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Управление человеческими ресурсами как фактор инновационного развития региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость работы состоит в том, что, во-первых, реализация предложенного механизма позволит сформировать человеческий ресурс для инновационного развития регионаво-вторых, использование предложенной методики применения когнитивных моделей для решения задачи управления эффектом воздействия государственных программ на социально-экономическую сферу обеспечит инновационное… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕХОДОМ РЕГИОНА К ИННОВАЦИОННОМУ ТИПУ РАЗВИТИЯ
    • 1. 1. Сущность и методы управления региональным социально-экономическим развитием
    • 1. 2. Условия перехода экономики региона к инновационному типу
    • 1. 3. Ресурсы инновационного развития региона
    • 1. 4. Государственные жилищные программы как инструмент государственной региональной политики
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА II. АНАЛИЗ КОГНИТИВНЫХ МОДЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ
    • 2. 1. Методологические основы разработки когнитивных моделей управления, регионом
    • 2. 2. Процесс регионального управления, генерация и отбор альтернатив в принятие решений
    • 2. 3. Социально-экономическое положение Чувашии, стратегия развития и инновационная политика
      • 2. 3. 1. Социально-экономические показатели Чувашии
      • 2. 3. 2. Инновационная политика
  • Выводы по главе 2
  • ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНАЯ ИПОТЕКА КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РЕСУРСА
    • 3. 1. Характеристика когнитивной карты для модели «Социальная ипотека»
    • 3. 2. Концептуальные основы разработки программ социальной ипотеки
      • 3. 2. 1. Исследование модели «Социальная ипотека» и моделирование развития региона
      • 3. 2. 2. Социальная ипотека как инструмент управляющего воздействия на формирование человеческого ресурса
    • 3. 3. Сценарии социально-экономического развития региона и множества их альтернатив
    • 3. 4. Алгоритм разработки, внедрения и контроля программ социальной ипотеки.145 '
  • Выводы по главе 3

Управление человеческими ресурсами как фактор инновационного развития региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности в научной литературе, определены цель и задачи исследования, отражена его научная новизна, структура и логика исследования.

Актуальность темы

диссертационного исследования. Объективной необходимостью и особенностью современного этапа российского общества является переориентация национальной экономики и, в том числе экономики регионов, на путь инновационного развития. Это в свою очередь требует внесения адекватных, целенаправленных изменений в систему управления регионами и изыскания факторов, обеспечивающих повышение эффективности этого процесса. Прежде всего, на качественно новый уровень выходит роль государственного управления инновационным развитием региона. Без этого невозможно создать единую инновационную систему, обеспечить централизованную координацию и эффективное функционирование непрерывного инновационного процесса, рассматриваемого как совокупность инноваций во всех сферах жизнедеятельности региона, среди которых приоритетными являются управленческие инновации. Примером управленческих инноваций и основных факторов, определяющих эффективность управления инновационным развитием региона, является принятие решений по разработке и реализации государственных жилищных программ, обусловленных задачей управления человеческими ресурсами. Развитие человека, достижение достойного уровня и качества его жизни — не только цель и критерий общественного прогресса, но и средство формирования инновационного потенциала региона.

Устойчивое развитие региональной экономики находится в прямой зависимости от человеческого ресурса, уровня его развития и качества. В этой сфере перед каждым регионом возникает задача формирования человеческого ресурса, специфического для каждого, особенно дотационного, региона.

Существующие методы управления развитием человеческого ресурса сегодня недостаточны для достижения указанной цели в требуемые временные сроки. Поэтому возникает необходимость в применении новых, давно используемых в экономике развитых стран, но не получивших должного развития в России методов управления, таких как метод «мягкого резонансного управления», «когнитивный подход», метод «золотого сечения» и др. Новые методы, основанные на «разумном» использовании существующих в регионе социально-экономических тенденций, предполагают исследование и мониторинг социально-экономических процессов, происходящих или только складывающихся в регионе. В частности, таковым является процесс развития системы ипотечного жилищного кредитования и его влияние на различные аспекты социально-экономической системы региона, что является актуальным с точки зрения практики регионального управления. В этой связи изучение форм и методов регулирования процесса развития человеческого ресурса в инновационных регионах, основанных на использовании тенденций развития системы ипотечного жилищного кредитования, попытка чего предпринята в диссертации, свидетельствует о новизне и актуальности избранной темы исследования.

Целью диссертационной работы является научное обоснование и разработка механизма управления процессами формирования человеческого ресурса как фактора инновационного развития региона.

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

• исследовать ресурсы инновационного развития региона;

• выявить основные условия и факторы перехода экономики региона к инновационному типу;

• определить сущность, основные формы воздействия системы ипотечного жилищного кредитования на процесс формирования человеческого ресурса региона;

• исследовать возможные формы «социальной ипотеки» как инструмента формирования человеческого ресурса в соответствии со стратегией развития региона;

• обосновать достоинства и недостатки существующих (традиционных и новых) методов регионального управления;

• разработать когнитивную модель социально-экономической подсистемы «Социальная ипотека» и дать сравнительный анализ ее альтернативных вариантов при различных сценариях социально-экономического развития региона;

• разработать механизм управления процессами формирования человеческого ресурса для инновационного развития региона, включающий использование государственных жилищных программ;

• обосновать алгоритм внедрения механизма управления процессами формирования человеческого ресурса для инновационного развития региона.

Объектом исследования является социально-экономическая система региона. к.

Предметом исследования являются управленческие отношения, возникающие в процессе формирования человеческого ресурса для обеспечения инновационного развития региона.

Методология и методы исследования. При выполнении исследований и решении поставленных задач использовались основные научные положения системного анализа, теории принятия решений, когнитивного моделированияматематический аппарат и методы теории граф. Методологической основой исследования явилась современная экономическая теория управления развитием экономики, теория государственного и муниципального управления, методология стратегического регионального планирования, труды отечественных и зарубежных ученых в сфере инновационного управления развитием территориальных и корпоративных структур.

Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования обеспечивается его теоретической проработанностью и методологической обоснованностью, анализом эмпирического и статистического материала, использованием системного подхода.

Апробация результатов исследования. Основные научные и практические результаты работы докладывались и обсуждались на Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии в экономике как фактор развития современного общества» Саратов, 2008; II Международной научно-практической конференции «Международные и национальные особенности прикладной экономики», Пенза, АНОО «Приволжский Дом знаний», 2008; всероссийской научно-практической конференции «Российский регион: проблемы развития и управления», Волгоград, ЦПНИ, 2008; Второй Всероссийской заочной научной конференции студентов и молодых исследователей «Исследование социально-экономических и политических институтов и процессов», Киров, 2008; международной научно-практической конференции «Россия в современном мире. Социально-экономическое состояние и перспективы развития», Санкт-Петербург, 2008;

Структура диссертации включает введение, где обосновывается актуальность темы исследования, раскрывается объект, предмет, цель, задачи и его методологическая база, формулируется научная новизна, теоретическая и практическая значимость работыосновную часть, представленную в виде трёх главзаключение, в котором сделаны выводы и предложения, вытекающие из результатов проведенного научного исследованиясписок нормативных и литературных источников, использованных автором при работе над диссертациейа также приложение, содержащее табличный, графический и другой материал, не вошедший в основную часть работы.

Выводыпо главе 3.

Государственные жилищные программы оказывают неоднозначное воздействие на социально-экономическое* развитие региона, что показывает анализ воздействия управляющих факторов" наИРЧП. Данное* исследование проведено на основе' модели социально-экономической подсистемы «социальная ипотека» и позволяет сделать следующие выводы.

1. Управляющий фактор и6 (сумма, выделенная из бюджета на ипотечную программу) приводит к заметному изменению* ИРЧП. Механизм этого воздействия связанс тем, что ипотека побуждает граждан повышать свой доход, а это, в свою очередь, улучшает индексы образования и долголетия. А снижение управляющего фактора щ (ставка по ипотечному кредиту) практически не влияет на ИРЧП и приводит только к перераспределению ипотечных кредитов по возрастным группам. В то же время существует критическое значение ставки, превышение которой приводит к структурным изменениям системы и к полному прекращению работы государственной жилищной программы., 2. Влияние рыночного фактора и5 (цен на жилье) чувствительно для ИРЧП и имеет отрицательный знак. Поэтому данная: модель будет полезна в условиях равномерного изменения экономических показателей региона.

3. Модель социально-экономической подсистемы* «социальная^ ипотека» показывает наличие положительного контура, связывающего индекс образования и фактор платежеспособности семей: Наличие этого контура приводит к> формированию устойчивого саморазвивающегося процесса, приводящего к формированиютенденции изменения-, ИРЧП. Данный контур может приводить как к позитивным, так и к негативным последствиям. При, повышении дохода этот эффект приводит к росту ИРЧП!

4. В некоторых случаях, программа жилищного кредитования может «настроить» этот контур на понижение ИРЧП: Это' возможно в том случае, когда' молодые семьи предпочтут получение: ипотечного кредитав ущерб своему образованию. Этов свою: очередь, через 6 лет приведет сначала к падению платежеспособности, а затем? к снижению индексов образования и долголетия: После чегощикл повторится. О другой стороны,.приопределенных условиях возможен позитивныйсценарий;

Объединение обоих государственных программ (социальной ипотеки: и программыподдержки образования): предлагается произвести в программе инновационногоразвития региона. В целях предотвращениянегативного сценария развития событий предлагается ввести дополнительные дотации для молодых семей, участвующих в ипотеке и желающих, продолжить свое образование., При этом будет достаточно ограничиться: 1−2 годами с момента оформления кредита.

Предложенная выше методика формирования множества альтернатив на основе когнитивных моделей составляет основу организационных инноваций в государственном управлении. Изменение интенсивности связей на основе принятия перечисленных выше законодательных проектов, приводящих к возможности применения метода «мягкого резонансного управления», представляет собой пример социальных инноваций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключении сформулированы основные результаты диссертационного исследования, отражена научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы выводы и предложения, вытекающие из результатов исследования.

Преодоление системного кризиса в российской экономике возможно лишь на основе широкого использования инноваций во всех сферах экономики, как в сфере материального производства, так и в социальной сфере. При этом в основе социально-экономического развития российских регионов должна находиться инновационная политика, подтвержденная инновационно инвестиционным потенциалом.

Важнейшее место в системе стратегий развития региона на инновационной основе занимает стратегия управления человеческим капиталом. Ресурсное обеспечение социально-экономического развития в настоящий исторический период является определяющим. При этом в планировании должен быть выработан механизм и технология построения стратегии, предусматривающие мониторинг социальной сферы, время и место воздействия, их распределение и эффективное использование. Эффективность использования государственных жилищных программ заключается, прежде всего, в обеспечении их в качестве «запускающего механизма» позитивных тенденций социального развития.

В диссертационной работе предложена когнитивная модель воздействия государственных жилищных программ на социально-экономическое развитие региона. В качестве индикатора изменений в социально-экономической сфере региона использован индекс развития человеческого потенциала. В целом, государственные жилищные программы оказывают неоднозначное воздействие на развитие социальной сферы. На основе анализа последствий процессов в социально-экономических системах установлено, что проблема учета социально-экономического эффекта от реализации государственных программ является актуальной, и для ее решения целесообразно применение методологии когнитивногомоделирования.

В результате исследования" выдвинута гипотеза о существовании положительного контура обратной связи, связывающего уровень образования населения' региона, ориентированного на инновационную экономику, с процессами ипотечного кредитования: В контуре может наблюдаться две тенденции развития — рост образования и рост доходов населения, либо снижение доходов и снижение уровня профессиональной подготовки в среднем по региону. Выбородной из тенденций происходит тогда, когда контур находится в «критическом» состоянии — значительная часть населения, региона имеет ипотечный кредит, а покупательная способность населения" едва достаточна для! выплат по ипотечному кредиту. Предполагается, что малое воздействие, оказываемое государственными жилищными программами, может существенно повлиять на выбор тенденции.

Вг связи с этим следует отметить,"что «критическое» состояние контура довольно характерно^ для разного рода кризисов* СЭС. Тем самым кризисы могут быть использованы как одиниз элементов «мягкого резонансного управления».

Для подтверждения гипотезы, разработана когнитивнаямодель социально-экономической подсистемы «социальная ипотека» региона и выполнен статический и динамический анализ графа модели.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем установлен характер воздействия, системы ипотечного жилищного кредитования на качество и содержание человеческого капитала региона. Проведена связь между стратегическими задачами развития региона и способами повышения индивидуального дохода его населения. Показано, что на выбор альтернатив стратегии повышения индивидуального дохода можно оказать управляющее воздействия посредством выбора той или иной формы социальной ипотеки".

К наиболее важным научным результатам проведенного исследования, определяющим его научную новизну, относятся следующие положения:

1. Доказано, что государственные жилищные программы являются инструментом регулирования инновационных процессов в регионе. С их помощью государство, исходя из общенациональных и региональных интересов, может влиять на качество человеческого ресурса региона и определять способ его формирования.

2. Оценены возможные результаты, виды, последствия, этапы и эффективность реализации государственных жилищных программ в форме «социальной ипотеки», выявлена связь ее различных вариантов со стратегическими задачами развития региона, которая может быть положена в основу региональных механизмов инновационного развития.

•3. Определен механизм воздействиясистемы ипотечного жилищного кредитованияна различные аспекты социально-экономического развития региона, составной частью которого является применение новых методов регионального управления, таких как «мягкое резонансное управление» и «когнитивное моделирование».

4. Составлена когнитивная карта социально-экономической подсистемы «социальная ипотека», критерием эффективности которой выбран индекс развития человеческого потенциала, позволивший определить способы отбора наилучшего (из альтернативных) варианта региональной программы «социальная ипотека», что составляет методическую основу механизма управления инновационным регионом.

5. Разработан алгоритм внедрения механизма формирования-необходимого человеческого ресурса, основанного на «социальной ипотеке», в практику регионального управления.

Теоретическую основу управленческих инноваций составляет методика, включающая следующие этапы: (а) изменение интенсивности связей когнитивной карты, (б) динамическое моделирование и оценка изменения.

ИРЧП, (в) ранжирование и отбор альтернатив, (г) разработка организационных мероприятий. Методика должна применяться для разных сценариев развития региона.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что, во-первых, предложен новый механизм реализации программных мероприятий, направленных на формирование человеческого ресурса и использующих в качестве инструмента «социальную ипотеку», который является базой для региональных управленческих инновацийво-вторых, разработана когнитивная модель социально-экономического развития региона с учетом процессов реализации государственных жилищных программв-третьих, предложена модель взаимосвязи.* между процессами* системы ипотечного жилищного кредитования и тенденциями развития образования, как элемента социальных предпосылок инновационной экономики в регионе.

Практическая значимость работы состоит в том, что, во-первых, реализация предложенного механизма позволит сформировать человеческий ресурс для инновационного развития регионаво-вторых, использование предложенной методики применения когнитивных моделей для решения задачи управления эффектом воздействия государственных программ на социально-экономическую сферу обеспечит инновационное социально-экономическое развитие региональной экономики, а также смягчение негативных социальных последствий кризисов социально-экономической системыв-третьих, использование выводов и предложений целесообразно при создании систем ипотечного жилищного кредитования в регионах, ориентированных на инновационную экономику. Выводы и предложения могут быть использованы организациями и ведомствами, а также кредитными учреждениями РФ, связанными с осуществлением национальных проектов. Материалы и обобщения, приведенные в диссертации, могут быть использованы при подготовке специальных курсов лекций по региональной экономике.

Важнейшее место в системе стратегий развития региона на инновационной основе занимает стратегия управления человеческим ресурсом. Ресурсное обеспечение социально-экономического развития в настоящий исторический период является определяющим. При этом в планировании должен быть выработан механизм и технология построения стратегии, предусматривающие мониторинг социальной сферы, время и место воздействия, их распределение и эффективное использование. Эффективность использования государственных жилищных программ заключается, прежде всего, в обеспечении их в качестве «запускающего механизма» позитивных тенденций социального развития. С тем, чтобы реализовать эти механизмы на практике, предложено связать государственные программы поддержки профессионального образования и жилищные программы в программе инновационного развития региона.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (в ред. от 21.07.2007 г. № 5-ФКЗ) // Российская газета. — 1993. — 25 дек. — С. 3−6 — Собрание законодательства Российской Федерации. — 2007. — № 30. — Ст. 3745.
  2. Российская Федерация. Президент. Об основных направлениях нового этапа реализации Государственной целевой программы «Жилище»: указ от 29 марта 1996 г. № 431 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 14. — Ст. 1431. — (Утратил силу).
  3. Чувашская Республика. Кабинет Министров. О концепции инновационного' развития Чувашской Республики,: постановление от 21 февраля 2005 г. № 39 // Собрание законодательства^Чувашской Республики. — 2005. № 2. — Ст. 90.
  4. Чувашской Республики. 2006. — № 11. — Ст. 771.
  5. Агентство по ипотечному жилищному кредитованию: создано Правительством России: сайт. — Режим доступа: http://www.ahml.ru/index.shtml (дата обращения: 22.10.2008).
  6. И. Многоконтурное управление в социально-экономических системах / И. Аглицкий, В. Кузьмин // Проблемы теории и практики управления. 2006. — № 6. — С. 27−35.
  7. Аналитический обзор № 2 (13), апрель 2008. С. 26. — Портал «Ипотечное кредитование и секьюритизация», URL: www.rusipoteka.ru
  8. В. Ю. Совершенствование оценки интеллектуального капитала в региональной инновационной экономике : автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / В. Ю. Алексеев. Чебоксары: б. и., 2007. — 25 с.
  9. М.Ю. Эконометрическое исследование и модельное описание деятельности современной российской банковской системы / М. Ю. Андреев, Н. П. Пильник, И. Г. Поспелов //, М.: ВЦ РАН, 2008.
  10. Аналитический доклад «Стратегии и программы развития регионов (сравнительный! анализ)» // ФБК, Департамент, стратегического анализа, Москва, 2006. -29 С.
  11. Бекетов Н: В. Инновационная экономика России: время перемен / Н. В. Бекетов- Av G. Дёнисова// Финансыш.кредит. 2008. .- № 17.' - С. 63−72.
  12. А. А. Инновационная экономика: шаг первый ипотека / А. А. Беляков // Бизнес и банки. — 2008. — Июнь (№ 24). — С. 1−3.
  13. Бендиков М: А'. Механизмы государственного регулирования инновационной сферы-экономики России / М. А. Бендиков, Е. Ю. Хрусталев // Менеджмент в России и. за рубежом. 2006. — № 6. — С. 108−120:
  14. С. В: Модели систем управления регионами и специфика положения институтов- региональной власти / С. В. Бирюков // Вестник Московского университета". Серия 18. Социология и политология. 2005. -№ 3.- С. 61−781
  15. С. М. Основные эффекты.вложения капитала в социальную сферу / С. М. Бухонова, Ю: А- Дорошенко // Экономический' анализ: теория ипрактика. 2006. — № 11. — С. 10−16.
  16. В. В. Экономика России : учебное пособие для вузов по экономическим специальностям / В. В. Виноградов. М.: Юристь, 2002. — 319 с. — (Homo faber).
  17. JI. А. Интегральная характеристика уровня инновационного развития территориальной экономики / JI. А. Воронина, С. В. Ратнер // Финансы и кредит. 2006. — № 32. — С. 51−55.
  18. Н. «Футуристические размышления» об образовании для инновационной экономики / Н. Вуколов // Ученый совет. 2008. — № 7. — С. 4447.
  19. А. И. Региональная экономика и управление : учебное пособие для вузов / А. И. Гаврилов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. -239 с.
  20. Ю. И. Жилищные проблемы российской молодежи / Ю. И. Гаврилов // Российская молодежь: проблемы и решения. М.: Центр социального прогнозирования. — 2005. — С. 138−162.
  21. Д. Сценарии формирования инновационной модели экономики / Д. Гаева 11 Человек и труд. 2007. — № 2. — С. 75−78.
  22. И. Ф. Оценка социально-экономической эффективности региональных жилищных программ : дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / И. Ф. Гареев — науч. рук. И. С. Сабиров — Каз. гос. арх.-строит. ун-т. Казань: б. и., 2005.- 184, [23] с.
  23. М. Социальная сфера как приоритет развития / М. Гасанов // Экономист. 2006. -№ 6. — С. 78−82.
  24. И. Р. Макроэкономическая политика социально-экономического и инновационного развития России / И. Р. Гафуров, В. JI. Васильев // Финансовый бизнес. 2008. — № 3. — С. 45−49.
  25. Тендерные аспекты социально-демографической ситуации в
  26. Приволжском федеральном округе Электронный- ресурс. // Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном-округе:: официальный сайт. Режим- доступа, http://www.pfo.ru/ (дата обращения: 18.09.2008).
  27. С. Ю. О стратегии и концепции социально-экономического развития России до 2020 года / С. Ю. Глазьев // Современная конкуренция- -2008.-№ 5.-С. 28−42.
  28. Глазьев- С. Ю. Состоится ли переход российской экономики на инновационный путь, развития?: интервью С. Ю. Глазьева о правительственных долгосрочных концептуально-прогнозных проектировках. / С. Ю. Глазьев- // Российский экономический журнал: 2008-
  29. В. Г. Стратегическое управление инвестициями в человеческий капитал / В. Г. Горбунов // Интеграл. 2008. — № 4. — С. 121−123.
  30. А. В. Государственное регулирование инновационно ориентированного развития российской экономики / А. В. Гришин // Экономика природопользования.- 2008.-№ 4. С. 34−38.
  31. М. Г. Ипотечный кризис: конец глобализации? / М. Г. Делягин // Свободная мысль. 2008. — № 3. — С. 33−44.
  32. Доклад о развитии человека за 2000 год ПРООН (Human Development Report 2000). New York — Oxford: Oxford University Press, 2000. -290 c
  33. И. В. Региональные аспекты обеспечения экономической безопасности / И. В. Долматов // Аудит и финансовый анализ. 2007. — № 1. — С. 26−41. — Библиогр.: с. 40−41 (51 назв.).
  34. Э. П. Роль государства в создании и функционировании инновационной экономики / Э. П. Дунаев // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2007. — № 5. — С. 3−13.
  35. Н. П. Государственный финансовый контроль в реализации федеральных целевых социальных программ / Н. П. Ефимова. М.: Медицина, 2000. — 175 с.
  36. В. М. Уровень жизни населения : основные категории, характеристики и методы оценки / В. М. Жеребин, А. Н. Романов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 592 с.
  37. В. Процедура оценки эффективности социально-экономического управления / В. Житков, А. Корнейчук, JI. Царфин // Проблемы теории и практики управления. 2007. — № 7. — С. 21−31.
  38. К. Управление стратегическими проектами на уровне предприятия и региона / К. Зарницына // Проблемы теории и практики управления. 2007. — № 1. — С. 22−30. — Библиогр.: с. 30 (9 назв.).
  39. В. Высшее образование как ресурс инновационного развития России / В. Зернов // Высшее образование в России. 2008. -№ 1. — С. 12−22.
  40. Н. В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода / Н. В. Зубаревич. М.: Едиториал УРРС, 2003.-264 с.
  41. В. К. Управление экономикой в регионе и муниципальных образованиях : учебное пособие / В. К. Зубкова, Л. В. Гордеева, А. Н. Николаев. Саратов: СГСЭУ, 2000. — 164 с.
  42. О. У. Возможности перехода российской экономики на инновационный путь развития / О. У. Ибатуллин, У. Г. Ибатуллин // Экономика природопользования. 2008. — № 1. — С. 13−20. — Библиогр.: с. 20 (18 назв.).
  43. Л. В. Территориально-организационные формы экономики регионов / Л. В. Иваненко // Регионология. 2006. — № 3. — С. 87−96.
  44. В. Н. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления / В. Н. Иванов, В. И. Патрушев. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономика, 2001. — 325 с. -(Энциклопедия управленческих знаний).
  45. В. Финансово-кредитные организации в системе регионального управления социально-экономическим развитием / В. Иванова, Н. Крепышева // Экономист. 2003. — № 7. — С. 27−32.
  46. В. Н. Экономический анализ надежности инновационного развития регионов России / В. Н. Кабанов, Н. Г. Стерхова // Аудит ифинансовый анализ. 2008. — № 2. — С. 347−359 — № 3. — С. 225−244. — Библиогр.: с. 358−359 (19 назв.).
  47. Г. В. Некоторые вопросы управления социальным развитием региона : на примере Чувашской Республики. / Г. В. Калинина // Регионология. 2006. — № 1. — С. 157−165.
  48. С. Р. Обоснование и выбор математических моделей управления процессами региональной экономики / С. Р. Камалян, О. Ю. Хворост // Обозрение прикладной и промышленной математики. 2006. — Т. 13, вып. 5. — С. 797−812.
  49. А. С. Социальные аспекты ипотечного жилищного кредитования / А. С. Кириллов // Научно-практическая конференция «Развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Чувашии»: сборник статей. -Чебоксары, 2003. С. 54−58.
  50. А. А. Назревает ли в России новый финансовый кризис? / А. А. Китаев // Финансы ^ кредит. 2008. — № 3. — С. 19−25. — Библиогр.: с. 25 (21 назв.).
  51. С. М. Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и-права: кадры для инновационной экономики современной России / С. М. Климов // Университетская книга. 2007. — № 4. -С. 30−31.
  52. Ключевые проблемы развития социальной сферы России: организационно-экономический аспект / Е. Н. Александрова и др. // Финансы и кредит. 2007. — № 28. — С. 67−75.
  53. Концепция социального государства Российской Федерации // Народонаселение. 2003. — № 1(19). — С. 10−30.
  54. Е. К. Управление процессами в слабоформализованных средах при стабилизации графовых моделей среды / Е. К. Корноушенко, В. И. Максимов // Труды ИПУ РАН: сборник научныхтрудов. М.: ИПУ РАН, 1999. — Т. 2. — С. 82−94.
  55. С. Повышение эффективности управления региональной жилищной программой / С. Король, А. Семченкова // Проблемы теории и практики управления. 2008. — № 9. — С. 31−39.
  56. Ю. Структурный анализ демографического кризиса в Латвии / Ю. КОЧЕТКОВ // Computer Modelling and New Technologies. 2006. -Vol. 10, No. l.-P. 31−35.
  57. H. П. Сделать жилищную политику социально ориентированной / Н. П. Кошман, К. К. Глинский, В. Н. Пономарев // Национальные проекты. 2007. — № 9. — С. 46−49.
  58. И. Н. Человеческий капитал региона: проблемы сохранения и развития / И. Н. Краковская // Регионология. 2006. — № 2. — С. 170−178.
  59. О. П. Диалектика выборов / О. П. Кудинов, Г. А. Шипилов.- М.: ЗАО ПО «МАСТЕР», 1997.
  60. Э. Н. Анализ пространственных структур региональной экономики / Э. Н. Кузьбожев, И. А. Козьева, М. Г. Световцева // Экономический анализ: теория и практика. 2005. — № 24. — С. 2−11.
  61. Э. Н. Прогнозирование и выбор рационального варианта регионального развития / Э. Н. Кузьбожев, Д. А. Чулаков, Д. В. Алдохин // Экономический анализ: теория и практика. 2005. — № 18. — С. 7−14 — № 19.-С. 8−16.
  62. Д. А. Ипотечный кризис Subprime: глобальныепоследствия и причины / Д. А. Кузьмичева // Аудит и финансовый анализ. -2008. № 1. — С. 394−402. — Библиогр.: с. 402 (14 назв.).
  63. Д. Ю. Методическое обеспечение процесса разработки плана стратегического развития региона / Д. Ю. Лапыгин // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. -№ 6. — С. 40−52. — Библиогр.: с. 51−52 (9 назв.).
  64. Ликвидность и ее влияние на ипотеку Электронный ресурс. — Режим доступа: http://123credit.ru/ (дата обращения: 12.10.2008).
  65. А. Формирование инновационных систем: экономический и социальный аспекты: национальные инновационные системы. / А. Лукьянов // Человек и труд. 2007. — № 8. — С. 75−79.
  66. С. Инновационная трансформация экономической системы / С. Любимцева // Экономист. 2008. — № 9. — С. 28−38.
  67. А. Высшее значит инновационное : Агентство по общественному контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК). / А. Лялин // Экономика и жизнь. — 2008. — Март (№"11). — С. 31. -(Ваш партнер — консультант).
  68. С. Федеральные программы инструмент инновационного обновления российской экономики / С. Мазуренко, П. Шинкаренко // Проблемы теории и практики управления. — 2007. — № 5. — С. 815.
  69. В. И. Аналитические основы применения когнитивного подхода при решении слабоструктурированных задач / В. И. Максимов, Е. К. Корноушенко // Труды ИПУ РАН: сборник научных трудов. М.: ИПУ РАН, 1999. Т. 2. — С. 95−109.
  70. В. И. Знание- основа анализа / В. И. Максимов, Е. К. Корноушенко // Банковские технологии. — 1997. — № 4. — С. 52−55.
  71. В. И. Когнитивный подход к анализу проблемы демонополизации в транспортном комплексе / В. И. Максимов и др.7/ Труды ИПУ РАН: сборник научных трудов. М.: ИПУ РАН, 1998. — Т. 2. — С.
  72. А. С. Региональное управление : учебное пособие / А. С. Малин. М.: ГУ-ВШЭ, 2006. — 267 с.
  73. С. А. Методика многоуровневого прогнозирования социально-экономических систем / С. А. Малышев // Финансы и кредит. 2006. -№ 36.-С. 90−93.
  74. А. С. Управление экономикой региона : учебное пособие / А. С. Маршалова, А. С. Новоселов. Новосибирск: Сиб. соглашение, 2001. -403 с. — (Федеральная программа книгоизданий России).
  75. М. Целевое управление социально-экономическими системами / М. Махотаева // Проблемы теории и практики управления. 2006. -№ 12. — С. 8−18. — Библиогр.: с. 18'(9 назв.).
  76. Методика комплексной оценки уровня социально-экономическогоразвития муниципальных образований Ленинградской области Электронный ресурс. ' Режим доступа: //Ьйр ://ууу. 1епоЬ 1invest.ru/documents/lowgub/metodurm.doc. (дата обращения: 16.11.2008).
  77. Е. П. Развитие регионального маркетинга в современных условиях (на примере Чувашской Республики) / Е. П. Милюхина. Чебоксары: б. и., 2004. — 133 с. ч
  78. Н. С. Социальная сфера: методология анализа / Н. С. Михайлова // Научное обозрение. 2006. — № 4. — С. 54−60.
  79. В. Д. Методология систем: вербальный подход / В. Д. Могилевский. М.: Экономика, 1999. — 252 с.
  80. И. А. Проблемы управления социально-экономическими* процессами (человеческим развитием) региона: на примере Южного федерального округа. / И. А. Морозова // Регионология. 2005. — № 2. — С. 2735.
  81. Национальная, ассоциация риэлторов. — Режим- доступа: http://www.realtor.org/ (дата обращения- 14.10.2008).
  82. Н. И. Региональная политика и системы менеджмента качества в органах государственного управления / Н. И. Непряев // Методы менеджмента качества. 2006. — № 10. — С. 5−8.
  83. Обзор мирового опыта комплексных оценок уровня и качества жизни, используемых для межстрановых сопоставлений / под рук. С. Н. Смирновой, И. С. Синицыной. ИМЭПИ и Высшая школа экономики, 2002. -С. 25−30
  84. JI. Проблемы формирования инновационно-интеллектуальной экономики / JI. Овсиенко // Высшее образование в России. -2008. № 2. — С. 75−78.
  85. О. И. Некоторые аспекты государственного воздействия наtинновационное развитие экономики / О. И. Опалева // Финансы и кредит. -2007. № 38. — С. 69−73. — Библиогр.: с. 73 (9 назв.).
  86. В. Стратегия развития России в контексте нового этапа региональной политики / В. Осейчук // Закон и право. 2008. — № 10. -С. 13−16.
  87. Основы инновационного менеджмента: теория и практика: учебное пособие для вузов / Л. С. Барютин и др. — ред. П. Н. Завлин. М.: Экономика, 2000. — 475 с.
  88. Оценка и мониторинг социально-экономического положения муниципальных образований Электронный ресурс. Режим доступа: //http://rels.obninsk.com/ Reis/ limited/ nsub/ те/ 00sp/ 00sp. htm (дата обращения: 14.10.2008).
  89. Е. И. Как улучшить свои жилищные условия? : социологический опрос. / Е. И. Пахомова // Национальные проекты. 2008. -№ 3.-С. 88−91.
  90. Ю. М. Модели социальных процессов : учебное пособие для высших учебных заведений / Ю. М. Плотинский. Изд. 2-е, перераб. и доп. -М.: Логос, 2001.-296 с.
  91. Т. В. Инновационное развитие экономики как необходимое условие модернизации образования / Т. В. Погодина //
  92. Образовательные инновации в системе высшего^ профессионального образования: сборник научно-методических статей. Чебоксары, 2007. — С. 99 112.. ,. , ¦ - -, '
  93. Р. А. Антикризисное управление : учебник для: вузов / Р. А. Попов. М.: Высшая школа, 2004. — 429 с.
  94. Е. Искать, — и находить, стимулы инновационного развития регионов / Е. Попова // Риск: ресурсы, информация- снабжение, конкуренция. -2005. -jNb 3. С. 4−8.
  95. Прангишвили И- В. Системный подход и общесистемные закономерности / И. В. Прангишвили. — М.: СИНТЕГ, 2000. — 528 с.
  96. И. В. Энтропийные и другие системные закономерности, вопросы управления сложными системами / И. В. Прангишвили. -—М.: Наука, 2003. 428 с.
  97. И. Об эффективности управления сложными социально-экономическими системами-: в т. ч. о методе «золотого сечения» или «золотой пропорции». / И: Прангишвили // Проблемы теории и практики управления. 2006. — № 2. — С. 24−31.
  98. И. В. Повышение эффективности — управления сложными организационными и социально-экономическими системами/ И. Прангишвили // Проблемы управления. 2005. — № 5. — С. 28−32.
  99. Приоритеты Минэкономразвития? во взаимоотношениях с регионами и муниципалитетами в 2003 году Электронный ресурс.: г Режим. доступа:http://www.economy.gov.ru (дата обращения: 14.10.2008).
  100. Пучков JL Сколько инженеров нужно для инновационной экономики?: (модели построения прогнозов) / JI. Пучков, В. Петров // Высшее образование в России. 2008. — № 6. — С. 3−16 — № 7. — С. 13−18. — Библиогр.: с. 15−16(9 назв.).
  101. . А. Основы экономики : учебное пособие / Б. А. Райзберг.- М.: ИНФРА-М, 2000. 407 с. — (Высшее образование).
  102. В. Я. Модели планирования уровня жизни / В. Я. Райцин. — М.: Экономика, 1987. 216 с.
  103. Региональная экономика и управление: учебное пособие / Е. Г. Коваленко и др. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб. [и др.]: Питер, 2008. — 288 с.- (Учебное пособие).
  104. Ф. С. Дискретные математические модели с приложениями к социальным, биологическим и экологическим задачам / Ф. С. Роберте — пер. с англ. А. М. Раппопорта, С. И. Травкина — под ред. А. И. Теймана. М.: Наука, 1986.-494 с.
  105. А. Н. Моделирование социального развития региона: когнитивный подход / А. Г. Семенова // Экономика и управление. 2009. — № 3. -С. 122−126.
  106. А. Н. Когнитивная модель влияния программ государственного жилищного кредитования на индекс развития человеческого потенциала / В. М. Старостин, А. Н. Семенова // Вестник Чебоксарского кооперативного института. 2008. — N 2. — С. 71−77.
  107. И. Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования / И. Сергеев, Н. Кирсанова, И. Кирсанова // Экономист. 2007. — № 1. — С. 46−55.
  108. Е. Н. Государственный финансовый контроль в управлении регионом / Е. Н. Синева // Финансы и кредит. 2006. — № 25. — С. 38−40.
  109. В. В. Особенности социально-экономического развития региона в условиях нестабильной экономики / В. В. Смирнов, А. Г. Степанов // Аудит и финансовый анализ. 2008. — № 2. — С. 460−483. — Библиогр.: с. 480−483 (86 назв.).
  110. Социальная политика: учебник для вузов / Ю. П. Алексеев и др. — общ. ред. Н. А. Волгин. М.: Экзамен, 2002. — 734 с.
  111. Социальные аспекты конкурентоспособности регионов / Е. В. Базуева и др. // Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты. М., 2003- - Рл. 9. — С. 385−427.
  112. Социальный атлас российских регионов Электронный ресурс. // Независимый институт социальной политики: сайт. Режим доступа: http://atlas.socpol.ru/ (дата обращения: 14.10.2008).
  113. Е. Государственное управление социальной сферой / Е. Сочнева // Проблемы теории и практики управления. 2008. — № 10. — С. 28−32.
  114. В. М. Жилищная ипотека Чувашии социально-экономическая подсистема- / В. Ml Старостин // Сборник научных статей" докторантов, аспирантов И' соискателей. Вып. 3. — Чебоксары, 2003. — С. 425−435.
  115. В. М. Этапы развития жилищного ипотечного кредитования в Чувашии / В. М. Старостин // Сборник научных статей докторантов, аспирантов и соискателей. Чебоксары, 2007.1. С. 414−418.
  116. Аналитический доклад «Стратегии и программы развития регионов (сравнительный анализ)» // ФБК, Департамент стратегического анализа, Москва, 2006. 29 С.
  117. Г. Ипотечные продукты с плавающей ставкой / Г. Суворов // Рынок ценных бумаг. 2006. — № 4. — С. 50−54'- № 11. — С. 52−57.
  118. О. С. Проблемы подготовки научных кадров в России' и инновационная экономика / О: С. Сухарев, Е. Н. Мысловский // Бизнес и банки. 2008. -Янв. (№ 3). С. 1−4.
  119. Ф. А. Комплексная оценка эффективности управления- в регионе / Ф. А. Сычева // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. — № 8. — С. 26−28.
  120. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике: сайт. — Режим доступа: http://chuvash.gks.ru/default.aspx (дата обращения: 17.12.2008).
  121. . Н. Мировой финансовый кризис и облигационные займы российских эмитентов / Ж. Н. Тропина // БИКИ: Бюллетень иностранной коммерческой информации. 2007. — 24 нояб. (№ 135). — С. 2−3.
  122. Н.Е. Жилищная обеспеченность и жилищная политика в современной России / Н. Е. Тихонова, A.M. Акатнова, H.H. Седова // Социологические исследования, 2007, № 1, С. 71−81
  123. М. Проблемы моделирования управления социально-экономическими системами / М. Уандыкова // Проблемы теории и практики управления. 2005. — № 4. — С. 84−89.
  124. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы / рук. авт. коллектива Д. С. Львов, А. Г. Поршнев. М.: Экономика, 2002. — 702 с.
  125. Е. Ю. Расширение доступности жилья на базе ипотечного кредитования / Е. Ю. Фаерман, С. Р. Хачатрян // Экономика и математические методы. 2004. — Т. 40, № 1. — С. 3−15. — Библиогр.: с. 15 (10 назв.).
  126. Р. А. Инновационный менеджмент : учебник для экономических и технических специальностей / Р. А. Фатхутдинов. 5-е изд., испр. и доп. — СПб. и др.: Питер, 2006. — 447 с. — (Учебник для вузов).
  127. И. Восемь лет при Путине. Социальная сфера / И. Федюкин // Коммерсантъ-Власть. 2007. — № 36. — С. 24−28.
  128. С. В. Формы государственной поддержки ипотечного жилищного кредитования / С. В. Фрумина // Аудит и финансовый анализ. -2008.-№ 1.-С. 472−474.
  129. Ю. В. Развитие человеческого капитала в процессе становления инновационной экономики : автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.01 /Ю. В. Хадиуллина. Чебоксары: б. и., 2006. — 26 с.
  130. Центральный банк Российской Федерации: сайт. — Режим доступа: http://www.cbr.ru/ (дата обращения: 15.10.2008).
  131. Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса / под ред. В. П. Колесова, Т. Маккинли. — М.: Права человека, 2000. -464 с.
  132. Е. Социальный пакет: статья расходов или инструмент управления? / Е. Чернова, И. Скитяева // Управление компанией. 2005. — № 12. — С. 32−35.
  133. П. В. Государственная поддержка социальной сферы и науки: государственный финансовый контроль: (к 5-летию деятельности Счетной палаты Российской Федерации) / П. В. Черноморд. М.: Экономика, 2000.-239 с.
  134. А. Н. Управление социально-экономическими системами: развертывание методолого-теоретических и прикладных исследований / А. Н. Швецов, Е. Н. Андреева // Российский экономический журнал. 2006. -№ 3.- С. 55−80.
  135. А. А. Социальная сфера: управление и финансирование. Опыт США / А. А. Шлихтер // Труд за рубежом. 2005. — № 4. — С. 58−81.
  136. Ф. Ключевые факторы, сдерживающие рост кредитоспособности российских городов и регионов / Ф. Эйгель // Рынок ценных бумаг. 2003. — № 24. — С. 62−65: схем.
  137. Экономика: учебник / ред. А. И. Архипов, А. К. Большаков. Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Проспект, 2006. — 839 с.
  138. Экономика социальной сферы: учебное пособие для вузов / В. Г. Игнатов и др. Ростов н/Д: МарТ, 2001. — 415 с. — (Экономика и управление).
  139. Т. И. Опыт работы АКБ «Чувашкредитпромбанк» по ипотечному кредитованию / Т. И. Яковлева // Научно-практическая конференция «Развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Чувашии»: сборник статей. Чебоксары, 2003. — С. 39−41.
  140. Quality of life Indices For National Policy: Review and Agenda for Research / M. R. Hagerty et al. // Social Indicators Research. 2001. — Vol. 55, No. l.-P. 1−96.
  141. Schultz Т. W. Investing in People: The Economics of Population Quality / T. W. Schultz. Berkeley: University of California Press, 1981. — 367 p.
  142. Schultz T. W. Investment in Human: the role of Education and Research / T. W. Schultz. N. Y.: Free Press, 1971.-240 p.
  143. UI Haq M. Reflections on Human Development / M. UI Haq. New York: Oxford University Press, 1995. — 252 p.
  144. World Bank. Monitoring Environmental Progress: a Report on Work in Progress. Washington D.S. 1995. Environmentally Sustainable Development Department, September.
Заполнить форму текущей работой