Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Влияние паравертебральной микрополяризации шейного отдела позвоночника на функциональное состояние неспецифических систем мозга у детей со спастическими формами детских церебральных параличей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Работа выполнена на базе кафедры неврологии педиатрического факультета Пермской государственной медицинской академии. Получено свидетельство на интеллектуальный продукт «Способ лечения спастических форм детского церебрального паралича с помощью паравертебральной микрополяризации». Результаты исследования внедрены в практику Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ, ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ДЕТСКИХ ЦЕРЕБРАЛЬНЫХ ПАРАЛИЧЕЙ (Обзор литературы)
    • 1. 1. Этиология и патогенез
    • 1. 2. Клиника детских церебральных параличей (ДЦП)
      • 1. 2. 1. Классификация
      • 1. 2. 2. Основные клинические проявления
      • 1. 2. 3. Нейропсихологический статус
    • 1. 3. Методы функциональной диагностики ДЦП
    • 1. 4. Современные методы лечения
    • 1. 5. Микрополяризация головного и спинного мозга в комплексном лечении ДЦП
  • ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОБСТВЕННЫХ НАБЛЮДЕНИЙ. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Общие сведения о больных
    • 2. 2. Методы исследования
      • 2. 2. 1. Клиническое исследование
      • 2. 2. 2. Нейропсихологическое исследование
      • 2. 2. 3. Электроэнцефалографическое исследование
      • 2. 2. 4. Оценка вариабельности ритма сердца
    • 2. 3. Статистический анализ результатов
    • 2. 4. Методика паравертебральной микрополяризации шейного отдела позвоночника
  • ГЛАВА 3. НЕВРОЛОГИЧЕСКАЯ, НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БОЛЬНЫХ СПАСТИЧЕСКИМИ ФОРМАМИ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА
    • 3. 1. Неврологический статус
    • 3. 2. Нейропсихологический статус
    • 3. 3. Результаты исследования вариабельности ритма сердца (ВРС) у детей со спастическими формами ДЦП
    • 3. 4. Результаты электрофизиологического исследования детей со спастическими формами ДЦП
  • ГЛАВА 4. ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НЕСПЕЦИФИЧЕСКИХ СИСТЕМ МОЗГА У ДЕТЕЙ СО СПАСТИЧЕСКИМИ ФОРМАМИ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА ПОСЛЕ КУРСА ПАРАВЕРТЕБРАЛЬНОЙ МИКРОПОЛЯРИЗАЦИИ
    • 4. 1. Динамика основных клинических проявлений спастических форм ДЦП в процессе паравертебральной микрополяризации
    • 4. 2. Характеристика нейропсихологического статуса детей со спастическими формами ДЦП в процессе паравертебральной микрополяризации
    • 4. 3. Динамика показателей вариабельности сердечного ритма в процессе паравертебральной микрополяризации
    • 4. 4. Электроэнцефалографическая характеристика детей со спастическими формами ДЦП в ходе паравертебральной микрополяризации

Влияние паравертебральной микрополяризации шейного отдела позвоночника на функциональное состояние неспецифических систем мозга у детей со спастическими формами детских церебральных параличей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность.

Детский церебральный паралич (ДЦП) является широко распространенной патологией. Частота встречаемости по данным различных авторов составляет от 2,5 до 5,9 на 1000 детей [72], причем за последние десятилетия отмечается рост этой патологии. Среди всех инвалидизирующих заболеваний психо — неврологического профиля ДЦП занимает одно из ведущих мест [119].

ДЦП протекает в виде различных клинических вариантов. Выраженная двигательная патология, нередко в сочетании с сенсорной недостаточностью, является одной из причин недоразвития познавательной деятельности и интеллекта. Наблюдается не только замедленный темп психического развития в целом, но и неравномерный, диспропорциональный характер формирования отдельных психических функций [150]. Дети имеют эмоциональноличностные отклонения, эпилептические приступы. Для ДЦП характерны дезадаптационные кризы, проявляющиеся перенапряжением вегетативной регуляции. При этом степень выраженности тех или иных дисфункций у детей различны, что делает их, с одной стороны, похожими друг на друга по основным клиническим проявлениям, с другой стороны, очень разными в зависимости от формы, стадии заболевания, особенностей функционирования адаптационно — компенсаторных систем и т. д.

В нейропсихологии накоплен богатый опыт исследования особенностей мозговой организации высших психических функций, а также формирования в онтогенезе полушарной специализации, пластичности развивающегося мозга, его восстановительных способностей. Объективная оценка структуры нарушений познавательных процессов у детей с ДЦП, в частности высших психических функций, необходима для прогнозирования развития ребенка, применения оптимальных методов коррекции, планирования психолого — медико — педагогических мероприятий. Раннее восстановительное лечение и психологическая коррекция, по мнению ряда авторов, значительно увеличивают возможности восстановления двигательных и психо — речевых функций у этих детей, повышают их социальную адаптацию [119].

Функциональное состояние мозга напрямую зависит от деятельности стволовых образований, вегетативной нервной системы. Атипичный онтогенез при ДЦП вызывает сдвиг в корково — подкорковых взаимоотношениях, в активности срединных мозговых структур. Это подтверждается работами по исследованию биоэлектрической активности мозга, вегетативной регуляции у детей с церебральными параличами в различных возрастных периодах [14, 23, 41, 42, 43, 56, 57, 61, 128].

Закономерностям формирования высших психических функций у детей с ДЦП, их психологическим особенностям посвящено довольно много исследований [69, 120, 122, 125, 150 и др]. Однако, остается практически не изученным вопрос взаимосвязи функционирования неспецифических систем мозга и состояния психических функций у данной категории больных.

Динамическое исследование нейропсихологического статуса у детей с ДЦП на фоне изменения активности неспецифических систем мозга может способствовать определению характера реагирования корковых функций, повышению эффективности реабилитационных мероприятий, совершенствованию методов лечения в поздней резидуальной стадии ДЦП.

Цель исследования.

Охарактеризовать динамику нейропсихологического статуса и функциональную активность неспецифических систем у детей со спастическими формами церебральных параличей в процессе паравертебральной микрополяризации шейного отдела позвоночника.

Основные задачи.

1. Исследовать нейропсихологический статус у больных спастическими формами ДЦП в разных возрастных группах.

2. Охарактеризовать закономерности изменений высших психических функций у детей со спастическими формами ДЦП в ходе паравертебральной микрополяризации шейного отдела позвоночника.

3. На основе анализа результатов исследования исходного вегетативного тонуса, вегетативной реактивности и вегетативного обеспечения деятельности по данным вариабельности ритма сердца оценить динамику вегетативной регуляции до и после паравертебральной микрополяризации.

4. Определить общие закономерности функционирования неспецифических систем мозга у детей со спастическими формами ДЦП в процессе паравертебральной микрополяризации шейного отдела позвоночника.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Нейропсихологический статус детей со спастическими формами ДЦП зависит от формы заболевания, возраста больных и характеризуется неравномерным развитием корковых функций, недостаточностью фоновых компонентов психической деятельности (внимания, памяти, эмоционального фона, мотиваций) за счет нарушения энергетического обеспечения психических функций.

2. Лечебный эффект паравертебральной микрополяризации шейного отдела позвоночника заключается, преимущественно, в коррекции вегетативной регуляции, функционирования неспецифических систем мозга и оптимизации нейро динамического обеспечения высших психических функций.

Научная новизна.

Впервые у детей со спастическими формами ДЦП при воздействии постоянного электрического тока малой силы на паравертебральную область шейного отдела позвоночника определены особенности реагирования неспецифических систем мозга и их влияние на состояние психических функций. Доказано, что перестройка психических функций сопровождается вегетативными сдвигами в виде оптимизации эрготропного обеспечения нейродинамических процессов.

По результатам динамического исследования вариабельности сердечного ритма у детей с ДЦП впервые определены особенности регуляции сердечного ритма и выделены саногенентические закономерности данных изменений в ходе паравертебральной микрополяризации шейного отдела позвоночника. Доказано, что оптимизация вегетативной регуляции связана с уменьшением избыточного влияния надсегментарных эрготропных механизмов в покое и переходом регуляции сердечного ритма на рефлекторный сегментарный уровень.

На основании полученных результатов разработаны параметры методики паравертебральной микрополяризации шейного отдела позвоночника с изменением силы тока и расположения электродов, обосновано воздействие на неспецифические системы мозга для повышения общего активационного фона центральной нервной системы, мнестических, мотивационных и эмоциональных процессов.

Практическая значимость.

Обоснована и клинически подтверждена высокая эффективность метода паравертебральной микрополяризации шейного отдела позвоночника в комплексном лечении детей со спастическими формами ДЦП.

Разработанная схема воздействия паравертебральной микрополяризации шейного отдела позвоночника на неспецифические системы мозга, может использоваться как в качестве вспомогательного средства, оптимизирующего применение традиционных методик, так и в качестве базового лечебного метода у детей с ДЦП, что способствует нарастанию эффективности реабилитационных мероприятий у этой группы больных. Неинвазивность процедуры, практическое отсутствие противопоказаний и ее высокая эффективность дают возможность применять методику паравертебральной микрополяризации шейного отдела позвоночника для реабилитации больных с двигательными и психическими нарушениями с целью повышения качества жизни и социальной адаптации детей с ДЦП.

Реализация результатов исследования.

Работа выполнена на базе кафедры неврологии педиатрического факультета Пермской государственной медицинской академии. Получено свидетельство на интеллектуальный продукт «Способ лечения спастических форм детского церебрального паралича с помощью паравертебральной микрополяризации». Результаты исследования внедрены в практику Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями города Березники, Областного государственного учреждения «Центр комплексной реабилитации инвалидов», в учебный процесс Пермской государственной медицинской академии.

Апробация работы.

Апробация работы проведена на совместном заседании кафедры неврологии лечебного факультета, кафедры неврологии педиатрического факультета, кафедры неврологии факультета усовершенствования врачей ПГМА.

Основные положения диссертационной работы представлены и обсуждены на научно — практических конференциях детских неврологов г. Перми (2002, 2004).

По теме диссертации опубликовано 3 работы в центральной печати, раздел «Вопросы педагогической коррекции и социально — бытовой адаптации» включен в справочное издание серии «В семье больной ребенок», выпуск «Детский церебральный паралич».

Структура диссертации.

Диссертация изложена на 195 страницах машинописного текста, состоит из введения, 4 глав, заключения, выводов, практических рекомендаций,.

ВЫВОДЫ.

1. Для детей с детскими церебральными параличами характерны сложные системные нарушения высших психических функций, имеющие свои особенности при различных спастических формах. При диплегии преобладают кинетические и кинестетические диспраксии, нарушения пространственного анализа и синтеза, недостаточность зрительной памяти и внимания. Для гемипаретических форм характерны расстройства зрительно — пространственной организации движений, зрительного гнозиса, слухо — речевой памяти, чтения, процессов мышления. Недостаточность внимания, памяти, эмоционального фона, мотивации различной степени выраженности встречается при всех этих формах заболевания.

2. Ведущим фактором, определяющим темп и уровень развития высших психических функций, у детей со спастическими формами детских церебральных параличей младшего школьного возраста является инертность психических процессов, быстрая истощаемость, трудности переключения, снижение скорости выполнения заданий. В старшей возрастной группе преобладают парциальные расстройства высших психических функций, нарушения программирования и контроля за протеканием психической деятельности.

3. Для больных спастическими формами детского церебрального паралича характерны симпатикотонический вариант исходного вегетативного тонуса, формирующийся за счет нарастания активности надсегментарных влияний, недостаточная реакция парасимпатической нервной системы на первой минуте ортостатической пробы, избыточная активация гуморального канала регуляции с недостаточным напряжением сегментарной симпатической системы при вегетативном обеспечении деятельности.

4. В процессе паравертебральной микрополяризации шейного отдела позвоночника происходит оптимизация вегетативной регуляции с уменьшением избыточного влияния надсегментарных эрготропных систем в покое и переходом регуляции сердечного ритма на рефлекторный сегментарный уровеньповышается реактивность парасимпатического отдела нервной системы. Вегетативное обеспечение деятельности сопровождается адекватной активацией эрготропных механизмов, уменьшением представленности ваготонических влияний.

5. В процессе паравертебральной микрополяризации шейного отдела позвоночника изменения высших психических функций характеризуются повышением модально — неспецифического внимания, скорости, продуктивности, равномерной эффективности выполнения заданий. Перестройка мнестической деятельности со стороны зрительной и слуховой анализаторных систем сопровождается увеличением объема кратковременной памяти. Снижение мышечного тонуса в дистальных отделах верхних конечностей приводит к нарастанию показателей кинетического и кинестетического праксиса. Коррекция пространственных представлений проявляется нормализацией стратегии копирования, снижением частоты встречаемости патологических феноменов.

6. Лечебный эффект паравертебральной микрополяризации шейного отдела позвоночника заключается, преимущественно, в оптимизации функционирования неспецифических систем мозга. Адекватное энергетическое обеспечение за счет перестройки сегментарнонадсегментарных механизмов вегетативной регуляции сопровождается повышением общего активационного фона центральной нервной системы и оптимизацией нейродинамического обеспечения высших психических функций, независимо от формы детского церебрального паралича.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Методика паравертебральиой микрополяризации шейного отдела позвоночника может применяться у детей со спастическими формами детского церебрального паралича как в качестве самостоятельной лечебной процедуры, так и в комплексе с другими методами лечения для коррекции нейропсихологических нарушений.

2. В качестве самостоятельной процедуры паравертебральная микрополяризация шейного отдела позвоночника рекомендована для коррекции вегетативной дизрегуляции с целью повышения адаптационнокомпенсаторных возможностей организма.

3. Для коррекции двигательных возможностей у больных спастическими формами детского церебрального паралича паравертебральная микрополяризация шейного отдела позвоночника может применяться в качестве оптимизирующей терапии, повышающей эффективность применяемых в настоящее время комплексных методов лечения, связанных в частности с функциональным биоуправлением, использованием лечебнонагрузочных костюмов «Адели», «Гравистат».

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Электроэнцефалограмма детей и подростков/ В. В, Алферова, Д. А. Фарбер. М., 1972. т- 213с.
  2. Ю. Ф. Неэпилептические состояния у детей и подростков/ Ю. Ф. Антропов, В. А. Балабанова, С. В. Лилия. М., 1999. — 31 с.
  3. А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения/ А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. М.: «Ось-89», 1999.-224.
  4. Асфиксия новорожденных/ Н. П. Шабалов, В. А. Любименко, А. Б. Пальчик и др. М.: МЕДпресс, 1999. — 416с.
  5. Т.В. Нейролингвистический ' анализ динамической афазии. О механизмах построения высказывания/ Т. В. Ахутина. М.: Теревинф, 2002. — 144с.
  6. Л.М. Влияние грязевых процедур различного температурного режима на состояние детей больных ДЦП/ Л.М. Бабина// Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры. 1991. — № 4. — с. 54.
  7. Л. О. Руководство по неврологии раннего детского возраста/ Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, Н. М. Всеволожская. Киев: Здоровье, 1980. — 527с.
  8. Л.О. Детские церебральнще параличи/ Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, О. В. Тимонина. — Киев: Здоровья, 1988. -326с.
  9. Л.О. Детская неврология: Учебное пособие/ Л. О. Бадалян. — М.: ООО «МЕДпресс», 1998. 576с.11 .Бадалян Л. О., Клиническая электронейромиография (Руководство для врачей)/Л.О. Бадалян, И. А. Скворцов. -М.: Медицина, 1986. 368с.
  10. P.M. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе/ P.M. Баевский, О. И. Кириллов, С. З. Клецкин. М.: Наука, 1984. -221с.
  11. ХЪ.Белоконъ Н. А. Болезни сердца и сосудов у детей. Руководство для врачей/ Н. А. Белоконь, М. Б. Кубергер. М.: Медицина, 1987. — Т.2. — 480с.
  12. Н.К. Детская клиническая электроэнцефалография. Руководство для врачей/ Н. К. Благосклонова, Л. А. Новикова. — М.: Медицина, 1994. 225с.
  13. О.В. Восстановление двигательных расстройств с помощью приемов функционального биоуправления/ О. В. Богданов, Б. Г. Вартман, А. Т. Алиев II Журн. невропатологии и психиатрии. 1985. — Т. 85. — № 3. -с.359.
  14. Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка/ Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова. -М.: Роспедагентство, 1994. 68с.
  15. И.Н. Онтогенез мозга человека/ И.Н. Боголепова// Педиатрия. -1998. т.98. — № 3. — с. 9−11.
  16. С.А. Рефлексотерапия в комплексном лечении больных ДЦП/ С. А. Бортфельд, Г. Ф. Городецкая II Ортопедическое лечение больных с неврологическими заболеваниями. Л., 1986. — С.43−44.
  17. Н.Н. Функциональные асимметрии человека./ Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова. -М.: Медицина, 1988. -240с.
  18. И.Л. Об изменении некоторых показателей стояния и ходьбы у больных детским церебральным параличом под влиянием малых дознакома/ И. Л. Брин, К.К. Бахтеев// Журн. невропатологии и психиатрии. -1995. Вып.5. — с. 39−43.
  19. В.А. //Состояние вегетативной регуляции у больных со спастическими формами церебральных параличей в процессе лечения микроволновой резонансной терапией/ В. А. Бронников: Дис.. канд. мед. наук. Пермь, 1995. — 156 с.
  20. Е.М. Диагностика и прогнозирование поражения нервной системы новорожденных, матери которых перенесли угрозу невынашивания беременности/ Е. М. Бурцев, А. А. Лебедев, Л.В. Лобанова// Журн. невропатологии и психиатрии. 1991. — № 8. — с. 18−21.
  21. Л.И. Методы нейропсихологической диагностики. Практическое руководство/ Л. И. Вассерман, С. А. Дорофеева, Я. А. Меерсон. СПб.: Стройлеспечать, 1997. — 360с.
  22. Вегетативные расстройства: Клиника, лечение, диагностика./ A.M. Вейн, Т. Г. Вознесенская, О. В. Воробьева и др. М.: Медицинское информационное агенство, 1998. — 752с.
  23. A.M. Лекции по неврологии неспецифических систем мозга/ A.M. Вейн. -М.: Медицина, 1974. 118с.
  24. A.M. Нарушения сна и бодрствования/ A.M. Вейн. М.: Медицина, 1974.-383с.
  25. A.M. Вегетососудистая дистония/ A.M. Вейн, А. Д. Соловьева, О. А. Колосова. -М.: Медицина, 1981. 320с.
  26. A.M. Классификация вегетативных нарушений/АМ ВейнН Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1988. — Т.88. — с. 9−12.
  27. A.M. Заболевания вегетативной нервной системы/ A.M. Вейн, Т. Г. Вознесенская, В. Л. Голубев и др. -М.: Медицина, 1991. 624с.
  28. A.M. Сегментарная вегетативная регуляция при психовегетативных расстройствах./ A.M. Вейн, А. Б. Даннлов // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1994. — № 5. — С. 3−7.
  29. АЛ. Анализ конкретных случаев нейропсихологической коррекции нарушений высших психических функций у детей дошкольного возраста/ А.Л. Виноградова// Особый ребенок: исследования и опыт помощи. — М.: Теревинф, 1998. Вып.1. — с. 55−62.
  30. Ю.Ю. Спектральный анализ вариабельности ритма сердца в оценке состояния вегетативной нервной системы у здоровых детей./ Ю. Ю. Власенко, Н. А. Геппе, О. С. Глазачев и др.// Российский педиатрический журнал. 1999. — № 3.- С. 23−27.
  31. Влияние афферентного притока с двигательного аппарата на высшие психические функции детей, страдающих детским церебральным параличом./ И. Г. Преображенская, A.M. Шелякин, М. В. Катышева и др.// Физиология человека. 1997. -Т.23. -№ 1.- С.118−122.
  32. Влияние транскрапиальной микрополяризации на выраженность судорожных проявлений у детей/- А. М. Шелякин, И. Г. Преобра.женская, М. В. Кассиль, О.В.Богданов// Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2000. — № 7. — С.28−32.
  33. Влияние транскраниальной микрополяризации на состояние моторных и когнитивных функций при экстрапирамидной патологии/ A.M. Шелякин, И. Г. Преображенская, Е. В. Писаръкова и др.// Росс, физиол. журнал им. И. М. Сеченова. 1997.-Т.83. — № 4.-с. 126−130.
  34. З.А. Вегетативные нарушения у больных детским церебральным параличом в позднем резидуальном периоде/ З. А. Галимуллина, Э.М. Богданов// Казанский медицинский журнал. 1995. -№ 3. — с. 222−224.
  35. Ю.И. Состояние вегетативной нервной системы при детских церебральных параличах/ Ю. И. Горанский, А. И. Жаров, И.В. Кузнецов// Украинский весник психоневрологии. 1995. — № 3. — с. 216−217.
  36. Г. Б. Клиника и нейровегетативная реактивность больных детским церебральным праличом при лечении на бальпео-грязевом курорте/Г.Б. Горинене: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1981. — 23с.
  37. А.В. Методические подходы к изучению вегетативных функций у детей раннего возраста/ А. В. Горюнова, Г. Н. ШимоноваП Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2002. — № 3. — с.47−50.
  38. О.М. Электроэнцефалограмма человека при черепно мозговой травме/ О. М. Гриндель. -М.: Наука, 1988. — 200с.
  39. A.M., Физиотерапия и курортология нервных болезней/ A.M. Гурленя, Г. Е. Багелъ. -Минск: Высшая школа, 1989. — 397с.
  40. Е.И. Лекарственные средства в неврологии. Практическое руководство / Е. И. Гусев, Н. А. Дробышева, А. С. Никифоров. М.: Нолидж, 1998.-304с.
  41. Детская патопсихология: Хрестоматия/ Сост. H.JI. Белополъская. М.: Когито-Центр, 2000. — 351с.
  42. Детский церебральный паралич/ В. А. Бронников, А. В. Одинцова, Н. А. Абрамова и др. Пермь: Здравствуй, 2000. — 256с.
  43. Диагностика и лечение двигательных расстройств, обусловленных нарушением дофаминового обмена (синдром Шошиной Л. М. Васильева В.Н.). Информационное письмо. — М., 1987. — с. 2−9.
  44. Динамика основных физиологических показателей у больных детскими церебральными параличами/ А. И. Жаров, Ю. Л. Курако, Ю. Л. Клещенко и ф.//Украинский вестник психоневрологии. 1995. — № 3. — с. 234−236.
  45. В.И. Использование методов компьютерной вестибулометрии в оценке эффективности реабилитационного процесса у больных детским церебральным параличом/ В. PL Доценко, К. А. Семенова II Вестн. практич. неврологии. 1995. — № 1. — с. 69.
  46. Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания: Онтогенетическое исследование/ Н. В. Дубровинская. ~ Л.: Наука, 1985. -144с.
  47. ЪЪ.Дуус П. Топический диагноз в неврологии. Анатомия. Физиология. Клиника/ 77. Дуус. М.: ИПЦ «Вазар-Ферро», 1997. — 400с.
  48. Ермоленко Н.А.// Клинико психологическая и электрофизиологическая оценка результатов лечения и реабилитации детей раннего возраста с нарушениями неврологического развития/ Н. А. Ермоленко: Дис.. канд. мед. наук. — Воронеж, 1998. — 168с.
  49. JT.T. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни/ Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова. М.: Медицина, 1981.- 272 с.
  50. З.А. //Синдром вегетативной дезадаптации больных с детским церебральным параличом в поздний резидуальный период/ З. А. Залялова: Дис.. канд. мед. наук. Казань, 1995. — 145с.
  51. А.И. Неврозы у детей и подростков: анамнез, этиология и патогенез/ А. И. Захаров. JL: Медицина, 1988. — 248с.
  52. Л.М. Опыт формирования у ребенка с ДЦП навыков, необходимых для овладения скорописью/ Л.М. Зельдин// Особый ребенок: исследования и опыт помощи. М., 1999. — Вып.2. — с. 67−100.
  53. Л.Б. Прикладная компьютерная электроэнцефалография./ Л. Б. Иванов. М.: Антидор, 2000. — 256с.
  54. Изменение функциональной асимметрии ЦНС у детей с врожденной патологией мозга в ходе коррекции двигательных расстройств/ М. С. Синяя, Т. В. Тобиас, A.M. Шелякин и др.// Физиологический журнал им. М. С. Сеченова. 1995.-№ 4.-с. 106−109.
  55. Д.С. Опыт коррекциопных занятий с детьми с ДЦП в интегративных группах/ Д. С. Казароеа// Особый ребенок: исследования и опыт помощи.-М., 2000. -Вып.З. с. 167−169.
  56. Э. С. Психические нарушения при детских церебральных параличах/ Э. С. Калижнюк. К.: Вища шк. Головное изд-во, 1987. — 272с.
  57. JI.B. Особенности диагностики цереброваскулярной патологии у больных мигренью/Л.В. Капанадзе, В.В. ШпрахП Журнал неврология Урала и Сибири. 1999. — № 2. — с. 31 -34.
  58. БД. Неврозы: руководство для врачей/ БД. Карвасарскй. -М.: Медицина, 1985. 120с.
  59. Катышева М.А. II Нейропсихологический анализ структуры нарушений высших психических функций при гемипаретической форме детского церебрального паралича/ М. А. Катышева: Дис.. канд. психол. наук. -СПб, 1999.- 168с.
  60. В.А. Пароксизмальные вегетативные нарушения у детей с церебральными параличами/ В. А. Клименко II Вопросы охраны материнства и детства. 1988. — № 5. — С.24−29.
  61. В.А. Возрастные особенности нейровегетативных влияний на деятельность сердца у детей с церебральными спастическими параличами/ В. А. Клименко, Т. Н. Шумская II Вопросы охраны материнства и детства. -1988.- Т.ЗЗ. № 3. — с.27−30.
  62. А.Б. Электрические проявления деятельности коры головного мозга/ А. Б. Коган //Частная физиология нервной системы: руководство по физиологии. Л.: Наука, 1983. — С. 605−656.
  63. В.И. Динамика речевых нарушений у больных детским церебральным параличом (ДЦП), лечение с помощью системыинтенсивной нейрофизиологической реабилитации/ В.И. Козявкин// Украинский весник психоневрологии. 1995. — Т. З — № 2. — с. 55−56.
  64. Т.В. Характеристика неспецифических компонентов психических функций при поражении срединных структур мозга/ Т. В. Кузьмина: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 1980. — 22с.
  65. А.А. Нейроциркуляторная дистония у детей и подростков/ А. А. Курочкин, В. В. Аникин, А. Ф. Виноградов// Российский вестник перинатологии и педиатрии. 1999. -№ 6. — с. 21−25.
  66. И.Ю. Психологические исследования подростков, страдающих детским церебральным параличом/ И. Ю. Левченко: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1986. — 20с.
  67. А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника/ А.Р. ЛурыяП Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1948: — с. 2−9.
  68. А.Р. Язык и сознание/ А. Р. Лурия. М.: МГУ, 1976. — с. 21−35.
  69. А.Р. Нейропсихология памяти. (Нарушения памяти при глубинных поражениях мозга)/ А. Р. Лурия. -М.: Педагогика, 1976. 192с.
  70. А.Р. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе/ А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова. М.: Институт практической медицины- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 61с.
  71. А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга.- 3-е издание/ А. Р. Лурия. — М.: Академический Проект, 2000. 512с'.
  72. MB. Физиологические изменения у детей с церебральным параличом в процессе реабилитации/ М. В. Малука: Автореф. дис.. канд. биол. наук. Краснодар, 1997. — 23с.
  73. И.Ф. Нейропсихологический анализ клинических вариантов задержки психического развития/ И.Ф. Марковская// Дефектология. -1977. вып.6. — с. 3−11.
  74. Е.М. О развитии познавательной деятельности у детей с церебральными параличами/ Е. М. Мастюкова! I Дефектология. 1973. -№ 6.
  75. И.И. Нейропсихологические иледования гностических процесов у детей с различными формами детского церебрального паралича/ Мамайчук И.И.П Журнал невропатологии и психиатрии. 1992. — № 4. — с. 42−47.
  76. Методика адаптированного нейропсихологического исследования для детских невропатологов. Методические рекомендации/ Э.Г. Сгшерниъ{кая, И. А. Скворцов, Л. И. Московичюте и др. — М., 1988. -21с.
  77. Ю.В. Нейропсихология индивидуальных различий в детском возрасте/ Ю. В. Микадзе: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1999. -46с.
  78. В.М. Вариабельность ритма сердца. Опыт практического применения метода./ В. М. Михайлов. Иваново, 2000. — 200с.
  79. М.Ю. Пособие для практических занятий по нейропсихологической диагностике./ М. Ю. Максименко, М. С. Ковязина. — М.: Теревинф, 1998. 44с.
  80. О.И. Нейровегетативные и гипоталамические синдромы у больных ДЦП/ О. И Маслова, Б. В. Лебедев II Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1980. — Т.80 — Вып. 10. — С.1458−1461.
  81. Т.Н. Психологическая характеристика дошкольников в условиях нормального и аномального психоневрологического развития/ Т.Н. Осипенко// Альманах «Исцеление». М.: Тривола, 1995. — вып. 2. — с. 102−124.
  82. Т.Н. Психоневрологическое развитие дошкольников/ Т. Н. Осипенко. М.: Медицина, 1996. — 288с.
  83. Особый ребенок. Проблемы и решения/ Под ред. Е. Т. Лилъина. М.: АОЗТ Аптидор, 2002. — 264с.
  84. Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы у детей, страдающих детским церебральным параличом/ Ю.Р. Шейх-Зоде,
  85. М.В. Малука, Ю. А. Зузик и др.// Возраст, функциональные системы, физическая культура и спорт. Краснодар, 1997. — с. 60−67.
  86. JI.C. Ретикулярная формация ствола мозга и синдромы ее поражения (Лекция)/ Л. С. Петелин. — М., 1982. 16с.
  87. Д.Ю. Клинико-физиологическое исследование направленных транскраниальных микрополяризаций у детей с дизонтогенетической патологией ЦНС/ Д. Ю. Пинчук: Автореф. дис.. д-ра мед. наук. СПб., 1997.-41с.
  88. В.Б. Атлас электроэнцефалограмм детей (Учебное пособие по клинической электроэнцефалографии)/ В. Б. Полякова. СПб.: Медицинский центр «Прогноз», 2000. — с 4−7.
  89. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие/ В Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Горбачевский и др. — СПб.: Питер, 2000. 560с.
  90. Применение метода транскраниальной микрополяризации для снижения выраженности гиперкинезов у больных детским церебральным параличом/ О. В. Богданов, Д. Ю. Пинчук, Е. В. Писарькова и др.// Журн. невропатологиии психиатрии. 1993. — вып. 5.-е. 43−45.
  91. Применение кортексина при заболеваниях центральной нервной системы у детей. Методические рекомендации/ Под ред. Н. П. Шабалова, В. Х. Хавинсона. СПб., 2004. — 48с.
  92. О.Г. Воспитание и обучение детей раннего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата/ О.Г. Приходъко// Специальная дошкольная педагогика. -М.: Академия, 2001. с. 183−219.
  93. Реактивность вегетативной нервной системы у детей и подростков, страдающих энурезом./ КВ. Косилдв, Ф. Ф. Антоненко, М. В. Штыфлюк и др.// Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2002. — № 6. — С.48−49.
  94. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие/Е.И.Рогов. -М.: Владос, 1966. 529с.
  95. С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии/ С. Я. Рубинштейн. М.: ЭКСМО — Пресс, 1999. — 448с.
  96. Г. В. Вариабельность ритма сердца/ Г. В. Рябыкина, А. В. Соболев. М.: Оверлей, 2001. — 200с.
  97. И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие/ И. Н. Садовникова. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. 256с.
  98. К.А. Детские церебральные параличи/ К. А. Семенова. — М.: Медицина, 1968. с. 56−72.
  99. К.А. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом.: Руководство для врачей./ К. А. Семенова, Н. М. Махмудова. — Т.: Медицина, 1979. 490с.
  100. К.А. Некоторые возможности восстановления моторики и речи у больных с поздней резидуальной стадией детского церебрального паралича/ К.А. Семенова// Вестник практической неврологии. 1997. -№ 3-е. 67−72.
  101. К.А. Восстановительное лечение больных с резидуальной стадией детского церебрального паралича./ К. А. Семенова. -М.:Антидор, 1999.-384 с.
  102. А.В. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. Методические рекомендации к нейропсихологической диагностике/^.Я Семенович, С. О. Умрихин. -М.: МГПУ, 1998. -50с.
  103. А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для ВУЗов, ведущих подготовку попсихологическим направлениям и специальностям/ А. В. Семенович. М.: Academia, 2002. — 227с.
  104. Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе/ Э. Г. Симерницкая. -М.: Изд-во МГУ, 1985. 195 с.
  105. А.А. Топическая диагностика заболеваний нервной системы/ А. А. Скоромец. JL: Медицина, 1989. — 320 с.
  106. И. А. Нейроонто генетические аспекты детской неврологической инвалидности и новые подходы к терапии/ И.А. Скворцов// Альманах «Исцеление». М.: Тривола, 1993. — вып. 1.-е. 1124.
  107. И. А. Роль перивентрикулярной области мозга в нейроонтогенезе (в норме и при детском церебральном параличе)/ И.А. Скворцов// Альманах «Исцеление». М.: Вып.2, 1995. — с. 38−61.
  108. И.А. Нарушения психоневрологического развития наследственного и ненаследственного генеза. Учебно-методическое пособие/ И. А. Скворцов, Е. А. Селиванова. -М.: Тривола, 1999. -48с.
  109. ПЛ. //Клинические и нейрофизиологические изменения при комплексном лечении поздней резидуальной стадии детскогоцеребрального паралича/П.Л. Соколов: Дис.. д-ра мед. наук. М., 2000. -237с.
  110. Состояние тонуса и реактивности вегетативной нервной системы у детей с церебральными спастическими параличами при ортопедическом лечении/ В. А. Клименко, Т.С. Винокурова// Ортопедия, травматология и протезирование. 1985. — № 4. — С.44−46.
  111. Справочник по неврологии детского возраста/ Б. В. Лебедев, В. И. Фрейдков, Г. Г. Шанъко и др. -М.: Медицина, 1995. 448с.
  112. Л.А. Динамика нейропсихологического статуса у детей младшего школьного возраста с нарушениями чтения и письма/ Л. А Стефанова// Материалы VIII съезда неврологов Пермской области. -Пермь: ГОУ ВПО «ПГМА Минздрава России», 2003. с. 91−92.
  113. Г. М. //Психофизиологические аспекты реабилитации детей с ограниченными возможностями/ Г. М. Стукова: Дис.. канд. мед. наук. -Архангельск, 2000. 138с.
  114. Схема нейропсихологического обследования детей. Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития (конспект)/ А. В. Семенович, С. В. Гатина, Л. И. Серова и др. М., 1998. — 40с.
  115. О.А. Клинико электромиографическая характеристика больных спастическими формами церебральных параличей в процессе транскраниальной лазеротерапии/ О. А. Тимофеев: Автореф. дис.. канд. мед. наук. — Пермь, 2003. — 25с.
  116. Транскраниальная микрополяризация при восстановительном лечении спастических форм детского церебрального паралича./ Д. Ю. Пинчук, Г. В.
  117. , М.В. Катышева и др.// Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2001. — № 7. — С.58−59.
  118. В.М. Болезни нервной системы у детей: Руководство для врачей и студентов./ В. М. Трошин, Ю. И. Кравцов. Н. Новгород: Сарпи, 1993. -Т.1. — с.82−100.
  119. Г. Р. Анализ вегетативных проявлений феномена Рейно по спектру вариативности ритма сердца./ Г. Р. Табеева, Н.Б. ХаспековаП Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1992. — № 5. -С.43−45.
  120. КБ. Рефлексотерапия в курортологии./ К. Б. Фомберштейн. — К.: Здоровья, 1991. — 192 с.
  121. Е.Д. Нейропсихология./ Е. Д. Хомская. Издательство Московского университета, 1987. — 288с.
  122. JI.C. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности/ Л. С. Цветкова. — М.: Просвещение -АО «Учеб. лит.», 1995. 304с.
  123. А.А. О специфике иейропсихологической диагностики детей/ А. А. Цыганок, М.С. Ковязгша// Особый ребенок: исследования и опыт помощи.-М.: Теревинф, 1998. Вып.1. — с. 112−116.
  124. А.А. Коррекция пространственных представлений у детей/ А. А. Цыганок, Е.Б. Гордон// Особый ребенок: исследования и опыт помощи. — М., 1999. Вып.2. — с. 101−109.
  125. В.М. ЭЭГ больных детским церебральным параличом до и после лечения методом функционального биоуправления/ В. М. Шайтор, О.В. Богданов// Журн. невропатологии и психиатрии. 1991. — вып. 8. — с. 12−14.
  126. С.Б. Особенности клинического симптомообразования при вегетативной дисфункции в детском возрасте/ С. Б. Шварков, Г. В. Моисеев, А.И. Мачулина// Неврологический вестник. 2000. — т.32. — вып. 3−4. — с. 71−72.
  127. A.M. Микрополяризация мозга (эффективность, физиологический анализ)/ A.M. Шелякин: Автореф. дис.. д-ра биол. наук. -С. Пб., 2003.-32с.
  128. Л.М. Детский церебральный паралич./ Л. М. Шипицина, И. И. Мамайчук. СПб.: Дидактика плюс, 2001. — 272 с.
  129. .Р. Минимальные дисфункции головного мозга у детей/ Б. Р. Яременко, А. Б. Яременко, Т. Б. Горяинова. СПб.: Деан, 1999. — 128с.
  130. Acquired cervical spine impairmment in young adults with cerebral palsy (case reports)/ M.E. Reese, M.E. Msall, S. Owen, S.P. Pictor et al. II Developmental Medicine and Child Neurology. 1991. — Vol. 33. — P. 153 157.
  131. A proposed formula for calculating energy needs of children with cerebral palsy/ J. Krick, P.E. Murphy, J.F.B. Markham., B.K. ShapiroII Developmental Medicine and Child Neurology. 1992. — Vol. 34. — P. 481- 487.
  132. Armstrong R. W. Intrathecal baclofen and spasticity: what do we know and what do we need to know?/ R. W. Armstrong II Developmental Medicine and Child Neurology. 1992. — Vol. 34. — P. 739- 745.
  133. Atkinson S. Spastic diplegia in children of low and normal birth weiht/ S. Atkinson, Stenley F.G.// Develop. Med. Child. Neurol. 1983. — Vol. 25. — P. 693−708.
  134. Banta J.V. Spinal disorders in cerebral palsy surgical procedure/ J.V. Banta//Orthopade.- 1992.-Vol. 21.-N5.-P. 309−315.
  135. Barabas G. Care- load for children and young adults with severe cerebral palsy/ G. Barabas, W. Matthews, P. Zumoff II Developmental Medicine and Child Neurology. 1992. — Vol. 34. — P. 979−984.
  136. Bax M. Conductive education (editorials comments)/ M. Box// Dev. Med. Child. Neurol.-Vol. 33. -N 11. -P. 941−942.
  137. Bejar P.F. Postnatal white matter necrosis in preterm infants/ P.F. Bejar, J. Vaucher, K. Benirschke// J. Perinatol. 1992. — Vol. 12. — N 1. — P. 3−8.
  138. Bobath S. Motor development in the Different Types of Cerebral Palsy/ S. Bobath, K. Bobath. London, England. — 1975. — P. 2−19.
  139. Bower E. Effect of increased exposure to physiotherapy on skill acquisition of children with cerebral palsy / E. Bower, D. L. McLellan II Developmental Medicine and Child Neurology. 1992. — Vol. 34. — P. 25- 28.
  140. Butler P. B. Improvement in walking performance of children with cerebral palsy: preliminary results./ P.B. Butler, N. Thompson, R.E. Major II Developmental Medicine and Child Neurology. 1992. — Vol. 34. — P. 567 576.
  141. Caput A.J. Early neuromotor reflexisin infancy/ A.J. Caput// Pediatr. Ann. -1986.-Vol. 15.-P. 217−226.
  142. Cerebral palsy: a regional stady/ G.-.Cussen, J. Barry, A. Molony et «/.//Irish. Med. J. 1978. — Vol. 71. — P. 823−826.
  143. Cerebral palsy in saudi arabia: a case control study of risk factors/ Al — Rajeh, O. Bademosi, A. Awada, A. Ismail et al. II Developmental Medicine and Child Neurology. — 1991.-Vol. 33.-P. 1048−1052.
  144. Cerebral palsy in twins/ F.J. Laplaza, L. Root, A. Tassanawipas, et al. I I Developmental Medicine and Child Neurology. 1992. — Vol. 34. — P. 10 531 062.
  145. Cerebral palsy epidemiology: where are we now and where are we going? (annotations)/ L. Mutch, E. Alberman, B. Hagberg et al. // Developmental Medicine and Child Neurology. 1992. — Vol. 34. — P. 547- 551.
  146. Comparison of subjective and objective measures of movement performance of children with cerebral palsy/ D. Reddihough, T. Bach, G. Burgess et al II Developmental Medicine and Child Neurology. 1991. — Vol. 33. — P. 578 583.
  147. Coorssen E.A. Multiple minor malformations as a marker for prenatal etiology of cerebral palsy/ E.A. Coorssen, M.E. Ms all, L.D. Duffy II Developmental Medicine and Child Neurology. 1991. — Vol. 33. — P. 730 736.
  148. Del Becaro M.A. Severe gastric distension in seven patients with cerebral palsy / M.A. Del Becaro, J.F. McLaughlin, D.L. Polage // Developmental Medicine and Child Neurology. 1991.-Vol. 33.-P. 912−916.
  149. De Vries L. Late onset cystic leucomalacia/ L. De Vries, R. Regev, L. Dubowitz// Arch. Dis. Child. 1986. — Vol. 61. — P. 298−299.
  150. Die Becaro M.A. Severe Gastric Distension in seven Patiens with cerebral palsy/ M.A. Die Becaro, D. McLaughlin// Develop. Med. Child. Neurol. 1991. -Vol. 33.-P. 912−929.
  151. Drillen C.M. Comparative aetiological studies of congenital in Scotland/ C.M. Drillen, T. Ingram, E.M. Russel// Arch. Dis. Child. 1962. — Vol. 37. — P. 282−286.
  152. Easton T.A. On the normal use of reflexes/ T.A. Easton// American Scientis. -1972.-Vol. 60.-P. 591−599.
  153. Effects of selective dorzal rhizotomy on Gait in children with cerebral palsy/ L.F. Boscarino, S. Ounpun, R.S. Devis et al.// J. Pediatr. Orthop. 1993. — Vol. 13.-N2.-P. 174−179.
  154. Evans A.L. Cutaneomuscular reflexes recorded from the first dorsal interosseous muscle of children with cerebral palsy/ A.L. Evans, L.M. Harrison, J.A. Stephens // Developmental Medicine and Child Neurology. 1991. — Vol. 33.-P. 541−550.
  155. Foley J. Dyskinetic and dystonic cerebral palsy/ J. Foley I I Acta Paediatrica. 1992.-Vol. 81.-P. 57−60.
  156. Forssberg H. Evolution of plantigrade gait: is there a neuronal correlate? (annotation)/ H. Forssberg/I Developmental Medicine and Child Neurologyio -1992.-Vol. 34.-P. 920−923.
  157. Frend S. Die infantile cerebrallhamung/ S. Frend// Handbuch d. Spez. Pathology und Therapie. Henderson I. I Cerebral palsy in childhood and adolescence (A medical, Psychological and social study). Edinburgt London, 1961.
  158. Hughes I. Genetic aspects of ccrebral palsy (annotation)/ I. Hughes, R. Newton II Developmental Medicine and Child Neurology. 1992. — Vol. 34. — P. 80−85.
  159. Kim S.G. Activation of a cerebellar output nucleus during cognitive processiving/ S.G. Kim, K. Ugurbil, P.L. Strickll Sciences. 1994. — Vol.265. -P. 949−951.
  160. Kimura D. Visual Perception in Hemiplegie Patients/ D. Kimura, S. Canadll Journal of Psychology. 1961. — vol. 15.
  161. Leg movements in the supine position of infants with spastic diplegia/ K. Yokochi, K. Inukai, A. Hosoe, S. Shimabukuro et al II Developmental Medicine and Child Neurology. 1991. — Vol. 33. — P. 903−907.
  162. Leonard C.T. The development of independent walking in children with cerebral palsy/ C.T. Leonard, II. Hirschfeld, H. Forssberg/'I Developmental Medicine and Child Neurology. 1991. — Vol. 33. — P.567−576.
  163. Lin J.-P. Peripheral and central mechanisms of hindfoot equinus in childhood hemiplegia/ J.-P. Lin, J.K. Brown II Developmental Medicine and Child Neurology. 1992. — Vol. 34. — P. 949−964.
  164. Neurodevelopmental therapy and upper-extremity inhibitive casting for children with cerebral palsy/ M. Law, D. Cadman, P. Rosenbaum, S. Walter, et al. 11 Developmental Medicine and Child Neurology. 1991. — Vol. 33. — P. 379−387.
  165. Positional asphyxia in individuals with severe cerebral palsy / T. Brogan, C.L. Fligner, J.F. McLaughlin, Feldman K. W. et al. 11 Developmental Medicine and Child Neurology. 1992. — Vol. 34. — P. 169−173.
  166. Postoperative migration of the adductor tendon after posterior adductor transfer in children with cerebral palsy/ R.T. Loder, A. Harbuz, D.D. Aronson, C.L. Lee II Developmental Medicine and Child Neurology. 1992. — Vol. 34. -P. 49−54.
  167. Tactile extinction in childhood hemiplegia/ C. Lenti, L. Radice, M. Cerioli et al. II Developmental Medicine and Child Neurology. 1991. — Vol. 33. — P. 789−794.
  168. The prevalence of cerebral visual disturbance in children with cerebral palsy / A.J.F. Schenk-Rootlieb, O. van Nieuwenhuizen, Y. van der Graaf et al. // Developmental Medicine and Child.Neurology. 1992. — Vol. 34. — P. 473 480.
  169. Ventilation and swallowing interactions of normal children and children with cerebral palsy/ K.A. McPherson, D.J. Kenny, R. Koheil, et al. II Developmental Medicine and Child Neurology. 1992. — Vol. 34. — P. 577 587.
  170. Wiklund L.M. Hemiplegic cerebral palsy: correlation between CT morphology and clinical findings/ L.M. Wiklund, P. Uvebrant II Developmental Medicine and Child Neurology. 1991. — Vol. 33. — P. 512- 523.
Заполнить форму текущей работой