Повышение эффективности эксплуатации автомобилей на основе создания инновационного диагностического комплекса
За последние десятилетия в автомобильной промышленности произошел качественный прорыв в развитии электронных систем управления, которые позволяют внедрять новые технологии, связанные с управлением и контролем работы автомобиля и его систем. Основным направлением развития является совершенствование электронной системы управления двигателем автомобиля с целью повышения его эксплуатационной… Читать ещё >
Содержание
- I. Современное состояние вопроса
- 1. 1. Методы и системы диагностирования автомобилей
- 1. 2. Исследования в области диагностирования
- 1. 3. Приборы и комплексы для диагностирования автомобильных двигателей
- 1. 4. Выводы
- II. Теоретико — методические аспекты создания инновационного диагностического комплекса^ для автомобильных бензиновых двигателей
- 2. 1. Теоретические положения к разработке статистикоматематической модели множественной регрессии
- 2. 2. Научные подходы к разработке методик измерения диагностических параметров
- 2. 2. 1. Программа и методика проведения экспериментальных исследований
- 2. 2. 2. Методика измерения параметров электронной системы управления двигателем
- 2. 2. 3. Методика измерения состава отработавших газов
- 2. 2. 4. Методика измерения напряжения пробоя на электродах свечи зажигания
- 2. 2. 5. Методика измерения разрежения во впускном коллекторе двигателя
- 2. 3. Методика моделирования неисправностей
- 2. 4. Результаты экспериментальных исследований
- 2. 4. 1. Разработка статистико — математической модели? корреляционной связи диагностических параметров двигателей внутреннего сгорания и их систем
- 2. 4. 2. Ранжировка факторных признаков по их степени- влияния на коэффициент избытка воздуха
- 2. 5. Анализ- влияния диагностических параметров (факторов) на значение коэффициента избытка воздуха
- 2. 5. 1. Содержание оксида углерода (фактор х2).Ю
- 2. 5. 2. Содержание несгоревших углеводородов Ст11&bdquo- (фактор xi).I.,
- 2. 5. 3. — Время впрыска топлива- форсунками (фактора)
- 2. 5. 4. Величина? напряжения датчика кислорода (фактор х8)
- 2. 5. 5. Массовый расход воздуха двигателем (фактор лг6)
- 2. 5. 6. Содержание диоксида углерода С02 (фактор х3)
- 2. 5. 7. Угол опережения зажигания (фактор х7).V
- 2. 5. 8. Разрежение во впускном-коллекторе (фактор хц).,
- 2. 5. 9. Содержание кислорода в отработавших газах фактору)
- 2. 5. 10. Коэффициент коррекции: времени. впрыска (фактор Х|о)
- 2. 5. 11. Величина напряжения на датчике детонации (фактор дг9)
- 3. 1. Предпосылки применения экспертной системы
- 3. 2. Структура экспертной системы
- 3. 3. Проектирование экспертной системы (метода) диагностирования бензиновых двигателей
- 3. 4. Комплекс для диагностирования на основе экспертной системы
- 3. 5. Расчёт интегральных показателей неисправностей
- 3. 6. Разработка программного обеспечения на основе* экспертной системы диагностирования бензиновых* двигателей
- 3. 7. Теоретические положения по определению экономической эффективности внедрения диагностического комплекса
- 3. 8. Расчёт экономической, эффективности внедрения диагностического комплекса
- 3. 9. Выводы
Повышение эффективности эксплуатации автомобилей на основе создания инновационного диагностического комплекса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
За последние десятилетия в автомобильной промышленности произошел качественный прорыв в развитии электронных систем управления, которые позволяют внедрять новые технологии, связанные с управлением и контролем работы автомобиля и его систем. Основным направлением развития является совершенствование электронной системы управления двигателем автомобиля с целью повышения его эксплуатационной надёжности и экологической безопасности. Для оценки уровня технического состояния двигателя и его систем применяют большое количество диагностических устройств. Наиболее эффективными из них являются диагностические комплексы, позволяющие считывать и> отображать диагностические параметры конкретных переменных величин, по величине которых можно судить о техническом состоянии двигателя и его систем и выявлять их определённые неисправности.
Современные диагностические комплексы фактически выдают информацию в виде численных значений диагностических параметров без указания конкретных неисправностей, которые выявляются в ходе анализа" этих параметров-экспертом, проводящим диагностирование, что требует соответствующей подготовки специалистов (диагностов) и связано с достаточно высокими трудоёмкостью и стоимостью диагностических работ.
Целесообразность решения этих вопросов с более высоким уровнем качества* определило выбор темы, формулировку целипостановку задач и основные направления исследования.
Изложенное выше подтверждает, что тема диссертационного исследования является актуальной и направлена на решение научнопрактической задачи, имеющей важное народнохозяйственное значение.
Цель работы* - разработка метода диагностирования автомобильных двигателей и комплекса для его осуществления, позволяющих безошибочно выявлять конкретные неисправности двигателя и его систем при минимально возможных трудовых затратах и с более низким уровнем квалификации работников-диагностов.
Для достижения данной цели поставлены и решены следующие основные задачи:
•¦> разработана-классификация и дан анализ методов, систем. и комплексов диагностирования автомобильных двигателей;
• выявлены! оптимальные, максимально информативные диагностические параметры двигателя и его систем, разработана, программа и методика проведения экспериментальных исследований по определению диагностических параметров;
• разработана! статистико-математическая • модель корреляционной связи диагностических параметров автомобильных двигателей в виде зависимостей' коэффициента избытка вoздyxa^ от 12-ти диагностических параметров для разных режимов работы двигателя;
• выявлены наиболее значимые по степени влияния на коэффициент избытка воздуха диагностические параметры;
•> разработан новый метод диагностирования и> комплекс для его осуществления, позволяющие выявлять конкретные неисправности двигателя и его систем;
• дано экономическое обоснование разработанного диагностического комплекса.
Объект исследования. Автомобильные бензиновые двигатели с распределённым впрыском топлива и их электронная система управления.
Предмет исследования — процесс диагностирования автомобильных бензиновых двигателей с распределённым впрыском топлива и влияние его параметров на выявление конкретных неисправностей двигателя и его систем.
Научная новизна исследования состоит в развитии теоретико-методических положений, в разработке научных и практических методов, математических моделей улучшения качества технического сервиса легковых автомобилей.
На защиту выносятся наиболее значимые результаты диссертационного исследованиясоставляющие научную новизну работы:
— научно-методические подходы к исследованию влияния неисправностей автомобильного двигателя и его систем на значения диагностических параметров;
— статистико-математическая модель корреляционной связи неисправностей и диагностических параметров' двигателей, внутреннего сгорания (ДВС);
— научно-методические исследования^ и анализ влияния диагностических параметров (факторов) на коэффициент избытка воздуха ДВС и выявление наиболее значимых факторов;
— теоретико-методические разработки и инновационный способ определения конкретных неисправностей ДВС на основе суммарных интегральных показателей неисправностей;
— новизна технических решений реализована при разработке диагностического комплекса и его алгоритма работы для определения конкретных неисправностей ДВС (патент на изобретение принят к i> рассмотрению).
Практическая ценность. Использование разработанного способа определения конкретных неисправностей ДВС и его систем и диагностического комплекса в технологическом процессе диагностирования автомобилей на фирменных и сервисных центрах обслуживания, заводах-изготовителях и пунктах государственного технического контроля, позволит: а) повысить уровень качества технического сервиса1 автомобилейб) значительно уменьшить трудоёмкость и стоимость диагностических работ и. требования, к уровню квалификациифаботников (диагностов).
Реализация результатов работы. Разработанныйметод диагностирования автомобильных* бензиновых двигателей и диагностический комплекс внедрён в производственный процесс ЗАО ПФ «Автостар» и ООО «СТО-ТСС Кавказ» (г. Пятигорск). Результаты проведённых исследований используется в учебном процессе ГОУ ВПО Пятигорского государственного технологического университета при проведении* занятий в специализированной* лаборатории «Диагностика и техническое обслуживание автомобилей» со студентами специальностей 190 603 — Сервис транспортныхи технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт) и 190 702 — Организация и безопасность движения при изучении дисциплин «Современные средства технической диагностики автомобилей», «Компьютеры в автомобиле», «Автомобильные компьютерные системы», «Техника транспорта, обслуживание и ремонт» и др., а также на курсах повышения квалификации инженерно-технических работников «Компьютерная диагностика автомобилей».
Апробация. Основные результаты работы доложены, обсуждены и одобрены на- 5-ти международных научно-практических конференциях «Проблемы эксплуатации и обслуживания транспортно-технологических машин» (Тюмень, 2009), «Проблемы и перспективы развития Евроазиатских транспортных систем» (Челябинск, 2009 и 2010), «Системный синтез и прикладная синергетика» (Пятигорск, 2009), на научных конференциях «Дни науки» (Пятигорск, 2007, 2008), «Проблемы качества и эксплуатации: автотранспортных средств» (Пенза 2010) и на научных семинарах кафедр «Сервис автомобильного: транспорта итранспортного оборудования» ПГГУ, «Управление на автотранспорте» Липецкого ГТУ.
Личный вклад автора заключается в формировании идеи и цели диссертационной^ работы, в постановке: задач и их решения, в разработке методологических и теоретических положений? для всех элементов научнойновизны исследования, новых методов, моделейщ подходов в создании: эффективного инновационногодиагностического комплекса на всехэтапах выполнения диссертации: — от научного: поиска до реализации их в практике.
Публикации. Основные положения и результаты диссертационной: работы опубликованы в 9 печатных работахиз них 3 статьи в ведущих научных: журналах, рекомендованных «Перечнем ВАК РФ».
Структура и объём работы. Структура и последовательность изложения результатов диссертационной работы определены целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введениятрёх тав{ основных результатов и выводов, содержит 207 стр. текста, 12 табл., 32 рис. Библиографический список включает 157 наименований.
Основные результаты выводы.
1. Выявлена корреляционная связь между диагностическими параметрами в виде уравнения множественной регрессии. В качестве результативного признака принят коэффициент избытка воздуха X, поскольку он является наиболее эффективным показателем работы двигателя и его систем, отображая полноту сгорания рабочей смеси в двигателе и при оптимальном своём значении характеризует исправность и работоспособность двигателя, а в качестве факторных признаков приняты 12 наиболее существенных диагностических параметров'. На основе этого предложенастатистико-математическая модель в виде уравнения1 линейной регрессии как в общемтак и"в векторном виде.
2. Разработана программа экспериментальных, исследований, согласнокоторой проводилось моделирование 16-ти неисправностей двигателя, и его систем, а также методика определения 12-ти диагностических параметров.
3. Выявлены коэффициенты^ регрессии, на. основе которых разработана статистико-математическая* модель корреляционной связи диагностических параметров двигателя и его системв виде зависимости коэффициента избытка воздуха от 12-ти диагностических параметров.
4. Дана ранжировка^ диагностических параметров (факторов), по степени их влияния на коэффициент избытка воздуха по нормированному коэффициенту регрессии и по частным коэффициентам эластичности для режимов холостого ходаи максимального крутящего момента двигателя. Установлено, что на коэффициент избытка воздуха наиболее существенное влияние оказывают содержание кислорода и несгоревших углеводородов, время впрыска топлива} форсунками? и разрежениево впускном" коллекторе двигателя (режим-холостого хода), а также содержание оксида углерода и несгоревших углеводородов, время впрыска топливафорсунками и напряжение на датчике кислорода (режим I максимального крутящего момента).
5. Проведён анализ влияния диагностических параметров на коэффициент избытка воздуха и выявлено соответствие закономерностей их изменения разработанной статистико-математической модели.
6. На основе результатов экспериментальных исследований разработана8 экспертная система (метод) диагностирования автомобильных бензиновых двигателей, основаннаянаг введённых нами троичной системы измерения^ диагностических параметров и методики подсчёта5 интегральных показателей конкретных неисправностей.
7. Разработан диагностический комплекс для? определения конкретных неисправностей, отличием которого от существующих. комплексов является база данных неисправностей в виде численных значений интегральных показателей? неисправностейполученных разработанным? способом. На* отмеченные метод и комплекс в Федеральный? институт промышленной собственностиподана заявка^ на патентование № 2 009 148 816/06 от 30 декабря 2009 года.
8. Разработано программное обеспечениереализующее предложенный метод и комплекс для диагностирования автомобильных двигателей и их систем.
9. Рассчитан экономический эффект от внедрения диагностического комплексакоторый составляет 788 руб. на один комплексно диагностируемый автомобиль.
Научная, практическая и экономическая значимость результатов подтверждаются их внедрением на ряде станций технического обслуживания автомобилей и в учебном процессе Пятигорского и Липецкого ГТУ. В частности, использование результатов работы ЗАО ПФ «Автостар» позволило в соответствии со справкой о внедрении уменьшить на 12% расходы на проведение комплексного диагностирования легковых автомобилей. На ООО «СТО-ТСС Кавказ» разработанный метод позволил уменьшить время диагностирования автомобилей клиентов и сократить затраты предприятия на 10,5% за счёт снижения затрат на заработную плату и необоснованно заменяемые детали системы ЭСУД. Также результаты исследований были приняты «ООО АСК Статус Авто» «Land Rover Авто Арт КМВ» для апробации при диагностировании автомобилей иностранного производства. 1.
Список литературы
- Акимов С. В., Набоких В. А., Чижков Ю. П. Конструкция автомобиля // Том 4. Электрооборудование. Системы диагностики. Учебник для вузов. Под общей ред. А. Л. Куринина М.: Горячая линия — Телеком. 2005. — 480 с.
- Айвазян С. А., Ухштабер В. Мм Енюков И. С., Мешалкин Л. Д. Прикладная статистика: Классификация и снижение размерности. -М.: Финансы и статистика? 1989. 607 с.
- Баженов’Ю: В-, НуждинР: В, Фролов В. П., Емелин^С. КЭ- Распознавание.1 состояния системы с, учётом, разброса1 значений* диагностических параметров. Владимир: ВГТУ. 2002. — с. 34−36.
- Брукинг А., Джонс П., Кокс Ф- и др. Экспертные системы. Принципы работы и примеры // Под, редакцией Форсайта- Р.: Пер. с англ. М: Радио и связь, 1987. — 224 с.
- Боюр В. С., Куликов А. В., Христов П. Н., Костенков В. Л., Зимин В. А. Системы распределённого впрыска топлива автомобилей ВАЗ устройство и диагностика. ОАО НВП «ИТЦ АвтоВАЗтехобслуживание». 2003. -128 с.
- Бушуева М. Е., Беляков В. В., Патапова М. Н. Диагностирование автотракторной техники с применением нечётких множеств и нечёткой логики. Изв. Акад. инж. наук Рос. Федерации. 2003. -№ 5- с. 240−251.
- Вагапов Ю. Ф. Определение пропусков зажигания в двигателях внутреннего сгорания по спектральному анализу мгновенной скорости вращения вала И Актуальные проблемы электроэнергетики: Материалы XXI науч. конф. Нижний Новгород: НГТУ. 2002. — с. 59−61.
- Васильев В. Диагностике первостепенное внимание // Автомобильныйтранспорт. 2007. — № 6 — с. 40−43.
- Власов В. М. Интеллектуальные телематические системы для оперативной оценки технического состояния автотранспортных средств // Прикл. логистика. 2008. № 9 — с. 28−32.
- Власов В. М., Богумил В. Н., Жанказиев С. В., Смирнов А. Б. Применение интеллектуальных телематических систем для оперативной оценки технического состояния автотранспортных средств // Автотранспортное предприятие. 2007. № 9 — с. 50−53.
- Волкова И. Ем Катков В. Ю. О перспективах применения вей-влет-преобразования к задачам испытаний и диагностики транспортных средств. Изв. Акад. инж. наук. 2006. № 19 — с. 78−87.
- Геращенко В. В., Миронов К. Д., Геращенко А. В. Бортовое устройство для диагностирования ДВС // Автомобильная промышленность. 2004. № 1 — с. 29−31.
- Глазырин А. В. Тестовый метод диагностирования^ электрооборудования как средство повышения экологической* безопасности5автомобилей- Курган: КГТУ. 2000. — с. 29−30.
- Горбатенко Н. И. Теория, методы и средства измерений,' контроля и диагностики: Материалы международной науч. конф. -Новочеркасск: ЮРГТУ. 2000. 4.5 — 42 с.
- Горбунов В. В., Патрахальцев Н. Н: Токсичность двигателей' внутреннего сгорания: Учеб. пособие. М.: Изд-во РУДН, 1998. — 214'с.
- Гончаров, А. А. Совершенствование технологии диагностирования> электронных систем" управления автомобильных двигателей. Автореф. дис. на соик. уч. степ. канд. техн. наук. Оренбург, гос. ун-т, Оренбург, 2004. -18 с.
- Гребенников А. С. Диагностирование автотракторных двигателей динамическим методом: Монография. Саратов: СГТУ. -2002, 196 с.
- Гринцевич В. И: Экспертная оценка технического-cocTOflHHflv автомобилей // Вестник Красноярского ГТУ. 200,1. — № 25 — с. 86−89.
- Гурьянов Ю. А. Портативные средства экспресс-диагностики' ДВС по параметрам масла1 // Ремонт, восстановление/ модернизация. 2006. — № 10 — с. 11−16.
- Ю. Ф. Гутаревич Снижение вредных- выбросов автомобиля в эксплуатационных условиях. К.: Высшая шк., 1991. — 179 с.28: Данов Б.* А. Системы управления зажиганием' автомобильных двигателей. Ш.: Горячая-линия-Телеком: 2005: -184 с:
- Джарратано Д., Райли^ Г. Экспертные системы: принципы разработки1 и программирование, 4-е изание.: Пер. с англ. М: ООО «И. Д. Вильяме», 2007. — 1152 с.
- Джексон П. Введение в экспертные системы.: Пер. с англ.: Уч. пос: М.: «И. Д. Вильяме», 2001. — 624 с.
- Диагностический прибор Snooper. Автостр. за рубежом. -2007.-№ 10-с. 16−19.
- Диагностика электронных систем автомобилей приборами НПП «НТС» Изд. 10-е, доп. — Самара: НПП «НТС». 2008. — 178 с.
- Диагностика электронной, системы управления двигателя автомобиля: Руководство по техническому обслуживанию и ремонту /
- Росс ТВЕГ. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT». 2003. — 144 с.
- Диагностические системы фирмы Wurth Online World. Автостр. за рубежом. 2006, № 4 с. 15−16.
- Дурицын О. Е. Диагностическое оборудование // Автотранспортное предприятие. 2004. с. 24−26.
- Зубрицкая И. И. Система управления техническим, состоянием автомобиля на базе диагностической* информации // Контроль. Диагностика. 2001. — № 7 — с. 27−30.
- Ильин М. Г., Базир Г. И.', Смирнов В. И. Проблемы диагностирования современных автомобильных двигателей // Электронная техника: Сборник научных трудов. Ульяновск: УлГТУ.2003. с. 51−57.
- Инструкция по определению экономической эффективности. Техника сельскохозяйственная. Методы экономической оценки. М.: Издательство стандартов. 1988. -13 с.
- Кириллов А. Г., Никоненко С. Г. Обоснование обобщённого диагностического параметра автомобилей // Фундаментальные и прикладные проблемы совершенствования поршневых двигателей: Материалы XI Межд. науч. конф. Владимир: ВлГУ. 2008. — с. 331−333.
- Ким Дж-О., Мьюллер Ч. У., Клекка У. Р. и др. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ: Пер. с англ. / Под ред. И С. Енюкова. М.: Финансы и статистика, 1989. — 215 с.
- Корчагин В. А., Лопухов Ю. А., Ризаева Ю. Н., Сысоев Д- К. Оценка эффективности инженерных решений // учебное пособие- под ред. В. А. Корчагина. 2-е изд., доп. — Пятигорск: ПГТУ. РИА-КМВ: 2009.-160 с.
- Кремер Н. Ш. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2002. — 543 с.
- Кузнецов Е. С., Воронов В. П., Болдин А. П. и др. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для. вузов // Под ред." Е. С. Кузнецова. 3-е изд., перераб. и доп. — М.': Транспорт, 1991. -413, с.
- Кузьмин Н. А., Лелиовский К. Я: Современные направления" в технической диагностике автомобилей // Проблемы повышения эффективности функционированиям развития- транспорта Поволжья: Материалы науч. конф. Нижний Новгород: ВГАВТ. 2003. — с. 12−13:
- Лещенко В. П. Кислородные датчики. М.: Легион-Автодата. 2003.- 112 с.
- Лузгин В. В., Витковский С. Л. Определение компрессии, и межэлектродного зазора свечи* по параметрам- вторичной цепи системы зажигания двигателя // Тр. Братск ГТУ. 2005. № 2 — с. 109 112.
- Лузгин В. В., Витковскип С. Л. Структура и функционирование эвристических программ диагностирования автомобиллей //Тр. Братск ГТУ. 2007. № 2 — с. 131−136.
- Малкин В. С. Техническая эксплуатация автомобилей // Теоретические и практические аспекты: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 288 с.
- Медовщиков Ю. В. Методы испытания двигателей внутреннего сгорания и определение их основных, эксплуатационных характеристик. Трансп. Наука, техн., упр. ВИНИТИ. 2003. № 1 — с. 4044.
- Мищенко 3. В., Романов В. А., Савина С. Н. Методика определения достоверности косвенного многопараметрического контроля ДВС. Владимир: Посад. 2003. — с. 382−385.
- Могикин Н. И., Баргуев С. Г. Алгоритм постановки диагноза в сложной технической системе при помощи вероятностных оценок. -Красноярск: Вестник КГТУ. 2006. № 43 — с. 371−378.
- Морозов К. А. Токсичность автомобильных двигателей 2-е изд., перераб. — М.: Легион-Автодата, 2001. — 80 с.58'. Мошкин Н. И. Автоматизированные методы диагностирования АТС // Тракторы, и с.-х. машины. 2007. — № 11 — с. 4546.
- Мошкин Н. И. Реализация метода постановки диагноза всложной технической системе с помощью вероятностных оценок вtсоставе компьютерного диагностического комплекса // Инф. технол. -2007. № 8 — с. 40−42.
- Неисправность найдёт сканер // Автотранспорт.: эксплуатация, обслуживание, ремонт. 2008. № 4 — с. 32−34.
- Овчинников В: П., Нуждин Р. В., Баженов М. Ю. Технологические процессы диагностирования, обслуживания и ремонта автомобилей: Учебное пособие. Владимир: ВлГУ. 2007. -285 с.
- Особенности диагностики. Мастер автомеханик. 2006. — № 12-с. 48−50.
- Параметры диагностирования автотранспорта. Автотранспорт: эксплуатация, обслуживание, ремонт. 2006. № 7 — с. 38−50.
- Пинский Ф. И., Давтян Р. И., Черняк Б. Я. Микропроцессорные системы управления автомобильными двигателями внутреннего сгорания. Учебное пособие. М.: «Легион-Автодата», 2001. -136 с.
- Попов Э.В., Фоминых И. Б., Кисель Е. Б., Шапот М. Д. Статические и динамические экспертные системы: Учеб. пособие. М:. Финансы и статистика, 1996. — 320с.
- Практикум^ по общей ^ теории статистики: учебно-методическое пособие / кол. авторов- под ред. М. Г. Назарова. М4.: КНОРУС. 2008. — 184 с.
- Пучков В. В., Абанин В: С., Лебедев С. А, Котов В: Н, Щербинин И. П., Косушкин В. А. Бортовая система- контроля параметров автомобиля с использованием блока непрерывной^ регистрацииеданных // Грузовик. 2007. — № 4 — с. 25−27.
- Росс Твег. Системы впрыска бензина: Устройство, обслуживание, ремонт: М.: ЗАО «КЖИ „За рулём“, 2004: — 144 с.
- Росс Твег. Системы зажигания легковых автомобилей: Практ. пособие / Пер. с нем. М.: „Зарулём“, 1988: — 96 с.
- Руководство по техническому/ обслуживанию- и ремонту. Система! управления двигателями! BA3I 2№%' 21 214−1И» с распределённым последовательным1 впрыском топлива- нормы- токсичности, ЕВРО-2. Дирекция5 по техническому развитию? АО АВТОВАЗ- 2004. -175 с.
- Ряузов Н. Н. Общая теория статистики: Учебник для студ'. экон. спец. вузов: 3-е изд., переаб. и доп. — М.: Статистика- 1979. -344 с.
- Саркисов А. А., Власов- Д. В., Дианов В. Н: Интеллектуальная диагностика сбоев автомобильных датчиков // ЭЭТ: Электрон: и электрооборуд: трансп: 2004. — № 3−4 — с. 46−52.
- Смирнов В. И., Ильин М. Г. Портативный мотор-тестер для диагностики автомобильных двигателей // Электронная техника: Сборник научных трудов: -Ульяновск: УлГТУ. 2001. с. 54−59.
- Сосонин Д. А., Яковлев- В: Ф. Новейшие- автомобильные^ электронные системы: Учебн. пособие- М!: СОЛОН — Пресс. 2005. -240 с.
- Спирин А. А., Башиной О. Э. Общая теория статистики: Четвёртое издание М.: «Финансы и статистика», 1997. — 295 с.
- Справочник по прикладной статистике // под ред. Э. Ллойда, У. Ледермана., тл. 1 и 2. /Пёр. с англ. М: Финансы и статистика^ 1989- 1990- - 510, 526 с.
- Средства? автомобильной диагностики. Автотранспорт: эксплуатация, обслуживание, ремонт. 2005. № 10 — с. 72−81.
- Средства автомобильной диагностики. Автотранспорт: эксплуатация, обслуживание, ремонт. 2005. № 11 — с. 47−57.
- Тарасик В. П., Рынкевич С. А. Проблемы диагностирования автотранспортных средств и" пути их решения: Вести- Белор>Рос.. унив. 2007. № 1 — с. 57−66.
- Трантер А- Руководство по электрическому оборудованию автомобилей. /ЗАО «Алфамер Паблишинг», 2001. 282 с.
- Трясогузов^А. Г. Алгоритмы диагностики^систем зажигания!// Проблемы^ качества и эксплуатации автотранспортных средств: Материалы IV Межд. науч. конф. Пенза: ПГУАС. 2006. — 4.1 — с. 139 143.
- Универсальный диагностический комплекс DTS-25. Холдинг ДИАМАКС: Интернет ресурс http://mosdialab.rui
- Уткин В. А. Статистические1 технологии- в медицинских исследованиях: Монография. Пятигорск: ГНИИК, 2002. — 214 с.
- Фёрстер Э., Рёнц Б. Методы" корреляционного, и регрессионного анализа: Руководство для экономистов: Пер. с нем. -М.: «Финансы и статистика», 1983. 302*с.
- Фролов Ю. Н. Влияние технического состояния- на' токсичность и^ топливную экономичность автомобилей. М.: МАДИ* 2001.-11 с.
- Харламов А. И, Башина О. Э., Бабурин В. Т. Общая теория" статистики: Статистическаяг методология в изучении коммерческой"* деятельности: Учебник под, ред. А: А. Спирина, О. Э. БашиноЙ! -4-е изд. М.: Финансы и статистика, 1997. — 296 с.
- Цветное руководство по ремонту, техническому обслуживанию и^ эксплуатации автомобилей ВАЗ-2110 и их^ модификаций. М.: «Издательский ДомТретий Рим», 2000. — 168 с.
- Ястребов А. И., Гавриков А. И. Компьютерная" система диагностики электрического оборудования автомобиля, основанная на моделях-искусственного интеллект// Автомобильтехносфера: IV Межд. науч. конф. Казань: КГТУ. 2005. — с. 319−321.
- ADAC: Pannenstatistik. Autofachmann. 2003, № 11−12 с. 5.
- AutoNetworks Technologies, Ltd. Sumitomo Wiring Systems- Ltd. Sumitomo Electric Inc., Tanaka Ryo. Vehicle diagnosis system: Patent №: US 6 567 730 США, H 04 Q 9/00. Application Number: 09/928 888. Filing Date: 13.08.2001, Publication Date: 20.05.2003.
- Chu Hao, Zhang Yu, Wu Wen-bin. Changsha jiaotong xueyuan xuebao J. ChangshaiCommun: UniV- 2003: 19- №-3i-c. 14−181 .
- DaimlerChrysler AG, Grau- Gerald- Rieger Manuel, Scholz Markus, Traub Ralf, Weib Klaus. Kraftfahrzeugdiagnose und Fahrzeugannahme: Заявка- 102 006 009 098 Германия, G 01 M 17/007 (2006.01). № 102 006 009 098.5: Заявление 28.02.2006, Опубликовано 30.08.2007.
- Daimler Chrysler Corp., Palazzolo John, Sammons William E! Method and apparatus for vehicle engine diagnostics. Patent №: US6484572, G 01 М 15/00. Application Number: 09/615 934. Filing Date: 13.07.2000, Publication Date: 26.11.2002.
- Delphi der Partner der Werkstatt. AMZ: Auto, Mot., Zubehor. 2003. 91, № 4-c. 6−7.
- Denso Corp., Shimizu Kokichi. Object-oriented diagnostic apparatus for vehicle controller: Patent №: US 6 615 119, G 06 F 11/00. Application Number: 09/383 277. Filing Date: 26.08.1999, Publication Date: 02.09.2003.
- Denso Corp., Yasuda Akio. Vehicular accessory diagnostic system: Patent №: US 7 136 766, G 06 F 19/00 (2006.01). Application Number: 11/1 049. Filingi Date: 02.12.2004, Publication Date: 14.11.2006.
- Eclipse creates unique technical-centre. Veh. Elec. Electron. 2006. .14, № 4 -c. 18−19.
- Ford Global Technologies, LLC, Unger Anders, Alleving Peter Claes. Diagnostic system and method for a. motor vehicle: Patent №: US 6 695 473, G 01 К 1/08. Application Number: 10/63 964. Filing Date: 30.05.2002, Publication Date: 24.02.2004.
- Gefuhrter Reparaturprozess. AMZ: Auto, Mot., Zubehor. 2008:" 96, № 1−2 c. 56, 57.
- Hewlett-Packard Development Co., L. P., Kitson Fredrick L. Wireless link for car diagnostics. Patent №: US 6 956 501, G 08 С 19/22: Application Number: 10/170 918. Filing^Date: 12.06:2002, Publication Date: 18.01.2005.
- Hitachi, Ltd, Takaki Yutaka, Ishii Toshio, Nogi Toshiharu. Diagnosing system for engine. Patent №: US 6 430 495- G 06 F 19/00, F 02 В 17/00. Application Number: 09/902 606. Filing Date: 12.07.2001, Publication Date: 06.08.2002
- Honda Giken Kogyo К. K., Kubo Hiroshi, Koike Yuzuru, Kodani Masato. Method and apparatus for diagnosing a vehicle. Patent №: US 6 442 458, G01 M 17/00. Application Number: 09/728 490. Filing Date: 04.12.2000, Publication Date: 27.08.2002.
- Innova Electronics Corp., Huang David. Vehicle diagnostic tool: Patent №: US 7 085 680, G 06 F 15/16. Application Number: 10/759 655. Filing Date: 16.01.2004, Publication Date: 01.08.2006.
- Innova Electronics Corp., Chen leon C. Method and system for computer network implemented vehicle diagnostics. Patent №: US 6 947 816, G Об F 19/00. Application Number: 11/28 111. Filing Date: 03.01.2005, Publication Date: 20.09.2005.
- Latest Key programming software launched. Veh. Elec. Electron. 2005. 13, № 2 c. 12.125. liauer Markus. Die Power wird sichtbar. KFZ-Betrieb. 2003. 93, № 50 c. 33.
- Launch Tech takes off. Veh. Elec. Electron. 2005. 13- № 1 c. 30−31.
- LuK Lamellen undf Kupplungsbau Beteiligungs KG, Bowker Diana Katharine. Diagnostic device: UK Patent Application- №: GB 2 364 577. G 01 M* 17/007, 13/02. Application Number: 127 717.7. Filings Date: 17.05.2000, Publication Date: 30.01.2002.
- Michel W. Einflussreiche Schalt-Zentrale. KFZ-Betrieb. 2003. 93, № 26−27-c. 30−31.
- Naginevicius V., Avotins J. Diagnostic measurements ofautomobile electronics operation systems using standard benches. t
- Mathematical model. Transport Means 2006: Proceedings of the 10 International Conference, Kaunas: Technologija. 2006. c. 256−259.
- Naginevicius V., Marksaitis D., Cipollone R. Application of computerized programs for the diagnostics of automobile system parameters. Transport Means-2003: Proceedings of the International Conference. Kaunas: Technologija. 2003. — c. 91−94.
- Network diagnostics from TEXA. Veh. Elec. Electron. 2006. 14, № 3 c. 27.
- Neue Geschaftsfelder fur Karosserie und Lackierbetriebe. Fahrzeug + Kaross. 2004″. 57, № 2 — c. 22r23.
- Pico Technology Ltd., Haggstrom Erik. Engine diganostic system: UK Patent Application №: GB 2 442 797, G.01M 15/04 (2006:01), F 02 D 41/22 (2006:01). Application Number: 620 131.3. Filing- Date: 11.10.2006, Publication Date: 16.04.2008.
- Rechtsystem einfach befahrbar. KFZ-Betrieb. 2000: 90, № 42 -c. 41.
- Renninger Harald, Konieczny Martin. Dynamische Priorisierung von Prufschritten in der Werkstattdiagnose. at: Automatisierungstechnik. 2007. 55, № 1 c. 28−34.
- Schmidt E. Alles fur. die. Diagnose: KFZ-Betrieb. 2003. 93, № 36 c. 94−95.
- Smaller faster and easier. Westermann Marv. Test. Technol. Int. 2000. № 4 — c. 48−50.
- Snap-on Tools. Co., Rother Paul J. System for dynamic diagnosis of apparatus operating conditions: Patent №: US 6 141 608, G 06
- F 17/40, G 01 M' 17/00. Application Number: 09/179 747. Filing Date: 27.10.1998, Publication Date: 31.10.2000.
- Snap-On Technologies, Inc., Schmeisser Gordon F., Normile James M. Single-hand held diagnostic display unit. Patent №: US 6 693 367, В 60 L 1/00. Application Number: 09/698 152. Filing Date: 30.10.2000, Publication Date: 17.02.2004.
- Snap-on Technologies, Inc., Rother Paul J. System for dynamic diagnosis of apparatus operating conditions. Patent №: US 6 615 120, G 01 M 17/00. Application Number: 09/699 334. Filing. Date: 30.10.2000, Publication Date: 02.09:2003.
- Takeo Yamaoka. Jidosha kogaku Automob. 2003. 52- № 9: — c. 152−159:
- TEXA’s remote approach to diagnostics. Veh. Elec. Electron. 2005. 13, № 2-c. 19.
- Toyota Jidosha К. K., Katayama Akihiro. Apparatus and, method for detecting misfire in internal combustion engine: Patent №: US 6 732 042, G 06 F 19/00, F 02 P 5/00: Application Number: 10/445 886. Filing Date: 28.05.2003, Publication Date: 04.05.2004.
- DaimlerChrysler AG, Grohmann Dieter, Honisch Artur. Einrichtung und Verfahren zur Onboard-Uberwachung: DE-Aktenzeichen 10 343 403, В 60 R 16/02, 6 01 M 17/00. Anmeldedatum 19.09.2003, Veroffentlichungstag im Patentblatt 14.04.2005.
- Robert Bosch GmbH, Foerstner Dirk, Weber Reinhard. Fehlerdiagnoseverfahren und vorrichtung: DE-Aktenzeichen 10 326 557. B* 60 R 16/02. Anmeldedatum 12.06.2003, Veroffentlichungstag im Patentblatt 05.01.2005.
- Robert BosctvGmbH, Betz Jurgen- Maihs Winfriedi Verfahren. und Vorrichtung zur Diagnose- von* Komponenten eines Fahrzeugs: DE-Aktenzeichen 10 227 992. G 01 M 17/00. Anmeldedatum 22.06.2002- Veroffentlichungstag im Patentblatt 08.01.2004.
- Robert Bosch GmbH, Freeh Eberhard, Wagner Wolfgang. Diagnosetestvorrichtung fur Kraftfahrzeuge mit programmierbaren Steuergeraten: DE-Aktenzeichen 19 921 845, G 01 M 17/00. Anmeldedatunv 11.05.1999, Veroffentlichungstag, im Patentblatt 23.11.2000.
- Siemens* AG, Scheuplein Harld: Fahrzeugdiagnoseinterface: DE-Aktenzeichen 102 004 044 881, G. 01 M 17/00. Anmeldedatum 14.09.2004, Veroffentlichungstag im Patentblatt 17.11.2005.
- Volkswagen AG, Lubke Andreas. Verfahren und Vorrichtung zur Diagnose vernetzter Fahrzeugsysteme: DE-Aktenzeichen 10 254 393- С 01 M 17/00. Anmeldedatum 18.11.2002, Veroffentlichungstag im Patentblatt 27.05.2004.
- Volkswagen AG, Bastian Andreas. Diagnoseverfahren fur den Zustand eines Kraftfahrzeuges: DE-Aktenzeichen 10 024 211, С 01 M 17/00. Anmeldedatum 17.05.2000, Veroffentlichungstag im Patentblatt 22.11.2001.
- Volkswagen AG, Bosse Rolf. Verfahren und Einrichtung zur Diagnose von Fahrzeugen: DE-Aktenzeichen 102 004 015 163, G 01 M 17/00. Anmeldedatum 27.03.2004, Veroffentlichungstag im Patentblatt 25.08.2005.