Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Повышение эффективности работы высокоскоростных шпиндельных узлов внутришлифовальных станков за счет совершенствования эксплуатационных характеристик газовых опор

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проанализировано влияние на статические и гибридные эксплуатационные характеристики шпиндельных опор с пористыми шпоночными вставками различных конструктивных и режимных параметров. Достаточно высокие эксплуатационные характеристики шпиндельных опор высокоскоростных ШУ достигаются при относительной раздвижке линий наддува Ъ = 0.4, количестве вставок в одном ряду наддува Necm = 6, относительной… Читать ещё >

Содержание

  • Условные обозначения
  • ГЛАВА 1. Современное состояние вопроса и постановка задач исследований
    • 1. 1. Область применения подшипников на газовой смазке в станкостроении
    • 1. 2. Обзор конструкций шпиндельных узлов с опорами на газовой смазке
    • 1. 3. Обзор типов привода ШУ
    • 1. 4. Обзор конструкций основных типов подшипников на газовой смазке
    • 1. 5. Обзор работ по исследованию радиальных газостатических опор с пористыми ограничителями расхода
    • 1. 6. Методы расчета радиальных газовых подшипников
    • 1. 7. Выводы и постановка задач исследований
  • ГЛАВА 2. Численный метод расчета эксплуатационных характеристик шпиндельных газостатических подшипников с пористыми шпоночными вставками
    • 2. 1. Дифференциальное уравнение для определения поля давления газа в смазочном слое подшипника с пористыми вставками
    • 2. 2. Численный метод расчета эксплуатационных характеристик шпиндельного подшипника с пористыми шпоночными вставками
    • 2. 3. Сравнение результатов расчета характеристик подшипников с данными других исследований
    • 2. 4. Выводы
  • ГЛАВА 3. Экспериментальная установка и методика проведения исследований
    • 3. 1. Конструкции экспериментальной установки для исследования характеристик газостатических подшипников с пористыми вставками
    • 3. 2. Методика обработки опытных данных
    • 3. 3. Оценка погрешности определения экспериментальных данных
    • 3. 4. Выводы
  • ГЛАВА 4. Эксплуатационные характеристики шпиндельных газостатических подшипников с пористыми шпоночными вставками и рекомендации по их проектированию
    • 4. 1. Оценка достоверности теоретических данных
    • 4. 2. Анализ эксплуатационных характеристик шпиндельных опор, работающих в режиме подвеса
    • 4. 3. Анализ эксплуатационных характеристик шпиндельных опор, работающих в гибридном режиме
    • 4. 4. Рекомендации и методика проектирования шпиндельных газостатических опор с пористыми шпоночными вставками
    • 4. 5. Сравнение эксплуатационных характеристик шпиндельных опор с пористыми вставками и питающими отверстиями
    • 4. 6. Высокоскоростная внутришлифовальная шпиндельная головка на газостатических опорах с пористыми вставками
    • 4. 7. Выводы

Повышение эффективности работы высокоскоростных шпиндельных узлов внутришлифовальных станков за счет совершенствования эксплуатационных характеристик газовых опор (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Точность обработки и производительность металлорежущих станков в значительной степени определяются выходными характеристиками шпиндельного узла (ШУ), поскольку он является последним звеном кинематической цепи главного привода. В связи с этим к ШУ предъявляются высокие требования по обеспечению высокой точности вращения, быстроходности, параметрической надежности и т. д. Поскольку движение формообразования осуществляется шпинделем и шпиндельными подшипниками, то именно они вносят решающий вклад в выходные характеристики шпиндельных узлов.

В шпиндельных узлах металлорежущих станков применяют опоры качения, гидродинамические, гидростатические, электромагнитные и газостатические опоры.

Применению во многих случаях шпинделей на опорах качения способствуют хорошо налаженное производство шарикоподшипников и простота их замены. В то же время такие подшипники имеют ограниченный ресурс, обусловленный неизбежным износом тел и дорожек качения.

Подшипники качения недостаточно надежны при высоких скоростях и динамических нагрузках, не пригодны в тех случаях, когда для удобства монтажа и демонтажа нужны разъемные опоры, их работа сопровождается тепловыми смещениями подшипниковых узлов.

Кроме того, при вращении траектория оси шпинделя воспроизводит все погрешности тел и дорожек качения. По данным [1] в начале вращения нового шпинделя траектория оси вала представляет собой овал диаметром 3−5 мкмчерез несколько минут работы линия, очерчивающая траекторию оси вала, утолщается из-за наложения траекторий, беспорядочно изменяющихся в результате копирования микропогрешностей. В дальнейшем процесс размыва овала хотя и замедляется, но не прекращается совсем, так как износ тел качения продолжается до полного выхода подшипника из строя.

Эксплуатация подшипников скольжения с жидкой смазкой (как гидродинамических, так и гидростатических) выявила существенный недостаток таких опор, состоящий в значительном выделении тепла в результате относительного скольжения слоев смазки. Мощность, затрачиваемая на трение, пропорциональна вязкости смазки и квадрату скорости вращения. Вязкость достаточна велика даже для масла типа «Велосит» [1], и ее влияние сказывается уже в сравнительно тихоходных узлах.

Следствием указанного недостатка являются, например, тепловые деформации высокоточных круглошлифовальных станков, вызванные выделением тепла в гидростатических подшипниках шлифовальной бабки [1], или, например, нагрев расточных головок, приводящий к смещению координат растачиваемых отверстий. Несмотря на небольшую (2000 — 3000 мин 1) скорость вращения, возникающие деформации вынуждают вводить 1.5−2 часовой период пробега, необходимый для достижения установившегося теплового режима работы. Таким образом, для таких подшипников требуется еще и тепловой расчет [2].

Шпиндели на электромагнитных опорах не нашли широкого применения вследствие сложности и высокой стоимости как самих шпинделей, так и электронных систем управления, необходимых для питания опор током [3].

Подшипники с газовой смазкой обладают целым рядом преимуществ перед другими видами опор. Минимальные потери на трение, а, следовательно, и незначительное тепловыделение, являющиеся следствием малой вязкости газов, позволяют, с одной стороны, достигать очень больших скоростей вращения (до 500 000 мин и более), а с другой — ввиду отсутствия скачков сил трения при относительном перемещении узлов, разделенных газовым слоем, становится возможным осуществлять перемещения с минимальной скоростью скольжения (до сотых долей мм/мин) [4]. Подшипники с газовой смазкой, не теряя своих эксплуатационных качеств, могут работать в широком диапазоне температур и давлений. Кроме того, у правильно рассчитанных и с необходимой точностью изготовленных узлов на опорах с газовой смазкой износ рабочих поверхностей практически отсутствует. Способность смазочного слоя усреднять геометрические погрешности рабочих поверхностей опор позволяет повысить точность вращения шпинделя.

В связи с этим, задаче применения подшипников на газовой смазке в ка-&честве опор шпинделей металлорежущих станков уделяется постоянное внимание.

У газовых подшипников ШУ есть и определенные недостатки. Сжимаемость газов и их малая вязкость, обуславливающие в одних случаях исключительные преимущества опор с газовой смазкой, в других являются причиной сравнительно невысокой несущей и демпфирующей способностей смазочного газового слоя [4]. Также любые типы подшипников с газовой смазкой имеют неустойчивые режимы работы, результатом чего может быть возникновение ^ вибрации. Поэтому газостатические подшипники применяют в малонагруженных ШУ, когда динамические нагрузки малы, а статические регламентированы.

Одними из важных эксплуатационных характеристик газовых опор являются жесткость смазочного слоя и несущая способность, влияние которых на результаты шлифования хорошо известны в практике. Поэтому задача создания газовых подшипников, способных обеспечить высокие выходные параметры точности ШУ, имеет первостепенное значение. Продвижению решения этой актуальной для машиностроения задачи и посвящена настоящая работа.

Целью работы является повышение эффективности работы ШУ внутри-4 шлифовальных станков за счет разработки и применения радиальных газостатических опор с пористыми шпоночными вставками.

Научная новизна работы состоит в следующем:

— установлены зависимости статических и гибридных эксплуатационных характеристик радиальных газостатических подшипников с пористыми шпоночными вставками от различных конструктивных и режимных параметров, которые позволяют определять оптимальные параметры опор на стадии проектирования высокоскоростных ШУ;

— разработан численный метод расчета эксплуатационных характеристик шпиндельных газостатических опор с пористыми шпоночными вставками;

— путем сравнения с экспериментальными данными установлена точность расчета эксплуатационных характеристик шпиндельных газостатических опор с пористыми шпоночными вставками.

Метод исследования сочетает физический эксперимент и теоретический анализ. Численное решение уравнения Рейнольдса ведется итерационным методом Гаусса-Зейделя. При экспериментальном исследовании характеристик подшипников применяются хорошо апробированные на практике методики измерения и обработки опытных данных.

Достоверность полученных результатов обеспечивается применением известной в теории газовой смазки системы исходных уравнений и подтверждается сопоставлением результатов теоретического расчета и экспериментального исследования.

Практическая ценность работы заключается в разработанном комплексе программ по расчету эксплуатационных характеристик радиальных газостатических подшипников с пористыми шпоночными вставками, позволяющем эффективно решать задачу проектирования газостатических опор высокоскоростных ШУ.

На основе проведенных исследований выработаны рекомендации по надежному проектированию исследуемого типа шпиндельных опор.

Создан опытно-промышленный образец высокоскоростной внутришли-фовальной головки к шлифовальному станку мод. ЗА228, которая внедрена в производство на филиале ОАО «ОКБ Сухого» г. Комсомольска-на-Амуре.

Результаты работы используются также в учебном процессе в ГОУВПО «КнАГТУ» на кафедре «Технология машиностроения».

Личный вклад автора состоит в разработке численного метода расчета эксплуатационных характеристик шпиндельных газостатических опор с пористыми шпоночными вставками, для которого составлен алгоритм расчета и реализован на ПЭВМ комплекс программ. Проведены экспериментальные и теоретические исследования эксплуатационных характеристик частично пористых шпиндельных опор с последующим анализом полученных данных. Разработаны методика и рекомендации по проектированию исследуемого типа газовых опор высокоскоростных ШУ.

На защиту выносятся:

— метод и алгоритм расчета эксплуатационных характеристик радиальных газостатических подшипников с пористыми шпоночными вставками;

— результаты экспериментальных и численных исследований эксплуатационных характеристик радиальных газостатических подшипников с пористыми шпоночными вставками в зависимости от конструктивных и режимных параметров;

— результаты сравнительного анализа характеристик шпиндельных газостатических опор с питающими отверстиями, традиционно используемых в высокоскоростных ШУ, и опор с пористыми вставками;

— методика и рекомендации по проектированию радиальных газостатических шпиндельных опор с пористыми шпоночными вставками.

Апробация работы. Научные положения и результаты исследований докладывались и обсуждались на региональной научной конференции «Молодежь и научно-технический прогресс» (г. Владивосток, 1998 г.), научно-технических конференциях аспирантов и студентов КнАГТУ (г. Комсомольск-на-Амуре, 2000, 2002 гг.), межрегиональной научно-технической конференции «Роль науки, новой техники и технологий в экономическом развитии регионов» (г. Хабаровск, 2001 г.), региональной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука. Техника. Инновации» (г. Новосибирск, 2002 г.).

Основные результаты работы докладывались также на профилирующих кафедрах КнАГТУ (2002;2004 гг.) и ХГТУ (2004 г.).

Публикации. Основные материалы диссертации опубликованы в 8 работах.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка. Работа содержит 190 страниц, включает 180 рисунков. Библиографический список охватывает 151 литературный источник.

Результаты работы используются и внедрены в производство на филиале ОАО «ОКБ Сухого» г. Комсомольск-на-Амуре. Они также используются в учебном процессе в ГОУВПО «КнАГТУ» на кафедре «Технология машиностроения».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выполненный комплекс расчетно-теоретическнх и экспериментальных исследований шпиндельных газостатических подшипников с пористыми вставками позволил выявить основные закономерности изменения эксплуатационных характеристик подшипников при варьировании конструктивных элементов опор и режимных параметров. Получен обширный расчетный и экспериментальный материал, показывающий на более высокие параметры работы предложенных конструкций газостатических подшипников по сравнению с традиционными опорами высокоскоростных ШУ. Таким образом, достигнуты результаты, способствующие продвижению решения проблемы повышения точности выходных параметров ШУ.

Нижеследующие заключение подводит итоги выполненного комплекса исследований, направленных на повышение эффективности работы высокоскоростных ШУ металлообрабатывающих станков.

На основе уравнения Рейнольдса и закона Дарси разработан численный методы расчета эксплуатационных характеристик шпиндельных радиальных газостатических подшипников с пористыми шпоночными вставками. Сравнение данных по характеристикам самогенерирующего подшипника и подшипника с полностью пористым вкладышем, опубликованных в открытой печати, показало практически полное соответствие с результатами расчета автора.

Для проверки соответствия теоретических характеристик подшипников реальным данным спроектирован и изготовлен экспериментальный стенд для исследования эксплуатационных характеристик шпиндельных опор с пористыми шпоночными вставками.

Проведено экспериментальное исследование характеристик двухрядного подшипника с пористыми шпоночными вставками. Анализ экспериментальных и теоретических данных позволил заключить, что численный метод позволяет с достаточной для практики точностью рассчитывать эксплуатационные характеристики шпиндельных опор с частично пористой стенкой вкладыша.

Путем численных расчетов выполнен широкий комплекс исследований по влиянию конструктивных и режимных параметров на эксплуатационные характеристики шпиндельных подшипников с пористыми ограничителями расхода.

Выполнено сравнение эксплуатационных характеристик опор с питающими отверстиями, традиционно используемых в конструкциях высокоскоростных ШУ, и подшипников с пористыми шпоночными вставками. Результаты показали, что частично пористые подшипники имеют более высокую жесткость смазочного слоя, несущую способность и принципиально позволяют существенно увеличить жесткость шпинделя, измеренную на шлифовальном круге.

На основе выполненного комплекса численных исследований характеристик шпиндельных радиальных частично пористых подшипников разработана методика расчета их конструктивных элементов, которой удобно пользоваться при проектировании высокоскоростных ШУ.

Выработан ряд рекомендаций по проектированию газостатических подшипников с пористыми шпоночными вставками.

Результаты исследований легли в основу создания опытно-промышленного образца высокоскоростной внутришлифовальной головки с опорами на газовой смазке.

В целом основные результаты диссертационной работы состоят в следующем:

1. Разработана конструкция шпиндельных газостатических опор с пористыми шпоночными вставками, обеспечивающая более высокие эксплуатационные характеристики по сравнению с газовыми опорами с питающими отверстиями, традиционно применяемыми в отраслевых конструкциях высокоскоростных ШУ. Так, при работе в режиме подвеса значения коэффициентов жесткости и несущей способности частично пористых опор выше в среднем на 40% и 33% соответственно. В гибридном режиме работы подшипников эта разница составляет 20% и 13%.

2. Разработан численный метод расчета эксплуатационных характеристик шпиндельных радиальных газостатических подшипников с пористыми шпоночными вставками, для которого составлен алгоритм расчета и реализован на ПЭВМ комплекс программ.

3. Сравнение результатов эксперимента с расчетными данными показало, что разработанный метод позволяет с достаточной для практики точностью определять эксплуатационные характеристики подшипников высокоскоростных ШУ. Установлено, что при работе опор в режиме подвеса расхождение между теоретическими и экспериментальными значениями коэффициентов несущей способности и жесткости не превосходит 13% и 10% соответственно. В гибридном режиме работы расхождение этих характеристик не превышает 9% и 10%.

4. Проанализировано влияние на статические и гибридные эксплуатационные характеристики шпиндельных опор с пористыми шпоночными вставками различных конструктивных и режимных параметров. Достаточно высокие эксплуатационные характеристики шпиндельных опор высокоскоростных ШУ достигаются при относительной раздвижке линий наддува Ъ = 0.4, количестве вставок в одном ряду наддува Necm = 6, относительной длине шпоночных вставок а= 0.2 и относительной длине подшипника L = 1.2. При этом, значение конструктивного параметра должно составлять 0.55. С ростом числа сжимаемости и относительного эксцентриситета эксплуатационные характеристики шпиндельной опоры с пористыми вставками превосходят характеристики полностью пористого подшипника. Различные способы размещения пористых вставок во вкладыше подшипника не ведут к заметному изменению эксплуатационных характеристик опор.

5. Разработана методика проектирования и выработаны рекомендации по проектированию радиальных газостатических подшипников с пористыми шпоночными вставками.

6. На основе выполненных исследований спроектирована и внедрена в производство на филиале ОАО «ОКБ Сухого» г. Комсомольска-на-Амуре высокоскоростная внутришлифовальная головка к шлифовальному станку мод. ЗА228, испытания которой показали хорошее качество шлифуемой поверхности (шероховатость Ra < 0.04 мкм), высокую точность обработки отверстий (отклонение от округлости не более 0.2 мкм) и надежную работу газовых опор.

По результатам работы были сделаны доклады на региональной научной конференции «Молодежь и научно-технический прогресс» (г. Владивосток, 1998 г.), научно-технических конференциях аспирантов и студентов КнАГТУ (г. Комсомольск-на-Амуре, 2000, 2002 гг.), межрегиональной научно-технической конференции «Роль науки, новой техники и технологий в экономическом развитии регионов» (г. Хабаровск, 2001 г.), региональной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука. Техника. Инновации» (г. Новосибирск, 2002 г.).

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.П., Шейнберг С. А. Состояние и перспективы промышленного использования подшипниковых узлов с воздушной смазкой // Станки и инструмент. 1975. -№ 11.-С. 18−21.
  2. Г. И., Герасимов А. Д., Королев Э. Г. Электрошпиндели на гидростатических опорах // Станки и инструмент. 1983. — № 4. — С. 22−25.
  3. Spindles for high speed machining // Annals of the CIRP, vol. 31/1- 1982. -P. 239−242.
  4. C.B., Табачников Ю. Б., Сипенков И. Е. Статические и динамические характеристики газостатических опор. М.: Наука, 1982.
  5. Н.С. Расчет и конструирование металлорежущих станков. —М.: Машгиз, 1949. 819 с.
  6. В.Б., Горелик И. Г., Фигатнер A.M. Расчеты высокоскоростных шпиндельных узлов. -НИИТЭМР, Серия 1, 1987, Вып.1. 52 с.
  7. В.Б., Зверев А. И., Данильченко Ю. М. Математическое моделирование точности вращения шпиндельных узлов // Известия ВУЗов. Машиностроение.-1987. -№ 11.-С. 154−159.
  8. В.Б., Сарычева Е. Н. Вибрация подшипников шпинделей станков // Обзор. М.: НИИМаш, 1984. — 64 с.
  9. Бушу ев В. В. Гидростатическая смазка в тяжелых станках. М.: Машиностроение, 1979. — 88 с.
  10. Станочное оборудование автоматизированного производства / Под ред. В. В. Бушуева. В 2 т. М.: Изд-во «СТАНКИН». 1994. — Т. 1. — 584 с. — Т. 2. — 656 с.
  11. В.В. Гидростатическая смазка в станках. М.: Машиностроение, 1989.-172 с.
  12. Week М. Werkzeugmaschinen // Stand und Tendenzen. Kugellager-Zeitschrif. — № 208. — s. 1−3.
  13. Week M., Teipel К. Dynamisches verhalten spanender Werkzeugmashinen, Springer-Verlag, Berlin-Heidelferg-New York, 1977. 246 p.
  14. Jones A.B. Boll motion and sliding friction in boll bearings // ASME Trans., Series D., v. 81.- 1959.-№ l.-P. 1−12.
  15. Jones A.B. General theory for elastically constrained ball and radial roller bearings under arbitrary load and speed conditions. -ASME Trans., Series D., v. 82. — 1960.-P. 309−320.
  16. Ф.М. Изгибные колебания вращающихся валов. — Изд-во АН СССР, 1959.-247 с.
  17. А.И., Самохвалов Е. И., Левина З. М. Автоматизированные расчеты шпиндельных узлов // Станки и инструмент. 1984. — № 2. — С. 96−99.
  18. А.И. Автоматизированный расчет высокоскоростных шпиндельных узлов. В сб. науч. тр. — М.: ЭНИМС, 1988. — С. 153−157.
  19. А.И. Расчетный анализ высокоскоростных шпиндельных узлов с целью улучшения их характеристик. / Семинар «Отраслевая наука производству». -М.: ЭНИМС, 1991. — С. 250−257.
  20. В.В., Гильман A.M., Егоров Ю. В. Об автоматизированных расчетах оптимальных размеров деталей и узлов станков // Станки и инструмент. 1984. — № 2. — С. 2−5.
  21. В.В. Взаимосвязь выходных характеристик станка с критериями работоспособности его подсистем // Станки и инструмент. — 1993. № 4. — С. 2−4.
  22. С.С. Колебания металлорежущих станков. М.: Машиностроение, 1978. — 307 с.
  23. В.А. Динамика станков. -М.: Машиностроение. -1967.-359 с.
  24. В.А., Кочинев Н. А., Савинов Ю. И. Идентификация жесткости опор валов, собранных в узлах // Машиноведение. 1983. — № 2. — С. 21−26.
  25. В.А. Динамические расчеты станков (основные положения) // Станки и инструмент. 1995. — № 8. — С. 3−13.
  26. З.М. Расчет жесткости современных шпиндельных подшипников // Станки и инструмент. 1982. — № 10. — С. 1−3.
  27. З.М., Зверев И. А. Расчет статических и динамических характеристик шпиндельных узлов методом конечных элементов // Станки и инструмент. 1986. -№ 8. -С. 6−10.
  28. В.А. Конструирование и расчет шпиндельных узлов на опорах качения // Станки и инструмент. -1980.-№ 5.-С. 18−20.
  29. В.А., Силаев С. И. Автоматизация выбора основных конструктивных параметров шпиндельных узлов металлорежущих станков // Станки и инструмент. 1982. -№ 1. — С. 18−20.
  30. Lundberg G., Palmgren A. Dynamic capacity of rolling bearings // Acta Polytechnica Mechanical engineering series, 1947, v. 1. № 3. — 50 p.
  31. Г. С. Расчеты колебаний валов: Справочник. М.: Машиностроение, 1980.— 151 с.
  32. А.А. Точность механической обработки и проектирование технологических процессов. — М.: Машиностроение, 1970. — 320 с.
  33. А.А. Технология механической обработки. Л.: Машиностроение, 1977. 464 с.
  34. Н. Современная техника производства (состояние и тенденция). М.: Машиностроение, 1975. — 280 с.
  35. Palmgren A. Grundlager der Walzlagertechnik. Stuttgart, 1964. 240 s.
  36. C.B., Орлов A.B., Табачников Ю. Б. Прецизионные опоры качения и опоры с газовой смазкой. М.: Машиностроение, 1984. — 216 с.
  37. С.В. и др. Статические и динамические характеристики газостатических опор / С. В. Пинегин, Ю. Б. Табачников, И. Е. Сипенков. М.: Наука, 1982. — 265 с.
  38. С.В., Поспелов Г. А., Пешти Ю. В. Опоры с газовой смазкой в турбомашинах ограниченной мощности. -М.: Наука, 1977. 143 с.
  39. К.К. Расчет элементов конструкций с применением ЭЦВМ. М.: Машиностроение, 1972. — 424 с.
  40. В.Т., Шустер В. Г., Фигатнер A.M. Оценка выходной точности шпиндельных узлов с помощью ЭВМ // Станки и инструмент. 1984. — № 2. — С. 27−29.
  41. В.Т., Фискин Е. А., КирилловВ.К. Точностная надежность шпиндельных узлов // Станки и инструмент. 1978. — № 3. — С. 11−13.
  42. А.С. Надежность машин. -М.: Машиностроение, 1978.592 с.
  43. А.С. Влияние компонентов технологической системы на точность обработки. // Изв. ВУЗов. Машиностроение. 1983. -№ 4. — С. 124−128.
  44. А.С. Оценка качества и надежности металлорежущих станков по выходным параметрам точности // Станки и инструмент. 1980. — № 6. -С. 5−7.
  45. Пуш А.В., Зверев И. А. Шпиндельные узлы. Проектирование и исследование. -М.: Издательство «Станкин», 2000. 197 с.
  46. Пуш А. В. Шпиндельные узлы. Качество и надежность. М.: Машиностроение, 1992. — 288 с.
  47. Пуш А. В. Исследование шпиндельных узлов методом статического моделирования // Станки и инструмент. 1981. — № 1. — С. 9−12.
  48. Пуш А. В. Прогнозирование выходных характеристик машин при их проектировании// Машиноведение. -1981. № 5. — С. 54−60.
  49. Пуш А. В. Оценка качества привода прецизионных шпиндельных узлов по областям состояний выходных параметров точности // Станки и инструмент. 1985. — № 2. — С.12−15.
  50. Пуш А. В. Особенности статического моделирования выходных характеристик станков// СТИН. 1995. — № 10. — С. 18−22.
  51. Пуш В. Э. Конструирование металлорежущих станков. М.: Машиностроение, 1977. — 392 с.
  52. Пуш В. Э. Малые перемещения в станках. М.: Машиностроение, 1961.-124 с.
  53. Д.Н. Расчет валов (шпинделей) с учетом упругого взаимодействия их с опорами. — М.: Машгиз, 1939. — 75 с.
  54. Д.Н., Портман В. Т. Точность металлорежущих станков. — М.: Машиностроение, 1986. 336 с.
  55. A.M., Пиотрашке Р., Фискин Е. А. Исследование точности вращения шпинделя с радиальными роликоподшипниками // Станки и инструмент. 1974. -№ 10. — С. 19−22.
  56. A.M. Прецизионные подшипники качения современных металлорежущих станков. Обзор. -М.: НИИМаш, 1981. 72 с.
  57. A.M. Тенденции развития шпиндельных узлов с подшипниками качения // Станки и инструмент. 1978. -№ 10. — С. 16−18.
  58. A.M., Пррфенов И. В., Горелик И. Г. Повышение несущей способности высокоскоростных шпиндельных узлов // Станки и инструмент. — 1985.-№ 6.-С. 15−16.
  59. A.M. Шпиндельные узлы современных металлорежущих станков: Обзор. М.:НИИМАШ, 1983. — 6 с.
  60. B.C., Старостин В. К., Кушнир М. А. Многокритериальная оптимизация внутришлифовальных головок на подшипниках качения // Станки и инструмент. 1984. — № 2. — С. 17−18.
  61. B.C., Васильев А. В., Фигатнер A.M. Подшипники шпиндельных узлов металлорежущих станков // Станки и инструмент. -1992. № 2. — С. 28−30.
  62. Опоры скольжения с газовой смазкой / Под ред. С. А. Шейнберга, В. П. Жедь, М. Д. Шишеев и др. 2-е изд. — М.: Машиностроение, 1979. — 336 с.
  63. С.А., Шапиро И. М. Внутришлифовальный пневмошпин-дель с жесткой механической характеристикой // Станки и инструмент. 1972.-№ 8.-С. 19−22.
  64. И.М. Гамма пневмошпинделей для координатно-шлифовальный станков // Станки и инструмент. 1983. -№ 4. — С. 20−21.
  65. B.C. Особенности проектирования высокоскоростных шпинделей на опорах с воздушной смазкой // Станки и инструмент. 1985. -№ 6.-С. 13−15.
  66. В.П. Опоры с воздушной смазкой в станкостроении //Станки и инструмент. — 1971. -№ 11. С. 31−34.
  67. С.А., Баласаньян B.C., Борисов Ю. Т. Электрошпиндель с воздушными опорами к станкам с ЧПУ для сверления печатных плат // Станки и инструмент. 1982. — № 2. — С. 17−18.
  68. Ю.Н., Кузнецов М. Т., Муравин Ю. Б., Гусаров С. В. Исследование фрезерной головки со шпинделем на подшипниках с газовой смазкой // Станки и инструмент. 1971. — № 4. — С. 17−19.
  69. B.C. Расчет радиальных аэростатических подшипников // Станки и инструмент. 1983. — № 4. — С. 18−19.
  70. У.А. Обзор работ в области газовых подшипников с внешним наддувом за период с 1959 года // Проблемы трения и смазки М.: Мир, 1969. -Т. 91. 1. — С.180−185.
  71. The use of spiral groove gas bearing in a 350 000 rpm cryogenic expender / Molynfaux A.K., Leonhard M. // Tribol. Trans. 1989. — № 2. — C. 197−204.
  72. Исследование статических и динамических характеристик газовых опор различных типов применительно к условиям их работы в криогенных тур-бомашинах: Отчет о НИР (заключ.) / ЛПИ: Рук. Заблоцкий В. Д. № ГР 1 870 022 760. — Л., 1990. — 136 с.
  73. А.В. и др. Расчет и конструирование турбодетандеров / А. В. Давыдов, А. Ш. Кобулашвили, А. Н. Шерстюк. -М.: Машиностроение, 1987. — 232 с.
  74. В.И., Мамикоянц JI.A. Турбодетандеры высокого давления на опорах с газовой смазкой // Труды ин-та / Моск. высш. техн. уч-ще им. Баумана. 1974. — вып. 193. — С. 15−18.
  75. Подшипники с газовой смазкой / Под ред. Грэссэма Н. С. И Паулла Д. У. Мир, 1966.-424 с.
  76. В.Ж., Пэн С.Н. Т. Применение подшипников с газовой смазкой в приборах. // Труды американского общества инженеров-механиков. — Серия F (русский перевод). М.: Мир, 1968. — № 4.
  77. С.В., Коровчинский М. В., Жедь В. П. Отчёт о научной командировке в США. Международный симпозиум по газовой смазке 11−17 июня 1968 г. М.: НИИМаш, 1969. — 132 с.
  78. И.Л. Турбомашины на газовых опорах. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 1985. — 168 с.
  79. Beardmore G. The role of gas lubricated in current and future sensors // Proc. Inst. Mech. Eng.: Int. Conf. Mech. Technol. Inertial Device Newcastle upon Tyne, 7−9 Apr. 1987. — London, 1987. — P. 45−52.
  80. Применение газовых подшипников в прецизионных шпиндельных узлах измерительных приборов / Tanako Nobuyuki, Omino Takehisa // Дзюнкацу — J. Jap. Soc. Lubr. Eng. 1988. -33. — № 5. — C. 412−413.
  81. Аэростатические подшипники микроконтрольного устройства / Йосико Масахиро, Танигути Кацунори // Nihon kikai gakkaishi J. Jap. Soc. Lubr. Eng. — 1993. -96. -№ 891. -C. 159.
  82. Применение газовых подшипников в информационном оборудовании. / Fukuyma Hiromams, Aizawa Hiroshi // Дзюнкацу J. Jap. Soc. Lubr. Eng. — 1988.33. — № 5. -C. 406−407.
  83. Воздушный высокооборотный шпиндель для оптического сканера. Lufitgelagerte, hochtourige Spindel fur optischen Scanner / Langenbeck P. // F und M: Feinwerktechn., Microtechn., Messtechn. 1993. -101. -№ 3. — C. 78−81.
  84. Исследования и применение подшипников скольжения с воздушной смазкой / Wang Yunfei // Zhoucheng = Bear. -1993. № 5. — С. 6−8.
  85. Разработка аэродинамического подшипника / Маруяма Тору, Хасимо-то Кадзунори //Nihon kikai gakkaishi = J. Jap.Soc.Mech. Eng. 1995. -98, № 2-C. 929.
  86. An Analysis of gas-lubricated, multileaf foil journal bearings with backing springs / Heshmat C.A., Heshmat H. // Trans. ASME. J. Tribol. 1995.-117. — № 3. — C.437−443.
  87. В.П., Шейнберг C.A., Павлова M.A. Применение аэростатических опор в бабке изделия тяжелого внутришлифовального станка // Станки и инструмент. — 1975. № 7.
  88. Металлорежущие станки: Учебник для машиностроительных втузов / Под ред. В. Э. Пуша. М.: Машиностроение, 1985. — 256 с.
  89. Я.М. Общие возможности получения в замкнутой области точных интегралов уравнения Рейнольдса. Доклады АН СССР. 1958. Т. 127-№ 1.
  90. С.В. Развитие и внедрение опор с газовой смазкой — важное направление технического прогресса. Вестник машиностроения. 1970. — № 10. -С. 3−8.
  91. В.Н. Газовая смазка / Пер. с румынского Г. П. Махо, под ред. М. В. Коровчинского. М.: Машиностроение, 1968, 718 с.
  92. С.А., Шустер В. Г. Виброустойчивый пористый аэростатический подпятник // Станки и инструмент. 1960. — № 11, С. 23−27.
  93. С.А., Шустер В. Г. Пористый упорный подшипник, устойчивый при вибрациях // Станки и инструмент. 1960. — № 11. — С. 27−31.
  94. Р. Исследование устойчивости газового подшипника с внешним наддувом и пористым вкладышем прямым методом Ляпунова // Проблемы трения и смазки. 1973. — Т.93. — № 2. — С. 92−95.
  95. X., Миямацу Я. Теоретические модели смазки в газовых подшипниках с наддувом // Проблемы трения и смазки. 1969. — Т.91. — № 1. -С. 204−218.
  96. Мурти П.Р. К. Анализ пористых газовых подшипников с внешним наддувом // Проблемы трения и смазки. 1974. — Т.96. — № 3. — С. 54−59.
  97. Mori Н., Yabe Н. A theoretical study of the dynamic characteristics of externally pressurized porous journal gas-bearings. In., 6th International Gas Bearings Symposium 27−29 march 1974. Univ. Paper C8, P. 103.
  98. Cusano C. Lubrication of porous journal bearings // Paper ASME 1972. — № 72. — Lub-A., 5 p.
  99. Howarth R.B. Optimum performance of external fly pressurized porous thrust bearings // Trans. ASME. 1974. — Vol. 17. — № 2. — P. 127−133.
  100. Ishizawa I., Hori E. The flow of a viscous fluid through a porous wall into a narrow gap // Bull. JSME. 1966. — Vol. 9. — № 36. — P. 719.
  101. Murti P.R.K. Performance of an externally pressurized gas porous thrust bearing // J. Mech. Eng. Sci. 1974. — Vol. 16. — № 5. — P. 351−352.
  102. Проектирование аэростатических подшипников скольжения с пористым вкладышем / Хамада Макото // Кейре канри = Instrumentation. 1989. -38, № 5.-С. 678−681.
  103. Majumdar B.C. Analysis of stiffness and damping characteristics of externally pressurized gas lubrication porous bearings under conical mode of vibration // Pal D.K., Wear. 1987. — № 2. — P. 199−216.
  104. Theoretical analysis of externally pressurized porous foil bearing Part 1: In the case of smooth surface porous shaft / Hashimoto H. // Trans. ASME. J. Tribol. -1995.-117, № l.-C. 103−111.
  105. Sneck H. J., Yen K.T. The Externally Pressurized. Porous Wall, Gas Lubricated Journal Bearing // Trans ASME, July 1964. Vol. 7. — P. 288−298.
  106. Montgomery A.G., Sterry F. A Simple Air Bearing Rotor for Very High Rotational Speeds //AEREED/R, 1671, Harwell, Berkshire, 1955.
  107. Robinson C.H., Sterry F. The Static Strength of Pressure Fed. Gas Journal Bearings AERE ED/R Д672, Harwell, Berkshire, England, 1958.
  108. Constantinesku V.N. Some Considerations Regarding the Desing of Bearing Fed by Air Under Pressure Through a Large Number of Holes or Through Porous
  109. Surfaces // Studii si Cercetari Mecan. Apl., Inst. Mecan. Apl., Acad. Repub. Pop. Romine. Vol. 13. -№ 1.-1962.-P. 173.
  110. Ocvirk F.D., DuBois G.B. Analytical Derivation and Experimental Evaluation of Shot Bearing Approximation for Full Journal Bearings // NACA Report 1157.1953.
  111. Constantinescu V.N. Uncle considerate a supra calculului lagarelor cu are alimentate sub presiune printrun numar mare de orifice Sau prin. 1962. — T.18. -№ 1. — P. 175−191. Bibliogr.: 9 ref.
  112. Sneck H. J., Yen K.T. The Externally Pressurized. Porous Wall Gas Lubricated Journal Bearing // Trans. ASME. Vol. 7. — July 1964. — P. 288.
  113. Sneck H.J., Elwell R.C. The externally pressurized, porous wall, gas-lubricated journal bearing. Pt 2. Trans. ASME. — Vol. 8. — № 4. — P. 339−344.
  114. Taylor R., etc. Steady-state solutions for an aerostatic thrust bearing with an elastic porous pad. In.: 6th International Gas Bearing Symposium 27−29 march 1974. Univ. Southampton. Paper C5, P. C5−67-C5−74.
  115. X., Ябе X. Теоретические исследования конвейера на воздушной подвеске с множеством питающих отверстий // Проблемы трения и смазки. -1971.-Т. 95.- № 2. С. 204−207.
  116. Donaldson I.S., etc. The use of porous inserts in plain externally pressurized air thrust bearings at high supply pressures. In.: 6 International Gas Bearing Symposium 27−29 march 1974. Univ. Southampton. Paper C6, P. C6−75-C6−88.
  117. Mori H., etc. Research of externally pressurized porous thrust gas-bearing with flat and solid ring surface. Bull. ASME. 1964. — Vol.7. — № 8. — P. 821−826.
  118. X., Ябе X., Шибояма Т. Теоретическое решение краевой задачи для пористых газовых подшипников с внешним наддувом // Теоретические основы инженерных расчетов. М.: Мир, 1965. — Т. 87. — № 3. — С. 97−106.
  119. Yabe H. Theoretical Investigation of Externally Pressurized Gas Bearing // PhD, Thesis. -Dept. of Mechanical Engineering. -Kyoto Univ., Japan.
  120. Mori H., Yabe H., Yamakage H. Theoretical analysis of externally pressurized porous journal gas-bearings. Pt.1−2. Journal bearing with solid sleeve parts. -Bull. JSME. 1968. — Vol.16. — № 5. — P. 351−352.
  121. Mori H., Yabe H. Theoretical investigation of externally pressurize gas-lubricated porous journal bearing with surface loading effect. Paper ASME, 1972, N 72-Lub-8. 8 pp. Trans. ASME. Ser. F. J. Lubricat. Technol. — 1973. — Vol.95.- № 2. -P. 204−207.
  122. Сунь Да-чен. Анализ стационарных характеристик пористых радиальных подшипников с газовой смазкой // Проблемы трения и смазки. -М.: Мир, 1975. Т. 97. — № 1. — С. 43−50.
  123. B.C. Пористые газовые радиальные подшипники, полуаналитическое решение // Проблемы трения и смазки М.: Мир, 1977. — Т. 99. — № 4.-С. 111−112.
  124. Сингх К.К., Pao Н.С., Маджумдар B.C. Влияние скольжения на работу аэростатических пористых радиальных подшипников в стационарном режиме // Проблемы трения и смазки. М.: Мир, 1984. — Т. 106. — № 1. — С. 130−136.
  125. Beavers G.S., Joseph D.D. Boundary Condition at a Naturally Permeable Wall // Journal of Fluid Mechanics, 1967. Vol.30. — Part 1. — P. 197−207.
  126. Сингх K.K., Pao H.C., Маджумдар B.C. Гибридные пористые газовые радиальные подшипники: стационарное решение с учетом скольжения // Проблемы трения и смазки. М.: Мир, 1984. — Т. 106. — № 3. — С. 8−14.
  127. Сунь Да-чен. Устойчивость работы газовых пористых радиальных подшипников с внешним наддувом // Проблемы трения и смазки. М.: Мир, 1975. — Т .97. — № 3. — С. 167−180.
  128. Pao Н.С., Маджумдар B.C. Анализ пневматической неустойчивости работы пористых газовых радиальных подшипников с внешним наддувом // Проблемы трения и смазки. М.: Мир, 1979. — Т. 101. — № 1. — С. 52−57.
  129. Donaldson I.S., Patterson E.B. Porous Inserts in Plain Externally Pressurized Air Bearing at High Pressure Analysis and Experiment. // First World Conf. in Industrial Tribology. — New Delhi, 1972.
  130. Szwarcman M., Gorez R. Externally pressurized gas bearings with partially porous wall // In.: 6th International Gas Bearing Symposium 27−29 march 1974. Univ. Southampton. Paper C7. — P. C7−89-C7−102.
  131. Gorez R., Szwarcman M. Design of Aerostatic Journal Bearings with Partially Porous Walls // Intl. Journal of Machine Tool Design and Research, 1978. — Vol. 18. -№ 2. — P. 49−58.
  132. Gorez R., Szwarcman M. Hydrostatic slider gas bearings fed through a row ofporous discs//Int. J. Mach. Tool. Des. and Res., 1971. Vol. 11. -№ 2. -P. 89−108.
  133. B.C. Газовые радиальные подшипники с пористыми вставками и внешним наддувом // Проблемы трения и смазки. М.: Мир, 1980.-Т. 102.-№ 1.-С. 125−128.
  134. А.В. Метод расчета стационарных характеристик радиальных газостатических подшипников с частично пористой стенкой вкладыша // Вестник машиностроения. — 2002. № 12. — С. 3−7.
  135. Аналитический метод расчета основных характеристик радиальных газовых подшипников с пористыми вставками /Космынин А.В., Виноградов
  136. B.C., Лямкина Е.М.//Вестник машиностроения. 2001. — № 5. — С. 15−18.
  137. Л.Г., Заблоцкий И. А., Сипенков Т. Е. Метод теоретического исследования газовых подшипников с внешним наддувом // Проблемы трения и смазки. 1969.-№ 1. — С. 186−191.
  138. Методы решения задач газовой смазки с наддувом / Степанянц Л. Г., Заблоцкий И. А., Сипенков Т. Е. // Газовая смазка подшипников: Доклады на совещании по газовой смазке 12−14 февраля 1968 г. М.: Институт машиноведения, 1968.-С. 22−25.
  139. Н.Д., Карпов B.C. Характеристики устройств наддува газовых опор. Известия АН СССР. Механика жидкостей и газов. 1973. — № 2. -С. 143−149.
  140. Raimondi A.A. A numerical solution for the gas lubricated full journal bearing of finite length. ASLE Transactions. — Vol. 4. — 1961. — P. 339−347.
  141. Sneck H. J., Yen K.T. The Externally Pressurized. Porous Wall, Gas Lubricated Journal Bearing // Trans ASME, July 1964. Vol. 7. — P. 288−298.
  142. Сунь Да-чен. Анализ стационарных характеристик пористых радиальных подшипников с газовой смазкой // Проблемы трения и смазки. М.: Мир, 1975.-Т. 97. -№ 1.-С. 43−50.
  143. РД 50−411−83. Расход жидкостей и газов. Методика выполнения измерений с помощью специальных суживающихся устройств. Введ. 01.07.84. -М.: Изд-во стандартов, 1982. — 52 с.
  144. И.Е. Справочник по гидравлическим сопротивлениям. -М.: Госэнергоиздат, 1960. 464 с.
  145. О.Н., Лебедев В. В. Обработка результатов наблюдений. -М.: Наука, 1970.-104 с.
  146. Ю.В., Михайлов Ю. Б., Кузьмин В. И. Прогнозирование количественных характеристик процессов. М.: Сов. радио, 1975. — 400 с.
  147. B.C., Жаппаров Н. Ш., Шейнберг С. А. Радиальные аэростатические подшипники станков // Станки и инструмент. 1984. — № 7. — С. 5−8.
  148. Р.Е., Флеминг Д. П., Андерсон В. Дж. Статические испытания воздушных радиальных подшипников с внешним наддувом при наличии вращения // Проблемы трения и смазки. 1970. — № 2. — С. 163−170.
Заполнить форму текущей работой