Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Имитационное моделирование неустановившихся режимов работы авиационных ГТД с элементами систем управления

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современный газотурбинный двигатель представляет собой сложную динамическую систему с взаимосвязанным влиянием газодинамических и теплофизических процессов, протекающих в его узлах. Функционирование двигателя происходит под воздействием внутренних и внешних возмущений, а для маневренных самолетов с преобладанием неустановившихся режимов. Разработка метода математического моделирования… Читать ещё >

Содержание

  • ПРИНЯТЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
  • Основные сокращения
  • Обозначения параметров
  • Индексы
  • ОБВЕДЕНИЕ
    • 0. 1. Актуальность исследования
    • 0. 2. Цель и задачи исследования
    • 0. 3. Методы исследования
    • 0. 4. Научная новизна
    • 0. 5. Практическая ценность и достоверность научных положений
    • 0. 6. Апробация работы, публикации
    • 0. 7. Содержание работы
  • 1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ
    • 1. 1. Режимы работы авиационных ГТД. Неустановившиеся режимы работы двигателей
    • 1. 2. Динамические свойства (характеристики) авиационного ГТД
    • 1. 3. Анализ специализированных систем моделирования работы авиационных двигателей
    • 1. 4. Анализ некоторых существующих универсальных систем моделирования технических объектов
    • 1. 5. Анализ работ по проблемам работы авиационных двигателей на неустановившихся режимах
    • 1. 6. Анализ проблемы исследования. Постановка цели и задач
  • 2. РАЗРАБОТКА ПРИНЦИПОВ СОЗДАНИЯ И СОВМЕСТНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛЕЙ ГТД И ИХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
    • 2. 1. Математическое моделирование термогазодинамических процессов в авиационных ГТД
    • 2. 2. Классификация математических моделей ГТД и их адекватность
    • 2. 3. Моделирование неустановившихся режимов работы ГТД
    • 2. 4. Проблемы моделирования запуска авиационных ГТД и получения характеристик узлов в широком диапазоне
    • 2. 5. Основные принципы построения алгоритмов расчета и системы моделирования термогазодинамических процессов в ГТД на неустановившихся режимах
      • 2. 5. 1. Метод моделирования различных режимов работы авиационных ГТД совместно с элементами САУ и СКД
      • 2. 5. 2. Формирование универсальных алгоритмов расчета неустановившихся режимов авиационных ГТД
    • 2. 6. Технология расчета различных неустановившихся режимов в системе имитационного моделирования DVIGwp
      • 2. 6. 1. Методика расчета приемистости (сброса) по заданной рабочей линии на характеристике компрессора
      • 2. 6. 2. Методика расчета рабочей линии переходного процесса по заданному закону подачи топлива
      • 2. 6. 3. Моделирование работы многовальных ГТД на неустановившихся режимах работы
      • 2. 6. 4. Моделирование работы авиационных ГТД совместно с топливорегулирующей аппаратурой
      • 2. 6. 5. Моделирование включения форсажа
    • 2. 7. Совместная работа авиационных ГТД и элементов топливной автоматики на неустановившихся режимах
    • 2. 8. Анализ совместной работы авиационного ТРД и топливной автоматики на режимах разгона и торможения
    • 2. 9. Динамика развития и использования математических моделей ГТД
  • Выводы по II главе
  • 3. ИССЛЕДОВАНИЕ И УЧЕТ ДИНАМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ХАРАКТЕР ПЕРЕХОДНЫХ ПРОЦЕССОВ В ГТД
    • 3. 1. Исходные предпосылки. Основные факторы, влияющие на неустановившиеся режимы работы авиационных двигателей
    • 3. 2. Модульный принцип учета динамических факторов, влияющих на характер протекания переходных процессов в ГТД

    3.3 Алгоритмы, описывающие основные факторы, влияющие на динамические характеристики (инерционность роторов, газодинамическая инерционность, тепловая инерционность рабочего тела, нестационарный теплообмен рабочего тела с конструкцией и окружающей средой, динамика процессов подвода тепла от источника энергии, исследование течений в элементах ГТД, элементы измерения, контроля и управления в имитационных моделях ГТД, учет догорания топлива в турбине)

    3.4 Ранжирование влияния динамических факторов.

    Выводы по III главе.

    4 АПРОБАЦИЯ РАЗРАБОТАННЫХ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ПРИ МОДЕЛИРОВАНИИ И ИДЕНТИФИКАЦИИ ДИНАМИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ГТД, ЭУ И ИХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ.

    4.1 Одновальный двигатель (исходные данные, идентификация математической модели на расчетном режиме и на статической дроссельной характеристике, приемистость с различными дозировками топлива и программами регулирования).

    4.2 Двухвальный двигатель (особенности рабочих процессов в много-вальных схемах, исходные данные, идентификация модели на расчетном режиме и на статической дроссельной характеристике, приемистость с различными дозировками топлива, моделирование системы обнаружения и ликвидация помпажа).

    4.3. Двигатель КР7−300. Регулирование компрессора. Моделирование приемистости.

    4.4. Энергетическая установка ГТЭ 10/95. Моделирование резкого изменения нагрузки на электрогенераторе.

    Выводы по IV главе.

    5 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОТЛАДКИ АВТОМАТИКИ ФОРСАЖНОГО КОНТУРА ТРДДФ ПРИ ПРИЕМО-СДАТОЧНЫХ ИСПЫТАНИЯХ В СЕРИЙНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ.

    5.1. Двухвальный двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой сгорания.

    5.2. Автоматизация отладки форсажного контура ТРДДФ при испытаниях.

    5.3. Моделирование розжига форсажной камеры сгорания.

    Выводы по V главе.

Имитационное моделирование неустановившихся режимов работы авиационных ГТД с элементами систем управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

0.1. Актуальность исследования.

Совершенствование авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) [78] и энергетических установок на их базе идет по пути дальнейшего улучшения удельных показателей, при одновременном ужесточении требований по надежности и ресурсу. Отличительными чертами перспективных силовых установок являются: разнообразие режимов и условий эксплуатации, близость рабочих режимов к ограничениям по прочностным, температурным и функциональным параметрам, большое число регулирующих органов. В настоящее время, в связи с созданием авиационных двигателей новых поколений, а также с повышением требований к эффективности процессов их проектирования [80] и доводки, все больше внимания уделяется методам и средствам математического моделирования ГТД и его узлов [79, 169].

Использование информационных технологий в существенной мере определяет успешность создания авиационных двигателей новых поколений. Сложная техническая система, такая как авиационный двигатель, в своем развитии неизбежно достигает этапа, когда эффективная организация ее жизненного цикла [81] в целом и, прежде всего, на стадии разработки требует использования системного подхода, динамического формирования имитационной модели для структурной и параметрической оптимизации.

Современный газотурбинный двигатель представляет собой сложную динамическую систему с взаимосвязанным влиянием газодинамических и теплофизических процессов, протекающих в его узлах [88]. Функционирование двигателя происходит под воздействием внутренних и внешних возмущений, а для маневренных самолетов с преобладанием неустановившихся режимов. Разработка метода математического моделирования термогазодинамических процессов ГТД на неустановившихся режимах и реализация его в системе имитационного моделирования являются одной из задач общей проблемы компьютерной поддержки и автоматизации этапов проектирования и доводки, обеспечения надежной и устойчивой работы двигателей в эксплуатации. В связи с постоянным ростом требований, предъявляемых к современным самолетам, к их взлетным, разгонным характеристикам, а также к маневренности, на первый план выдвигается разработка методов и средств повышения эффективности переходных процессов в авиационных ГТД, позволяющих исследовать динамику и влияние различных факторов на неустановившиеся режимы работы двигателя на этапах проектирования и доводки.

Математическая модель, давая возможность более обоснованно анализировать условия работы двигателя в системе силовой установки летательного аппарата, повышает информативность теоретических и экспериментальных исследований, научно-методического сопровождения натурных испытаний и отладки [53, 88, 208]. Усложнение задач управления, использование более совершенных и сложных алгоритмов управления, развитие электронных технологий [101] создали предпосылки широкого внедрения методов математического моделирования для задач оптимального управления двигателем.

Имитационное моделирование (ИМ) — метод исследования, основанный на том, что изучаемая динамическая система заменяется ее имитатором и с ним проводятся эксперименты с целью получения информации об изучаемой системе. В соответствии с современной классификацией в области ИМ выделяют четыре основных направления [169, 224, 233]: моделирование динамических систем, дискретно-событийное моделирование, системная динамика, агентное моделирование. Процесс последовательной разработки имитационной модели начинается с создания простой модели, которая затем постепенно усложняется в соответствии с требованиями, предъявляемыми решаемой проблемой. В процессе создания имитационной модели можно выделить следующие основные этапы:

— формулирование проблемы: описание исследуемой проблемы и определение целей исследования;

— разработка модели: логико-математическое описание моделируемой системы в соответствии с формулировкой проблемы;

— подготовка данных: идентификация, спецификация и сбор данных;

— трансляция модели: перевод модели на язык, приемлемый для используемой ЭВМ;

— верификация: установление правильности машинных программ;

— валидация: оценка соответствий требуемой точности имитационной модели реальной системе;

— стратегическое и тактическое планирование: определение условий проведения машинного эксперимента с имитационной моделью;

— экспериментирование: прогон имитационной модели на ЭВМ для получения требуемой информации;

— анализ результатов: изучение результатов имитационного эксперимента для подготовки выводов и рекомендаций по решению проблемы;

— реализация и документирование: реализация рекомендаций, полученных на основе имитации, и составление документации по модели и ее использованию.

К неустановившимся процессам в двигателе относятся процессы при переходе с одного установившегося режима на другой [186]: запуск двигателя с выходом на режим малого газа или другой заданный режим, приемистость (переход с пониженного на максимальный или полный форсированный режим), дросселирование (переход с максимального на пониженный режим), встречная приемистость (процесс увеличения режима сразу после уменьшения — комбинация дросселирования и приемистости), включение и выключение форсированного режима, изменение режимов в связи с изменением положения органов управления (положения регулируемого сопла, направляющих аппаратов компрессора, турбины, клапанов перепуска воздуха в тракте и т. д.), изменение нагрузки на силовой турбине и др.

Неустановившийся режим работы ГТД характеризуется большим числом независимых параметров. Математическая модель ГТД должна включать в себя описание [53, 208]:

• характеристик регуляторов (а не только узлов двигателя);

• связи между элементами двигателя и САУ (механическую, термогазодинамическую, логическую — через систему моделирования);

• законов изменения подачи топлива и управления органами механизации двигателя;

• динамического изменения полноты сгорания топлива в камере;

• газодинамической и тепловой нестационарности в тракте двигателя;

• динамического запаздывания сигналов (от двигателя к САУ и обратно).

В настоящие время известно, что основные динамические факторы, влияющие на характер протекания процессов в двигателе, это инерционность роторов (механическая инерционность конструкции), газодинамическая и тепловая инерционность рабочего тела в газовоздушном тракте двигателя, динамика теплового состояния конструкции двигателя, динамика подвода тепла.

Опыт создания современных двигателей [88] выявил большую роль переходных процессов в обеспечении таких важных показателей, как газодинамическая устойчивость, управляемость, диапазон и темпы изменения тяги, величина и длительность возможного повышения допустимых уровней температуры, давления газа и частоты вращения роторов. Динамические характеристики двигателей являются одними из наиболее важных факторов, которые необходимо учитывать уже на стадии проектирования при выборе схемы ротора двигателя и определении рабочих режимов, при распределении работ по каскадам компрессора многовальных ГТД, при выборе параметров регулирования.

Таким образом, необходимо разработать методы и средства имитационного моделирования неустановившихся режимов работы авиационных ГТД (и ГТЭУ на их базе) в термогазодинамическом аспекте с учетом значимых динамических факторов, совместно с элементами управления и контроля, которые позволят решить проблему получения требуемых динамических характеристик двигателей на стадиях проектирования и доводки для проведения целенаправленного поиска технических решений, обеспечивающих предельные значения показателей эффективности разрабатываемых изделий и сокращение время их создания, а также обеспечить:

• устойчивость и оптимальность рабочих процессов (требуемый уровень КПД, удельных параметров и т. д.) на всех режимах, определение законов подачи топлива и перемещения регулируемых элементов двигателя на неустановившихся режимах, не допускающих температурных и динамических перегрузок узлов, помпажа компрессора, погасания камер сгорания и т. д.;

• требуемое качество переходных процессов (время регулирования, величина перерегулирования и т. д.).

0.2.

Цель и задачи исследования

.

Целью работы является разработка методов и средств имитационного моделирования неустановившихся режимов работы авиационных ГТД и их систем управления для улучшения качества переходных процессов, повышения эффективности этапов проектирования и доводки.

Исходя из цели работы, для ее реализации были выбраны следующие направления исследований:

1) разработать принципы создания и совместного использования моделей двигателей и их систем автоматического управления и контроля;

2) разработать метод имитационного моделирования работы авиационных двигателей совместно с элементами их управления и контроля на установившихся и неустановившихся режимах работы;

3) разработать математические модели и методики расчетов неустановившихся режимов работы ГТД различных схем, в том числе оригинальную методику отладки динамических процессов при приемосдаточных испытаниях (ПСИ) в серийном производстве;

4) разработать систему имитационного моделирования работы авиационных двигателей на неустановившихся режимах работы совместно с то-пливорегулирующей аппаратурой и другими элементами управления;

5) разработать и реализовать метод учета различных динамических факторов, влияющих на характер протекания неустановившихся режимов работы авиационных ГТД;

6) выполнить анализ эффективности разработанных методов и средств имитационного моделирования ГТД:

— провести идентификацию статических и динамических моделей ГТД и ГТЭ (КР7−300, Р95Ш, АЛ31-ФП, ГТЭ 10/95);

— исследовать динамические свойства конкретных ГТД различных схем, оптимизировать законы их регулирования;

— оптимизировать отладку динамических процессов при приемосдаточных испытаниях в серийном производстве с использованием компьютерных технологий.

0.3. Методы исследования.

При выполнении работы использованы следующие методы и способы исследования:

— теория рабочих процессов авиационных ГТД и теория автоматического управления;

— системный анализ и объектно-ориентированный подход при моделировании сложных процессов и изделий;

— методы математического моделирования сложных динамических систем;

— численные методы решения систем уравнений.

0.4. Научная новизна.

Новыми научными результатами, полученными в работе, являются разработанные методы и средства имитационного моделирования работы авиационных ГТД на неустановившихся режимах с учетом свойств элементов систем управления и контроля, направленные на повышение качества переходных процессов, эффективности этапов проектирования и доводки:

• создана система имитационного моделирования (СИМ) работы авиационных ГТД (и ГТЭУ на их базе) на неустановившихся режимах.

ОУЮур в термогазодинамическом аспекте (зарегистрирована в Роспатенте под № 2 004 610 868 за 2004 г.);

• впервые разработаны математические модели узлов двигателя, элементов управления (автоматики) и контроля, реализованные в СИМ БУЮшр, в отличие от существующих позволяющие моделировать, исследовать и прогнозировать различные неустановившиеся режимы работы ГТД произвольных схем совместно с элементами их систем управления и с возможностью учета большинства значимых факторов, при этом решать любые проектно-доводочные задачи;

• впервые показана значимость факторов, определяющих характер протекания переходных процессов в двигателе, в зависимости от типа решаемых задач, реализованы алгоритмы их учета в СИМ БУЮур;

• на основе разработанных методов и средств получены новые результаты при моделировании различных динамических процессов в авиационных двигателях сложных схем;

• впервые разработана методика «компьютеризированной отладки» системы управления включением форсажа в ТРДДФ с конкретной агрегатной реализацией и результаты ее применения при испытаниях в производстве.

0.5. Практическая ценность и достоверность научных положений.

Результаты исследований, разработанная система имитационного моделирования работы авиационных ГТД на неустановившихся режимах работы внедрены в промышленности — ФГУП «НПП Мотор» (Уфа), ОАО УМПО (Уфа), ФГУП НПО «Гидравлика» (Уфа), НТЦ им. А. Люльки (Москва), ОАО СКБ ВТИ (Москва), ОАО КМПО (Казань) и в учебный процесс УГАТУ (Уфа), СГАУ (Самара). Разработанные методы и средства имеют практическую ценность, а именно позволяют:

• определять динамические характеристики двигателя при его проектировании и доводке с целью удовлетворения требованиям ко времени и качеству переходных процессов с учетом ограничений по параметрам;

• находить законы подачи топлива и перемещения регулируемых элементов ГТД на неустановившихся режимах, реализуемых САУ;

• совершенствовать отладку динамических процессов при испытаниях с использованием компьютерных технологий в серийном производстве.

На защиту выносится:

1) принципы создания и совместного использования моделей двигателей и их систем автоматического управления и контроля;

2) метод имитационного моделирования работы авиационных двигателей совместно с элементами их управления и контроля на установившихся и неустановившихся режимах работы;

3) математические модели и методики расчетов неустановившихся режимов работы ГТД различных схем, в том числе оригинальная методика отладки динамических процессов при ПСИ в серийном производстве;

4) система имитационного моделирования работы авиационных двигателей на неустановившихся режимах работы совместно с топливорегули-рующей аппаратурой и другими элементами управления (система БУЮ? р зарегистрирована в Роспатенте под № 2 004 610 868 за 2004 г.);

5) метод учета различных динамических факторов, влияющих на характер протекания неустановившихся режимов работы ГТД;

6) результаты исследований рабочих процессов авиационных ГТД на неустановившихся режимах работы, подтверждающие эффективность и работоспособность разработанных методов и средств имитационного моделирования ГТД на этапах проектирования и доводки.

Достоверность научных положений, результатов и выводов, содержащихся в диссертационной работе, основывается на:

• корректном использовании фундаментальных уравнений теории рабочих процессов авиационных ГТД и теории автоматического управления;

• использовании признанных научных положений, апробированных методов и средств исследования, применением математического аппарата, отвечающего современному уровню;

• решении большого числа тестовых задач путем сопоставления новых аналитических решений с экспериментальными результатами.

0.6. Апробация работы.

Основные положения и результаты работы докладывались и обсуждались на Всероссийской НТК «Проблемы энергомашиностроения» (Уфа, 1996, 2002) — Международном симпозиуме (Нанкин, Китай, 1997) — Международной НТК по авиадвигателестроению им. Н. Д. Кузнецова (Самара, 1997, 1999, 2001, 2006) — Третьем конгрессе двигателестроителей Украины с иностранным участием (Харьков, 1998) — Республиканской конференции «Энергосбережение в республике Башкортостан» (Уфа, 1999) — Международной НТК.

Проблемы и перспективы развития двигателестроения «(Самара, 2003) — Республиканской научно-практической конференции (Уфа, 2003) — Международной НТК «Компьютерное моделирование» (Санкт-Петербург, 2003 и 2004) — Шестой всероссийской НТК с международным участием «Новые информационные технологии» (Таганрог, 2003) — Всероссийской НТК «Информационные технологии в науке, проектировании и производстве» (Нижний Новгород, 2004) — Всероссийской НТК «Проблемы современного энергомашиностроения» (Уфа, 2004) — Всероссийской НТК «Рабочие процессы и технологии двигателей» (Казань, 2005) — Всероссийской НТК «Мехатроника, автоматизация, управление» (Уфа, 2005) — II международной НТК «Авиадвигатели XXI века» (Москва, ЦИАМ, 2005) — Всероссийской НТК памяти P.P. Мавлютова (Уфа, 2006) — Международной НТК «Проблемы и перспективы развития двигателестроения» (Самара, 2006) — IX и X Всероссийской НТК «Аэрокосмическая техника и высокие технологии (Пермь, 2006, 2007).

Кроме того, работа докладывалась на головном совете «Машиностроение» (Уфа, 2004) под председательством академика Колесникова К. С., получена положительная выписка о представлении работы к защите.

Личный вклад соискателя в разработку проблемы: все основные идеи в работе сформулированы лично автором. Материалы диссертации основаны на исследованиях автора в период с 1996 по 2007 годы.

Основные положения, методики и результаты работы получены и апробированы в ходе реализации госбюджетной НИР, ряда грантов Минобразования и РФФИ, а также персонального гранта Президента Российской Федерации для поддержки молодых ученых в рамках продолжения научных исследований: № 212.02.01.022 «CAE-технологии в создании научно-технического задела для авиационных двигателей шестого поколения» (НТП «Научные исследования ВШ по приоритетным направлениям науки и техники») — 205.01.01.011 «Компоненты и методы системной разработки сложных изделий с использованием элементов искусственного интеллекта в рамках CALS-технологий» (НТП «Научные исследования ВШ») — № 02.07.002 «Компьютерная поддержка (CALS) разработки поршневых и комбинированных двигателей на основе сетевого имитационного моделирования, МетаСАПР, CAD/CAM/CAE и PDM-технологий» (межотраслевая программа Минобразования РФ и АО «АвтоВАЗ») — № 02−01−97 914 р2002агидельа «Математическое моделирование динамических систем с использованием открытой технологии МетаСАПР (Framework)» (грант РФФИ) — № ТОО-6.8−658 «Автоматизация термогазодинамического анализа переходных режимов работы авиационных ГТД» (грант по фундаментальным исследованиям в области технических наук) — № ЕОО-2.0−32 «Теоретические аспекты построения математических моделей кибернетических систем в реальном масштабе времени» (грант по фундаментальным исследованиям в области естественных наук) — грант по фундаментальным исследованиям «Теория и CASE-технология объектно-ориентированной разработки сложных изделий" — грант Президента РФ для поддержки молодых ученых в секции «Технические и инженерные работы» .

В 2005 году за цикл работ по исследованию динамики авиационных ГТД соискателю была присуждена Государственная молодежная премия в области науки и техники Республики Башкортостан.

Публикации. По результатам выполненных исследований и разработок опубликовано 65 работ. Основное содержание диссертации опубликовано в 33 печатных работах, в том числе в 15 публикациях в центральных рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК РФ, в 1 монографии, в 4 учебных пособиях с грифом УМО высших учебных заведений РФ по образованию в области авиации, ракетостроения и космоса. Получены 3 свидетельства об официальной регистрации программ для ЭВМ Роспатента РФ на системы имитационного моделирования DVIGw (свидетельство №.

2 004 610 624), DVIGwp (свидетельство № 2 004 610 868), STUPENY (свидетельство № 2 006 610 257).

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, основных выводов, списка литературы и приложения. Содержит 360 страниц машинописного текста, включающего 180 рисунков, 25 таблиц и библиграфический список из 247 наименований, приложения.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ.

1. Разработаны принципы создания и совместного использования моделей ГТД и их САУ, позволяющие реализовать пригодную для практического применения I универсальную методику и систему имитационного моделирования неустановившихся режимов работы авиационных двигателей произвольных схем совместно с элементами их систем управления.

Показано, что совокупность предложенных принципов, позволяет моделировать, исследовать и прогнозировать различные неустановившиеся режимы работы ГТД (и ГТЭУ на их базе) произвольных схем совместно с элементами их систем управления и с возможностью учета большинства значимых факторов, решать любые проектно-доводочные задачи.

2. Разработан метод имитационного моделирования работы авиационных двигателей различных схем и энергетических установок совместно с элементами их контроля и управления на неустановившихся режимах работы, базирующийся на вышеизложенных принципах.

Выявлено и показано, что разработанный метод позволяет:

— определять динамические характеристики двигателя при его проектировании с целью удовлетворения требованиям ко времени переходных процессов с учетом ограничений по параметрам;

— проводить целенаправленный поиск технических решений и законов управления, обеспечивающих предельные показатели эффективности рабочих процессов на неустановившихся режимах;

— проводить компьютеризированную отладку автоматики двигателя при приемосдаточных испытаниях в серийном производстве.

3. Разработаны математические модели узлов двигателя (входное устройство, компрессор, камера сгорания, турбина, реактивное сопло, отбор воздуха, потребитель мощности и т. д.), модели элементов систем управления и контроля (регуляторы, датчики и т. д.), позволяющие моделировать динамику авиационных ГТД.

Выявлено, что при отладке алгоритмов моделей узлов двигателя и элементов управления (автоматики) целесообразно использовать характерные тестовые задачи.

4. Разработан метод учета различных динамических факторов (реализован принцип суперпозиции), влияющих на характер протекания переходных процессов, позволяющий моделировать динамику авиационных ГТД различных схем с учетом основных значимых факторов.

Показано, что принятые за основу метода вычислительные алгоритмы, использующие дополнительные рекуррентные операторы, представляют новую технологию превращения компьютерных моделей, отлаженных на стационарных задачах, в модели, учитывающие и нестационарные эффекты, что позволяет универсально производить введение в модель тех или иных факторов по мере необходимости с учетом решаемых задач.

Получены результаты систематизации, исследования и ранжирования динамических факторов по степени их влияния в различных проектно-доводочных ситуациях и в зависимости от схемы двигателя, законов управления, от внешних условий и режимов его работы, от требований, предъявляемых к качеству переходных процессов и к динамике двигателя.

Выявлено, что по мере увеличения характерной частоты рассматриваемого переходного процесса основные динамические факторы, влияющие на характер протекания процессов в двигателе, необходимо ранжировать следующим образом:

— тепловая инерционность конструкции;

— нестационарный теплообмен рабочего тела с конструкцией и окружающей средой;

— инерционность роторов (механическая инерционность конструкции);

— динамическое запаздывание сигналов (от двигателя к САУ, к системе контроля и обратно);

— тепловая и газодинамическая инерционность рабочего тела в проточной части двигателя;

— инерционность подвода (отвода) тепла и физико-химических процессов преобразования энергии топлива в тепловую энергию;

— и еще целый ряд менее значимых факторов, так или иначе влияющих на рабочие процессы и адекватность создаваемых динамических моделей.

5. Разработана система БУЮур — СИМ работы авиационных двигателей на неустановившихся режимах работы совместно с элементами управления. Показано, что СИМ БУЮур позволяет решать широкий круг проектно-д овод очных задач:

— термогазодинамические расчеты, идентификацию моделей, расчеты характеристик;

— исследование свойств ГТД и их САУ на неустановившихся режимах при различных внешних и внутренних воздействиях, в т. ч. нештатных ситуацияхнаучно-методическое сопровождение натурных испытаний и отладки, выбор законов управления и режимно-конструкторских параметров двигателя и элементов его управления.

6. Получены результаты исследований, анализа динамических процессов ряда авиационных двигателей сложных схем. В частности, проведено моделирование и выполнена идентификация, позволившая получить динамические характеристики с удовлетворительной точностью. Результаты подтверждают работоспособность и эффективность предложенных методов и средств. Проверка выполнена на следующих объектах:

• одновальном турбореактивном двигателе для сверхзвуковых скоростей: сравнение с экспериментальной динамической характеристикой показывает удовлетворительные результаты: ЬР2<3.0%, 8 п <2.6%. Предложен и реализован способ представления реальных характеристик компрессора как суммы двух компрессоров: передний — до перепуска воздуха, задний — после перепуска на одном валу. Оптимизированы величина расхода воздуха на перепуск и момент открытия ленты.

• двухвальном турбореактивном двигателе (Р95Ш): сравнение с экспериментальной динамической характеристикой показывает удовлетворительное описание совместной работы элементов в двухвальной схеме (5Р2ст<3.0%, 5/7 <2.6%, 5 т <3.0%).

• двухвальном двухконтурном турбореактивном двигателе с форсажной камерой сгорания (АЛ31-ФП): оптимизирован процесс включения форсажавыход с режима «максимал» на режим «полный форсаж». Подобрана программа регулирования, динамика открытия сопла и подачи форсажного топлива. Оптимизирована отладка форсажного контура двигателя при ПСИ. Показано, что впервые разработана методика «компьютеризированной отладки» системы управления включением форсажа в ТРДДФ с конкретной агрегатной реализацией и приведены результаты ее применения при испытаниях в производстве.

• трехвальной энергетической установке (ГТЭ 10/95): проведено моделирование резкого (ступенчатого) изменение нагрузки на электрогенераторе при условии автономной работы (в локальной сети — наиболее сложный для регулирования случай). С помощью модели подобран закон управления, в соответствии с которым регулятор вырабатывает управляющее воздействие, учитывающее реальные возможности топливной системы установки в условиях экстремального регулирования.

Таким образом, разработаны методы и средства имитационного моделирования неустановившихся режимов работы авиационных ГТД (и ГТЭУ на их базе) в термогазодинамическом аспекте с учетом значимых динамических факторов, совместно с элементами систем управления и контроля, позволяющие повысить эффективность проектирования и доводки, качество переходных процессов.

Заключение

.

1. Оптимально совместить критерии получения максимума КПД установки и максимума её ресурса удаётся в окрестности Ов"р=61 кг/с, что соответствует п^д^Т 1156 об/мин и пквд=11 362 об/мин, при этом обеспечиваются КПД компрессоров, близкие к максимальным, и запасы устойчивости компрессоров не ниже 12% .

2. Характер изменения расхода топлива при дросселировании (рис. 4.96) позволил выявить минимум расхода топлива при определенном расходе воздуха, а также провал по оборотам частоты вращения КВД (рис. 4.101).

3. Если при резком изменении нагрузки (рис. 4.103) для поддержания частоты вращения свободной турбины расход топлива изменять по закону, представленному на рис. 4.104, закладывая в него соответствующее время запаздывания, то можно наблюдать следующее:

— при сбросе нагрузки (время запаздывания 1с) отклонение (превышение) частоты вращения ротора свободной турбины от заданной составляет 2.1% (рис. 4.107), при этом расход топлива снижается до 0,2 кг/с, коэффициент избытка воздуха в КС — акс =11;

— при резком увеличении нагрузки (время запаздывания всего лишь 0.1с) температура газа перед турбиной достигает 1400 К (это превышает допустимое значение в 1200 К) — отклонение (превышение) частоты вращения ротора свободной турбины от заданной составляет 1.2%- запасы устойчивости компрессоров снижаются до предельно допустимых 5% (рис. 4.110 и 4.111).

Таким образом, варьируя параметрами регуляторов (постоянными времени, коэффициентами демпфирования) удалось оптимизировать законы управления и получить необходимое качество переходных процессов (время регулирования, перерегулирование, колебательность и т. п.).

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А.Р. Математическое и имитационное моделирование агрегатов авиационных ГТД и технологий их автоматизированных испытаний : дис. канд. техн. наук: 05.07.05 / А. Р. Абзалов. Казань, КГТУ. — 1998. — 157 с.
  2. , В.Х. Теория авиационных газовых турбин / В. Х. Абианц. М.: Машиностроение, 1979. 213 с.
  3. , Г. Н. Прикладная газовая динамика / Г. Н. Абрамович. М.: Наука, 1976. 888 с.
  4. , В.Г. Оптимизация управления процессом запуска ГТД с учетом критерия минимума повреждаемости лопаток турбины / В. Г. Августинович // Труды ЦИАМ, 1986. Вып. 24. — С.32−36.
  5. , В.Г. Влияние времени приемистости на ресурс, экономичность и массу ТРДД / В. Г. Августинович // Труды ЦИАМ, 1986. Вып. 24. — С.81−87.
  6. , В.Г. Численное моделирование нестационарных явлений в газотурбинных двигателях/ В. Г. Августинович, Ю. Н. Шмотин и др. М.: Машиностроение, 2005. 536 с.
  7. Авиадвигателестроение: Энциклопедия / Под общей ред. проф. В. М. Чуйко. М.: Изд. дом «Авиамир», 1999. 300 с.
  8. Авиационные цифровые системы контроля и управления / Под общей ред.
  9. B.А. Мясникова и В. П. Петрова. Л.: Машиностроение, 1976. 608 с.
  10. Автоматика авиационных газотурбинных установок / Под общей ред. A.B. Штоды. М.: Воениздат, 1980. 247 с.
  11. Автоматизация проектирования лопаток авиационных турбомашин (методология, алгоритмы, системы) / Под ред. Б. М. Аронова. М.: Машиностроение, 1994. 240 с.
  12. Автоматизированная система проектирования авиационных двигателей (АСПАД-88) / Под ред. проф. A.M. Ахмедзянова. Уфа: УАИ, 1988. 34 с.
  13. Автоматизированное проектирование ГТД на базе ЭВМ: Отчет / УАИ. НИР 1−15−81/3.-Уфа, 1983.- 63 с.
  14. Автоматизированное управление самолетами и вертолетами / Под общей ред.
  15. C.М. Федорова. М.: Транспорт, 1977. 246 с.
  16. Автоматический контроль и диагностика систем управления силовыми установками летательных аппаратов / В. И. Васильев, Ю. М. Гусев и др. М.: Машиностроение, 1986. 240 с.
  17. , А.И. Летные испытания вертолетов / А. И. Акимов, JI.M. Берестов, P.A. Михеев. М.: Машиностроение, 1980. 398 с.
  18. , В.М. Теория и расчет ВРД / Под общей ред. С. М. Шляхтенко. М.: Машиностроение, 1987. 568 с.
  19. , С.Е. Классификация нестационарных факторов, влияющих на динамические характеристики газотурбинных двигателей / С. Е. Аксельрод,
  20. B.М. Кофман // Вопросы теории и расчета рабочих процессов тепловых двигателей: Межвуз. науч. сб. Уфа, 1998. № 12. — С. 14−17.
  21. , С.Е. Автоматика и основы регулирования авиадвигателей. /
  22. C.Е. Аксельрод. Уфа: УАИ, 1982. 93 с.
  23. , С.Е. Основы регулирования авиационных двигателей. / С. Е. Аксельрод. Уфа: УАИ, 1981. 88 с.
  24. , С.Е. Расчет характеристик турбореактивных двигателей./ С. Е. Аксельрод, A.M. Ахмедзянов, Х. С. Гумеров. Уфа: УАИ, 1973. 97 с.
  25. , М.А. Запуск авиационных газотурбинных двигателей / М. А. Алабин, Б. М. Кац, Ю. А. Литвинов. М.: Машиностроение, 1968. 228 с.
  26. , В.Е. Теория ракетных двигателей / В. Е. Алемасов, А. П. Тишин. М.: Машиностроение, 1980. 531 с.
  27. , В.Н. Расчет приемистости турбокомпрессора транспортного ГТД с помощью цифровой модели / В. Н. Аристов, Б. Р. Штерн // Изв. вузов, сер. «Машиностроение», 1981. № 6. — С. 58−66.
  28. , Ю.Г. Конвертирование авиационных ГТД для использования в наземных ЭУ. / Ю. Г. Арьков, З. Г. Шайхутдинов. Уфа: УАИ, 1986. 82 с.
  29. , A.M. Диагностика состояния ВРД по термогазодинамическим параметрам / A.M. Ахмедзянов, Н. Г. Дубравский, А. П. Тунаков. М.: Машиностроение, 1983. 206 с.
  30. , A.M. Формирование математических моделей ГТД переменного рабочего цикла / A.M. Ахмедзянов, В. И. Ижекеев, H.A. Матковская // Изв. вузов, сер. «Авиационная техника», 1990. № 3. — С. 86−88.
  31. , A.M. Системы конструирования среды для математического моделирования сложных технических систем / A.M. Ахмедзянов, Д. Г. Кожинов // Изв. вузов, сер. «Авиационная техника», 1994. № 1. — С. 54−55.
  32. , A.M. Термодинамические расчеты авиационных ГТД / A.M. Ахмедзянов, С. Е. Аксельрод, JI.H. Дружинин и др. Уфа: УАИ, 1982. 256 с.
  33. , A.M. Термогазодинамические расчеты авиационных ГТД. Учебное пособие / A.M. Ахмедзянов, В. П. Алаторцев, Х. С. Гумеров. Уфа: УАИ, 1990. 240 с.
  34. , A.M. Проектирование авиационных ГТД: Учебное пособие / A.M. Ахмедзянов, A.A. Рыжов, Х. С. Гумеров и др. Уфа: УАИ, 1987. 227 с.
  35. , A.M. Анализ методов организации вычислительных процессов при формировании моделей сложных систем / A.M. Ахмедзянов, Д. Г. Кожинов // Изв. вузов, сер. «Авиационная техника». 1993 — № 4. — С. 58−62.
  36. , А.М. Система конструирования САПР сложных технических объектов САМСТО / A.M. Ахмедзянов, Д. Г. Кожинов. Уфа: УАИ, 1991. 34 с.
  37. , A.M. Математическое моделирование динамических процессов в авиационных двигателях / A.M. Ахмедзянов, И. А. Кривошеев // Труды Российско-китайского симпозиума «Авиадвигателестроение». Нанкин, КНР, 1997. — С. 29−35.
  38. , Д.А. Компьютерная среда для синтеза и анализа геометрического облика газовоздушного тракта ГТД / Д. А. Ахмедзянов, И. А. Кривошеев и др. // Изв. вузов, сер. «Авиационная техника». 2001. — № 3. — С. 73−75.
  39. , Д.А. Математическое моделирование авиационных двигателей произвольных схем (компьютерная среда DVIG) /Д.А. Ахмедзянов, A.M. Ахмедзянов, Х. С. Гумеров и др. Уфа: Изд. Уфимск. гос. авиац. техн. ун-та, 1998. 128 с.
  40. , Д.А. Моделирование динамики авиационных газотурбинных двигателей / Д. А. Ахмедзянов, Е. С. Власова // Шестая всероссийская НТК «Новые информационные технологии». Таганрог, ТГРУ, 2003. С. 92−98.
  41. , Д.А. Моделирование переходных режимов работы авиационного ГТД в системе DVIGwp / Д. А. Ахмедзянов, Е. С. Власова. Уфа: Изд. Уфимск. гос.авиац. техн. ун-та, 2004. 43 с.
  42. , Д. А. Прямая и обратная задачи расчета переходных (неустановившихся режимов) авиационных ГТД / Д. А. Ахмедзянов, Х. С. Гумеров, И. В. Иванов // Изв. вузов, сер. «Авиационная техника». 1996. — № 3. — С. 89−91.
  43. , Д.А. Термогазодинамический анализ рабочих процессов ГТД в компьютерной среде БУЮу / Д. А. Ахмедзянов, И. А. Кривошеев, Х. С. Гумеров и др. Уфа: Изд. Уфимск. гос. авиац. техн. ун-та, 2003. 162 с.
  44. , Д.А. Модульный принцип учета влияния динамических факторов на характеристики неустановившихся процессов ГТД в компьютерной среде БУЮ / Д. А. Ахмедзянов, И. А. Кривошеев // Изв. вузов, сер. «Авиационная техника». 1999. — № 2. — С. 27−30.
  45. , Д.А. Моделирование работы авиационных ГТД и элементов топливной автоматики в переходных процессах / Д. А. Ахмедзянов, И. А. Кривошеев // Труды Всероссийской НТК им. Н. Д. Кузнецова, СГАУ. Самара, 2001. — С. 64−71.
  46. , Д.А. Методы и средства для внедрения компонентов САЬ8-технологии в авиадвигателестроении / Д. А. Ахмедзянов, И. А. Кривошеев // Вклад науки РБ в реальный сектор экономики. Уфа, 2003. — С. 33−35.
  47. , Д.А. Повышение эффективности рабочих процессов ГТД на неустановившихся режимах / Д. А. Ахмедзянов // Вестник УГАТУ. Уфа, 2004. — т.5 № 3(11). — С.56−66.
  48. , Д.А. Расчет автомата приемистости двухвального ТРДД / Д. А. Ахмедзянов, И. А. Кривошеев. Уфа: Изд. Уфимск. гос. авиац. техн. ун-та. Уфа, 2003. — 35 с.
  49. , Д.А. Автоматизация системного проектирования авиационного двигателя / Д. А. Ахмедзянов, И. А. Кривошеев. Уфа: Изд. Уфимск. гос. авиац. техн. ун-та, 2002. 61 с.
  50. , Д.А. Моделирование совместной работы авиационных ГТД и элементов топливной автоматики на переходных режимах в компьютерной среде БУЮ / Д. А. Ахмедзянов, И. А. Кривошеев, Х. С. Гумеров // Изв. вузов, сер.
  51. Авиационная техника". 2002. — № 1. — С. 43−46.
  52. , Д.А. Математическая модель изделия 97 (расчет статических и динамических характеристик) / Д. А. Ахмедзянов, Х. С. Гумеров // Научно-технический отчет. УГАТУ, ГНПП «МОТОР». Уфа, 1998. — 14 с.
  53. , Д.А. Разработка динамической модели двухвального ТРД / Д. А. Ахмедзянов, Х. С. Гумеров // Научно-технический отчет. УГАТУ, ГНПП «МОТОР». Уфа, 1999. — 16 с.
  54. , Д.А. Автоматизация термогазодинамического расчета переходных режимов работы авиационных ГТД/ Дис. канд. техн. наук Уфа: УГАТУ, 1999. — 169 с.
  55. , Ю.М. Некоторые вопросы проектирования систем автоматического управления разгоном ГТД : дис. канд. техн. наук / Ю. М. Ахметов. Уфа: УМПЗ, 1977.- 180 с.
  56. , А.И. Основы теории автоматического управления ракетными двигательными установками / А. И. Бабкин, С. И. Белов и др. М.: Машиностроение, 1978.- 328 с.
  57. , В.И. Расчет ВСХ однокаскадных и двухкаскадных турбореактивных двигателей / В. И. Бакулев, Н. И. Марков. М.: МАИ, 1971. 254 с.
  58. , В.И. Алгоритмы и программы расчета на ЭВМ высотно-скоростных и дроссельных характеристик ТРД и ТРДФ / В. И. Бакулев, Б. Г. Худенко. М.: МАИ, 1980. 57 с.
  59. , Б. Методы оптимизации. Вводный курс.: пер. с англ. / Б. Банди. М.: Радио и связь, 1988. 128 с.
  60. , В.В. Результаты термометрирования турбины ГТД ТА-6А № 3 на переходных и установившихся режимах работы /В.В. Баранов, В. И. Кричаткин и др. //Ступино, 1977. 37 с.
  61. , Е. А. Функции Ляпунова / Е. А. Барбашин. М.: Наука, 1970. 240 с.
  62. , И.А. Влияние неустановившегося теплообмена в проточной части на приемистость газотурбинного двигателя / И. А. Барский // Изв. вузов, сер.
  63. Машиностроение". 1975. — № 6. — С. 21−24.
  64. , C.JI. Автоматизация управления посадкой самолета / C.JI. Белгородский. М.: Транспорт, 1972. 352 с.
  65. , Ю.С. Теория автоматического управления силовыми установками летательных аппаратов / Под ред. A.M. Люлька. М.: Машиностроение, 1976. 343 с.
  66. , Ю.С. Управление ВРД / Под общей ред. проф. A.A. Шевякова. М.: Машиностроение, 1976. 376 с.
  67. , Д. Измерение и анализ случайных процессов / Д. Бендат, А. Пирсол. М.: Мир, 1974.-464 с.
  68. , В.А. Системы автоматического управления с микроЭВМ / В. А. Бесекерский, В. В. Изранцев. М.: Наука, 1987. 320 с.
  69. , В.А. Теория систем автоматического регулирования / В. А. Бесекерский, Е. П. Попов. М.: Наука, 1975. 768 с.
  70. , И.А. Основы автоматизированного проектирования / И. А. Биргер. М.: Машиностроение, 1977. 120 с.
  71. , В.А. Системы автоматического управления двигателями ЛА / В. А. Боднер, Ф. А. Шаймарданов. М.: Машиностроение, 1973. 284 с.
  72. , В.И. Камеры сгорания ГТД / В. И. Большагин, A.A. Саркисов. Уфа: УАИ, 1982.-41 с.
  73. , A.A. Частотные методы расчета нелинейных систем / A.A. Вавилов. Л.: Энергия, 1970. 324 с.
  74. Вендров, A.M. CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем / A.M. Вендров. М.: Финансы и статистика, 1998. 176 с.
  75. , С.А. Влияние теплообмена между рабочим телом и конструктивными элементами на динамические характеристики двухвальных ТРДФ / С. А. Гаврилов, Б. А. Черкасов и др. // Труды ЦИАМ, 1981. № 963, вып. 21. — С. 32−37.
  76. , С.А. и др. Автоматика авиационных газотурбинных силовых установок / Под общей ред. A.B. Штоды. М.: Воениздат, 1980. 314 с.
  77. , Р. Метод конечных элементов. Основы / Р. Галлагер. М.: Мир, 1984. -428 с.
  78. , А.Б. Программный комплекс ГРАД для расчета газотурбинных двигателей / А. Б. Голланд, С. А. Морозов, А. П. Тунаков и др. // Изв. вузов, сер.
  79. Авиационная техника". 1985. — № 1. — С. 83−85.
  80. , В.А. Теория и расчет двухконтурных ТРД / В. А. Голубев. М.: МАИ, 1983.-82 с.
  81. ГОСТ 23 851–79. Двигатели газотурбинные авиационные. Термины и определения. М.: Изд-во стандартов, 1980.
  82. ГОСТ 2.002−72. ЕСКД. Требования к моделям, макетам и темплейтам, применяемым при проектировании. М.: Изд-во стандартов, 1995.
  83. ГОСТ 22 487–77. Проектирование автоматизированное. Термины и определения. -М.: ГК СССР по стандартам, 1977.
  84. ГОСТ В 15.004−84 СРПП ВТ. Стадии жизненного цикла изделий и материалов. -М.: Изд-во стандартов, 1992.
  85. Двигатель 95 Ф. Руководство по технической эксплуатации.
  86. Двигатель РД-9Б. Руководство по технической эксплуатации.
  87. Динамика авиационных газотурбинных двигателей / Под общей ред. И.Г. Бир-гера, И. Шора. М., Машиностроение, 1981. 232 с.
  88. , В.Т. Идентификация систем управления авиационных газотурбинных двигателей / В. Т. Дедш. М.: Машиностроение, 1984. 200 с.
  89. , А.Я. Исследование эффективности некоторых методов идентификации математической модели ГТД по результатам испытаний /
  90. A.Я. Дмитриев, С. К. Бочкарев, В. В. Кулагин // Проектирование и доводка авиационных ГТД: Сб. науч. трудов. КуАИ. Куйбышев, 1984. — С. 25−29.
  91. , В.И. Средства компьютеризированной поддержки STEP-ориентированной CALS-технологии проектирования производственных систем /
  92. B.И. Дмитров, A.B. Андриенко // Информационные технологии. Москва, 1996. -№ 3. — с. 2−8.
  93. , Г. В. Динамика авиационных ГТД / Г. В. Добрянский, Т. С. Мартьянова. М.: Машиностроение, 1989. 240 с.
  94. , Г. В. Комплекс основных алгоритмов анализа статических и динамических свойств САР ГТД в системе машинного проектирования / Г. В. Добрянский, Н. В. Шикина, И. С. Мирошникова // ЦИАМ, 1977. № 8330. — 130 с.
  95. , В.Е. О процессе горения в камерах ГТД / В. Е. Дорошенко. Труды ЦИАМ, 1959. № 354. -128 с.
  96. , Р. Современные системы управления / Р. Дорф, Р. Бишоп.
  97. M.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002. 832 с.
  98. , Е.Г. Основы автоматического регулирования тепловых процессов / Е. Г. Дудников. М.: Госэнергоиздат, 1976. 264 с.
  99. , P.A. Термическая усталость металлов / P.A. Дульнев, П. И. Котов. М.: Машиностроение, 1980. 200 с.
  100. , В.В. Введение в интеллектуальное имитационное моделирование сложных дискретных систем. Язык РДО / В. В. Емельянов, С. И. Ясиновский. М.: АНВИК, 1998. 427 с.
  101. , C.B. Автоматика и регулирование авиационных газотурбинных двигателей. Учебное пособие / C.B. Епифанов, Д. Ф. Симбирский. Харьков, ХАИ, 1986. 94 с.
  102. , Н.В. Линейная алгебра и многомерная геометрия / Н. В. Ефимов, Э. Р. Розендон. М.: Наука, 1970. 528 с.
  103. Жук, Д. М. Современные системы автоматизации проектирования / Д. М. Жук // Компьютерра. 1996. — № 27. — С. 10−12.
  104. Идентификация и диагностика в информационно-управляющих системах авиакосмической энергетики / Под ред. Б. В. Боева. М.: Наука, 1988. 168 с.
  105. Идентификация систем управления авиационных газотурбинных двигателей / Под общей ред. В. Г. Августинович. М.: Машиностроение, 1984. 250 с.
  106. , В.И. Языковая подсистема формирования математических моделей ГТД «ПАРАД» / В. И. Ижикеев, В. Ф. Бочкарев, A.M. Ахмедзянов // Автоматизация разработки авиационных двигателей. УАИ. Уфа, 1989. — С. 6−11.
  107. , Р. Цифровые системы управления / Р. Изерман. М.: Мир, 1984. -541 с.
  108. , Я.Т. Термогазодинамический расчет воздушно-реактивных двигателей / Я. Т. Ильичев. Москва, труды ЦИАМ, 1975. № 677. — 126 с.
  109. , Н.В. Авиационные газотурбинные двигатели: теория и рабочий процесс / Н. В. Иноземцев. М.: Оборонгиз, 1955.-352с.
  110. Интегральные САУ силовыми установками самолетов / Под общей ред. A.A. Шевякова. М.: Машиностроение, 1983. 283 с.
  111. Интеллектуальные системы управления с использованием нейронных сетей / Под общей ред. В. И. Васильева, Б. Г. Ильясова. Уфа: Изд. Уфимск. гос. авиац. техн. ун-та, 1997. 92 с.
  112. Информационные связи и алгоритмы выполнения универсальных проектных процедур в САПР / Д. Г. Кожинов, И. А. Кривошеев // Межвузовский научный сборник. УАИ. Уфа, 1989. — № 1. — С. 37−50.
  113. Кац, Б. М. Об оценке влияния отбора воздуха (газа) на температуры авиационного ГТД / Б. М. Кац, П. Л. Мульчинов, C.B. Буров. ЦИАМ. Москва, 1977. -№ 774.- 139 с.
  114. , A.JI. Теория воздушно-реактивных двигателей / A.JI. Клячкин. М.: Машиностроение, 1969. 512 с.
  115. , Д.Г. Анализ методов организации вычислительных процессов при формировании математических моделей сложных технических объектов / Д. Г. Кожинов, A.M. Ахмедзянов // Изв. вузов, сер. «Авиационная техника». 1994. — № 3. -С. 77−80.
  116. , Д.Г. Интеллектуальный интерфейс для конструирования гибких комплексов автоматизированного проектирования авиационных двигателей /Д.Г. Кожинов, A.M. Ахмедзянов // Изв. вузов, сер. «Авиационная техника». 1997. — № 1. -С. 62−66.
  117. , Д.Г. Термогазодинамические расчеты тепловых двигателей и лопаточных машин / Д. Г. Кожинов, A.M. Ахмедзянов, B.JI. Христолюбов и др. Уфа: Изд. Уфимск. гос. авиац. техн. ун-та, 1994. 46 с.
  118. , С.Э. Тепловое состояние элементов конструкции авиационных двигателей / С. Э. Копелев, C.B. Гуров. М.: Машиностроение, 1978. 416 с.
  119. , Г. Справочник по математике / Г. Корн, Т. Корн. М.: Наука, 1973. 720 с.
  120. , В.П. Теоретические основы САПР / В. П. Корячко, В. М. Курейчик, И. П. Норенков. М.: Энергоатомиздат, 1987. 400 с.
  121. , В.М. Дис. канд. техн. наук / В. М. Кофман. Уфа: УАИ, 1984. — 176 с.
  122. , Г. Математические методы статистики / Г. Крамер. М.: Мир, 1975. -648 с.
  123. , И.А. САПР авиационных двигателей: состояние и перспективы / И. А. Кривошеев // Информационные технологии. М.: Машиностроение, 2000. — № 1. -С. 8−15.
  124. , И.А. Автоматизация системного проектирования авиационных двигателей / И. А. Кривошеев, Д. А. Ахмедзянов. Уфа: Изд. Уфимск. гос. авиац. техн. ун-та, 2002. 61 с.
  125. , И.А. Опыт и перспективы внедрения CAD/CAM-технологии в авиамоторостроении / И. А. Кривошеев, A.M. Ахмедзянов// Технология механообработки. Международная НТК, ч.2. Уфа: УГАТУ, 1994. С. 56−57.
  126. , И.А. Основные принципы построения интегрированной САПР-Д / И. А. Кривошеев, C.B. Жернаков // Межвузовский научный сборник «Автоматизация разработки АД». Уфа: УАИ, 1990. № 1. — С. 140−148.
  127. , А.И. Некоторые вопросы проектирования ГТД / А. И. Крюков. М.: МАИ, 1993.-336 с.
  128. , B.C. Проектный расчет основных параметров турбокомпрессора авиационного ГТД / B.C. Кузьмичев, A.A. Трофимов. Куйбышев: КуАИ, 1984. 64 с.
  129. , В.В. Теория BP Д. Совместная работа узлов и характеристик ГТД / В. В. Кулагин. Куйбышев: КуАИ, 1988. 240 с.
  130. , В.В. Теория газотурбинных двигателей: Учебник: В 2 кн. Кн. 1. Анализ рабочего процесса, выбор параметров и проектирование проточной части / В. В. Кулагин. М.: МАИ, 1994. 264 с.
  131. , В.В. Теория газотурбинных двигателей: Учебник: В 2 кн. Кн. 2. Совместная работа узлов, характеристики и газодинамическая доводка выполненного ГТД / В. В. Кулагин. М.: Изд-во МАИ, 1994. 304 с.
  132. , В.В. Основные закономерности рабочего процесса авиационных ГТД /В.В. Кулагин. Куйбышев: КуАИ, 1975. 115 с.
  133. , В.В. Теория, расчет и проектирование авиационных двигателей и энергетических установок / В. В. Кулагин. М: Машиностроение, 2003. 616 с.
  134. , В.В. Особенности совместной работы узлов турбореактивных двигателей с форсажом. Их регулирование и характеристики / В. В. Кулагин. Куйбышев: КуАИ, 1981. 87 с.
  135. , Г. Г. Анализ и синтез трехмерной САУ ГТД численными методами: дис. д-ра техн. наук / Г. Г. Куликов. Уфа: УАИ, 1984. — 370 с.
  136. , С.Т. Проблемы проектирования и развития систем автоматического управления и контроля ГТД / С. Т. Кусимов, Б. Г. Ильясов, В. И. Васильев и др. М.: Машиностроение, 1999. 609 с.
  137. , С.Т. Управление динамическими системами в условиях неопределенности / С. Т. Кусимов, Б. Г. Ильясов, В. И. Васильев и др. М.: Наука, 1998. 452 с.
  138. , А. Процессы в камерах сгорания ГТД / Под общей ред. проф. В. Е. Дорошенко. М.: Мир, 1986. 566 с.
  139. , H.A. Корреляционная теория оптимального управления многомерными процессами / H.A. Лившиц, В. Н. Виноградов, Г. А. Голубев. М.: Советское радио, 1974. 327 с.
  140. , Ю.А. Характеристики и эксплуатационные свойства авиационных турбореактивных двигателей / Ю. А. Литвинов. М.: Машиностроение, 1979. 288 с.
  141. , В.П. Теория ВРД. Основные закономерности рабочего процесса ГТД / В. П. Лукачев, В. В. Кулагин. Куйбышев: КуАИ, 1987. 228 с.
  142. , Ю.В. Применение теории подобия при проектировании систем управления ГТД / Ю. В. Любомудров. М.: Машиностроение, 1971. 200 с.
  143. , А.И. Построение вектор-функций Ляпунова для одного класса регулируемых систем / А. И. Маликов. Новосибирск: Наука, 1980. 236 с.
  144. , И.М. Практикум по автоматике и системам управления производственными процессами / И. М. Масленников. М.: Химия, 1986. 336 с.
  145. , В.А. Об устойчивых методах решения задачи идентификации линейного стационарного объекта. Вычислительные методы и программирование /
  146. B.А. Масленников, Ю. И. Худак // Сборник работ ВЦ МГУ. Москва, 1970. — XIV.1. C. 32−39.
  147. , М.М. Авиационные газотурбинные двигатели / М. М. Масленников, Ю. И. Шальман. М.: Машиностроение, 1975. 576 с.
  148. , В.Г. Теория выбора оптимальных параметров при проектировании авиационных ГТД / В. Г. Маслов. М.: Машиностроение, 1981. 124 с.
  149. , В.Г. Выбор параметров и проектный термогазодинамический расчет авиационных ГТД / В. Г. Маслов, B.C. Кузьмичев, В. А. Григорьев. Куйбышев: КуАИ, 1984.- 176 с.
  150. Математические основы теории автоматического регулирования / Под общей ред. Б. К. Чемоданова. М.: Высшая школа, 1997. Т.1 366 е.- Т.2 — 455 с.
  151. , В.И. Бортовые цифровые вычислительные машины и системы / В. И. Матов, Ю. А. Белоусов, Е. П. Федосев. М.: Высшая школа, 1988. 216 с.
  152. , В. М. Метод векторных функций Ляпунова в системах с обратной связью / В. М. Матросов // Автоматика и телемеханика. 1972. — № 9. — С. 63 — 75.
  153. Методология IDEF0. Функциональное моделирование. М.: Метатехнология, 1993.- 117 с.
  154. Методология IDEF1X. Информационное моделирование. М.: Метатехнология, 1993. — 120 с.
  155. Методы исследования нелинейных систем автоматического управления /Под общей ред. Р. А. Нелепина. М.: Наука, 1975. 448 с.
  156. , И. А. Системы автоматического управления самолетом / И. А. Михалев, Б. Н. Окоемов, М. С. Чикулаев. М.: Машиностроение, 1987. 240 с.
  157. Моделирование динамических процессов в сложных системах/ И.А. Кри-вошеев, Д. А. Ахмедзянов. Уфа: Изд. Уфимск. гос. авиац. техн. ун-та, 2003. 99 с.
  158. , A.A. Моделирование и проектирование сложных систем / A.A. Молчанов. Киев: Вища школа, 1988. 359 с.
  159. Надежность автоматизированных систем управления /Под общей ред. Я. А. Хетагурова. М.: Высш. шк., 1979. 508 с.
  160. , Б.Н. Теория нелинейных автоматических систем / Б. Н. Наумов. М.: Наука, 1972. 544 с.
  161. , Ю.Н. Законы управления и характеристики авиационных силовых установок: Учебник для вузов / Ю. Н. Нечаев. М.: Машиностроение, 1995. 400 с.
  162. , Ю.Н. Теория авиационных двигателей / Ю. Н. Нечаев. М.: ВВИА имени проф. Н. Е. Жуковского, 1990. 704 с.
  163. , Ю.Н. Теория авиационных газотурбинных двигателей. В 2 ч. 4.1. / Ю. Н. Нечаев, P.M. Федоров. М.: Машиностроение, 1977. 315 с.
  164. , Ю.Н. Теория авиационных газотурбинных двигателей. В 2 ч. 4.2. / Ю. Н. Нечаев, P.M. Федоров. М.: Машиностроение, 1978. 334 с.
  165. , П.В. Оценка погрешностей результатов измерений. 2-е изд., перераб. и доп. / П. В. Новицкий, И. А. Зограф. Л.: Энергоатомиздат, 1991. 300 с.
  166. , И.П. Введение в автоматизированное проектирование технических устройств и систем / И. П. Норенков. М.: Высш. школа, 1986. 304 с.
  167. , И.П. Разработка САПР / И. П. Норенков. М.: Машиностроение, 1994. 240 с.
  168. Оптимизация многомерных систем управления газотурбинных двигателей летательных аппаратов /Под общей ред. A.A. Шевякова и Т. С. Мартьяновой. М.: Машиностроение, 1989. 256 с.
  169. Основы теории автоматического управления: Учебник для вузов / Под общейред. Н. Б. Судзиловского. М.: Машиностроение, 1985. 512 с.
  170. , В.А. Теория систем / В. А. Острейковский. М.: Высшая школа, 1997.-312 с.
  171. Переходные процессы в газотурбинных установках / Под общей ред. проф. И. В. Котляра. М., Машиностроение, 1973. 256 с.
  172. , Э. Численные методы оптимизации. Единый подход / Э. Полак. М.: Мир, 1974. 376 с.
  173. , Б.А. Настоящее и будущее авиационных двигателей / Б. А. Пономарев. М.: Воениздат, 1982. 240 с.
  174. , Е. П. Прикладная теория процессии управления в нелинейных системах / Е. П. Попов. М.: Наука, 1973.- 583 с.
  175. , В.П. Тепловые свойства корпусов ГТД и пути уменьшения радиальных зазоров / В. П. Почуев, В. К. Костеж // Труды ЦИАМ, 1985. № 1139. — 120 с.
  176. Проектирование авиационных газотурбинных двигателей: Учебник для ВУЗов / Под общей ред. проф. A.M. Ахмедзянова. М.: Машиностроение, 2000. 454 с.
  177. Проектирование систем автоматического управления ГТД. Нормальные и нештатные режимы / Под общей ред. акад. Б. Н. Петрова. М.: Машиностроение, 1981. 400 с.
  178. , B.C. Основы автоматического управления / B.C. Пучаев, И.Е. Ка-заков, Л. Г. Евланов. М.: Машиностроение, 1974. 719 с.
  179. Развитие системы для определения динамических характеристик средств измерений и измерительных каналов НИС, предназначенных для стендовых испытаний ГТД на переходных режимах и динамических режимах / Технический отчет ЦИАМ, 1985. № 10 430. — 115 с.
  180. Расчет характеристик ТРДД и ТРДДФ на ЭВМ / В. И. Бакулев, В. А. Голубев, Д. С. Ковнер, Б. А. Козленко. М.: МАИ, 1981. 83 с.
  181. , Б.П. Система имитационного моделирования «Альбея» (ядро): Учебное пособие / Б. П. Рудой, В. Г. Горбачев и др. Уфа: УАИ, 1995. 68 с.
  182. , C.B. Системное проектирование авиационного двигателя / C.B. Румянцев, В. А. Сгилевский. М.: Изд-во МАИ, 1991. 80 с.
  183. , C.B. Современный подход к автоматизированному проектированию двигателя в системе летательного аппарата / C.B. Румянцев // Тем. сб. науч. тр. -М.: МАИ, 1979. Вып. 46. — С. 3−16.
  184. , М.А. Автоматизированное проектирование авиационных ГТД / М. А. Сахабетдинов. Уфа: УАИ, 1983. 63 с.
  185. , Д. Линейный регрессионный анализ / Д. Себер. М.: Мир, 1980. 456 с.
  186. , Л. И. Методы подобия и размерностей в механике / Л. И. Седов. М.: Наука, 1972. 440 с.
  187. , А.Н. Современные методы анализа автоматизированных систем управления движением ЛА / А. Н. Синяков, И. Б. Филатов, В. Г. Чуич. Л.: Изд. ЛЭТИ, 1981.-49 с.
  188. , С. А. Техническая диагностика авиационных газотурбинных двигателей / С. А. Сиротин, Ю. М. Коровкин. М.: Машиностроение, 1979. 272 с.
  189. , Г. С. Авиационные газотурбинные двигатели / Г. С. Ску-бачевский. М.: Машиностроение, 1981. 520 с.
  190. , Б.Я. Моделирование систем: Учеб. для вузов / Б. Я. Советов, С. А. Яковлев. М.: Высш. ж, 1998. 319 с.
  191. , Г. В. Метод и стандартная программа решения систем нелинейных уравнений. Техническая справка / Г. В. Соколов, И. С. Шлыкова. М.: Институт им. Баранова, 1965. 32 с.
  192. , В.А. Неустановившиеся режимы работы авиационных двигателей / В. А. Сосунов, Ю. А. Литвинов. М.: Машиностроение, 1975. 216 с.
  193. Справочник по теории автоматического управления / Под общей ред. A.A. Красовского. М.: Наука, 1987. 712 с.
  194. , Г. А. Теория динамических систем / Г. А. Степаньянц. М.: Машиностроение, 1985. 248 с.
  195. , Б.С. Теория реактивных двигателей / Б. С. Стечкин. М.: Оборониздат, 1956. 548 с.
  196. , Б.С. Теория реактивных двигателей. I и II части / Б. С. Стечкин, П. К. Казанджан и др. М.: ВВИА им. проф. Жуковского, 1954. 426 с. и 386 с.
  197. , P.A. Анализ и синтез элементов (узлов) САР ДЛА и ЭУ с помощью системы автоматизированного моделирования / P.A. Сунарчин, Л. М. Хасанова, В. Г. Михайлов. Уфа: УГАТУ, 1998. 55 с.
  198. Теория автоматического регулирования / Под общей ред. В. В. Солодовникова. В 3-х т. М.: Машиностроение, 1967. ТI — 768 е., T. II — 679 е., Т. III — 367 с.
  199. Теория автоматического управления. Часть I / Под общей ред. A.B. Нетушила. Изд. 2-е, пер. и доп. М.: Высшая школа, 1976. 430 с.
  200. Теория автоматического управления. Часть II / Под общей ред. A.B. Нетушила. М.: Высшая школа, 1972. 430 с.
  201. Теория автоматического управления силовыми установками летательных аппаратов / под общей ред. В. А. Шевякова. М.: Машиностроение, 1976. 334 с.
  202. Теория воздушно-реактивных двигателей / Под общей ред. С. М. Шляхтенко. М.: Машиностроение, 1975. 568 с.
  203. Теория, расчет и проектирование авиационных двигателей и энергетических установок / Под общей ред. В. В. Кулагина. М.: Машиностроение, 2005. 464 с.
  204. Теория двухконтурных турбореактивных двигателей /Под общей ред. В. А. Сосунова. М.: Машиностроение, 1979. 432 с.
  205. Теория, расчет и проектирование авиационных двигателей и энергетических установок: Учебник / Под общей ред. В. А. Сосунова, В. М. Чепкина. М.: МАИ, 2003. 688 с.
  206. Теория систем с переменной структурой / Под общей ред. C.B. Емельянова. М.: Наука, 1970. 592 с.
  207. Термогазодинамический расчет газотурбинных силовых установок / Под общей ред. В. М. Дорофеева, В. Г. Маслова. М.: Машиностроение, 1973. 144 с.
  208. , A.B. Разработка и применение передаточных моделей при согласовании газотурбинных двигателей с летательным аппаратом : дис. канд. техн. наук /
  209. A.B. Титов. Казань: КГТУ, 1998. — 326 с.
  210. , А.Н. Методы решения некорректных задач / А. Н. Тихонов,
  211. B.Я. Арсенин. М.: Наука, 1976. 285 с.
  212. Точные методы исследования нелинейных систем автоматического управления / Под общей ред. P.A. Нелепина. М.: Машиностроение, 1971. 324 с.
  213. Ту, Т. Ю. Цифровые и импульсные системы автоматического управления. Т. Ю. Ту. М.: Машиностроение, 1964. 700 с.
  214. , А.П. Методы оптимизации при доводке и проектировании газотурбинных двигателей / А. П. Тунаков. М.: Машиностроение, 1979. 184 с.
  215. , А.П. САПР авиационных ГТД / А. П. Тунаков, И. А. Кривошеев, Д. А. Ахмедзянов. Уфа: Изд. Уфимск. гос. авиац. техн. ун-та, 2005. 272 с.
  216. , А.П. Кризис САПР и пути выхода из него / А. П. Тунаков // Изв. вузов, сер. «Авиационная техника». 1998.- № 3. — С.85−91.
  217. , Л.И. Основы численных методов / Л. И. Турчак. М.: Наука, 1987. -320 с.
  218. , В.И. Скользящие режимы и их применение в системах с переменной структурой / В. И. Уткин. М.: Наука, 1974. 272 с.
  219. , О.Н. Контактный теплообмен в газотурбинных двигателях и энергоустановках / О. Н. Фаворский, В. А. Мальков, В. И. Леонтьев. М.: Машиностроение, 1978. 144 с.
  220. , B.C. К вопросу автоматизации процесса определения экспериментальной динамической характеристики ГТД / B.C. Фатиков и др. // Тезисы докладов II Всесоюзной НТК, 1981. С. 47−51.
  221. , P.M. Таблицы и диаграммы теплофизических величин и газодинамических функций / P.M. Федоров, Н.И. Мелик-Пашаев. ВВИА им. проф. Н. Е. Жуковского, 1967. 99 с.
  222. , Д. Прикладное нелинейное программирование / Д. Хим-мельблау. М.: Мир, 1993. 237 с.
  223. , К.В. Согласование параметров компрессора и турбины в авиационных газотурбинных двигателях / К. В. Холщевников. М.: Машиностроение, 1965.-200 с.
  224. , К.В. Теория и расчет авиационных лопаточных машин. Учебник для вузов. 2-е изд. / К. В. Холщевников, О. Н. Емин, В. Т. Митрохин. М.: Машиностроение, 1986. 432 с.
  225. , Д.Н. Системы и моделирование. Пер. с англ. / Д. Н. Хорафас. М.: Мир, 1967.-415 с.
  226. , Б.А. Автоматика и регулирование ВРД / Б. А. Черкасов. М.: Машиностроение, 1988. 360 с.
  227. , А.Я. Инженерные расчеты газотурбинных двигателей методом малых отклонений / А. Я. Черкез. М.: Машиностроение, 1965. 156 с.
  228. , А.Я. Метод малых отклонений при расчетах авиационных двигателей / А. Я. Черкез. М.: Машиностроение, 1978. 67 с.
  229. , В.М. Имитационное моделирование / В. М. Черненький. М.: Высш. шк, 1990.- 179 с.
  230. , В.И. Математические методы и алгоритмы исследования автоматических систем / В. И. Чернецкий, Г. А. Дидук, A.A. Потапенко. Л.: Энергия, 1970. 374 с.
  231. , А.Ю. Алгоритмы управления режимами запуска вспомогательного газотурбинного двигателя из условия обеспечения повышенного ресурса : дис. канд. техн. наук / А. Ю. Чечулин. М.: НПО «Союз», 1989. — 328 с.
  232. , А.Ю. Отчет по исследованию зависимости между параметрами запуска «горячего» и «холодного» двигателя / А. Ю. Чечулин // Отчет. 1982. 36 с.
  233. , Б.А. Автоматика и регулирование воздушно-реактивных двигателей /Б.А. Черкасов. М.: Машиностроение, 1974. 376 с.
  234. , Р.К. Методы математического моделирования двигателей летательных аппаратов / Р. К. Чуян. М.: Машиностроение, 1988. 288 с.
  235. , A.C. Летательные аппараты как объекты управления / A.C. Шаталов, Ю. И. Топчиев, B.C. Кондратьев. М.: Машиностроение, 1972. 240 с.
  236. . Автоматизация инженерных работ и научных исследований / Б. Шатров, С. Иванников // Открытые системы. 1997. — № 2. — С. 45−48.
  237. , A.A. Автоматика авиационных и ракетных силовых установок / A.A. Шевяков. М.: Машиностроение, 1970. 583 с.
  238. , Р. Имитационное моделирование систем. Искусство и наука /
  239. Р. Шеннон. M.: Мир, 1987. 418 с.
  240. , П. Основы идентификации систем управления / П. Эйкхофф. М.: Мир, 1975. 683 с.
  241. Электронные системы управления авиационных газотурбинных двигателей 1980−1990 гг. // ЭИ. сер. «Авиастроение», 1984. — № 17. — С. 17−30.
  242. , O.K. Оптимальное управление силовой установки самолета / O.K. Югов, О. Д. Селиванов, JI.H. Дружинин. М.: Машиностроение, 1978. 172 с.
  243. , O.K. Согласование характеристик самолетов и двигателей / O.K. Югов, О. Д. Селиванов. М.: Машиностроение, 1975. 204 с.
  244. , В.И. Система программ для расчета характеристик ВРД на ЭЦВМ. В. И. Янкин. М.: Машиностроение, 1976. 168 с.
  245. Akhmedzyanov, A.M. Environment-constructive system for mathematical modeling of complex engineering systems / A.M., Akhmedzyanov, D.G. Kozhinov // Allerton Press, Inc./New York. Russian Aeronautics. 1994. — № 1. — P. 57−61.
  246. Homer, P.T. Using Schooner to support distribution heterogeneity in the Numerical Propulsion System Simulation project / P.T. Homer, R.D. Schlichting // Concurrency -Practice and Experience 6, 4 (June 1994) P.271−287.
  247. Kurzke, J. Eine erweiterte Version des NASA-Turbienen-Kennfeldprogrammes aus NASA / J. Kurzke // Lehrstuhl fuer Flugantriebe, TU Muenchen, 1976. 220 s.
  248. Kurzke, J. Berechnungsverfahren fuer das Betriebsverhalten von Luftstrahlantriben / J. Kurzke // Lehrstuhl fuer Flugantriebe, TU Muenchen, 1976. 135 s.
  249. Markwich, P. Diplomarbeit am Lehrstuhl fuer Luftfahrtriebwerke der TU / P. Markwich. Muenchen, 1983.- 170 s.
  250. Muenzberg, H. GasturbinenBetriebverhalten und Optimierung / H. Muenzberg. Kurzke J. Berlin, 1977. 438 s.
  251. Tiefenbacker, E. Probleme von Waermetauschern fuer Fahrzeug-Gasturbinen / E. Tiefenbacker. DLR-Mitt, 1975. 135 s.
Заполнить форму текущей работой