Формирование направлений развития г. Сочи на основе комплексной оценки соответствия туристским центрам мирового уровня
Для достижения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи: провести анализ доступных источников информации для формулировки понятия «туристский центр мирового уровня» — провести анализ нескольких ведущих мировых курортов с целью выявления общих черт, которые станут критериями оценки в создаваемой моделисформировать конечную модель, на основе которой будет оцениваться город… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретическая разработка комплексной модели оценки
- 1. 1. Формулировка понятия «туристский центр мирового уровня»
- 1. 2. Определение критериев оценки на основе изучения ведущих мировых курортов
- 1. 3. Создание комплексной модели оценки
- Глава 2. Анализ объекта исследования
- 2. 1. Природно-климатические характеристики и история развития города Сочи как курорта
- 2. 2. Оценка текущего состояния города
- 2. 3. Факторы, влияющие на дальнейшее развитие города, и среднесрочный прогноз
- Глава 3. Практическая оценка соответствия города Сочи уровню «мирового туристского центра» на основе комплексной модели
- 3. 1. Оценка соответствия уровню «мирового туристского центра» в краткосрочной перспективе
- 3. 2. Оценка соответствия уровню «мирового туристского центра» в долгосрочной перспективе
- 3. 3. Определение приоритетов в дальнейшем развитии на основе сравнения с аналогичными курортными территориями
Формирование направлений развития г. Сочи на основе комплексной оценки соответствия туристским центрам мирового уровня (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Победа города Сочи в конкурсе на проведение Зимних Олимпийских Игр 2014 года коренным образом изменила его дальнейшую судьбу и вектор развития на десятилетия вперед. Город должен стать не просто первоклассной площадкой для проведения соревнований международного уровня и подготовки спортсменов, но и значительно преобразоваться в своем основном (курортном) назначении. Эту масштабную и многогранную задачу должны решить принятая к реализации Федеральная Целевая Программа «Развитие города Сочи как горноклиматического курорта (2006;2014г.г.)» и соответствующая «Программа строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта».
Изменения коснутся практически каждой области жизни города. Обновлению будут подвергнуты средства размещения, транспортная система, система энергоснабжения, сфера услуг и многие другие направления! Город изменится и, несомненно, станет более удобным и интересным местом для туристов из России и из-за рубежа. Однако при этом остаются открытыми вопросы, какое именно место займет Сочи на глобальном рынке туристских услуг, станет ли он по-настоящему «мировым курортом», сможет ли он конкурировать с уже развитыми туристскими направлениями на одном уровне.
В этой связи диссертационная^ работа «Разработка комплексной модели оценки города Сочи на соответствие уровню» мирового туристского центра"", призванная глубоко изучить текущее состояние города и перспективы его развития в свете наиболее актуальных тенденций мирового туризма, является актуальной. Действительно, сегодня в выступлениях первых лиц государства и края, материалах ведущих СМИ и частных беседах очень много говорится о том, что Сочи в самое ближайшее время должен стать курортом мирового уровня. В то же время мало кто может четко сформулировать, по каким именно критериям можно оценить соответствие или не соответствие столь высокому званию, в соответствие каким общемировым требованиям приводить его инз фраструктуру и уровень обслуживания и на что именно делать акценты в ежедневном развитии.
Цель диссертационной работы — определение направлений развития г. Сочи на основе разработки системы показателей оценки, с помощью которой можно будет определить возможность отнесения города Сочи к курортам «мирового уровня» на текущий момент и в среднесрочной перспективе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: провести анализ доступных источников информации для формулировки понятия «туристский центр мирового уровня" — провести анализ ведущих мировых курортов с целью выявления общих черт, которые станут критериями оценки в создаваемой моделисформировать конечную модель, на основе которой будет оцениваться город Сочипровести глубокий анализ объекта исследования (города Сочи), истории его развития, текущего состояния и перспектив развитияпровести практическую оценку города на соответствие уровню «мирового туристского центра» и определить приоритеты в дальнейшем развитии.
Степень разработанности проблемы. Экономические основы и направления развития рекреации и туризма рассматриваются в публикациях В. Азара, М. Биржакова, И. Зорина, Н. Моисеевой и др. Представление об адекватной современным условиям системе оценки уровня развитя регионов формируется на основе работ специалистов, исследующих проблемы туризма, менеджмента и маркетинга туризма: Д. Аакер, С. Артюхов, М. Боков, Р Батра, А. Балабанова, Н. Безруковой, Дж. Боуэна, В. Бутова, И. Бугаяна, Л. Волковой, Н. Восколовича, А. Градова, 3. Горбылевой, А. Гранберга, А. Дуровича, В. Игнатова, Е. Ильиной, Н. Кабушкина, Н. Кетовой, А. Кириллова, Ф. Котлера, Е. Котлярова, А. Крючковой, В. Овчинникова, Г. Папиряна, Г. Перова, А. Романова, С. Сенина, А. Тамбиева, Ю. Темного, В. Янкевича, Г. Яковлева и др.
Вопросы определения сложной и многогранной категории туризма, проблемы формирования рекреационно-туристских комплексов исследуются в работах М. Амирханова, Г. Бабкова, А. Быкова, В. Волошина, В. Гуляева, М. Дреева, Н. Калиновской, Г. Карповой, В. Козарева, Е. Кротовой, Г. Малышевой, Л. Муратовой, С. Николаева, В. Никифорова, Л. Проурзина, О. Рахмалевой, Д. Решетникова, Г. Романовой, В. Сапруновой, Я. Тарасовой, А. Татаринова, А. Татуева, А. Трусова, В. Чернова, А. Чудновского и др.
В целом, проблема разработки универсальной комплексной модели, на основе которой можно будет оценить возможность отнесения города Сочи к курортам «мирового уровня» на текущий момент и в среднесрочной перспективе не имеет единого подхода в работах ученых. В связи с этим, необходимо обобщение имеющихся исследований, разработка предложений и рекомендаций по созданию и развитию подобной модели.
Гипотеза научного исследования. Основные приоритеты развития РТК г. Сочи во многом зависят от создания' системы оценки уровня его развития, таким образом, можно с высокой степенью достоверности утверждать, что существует объективная необходимость создания обоснованного набора приоритетов развития нашего региона. Эффективная адаптация РТК г. Сочи к требованиям предъявляемым к курортам мирового уровня возможно при наличии методологического подхода к выбору предлагаемой системы приоритетов.
Объект, исследования.
Объектами исследования явился туристско-рекреационный комплекс г. Сочи, функционирующий в новых условиях экономики.
Предмет исследования.
Предметом исследования являются методологические и методические аспекты развития ТРК г. Сочи, как курорта мирового уровня.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования служат труды отечественных и зарубежных ученых, практиков в области экономики, теории управления, маркетинга, конкуренции и конкурентного поведения предприятий на рынке, экономики и управления на предприятиях индустрии гостеприимстваметоды эмпирического и теоретического исследования (системный подход, методы экономико-организационного моделирования, метод иерархической декомпозиции, опрос, статистический анализ, логический и структурный анализа, наблюдение и сравнение, контент-анализ первичных документов организаций и законодательных актов).
Информационную основу диссертационной работы составляют статистические данные о развитии экономической ситуации в РФ, в Краснодарском крае и г. Сочиплановые и отчетные данные о деятельности ТРК г. Сочи, в основном за период 1990;2010гг.- аналитические материалы научно-исследовательских организацийэкономическая* литература и материалы периодической печати, конференций.
В качестве организационно-правовой базы были приняты действующие законы, законодательные и нормативные акты Правительства РФ, администрации Краснодарского края и местных органов власти г. Сочи по вопросам развития и управления ТРК.
Методология исследования. Теоретические исследования диссертации посвящены развитию положений системного подхода к экономической деятельности ТРК и теории принятия решений, проблемам научного планирования и мониторинга результатов хозяйствовеннойдеятельности. Основные методологические принципы, лежащие в основе данного исследования, базируются на фундаментальных положениях ведущих отечественных и зарубежных экономистов двадцатого столетия. В исследовании широко используются концепции современной науки управления.
Соответствие темы диссертации требованиям паспорта специальности ВАК. Исследование выполнено в соответствии с п. 15.7. «Территориальная организация туристско-рекреационных систем», п. 15.2. «Совершенствование организационных форм управления в сфере рекреации и туризма в условиях рынка на федеральном, региональном и местном уровнях» и п. 15.8. «Ресурсный потенциал сферы рекреации и туризма и эффективность его использования» паспорта специальности 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством (рекреация и туризм).
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
— доказано на основе анализа литературных источников, статистических данных и практики работы туристских центров мирового уровня, отсутствие единых подходов к составу, структуре и принципам деятельности подобных центров;
— уточнено понятие туристского центра мирового уровня как освоенной и используемой в рекреационных целях особо охраняемой природной территории, располагающая природными рекреационными ресурсами и инфраструктурой (в том числе и лечебно-профилактической), соответствующей общемировому уровню качества и удобства, который подтверждается соответствующим стабильным спросом со стороны не только внутренних (национальных) туристов, отдающих предпочтение курорту вместо зарубежных аналогов, но и внешних (иностранных) туристов. на основе анализа деятельности ведущих мировых курортов выявлены общие черты и факторы, которые стали основой критериальной составляющей системы оценкиразработана методика оценки уровня, развития туристских центров мирового уровня в краткосрочной и долгосрочной перспективеопределены основные направления-дальнейшего развития ТРК г. Сочи как туристического центра мирового уровня в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Основные результаты исследования, выносимые на защиту.
Впроцессе исследования получены теоретические и практические проблемы и пути эффективного развития РТК г. Сочи при его движении в сторону курорта мирового уровня. При этом в исследовании учтены особенности развития РТК в России и его место в экономике сочинского региона, а также пробле7 мы развития РТК г. Сочи.
Обобщены определенные приоритеты развития г. Сочи на основе разработки универсальной комплексной модели, с помощью которой можно будет оценить возможность отнесения г. Сочи к курортам «мирового уровня» на текущий момент и в среднесрочной перспективе.
Проанализированные все доступные источники информации для формулировки понятия «туристический центр мирового уровня».
Рассматривается множество вариантов деятельности ведущих мировых курортов^ с целью выявления общих черт, которые стали критериями оценки в создаваемой модели.
На основе проведения глубокого анализа объекта исследования (города Сочи), истории его развития, текущего состояния' и перспектив развития сформирована конечная модель, на основе которой будет оцениваться город Сочи как курорт мирового уровня.
Проведена практическая оценка города Сочи на соответствие уровню «мирового туристического центра» и определены приоритеты в дальнейшем его развитии. Таким образом определены цели и задачи исследования, структура и объем диссертационной работы.
Практическая значимость диссертационной работы1 заключается в возможности использования научными, административными и хозяйствующими органами при совершенствовании процессов управления в территориальных формированиях, современных подходов к привлечению отечественных и зарубежных туристских ресурсов, как основного способа формирования" с г. Сочи туристкого центра мирового уровня, а также в возможности организации системы управления процессом создания в г. Сочи туристского центра мирового уровня.
Достоверность полученных результатов обеспечивается обоснованностью исходных теоретических положенийиспользованием компьютерного варианта комплекса социологических методик, адекватных предмету, целям и задачам исследованиярезультативностью и статистической. 8 достоверностью экспериментальных данныхрепрезентативностью экспериментальной выборкишироким обсуждением полученных результатов в научной среде.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Ход исследования, его основные положения и результаты обсуждались на кафедре менеджмента СГУТиКД, в Кубанском государственном университете (2008г.), а также на научно-практических конференциях (Санкт-Петербург, 2009 г., Москва, 2010 г.).
Публикации. Основные положения диссертационного исследования нашли свое отражение в 7 печатных работах общим объемом 3,67 п.л. (авторский объем 2,95 п.л.), в том числе 2 статьи опубликованы в изданиях, входящих в перечень рекомендуемых ВАК журналов.
Заключение
.
Цель данной диссертационной работы была разработка универсальной комплексной модели, на основе которой можно будет оценить возможность отнесения города Сочи к курортам «мирового уровня» на текущий момент и в среднесрочной перспективе.
Для достижения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи: провести анализ доступных источников информации для формулировки понятия «туристский центр мирового уровня" — провести анализ нескольких ведущих мировых курортов с целью выявления общих черт, которые станут критериями оценки в создаваемой моделисформировать конечную модель, на основе которой будет оцениваться город Сочипровести глубокий анализ объекта исследования (города Сочи), истории его развития, текущего состояния и перспектив развитияпровести практическую оценку города на соответствие уровню"мирового туристского центра» и определить приоритеты в дальнейшем развитии.
Как нам кажется, поставленные задачи были решены в полном объеме. Результатом этого стала многогранная теоретическая модель оценки, позволяющая устанавливать соответствие того или иного города уровню"мирового туристского центра".
В первой главе мы сформулировали собственную интерпретацию понятия «мировой курорт» и задали основные критерии оценки для создаваемой модели. Также мы определили методику исчисления и формирования общей интегрированной оценки.
Во второй главе мы провели углубленный анализ города Сочи, его истории, текущего социально-экономического состояния и перспектив дальнейшего развития в свете предстоящей Зимней Олимпиады 2014 года.
В третьей главе мы провели практическую оценку города Сочи на соответствие уровню «мирового туристского центра» в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Также мы определили приоритеты в дальнейшем развитии на основе сравнения с аналогичной курортной территорией.
Диссертационная работа выполнялась на основе изучения города Сочи. Проблематика исследования и подходы к решению задач касаются данного конкретного курорта. В то же время разработанная модель и методика оценки являются универсальными и могут быть использованы для оценки других курортов, как в России, так и за рубежом.
Список литературы
- Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 4 октября 1996 года. Одобрен Советом Федерации 14 ноября 1996 года.
- Авдашева C.B., Розанова С. М. Анализ структуры товарных рынков. Экономическая теория и практика России—М.: ТеисД998.
- Авдашева C.B., Розанова С. М. Терия организации рынков. — М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1998. 320 с.
- Азар В.И. Мировые гостиничные цепи в последней четверти XX ве-ка//Турбизнес. 2000.-Дек.
- Азоев Г. Л. Анализ деятельности конкурентов. — М.: ГУУ, 2005. — 80 с.
- Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2006. — 208с.
- Азоев Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. — М.: Новости, 2000.
- Академия рынка: маркетинг. /А.Дайан, Ф. Букерель, Р. Ланкар и др. — М.: Экономика, 1993. — 572 с.
- Алексеев A.A., Багиев Г. Л. Маркетинговые основы товарного позиционирования в инновационном периоде. — СПб.: СПбУЭФ, 2007. — 93 с.
- Алешина И.В. Поведение потребителей: Учебное пособие для ВУЗов. — М.: Фаир-пресс, 2000.
- Алле М. Экономика как наука. — М.: Наука для общества, РГТУ, 1995. -168 с.
- Алле М. Условия эффективности в экономике. — М.: Наука для общества, 1998.-304 с.
- Андреев Б.Ф. Системный курс экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Учебное пособие / Под ред. В. А. Петрищева. — СПб.: Лениздат, 1998. 574 с.
- Ансофф И. Стратегическое управление / Под ред. Л. И. Евенко. — М.: Экономика, 1989.-519 с.
- Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. — СПб.: Питер Ком, 1999. — 416.
- Аренков И.А. Теория и методология принятия маркетинговых решений на принципах бенчмаркенига. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. — 263 с.
- Аркин П.А. Оганизационно-экономический механизм экономической координации: логический подход. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. — 159 с.
- Багиев Г. Л. Методы получения и обработки маркетинговой информации. — СПб.: Издво СПбГУЭФ, 2006. 81 с.
- Базелл Р., Браун Р. Информация и риск в маркетинге. — М.:Финтстатиформ, 2003.- 96 с.
- Бартенев С.А., Кокс Д., Браун Р. Информация и риск в маркетинге. — М: Изд-во БЕК, 2006.- 352 с.
- Белл Д. Экономические теории и школы (история и современность). М.: Academia, 1999−956 с.
- Болт Г. Дж. Практичекое руководство по управлению сбытом. — М.: Экономика, 1991.-271 с.
- Браверман А. Маркетинг в российской экономике переходного периода: теория и практика. — М.: Экономика, 1997.
- Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. М.: Интерэксперт -Экономика, 1995.
- Ветитнев А.М., Боков М. А., Угрюмов Е. С. Конкурентоспособность санаторно-курортных организаций. — Сочи: РИО СГУТиКД, 1999.
- Ветитнев A.M. Маркетинг санаторно-курортных услуг: Учеб. Пособие. — М.: Медицина, 2001.
- Ветитнев A.M. Технологии маркетинга и менеджмента в системе управления курортными организациями. — СПб.: Из-во СПб ГУЭиФ, 1999. — 240с.
- Винокуров Б.Л. Стратегия медико-экономического развития курортных регионов в системе обеспечения здоровья населения РФ. — СПб.: СПб ГУЭиФ, 1998.
- Воронова В.Д. Особенности формирования цен на туристские услу-ги//Финансы. 1993. — № 2.
- Гальперин В.М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика: В 2-х т./ Общая редакция В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1994. Т.1. — 349 с.
- Голосов В.В. Теории вывоза капитала. — М.: 1997.
- Голубкова П.Н. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. -М.: Изд-во «Финпресс», 1998.-263с.
- Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. — М.: Дело, 1995.
- Гукасьян Г. М. Экономическая теория. Ключевые вопросы М.: Инфра-М, 1998−103 с.
- Долинская М.Г., Соловьев И. А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. — М.: Экономика, 1991. — 128 с.
- Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997.-784 с.
- Дружинин А.И., Кац И.Я., Пинков А. П. и др. «Невидимая рука» и государственное регулирование экономики: диалектика взаимодействия. — М.: ООО «Юрайт», 1999.-252 с.
- Дурович А.П., Копаев A.C. Маркетинг в туризме: Учеб. Пособие. — Минск, 1998.
- Жих Е.М., Панкрухин А. Н., Соловьев В. А. Маркетинг: Как завоевать рынок? -Л.: Лниздат, 1991.139 с.
- Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. — М.: Финансы и статистика, 2003.
- Завьялов П.С., Демидов В. Б. Формула успеха: Маркетинг. — М.: Международные отношения, 1991. — 416 с.
- Заявочная книга зимних олимпийских игр «Зальцбург-2014" —
- Заявочная книга зимних олимпийских игр «Сочи-2014" —
- Заявочная книга летних олимпийских игр «Мадрид-2016" —
- Заявочная книга летних олимпийских игр «Мадрид-2016"-156
- Иванов И.Д. Современное монополии и конкуренция: формы и методы монопольной практики. —М.: Мысль, 1980 — 254 с.
- Казаков А.П., Минаева Н. В. Экономика М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1998.- с .91.
- Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме: Современный опыт управления. — М.: Финансы и статистика, 1999. — 496с.
- Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2000.
- Кейнс Дж.М. Избранные произведения. — М.: Экономика, 1993 .-519с.
- Киреев А. Международная экономика. — М.: Международные отношения, 1997.
- Котков В.В. Управление конкурентоспосбностью организации: Учебн. Пособие / Под ред. А. К. Казанцева.-СПб.: СПбГИЭУ, 2000.-150 с.
- Краснов В.Н. Теории товарного производства и классовой борьбы за пределами догм. Ростов н/Д, 2001.
- Кретов И.И. Маркетинг на предприятии : Практическое пособие. — М.: Финстатинформ, 1994−181 с.
- Куликов Г. В. Факторы мирохозяйствованной конкурентоспосбности японской экономики // Россиский экономический журнал. 1998. № 1.
- Курс экономической теории: Учебник — 4-е изд., перераб. и доп. — Киров: «АСА», 2002.
- Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. — СПб.: Наука, 1996.
- Ламперт X. Социальная рыночная экономика. Германский путь. — М.: Дело, 1994.
- Ланин Б.Е. Конкуренция // Российская банковская энциклопедия. Ред-коллегтя: О. И. Лаврушин и др. — М.: Энциклопедическая Творческая Ассоциация, 1995.-С.206−207.
- Литвинов A.A. Конкурентоспосбность как динамическая категория // Материалы Всероссийского научного симпозиума «Роль предпринимательства в возрождении экономики России», Тюмень: «Вектор Бук», 2000.-е. 136 140.
- Литвинов A.A. Конкурентные стратегии на рынке пива // Тезисы докладов1573. й Всероссийской научно-практической конференции «Прогнозирование экономической конъюнктуры в системах маркетинга». — Ульяновск: Изд-во УлГУ, 2000.-с. 63−64.
- Лебедев В.П. Управление затратами на предприятии: Учебн. Пособие. СПБ.: СПБГИЭАД996.
- Маркитантов И.Б. Эффективность и качество шоколадного производства. -СПб.: «Агенство РДК-принт», 2002.-176 с.
- Маркова В.Д. Маркетинг услуг. — М.: Финансы и статистика, 1996.
- Маркова В.Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М- Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001.
- Маршалл А. Принципы экономической науки, т.1. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. — 415с.
- Международные экономические отношения: Учебник для вузов/ В. Е. Рыбалкин, Ю. А. Щербанин, Л. В. Балдин и др.- Под ред. проф. В. Е. Рыбалкина. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
- Моисеева Н.К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. М.: Внешторгиздат, 1993 — т.1. — 222с.
- Моисеева Н.К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. М.: Внешторгиздат, 2003 — т.2. — 304с.
- Моисеева Н.К., Стратегическое управление туристской фирмой М.: Финансы и статистика, 2008.
- Морозов М. Маркетинговый анализ развития зарубежного туризма Японии // Туризм: практика, проблемы, перспективы. — 2007. № 8.
- Назаркина П. Туры далеко и не очень // TTG. — 2006. № 3.
- Новожилов В.В. Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании. М.: Наука, 1972. — 422с.158
- Ноздрева Р.Б., Цыгичко A.B. Маркетинг: Как побеждать на рынке. М.: Финансы и статистика, 2001. — 304с.
- Одинец В.П., Тарасевич В. М., Цацулин А. М. Рынок, спрос, цены: стратификация, анализ, прогноз. СПб.: изд-во СПбУЭФ, 2004. — 157с.
- Организационно — методические аспекты и стратегии антикризисного управления предприятиями / A.B. Медников и др. СПб.: Учебный центр подготовки руководителей, 2007. — 97с.
- Откуда нам взять 20 млрд. долларов? // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2006. — № 10.
- Песоцкая Е.В. Маркетинг услуг. — СПб.: Питер, 2008.
- Петропавлова Г. П., Дрижд H.A. Управление качеством продукции и затратами связанными с ним: учебное пособие. -Ставрополь: Издательство БУПК, 2001.-91 с.
- Пилдич Дж. Путь к покупателю. — М.: Прогресс, 1995.
- Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика.- М.: Экономика, Дело, 1992. -383с.
- Попков В.П., Потолокова М. О. Экономика и организация продаж: Учебное пособие / СПб.: СПБГИЭУ, 2007. 152с.
- Попков В.П. Инструментальные средства управления коммерческой деятельностью предприятия / В кн. Коммерческая деятельность и предпринимательство: СПб.: СПБГИЭУ, 2001. — 4 — 18с.
- Попов Е.В. Продвижение товара. — Екатеринбург: Наука, 1997.
- Портер М. Международная конкуренция и международные отношения— М.: Международные отношения, 1993. — 898с.
- Разумов А.Н. Концептуальные вопросы развития курортного дела в России // Вопросы куроскологии, физиотерапии и ЛФК. — 2006. № 6. — с. 3 — 6.
- Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции — М.: Прогресс, 1986.-472с.
- Российский туризм в поисках радости. Портрет туриста в рамках его предпочтения // Туризм: практика, проблемы, перспективы. — 2007. № 12.
- Рубин Ю.Б., Шустов B.B. Конкуренция: реалии и перспективы. — М.: Знания, 1990.-62с.
- Самодуров Д.А. Методические основы оценки и управления конкурентоспособностью потенциала коммерческого предприятия: Автор, канд. дисс. / Науч. рук. В, П. Попков. -СПб.: СПбГИЭУ, 2000.-18 с.
- Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. — М.: «Ось-89», 1997
- Саратовцев Ю.И. Управление конкурентоспособностью товаропроизводящего коммерческого предприятия: Автор, канд. дисс. / Науч. рук. В. П. Попков -СПб.: СПбГИЭУ, 2000.-18с.
- Самуэльсон П.А., Нордхаус В. Д. Экономика.- М.: «БИНОМ», «Лаборатория базовых знаний», 1997. — 800с.
- Светуньков С.Г., Литвинов A.A. Конкуренция и предпринимательские решения. Ульяновск: Изд-во «Корпорация технологий продвижения», 2000.
- Симонян К.Н. Стратегия маркетинга в здравоохранении в условиях перехода к рыночной экономике. — М.: Центр, институт усовершенствования врачей. — 2002. — с. 33 — 34.
- Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Соц-экгиз, 1962. 674с.
- Соловьев Б.А. Управление маркетингом: 17-ти модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 13. — М.: ИН-ФРА-М, 1999.
- Статистика рынка товаров и услуг: Учебник / Под ред. И. К. Белявского. — М.: Финансы и статистика, 2005.
- Темный Ю.В. Введение в экономику туризма: Учеб. пособие. — М.: Советский спорт, 2001.
- Тихонов P.M. Конкурентоспособность промышленной продукции. М.: Изд-во стандасков, 1985.
- Фатхутдинов P.A. Стратегический маркетинг: Учебник. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.
- Федцов В.Г. Культура сервиса: Учебно-практ. пособие. — М.: Приор, 2001.
- Фостер Р. Обновление производства: атакующие выигрывают. — М.: Прогресс, 2007.
- Харрис Г., Кац К.М. Стимулирование международного туризма в XXI веке. — М.: Финансы и статистика, 2000.
- Хутиев Т.В. Санаторно-курортная отрасль в новых экономических условиях // Вопросы куроскологии, физиотерапии и ЛФК. — 1993. № 2. — с. 60−62.
- Челенков А.П. Маркетинг услуг // Маркетинг. — 2000. № 10. — 138 с.
- Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции: (Реориентация теории стоимости). — М.: Экономика, 1996.- 351с.
- Шарабчиев Ю.Т., Улащик B.C. Основные принципы и задачи маркетинга в здравоохранении // Здравоохранение Белоруссии. — 1995. № 4. — с. 20−23.
- П.Шумпетер И. А. Капитализм, Социализм и Демокатия М.: Экономика, 1995.-540с.
- Щукин В.Н., Архипенков С. М. Экономико-математические модели производственной структуры предприятия. -М.: Экономика, 1973.-151 с.
- Энджел Д.Ф., Блэкуэлл Р. Д., Миниард П. У. Поведение потребителей: Пер. с англ. 8-е изд. (1995). — СПб.: Питер, 1999.
- Dictionary of Marketing Terms, 2-nd ed., ed. P.D.Benett. — Chicago: American Marketing Association, 1995.
- Levitt T. «Product — Line Approach to Service», Harvard Business Review, November—December, 1976, p. 133−140.
- Linder S.V. Essay on Trade Transformational. —N.Y. — 1991
- Mowen J.C. Consumer Behavior. — 4-th ed. Macmillan Publishing Co., 2005.
- Vernon R. International Investment and International Trade in the Product Lifei
- Cycle // Quarterly Journal of Economics. — 1996. — Nr. 5.
- Интернет ресурс ежедневной электронной газеты Ratanews //ittp://www.ratanews.ru/news/news 1 022 007 4. stm ^(
- Интернет ресурс ежедневной электронной газеты Ratanewshttp://www.ratanews.ru/news/news 20 112 006 4. stm161
- Интернет ресурс ежедневной электронной газеты Ratanews // http://www.ratanews.ru/news/news 18 082 005 7. stm
- Как нам обустроить туризм?//Культура 24.08.2006 № 033 с. 4 123.Олимпийская Хартия. // http://www.olympic.ru/ru/01vmpChart.asp.