Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Право на территориальное самоопределение как элемент конституционного статуса человека и гражданина в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В рамках Международной конференции, посвященной пятидесятилетию Всеобщей декларации прав человека, рассматривалась проблема исследования прав и положения беженцев из дальнего и ближнего зарубежья. Заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор С. Н. Бабурин в своем выступлении по этому поводу отметил: «Массовые… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Конституционная концепция права человека и гражданина на территориальное самоопределение
    • 1. 1. Понятие права на территориальное самоопределение, сочетание коллективных и индивидуальных начал в его нормативном содержании как элементе конституционного статуса человека и гражданина
    • 1. 2. Право человека и гражданина на территориальное самоопределение как объект конституционно-правового регулирования в соотношении с общепризнанными принципами и нормами международного права
    • 1. 3. История становления института права человека и гражданина на территориальное самоопределение в России
  • 2. Конституционное обеспечение права человека и гражданина на территориальное самоопределение в Российской Федерации
    • 2. 1. Конституционно-правовые механизмы реализации права на территориальное самоопределение граждан РФ и вынужденных переселенцев
    • 2. 2. Особенности реализации права на территориальное самоопределение иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
  • 3. Защита права человека и гражданина на территориальное самоопределение в Российской Федерации
    • 3. 1. Судебная защита права человека и гражданина на территориальное самоопределение
    • 3. 2. Сочетание государственных и общественных институтов в конституционном механизме защиты права человека и гражданина на территориальное самоопределение

Право на территориальное самоопределение как элемент конституционного статуса человека и гражданина в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования.

Одним из важных показателей демократического государства является высокий потенциал индивидуальной свободы, зафиксированной в нормах, посвященных правам и свободам человека и гражданина. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 г. объявила права и свободы человека высшей ценностью, что для нашей страны весьма знаменательно, поскольку отсчет конституционной истории России датируется началом XX столетия, а специальная глава о правах и свободах, хотя и была включена в тексты советских конституций — СССР и РСФСР, но имела лишь декларативный характер, особенно в части, касавшейся личных прав и свобод человека, в том числе такой их категории, как права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, права выезда за пределы государства и свободного возвращения граждан. Соответствующие возможности в СССР были наиболее ограничены. Так, реализация права на место жительства в СССР носила разрешительный характер и ставилась в зависимость от прописки. Отказ возвратиться из-за границы квалифицировался как измена Родине, как преступление, влекущее уголовную ответственность и т. д.

Поэтому величайшим завоеванием реформ конца XX в. в России стало конституционное провозглашение прав на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, свободный выезд и беспрепятственное возвращение граждан РФ. Соответственно, актуальны и научные исследования указанных прав на предмет выявления уровня их демократического потенциала, пределов возможных ограничений в соответствии с международными нормами, состояния правозащитной практики. Данные правовые возможности относятся к группе личных прав, их ценность подчеркивается тем, что наравне с такими личными правами, как право на жизнь, личную неприкосновенность, они неразрывно связаны с биосоциальной сущностью человека. С одной стороны, это права, без которых нормальное биологическое развитие индивида невозможно, так как движение — одна из необходимых форм жизнедеятельности. С другой стороны, это возможности реализации деятельности как формы активности, присущей только человеку как существу общественному.

В то же время1 в государственно—организованном обществе значимость данных правовых возможностей неразрывно связана с вопросами государственной идентичности (государственной принадлежности индивида), поэтому соответствующие права являются показателями важнейших квалифицирующих признаков государства как особой универсальной формы политической организации общества.

Конституционное признание Российской Федерацией прав и свобод человека, в частности, прав каждого на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства, свободный выезд и беспрепятственное возвращение граждан, отражает формирование правовой государственности и развитие демократии в России. Но, как известно, демократизм государства и степень свободы его граждан определяются не столько формальной приверженностью правам человека, сколько возможностью их полноценно осуществлять и эффективно защищать. Переход к демократическому устройству общества в России в конце XX столетия повлек за собой необходимость не только принятия Основного закона, но и изменения всей правовой системы страны, что в свою очередь поставило множество проблем, одна из которых — обеспечение соответствия механизма реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в России принципам правового государства, гражданского общества, закрепленных в Конституции РФ 1993 г. Здесь существует много правовых проблем, требующих научного анализа и определения путей их устранения, что также обуславливает актуальность исследований соответствующих субъективных прав и свобод.

Обеспечение конституционных прав на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, выезда и беспрепятственного возвращения граждан имеет особое значение в условиях заметного уплотнения миграционных потоков, прежде всего производственно-трудового характера. В этом плане вопросы территориального самоопределения личности могут рассматриваться в контексте выстраивания конституционно-правовой парадигмы социально-экономического развития Российской Федерации. Значимость диссертационного исследования заключается в том, что оно выполнено с привлечением новейших материалов по миграции в Краснодарском крае — субъекте Российской Федерации, где масштабы миграционных процессов относятся к числу наиболее крупных в России, на изучении практики которых отрабатывается общефедеральная миграционная политика России.

Степень разработанности темы.

Правовое положение личности в обществе, особенно права и свободы человека и гражданина, были и остаются одной из главных тем исследований. С целью формулирования собственных научных положений и выводов при подготовке диссертационной работы изучались труды, посвященные конституционному статусу человека и гражданина, личным правам, миграционному праву таких известных ученых-юристов, как: С. А. Авакьян, С. С. Алексеев, Н. С. Бондарь, М. В. Баглай, A.A. Безуглов, Н. В. Витрук, Л. Д. Воеводин, Г. А. Гаджиев, Б. Н. Габричидзе, С. А. Глотов, С. И. Глушкова, А. Н. Головастикова, Т. Д. Зражевская, Г. Н. Комкова, O.E. Кутафин, JI.B. Лазарев, А. Н. Лебедев, Ю. И. Лейбо, Е. А. Лукашева, В. О. Лучин, A.B. Малько, Н. И. Матузов, С. Муромцев, B.C. Нерсесянц, Ж. И. Овсепян, Л. П. Рассказов, В. А. Ржевский, И. В. Ростовщиков, Ф. М. Рудинский, Б. А. Страшун, О. И. Тиунов, Б. Н. Топорнин, И. Е. Фарбер, Т. Я. Хабриева, В. Е. Чиркин, В. М. Чхиквадзе, Б. С. Эбзеев и др.

Приоритет прав и свобод человека и гражданина как основной постулат правового государства, необходимость их осмысления в новых условиях послужили причиной углубленного изучения отдельных конституционных прав и свобод: их понятия, содержания, видов, реализации и защиты.

Что касается прав человека и гражданина на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства и прав на выезд и беспрепятственное возвращение граждан, то в контексте системных связей они как комплексное право личности не подвергались исследованию. В правовой науке внимание уделяется в основном анализу каждого из указанных прав в отдельности либо в более узком групповом единстве.

Между тем права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, свободный выезд и беспрепятственное возвращение граждан, являясь самостоятельными правами, в то же время взаимосвязаны и взаимозависимы. Выявление их системных связей, однородных признаков позволяет глубже проникнуть в юридическую природу личных прав вообще и названного блока прав в частности.

В данной работе проанализированы понятие и содержание права человека и гражданина на территориальное самоопределение, рассмотрены диалектика становления и развития права на территориальное самоопределение, его регулирование в международном и национальном законодательстве, проблемы их реализации и защиты.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе конституционно-правового регулирования и практики реализации и охраны (защиты) прав на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, свободный выезд и возвращение граждан РФ как однородного блока прав, входящих в более глобальную систему личных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и Краснодарском крае как субъекте РФ.

Предмет исследования — нормы конституционного права РФ, международно-правовые нормы и конкретизирующие их нормы законодательства РФ и субъектов РФ (Устава и иного законодательства Краснодарского края).

Цель работы — обоснование права на территориальное самоопределение в Российской Федерации как институционного элемента в системе конституционного статуса личности.

Задачи исследования:

— историко-правовой анализ развития содержания конституционно-правового регулирования прав на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, свободный выезд и беспрепятственное возвращение граждан в России;

— сравнительный анализ соответствующих международных, зарубежных и внутригосударственных правовых норм, регламентирующих правомочия права на территориальное самоопределение человека и гражданина;

— общая характеристика системы прав, составляющих право на территориальное самоопределение как часть личных прав;

— формулирование понятия и юридической природы права на территориальное самоопределение;

— дифференцированный анализ содержания и проблем реализации прав на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, свободный выезд и беспрепятственное возвращение граждан РФ, вынужденных переселенцев, иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев в РФ;

— выявление основных показателей практики нарушений права человека и гражданина на территориальное самоопределение и практики защиты данного права, формулирование предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной деятельности (с акцентированным вниманием к географии Краснодарского края).

Методологическую основу исследования составили философские учения, правовые концепции прошлого и современности. При решении поставленных задач автором были использованы общенаучные и частноправовые методы познания: диалектический, исторический, конкретносоциологический, логический, системный, методы сравнительно-правового и функционального анализов и др. Применение различных методов и научных достижений в их сочетании позволили осмыслить и раскрыть предмет диссертации в обобщающих закономерностях, решить поставленные автором задачи и достичь обозначенных целей.

Научная новизна диссертации определяется тем, что в науке конституционного права это первое комплексное исследование права человека и гражданина на территориальное самоопределение как сложносоставного субъективного права, а также первое исследование теоретических и практических проблем реализации и защиты составляющих его прав в контексте общих показателей, а также дифференцированно, применительно к различным состояниям государственной идентичности: статусам гражданина, иностранца, апатрида, беженца и вынужденного переселенца.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, выезд и возвращение граждан характеризуют в своей совокупности меру свободы лица в пространственно-географическом перемещении и избрании для себя такой социально-территориальной среды пребывания, которая в рамках его конкретных субъективных представлений, интересов и целей является наиболее оптимальной и комфортной для полноценной самореализации. Соответствующие права должны оцениваться в своем системном единстве в контексте самоопределения личности, что предполагает необходимость их соотнесения с такой юридической категорией, как «право на самоопределение».

2. В юридической науке право на самоопределение традиционно рассматривается главным образом с позиции международного права и связывается с содержанием правового статуса такого субъекта, как народ (нация). Международное право не оперирует термином «территориальное самоопределение», но нормативное содержание права народа (а также иных социальных общностей) на самоопределение включает в себя, и территориальный аспект, поскольку народ политически самоопределяется всегда на какой-либо конкретной территории. Территориальная составляющая выступает необходимым элементом нормативного содержания права на самоопределение применительно к социальным общностям, что предполагает участие индивидов в принятии решений о коллективном самоопределении. Поэтому юридически допустимо считать, что территориальный аспект входит также и в состав субъективного права на самоопределение каждой конкретной личности.

3. Автору представляется обоснованным понимание социально-юридической природы права на территориальное самоопределение на основе выявления в его содержании как коллективных, так и индивидуальных начал. Соответственно, возможно обоснование права на территориальное самоопределение как элемента конституционного статуса личности, что предполагает необходимость выявления места и роли данного права в общей системе конституционного регулирования правового положения человека и гражданина.

4. В действующей Конституции РФ право на территориальное самоопределение формализовано в виде совокупности взаимосвязанных возможностей (конституционных правомочий). Объект этих конституционно-правовых возможностей един, и он сводится к социально-территориальной мобильности человека, территориальным перемещениям, выбору сферы территориально-пространственной самоидентификации и реализации свободы личности, определения территории постоянного или временного нахождения. Это позволяет объединить их в комплексное сложносоставное субъективное право на территориальное самоопределение, содержание которого составляют: право на свободу передвижения, право на выбор места пребывания, право на выбор места жительства, право на выезд, право на возвращение граждан РФ, а также временно и постоянно проживающих иностранных граждан при соблюдении последними требований внутреннего и законодательства, установленных в соответствии с международными обязательствами государства. Право на возвращение признается не только за гражданами РФ, но и за временно и постоянно проживающими иностранными гражданами. Поэтому сложносоставное право на территориальное самоопределение предлагается именовать правом человека и гражданина.

5. Правомочия, составляющие нормативное содержание права человека и гражданина на территориальное самоопределение, по их юридической природе относятся к категории личных прав и свобод, обладают всеми признаками данной группы прав, что позволяет квалифицировать и само право на территориальное самоопределение как личноеоно входит в самостоятельную подсистему, специфический блок в составе личных прав. К признакам этого права, как и иных личных прав, относятся: субъективный, индивидуальный характер, наиболее высокий потенциал естественной свободы, прирожденный, неотъемлемый характер, связь с биологической природой человека.

6. В силу естественной природы прав и свобод человека и уведомительного характера регистрационного учета граждан по месту пребывания и жительства данный институт не является условием реализации ни прав на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, ни других прав и свобод человека. Но анализ правовых актов и обязательный характер регистрации дает основания для вывода, что законодатель квалифицирует данный институт как необходимое условие реализации прав на выбор места пребывания и жительства. Указанный факт привел к появлению не связанного с регистрационным учетом понятия «место фактического проживания», которое не урегулировано федеральным законом. По мнению автора, введение данного термина в понятийный аппарат федерального закона нецелесообразно, так как не решает проблему двойственного характера регистрационного учета.

7. По своему конституционному содержанию право на территориальное самоопределение исключает возможность применения разрешительного режима пребывания гражданина на территории, не имеющей публично обусловленного особого статуса, а также не связанного с применением административного воздействия и юридической ответственности принуждения гражданина к пребыванию в том или ином месте. С этих позиций следует критически оценить встречающуюся в научной литературе квалификацию прав, связанных с пространственным перемещением, как «свободу передвижения и поселения». Термин «поселение» берет свои истоки в истории советского периода, где под ним понималось принудительное водворение на жительство в отдаленном месте в наказание. В историческом контексте его значения термин «поселение» отрицает сущность не только прав на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства, но и выезда и возвращения и не имеет конституционного обоснования. Таким образом, указанный термин неадекватен юридическому существу права на территориальное самоопределение, а потому его использование не способствует повышению конституционно-правовой культуры аппарата публичной власти и может дезориентировать правоприменительную практику.

8. Проживание по месту пребывания не всегда может быть связано с наличием жилого помещения, поэтому считаем необходимым внести изменения в абзац второй статьи 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и изложить его в следующей редакции: «место пребывания — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых гражданин Российской Федерации находится и (или) по адресу нахождения которых гражданин Российской Федерации подлежит постановке на учет в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ».

9. Право человека и гражданина на территориальное самоопределение как и входящие в его состав правомочия являются важнейшими элементами конституционного статуса личности, осуществление которых обеспечивает реализацию других прав и свобод человека и гражданина. В силу того что проживание по месту пребывания может носить постоянный характер, предлагается ст. 9 Федерального закона от 15. августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» изложить в следующей редакции: «Для оформления паспорта гражданин Российской Федерации в заявлении установленного образца должен указать свои фамилию, имя, отчество (в том числе ранее имевшиеся), пол, дату и место рождения, место жительства или место пребывания.».

10. Анализ правоприменительной деятельности общественных и государственных органов показал существование проблемы конкуренции уведомительных и разрешительных начал при реализации права человека и гражданина на территориальное самоопределение, что требует внесения изменений в законодательство. Согласно Федеральному закону от 18 июля 2006 г. по отношению к правам и свободам миграционный учет носит уведомительный характер, но его обязательная процедура и возможность административного наказания за нарушение правил миграционного учета в виде депортации придает этой норме разрешительный характер, что дает основания для ограничения реализации права на территориальное самоопределение решением судебных органов. По мнению автора, ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях следует дополнить уточнением, что в случаях рассмотрения в судах общей юрисдикции дел, связанных с отказом должностных лиц в регистрации по месту пребывания или жительства иностранного гражданина, депортация за нарушение правил миграционного учета может применяться только после вынесения решения суда о правомерности отказа.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что выводы и положения, сформулированные в процессе исследования, расширяют общетеоретические знания в области прав и свобод человека и гражданина, их исторического становления, международного и национального регулирования, понятия и содержания, механизмов реализации и защиты.

Кроме того, введение в научный оборот определения «право человека и гражданина на территориальное самоопределение» позволяет сформулировать новый понятийный аппарат, который может послужить важным методологическим ориентиром при сущностной характеристике прав на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, выезда и беспрепятственного возвращения граждан как составляющих комплексное право человека и гражданина на территориальное самоопределение.

Практическая значимость работы определяется тем, что полученные в ходе исследования выводы могут быть применены в правотворческой деятельности органов государственной власти при разработке нормативных правовых актов, регламентирующих реализацию права на территориальное самоопределение.

Материалы диссертационного исследования могут также найти применение при преподавании конституционного права и спецкурсов, изучающих права и свободы человека и гражданина.

Представляет практический интерес и проведенное в диссертации исследование проблем реализации и механизмов защиты прав на территориальное самоопределение, в рамках которого была изучена практика деятельности Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции, в частности, Краснодарского краевого суда, деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае, полномочия органов прокуратуры.

Апробация результатов исследования.

По теме диссертационного исследования опубликовано 7 работ. Основные положения докладывались на заседаниях кафедры конституционного и муниципального права Кубанского государственного университета. Ряд выводов используется в процессе преподавания учебных курсов «Конституционное право Российской Федерации», «Права человека», «Конституционный контроль в Российской Федерации». Материалы диссертации докладывались на научно-практических конференциях и семинарах: Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация российской государственности начала XXI столетия» (Ростов-на-Дону, 22−23 октября 2004 г.) — Международной научно-практической конференции «Современное российской общество: актуальные проблемы борьбы с преступностью» (Нальчик, 7 мая 2007 г.).

Структура диссертации состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения и списка использованных нормативных актов, судебной практики и научных источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, свободный выезд и беспрепятственное возвращение граждан как правомочия права на территориальное самоопределение, будучи в числе фундаментальных прав и свобод человека, на протяжении столетий в России законодательно не признавались. Стремление человека свободно передвигаться систематически подвергалось попранию со стороны государства как в период самодержавия, так и в эпоху советского тоталитаризма, что свойственно антидемократическим режимам. Данные права впервые получили законодательное закрепление и перспективы полноценной реализации в России лишь с началом демократических реформ в 1991 г.

В Конституции РФ 1993 г. данные права закреплены в виде самостоятельных правовых возможностей, и в то же время взаимосвязанных и взаимозависимых прав, объект которых един и сводится к социально-территориальной мобильности человека, территориальным перемещениям, выбору сферы территориально-пространственной самоидентификации и реализации свободы личности. Это позволяет права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, выезд и возвращение граждан рассматривать в системном единстве и объединить их в комплексное сложносоставное субъективное право на территориальное самоопределение.

Право на территориальное самоопределение может быть определено как естественно возникающая, конституционно закрепленная и гарантированная государством возможность человека, законно находящегося на территории страны, беспрепятственно перемещаться и выбирать место своего постоянного или временного проживания, оставлять пределы страны и возможность гражданина беспрепятственно вернуться в страну своей гражданской принадлежности.

Право человека и гражданина на территориальное самоопределение относится к группе личных прав и отвечает всем их признакам. Важность его подчеркивается и тем фактором, что оно является показателем биосоциальной сущности человека. Помимо своего непосредственного значения для личности, оно одновременно выступает важнейшим элементом конституционного статуса человека и гражданина, гарантией реализации целого ряда прав и свобод граждан в сфере личной свободы, гражданских, жилищных, трудовых и иных правоотношений.

Реализация таких правомочий права на территориальное самоопределение, как права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, проходит стадии общего состояния, обладания и использования, причем стадии обладания и использования неотделимы друг от друга. В механизме реализации прав на выезд и возвращение стадии обладания и использования нужно рассматривать отдельно.

Обеспечение правомочий права на территориальное самоопределение внутри страны со стороны государства должно в первую очередь выражаться в ее соблюдении и недопущении незаконных ограничений. Требование закона о том, что регистрация граждан по месту пребывания и жительства должна носить исключительно уведомительный, а не разрешительный характер, сегодня еще не обрело повсеместного практического воплощения в России. Причиной этого послужил обязательный характер регистрационного учета. И хотя согласно законодательству регистрация по месту пребывания и жительства по отношению к правам и свободам носит уведомительный характер, а по отношению к исполнению обязанностей — обязательный характер, анализ законодательства и правоприменительной практики показывает, что регистрация является обязательным условием реализации не только права человека и гражданина на территориальное самоопределение, но и других прав и свобод личности.

Но помимо этого есть и реальности, требующие совершенствования законодательства в области свободы передвижения. Дальневосточные регионы России переполнены выходцами из Китая и Северной Кореи. Северная Осетия — Алания и Ингушетия приняли огромное количество лиц всех национальностей, которые покинули Чечню. Сложная демографическая ситуация сложилась в Краснодарском и Ставропольском краях. Не прекращаются миграционные потоки в столицу Российской Федерации г. Москву. Но эти регионы не в состоянии принять на жительство всех желающих.

В рамках Международной конференции, посвященной пятидесятилетию Всеобщей декларации прав человека, рассматривалась проблема исследования прав и положения беженцев из дальнего и ближнего зарубежья. Заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор С. Н. Бабурин в своем выступлении по этому поводу отметил: «Массовые перемещения населения, не урегулированные должным образом, не только являются фактором, способствующим социальной напряженности, но и могут нанести серьезный ущерб политическим и экономическим преобразованиям в стране. Положение осложняется отсутствием в России необходимой законодательной базы для разрешения данной проблемы. Следует отметить необходимость приведения регламентирующих миграционные процессы законодательных и нормативных актов, принятых в субъектах Федерации, в соответствие с федеральным законодательством, в первую очередь с точки зрения соблюдения прав граждан России на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации"1.

Иностранным гражданам в соответствии со ст. 27 Конституции РФ 1993 г. также предоставлено право на территориальное самоопределение, но.

1 Материалы Международной конференции, посвященной 50-ти летию Всеобщей декларации прав человека // Государство и право. 2000. № 3. С. 46. объем правомочий зависит от режима пребывания на территории РФ. Так, временно пребывающие иностранные граждане не имеют право на выбор места жительства, на том основании, что Федеральный закон от 18 июля 2006 г. «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» не предусматривает возможность регистрации данной категории иностранных граждан на территории страны, тем самым миграционный учет в данном случае выступает правоустанавливающим фактом, что противоречит ч. 1 ст. 27 Конституции РФ.

Временно проживающие иностранные граждане обладают всеми правомочиями права на территориальное самоопределение, но законодательство реализацию права на выбор места пребывания и жительства ставит в зависимость от усмотрения субъекта, в котором иностранец получил разрешение на временное проживание, что также противоречит конституционному смыслу прав на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.

Еще одной проблемой реализации права человека и гражданина является такая мера административного законодательства, как выдворение за пределы страны вследствие нарушения миграционного учета иностранными гражданами. Уполномоченный по правам человека в докладе 2006 г. отметил, что данная мера применяется органами государственной власти часто необоснованно. Анализ законодательства подтверждает данный факт. Миграционный учет иностранных граждан носит уведомительный характер по отношению к правам и свободам, следовательно, возникновение прав не должно ставиться в зависимость от регистрации, в случае нарушения иностранец вправе обратиться в суд, но судебные органы могут применить такую меру наказания, как административное выдворение, на основании нарушения правил миграционного учета.

Целесообразно установить дополнительные возможности судебной защиты нарушенных прав человека, на уровне субъекта посредством обращения в конституционный (уставной) суд субъекта РФ. Система органов государственной власти РФ, основанная на принципе разделения властей, не оставляет сомнений в необходимости конституционной юстиции не только в лице Конституционного Суда РФ, но и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации. Интенсивность регионального и локального нормотворчества, поток индивидуальных жалоб подтверждает потребность в разумной децентрализации конституционного контроля в РФ.

Несмотря на, сложившиеся возражения в правовой науке относительно осуществления нормоконтроля судами общей юрисдикции, эффективность их работы нельзя недооценивать, так как их деятельность существенно дополняет право граждан на судебную защиту. Кроме того, здесь неоспорима важная роль органов прокуратуры.

Только последовательное решение рассматриваемых проблем может привести к полноценному осуществлению права человека и гражданина на территориальное самоопределение в Российской Федерации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативные и иные правовые акты
  2. Конституция Российской Федерации: Принята всенароднымголосованием 12.12.1993 (с изм. от 21.07.2007 № 5-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 дек.
  3. Всеобщая декларация прав человека: Принята 10.12.1948 Генеральной
  4. Ассамблеей ООН // Российская газета. 1995. 5 апр.
  5. Конвенция о защите прав человека и основных свобод: Заключена вг. Риме 04.11.1950 // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.
  6. Протокол № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод
  7. Об обеспечении некоторых иных прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и Протокол № 1 к ней": Заключен в г. Страсбурге 16.09.1963 г. (с изм. от 11.05.1994) // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.
  8. Международный пакт о гражданских и политических правах: Принят1612.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.
  9. Международная конвенция о пресечении преступления апартеида инаказании за него: Заключена 30.11.1973 // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1978. Вып. XXXII.
  10. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовойдискриминации: Принята 21.12.1965 Резолюцией 2106 (XX) Генеральной Ассамблеи ООН // Ведомости ВС СССР. 1969. № 25. Ст. 219.
  11. Конвенция о статусе беженцев: Заключена в г. Женеве 28.07.1951 //
  12. Бюллетень международных договоров. 1993. № 9.
  13. Парижская хартия для новой Европы: Принята в г. Париже 21.11.1990 //
  14. Действующее международное право. М., 1996. Т. 1.
  15. Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основныхсвободах человека: Заключена в г. Минске 26.05.1995 // СЗ РФ. 1999. № 13. Ст. 1489.
  16. Устав Организации Объединенных Наций: Принят в г. Сан-Франциско2606.1945 // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1956. Вып. XII.
  17. Устав Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев:
  18. Принят 14.12.1950 Резолюцией 428 (V) Генеральной Ассамблеи ООН // Действующее международное право. М., 1996. Т. 1.
  19. Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществомо реадмиссии: Заключено в г. Сочи 25.05.2006 // Бюллетень международных договоров. 2007. N 8.
  20. Пражский документ о дальнейшем развитии институтов и структур
  21. СБСЕ: Подписан в г. Праге 30.01.1992 — 31.01.1992 // Действующее международное право. М., 1996. Т. 1.
  22. Декларация прав и свобод человека и гражданина: Принята Верховным
  23. Советом РСФСР 22.11.1991 // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.
  24. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации:
  25. Жилищный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от2912.2004 № 188-ФЗ (ред. от 13.05.2008 № 66-ФЗ) // СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 14- 2008. N 20. Ст. 2251.
  26. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации:
  27. Федеральный закон от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 22.07.2008 № 147-ФЗ, с изм. 12.07.2007 № Ю-П) // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
  28. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации:
  29. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 06.05.2008 № 60-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032- 2008 N 19. Ст. 2094.
  30. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от2507.2002 № 114-ФЗ (ред. от 24.07.2007 № 211-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.
  31. О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2002
  32. ФЗ (ред. от 01.10.2008 № 163-Ф3) // СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031−2008. N 40. Ст. 4498.
  33. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от3012.2001 № 197-ФЗ (ред. от 22.07.2008 № 157-ФЗ, с изм. от 11.07.2006 № 213−0) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3- 2008. N 30 (ч. 1). Ст. 3613.
  34. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях:
  35. Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 22.07.2008 № 148-ФЗ, с изм. от 24.07.2007 № 212-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1- 2008. N 30 (ч. 1). Ст. 3604.
  36. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации:
  37. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 22.07.2008 № 156-ФЗ, с изм. от 11.05.2006 № 187−0) // СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4831.
  38. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую
  39. Федерацию: Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ (ред. от 13.05.2008 № 65-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029- 2008. N 20. Ст. 2250.
  40. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от1306.1996 № 63-Ф3 (ред. от 22.07.2008 № 145-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954- 2008. N 30 (ч. 1). Ст. 3601.
  41. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральныйзакон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 14.07.2008 № 118-ФЗ, с изм. от 24.07.2008 № 161-ФЗ) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  42. О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выборместа пребывания и жительства в пределах Российской Федерации: Закон РФ от 25.06.1993 № 5242−1 (ред. от 18.07.2006 № 121-ФЗ) //
  43. Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1227- СЗ РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3420.
  44. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права исвободы граждан: Закон РФ от 27.04.1993 № 4866−1 (ред. от 14.12.1995 № 197-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 19. Ст. 685- СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4970.
  45. О государственной границе Российской Федерации: Федеральный закон
  46. РФ от 01.04.1993 № 4730−1 (ред. от 14.07.2008 № 118-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 17. Ст. 594- СЗ РФ. 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418.
  47. О вынужденных переселенцах: Закон РФ от 19.02.1993 № 4530−1 (ред. от1807.2007 № 121-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 12. Ст. 427- Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3420.
  48. О беженцах: Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528−1 (ред. 30.12.2006
  49. ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 12. Ст. 425- СЗ РФ. 2007. N 1 (1 ч.). Ст. 29.
  50. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.19 922 202−1, в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ // СЗ РФ! 1995. № 47. Ст. 4472- 2007. N31. Ст. 4011.
  51. О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19.04.19 911 032−1, в ред. от 18.10.2007 № 230-Ф3 // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915- Российская газета. 2007. 24 окт.
  52. О милиции: Закон РФ от 18.04.1991 № 1026−1, в ред. от 02.10.2007 № 225
  53. ФЗ // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503- Российская газета. 2007. 6 октября.
  54. О мерах по обеспечению права граждан Российской Федерации насвободный выезд из Российской Федерации: Указ Президента РФ от 04.05.1998 № 488, в ред. от 27.07.2007 № 993 // СЗ РФ. 1998. № 18. Ст. 2021- СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4020.
  55. Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина
  56. Российской Федерации на территории Российской Федерации: Указ Президента РФ от 13.03.1997 № 232 // СЗ РФ. 1997. № 11. Ст. 1301.
  57. Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина
  58. Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21.12.1996 № 1752 // СЗ РФ. 1996. № 52. Ст. 5914.
  59. О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан илиц без гражданства в Российской Федерации: Постановление Правительства от 15.01.2007 № 9 (ред. от 28.03.2008 № 220) // СЗ РФ. 2007. № 5. Ст. 653.
  60. О реализации отдельных норм Федерального закона «О порядке выездаиз Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»: Постановление Правительства РФ от 01.10.1998 № 1142 (ред. от0810.2007 № 655) // СЗ РФ. 1998. № 41. Ст. 5020.
  61. Об утверждении Общего положения о месте временного содержания лиц, ходатайствующих о признании беженцами: Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 № 679 // СЗ РФ. 1998. № 27. Ст. 3196.
  62. Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской
  63. Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 (ред. от2803.2008 № 220) // СЗ РФ. 1997. № 28. Ст. 3444.
  64. Об утверждении Типового положения о центре временного размещениявынужденных переселенцев: Постановление Правительства РФ от 22.01.1997 № 53 (ред. от 16.04.2008 № 283, с изм. от 09.02.2001 № ГКПИ 00−1479) // СЗ РФ. 1997. № 4. Ст. 550.
  65. Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской
  66. Об утверждении перечня территорий Российской Федерации срегламентированным посещением для иностранных граждан: Постановление Правительства РФ от 04.07.1992 № 470 (ред. от 15.11.2006 № 686) // Собрание актов Президента и Правительства. 1992. № 2. Ст. 37.
  67. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.01.2004 № 1-П // СЗ РФ. 2004. № 5. Ст. 403.
  68. По делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК
  69. По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127
  70. Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.1998 № 19-П// СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 3004.
  71. По делу о проверке конституционности частей первой и третьей статьи 8
  72. Федерального закона от 15 августа 1996 года «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в связи с жалобой гражданина А. Я. Аванова: Постановление Конституционного Суда РФ от 15.01.1998 № 2-П // СЗ РФ. 1998. № 4. Ст. 531.
  73. По делу о проверке конституционности пункта «г» ст. 18 Закона
  74. Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» в связи с жалобой А. Б. Смирнова: Постановление Конституционного Суда РФ от 16.05.1996 № 12-П // СЗ РФ. 1996. № 21. Ст. 2579.
  75. По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города
  76. По делу о проверке конституционности части второй статьи 10 Закона
  77. Республики Северная Осетия от 22 декабря 1994 года «О выборах в Парламент Республики Северная Осетия — Алания»: Постановление Конституционного Суда РФ от 24.11.1995 № 14-П // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4692.
  78. По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54
  79. Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л. Н. Ситаловой: Постановление Конституционного Суда РФ от 25.04.1995 № 3-П//СЭ РФ. 1995. № 18. Ст. 1708.
  80. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хромова
  81. По запросам Государственного Собрания Республики Башкортостан и
  82. Государственного Совета Республики Татарстан о проверке конституционности части 1 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: Определение
  83. Конституционного Суда РФ от 06.03.2003 № ЮЗ-О // СЗ РФ. 2003. № 17. Ст. 1658.
  84. О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской
  85. Федерации при осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 (ред. от 06.02.2007 № 5) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 1.
  86. Устав Краснодарского края (ред. от 21.07.2008 № 1523-КЭ) // Кубанскиеновости. 1993. 10 нояб.
  87. Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае: Закон
  88. Краснодарского края от 04.07.2000 № 287-КЗ (ред. от 08.06.2007 № 1253-КЗ) // Кубанские новости. 2000. № 142.
  89. О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке выезда из
  90. Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»: Проект Федерального закона № 111 764−4 // СПС «Консультант плюс».
  91. Об Уставном суде Краснодарского края: Проект Закона Краснодарскогокрая // СПС «Консультант плюс».
  92. С.А. Конституционное право России. М., 2006. Т.1.
  93. С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб., 2003.
  94. С.А. Конституционное право: Энциклопедический словарь. М., 2001.
  95. Н.Г. Право и законность в период развернутогостроительства коммунизма. М., 1961.
  96. С.С. Механизм правового регулирования в социалистическомгосударстве. М., 1966.
  97. Альваро Хиль-Роблес. Парламентский контроль за администрациейинститут омбудсмана). М., 1997.
  98. Г. В. Система личных прав человека: Дис.. канд. юр. наук.1. М., 2003.
  99. Г. Г., Баглай М. В. Конституционное право:
  100. Энциклопедический словарь. М., 2006.
  101. М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2001.
  102. М.В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской1. Федерации. М., 2001.
  103. А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. М., 2002.
  104. Е.Ю. Гражданство и регистрация: Москва, Россия, СНГ. М., 2005.
  105. Д.Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право.1. М., 2007.
  106. А.А., Солдатов С. А. Конституционное право России. М., 2001.1. Т.1
  107. Л.Ш. Обеспечение прав человека и законности вдеятельности правоохранительных органов. М., 1999.
  108. В.Г., Кашаев К. А. Защита российской прокуратурой прав исвобод человека и гражданина. М., 2007
  109. Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие.1. М., 2008.
  110. Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия.1. М., 2005.
  111. Бондарь Н. С. Права человека и местное самоуправление в Российской
  112. Федерации. Ростов-на-Дону, 1998.
  113. С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. М., 1947.
  114. Ф.А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. М., 2003.
  115. В.Н. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан // Журнал российского права. 2001. № 12.
  116. A.M. Правовые категории: Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. М., 1976.
  117. Н. Незваный гость хуже эмигранта //Заграница. 2001. Март. № 11.
  118. ВитрукН.В. Конституционное правосудие. М., 2005.
  119. Н.В. Общая теория правового положения личности. М., 2008.
  120. Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979.
  121. Н.В. Правовой статус личности в СССР. М., 1985.
  122. Н.В. Социально-правовой механизм реализации конституционных прав и свобод граждан // Конституционный статус личности в СССР. М., 1980.
  123. Н.В. Субъективные права советских граждан и их развитие в период строительства коммунистического общества: Автореф. дис.. канд. юр. наук. Киев, 1965.
  124. A.A. Актуальные проблемы повышения эффективности правосудия в гражданском судопроизводстве // Современная доктрина гражданского, арбитражного процесса и исполнительного производства: теория и практика: Сб. науч. ст. Краснодар СПб., 2004.
  125. A.A. Катаракта на «око государево» 11 Российская юстиция. 2001. № 8.
  126. А. Не ограничивать права прокурора в гражданском процессе // Законность. 2000. № 8.
  127. Л.Д. Индивидуальное и коллективное в конституционном статусе личности // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 1997. № 5.
  128. Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. М., 1972.
  129. Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.
  130. К.К. Конституционный механизм защиты основных прав человека. М., 2004.
  131. Ю.В. Лица, не являющиеся гражданами России, как субъекты конституционно-правовых отношений // Государство и право. 2002. № 6.
  132. С. А. Конституционно-правовые проблемы сотрудничества России и Совета Европы в области прав человека. Саратов, 1999.
  133. С.И. Права человека в России. М, 2005.
  134. А.Н., Грудцина Л. Ю. Права человека. М., 2006.
  135. А.П. Теоретические вопросы личных конституционных прав советских граждан. Саратов, 1972.
  136. Д.Д. Лекции по догме римского права. Спб., 1910.
  137. В.Е., Рудинский Ф. М. Социалистическая демократия и личные права. М., 1984.
  138. К.Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы / Под ред. К. Ф. Гуценко. М., 1995.
  139. М.Ю., Мальков А. Б. Свобода передвижения и выбора места жительства: законодательство и практика // Адвокат. № 10. 2001.
  140. И. Участие прокуратуры в гражданском процессе // Юрист. 2004. № 7.
  141. В.Ф. Полицейское право. СПб., 1903.
  142. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ в 2000 году. М., 2001.
  143. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2001 г. М., 2002.
  144. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2003 г. //Российская газета. 2003. 15−18, 23−25, 30 июля, 5,7 августа.
  145. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2003 г. //Российская газета. 2006. 15, 21, 29 июня.
  146. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за2006 г. //Российская газета. 2007. 13 апреля.
  147. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае в 2002 г. // Институт Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае / Сост. А. Г. Казицкий, В. Н. Козлов. Краснодар, 2005. Т.1.
  148. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае в 2004 г. // Институт Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае / Сост. А. Г. Казицкий, В. Н. Козлов. Краснодар, 2005. Т.1.
  149. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае в 2005 г. // Институт Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае / Сост. А. Г. Казицкий, В. Н. Козлов. Краснодар, 2007. Т.2.
  150. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае в 2006 г. // Институт Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае / Сост. А. Г. Казицкий, В. Н. Козлов. Краснодар, 2007. Т.2.
  151. А.Н. Правовое регулирование статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации. Волгоград, 2001.
  152. Защита прав человека в местах лишения свободы. Сборник нормативных актов и официальных документов / Отв. ред. О. О. Миронов. М., 2003.
  153. Институт уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае / Сост. А. Г. Казицкий, В. Н. Козлов. Краснодар, 2005. Т.1.
  154. Институт Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае / Сост. А. Г. Казицкий, В. Н. Козлов. Краснодар, 2007. Т.2.
  155. А.И. История государства и права России. М., 1994.
  156. История государства и права России / Под ред. Ю. П. Титова. М., 2008.
  157. Н.Е., Кантор П. Ю. Комментарий к Закону Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». М., 2004.
  158. В.М. Права человека и механизмы их защиты. М., 2002.
  159. JI.M. Федеративное устройство Российского государства. М., 2001.
  160. В.Ш. О механизме реализации конституционного права граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства // Юридический мир. 1998. № 4.
  161. В.О. Сочинения. Курс русской истории. М., 1958. 4.4. Т.4.
  162. П.Н. Особенности конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации на современном этапе развития общества // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 1
  163. А., Козлов В. Институт Уполномоченного по правам человека на Кубани: эволюция развития. Краснодар, 2006.
  164. Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право России. М., 2001.
  165. В.В. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации // Государство и право. 1999. № 9.
  166. Г. Н. Равная защита прав гражданина — конституционная обязанность Российской Федерации // Защита прав человека в Поволжском регионе: опыт и перспективы / Под. ред. Г. Н. Комковой. СПб., 2001.
  167. Г. Н. Конституционные принципы равенства прав и свобод человека в России. Саратов, 2002.
  168. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под. ред. К. Н. Гусова. М., 2003.
  169. Комментарии и разъяснения к Федеральному закону РФ «О прокуратуре Российской Федерации». Спб., 1999.
  170. А. Конституционный принцип свободы передвижения и практика Конституционного Суда РФ // Дайджест официальных материалов и публикаций в периодической печати. 2002. № 9.
  171. Конституции зарубежных государств / Сост. В. В. Маклаков. М., 2001.
  172. Конституции СНГ и Балтии / Сост. Г. Н. Андреева. М., 1999.
  173. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. Т. 1−2./ Под ред. Б. А. Страшуна. М., 1996.
  174. Конституционное право России. Сборник конституционно-правовых актов / Отв. ред. O.E. Кутафин. М., 1999. Т. 1−2.
  175. Конституционное право: Словарь / Под. ред. В. В. Маклакова. М., 2001. С. 440.
  176. Конституционный статус личности в СССР. M., 1980.
  177. Конституция РФ: Комментарий / Отв.ред. Лазарев В.В.М., 2001.
  178. В.В. Реализация субъективных прав граждан // Советское государство и право. 1984. № 3.
  179. Н.М. Русское государственное право. СПб., 1893. Т.1.
  180. Е., Семина Л., Суворова Н. Право на жизнь, свободу, собственность // Звезда. 1990. № 3−4.
  181. A.C. Проблемы формирования понятия «неграждане» // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 1.
  182. В. А. Органы конституционного контроля субъектов Российской Федерации: проблемы организации и деятельности (Научно-практический семинар) // Государство и право 1995. № 9.
  183. O.E. Неприкосновенность в конституционном праве Российской Федерации. М., 2004.
  184. Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. М., 2003.
  185. А.И. В аппарате Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Московский журнал международного права. 2000. № 1.
  186. Ю.И., Толстопятенко Г. П., Экштайн К. А. Права и свободы человека и гражданина: Научно-практический комментарий к главе 2 Конституции Российской Федерации. М., 2000.
  187. В.И. Полн. собр. соч. Т. 37.
  188. H.A. Право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. М., 2001.
  189. В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2002.
  190. Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М., 1993.
  191. Х.Л. Омбудсмен народный защитник // Государство и право. 1997. № 9.
  192. А. Советская конституция. Харьков, 1924.
  193. A.B., Матузов Н. И. Теория государства и права. М., 2005.
  194. Материалы Международной конференции, посвященной 50-лет. Всеобщей декларации прав человека // Государство и право. 2000. № 3.
  195. Н.И. К делению права на объективное и субъективное / Правоведение. 1971. № 2.
  196. Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. Саратов, 1972.
  197. Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.
  198. О. Права человека под защиту закона // Российская Федерация сегодня. 1999. № 11.
  199. М. Конституционные (уставные) суды: от теории вопроса к практике решения // Российская юстиция. 2000. № 4.
  200. С. Определение и основное разделение права. М., 1879.
  201. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В. В. Лазарева. М., 2001.
  202. B.C. Общая теория права и государства. М., 2008.
  203. Ожегов С. И, Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2004.
  204. A.C., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России. М., 2008.
  205. A.C., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. Хрестоматия по истории России. М., 2008.
  206. Г. Л. Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений. Томск, 2006.
  207. О.В. Регистрационный учет граждан по месту пребывания и жительства: законодательство и практика //Административно-правовой статус гражданина. М., 2004.
  208. . C.B. Конституционное право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства: Дис.. канд. юр. наук. Пенза, 2005.
  209. И.Л. Человек как социально-правовая ценность // Государство и право. 1999. № 10.
  210. Под стягом России. Собрание архаичных документов / Сост. A.A. Сазонов, Г. И. Герасимов. М., 1992.
  211. Полное собрание законов Российской Империи. Т. 5, 8−9, 22, 14, 18.
  212. A.B. Общая теория права. СПб,. 2003.
  213. В. Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел -юридический атавизм // Российская юстиция. 2001. № 5.
  214. Права человека / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 2001.
  215. Права человека и конституционная безопасность / Отв. ред. Н. С. Бондарь. Ростов-на-Дону, 2002.
  216. Прокурорский надзор: прошлое, настоящее, будущее // Российская юстиция. 2002. № 4.
  217. Л.А. Суд и прокуратура: проблемы взаимодействия в условиях проведения судебно-правовой реформы // Арбитражный и гражданский процесс. 2002. № 5.
  218. . Региональный омбудсман. или еще один депутат? Развитие института Уполномоченного по правам человека в российских регионах. Т. 2: Региональный омбудсман / Под ред. А. Ю. Сунгурова //Приложение к журналу «Северная Пальмира». СПб., 1999.
  219. Реализация прав граждан в условиях развитого социализма. М., 1983.
  220. Российское законодательство X — XX веков. Т. 7: Документы крестьянской реформы. М., 1989.
  221. Российское законодательство X — XX веков. Т. 4: Законодательство периода становления абсолютизма. М., 1986.
  222. Российское законодательство X — XX веков. Т. 8: Судебная реформа. М., 1986.
  223. Российское законодательство X — XX веков. Т. 9: Законодательство эпохи буржуазно- демократических революций. М., 1994.
  224. И.В. Обеспечение прав и свобод личности в СССР. Саратов, 1988
  225. О.В. Свобода передвижения и выбора места жительства и гарантии ее обеспечения и защиты в России: Автореф. дис.. канд. юр. наук. Волгоград, 2001.
  226. О.В. Свобода передвижения и выбора места жительства и гарантии ее обеспечения и защиты в России: Дис.. канд. юр. наук. Влогоград, 2001.
  227. Ф.М. Гражданские права человека: общетеоретические вопросы // Право и жизнь. 2000. № 31.
  228. Р.В. Право человека покидать страну и право гражданина возвращаться в свою страну: Дис.. канд. юр. наук. Волгоград, 2003.
  229. В.А. Охранительные правовые средства в обеспечении реализации советского права // Охранительный механизм в правовой системе социализма / Под ред. Н. В. Витрука. М., 1989.
  230. Сборник законодательства по конституционному (государственному) праву Российской Федерации / Сост. Ж. И. Овсепян. Ростов-на-Дону, 1997.
  231. М.Б., Мархгейм М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2003.
  232. С.М. История России с древнейших времен. М., 1960. Кн. 4. Т. 7
  233. A.B. Личный статус вынужденных мигрантов в Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь. 2004. № 8.
  234. И.В. Конституционно- правовая концепция содержания личных прав и свобод в Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юр. наук. Ростов-на-Дону, 2004.
  235. Е.И. Паспортно-визовый режим: правовое регулирование // Журнал российского права. 2001. № 3.
  236. Словарь-справочник по правам человека: основные понятия и институты / Под ред. С. С. Алексеева, А. П. Семитко, С. И. Глушкова. М., 2006.
  237. Статистические данные отчета «О работе прокурора» за 2004 г.
  238. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Отв. ред. Б. А. Страшун. М., 1996.
  239. A.B. Правовая защита человека. М., 2007.
  240. М.С. Основные вопросы советской социалистической законности. М., 1966.
  241. М.С. Развитие прав личности в период строительства коммунизма // Развитие прав граждан СССР и усиление их охраны на современном этапе строительства коммунизма. Саратов, 1962.
  242. A.A. Комментарий к Федеральному закону «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». М., 2001.
  243. А.Ю. Сравнительный анализ института омбудсмана. Развитие института Уполномоченного по правам человека в российских регионах. Т. 2: Региональный омбудсман / Под ред. А. Ю. Сунгурова // Приложение к журналу «Северная Пальмира». СПб., 1999.
  244. В.А. Охрана прав граждан в пенсионном обеспечении. М., 1978.
  245. Теория государства и права/ Под ред. Н. И. Матузова. М., 2001.
  246. Теория государства и права / Под. ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М., 1997.
  247. Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2005.
  248. О.И. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. М., 2005.
  249. .Ю. Субъективные права советских граждан их охрана и защита: Автореф. дис.. канд. юр. наук. М., 1972.
  250. H.H. Введение в миграционное право. М., 1999.
  251. Туз A.B. Правовые гарантии свободы передвижения в Российской Федерации: Дисс.. канд. юр. наук. М., 2000.
  252. И.В. Правовое регулирование естественных прав человека в местах лишения свободы. Рязань, 1998.
  253. И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998.
  254. И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов, 1974.
  255. Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. М., 2007.
  256. Т.Я. Миграционное право России: теория и практика. М., 2008. ъ (9
  257. Т.Я. Правовая политика государства в сфере миграции населения // Миграционное право. 2006. № 1.
  258. Хрестоматия по истории отечественного государства и права 10 вв.-1917 г. / Сост. В. А. Томсинов. М., 2003.
  259. Хрестоматия по конституционному праву РФ / Сост. Ю. Л. Шульженко. М., 1997.
  260. Т.В. Миграционные процессы в мире. Юридическая клиника по проблемам миграции: Учеб.-метод. пособие / Под. ред. М. В. Немытиной. Саратов, 2002.
  261. A.B. О конституционности Правил регистрации по месту пребывания и жительства // Юридический мир. 1998. Апр.
  262. В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1997. 253. Чурилов А. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свободграждан. // Законность. 1997. № 8.
  263. В.М. Гарантировано конституцией. М., 1979.
  264. X. Свобода передвижения: законодательство и решения Конституционного Суда Российской Федерации // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1999. № 1(26).
  265. Е.А. Статус бездомных и лиц без определенного места жительства: необходимо четкое правовое регулирование // Журнал российского права. 2004. № 5.
  266. Т.Б. Теоретические проблемы защиты права: Дис.. канд. юр. наук. Самара, 1997.
  267. . Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. М., 1992.
  268. Т.Н. Миграция: Словарь основных терминов. М., 2007.
  269. Л.С. Общая теория права. Л., 1976.
  270. С. Миграция в России: реализация права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в субъектах Российской Федерации // Конституционное право: Восточное обозрение. 2001. № 3(36).
Заполнить форму текущей работой