Организация и правовые основы функционирования уголовно-исполнительных инспекций
Несмотря на позитивные моменты, связанные с гуманизацией уголовной политики, введением альтернативных лишению свободы наказаний, в деятельности уголовно-исполнительных инспекций имеется ряд проблем, прежде всего организационно-правового характера. Они обусловлены неоптимальностью правового регулирования деятельности уголовно-исполнительных инспекций, проблемами в кадровом обеспечении (увеличение… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Современное состояние организации правового регулирования деятельности уголовно-исполнительных инспекций
- 1. Особенности организации управления уголовно-исполнительными инспекциями
- 2. Правовые основы деятельности уголовно-исполнительных инспекций
- 3. Организация труда сотрудников уголовно-исполнительных инспекций
- Глава 2. Совершенствование процесса управления уголовно-исполнительными инспекциями
- 1. Информационно-аналитическая работа в уголовно-исполнительных инспекциях
- 2. Управленческие решения и планирование в уголовно-исполнительных инспекциях
- 3. Организация взаимодействия в деятельности уголовно-исполнительных инспекций
- 4. Реализация функции контроля в процессе деятельности уголовно-исполнительных инспекций
Организация и правовые основы функционирования уголовно-исполнительных инспекций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Процессы реформирования, происходящие в России, определили существенные перемены в государственной политике, в том числе в области организации исполнения уголовных наказаний. Реализация принятых. Федеральным Собранием Российской Федерации в 2003 году по инициативе Президента Российской Федерации федеральных законов о внесении изменений в Уголовный, Уголовно-исполнительный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации в ближайшее время, согласно прогнозу Минюста России1, приведет к дальнейшему уменьшению численности осужденных в местах лишения свободы примерно на 150 тыс. человек. Это свидетельствует о том, что уголовное законодательство и правоприменительная практика развиваются по пути расширения наказаний без изоляции от общества, которые занимают все более значимое место. 75% статей Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривают возможность применения альтернативных лишению свободы наказаний. По оценке специалистов, в целом по стране их доля достигла 60% в общем числе наказаний, назначаемых судами2.
Расширение сферы применения к осужденным наказаний, альтернативных лишению свободы, за преступления, не представляющие большой общественной опасности, неизбежно требует научной проработки вопросов, связанных с деятельностью учреждений, исполняющих наказания без изоляции осужденных от общества3.
1 См.: Ежегодный доклад Министерства юстиции Российской Федерации Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации о состоянии работы по исполнению уголовных наказаний, а также по обеспечению содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, находящихся под стражей, их охраны, этапирования и конвоирования в 2003 году // Итоги деятельности УИС Минюста России. — Тверь: НИИИиПТ ГУИН Минюста России, 2004. — С. 2.
2 См.: Болтков С. Н. Уголовно-исполнительные инспекции: грани взаимодействия // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2004. — № 1. — С. 6.
3 См.: Концепция научного обеспечения реформирования уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2004;2006 годы: Утв. заместителем Министра юстиции РФ 25 декабря 2003 г., п. 3.5.
В настоящее время исполнение уголовных наказаний без изоляции от общества в Российской Федерации осуществляют 1 958 уголовно-исполнительных инспекций (УИИ) с численностью персонала около 4 тыс. человек. Ежегодно по учетам УИИ проходят свыше 1,1 млн осужденных. Только в 2003 году по учетам уголовно-исполнительных инспекций России прошли 1 169 081 осужденных, в том числе 92 626 осужденных к исправительным работам, 1 049 459 условно осужденных1.
Несмотря на позитивные моменты, связанные с гуманизацией уголовной политики, введением альтернативных лишению свободы наказаний, в деятельности уголовно-исполнительных инспекций имеется ряд проблем, прежде всего организационно-правового характера. Они обусловлены неоптимальностью правового регулирования деятельности уголовно-исполнительных инспекций, проблемами в кадровом обеспечении (увеличение объема выполняемых функций, отсутствие специализированной и целенаправленной подготовки кадров для уголовно-исполнительных инспекций в вузах и как следствие — недостаточный уровень знаний руководителями УИИ основ управления), несовершенством организации труда сотрудников данных подразделений (в частности, нагрузка на одного сотрудника УИИ составляет в среднем около 200 осужденных, а в ряде случаев — 300 и более, при этом мировой практикой исполнения наказаний без изоляции от общества установлена оптимальная нагрузка на одного сотрудника — 50 осужденных), неудовлетворительным материально-техническим обеспечением (92% уголовно-исполнительных инспекций располагаются в зданиях органов внутренних дел, каждая вторая совместно с различными службами милиции, 67% - не обеспечены оргтехникой, 18% - мебелью, 4,3% - телефонной связью), несовершенством информационно-аналитического обеспечения (в том числе отсутствием типовой автоматизированной информационной системы, хранящей, обрабатывающей и выдающей.
1 См.: Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы за январь-декабрь 2003 года: Информ.-аналит. сб. — Тверь: НИИИиПТ ГУИН Минюста России, 2004. — С. 64- Итоги деятельности УИС Минюста России. — Тверь: НИИИиПТ ГУИН Минюста России, 2004. — С. 5. Болтков С. Н. Указ. соч. — С. 7−9. информацию по основным направлениям деятельности УИИ), неоптимальностью процесса подготовки и реализации управленческих решений в уголовно-исполнительных инспекциях (в частности, несовершенством планирования и контроля), проблемами организации взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с другими правоохранительными структурами и иными организациями.
Вместе с тем следует отметить, что деятельность уголовно-исполнительных инспекций в настоящее время осуществляется в принципиально новых условиях, вызванных передачей уголовно-исполнительной системы из Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции, изменением ее функционально-организационной структуры, обновлением нормативно-правовой базы, созданием Федеральной службы исполнения наказаний.
Указанные обстоятельства обусловливают совершенствование деятельности уголовно-исполнительных инспекций, их адаптацию к современным условиям, более активное и целенаправленное использование организационного фактора, предполагают научный подход к формированию и развитию организационно-правовых основ функционирования уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказаний, не связанных с лишением свободы. В связи с этим разработка организационно-правовых аспектов управления уголовно-исполнительными инспекциями приобретает важное значение для теории организации правоохранительной деятельности.
Степень разработанности темы исследования. Формированию теории организации правоохранительной деятельности в уголовно-исполнительной сфере, ее совершенствованию и развитию способствовали научные труды А. А. Аксенова, В. М. Анисимкова, В. П. Артамонова, З.А. Ас-темирова, Н. П. Барабанова, М. Г. Деткова, А. И. Зубкова, Ю. И. Калинина, Б. Б. Казака, М. П. Мелентьева, А. Е. Наташева, С. М. Петрова, П. Г. Пономарева, В. И. Селиверстова, В. И. Старкова, Н. А. Стручкова, Г. А. Туманова, И. В. Шмарова, О. В. Филимонова, В. У. Ялунина и др.
Различные аспекты деятельности уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказаний, не связанных с лишением свободы, отражены в публикациях С. Н. Болткова, Б. Б. Казака, О. О. Миронова, Н. В. Ольховика, Г. В. Семеновой, О. В. Филимонова, В. А. Уткина, В. Н. Усачева и др. На уровне диссертационных исследований по проблемам организации правоохранительной деятельности отдельные аспекты функционирования уголовно-исполнительных инспекций рассматривались в кандидатских диссертациях И. Н. Смирновой (воспитательная работа в механизме предупреждения совершения преступлений осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях), Е. О. Ананьевой (организационно-правовые проблемы совершенствования условного осуждения к лишению свободы).
Однако комплексного монографического исследования, раскрывающего организационно-правовые основы функционирования уголовно-исполнительных инспекций, не проводилось. Применительно к специфике функционирования уголовно-исполнительных инспекций недостаточно разработаны теоретические, организационные и правовые основы их деятельности, составными элементами которых являются: понятийная характеристика, функционально-организационный механизм управления уголовно-исполнительными инспекциями, система правового регулирования деятельности уголовно-исполнительных инспекций, организация труда персонала УИИ, оптимизация процесса разработки и принятия управленческих решений, вопросы совершенствования информационно-аналитической работы, планирования и контроля, организации взаимодействия в уголовно-исполнительных инспекциях.
Перечисленные проблемы являются актуальными, поскольку их теоретическое, правовое и практическое разрешение позволит повысить эффективность процесса исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы. Это и предопределило выбор темы данного диссертационного исследования, его объект, предмет, цель и задачи.
Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, связанные с деятельностью уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказаний, не связанных с лишением свободы, предметом — организация и правовые основы функционирования уголовно-исполнительных инспекций.
Цель исследования состоит в разработке организационных и правовых основ функционирования уголовно-исполнительных инспекций, обосновании конкретных предложений, направленных на повышение эффективности управления данными видами учреждений, исполняющих наказания без изоляции осужденных от общества. Достижение этой цели осуществлялось путем решения следующих задач теоретического и эмпирического характера:
1. Выявление и исследование проблем в сфере организации деятельности уголовно-исполнительных инспекций, механизма их влияния на процесс исполнения наказаний без изоляции осужденных от общества.
2. Уточнение определений ряда понятий, относящихся к организации управления уголовно-исполнительными инспекциями.
3. Анализ правовой базы и выявление проблем правового регулирования деятельности уголовно-исполнительных инспекций по исполнению альтернативных лишению свободы наказаний.
4. Исследование особенностей организации управления уголовно-исполнительными инспекциями в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы.
5. Разработка системы совершенствования организации труда сотрудников уголовно-исполнительных инспекций.
6. Исследование процесса организации информационно-аналитической работы в уголовно-исполнительных инспекциях, определение направлений ее совершенствования.
7. Разработка системы совершенствования планирования в уголовно-исполнительных инспекциях.
8. Разработка предложений, направленных на совершенствование организации взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с другими правоохранительными и иными органами.
9. Разработка системы мер, направленных на совершенствование контроля за деятельностью уголовно-исполнительных инспекций.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляет диалектико-материалистический метод познания, — который позволил рассматривать явления и процессы в изучаемой области как находящиеся в социальной взаимосвязи и развитии. В целях получения достоверных результаатов и их научного обоснования в работе использовались методы исторического, системного и сравнительного анализа, статистический метод и методы конкретно-социологических исследований. Методика исследования включала в себя: анкетирование, беседу, наблюдение, анализ документов.
Юридической базой исследования явились нормы Конституции Российской Федерации, уголовного, уголовно-исполнительного законодательства, соответствующие законы и подзаконные нормативно-правовые акты, а также международно-правовые документы.
Для достижения цели совершенствования теоретических основ по исследуемой проблеме потребовался междисциплинарный подход и комплексный анализ научных трудов по теории организации, управлению в сфере правоохранительной деятельности, уголовному, уголовно-исполнительному праву, криминологии, философии, социологии, пенитенциарной психологии и педагогике.
Научная новизна исследования обусловлена его объектом и предметом. В диссертации впервые осуществлено комплексное исследование проблем организации функционирования уголовно-исполнительных инспекций и повышения эффективности управления ими. Новизну диссертационного исследования определяют впервые достигнутые результаты, представляющие развитие организационно-правовых основ деятельности уголовно-исполнительных инспекций в современных условиях, имеющие как теоретическое, так и практическое значение для совершенствования исполнения альтернативных лишению свободы уголовных наказаний. Новизну диссертационного исследования также составляет предложенная автором система мер, направленных на совершенствование правового регулирования деятельности уголовно-исполнительных инспекций, оптимизацию процесса управления данными учреждениями, исполняющими наказания, повышение эффективности информационно-аналитической работы, системы планирования, взаимодействия и контроля.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Управление уголовно-исполнительными инспекциями — это часть государственного управления, реализуемого в уголовно-исполнительной сфере, направленного на исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы, на создание эффективной по исполнению, гибкой к изменениям в законодательстве, экономичной по затратам на ее поддержание системы исполнения наказаний и мер уголовно-правового воздействия, не связанных с лишением свободы.
2. В целях совершенствования правовых основ функционирования уголовно-исполнительных инспекций целесообразно на уровне Минюста России с учетом создания Федеральной службы исполнения наказаний утвердить Инструкцию о порядке исполнения наказаний в виде обязательных работ, исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и осуществления контроля за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, к которым применена отсрочка отбывания наказания. Кроме того, необходимо разработать и утвердить Инструкцию об организации и проведении воспитательных мероприятий с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях. Требует межведомственного нормативно-правового регулирования взаимодействие уголовно-исполнительных инспекций с органами внутренних дел.
3. Является актуальной проблема законодательного регулирования правового положения сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, проходящих службу в уголовно-исполнительной системе Минюста России.
Федеральной службе исполнения наказаний), их прав и социальных гарантий. Законодательное закрепление правовой и социальной защищенности сотрудников уголовно-исполнительных инспекций как сотрудника уголовно-исполнительной системы возможно, с одной стороны, благодаря разработке и принятию по аналогии с действующим нового Федерального закона «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания» (без слов «в виде лишения свободы») либо как вариант — «Об органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы», распространяющегося на все органы, учреждения в системе Федеральной службы исполнения наказания. С другой стороны, в результате принятия Федерального закона, регламентирующего прохождение государственной службы в уголовно-исполнительной системе (Федеральной службе исполнения наказания).
4. Организация труда в уголовно-исполнительных инспекциях должна предполагать разработку наиболее рациональных форм разделения труда между отдельными работниками и его кооперации, улучшение управленческой структуры, определение компетенции конкретного должностного лица, совершенствование форм документов и процесса документооборота, использование достижений современной науки и техники, внедрение наиболее рациональных форм стимулирования труда, оптимальную организацию рабочих мест (включая их автоматизацию), формирование хорошего психологического климата в коллективе сотрудников уголовно-исполнительных инспекций.
5. Повышение эффективности информационно-аналитической работы в уголовно-исполнительных инспекциях возможно за счет создания массива необходимой информации, организации ее потоков, и системы обработки. Совершенствование сбора, накопления, обработки и анализа информации должно предполагать разработку и повсеместное внедрение типовых для уголовно-исполнительных инспекций автоматизированных информационных систем, хранящих и обрабатывающих информацию, характеризующую состояние исполнения наказаний и организации исправительного воздействия на лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях (их численность и классификационную принадлежностьколичество и характер совершенных правонарушенийсостояние воспитательной работы с лицами, состоящими на учете в УИИстепень их трудовой занятости, характер производства) — состояние сил и средств уголовно-исполнительных инспекцийрезультаты деятельности системы управления уголовно-исполнительными инспекциями, их динамику и другие признаки, отражающие степень эффективности управляющих воздействийфакторы и условия (социально-правового, социально-психологического, географического, демографического, криминологического, экономического и иного характера), в которых уголовно-исполнительные инспекции функционируют и которые влияют на их состояние и развитие.
6. Совершенствование выполнения сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций своих функциональных обязанностей должно предполагать разработку ежеквартального плана работы. План мероприятий по деятельности сотрудников уголовно-исполнительных инспекций может включать в себя три раздела: в первом — мероприятия: по работе с осужденными, родственникам подучетных лиц, предприятиями, где трудятся осужденные. Во втором разделе — мероприятия по подготовке отчетных документов для, предоставления в отдел по руководству уголовно-исполнительными инспекциями, прокуратуру, суд, органы внутренних дел и другие учреждения, с которыми взаимодействуют уголовно-исполнительные инспекции. В третьем разделе — предполагаемые мероприятия по исполнению приговоров судов по исполнению наказаний, не связанных с лишением свободы.
7. Внутриведомственный контроль за функционированием уголовно-исполнительных инспекций должен предполагать изучение таких вопросов, как наличие в уголовно-исполнительных инспекциях нормативно-правовых документов, регламентирующих их деятельностьналичие должностных инструкций персонала и их фактическое соответствие выполняемой работесостояние учетной и отчетной документациисвоевременность и качество проведения мероприятий по устранению недостатков, выявленных субъектами контроля в ходе предыдущих проверокорганизация служебной подготовки сотрудников УИИорганизация труда сотрудников, состояние информационно-аналитической работысостояние планирования — наличие у сотрудников утвержденных ежедневных и квартальных планов работы, уровень выполнения запланированных мероприятийуровень взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с органами внутренних дел, другими правоохранительными и иными органами и организациямиматериально-техническая база уголовно-исполнительных инспекцийдеятельность сотрудников по работе с осужденными.
8. Концепция развития уголовно-исполнительных инспекций должна преследовать такие цели, как создание условий (в первую очередь необходимой материально-технической базы) для эффективного исполнения уголовно-исполнительными инспекциями приговоров судовосуществление надлежащего контроля за поведением подучетных лиц, в том числе на основе использования научно-технических достижений, осуществление профилактической работы с осужденными без лишения свободы, сокращение рецидивной преступностиобеспечение полной трудовой занятости осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях.
Обоснованность и достоверность результатов диссертационного исследования обусловлены не только его методикой, но и эмпирической базой, включающей в себя обширный теоретический и практический материал. В качестве респондентов социологического исследования выступили 50 начальников управлений исполнения наказаний Министерства юстиции субъектов Федерации, 50 начальников отделов по руководству уголовно-исполнительными инспекциями, 246 сотрудников уголовно-исполнительных инспекций из 50 регионов Российской Федерации. Диссертант изучил и обобщил опыт работы Управления по воспитательной работе с осужденными главка, передовой опыт управлений исполнения наказаний Министерства юстиции субъектов Федерации. Исследованы результаты деятельности уголовно-исполнительных инспекций России за 1993;2003 гг.
Теоретическая и практическая значимость исследования вытекает из новизны полученных результатов. Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что в ней уточнены и обоснованы определения ряда понятий, относящихся к организации управления уголовно-исполнительными инспекциями, исследованы, правовые основы функционирования уголовно-исполнительных инспекций, сформулированы конкретные предложения по совершенствованию правового регулирования их деятельности, организации труда персонала уголовно-исполнительных инспекций. В результате проведенной работы были сформулированы теоретически значимые выводы и предложения по оптимизации основных функций управления уголовно-исполнительными инспекциями.
Практическая значимость исследования предопределяется его направленностью на дальнейшее совершенствование организационных основ функционирования уголовно-исполнительных инспекций, что способствует оптимизации процесса исполнения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы. Практический интерес представляют предложения, направленные на совершенствование правового обеспечения деятельности уголовно-исполнительных инспекций. Разработанные в диссертации рекомендации по научной организации труда сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, их руководителей, предложения по осуществлению информационно-аналитической работы, рекомендации по планированию, контролю надлежащего исполнения управленческих решений, организации взаимодействия способствуют повышению эффективности деятельности уголовно-исполнительных инспекций, их персонала по исполнению альтернативных лишению свободы уголовных наказаний.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в следующих формах. Результаты диссертационного исследования нашли применение в практической деятельности уголовно-исполнительной системы по исполнению наказаний, не связанных с лишением свободы. Положения диссертационного исследования использовались при подготовке раздела Концепции научного обеспечения реформирования уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2004;2006 годы, посвященного проблемам исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, докладывались на научно-практических конференциях и семинарах, отражены в реализации международного проекта «Альтернативы тюремному заключению в Российской Федерации». Соискатель является одним из авторов учебного пособия «Организация управления уголовно-исполнительными инспекциями», подготовил ряд научных статей.
Опубликованные работы внедрены в учебный процесс образовательных учреждений, а также практическую деятельность органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России.
Структура и объем работы. Структура диссертации, ее содержание обусловлены объектом, предметом, целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, 2 глав, включающих 7 параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Итогом диссертационного исследования, проведенного соискателем, является достижение следующих результатов:
1. За последние несколько лет уголовно-исполнительные инспекции подверглись коренным преобразованиям, в том числе вызванными их передачей из Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции Российской Федерации. Значительно увеличилась численность осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы. В связи с изменением уголовной и уголовно-исполнительной политики государства в сторону гуманизации наказаний и мер уголовно-правового воздействия проводились эксперименты по введению в действие новых для законодательства Российской Федерации видов наказаний. При этом не были предусмотрены изменения законодательной базы, увеличение штатной структуры, переподготовка специалистов, изменения финансирования уголовно-исполнительных инспекций, а также разработка основных положений организации управления ими.
2. Анализ проводимой в уголовно-исполнительных инспекциях информационно-аналитической работы показал, что она ведется слабо. Уголовно-исполнительные инспекции не обеспечены компьютерной техникой, современными средствами связи, что негативно отражается на выполнении сотрудниками своих профессиональных обязанностей. Совершенствованию аналитической работы в уголовно-исполнительных инспекциях могли бы способствовать высокий уровень организации сбора, обработки и анализа информации, активное использование в деятельности полученных в ходе анализа результатов.
Повысить эффективность сбора, накопления и обработки информации можно за счет использования автоматизированных систем управления. Быстрый доступ к необходимой информации, возможность оперативного обмена, повышение надежности оперирования информацией обеспечат предупреждение совершения преступлений осужденными.
Целесообразно создать прикладные методики анализа информации. В целях повышения эффективности использования результатов анализа необходимо дальнейшее повышение качества аналитических документов в уголовно-исполнительных инспекциях.
3. В диссертации предлагается план мероприятий по деятельности сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, разработанный с учетом особенности работы данных подразделений и в рамках действующих ведомственных нормативных актов, состоящий из следующих разделов: в первом содержатся данные о количестве осужденных по видам наказаний, с которыми работали в отчетном периоде сотрудники уголовно-исполнительной инспекциисведения по работе с родственниками подучет-ных лиц, с предприятиями, где работают осужденныеданные по взысканию дебиторской задолженностиво втором — виды отчетных материалов для предоставления в отдел по руководству уголовно-исполнительными инспекциями, прокурору, суд, органы внутренних дел и другие учреждения, с которыми взаимодействуют уголовно-исполнительные инспекциив третьем предусматриваются мероприятия по исполнению приговоров судов Российской Федерации по исполнению наказаний, не связанных с лишением свободы.
4. Изучение деятельности отделов по руководству уголовно-исполнительными инспекциями показывает, что их начальники не всегда принимают эффективные управленческие решения, что снижает качество работы сотрудников инспекций. Таким образом, необходима подготовка и продвижение на руководящие должности перспективных сотрудников, знающих специфику деятельности уголовно-исполнительных инспекций, специально обучаемых ведомственными учебными заведениями. Кроме того, лица начальствующего состава должны проходить обязательную переподготовку.
Наиболее эффективными путями являются: улучшение материально-технической базысовершенство нормативно-правовой базыобучение и переподготовкаконтроль над подчиненнымисоциальная защищенностьподготовкаконтроль над подчиненнымисоциальная защищенностьподбор кадров.
5. С целью совершенствования правового регулирования взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с органами внутренних дел целесообразно принятие соответствующей межведомственной инструкции, которая четко было бы регламентировала такие вопросы как: компетенция уголовно-исполнительных инспекций и органов внутренних дел, формы, взаимодействия, вопросы ответственности органов внутренних дел за ненадлежащее исполнение или отказ от исполнения обязанностей об оказании помощи инспекциям, условия предоставления уголовно-исполнительным инспекциями органами внутренних дел служебных помещений, средств связи, а также транспортных средств, организацию проведения совместных мероприятий, проводимых силами уголовно-исполнительных инспекций и горрайорганов внутренних дел в целях профилактики правонарушений, а также воспитательного воздействия на лиц, склонных к совершению противоправных антиобщественных деяний и лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.
Следует разработать совместные планы мероприятий, в которые включить проведение совместных совещаний, проверок, подготовки анализов по результатам проводимой деятельности, контролируемые данным руководством.
6. Организация труда в уголовно-исполнительной инспекции включает в себя создание необходимых условий с учетом специфики их деятельности и предполагает решение следующих вопросов: разработка наиболее рациональных форм разделения труда между отдельными работниками и его кооперации, в частности, в целях устранения дублирования в их работеулучшение управленческой структуры, уточнение и определение компетенции сотрудниковсовершенствование форм документов, процесса документооборота, стандартизации и унификации документовиспользование достижений современной науки и техники, положительного опыта, механизации и автоматизации управленческого и другого труда сотрудниковизучение и внедрение наиболее рациональных форм стимулирования труда.
На эффективности деятельности уголовно-исполнительных инспекций отрицательно сказывается отсутствие системы профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительных инспекций. Необходимо отметить, что в настоящее время ни одно образовательное учреждение не готовит кадры специально для уголовно-исполнительных инспекций, что во многом обусловливает низкий уровень их квалификации. Кроме того, изучение уровня дисциплины среди личного состава инспекций свидетельствует о недостатках в подборе кадров, их профессиональной деформации. В связи с этим необходимо шире использовать возможности учебных центров базовых инспекций, разработать учебные планы и программы обучения по подготовке в учебных заведениях специалистов для работы в уголовно-исполнительных инспекциях, подготовке (переподготовке) и повышению квалификации в учебных заведениях и учебных центрах.
7. Диссертантом предлагается целевая программа на 3−5 лет, предусматривающая развитие уголовно-исполнительных инспекций.
Цели программы:
1) создание условий для эффективного исполнения приговоров судов уголовно-исполнительными инспекциями;
2) осуществление надлежащего контроля и проведение профилактической работы с осужденными без лишения свободы;
3) сокращение рецидивной преступности среди осужденных к наказаниям без лишения свободы;
4) обеспечение полной трудовой занятости осужденных, состоящих на учете инспекций исправительных работ;
5) укрепление и дальнейшее развитие связей с областными и районными центрами занятости населения.
Программа предусматривает осуществление следующих основных мероприятий:
1) оснащение автотранспортом и другими техническими средствами, а также оборудованием для подразделений, ремонта помещений;
2) обеспечение управлением исполнения наказаний совместно с областным и районными центрами занятости населения трудовой занятости лиц, осужденных к наказаниям без лишения свободы;
3) определение перечня предприятий для обязательного трудоустройства лиц, осужденных к наказаниям без лишения свободы, и решение вопросов трудоиспользования осужденных к обязательным работам;
4) обеспечение содействия в трудоустройстве лиц, осужденных к наказаниям без лишения свободы, со стороны районных и городских администраций.
Реализация Программы позволит преодолеть сложный период в развитии уголовно-исполнительных инспекций, повысить уровень трудовой занятости лиц, осужденных к наказаниям без лишения свободы, и сократить рецидивную преступность.
Список литературы
- Нормативные акты и официальные документы
- Конституция Российской Федерации. М.: Проспект, 2000. — 48 с.
- Конвенция Международной Организации Труда № 29 о принудительном или обязательном труде // Конвенции- и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919−1956. Т. L Женева: Международное бюро труда, 1991.
- Стандартные минимальные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) // Международные акты о правах человека: Сб. док. М.: НОРМА-ИНФРА М, 2000. — С. 217−225.
- Рекомендация № К (92) 16 Комитета министров государствам-членам относительно Европейских правил по применению общественных санкций и мер взыскания: принята Комитетом министров 19 октября 1992 г.
- Рекомендация № К (92) 12 Комитета министров государствам-членам относительно персонала, исполняющего наказания и меры: Принята Комитетом министров 10 сентября 1997 г.
- Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. // Библиотечка Рос. газ. 1999. — № 22−23.
- Уголовный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 25. — Ст. 2954.
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (с изм. от 8 января, 21, 24 июля 1998 г., 16 марта 1999 г., 9, 20 марта, 19. июня 2001 г., 11 июня, 8 декабря 2003 г.) // Рос. газ. 1997. — 16 янв.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации (с изм. от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2002 г., 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г.) // Рос. газ. -1998. 12 авг.
- Трудовой кодекс Российской Федерации (с изм. от 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. — Ч. 1. — № 1. — Ст. 3.
- Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ //
- Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. — № 35. -Ст. 3506- 1996. — № 17. — Ст. 1917- № 49. — Ст. 5500- 1997.-№ 12.-Ст. 1318- 2000.-№ 32.-Ст. 3330.
- О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы: Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 1998 г.№ 117- ФЗ//Рос. газ.-1998.-29 июля.
- О федеральном бюджете Российской Федерации на 2002 год: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 194-ФЗ // Рос. газ. 2001. — 31 дек.
- О федеральном бюджете Российской Федерации на 2003 год: Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ // Рос. газ. 2002. — 28 дек.
- Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон РФ от 21 июля. 1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РФ. 1993. — № 33. — Ст. 1316,1317.
- О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 8 октября 1997 г. № 1100 // Собрание законодательства Российской Федерации. -1997.-№ 41.-Ст. 4683.
- О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации: Указ Президента РФ от 28 июля 1998 г. № 904 // Рос. газ. -1998.- 4 авг.
- О финансировании уголовно-исполнительных инспекций: Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2000 г. № 134 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. — № 8. — Ст. 966.
- О реорганизации деятельности уголовно-исполнительных инспекций Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД РФ и Минюста России от 11 сентября 1998 г. № 561/122.
- О передаче уголовно-исполнительных инспекций в уголовно-исполнительную систему: Приказ МВД РФ и Минюста России от 28 мая 1999 г. № 393/179.
- Об организационно-штатных вопросах по уголовно-исполнительным инспекциям Министерства юстиции Российской Федерации: Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 11 декабря 2001 г. № 1912-к.
- Об утверждении Примерного положения об общественных инспекторах уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации: Приказ ГУИН Минюста России от 22 ноября 2001 г. № 212.
- Положение о базовой инспекции // Альтернативы тюремному заключению в Российской Федерации: Материалы междунар. конф. М.: PRI, 2001. -С. 195−200.
- Рейтинговая оценка работы УИН и аппаратов по их руководству территориальными организациями УИС Минюста России. М.: ГУИН Минюста России, 2002.
- О мерах по улучшению деятельности уголовно-исполнительных инспекций: Указание ГУИН Минюста России от 23 марта 2000 г. № 18/15/3−15.
- О создании и организации работы базовых уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов уголовно-исполнительной системы: Указание ГУИН Минюста России от 14 июня 2000 г. № 18/15/3−20.
- О мерах по укреплению законности в деятельности уголовно-исполнительных инспекций: Указание ГУИН Минюста России от 30 августа 2000 г. № 18/15/38.
- Об организации контроля за несовершеннолетними условно осужденными и некоторых изменениях порядка исполнения наказаний без изоляции от общества: Указание ГУИН Минюста России от 16 августа 2001 г. № 18/8295-ЮК.
- Положение об общественных инспекторах уголовно-исполнительных инспекций // Альтернативы тюремному заключению в Российской Федерации: Материалы междунар. конф. М.: PRI, 2001. — С. 221−226.
- Комментарий к Уголовному кодексу РСФСР 1977 г. / Под ред. Ю. Д. Северина. М.: Юрид. лит., 1984. — 528 с.
- Об утверждении порядка отчисления государственной автомобильной инспекции управления внутренних дел Томской области средств от поступивших в бюджет города Томска штрафов: Постановление администрации г. Томска от 12 августа 1997 г. № 424.
- Об утверждении порядка отчислений государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД Томской области средств от поступившего в бюджет налога на перепродажу автомобилей: Постановление администрации г. Томска от 30 ноября 1998 г. № 857.
- Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 18 апреля 2002 г. // Рос. газ. — 2002. 19апр.1. П. Книги
- Альтернативы тюремному заключению в Республике Казахстан: Резолюция и рекомендации. М.: PRI, 2000. -255 с.
- Аксенов А.А. Управление органами, исполняющими наказание: Учеб. пособие. Рязань: РВШ МВД СССР, 1989. — 107с.
- Аксенов А.А. Проблемы государственного управления в уголовно-исполнительной системе России. Состояние и перспективы (организационно-правовой аспект): Моногр. Рязань: Ин-т права и экономики МВД РФ, 1996. -194 с.
- Анисимков В.М. Управление органами, исполняющими наказания.-М.: Юрид. лит., 1989. 174 с.
- Антонян Е.А., Антонян Ю. М., Греков M.JI. и др. Уголовно-исполнительное право: Учеб. / Под ред. А. Я. Гришко. М.: Моск. ун-т МВД России, 2003.-384 с.
- Бородин С.В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. М., 1990.
- Бочков А., Веснин В. Р. Основы менеджмента. М., СПАРКС, 1996.234 с.
- ГвишианиД.М. Организация и управление. М., 1972.
- Государственная служба/ Под ред. А. В. Оболонского. М., 1999.
- Деятельность уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказаний и иных уголовно-правовых мер, не связанных с изоляцией от общества: Метод, пособие/ Под ред. О. В. Филимонова. М.: PRI, 2001. — 137 с.
- Ежегодный отчет PRI, 2000. М.: PRI, 2000. — 56 с. 51 .Зигерт В., ЛангЛ. Руководить без конфликтов. М., 1990. — 146с.
- История менеджмента / Под ред. А. И. Кравченко. М., 2002.
- Карпова Т.П. Основы управленческого учета. М.: Спаркс, 1997.264 с.
- Коренев А.П. Основы управления в ОВД. М.: Юрид. лит., 1994. — 346 с.
- Костецкий А.В. Проектирование системы управления исправительно-трудовыми учреждениями. -М.: ВНИИ МВД СССР, 1989. 410 с.
- Краев В.К., Аксенов А. А. Организация взаимодействия в УИС // Организация управления в уголовно-исполнительной системе: Учеб.: В 3 т. / Под общ. ред. Ю. Я. Чайки. — Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2002. Т. 1. — С. 441−458.
- Кузнецов Ф.Т., Подымов П. Е., Шмаров И. В. Эффективность деятельности исправительных учреждений. М., 1968. — С. 64.
- Лекарь А.Г. Профилактика преступлений. М.: Юрид. лит., 1972.104 с.
- Малков В.Д. Планирование в управлении органов внутренних дел. -М., 1976. -268 с.
- Материалы конференции правозащитных организаций. СПб.: Лен. изд., 1995. -140 с.
- Меры уголовной ответственности, не связанные с изоляцией от общества: Пособие для сотрудников УИИ / Под ред. В. А. Уткина. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. 140 с.
- Михлин А.С. Роль социальных и демографических свойств личности осужденных: Моногр. М.: ВНИИ МВД СССР, 1970. — 58 с.
- Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М.: Юрид. лит., 1990. — 672 с.
- Наташев А.Е., Стручков Н. А. Основы теории исправительно-трудового права. М.: Юрид. лит., 1967. — 234 с.
- Наказание, законность, справедливость, гуманизм: Материалы между-нар. науч.-практ. конф. Рязань: РВШ МВД РФ, 1994. — 193 с.
- Новая программа реформы систем исполнения наказаний: Между нар. конф. М.: PRI, 1999. — 120 с.
- Олъховик Н.В. Альтернативы лишению свободы в вопросах и ответах: Пособие для общественного инспектора УИИ / Под ред. В. А. Уткина. — М.: PRI, 2002. 100 с.
- Организация деятельности уголовно-исполнительных инспекций: Учеб.-практ. пособие. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003.
- Организация управления в уголовно-исполнительной системе: Учеб.: В 3 т. Т. 2: Особенная часть / Под. общ. ред. Ю. Я Чайки. — Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2002. — 470 с.
- Организация управления в УИС: Учеб.: В 3 т. / Под общ. ред. Ю.Я. Чайки- Науч. ред. В. М. Анисимков, А. А. Аксенов, Б. Б. Казак,
- Н.П. Барабанов. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2002.-Т. 3.
- Основы управления в органах внутренних дел: Учеб. / Под ред. А. П. Коренева. М.: Моск. ун-т МВД России, Щит-М, 2003. — 396 с.
- Организационно-правовые основы деятельности уголовно-исполнительных инспекций: Сб. норм.-прав. актов / Под ред. О. В. Филимонова. М.: PRI, 2002. — 332 с.
- Основы менеджмента /Под ред. В. Р. Веснина. М., 1997.
- Основы управления в органах внутренних дел: Учеб. М.: МВШМ МВД России, 1994. — 264 с.
- О положительном опыте работы территориальных органов уголовно-исполнительной системы Минюста России по исполнению наказаний без изоляции от общества: Метод, пособие. М.: PRI, 2003. — 238 с.
- Пономарев П.Г. Международно-правовые стандарты обращения х заключенными и национальные варианты их реализации. М.: Академия управления МВД России, 1994. — 59 с.
- Прозументов JI.M., Шеслер А. В. Криминология. Общая часть: Учеб. пособие. Красноярск: КВШ МВД России, 1997. -199 с.
- Профессиональная образовательная программа начального профессионального образования старших инспекторов и инспекторов уголовно-исполнительных инспекций УИС Минюста России. — Томск: Том. филиал Академии права и управления Минюста России, 2003. 150 с.
- Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 9: Документы крестьянской реформы. М.: Юрид. лит., 1989. — 468 с.
- Самыгин С.И., Столяренко Л. Д., Шило С. И. и др. Управление персоналом / Под ред. С. И. Самыгина. Сер. Учебники, учебные пособия. -Ростов н/Д.: Феникс, 2001. -512 с.
- Сборник материалов о положительном опыте работы территориальных органов УИС Минюста России по исполнению наказаний без изоляции от общества: Метод, пособие. М.: PRI, 2003. — 238 с.
- Система работы с кадрами управления. М.: Мысль, 1984. — С. 14.
- Советское уголовное право: Учеб. пособие. -М.: Высш. шк., 1979. 207 с.
- Старосъцяк Е. Элементы науки управления. М.: Прогресс, 1965. -С. 343.
- Статистический сборник НИИ УИС. Тверь, 2003. — 30 с.
- Стецов Ю. Общественный контроль за обеспечением прав человека. — М., 2002.
- Теоретические основы предупреждения преступности. М.: Юрид. лит., 1977.-256 с.
- Туманов Г. А. Организация управления в сфере охраны общественного порядка. М.: Юрид. лит., 1971. — 232 с.
- Условное осуждение с возложением обязанности выполнять общественно полезные работы как альтернатива лишению свободы. М.: PRI, 2002. — 8 с.
- Уголовно-исполнительное право: Учеб. / Под ред. И. В. Шмарова. М.: Новый юрист, 1998.-359 с.
- Уголрвно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Концепция и основные положения. Постатейный комментарий к новеллам / В. И. Селиверстов, И. В. Шмаров, JI.B.Яковлева. М.: Юристъ, 1997. — 326 с.
- Утевский Б.С. Сеть исправительно-трудовых учреждений и управление ими. М., 1934.
- Швеков Г. В. Первый советский Уголовный кодекс: Учеб. пособие. -М.: Высш. шк., 1970. 207 с.
- Юшков С.В. Временные правила о Волостном суде 1889 г. // История государственного права СССР. Ч. 1. М.: Юрид. лит., 1974. — 396 с.
- Основы управления в органах внутренних дел: Учеб. пособие. М.: Академия МВД России, 2001. — 395 с. 1.I. Статьи
- Анисимков В.М. Исправительно-трудовая политика и управление органами, исполняющими наказания// Правовые и организационные основы исполнения наказания. М., 1991.
- Голосенко И. А. Идеи Ф. Тейлора в дореволюционной России // Со-циол. исследования. 1991. — № 10.
- Жуасбаев А. Система уголовно-исполнительных инспекций на практике // Альтернативы тюремному заключению в Республике Казахстан: Материалы междунар. конф. М.: PRI, 2000. — С. 46−51.
- Зорина А. Шаг к цивилизованному обществу // Преступление и наказание. 2003.-Ко2.- С. 15−16.
- Зуев В.М., Кузнецов С. С., Туляй А. Н. Определение оптимальной схемы финансирования УИИ из местных источников// Альтернативы тюремному заключению в РФ: Материалы междунар. конф. — М.: PRI, 2001. С. 126−131.
- Казак КБ. Определение практической реализации эксперимента по введению обязательных работ // Альтернативы тюремному заключению в РФ: Материалы междунар. конф. М.: PRI, 2001. — С. 192−195.
- Казак Б.Б. Разработка модели специалиста-сотрудника уголовно-исполнительной инспекции// Альтернативы тюремному заключению в РФ: Материалы междунар. конф. М.: PR1,2001. — С. 114−126.
- Казанцева И. Первый опыт исполнения общественных работ // Ведомости УИН Минюста России по Рязанской области. 2003. — № 3. — С. 3.
- Калинин Ю.И. Сохраняя преемственность, реализовывать новые возможности // Ведомости уголовно-исполнительной системы. Спецвыпуск. -1999.-С. 3−5.
- Калинин Ю.И. Уголовно-исполнительная система России: стратегия реформы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2003. -. № 1. — С. 5−7.
- Кандыба Н.В., Уткин В. А. Альтернативы лишению свободы в зеркале общественного мнения // Альтернативы тюремному заключению в РФ: Материалы междунар. конф. М.: PRI, 2001. — С. 201−205. .
- Лисичкин В., Поздняков В. Достигнуты положительные результаты// Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2002. — № 4. — С. 14−18.
- Лысягин О.Б. Вопросы соблюдения требований закона при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы // Развитие альтернативных санкций в российской уголовной юстиции: опыт и перспективы: Материалы междунар. конф. М: PRI, 2002. — С. 43−48.
- Маликов Б. Роль государства в формировании и реализации уголовно-исполнительной политики обеспечения прав человека в исправительных учреждениях // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2002. -№ 8. -С. 15−16.
- Манохин В.М. О предмете и задачах науки управления в современный период // Сов. гос-во и право. 1965. — № 2. — С. 88.
- Момот О.И. Роль неправительственных организаций в формировании общественного мнения // Альтернативы тюремному заключению в Российской Федерации: Материалы междунар. конф. М.: PRI, 2001. — С. 205−206.
- Пискотин М.И. и др. О науке управления // Сов. гос-во и право. -1964.-№ 9.-С. 24.
- Посмаков П.Н. Меры, принимаемые по расширению наказаний, альтернативных лишению свободы, в Казахстане // Развитие альтернативных санкций в российской уголовной юстиции: опыт и перспективы: Сб. материалов ме-ждунар. конф. М.: PRI, 2002. — С. 242−246.
- Рогожин С. Ю: На страже порядка // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2003. № 3. — С. 7−9.
- Смирнов Э.А. Новая философия управления // Аудитор. 1996.5.
- Схема организации (подчиненности) уголовно-исполнительных инспекций // Альтернативы тюремному заключению в Российской Федерации: Материалы междунар. конф. М.: PRI, 2001. — С. 63−83.
- Уткин В.А. Реорганизация уголовно-исполнительных инспекций как условие расширения альтернативных наказаний // Альтернативы тюремному заключению в РФ: Материалы междунар. конф. М.: PRI, 2001. — С. 20−27.
- Усачев В.Н. Пути привлечения добровольцев и общественности к деятельности уголовно-исполнительных инспекций // Альтернативы тюремному заключению в РФ: Материалы междунар. конф. М.: PRI, 2001. -С. 217−221.
- УИН по Рязанской области // Альтернативы тюремному заключению в РФ: Материалы междунар. конф. М.: PRI, 2001. — С. 221−227.
- Якимович Ю.К. Резервы сокращения лишения свободы // Альтернативы тюремному заключению в РФ: Материалы междунар. конф. М.: PR1, 2001.-С. 209−213.
- Ялунин В.У. Соблюдение прав человека приоритетная задача уголовно-исполнительной системы // Ведомости уголовно-исполнительной системы.-2002.-№ 5.-С. 3−5.1. Диссертации и авторефераты диссертаций
- Аврутин Ю.Е. Эффективность деятельности органов внутренних дел (государственно-правовые, социальные и организационные аспекты изучения, оценки, проектирования): Дис. д-ра юрид. наук. СПб., 1998.
- Ананьева Е.О. Организационно-правовые проблемы совершенствования условного осуждения к лишению свободы: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Рязань, 2004.
- Дробышев В.И. Социалистический гуманизм советского исправительно-трудового права и его реализация в деятельности исправительно-трудовых учреждений: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М.: Академия МВД СССР, 1988.
- Нагимов М.А. Количественные методы в управленческой деятельности органов и учреждений УИС (организационно-правовой аспект): Автореф. дисканд. юрид. наук. Рязань, 2003.
- Огородников В.И. Управление персоналом в условиях реформирования УИС Минюста России: Автореф. дисканд. юрид. наук. Рязань, 2003.
- Смирнова И.Н. Воспитательная работа в механизме предупреждения преступлений осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях: Автореф. дис— канд. юрид. наук. Рязань, 2003.
- АНКЕТА по изучению проблем организации управления уголовно-исполнительными инспекциямип/п Вопросы Ответы Данные
- Ваш возраст? до 40 лет- - 40−44 лет- - 45−49 лет- - свыше 50 лет 46,7% • 40% 13,3%
- Ваше образование? Напишите сами Высшее (юрид.) 60% Высшее (экон.) — 13,3% Среднее специальное (юрид.)-20%
- Ваш стаж службы в УИС? лет Ср. стаж 14,5 лет
- Стаж службы в занимаемой должности? лет Ср. стаж 4,5 года
- С какой периодичностью Вы ежемесячно- 60% .осуществляете контроль за ежеквартально- 60%деятельностью УИИ, ОРУИИ? один раз в полугодие-- один раз в год- 13,3%-иное по необходимости 6,7%
- Какие, на Ваш взгляд, необ- Напишите самиходимо принять нормативные акты в целях повышения эф- фективности взаимодействия? 1. Вопросы Ответы Данныеп/п
- На кого, по Вашему мнению, ГУИН Минюста Рос- 40%должна возлагаться коорди- сии-нация деятельности УИИ? УИН (ОИН) ГУИНсубъекта РФ-- прокуратуру-- ОРУИИ- 100%- органы местного само-управления-- иное
- Какие виды планов Вы со- перспективные- 93,3%ставляете? текущие- 66,7%- специальные- 60% •- личные- 33,3%- иные
- Проходили ли Вы переподго- -да-товку и повышение квалифи- -нет 100%кации?
- Если да, то где и какую? Напишите сами
- Какие, на Ваш взгляд, наибо- Напишите сами Переподготовка илее эффективные пути повы- повышение квалишения уровня управленческой фикации кадров деятельности начальника 20%-
- УИН (ОИН), ГУИН? улучшение нормативно-правовой базы-33,3%-увеличение штатов 40%-улучшение материально-бытовых условий 53,3%-повышение статусаработника УИИ 6,7%1. ПЛАНработы уголовно-исполнительной инспекции №
- ГУИН (УИН, ОИН) Минюста России понаквартал 200 г.
- Уровень привлечения к труду осужденных к исправительным работамсоставил% (±), поступило удержаний из заработной платы этих лиц всуммерублей. Взыскано с организаций-должниковтыс. рублей.
- Дебиторская задолженность по удержаниям из заработной платыосужденных к исправительным работам, рублей. Основные должникиорганизации.
- Проверено организаций, на которых работают осужденных.
- Проведено бесед с подучетными, выступлений в трудовых коллективах, в средствах массовой информации.
- В (указать дату) проводилась проверка деятельности УИИ ОРУ
- ИИ ГУИН (УИН, ОИН) Минюста России по, прокуратурой, ОРУ ИИ
- УВРО ГУИН Минюста России (указать выявленные недостатки).
- В целях улучшения работы инспекции необходимо вквартале т. г. осуществить следующие мероприятия: п/п Мероприятие Срок исполнения Исполнители Форма реализации Отметка об исполнении Примечания1 2 3 4 5 6 7
- Начальник УИИ № ГУИЩУИН, ОИН) ~ Минюста России поспецзвание) подпись)инициалы, фамилия)
- Распоряжение ГУИН Минюста России «О мерах по укреплению законности в деятельности уголовно-исполнительных инспекций» № 18/1/3 38 от 30.08.2000 г.
- Работа по выполнению требований указания главка от 23 марта т. г. № 18/15/3−15 в части укрепления взаимодействия УИИ и органов внутренних дел, а также социальной защищенности персонала осуществляется медленно.
- Некоторые учреждения располагаются в неприспособленных помещениях. Остается острой проблема обеспечения телефонной связью, мебелью, транспортом и обмундированием.
- Отсутствие обеспокоенности со стороны руководства за положение дел в УИИ, их становление в составе УИС отрицательно сказывается на морально-психологическом климате в УИИ, результатах работы и служебной дисциплине.
- В целях укрепления законности в деятельности УИИ требую:
- Повысить уровень контрольно-методических функций аппаратов по руководству УИИ, а также ответственность кураторов за положение дел в закрепленных за ними учреждениях и результативность командировок.
- Обеспечить психологическое обслуживание персонала УИИ и аппаратов по их руководству, направленное на интеллектуальное и духовное развитие личности, преодоление элементов профессиональной деформации.
- Включить в планы по служебной подготовке личного состава управленческих аппаратов занятия по проблемам деятельности-УИИ.
- Создать необходимые условия для функционирования УИИ, прежде всего по обеспечению их телефонной связью, мебелью, транспортом, средствами оргтехники и канцелярскими принадлежностями. Оказывать всестороннюю помощь в решении социальных вопросов.
- ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ РАБОТЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ И АППАРАТОВ ПО ИХ РУКОВОДСТВУ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
- МИНЮСТА РОССИИ ПО ВОПРОСАМ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОСУЖДЕННОГО ОТ ОБЩЕСТВА
- Соглашение Департамента государственной службы занятости населения и ГУИН Минюста России по Ростовской области о взаимодействии в трудоустройстве осужденныхг. Ростов-на-Дону 12 октября 1999 г.
- Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания и действует до изменения в нормативных и законодательных документах.
- Изменения и дополнения настоящего Соглашения могут быть осуществлены по взаимной письменной договоренности сторон.
- Досрочное расторжение Соглашения осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
- Настоящее Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую силу, по одному для каждой из соглашающихся сторон.
- Взаимодействие УИН и РОВД в работе с осужденными без изоляции от общества (опыт работы отдела по руководству уголовно-исполнительными инспекциями УИН Минюста России по Волгоградской области)
- Работа по совершенствованию и углублению взаимодействия с органами внутренних дел по предупреждению преступности будет продолжена.
- Начальник отдела по руководству уголовно-исполнительными инспекциям1. В. Новиков
- СОГЛАШЕНИЕ о сотрудничествег. Орел «» октября 2000 года
- Российское общество Красного Креста:
- Участвует в организации и проведении круглых столов в подразделениях уголовно-исполнительной системы по вопросам социального сопровождения спецконтингента.
- Оказывает методическую и практическую помощь подразделениям УИН в вопросах изучения сотрудниками нормативной базы, регламентирующей социальную помощь осужденных.
- Принимает участие в лекционной работе, информирующей осужденных о порядке разрешения их социальных проблем.
- Совместно с УИН принимает участие в мероприятиях социальной направленности, благотворительных акциях, организуемых в учреждениях УИС области.
- Оказывает адресную социальную помощь лицам, освободившимся из мест лишения свободы.
- Оказывает юридическую и психологическую помощь на безвозмездной основе осужденным, освобождающимся из мест лишения свободы, и сотрудникам УИС, нуждающимся в этой помощи.
- Принимает участие в оказании осужденным помощи в восстановлении социального статуса, получении ими законных льгот, социально-правовой защиты и поддержки.
- Оказывает помощь лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы, в виде лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и оборудования и прочих, разрешенных к применению в РФ.
- Совместно с противотуберкулезной службой УИС организует мероприятия по реализации Федеральной программы борьбы с туберкулезом.
- Управление исполнения наказаний Минюста России по Орловской области:
- Создает все необходимые условия для проведения совместных мероприятий. Обеспечивает безопасность сотрудников Управления при посещении учреждений УИС области, при необходимости обеспечивает их транспортом УИН.
- Осуществляет информационное обеспечение совместной деятельности, организует освещение проводимых мероприятий через СМИ.
- Участвует в круглых столах совместно с представителями Управления, организует пресс-конференции, семинары и занятия с сотрудниками УИН по обмену опытом и повышению квалификации.
- УИН совместно с представителями РОКК осуществляет проверку использования материальной помощи. УИН представляет РОКК необходимые сведения по интересующим вопросам.
- Организует строгий контроль за распределением благотворительной помощи.
- Директор Российского Начальник Управленияобщества Красного Креста исполнения наказанийпо Орловской области УИН Минюста Россиипо Орловской области
- А.И. Савенкова В. А. Суровцев185
- СОГЛАШЕНИЕ о сотрудничествег. Орел «» октября 2000 года
- Управление социальной защиты населения администрации Орловскойобласти:
- Участвует в организации и проведении «круглых столов» в подразделениях уголовно-исполнительной системы по вопросам социального сопровождения спецконтингента.
- Оказывает методическую и практическую помощь подразделениям УИН в вопросах изучения сотрудниками нормативной базы, регламентирующей социальную помощь осужденным.
- Принимает участие в лекционной работе, информирующей осужденных о порядке разрешения их социальных проблем.
- Совместно с УИН принимает участие в мероприятиях социальной направленности, благотворительных акциях, организуемых в учреждениях УИС области.
- Оказывает адресную социальную помощь лицам, освободившимся из мест лишения свободы.
- Оказывает практическую помощь в размещении в дома-интернаты осужденных инвалидов и престарелых, нуждающихся в жилье и уходе и освобождающихся из мест лишения свободы.
- Принимает участие в оказании осужденным помощи в восстановлении социального статуса, получении ими законных льгот, социально-правовой защиты и поддержки.
- Управление исполнения наказаний Минюста России по Орловской области:
- Создает все необходимые условия для проведения совместных мероприятий. Обеспечивает безопасность сотрудников Управления при посещении учреждений УИС области, при необходимости обеспечивает их транспортом УИН.
- Осуществляет информационное обеспечение совместной деятельности, организует освещение проводимых мероприятий через СМИ.
- Участвует в круглых столах совместно с представителями Управления, организует пресс-конференции, семинары и занятия с сотрудниками УИН по обмену опытом и повышению квалификации.
- Проводит повседневную просветительскую работу среди осужденных по правовым и другим вопросам, касающимся социальной защиты. Создает во всех учреждениях «Уголки социальной защиты».
- Собирает и предоставляет по необходимости информацию о нуждающихся в адресной социальной помощи.
- Организует строгий контроль за распределением благотворительной помощи.
- Начальник Управления социальной Начальник У правлен иязащиты населения администрации исполнения наказаний
- Н.В. Ужокин Минюста Россиипо Орловской области В.А. Суровцев
- ПРИНЦИПЫ НАБОРА, ОТБОРА, ОБУЧЕНИЯ, УСЛОВИЙ РАБОТЫ И МОБИЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА, ИСПОЛНЯЮЩЕГО НАКАЗАНИЕ И МЕРЫ ВЗЫСКАНИЯ
- Определение терминов, используемых в настоящем приложении, дано в разделе «Терминология», который следует за двумя приложениями.1. Общие принципы
- Принципы кадровой политики должны пересматриваться, а при необходимости и обновляться под влиянием изменений, касающихся исполнения санкций и мер, а в более широком плане обусловленных административным, профессиональным и социальным развитием.
- Персонал, исполняющий санкции и меры, должен быть достаточно многочисленным для эффективного выполнения возложенных на него разнообразных обязанностей.1. Набор и отбор
- Если для оценки личностных характеристик используются документы, необходимо принять меры, чтобы гарантировать непредвзятость и правомочность таких документов.
- Если кандидат не получил ранее необходимую профессиональную подготовку, служба (ы), исполняющая наказания и меры, должна обеспечить соответствующее обучение либо гарантировать его обеспечение.
- Цель первоначального обучения ввести новичка в курс дела, передать профессиональный опыт, ознакомить с кругом проблем, связанных с преступностью, ее социальным контекстом.
- Обучение должно раскрыть новичку основные ценности его новой профессии и помочь адаптироваться на новом месте в учреждении, исполняющем наказание и меры.
- Программы должны включать схемы наблюдения и интерпретации человеческого поведения, общения и другие аспекты человеческих отношений.
- На начальной стадии обучения следует применять эффективные методы. Разрешается также прибегать к услугам преподавателей не из учреждениями), исполняющего наказание и меры, а со стороны.
- На начальном этапе обучения необходимо проверять полученные знания, также допускается оценка знаний слушателей. Следует обеспечить способы получения объективной оценки в процессе обучения и при его окончании.
- Вторичное обучение должно проходить с учетом международного опыта, когда это необходимо для личного роста служащих или ради интересов дела.
- Программа вторичного обучения должна учитывать по возможности пожелания персонала. Способ выражения пожеланий должен разрабатываться при участии самого персонала путем консультаций с ним.
- Там, где специальные формы вторичного обучения считаются необходимыми для продвижения по службе, учреждение (я), исполняющее наказание и меры, должно приложить усилия для организации подобного обучения для заинтересованных лиц.
- Для организации обучения можно привлекать специалистов со стороны. Обучение должно проводиться совместно со специальными органами, не принадлежащими к ведомству, организующему обучение.
- Работу необходимо организовать таким образом, чтобы персонал мог посещать курсы в рабочее время, что не исключает проведения некоторых занятий в нерабочие часы.
- Обучение руководящего персонала согласно его служебным обязанностям должно быть обязательным как для высшего эшелона руководящих работников, так и для тех, кто непосредственно руководит подразделениями.
- Поскольку учеба персонала любого уровня должна рассматриваться как путь повышения эффективности, необходимо часть бюджета учреждений, исполняющих наказания, предназначить на эти цели.
- Децентрализация обучения должна сопровождаться выделением отдельных бюджетов децентрализованным органам обучения.
- Штатным экспертам, работающим полный или неполный рабочий день, должна быть предоставлена возможность при поступлении на работу вучреждение, исполняющее наказание, пройти курс обучения для адаптации в новой среде и выполнения своих особых функций.
- При необходимости эта категория сотрудников может пройти дополнительное обучение для должного выполнения своих служебных обязанностей.1. Условия работы и ответственность руководства
- Разработка принципов должна осуществляться на основе широких консультаций с персоналом, для того чтобы обеспечить его заинтересованность и участие с самого начала.
- Принципы должны включать также план достижения поставленных целей, которые должны быть реальными. При определении целей следует учитывать мнение персонала.
- Условия работы и оплаты должны позволить набрать и сохранить эффективно работающих сотрудников, предоставить им возможность правильно выполнять свои обязанности и повышать ответственность за свою работу.
- Следует сделать все, чтобы работа персонала учреждений, исполняющих наказания и меры, получила признание общества, которое она заслуживает.
- Если сотрудник получил травму в результате инцидента, произошедшего на службе, ему следует немедленно оказать помощь в форме беседы, за которой, в случае необходимости, должна последовать помощь психолога и другие меры долгосрочного характера.
- Следует разработать меры социальной защиты персонала для оказания помощи при решении его личных и частных проблем, которые могут отразиться на его работе. Персонал должен быть информирован о том, какая помощь может быть оказана.
- Повышение по службе не должно быть единственной формой признания компетентности, нужно искать другие формы в случае необходимости.
- Настоящее Соглашение предусматривает взаимодействие Департамента и
- Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания и действует до изменения нормативных и законодательных документов.
- Изменения и дополнения настоящего Соглашения могут быть осуществлены по взаимной письменной договоренности сторон.
- Досрочное расторжение Соглашения осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
- Настоящее Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую силу, по одному д ля каждой из соглашающихся сторон. •
- Руководитель федеральной Начальник УИН Минюста Россиигосударственной службы занятости по -областинаселения по области