Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие математической одаренности школьников в процессе внешкольной учебной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе исследования была разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена образовательная модель развития математической одаренности школьников в условиях внешкольной учебной деятельности, которая включает теоретико-методологический (концепция математической одаренности) и технологический (содержание, формы, методы, мониторинг) блоки. Реализация образовательной модели развития… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Состояние проблемы развития математической одаренности школьников в психолого — педагогической литературе
    • 1. 2. Моделирование процесса развития математической одаренности школьников
    • 1. 3. Педагогические условия, способствующие реализации модели развития математической одаренности школьников
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО — ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕШКОЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Начальная диагностика математической одаренности школьников
    • 2. 2. Реализация образовательной модели развития математической одаренности школьников в работе Научного общества учащихся сельских общеобразовательных учреждений
    • 2. 3. Обработка и анализ результатов экспериментального исследования
  • Выводы по второй главе

Развитие математической одаренности школьников в процессе внешкольной учебной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социально-политические и экономические изменения, происходящие в Российской Федерации, отражаются в теории и практике воспитания и обучения. Перед современной системой образования поставлена глобальная задача: всестороннее развитие способностей каждого человека, обеспечение их максимального раскрытия, формирование гармонично развитой, творческой личности, способной к широкой самореализации, участию в преобразовании общества.

Международная Конвенция о правах ребенка (1989) подчеркнула. право личности на индивидуальность, ее свободное творческое развитие и реализацию заложенных возможностей. Закон Российской Федерации «Об образовании» (1996) закрепил приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, учета ее потребностей и возможностей. С 1997 > года в Российской Федерации действует президентская программа «Дети России», в качестве одного из направлений которой названа федеральная целевая программа «Одаренные дети». Основной целью ее функционирования является улучшение психолого-педагогических и социальных условий развития способных детей. Поддерживая данное направление, стратегия в области образования ч Уральского региона предусматривает создание целостной структуры работы с одаренными детьми, включающей организацию очно-заочных школ с профильными классами углубленной подготовки, организацию деятельности научного общества учащихся и другие формы. Достижение поставленных целей определенно нуждается в соответствующем психолого-педагогическом обеспечении, предполагающем изучение различных аспектов одаренности и проведение социально-педагогических экспериментов.

Проблемами общей и специальной одаренности в нашей стране и за рубежом занимались Б. Г. Ананьев, Э. А. Голубева, Н. Д. Левитов, Н. С. Лейтес,.

A.M. Матюшкин, В. Д. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов,.

B.Д.Шадриков, А. Бине, Д. Гилфорд Э. Клапаред, Э. Мейман, Дж. Рензулли, В. Штерн, Д. Фребес, и др. Один из подходов к определению одаренности, рассматривает ее как качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в той или другой деятельности (Б.Г. Ананьев, Н. С. Лейтес, В. Д. Мясищев, Б. М. Теплов, В. Д. Шадриков и др.).

Специфические особенности проявления и развития способностей исследовали Н. В. Видинеев, Э. А. Голубева, Н. С. Лейтес, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов, В. А. Крутецкий (математические способности) и др.

Творчеству и творческой деятельности посвящены исследования Г. А. Давыдовой, А. Я. Дудецкого, И.Я. — Лернера, Я. А. Пономарева,.

A.П.Тряпициной, А. Т. Шумилина и др.

Анализ отечественных диссертационных работ за последнее десятилетие показывает достаточно высокий интерес к проблеме общей и специальной одаренности. Исследователь Н. О. Гафурова обосновала необходимость создания развивающей среды для проявления и развития общей одаренности личности, О. Б. Мочалова строила систему личностно-ориентированного обучения одаренных детей, Л. А. Чудасова исследовала проблему воспитания одаренных детей в теории и практике отечественной педагогики 20-х — начала 30-х годов, Г. И. Руденко рассматривала педагогическую одаренность. Этим проблемам также посвящены работы А. И. Доровского, Е. Н. Задориной,.

B.И.Иванова, А. В. Маркова, М. И. Фидельман и др. Педагогических исследований по математической одаренности у школьников мы не обнаружили.

Проблемам подготовки учителя к работе с одаренными детьми посвящены диссертационные исследования Е. Л. Мельниковой, Т. Г. Рахматуллина и др. Творческую активность и творческие способности пытались раскрыть Е. Н. Задорина, Г. И. Руденко, Л. М. Евдокимова, И. А. Бурлакова, А. А. Лосева и многие другие.

Современная школа пытается найти пути развития творческой личности, раскрытия ее талантов и дарований, стремится приобщать учащихся к творческой деятельности. Поставленные задачи могут быть реализованы только через целенаправленное и специализированное обучение с учетом интересов, склонностей, уровня и специфики развития каждого ребенка.

На основании анализа философской, психолого-педагогической и методической литературы, нормативных документов, изучения опыта работы с математически одаренными учащимися в процессе обучения, собственного опыта работы была выявлена и сформулирована проблема исследования, которая определяется противоречием между потребностью общества и школы в творческих, одаренных личностях и отсутствием благоприятных условий в процессе обучения, способствующих развитию одаренности учащихся.

Поиск эффективных путей разрешения данного противоречия, недостаточная научная разработанность, теоретическая и практическая значимость рассматриваемой проблемы привели нас к выбору темы исследования «Развитие математической одаренности школьников в процессе внешкольной учебной деятельности» .

Цель исследования — разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель развития математической одаренности школьников в процессе внешкольной учебной деятельности, выявить педагогические условия ее успешного функционирования и развития.

Объект исследования — математическая одаренность школьников.

Предмет исследования — процесс развития математической одаренности школьников.

Гипотеза исследования — развитие математической одаренности школьников в процессе внешкольной учебной деятельности будет эффективным, если:

• в качестве теоретико-методологической основы процесса развития математической одаренности школьников выступает технология развивающего обучения математике;

• на основе системно — структурного подхода разработана и экспериментально проверена образовательная модель развития математической одаренности школьников, включающая теоретико-методологический и технологический блоки;

• выявлены, обоснованы и реализованы педагогические условия функционирования модели развития математической одаренности школьников: вовлечение школьников в активную творческую деятельность, способствующую накоплению опыта решения и составления творческих математических заданийосуществление пролонгированного мониторинга математической одаренности школьниковобеспечение интеграции творческого потенциала педагогов и математически одаренных школьников. Задачи исследования:

1. Провести анализ проблемы развития общей и математической одаренности школьников в теории и практике педагогики, раскрыть специфику творческого математического мышления, определить цели, задачи, принципы, содержание, методы и формы работы с математически одаренными школьниками.

2. На основе системно-структурного подхода сконструировать и апробировать в работе Научного общества учащихся образовательную модель развития математической одаренности школьников.

3. Определить и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие успешной реализации модели развития математической одаренности школьников.

4. Разработать методические рекомендации и дидактические материалы по осуществлению мониторинга математической одаренности школьников.

Теоретико — методологической основой исследования являются: С психологическая теория личности (Л.С. Выготкий, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), теория целостного педагогического процесса (В.И. Андреев, Е. В. Бондаревская, В. А. Сластенин, М. Н. Скаткин, Н. Н. Тулькибаева, В. А. Черкасов, И. С. Якиманская и др.), теория системного подхода (А.Н. Аверьянов, В. Г. Афанасьев, Г. Н. Сериков, Э. Г. Юдин и др.), теория моделирования (С.И. Архангельский, А. И. Уемов, В. А. Штофф и др.), теория развивающего обучения (Л.С. Выготский, В. Я. Гальперин, В. В. Давыдов,.

JI.B. Занков, Д. Б. Эльконин и др.), теории общей и специальной одаренности.

A.M. Матюшкин, Б. М. Теплов, А. И:Савенков, ДТилфорд и др.) — теория творчества, творческой деятельности (И.Я.Лернер, Я. А. Пономарев, А. П. Тряпицина, А. В. Усова и др.) — процессуальный подход ^ определению творческого мышления (Д.Б.Богоявленская, Л. С. Выготский, Я. А. Пономарев, Ю. Н. Кулюткин. Г. С. Сухобская, Д. Гилфорд и др.) — теория и методика преподавания естественно — математических дисциплин (Р.Атаханов, ?

М.Д.Даммер, Ю. М. Колягин, А. И. Маркушевич, А. В. Усова и др.) — методология и теория педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, В. И. Загвязинский, Е. В. Яковлев и др.).

Опытно — экспериментальной базой исследования было Научное общество учащихся, созданное при Курганском государственном университете для работы с одаренными сельскими школьниками, по направлению «математика — информатика», где наряду с автором принимали участие и другие преподаватели университета. Экспериментом было охвачено 43 математически одаренных старшеклассника сельских школ Курганской области- 7 преподавателей университетаучителя математики общеобразовательных учреждений города и областиродители учащихся научного общества.

Поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа с 1996 по 2002 гг. На каждом этапе в зависимости от задач исследования применялись разные методы исследования.

Первый этап — поисково — констатирующий (1996 — 1997 гг.). Проведен анализ состояния проблемы в теории и практике педагогики, определены объект и предмет исследования, сформулирована цель, основные задачи, рабочая гипотеза, определены общие контуры образовательной модели, намечены педагогические условия ее эффективного функционирования и развития. Основными методами исследования на данном этапе являлись: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, беседы с учителями, родителями, интервьюирование учащихся, метод сравнительного анализа.

Второй этап — формирующий (1997;1999 гг.). Продолжалось изучение и анализ литературы, проводилась корректировка теоретической части исследования, адаптация практического материала к решению поставленных задач, осуществлялась подготовка и проведение формирующего эксперимента, в ходе которого реализовывалась образовательная модель и создавались педагогические условия. На данном этапе использовались методы теоретического моделирования, педагогического эксперимента, анкетирования, тестирования, статистические методы.

Третий этап — заключительный (2000;2002 гг.). Проводился анализ, обобщение и обработка результатов исследования, осуществлялась проверка достоверности полученных в формирующем эксперименте данных, теоретическая интерпретация выводов и положений исследования, литературное оформление и редактирование работы, внедрение результатов исследования в практику работы внешкольных организаций.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Процесс развития математической одаренности школьников является составной частью общего процесса интеллектуального развития личности, основная цель которого состоит в формировании у школьников высокого уровня творческого математического мышления.^ Основными компонентами творческого математического мышления являются: комбинированное, стратегическое, рефлексивное и эвристическое мышление.

2. Реализация образовательной модели развития математической одаренности школьников в условиях внешкольной учебной деятельности, особенностью которой является интеграция теоретико-методологического (концепция математической одаренности) и технологического (содержание, формы, методы, мониторинг) блоков обеспечивает эффективное развитие математической одаренности школьников.

3. Эффективное функционирование образовательной модели развития математической одаренности школьников в процессе внешкольной учебной деятельности достигается при реализации следующих педагогических условий: вовлечение учащихся в активную творческую деятельность, способствующую накоплению опыта решения и составления творческих математических заданийосуществление пролонгированного мониторинга математической одаренности школьниковобеспечение интеграции творческого потенциала педагогов и математически одаренных школьников.

Теоретическая значимость исследования состоит в конкретизации понятия процесса развития математической одаренности школьниковв выявлении специфики творческого математического мышления, основными компонентами которого являются: комбинированное, стратегическое, рефлексивное и эвристическое мышлениев выделении качественных и количественных критериев, отражающих допустимый, высокий и творческий уровни развития творческого математического мышления школьниковв обосновании целей, задач, принципов, содержания, методов и форм работы с математически одаренными школьниками.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— разработана образовательная модель развития математической одаренности школьников, особенностью которой является интеграция теоретико — методологического и технологического блоков;

— выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, способствующие эффективному функционированию модели развития математической одаренности школьников в процессе внешкольной учебной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации экспериментальной программы по формированию творческого математического мышления у школьниковв разработке методических рекомендаций и дидактических материалов по осуществлению мониторинга математической одаренности школьниковв использовании результатов исследования в работе Научного общества учащихся при Курганском государственном университете, в работе лицейских классов школ г. Кургана.

Обоснованность и достоверность результатов и основных выводов диссертационной работы обеспечиваются методологической обоснованностью исходных теоретических положений и путей решения проблемы развития математической одаренности школьниковприменением комплекса методов адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследованияцеленаправленной опытно-экспериментальной работой, в ходе которой поэтапно проверялась эффективность разработанной модели и выявленных педагогических условийрепрезентативностью полученных экспериментальных данных, их количественным и качественным анализом, подтверждением гипотезы исследования его результатами.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы в Научном обществе учащихся при Курганском госуниверситетев интернатах для сельских школьников № 3 и № 7, в работе лицейских классов школ г. Курганав школах Щучанского, Каргапольского и Кетовского районовпосредством публикаций статей, тезисов и выступлений на заседаниях кафедры педагогики и кафедры математического анализа Курганского госуниверситетадоклада на третьем фестивале — конкурсе научно — исследовательского, технического и прикладного творчества молодежи и студентов (поощрительная премия), на научно — практической конференции «Проблемы педагогической инноватики» г. Тобольск), в работе научных региональных семинаров и конференций (г.Курган, г. Екатеринбург, г. Челябинск, г. Шадринск).

Аннотация, объем и структура диссертации. Рукопись состоит из введения, отраженного на 11 страницахпервой главы, состоящей из трех параграфов и выводов, представленной на 77 страницахвторой главы, состоящей из трех параграфов и выводов, представленной на 70 страницахзаключения, библиографии, включающей 175 источников-и 6 приложений. В работе имеется 32 таблицы, 3 схемы, 8 рисунков и 6 диаграмм.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Экспериментально — педагогическая деятельность по реализации комплекса педагогических условий, способствующих развитию математической одаренности школьников, позволила сделать следующие выводы:

— на поисково — констатирующем этапе эксперимента, был определен контингент экспериментальной группы (математически одаренные школьники), в которую вошло лишь 11,6% от числа занимающихся математикой в Научном обществе учащихся;

— при проведении формирующего эксперимента в работе Научного общества учащихся была реализована образовательная модель развмития математической одаренности и педагогические условия ее успешного функционирования: вовлечение учащихся в активную творческую деятельность, способствующую накоплению опыта решения и составления творческих математических заданийосуществление пролонгированного мониторинга математической одаренности школьниковобеспечение интеграции творческого потенциала педагогов и математически одаренных школьников.

— эффективность преобразующего эксперимента в условиях Научного общества учащихся обусловлена педагогической программой, реализуемой путем различных технологий, часть из которых, включающая тренинги творческих способностей, математические игротеки, конструирование математических заданий и др., вызвали интерес у старшеклассников и развивали их математическую одаренность;

— результаты формирующего эксперимента, обработанные с использованием методов математической статистики показали, что у 21% старшеклассников сформировано математическое мышление на творческом уровне, у 30,2% на высоком, 48,8% старшеклассников показали допустимый уровень творческого математического мышления (первоначально: 0%, 11,6% и 88,4%) — - разработанные материалы для проведения мониторинга математической одаренности, с отслеживанием коэффициента творческого математического мышления, лекции и практикумы, ^ творческие домашние задания, наборы задач по формированию того или иного компонента творческого математического мышления, тренинги творческих способностей и другие материалы могут быть использованы в работе учителей математики в сельских и городских школах.

Таким образом, задачи, поставленные в преамбуле второй главы, нами решены. f i.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Актуальность проблемы развития математической одаренности школьников обусловлена потребностью общества в творческих, всесторонне развитых личностях, способных к широкой самореализации, участию в преобразовании общества. Анализ психолого — педагогической литературы по данной проблеме, оценка реального состояния работы с математически одаренными школьниками свидетельствуют о необходимости ее решения.

Процесс развития математической одаренности школьников является составной частью общего процесса интеллектуального развития личности, основная цель которого состоит в формировании у школьников высокого уровня творческого математического мышления. Основными компонентами творческого математического мышления являются: комбинированное, стратегическое, рефлексивное и эвристическое мышление.

В ходе исследования была разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена образовательная модель развития математической одаренности школьников в условиях внешкольной учебной деятельности, которая включает теоретико-методологический (концепция математической одаренности) и технологический (содержание, формы, методы, мониторинг) блоки. Реализация образовательной модели развития математической одаренности школьников в условиях внешкольной учебной деятельности, особенностью которой является интеграция теоретико-методологического и технологического блоков обеспечивает эффективное развитие математической одаренности школьников.

Успешное функционирование образовательной модели развития математической одаренности школьников в процессе внешкольной учебной деятельности достигается при реализации следующих педагогических условий:

— вовлечение учащихся в активную творческую деятельность, способствующую накоплению опыта решения и составления творческих математических заданий;

— осуществление пролонгированного мониторинга математической одаренности школьников;

— обеспечение интеграции творческого потенциала педагогов и математически одаренных школьников.

В ходе опытно — экспериментальной работы были зафиксированы положительные результаты (повышение коэффициента творческого математического мышления у старшеклассников Научного общества), что подтверждает эффективность и практическую осуществимость предложенной модели, выявленных педагогических условий, а также правильность гипотетических выводов. Результаты формирующего эксперимента подтверждают, что разработанная нами образовательная модель развития математической одаренности школьников в процессе внешкольной учебной деятельности, функционирующая на основе выявленных педагогических условий, способствует эффективному развитию математической одаренности школьников.

В результате исследования все поставленные задачи выполнены.

Проведенное нами исследование не исчерпывает всех вопросов, связанных с решением проблемы развития математической одаренности школьников и требует дальнейшей разработки, как на общетеоретическом, так и на прикладном уровне. Продолжения исследования требуют такие стороны проблемы, как выявление других направлений творческого математического мышления, тендерный аспект математической одаренности, подготовка учителей и студентов вуза к работе с математически одаренными учащимися и многие другие.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.О. Тесты в социологическом исследовании. — М.: Педагогика, 1982.-46с.
  2. Г. Проверьте свои способности. Рига: Виеде, 1992. — 57 с.
  3. Г., Эванс Д. Как проверить способности вашего ребенка / Пер. с англ. А. К. Клюкина (- М.: ООО Фирма издательство ACT, 1998. 208с.
  4. В. Смекалка. М.: Мысль, 1961. 113 с.
  5. Актуальные вопросы внеурочной работы по математике в средней школе: Учеб. метод, пособие / Под ред. И. Н. Семеновой. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т. — 1999.- 107с.
  6. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. -380 с.
  7. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988. — 236с.
  8. В.И. Об оценке и развитии исследовательских способностей старшеклассников в обучении физике. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1975.- 159с.
  9. В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань: Изд-во
  10. Казанского ун-та, 1994. 247с.1
  11. Аристотель. Соч.: В 4 т. М.: Просвещение, 1975.
  12. Атаханов * Р. Психология развития математического мышления у школьников: Дис. д-ра психол. наук: — Душанбе: Изд-во Таджикского гос. ун-та, 1994. 365с.
  13. Р. Уровни развития математического мышления. Душанбе: Изд-во Таджикского гос. ун-та, 1993. — 389с.
  14. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. (Аспект предупреждения неуспеваемости школьников): Дис. д-ра пед. наук. -М., 1973.- 434с.
  15. И.Л. Задачи математических олимпиад. М.: Знание, 1975.- 59с.
  16. К.Б. Аналогии и модели в познании. Новосибирск: Наука, 1981. -318с.
  17. В. И. Техническое творчество. М.: Знание, 1968. — 189с.
  18. И.А. Выявление, оценка и прогнозирование способностей учащихся: методологический аспект проблемы // Интеграция науки и практики в развитии творческого потенциала личности учителя и ученика. Оренбург: РГПУ, ОГПИ, 1993. — С.63−69.
  19. И.А. Способности, талант, одаренность учащихся // Ценностное самоопределение в сферах жизнедеятельности выпускников школы. -Оренбург: Гор. Управление образ, 1997. С.30−34.
  20. И.А. Понятийный аппарат исследования феномена способностей. -Оренбург: Упр. образ, адм. г. Оренбурга, 1998. 9с.
  21. О.А. Динамика логических и творческих компонентов мышления школьников подростков: Дис.канд. психол. наук. — М., 1998. — 196с.
  22. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 191с.
  23. А., Симон Т. Методы измерения умственной одаренности., 1923. 84с.
  24. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. -Ростов н/Д., 1983.-72с.
  25. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.-464с.
  26. А.Б. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1979. — 183с.
  27. А.В. Психология мышления и кибернетика. М.: Мысль, 1970.-191с.
  28. И.А. Особенности структуры умственной одаренности старших дошкольников: Дис. канд. психол. наук. М., 1995. — 127с.
  29. М. Продуктивное мышление. М.: Педагогика, 1987. — 137с.
  30. Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. М.: Мысль, 1989. — 175с.
  31. Н.Я. Комбинаторика. М.: Наука, 1969. — 162с.
  32. Р. Этапы творческого мышления. Пер. с англ. В кн.: Хрестоматия по общей психологии. М.: МГУ, 1981.- 400с.
  33. Выготский J1.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Педагогика, 1991. -93с.
  34. Выготский J1.C. Мышление и речь. М.: Педагогика, 1996.- 163с.
  35. Выготский J1.C. Педагогическая психология. -М: Педагогика, 1991. -474с.
  36. Х.Ж. Контроль и оценка достижений учащихся в системе развивающего обучения / Методические рекомендации Екатеринбург: Урал.гос.пед.ун-т., 1998. — 20с.
  37. Х.Ж. Пути реализации развивающего обучения математике: Учеб. пособие I Екатеринбург: Урал.гос.пед.ун-т., 1997. — 102с.
  38. Н.О. Конструирование среды, развивающей одаренность личности: Дис. канд. пед. наук. Красноярск, 1996. — 165с.
  39. Дж. Структурная модель интеллекта // Психология мышления / под ред. A.M. Матюшкина./ М.: Прогресс, 1965. — 630с.
  40. М.С. Научное и художественное мышление. М.: Педагогика, 1973.-94с.
  41. .В. Архитектура математики. М.: Знание, 1972. — 32с.
  42. Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993. — 306с.
  43. B.C. Типы мышления и учебная деятельность: Пособие к спецкурсу. Свердловск: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1988. — 51с.
  44. Л.А. Педагогические основы развития творческого мышления на начальном этапе становления личности: Дис.канд. пед. наук. М. 1996. -181с.
  45. К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. -М.: Знание, 1988. -80с.
  46. Н.Н. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: Автореф.дис.канд. психол. наук. М, 1983.-24с.
  47. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972^.- 163с.
  48. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального псих, исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240с.
  49. Г. А. Творчество и диалектика. М.: Наука, 1976. — 164с.
  50. А.П. Математические игры и развлечения. М.: Знание, 1961. -125с.
  51. А.И. Дидактические условия развития когнитивной деятельности одаренных школьников: Дис.канд. пед. наук. — М., 1995. -209с.
  52. Дроздикова J1.H. Творческая самореализация старшеклассников в условиях системно целевой дифференциации обучения: Дис. канд. пед. наук. -Казань. — 1998.-206с.
  53. В.Н. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности / Под ред. В. Д. Шадрикова. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1999. — 168с.
  54. А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. -Смоленск: Наука, 1974.- 204с.
  55. Е.М. Эстетико-педагогические условия развития творческого мышления у младших школьников: Дис.канд. пед. наук. Екатеринбург, 1998.-212с.
  56. Ермолаева-Томина Л. Б. Проблемы развития творческих способностей детей // Вопросы психологии. 1975. — № 5.
  57. А.Н. История психологии. М.:МГУ, 1990. — 312с.
  58. В.И. Методология и методика педагогического исследования. М.: Педагогика, 1981. 160 с.
  59. Е.Н. Особенности творческого и интеллектуального развития одаренных школьников: В муз. и мат. шк: Дис.канд. психол. наук. —М., 1994. 169с.
  60. Зак А. З. Как определить уровень мышления школьника. М.: Знание, 1982. -96с.
  61. В.Н. Индивидуализация обучения способных и одаренных учащихся сельской местности в гимназии-интернате: Дис.канд. пед. наук. -Чебоксары, 1994. 191с.
  62. Дж. Теория и практика развития математической культуры школьников. Ташкент, 1983. — 123с.
  63. Е.И. Психологическая характеристика способов планирования у младших школьников // Вопросы психологии. 1984. — № 2. С.52−60.
  64. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.- 182с.
  65. Л., Маркс Э., Петри М. Развитие школы: модели и изменения. -Калуга: Калужский институт социологии, 1993. 239с.
  66. П. Введение в психометрическое программирование. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев, 1994. — 62с.
  67. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казанского унта, 1960. — 140с.
  68. Ю.М. Математика и развитие логического мышления // Активизация обучения математике в сельской школе: Пособие для учителей / Сб.статей. Сост. Ю. М. Колягин. М.: Просвещение, 1975. — С.28−29.
  69. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. — 254с.
  70. А.Е. Сельская общеобразовательная школа на современном этапе. М.: Педагогика, 1979. — 176с.
  71. .А. Математические завлекалки. М., 2000. — 512с.
  72. .А., Русалев Н. В. Удивительный квадрат. М., 1952. — 248с.
  73. В.Ю., Никитин В. Е., Андреев Г. Г. Интеллект человека. М.: Педагогика, 1990. — 184с.
  74. Краткий психологический словарь Под общей ред. А. В. Петровского,
  75. М.Г.Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — 431с.
  76. В.А. Психология математических способностей школьников. — М.: Просвещение, 1968. -432с.
  77. Ю.И. Изучение и обучение одаренных детей в американской педагогической психологии 20 века: Дис.канд. психол. наук. Н. Новгород, 1996.- 156с.
  78. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: Педагогика, 1970. — 147с.
  79. Ю.Н., Сухобская Г. С. Развитие творческого мышления школьников. JL: Знание, 1978. — 167с.
  80. Jle Тхи Кхань Кхо. Динамика умственного развития младших школьников в разных условиях обучения: Дис. канд. психол. наук. — М., 1985. 123с.
  81. Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.: Педагогика, 1972. — 279с.
  82. Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. -279с.
  83. И.С. Об умственной одаренности. М.: Педагогика, 1960. — 216с.
  84. А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. -1960. ← № 1.
  85. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 185с.
  86. Ли Фэн Хай Психологические особенности развития математического мышления у младших школьников: Дис.канд. психол. наук. М., 1994. -176с.
  87. Г., Хали К. С., Томпсон Р. Ф. Творческое и критическое мышление. Пер. с англ. // Хрестоматия по общей психологии. М.: МГУ, 1981. — 400с.
  88. А.А. Динамика умственной одаренности в младшем и среднем школьном возрасте: Дис.канд. психол. наук. М., 1999. — 238с.
  89. Лук А. Н. Мышление и творчество. М: Политиздат, 1988.
  90. И.Д., Ямщикова Л. О. Параметр против абитуриента. Кто кого?: Пособие по математике для поступающих в вуз. Курган: Изд-во курганского гос. ун-та, 1999. — 73 с.
  91. Р.А. Задачи, направленные на развитие функционального стиля мышления школьников // Роль и место задач в обучении математики. М.: Педагогика, 1973. — С. 36−50.
  92. А.Н. Тесты достижений: конструирование, проведение, использование. СПб.: Образование и культура, 1997. — 48с.
  93. Л.К. Зависимость математического мышления от характера обучения // Вопросы психологии. 1979. — № 2. — С.59.
  94. Л.К. Развитие основных компонентов теоретического мышления школьников (на математическом материале). Дис.канд. психол. наук. -М. 1979. — 196с.
  95. А.В. Педагогические условия развития одаренности учащихся лицейских классов: Дис.канд. пед. наук. М., 1997. — 193с.
  96. А.Н., Сахарчук Л. Б., Сотов А. В. Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении. СПб.: СПб ГУПМ, 1992.-94с.
  97. А.И. Об очередных задачах преподавания математики в школе // Математика в школе. 1962. — № 2. — С.3−14.
  98. И.А. Диагностика и развивающее обучение // Советская педагогика. 1991. — № 4.
  99. А. Условия творческого труда. Пер. с польского. М.: Мир, 1970. — 302с.
  100. A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989.-'№ 6. — С.23−33.
  101. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика. Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов. 2-е изд. перераб. и1. Л."доп. -М.: Просвещение, 1980. 386с.
  102. В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросы психологии. 1994. — № 5. — С. 86−95.
  103. О.Б. Система личностно-ориентированного обучения одаренных детей: Дис. канд. пед. наук. Казань, 1997. — 204с.
  104. А.В. Общение школьников. М.: Знание, 1987. — 77с.
  105. В.И. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи // Проблема способностей. М.: Педагогика, 1962. -362с.
  106. А.Я. Технология работы над диссертацией по гуманитарным наукам Челябинск: УралГАФК, 2000. 187 с.
  107. Одаренные дети: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991. — 376с.
  108. А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании // Педагогика. 1996, — № 3. С. 9−15.
  109. Основные направления исследования психологии мышления в капиталистических странах. М.: Знание, 1966. — 168с.
  110. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 278с.117?П, Пономарев Я. А. Психология творческого мышления. М.: Наука, 1960.?14.8/ Пономарев Я. А. Фазы творческого процесса. // Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983.
  111. Ц9. Поспелов Н. Н., Поспелов И. Н. Формирование мыслительных операций устаршеклассников. М.: Педагогика. — 1989.- 152с.120″. Пручкина Н. М. Педагогические условия формирования творческогомышления учащихся. Дис.канд. пед. наук. Магнитогорск, 1999. — 169с.
  112. В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. — М: Политиздат, 1961.-245с.
  113. Развитие и диагностика способностей / Под ред. В. Н. Дружинина и В. Д. Щадрикова. М.: Наука, 1991. -181с.
  114. А.З. Формирование творческого мышления школьников: Дис.,. д-ра. психол. наук. М., 1992. — 308с.
  115. Т.Г. Формирование у студентов педвуза интегрально-педагогических умений для работы с одаренными детьми в сельской общеобразовательной школе: Дис.канд. пед. наук. Бирск, 1994. — 217с.
  116. JT.A. Осознаваемость мыслительных операций как необходимое условие овладения способами самостоятельного мышления. // Вопросы динамики познавательной деятельности дошкольного и школьного возраста. Ростов-на-дону, 1972. — 202с.
  117. СЛ. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957. — 328с.
  118. C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. -346с.
  119. СЛ. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1958.-215с.
  120. СЛ. Основы общей психологии. 0 М.: Изд-во АН СССР, 1946. 286с.
  121. Г. И. Педагогическая одаренность в структуре интегральной индивидуальности: На материале школьников различного пола и возраста: Дис.канд. пед. наук. Пермь, 1996. — 182с.
  122. Е.В. Развитие творческого математического мышления детей младшего школьного возраста в процессе решения задач: Дис.канд. психол. наук. — Комсомольск-на-Амуре, 1999. 194с.
  123. С.В. Психологическая особенность действия анализа у детей. (На материале решения задач школьниками 8−11 лет): Дис.канд. психол. наук. М., 1987.-214с.
  124. А.И. Педагогические основы развития продуктивного мышления одаренных детей: Дис. д-ра. пед. наук. М., 1997. — 380с.
  125. А.И. Принципы разработки учебных программ для одаренных детей // Педагогика. 1999. — № 3. — с.97−101.
  126. А.И. Основные подходы к разработке концепции одаренности. // Педагогика. 1998. — № 3.
  127. JT. Продуктивные процессы в обучении и мышлении // Психология мышления / Под ред. A.M. Матюшкина. М., 1965. — 234с.
  128. Г. Н. Образование: аспекты системного отражения. Курган: л
  129. Изд-во «Зауралье"|1997. 464 с.
  130. О.М. Методы и формы научного познания. М.: ВысшаяIшкола. 1972. — 95с.
  131. М.Н. Методология и методика педагогических исследований: В помощь начинающему исследователю. М.: Педагогика, 1987. — 152 с.
  132. З.И. Психолого педагогические основы обучения математике: Методическое пособие. — Киев: Радьянска школа, 1983. — 192с.
  133. Современная дидактика: теория практика. / Под научной ред. И.Я.
  134. , И.К. Журавлева. М. Изд-во ИТП и МИО РАО, 1993. — 288с.
  135. Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1992. -740с. т
  136. Способности и склонности: Комплексные исследования / Под ред. Э. А. Голубевой. -М.: Педагогика, 1989. 197с.
  137. А.А. Педагогика математики. 3-е изд. перераб. и доп. Минск: Вышейшая школа, 1986. — 414с.
  138. Е.В. Прикладные задачи как средство формирования математического мышления учащихся: Дис.канд. пед. наук. М., 1997. -207с.
  139. Э.Д. Психологическая регуляция и саморегуляция творческой мыслительной деятельности человека: Дис.докт. психол. наук. М., 1993. -306с.л
  140. .М. Избранные труды: в 2 т. М. — 1985.
  141. .М. Проблема индивидуальных различий. М., 1961. — 168с.
  142. Н.А. Прикладная направленность школьного курса математики. М.: Просвещение, 1990. — 96с.
  143. O.K. Психология мышления. М., 1984. — 214с.
  144. Л.С., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. -Ярославль, 1995. 183с.
  145. Л.С. Элементы современного введения в математику: Равенство. Числовые структуры. Ташкент: Фан, 1973. — 355с.
  146. А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Л., 1989. — 91с.
  147. А.И. Логические основы метода моделирования. М.: Наука, 1971.-136с.
  148. М.И. Динамика развития творческой и интеллектуальной одаренности в младшем школьном возрасте: Дис.канд. психол. наук. М., 1994. — 136с.
  149. Формирование математического мышления учащихся. Ташкент, 1980. -170с.
  150. Г. Математика в науке и вокруг нас. М.: Мир, 1977.96с.
  151. Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М.: Педагогика, 1977.-208с.
  152. А.Я. О воспитательном эффекте уроков математики // Повышение эффективности обучения математике в школе. Книга для учителя: Из опыта работы / Сост. Г. Д. Глейзер. М.: Просвещение, 1989. -С.>18−38.
  153. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Москва-Томск. 1997.- 124р.
  154. Л.А. Воспитание одаренных детей в теории и практике отечественной педагогики 20-х начала 30-х годов 20 века: Дис. канд. пед. наук. — Самара, 1996. — 18oj:.
  155. В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. — 320с.
  156. М.Н. Мышление школьника. М. — 1963. — 234с.
  157. Школьные математические олимпиады / Сост. Н. X. Агаханов, Д. А. Терешин, Г. М. Кузнецова. М.: Дрофа, 1999. — 128 с. — ил.
  158. Г. Т. Новые подхода к организации работы с одаренными детьми в условиях города : Дис. канд. пед. наук. Майкоп, 1997. — 187с.
  159. Г. Сто задач: Пер. с пол. 4-е изд. — М.: Наука. Гл. ред. физ,-мат. лит., 1986. — 144 с.
  160. В.А. Моделирование и философия. М. — Л., 1966. — 28^.
  161. А.Т. Проблемы теории творчества. М., 1989. — 31
  162. Е.В. Педагогический эксперимент: квалиметрический аспект: Монография. Челябинск: Издательство ЧГПУ, 1998. — 136с.
  163. Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск: ЧГПУ, 1991. — 125с.
  164. Maier N.R.F. The Behavior Mechanism Concerned With Problem Solving. «Psychological Review», vol. 47, № 1. 1940.. '172.fOptimizing excellence in Human resourse development keynotes. 1996).
  165. Renzulli J.S. The enrichment triad model, 1977.
  166. Seashore C. The psychology of musical talent. Leipzig, 1919.
  167. Torrance, E. Creative teaching makes a difference. 1975.
  168. Warren H.C. Dictionary of Psychology. N.Y., 1934.
Заполнить форму текущей работой