Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Феноменология жизни Макса Шелера

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В завершение диссертационного исследования еще раз укажем на те выводы и результаты, которые были получены в ходе работы. Сравнительный анализ ранних текстов Макса Шелера по феноменологии и теории познания, социологии, а также исследований, посвященных вопросам европейского национализма и духовного единства Европы, и работ позднего этапа творчества мыслителя (преимущественно по философской… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Первая глава. Понятие жизни в реалистической феноменологии
  • Макса Шелера
    • 1. 1. Историко-философские и гносеологические предпосылки философии
  • М. Шелера
    • 1. 2. Понятие a priori в учениях И. Канта и М. Шелера
    • 1. 3. Феноменологический и нефеноменологический опыты данности
    • 1. 4. Понятие науки в философии М. Шелера
  • 2. Вторая глава. Феноменология жизни в антропологии Макса
  • Шелера
    • 2. 1. Исторические и методологические предпосылки антропологии
  • М. Шелера
    • 2. 2. Феноменологические аспекты антропологии М. Шелера: philosophia prima
    • 2. 3. Феноменологические аспекты антропологии М. Шелера: philosophia secunda
    • 2. 4. Учение о Боге и человеке в философии М. Шелера

Феноменология жизни Макса Шелера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационной работы.

В современной ситуации языковой и дискурсивной множественности актуальность обращения к наиболее значимым идеям философии человека объясняется, с одной стороны, стремлением найти общие теоретико-методологические основания для философского осмысления проблемы человека, а с другой стороны, желанием актуализировать онтологически-ориентированные антропологические модели. В этом отношении философия и феноменология жизни могут выступить своеобразной «моделью для сборки» различных дискурсивных практик и проектов. Кроме того, философский интерес к проблеме жизни во всем многообразии ее проявлений (от идеологических конструкций до способов телесного существования) оказывается значимым и просто потому, что при всех культурных, этническо-религиозных и субъективно-личностных различиях людей, их объединяет факт принадлежности к жизни как таковой и вытекающая из этого факта убежденность в позитивной ценности (хотя и разной в разных культурных единствах) витального начала в человеке.

Теоретическое осмысление жизни также приобретает особую императивность, если принять во внимание специфический облик современного социального мира и характер его проблемных диспозиций. Не секрет, что самые значительные кризисы современности (демографический, экологический), проблемы клонирования, биоэтики и образования так или иначе связаны с проблемой витальности. Таким образом, проблема жизни требует вдумчивого и ответственного обсуждения всего, что касается природы живого и способов его существования, для чего необходимо обращение к истории философского осмысления данных вопросов. Бесспорно, философия Макса Шелера является одним из самых интересных и поучительных примеров разработки указанной темы. Вместе с тем, особенно в последнее время и преимущественно в западной традиции, исследователи обращаются в основном к практико-ориентированным сторонам учения Шелера (социология, этика, философия образования), тогда как антропологические и онтологические аспекты его философии все больше остаются без внимания, а ведь именно они могут быть названы основополагающими в его творчестве. Этой же тенденции следуют и многочисленные конференции, посвященные осмыслению теоретического наследия Макса Шелера. Возникает ситуация, при которой наследие мыслителя распадается на мозаику малосвязанных между собой проблем, вопросов и тем обсуждения. Вследствие этого теряется основной лейтмотив его философского вопрошания — проблема витального и духовного существования человека, — из которого и произрастают, на первый взгляд, малосвязанные между собой сюжеты философии Шелера.

Следует отметить, что до сих пор является дискуссионным и сохраняющим свою актуальность вопрос о преемственности различных этапов творчества немецкого мыслителя. Всегда ли Шелер оставался феноменологом или его поздние антропологические штудии знаменуют собой радикальный разрыв с феноменологией и переход на онтическую точку зрения? До самого последнего времени в отечественных и зарубежных исследованиях творчества. Шелера, в работах по философской антропологии было принято выделять два этапа в творчестве мыслителя — ранний феноменологический, преимущественно связанный с разработкой аксиологической проблематики, и поздний антропологический этап. Иногда проводилось трехэтапное деление философской эволюции взглядов мыслителя (Ю.М. Бохенский, А.Н. Малинкин): философия жизни (работы, посвященные теме войны и идее национального духа и культуры), феноменология и аксиология, персоналистическая философская антропология. В данной диссертации предпринимается попытка преодоления указанного разрыва в Шелеровой философии. Именно феноменологическое прочтение поздних работ Шелера, последовательное соотнесение их с самыми ранними шелеровскими текстами, позволяет говорить о принципиальном единстве философской задачи и замысла основателя философской антропологии, — замысла, сохраняющего свою значимость на протяжении всего творчества Шелера. В качестве такой темы-проблемы, объединяющей разные периоды творчества мыслителя, в исследовании как раз и предлагается феноменология жизни.

Во избежание возможных недоразумений и неправильных атрибуций, следует сразу сказать, что феноменология Макса Шелера в концептуальном плане относится к тому раннему этапу развития феноменологического движения, которое сегодня принято именовать реалистической феноменологией и которая сознательно дистанцируется от известной гуссерлианской интерпретации сознания, проблематики трансцендентальной субъективности, идей конституирования смысла и т. п. Данное направление феноменологии в отечественной философской традиции изучено сравнительно слабо, равно как и широкой публике, в силу ограниченного количества переводов, указанное направление философии оказалось малоизвестным. Поэтому исследование творчества Шелера не только в контексте его антропологических, социологических или феноменолого-аксиологических изысканий, но и как ярчайшего представителя реалистического направления философии позволяет более объемно представить традиции философии XX века.

Цель диссертации: раскрыть феноменологическое содержание понятия жизни в учении Макса Шелера. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— эксплицировать исторические и методологические предпосылки философии Макса Шелера;

— раскрыть особенности феноменологического метода Шелера, его понимания целей и задач феноменологии;

— проследить эволюцию понятия жизни в учении М. Шелера;

— определить место и роль феноменологии жизни в универсуме философского мировоззрения Макса Шелера;

— определить место и роль теоретического наследия Макса Шелера в истории феноменологических и антропологических идей XX столетия и в общем интеллектуальном пространстве философии современности.

Объект исследования — общие теоретико-методологические и феноменолого-антропологические взгляды Шелера в их философско-мировоззренческих истоках и основных этапах становления.

Предмет исследования — теоретические и методологические основания философии жизни Макса Шелераэволюция виталистических воззрений немецкого философа.

Рабочей гипотезой данного исследования является предположение о том, что феноменология жизни является смыслообразующей темой творчества Макса Шелера и в этом качестве может служить адекватной эвристической моделью интерпретации наследия основателя философской антропологии.

Методологическая база определяется поставленными целями и задачами. В основе исследования лежат сравнительно-исторические, типологические, дискриптивно-феноменологические и герменевтические методы исследования, позволяющие наиболее полно раскрыть содержание философии Шелера.

Степень научной разработанности проблемы.

С самого начала философия Макса Шелера вызвала необычайный интерес в среде европейского философского сообщества, прежде всего, разумеется, в Германии. Количество статей, монографий, полемических отзывов, рецензий, посвященных творчеству Шелера, еще при жизни философа было поистине огромно. Наиболее значимые исследования философии Шелера (примерно до 50-х годов XX века) на английском, французском и немецком языках приводит Герберт Шпигельберг в своем ставшем классическим сочинении «Феноменологическое движение». В отечественной философии знакомство с идеями Шелера происходило благодаря нередким упоминаниям его взглядов и их оценке в русской религиозной философии, общая антропологическая направленность которой не позволяла ей пройти мимо одного из самых глубоких европейских антропологических учений. Кроме того, известно, что Шелер не раз принимал участие в заседаниях «Русской религиозно-философской Академии» в Берлине, имея возможность общаться со многими представителями русского философского зарубежья. Связь учения Шелера с русской философией изучалась также и в западной традиции. Здесь можно упомянуть известное исследование X. Дама «Владимир Соловьев и Макс Шелер» (1971). Также устойчивое внимание к идеям основателя философской антропологии, иногда их жесткая критика сохранялись и у мыслителей, испытавших влияние Макса Шелера (А. Гелен, М. Ландманн, X. Плеснер, Э. Ротхакер, Г. Э. Хенстенберг и др.). Вопросы, разрабатываемые Шелером в феноменологии религии, изучались в работах Й. Зайферта, А. П. Забияко, Ю. А. Кимелева, А. И. Красниковой, Ф. Креппеля, К. И. Никонова, М. А. Пылаева, Э. Харальда. В западной феноменологической и философской традиции социологические воззрения Шелера выступали предметом осмысления М. Оссовской, М. Фрингса, А. Шюцавопросы этики и аксиологии Макса Шелера исследовались в работах Д. фон Гильдебранта, Н. Гартмана, Э. Штайн. Наконец, философско-антропологические взгляды немецкого мыслителя получили критическое осмысление и оценку у таких видных ученых, как М. Бубер, М. Хайдеггер, К. Ясперс. Нередко к антропологическим идеям Шелера обращались и отечественные исследователи, занимающиеся проблемами педагогики и философии образования (В.В Куликов, Г. А. Новичкова, О.В. Санникова). Следует, впрочем, заметить, что подавляющее большинство упомянутых исследований не ставило специальных историко-философских задач, а, скорее, отражало перипетии живой интеллектуальной традиции и полемики. При выполнении работы также оказался важным анализ историко-философских и методологических позиций отечественных авторов, исследования которых посвящены общим проблемам философии человека и современной культуры (А.А. Грякалов, А. А. Корольков, А. Г. Погоняйло, А.Г. Черняков).

Среди собственно систематических западных историко-философских исследований творчества Шелера следует, прежде всего, отметить работы Михаэля Габеля, Мартина Куша, Ганса Иохима Либера, Карла Рейберга, Манфреда Фрингса, Иохима Фишера, Че-рунг Пака. В обзорных сочинениях по философской антропологии таких зарубежных мыслителей, как Карлос Вальверде, Ю. М. Бохенский, В. Брюнинг, Луис Фаре, Петер Шульц уделяется достаточно места характеристике воззрений Макса Шелера. В отечественной философии монографий, посвященных в целом творчеству немецкого мыслителя, к сожалению, пока нет. В основном отечественные исследователи сосредоточивают свое внимание на отдельных аспектах философской деятельности Макса Шелера, а если и представляют эволюцию1 взглядов немецкого мыслителя, то подобная презентация, как. правило, носит обзорный характер. Среди исследований на русском языке, посвященных проблемам философской антропологии в целом и антропологическим воззрениям Шелера в частности, значительный интерес представляют работы Б. Т. Григорьяна, П. С. Гуревича, Б. В. Маркова, К. С. Пигрова, А. Руткевича, С. С. Хоружего, А. В. Чечулина. Феноменологические взгляды Макса Шелера творчески были проанализированы в работах В. Куренного, Н. В. Мотрошиловой, Н. С. Плотникова, Я. А. Слинина. Что касается исследований, специально посвященных философии Шелера, особого упоминания заслуживают работы А. В. Денежкина, Д. Ю. Дорофеева, М. Л. Хорькова, Л. Чухиной. Следует также отметить работы А. Н. Красникова, С. А. Лохова, Н. В. Омельченко, Д. И. Роинашвили, С. А. Смирнова, Л. А. Черной. Среди исследователей социологических воззрений Макса Шелера особого внимания заслуживают сочинения Ю. Н. Давыдова и А. Н. Малинкина.

При этом специальные историко-философские исследования, посвященные проблематике жизни в творчестве Шелера и методологическим способам ее раскрытия, насколько нам известно, отсутствуют. Тем не менее, рассматриваемая в диссертации тема (феноменология жизни), является одной из центральных в творчестве Шелера. В диссертационном исследовании не только проблематизируются некоторые стороны учения Макса Шелера, но и предлагается еще один способ интерпретации философских воззрений немецкого мыслителя.

Источниковой базой диссертации послужили прежде всего работы Макса Шелера. В силу ограниченной доступности текстов Шелера на немецком языке (за исключением таких работ как Der Formalismus in der Ethik und materiaie Wertethik (1916), Die Transszendentale und die psychologische Methode (1900), Nation und Weltanschaung (1923), отдельных фрагментов Vom Ewigen in Menschen) материалом исследования выступали русскоязычные * переводы сочинений немецкого философа: «Философское мировоззрение" — «Формы знания и образование" — «Человек и история" — «Человек в эпоху уравнивания" — «Положение человека в Космосе" — «Феноменология и теория познания" — «Формализм в этике и материальная этика ценностей» (избранные главы) — «Ordo Amoris" — «Ресентимент в структуре моралей" — «О сущности философии моральной предпосылки философского познания" — «Философские фрагменты из записных книжек последнего года жизни" — «Социология знания" — «Формы знания и общество" — «Сущность и понятие социологии культуры" — «О социологии позитивной науки».

Научная новизна исследования заключается в том, что последовательно прослежены роль и значение проблематики жизни в наиболее значимых разделах философии Макса Шелера (теория познания, философская антропология, теория ценностей, социология знания, теория и методология науки, философия и феноменология религии) — обоснована фундирующая роль проблематики жизни на разных этапах становления философии Шелерараскрыты возможности феноменологической интерпретации понятия жизни в учении Макса Шелера.

Научная новизна исследования выражена в следующих положениях:

— категориальной базой осмысления понятия жизни в философии Шелера должны служить идеи реалистической феноменологии (созерцание сущностей, интуитивный метод познания и т. д.) и идея материального a priori;

— на всех этапах творчества Шелера действительность жизни осмысляется как момент более общей онтологической структуры, выстраиваемой по принципу иерархии;

— виталистические представления Шелера периода создания «Положения человека в Космосе» могут осмысляться в двух отношениях: как вариант развития и приложения феноменолого-онтологических взглядов Шелера раннего этапа его философиикак сочетание феноменологических (в части проблематики феноменологической психологии, понимания Другого, феноменологии тела, идеи Umwelt) и нефеноменологических методов осмысления явления жизни;

— философско-религиозные представления Шелера о становящемся Боге сообщают идее жизни универсально-онтологический характер и намечают возможность новой «неклассической» философии религии;

— антропологию Шелера следует рассматривать как переходный вариант от «классической» ессенциальной философии человека к «неклассической» бытийной или деятельностной феноменологической антропологии.

Положения, выносимые на защиту.

— проблема жизни является конституирующей для любого этапа творчества Макса Шелера;

— феноменологический метод сохраняет свою значимость на протяжении всего творчества Макса Шелера;

— феноменология Макса Шелера открывает возможности несубстанциалистской интерпретации человека;

— онтологическую основу философии Макса Шелера составляет принцип иерархии уровней бытия.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в проблематизации понятия жизни в философии Макса Шелера и в выявлении возможностей феноменологической интерпретации данного понятия.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования.

Содержание и теоретическая часть данной работы могут быть использованы при исследовании западной философии первой половины XX века. Предложенный в диссертации способ интерпретации философии Шелера также может быть использован в дальнейших штудиях, посвященных творчеству немецкого мыслителя, в различных лекционных курсах. Кроме того, содержание и теоретические выводы диссертационной работы могут быть полезны исследователям в области педагогики, антропологии образования. Также исследование проблем феноменологии жизни в творчестве Макса Шелера может способствовать определению возможных направлений и стратегий социализации человека в современном поликультурном мире.

Апробация результатов исследования.

Основные положения и выводы, полученные в ходе исследования, изложены в ряде статей, некоторые из которых опубликованы, а другие находятся в печати. Материалы диссертации были также использованы при подготовке курсов лекций и семинаров. Кроме того, ряд идей диссертации был изложен на международной конференции «Россия и феноменологическая традиция» (Санкт-Петербург, 2004), научно-практической конференции «История философии: классика и современность» РГПУ им. Герцена (Санкт-Петербург, 2007), на различных научных семинарах факультета Философии человека РГПУ им. Герцена.

Структура и содержание диссертационного исследования отвечает логике раскрытия заявленной темы и соответствует поставленным целям и задачам. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

.

В завершение диссертационного исследования еще раз укажем на те выводы и результаты, которые были получены в ходе работы. Сравнительный анализ ранних текстов Макса Шелера по феноменологии и теории познания, социологии, а также исследований, посвященных вопросам европейского национализма и духовного единства Европы, и работ позднего этапа творчества мыслителя (преимущественно по философской антропологии) позволяет говорить о наличии методолого-тематической преемственности различных периодов творческой биографии немецкого философа. Приверженность феноменологическому методу, с одной стороны, и устойчивый интерес к проблеме витальности, с другой, служат, как было показано, залогом указанной преемственности и делают сомнительными любые попытки жесткого деления творчества философа на «ранний» и «поздний» этапы. При этом основной гносеологической доминантой философии Шелера является метод интуитивного созерцания сущностей, который в историко-типологическом отношении маркирует раннюю стадию развития феноменологического движения и часто именуется реалистической феноменологией. В дальнейшем, впрочем, наряду с указанным феноменологическим рассмотрением реальности-Шелер использует и другие приемы и способы постижения действительности. В диссертационном исследовании также достаточно подробно проанализированы феноменологические и историко-методологические аспекты и предпосылки антропологии Макса Шелера, эксплицирована связь антропологических работ Шелера с его ранними изысканиями в области теории познания.

Как было показано в диссертационном исследовании, именно феноменология жизни может выступать той эвристической моделью, которая позволяет перебросить мостик от ранней философии Шелера к его поздним работам по философской антропологии. В свою очередь, анализ понятия жизни в учении Макса Шелера позволил сделать следующие выводы:

— интуитивный характер постижения жизни остается константным на разных этапах творчества Шелера;

— идея жизни носит априорно-материальный характер;

— сущность жизни раскрывается Шелером в терминах ноэтико-ноэматической корреляции;

— по отношению к совокупности живых организмов жизнь в учении Шелера может рассматриваться как вариант региональной онтологии;

— виталистическая интерпретация науки в учении Шелера дает импульс и новое направление исследованиям в области философии науки;

— онтологическую основу феноменологии жизни Макса Шелера составляет принцип иерархии уровней бытия;

— связь жизни и темпоральности в философии Шелера фундирует большинство антропологических и феноменологических построений немецкого мыслителя;

— философская антропология Макса Шелера в целом и его феноменология жизни в частности дают возможность несубстанциалистской интерпретации человека, а его антропологическое учение, соответственно, — как занимающее промежуточное положение между ессенциальным и деятельностным подходом к человеку.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
  2. Антология реалистической феноменологии. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006.
  3. . Р.Г. Ресентимент и историческая динамика морали. // ИФ РАН, Этическая мысль. 2001. Выпуск 2.
  4. Аристотель. Метафизика / Соч. в 4-х тт., Т. 1. М., 1976.
  5. Аристотель. О душе. / Соч. в 4-х тт., Т.1. М.: Мысль, 1976.
  6. Я. Аврора или утренняя заря в восхождении. М.: Гуманус, 1990.
  7. А. Длительность и одновременность (по поводу теории Эйнштейна). СПб., 1923.
  8. А. Творческая эволюция. http://filosof.historic.ru/books
  9. О. Философия экзистенциализма. СПб.: Лань, 1999. ,
  10. Ф. Психология с эмпирической точки зрения / Избранные работы. М.: Дом интеллектуальной книги, 1996.
  11. М. Проблема человека. / Два образа веры. М.: Республика, 1995.
  12. Р. Избранное: Вера и понимание. М.: Росспэн, 2001.
  13. В.А. Избранные труды по зоопсихологии. М.: Наука, 2002.
  14. К. Философская антропология. http://www.agnuz.info/library/ books/ anthropology/.
  15. Вебер Макс. Избранное: протестантская этика и дух капитализма. М.: Росспэн, 2006.
  16. В. Открытия и судьбы. -М.: Современник, 1993.
  17. В. Душа человека и животных. СПб., 1886.
  18. М. Человек движение к божественному? // Историко-философский ежегодник. — М.: Наука, 2005.
  19. П.П. Время. Длительность. Вечность. М.: Прогресс-Традиция, 2006.
  20. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. М.: Наука, 1954.
  21. А. О систематике антропологии / Проблема человека в западной философии. -М.: Прогресс, 1988.
  22. Гильдебранд фон Дитрих. Что такое философия? СПб.: Алетейя, 1997.
  23. Гильдебранд фон Дитрих. Смысл философского вопрошания и познания / Антология реалистической феноменологии. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006.
  24. А.А. Письмо и событие. СПб.: Наука, 2004.
  25. Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т 1, Общее введение в чистую феноменологию. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.
  26. Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука, 1998.
  27. Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. СПб., 2004.
  28. Э. Логические исследования. М., 2002.
  29. Э. Основные проблемы феноменологии. СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2004.
  30. Ю. Н. Концепция науки в социологии Макса Шелера // Социологические исследования. 1984. № 4.
  31. Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. М.: Наука, 2001.
  32. Р. Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между душой и телом. Т. 2. М.: Наука, 1994.
  33. В. Собр. соч., Т 1. М.: Дом интеллектуальной книги, 2000.
  34. Г. Витализм: его история и система. М.: ЛКИ, 2007.
  35. Г. Созерцание жизни. Т.2. М.: Юрист, 1996.
  36. . В. Буржуа. М.: Мысль, 1994.
  37. И. Критика чистого разума. СПб.: Тайм-аут, 1993.
  38. Э. Жизнь и учение Канта. М.: Университетская книга, 1998.
  39. В. Исследования интеллекта человекоподобных обезьян. — М.: Комакадемия, 1930.
  40. А.А. Духовная антропология. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2005.
  41. А. Н. Методология классической феноменологии религии. // Вестник московского университета. Сер. 7, философия. — 2004. № 1.
  42. В.В. Педагогическая антропология: истоки, направления, проблемы. Свердловск, 1988.
  43. В. Метафизика моралей и общностей // «НЛО». 2001. № 48.
  44. Куш М. Победителю достается все: философия жизни и триумф феноменологии // Логос. 2004. № 3−4 (43).
  45. . Избранные произведения в 2-х тт. М., 1955.
  46. Л. Интенциональность у Гуссерля и у Брентано. // Логос -2003. № 2.
  47. Э. Избранное: трудная свобода. М.: Росспэн, 2004.
  48. Э. От существования к существующему / Избранное: тотальность и бесконечность. М.: Университетская книга, 2000.
  49. . Г. В. Размышления о познании, истине и идеях // Соч. в 4-х тт. Т. З.-М., 1984.
  50. Дж. Человек и дельфин. -М., 1965.
  51. С.А. Феномен тела как проблема философской антропологии: Автореф. дис.. канд. филос. наук. -М., 2003.
  52. Лошакова И.И. htpp:// journal.seun.ru/ 2000 2 г. Аксиологические аспекты социологии образования, 2000.
  53. А.Н. Макс Шелер о реформе высшего образования в Веймарской республике. // Логос. 2005. № 6 (51).
  54. А.Н. Учение Макса Шелера о ресентименте и его значение для социологии // Социологический журнал. 1997. № 4.
  55. Г. Метафизический дневник. СПб.: Наука, 2005.
  56. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб.: Ювента, 1999.
  57. Н.В. Идеи I Эдмунда Гусерля как введение в феноменологию. — М.: Логос, 2003.
  58. П. Избранные работы. М.: Территория будущего, 2005.
  59. К.И. Критика антропологического обоснования религии. — М.: МГУ, 1989.
  60. Ф. Воля к власти. Посмертные афоризмы. Минск: Попурри, 1999.
  61. Ф. К генеалогии морали. Полемическое сочинение. Соч. в 2-х тт., Т2.-М.: Мысль, 1990.
  62. Г. А. Историко-философские очерки западной педагогической антропологии. М., 2001.
  63. А.П., Платонов В. В. Образы образования. Западная философия образования. XX век. СПб., 2004.
  64. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М.: Весь мир, 2000.
  65. . Мысли. Малые сочинения. Письма. М.: Аст, 2003.
  66. X. Ступени органического и человек: введение в философскую антропологию. М.: Росспэн, 2004.
  67. Плотин. Сочинения. СПб.: Алетейя, 1995.
  68. Плотников Н. C.JI. Франк о М. Хайдеггере. К истории восприятия Хайдеггера в русской мысли // Вопросы философии. 1995. № 9.
  69. Н. Реабилитация историзма. Философские исследования Германа Люббе // Вопросы философии. 1999. № 4.
  70. Н.С. Жизнь и история. Философская программа Вильгельма Дильтея / Вильгельм Дильтей. Собр. соч. Т. 1. М.: Дом интеллектуальной книги, 2000.
  71. А.Г. Метафизика механицизма в новоевропейской философии XVII XVIII вв.: Автореф. дис. докт. филос. наук / С.-Петерб. гос. ун-т. СПб., 2001.
  72. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. -М.: КомКнига, 2005.
  73. М.А. Западная феноменология религии. М.: РГГУ, 2006.
  74. Д.Н. В сетях феноменологии. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2004.
  75. А. О сущности движения / Антология реалистической феноменологии. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006.
  76. А. О феноменологии / Антология реалистической феноменологии. М: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006.
  77. Р. Ум животных. СПб., 1914.
  78. О.В. Содержание образования как образовательное знание: феноменологический аспект. // Образование и общество. 2007. № 1.
  79. Сартр Ж-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2000.
  80. С.Ю. Феноменологические аспекты антропологии М. Шелера // Кредо.-2005. № 3(43).
  81. О.С. Пушкинская речь Достоевского. Опыт современного прочтения // Человек. 2001. № 3−4.
  82. Г. Основания науки о нравственности. СПб., 1880. i
  83. П. Систематическая теология в 3-х тт. М.-СПб: Университетская книга, 2000.
  84. П.Д. О технологиях разбиения человеческого существа на душу и тело / Логос живого и герменевтика телесности. М.: Академический проект, 2005.
  85. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Кн.1, 2. Тбилиси, 1991.
  86. М. Вопрос о технике / Мартин Хайдеггер. Время и бытие. -М.: «Республика», 1993.
  87. М. Наука и осмысление // Новая технократическая волна на Западе. -М., 1985.
  88. М. Преодоление метафизики / Мартин Хайдеггер. Время и бытие. — М.: «Республика», 1993.
  89. Хайдеггер. Кант и проблема метафизики. М.: Логос, 1997.
  90. Дж. Удивительный мир эволюции М., 1971.
  91. С.С. Заметки к энергийной антропологии. «Духовная практика» и «отверзание чувств»: два концепта в сравнительной перспективе // Вопросы философии. 1999. № 3.
  92. М.Л. Ранний Хайдеггер и поздний Шелер: прерванный диалог // Историко-философский ежегодник, 2005.
  93. С.В. Интерпретация тела и постижение жизни / Логос живого и герменевтика телесности. М.: Академический проект, 2005.
  94. А.Г. Онтология времени. СПб.: ВРФШ, 2001.
  95. Чер-Унг Пак. Ресентимент, оценка, знание и социальное действие в учении Макса Шелера: опыт исследования социологии чувств // Социологический журнал. 1997. № 4.
  96. Р., Фокс М. Физика ангелов. Там, где встречаются наука и Дух.-М.: София, 2003. -
  97. Шелер М. Ordo Amoris / Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994.
  98. М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994.
  99. М. О социологии позитивной науки // Социологические исследования. 1984. № 4.
  100. М. Положение человека в Космосе / Избранные произведения. -М.: Гнозис, 1994.
  101. М. Ресентимент в структуре моралей. СПб.: Наука, 1999.
  102. М. Социология знания / Теоретическая социология. Антология. -М.: Книжный дом «Университет», 2002.
  103. М. Феноменология и теория познания / Избранные произведения. -М.: Гнозис, 1994.
  104. М. Философские фрагменты из записных книжек последнего года жизни // Историко-философский ежегодник. М.: Наука, 2005.
  105. М. Философское мировоззрение / Избранные произведения. — М.: Гнозис, 1994.
  106. М. Формализм в этике и материальная этика ценностей / Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994.
  107. М. Формы знания и образования / Избранные произведения. -М.: Гнозис, 1994.
  108. М. Формы знания и общество. Сущность и понятие социологии культуры // Социологический журнал. 1996. № 1−2.
  109. М. Человек в эпоху уравнивания / Избранные произведения. -М.: Гнозис, 1994.
  110. JI. Апофеоз беспочвенности (опыт адогматического мышления). JL, 1991.
  111. А. О четверояком корне. Мир как воля и представление. Т1. Критика кантовской философии. М.: Наука, 1993.
  112. О. Закат Европы. М.: Айрис, 2004.
  113. Г. Феноменологическое движение. М.: Логос, 2002.
  114. Э. К проблеме вчуствования / Антология реалистической феноменологии. М.: Институт философии, теологии и истории св:-Фомы, 2006.
  115. Э. Отображение триединства в творении / Антология реалистической феноменологии. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006.
  116. П. Философская антропология. Введение для изучающих психологию. Новосибирск: НГУ, 1996.
  117. Шюц А. Теория интерсубъективности Шелера и всеобщий тезис альтер эго / Избранное: мир, светящийся смыслом. М.: Росспэн, 2004.
  118. М. Духовные проповеди и рассуждения. СПб.: Азбука, 2000.
  119. К. Общая психопаталогия. М.: Практика, 1997.
  120. К. Собр. соч., Т. 2. М.: Академия, 1996.
  121. Bollnov О. Antropologische Padagogik. Stuttgart, 1959.
  122. Cohen H. Kants Theorie der Erfahrung. В., 1885.
  123. Eklund Harald. Evangelisches und Katholisches in Max Schelers Ethik. -Uppsala, 1932.
  124. Gantke W. Der umstrittene Begriff des Heilegen. Marburg, 1998
  125. H. Dahm. Vladimir Solov’ev und Max Scheler. Ein Beitrag zur Geschichte der Phanomenologie im Versuch einer vergleichenden Interpretation. Munchen und Salzburg. 1971.
  126. Klages L. Geist und Leben. Leipzig, 1934.
  127. Kreppel Friedrich. Die Religionsphilosophie Max Schelers. Munchen, 1926.
  128. Landmann M. Philosophischen Anthropologie. Berlin — New York, 1982.
  129. Lowith K. Gott, Mensch und Welt in der Metaphysik von Descartes bis zu Nieztsche. Gottingen, 1967.
  130. Netzeband Erich. Padagogische probleme in der Philosophie Max Schelers. Berlin, F. Wessel, 1934.
  131. Otto R. Das Heilige. Gotha, 1926.
  132. Portmann A. Zoologie und neue Bild vom Menschen. Hamburg, 1956.
  133. Rotchacker E. Philosophischen Anthropologie. Bonn, 1964.
  134. Scheler M. Der Genius des Krieges und der deutsche Krieg. Der Neue Geist Verlag. Leipzig, 1915.
  135. Scheler M. Die Ursachen des Deutschenhasses. Der Neue Geist Verlag. Leipzig, 1919.
  136. Scheler M. Krieg und Aufbau. Der Neue Geist Verlag. Leipzig, 137.1916.
  137. Uxkull J. Umwelt und Innenwelt der Tiere. Berlin, 1921.
Заполнить форму текущей работой