Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экономические методы управления инновационной деятельностью в сфере образовательных услуг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рыночные преобразования в социально-экономическом укладе России вызывают коренные изменения в образовательной системе страны, и в частности, в сфере высшего образования. Вузы России, продолжая функционировать в условиях государственного регулирования в отношении содержания и форм подготовки кадров, становятся все более автономными в вопросах конкретных приемов организации и финансирования своей… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Проблемы управления инновационной деятельностью в системе образования
    • 1. 1. Понятие, сущность и содержание категории «управление инновационной деятельностью» в сфере образования
    • 1. 2. Методологические подходы к оценке, анализу, моделированию инновационной деятельности в сфере образовательных услуг
    • 1. 3. Тенденции в подготовке кадров в высших учебных заведениях
  • 2. Коммерческий расчет и его роль в управлении иннова- 44 ционной деятельностью в образовательном учреждении
    • 2. 1. Конъюнктура рынка спроса в квалифицированном персонале
    • 2. 2. Методологические основы бюджетирования в образовательных учреждениях
    • 2. 3. Коммерциализация образовательных услуг
  • 3. Совершенствование экономических отношений в системе высшего профессионального образования
    • 3. 1. Моделирование финансового состояния образовательного учреждения и его структурных подразделений
    • 3. 2. Система стимулирования труда персонала образовательного учреждения
    • 3. 3. Совершенствование организационно-экономических отношений структурных подразделений в образовательном учреждении

Экономические методы управления инновационной деятельностью в сфере образовательных услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Рыночные преобразования в социально-экономическом укладе России вызывают коренные изменения в образовательной системе страны, и в частности, в сфере высшего образования. Вузы России, продолжая функционировать в условиях государственного регулирования в отношении содержания и форм подготовки кадров, становятся все более автономными в вопросах конкретных приемов организации и финансирования своей деятельности, возрастает их ответственность за самосохранение, результативность работы, способность удовлетворять требованиям индивидуальных потребителей производства, текущим и перспективным запросам общества в целом. Все это заставляет рассматривать вуз не просто как элемент образовательной системы, но и как активный субъект социально-экономической деятельности.

Для выполнения задач в этом новом качестве вузам, как и другим образовательным учреждениям, важно расширять и развивать связи с экономической и общественно-политической средой, противостоят дестабилизирующим факторам, привлекать необходимые для своей жизнедеятельности ресурсы и эффективно ими распоряжаться. Иначе говоря, необходимы активные и экономически целесообразные действия, направленные на совершенствование внутривузовского управления, и, прежде всего, управления инновационной деятельностью.

Сложность решения этой проблемы связана с высокой инерционностью административно-управленческого аппарата вузов, его недостаточной профессиональной и психологической готовностью к использованию новых методов управления, изменениям, связанных с добавлением новых функций и нового функционального взаимодействия.

Таким образом, тема предпринятого диссертационного исследования является актуальной как в научном, так и в практическом аспектах.

Состояние изученности проблемы. Развитию инновационной составляющей в организации подготовки профессиональных кадров посвящены труды Н. Ю. Бутенко, В. Е. Коваленко, А. И. Михайлушкина, И. И. Никулина, Е. А. Ремизовой, А. Д. Савельева, А.ГТ. Федотова, А. Н. Чмыхова и др. Экономические аспекты инновационной деятельности в высших учебных заведениях затронуты в работах последних лет Б. О. Алимжанова, Т. П. Ворониной, В. В. Емельянова, А. П. Ефремова, Т. Ю. Ломакиной, A.M. Немчина, О. П. Молчановой, В. А. Садовничего, Н. В. Фроловой, В. Е. Шукшунова и ряда других авторов. Однако в них вопросы использования экономических методов в управлении инновационной деятельностью образовательных учреждений, их применение для анализа, моделирования и прогнозирования инновационных процессов в организации подготовки профессиональных кадров поставлены в самом общем виде, не имеют привязки к ускоряющейся динамике развития коммерческого расчета в вузах.

Цель и задачи исследования

Целью настоящего исследования является разработка механизма использования экономических методов управления инновационной деятельностью высшего учебного заведения по подготовке высококвалифицированных специалистов в условиях коммерциализации образовательных услуг.

В соответствии с поставленной целью в исследовании предусматривалось решение следующих задач: изучить теоретические основы управления инновационной деятельностью в сфере образовательных услуг в условиях рыночного хозяйствования;

— выявить проблемы функционирования и развития высшего учебного заведения в условиях расширения коммерциализации образовательных услугвыполнить анализ и дать оценку уровня использования организационно-экономических методов управления инновационной деятельностью в высшем учебном заведении;

— разработать и апробировать систему мер организационно-экономического характера, по совершенствованию взаимоотношений между структурными подразделениями высшего учебного заведения в целях активизации инновационной деятельности;

— провести моделирование финансовой системы образовательного учреждения, обеспечивающее оптимизацию расходов его структурных подразделений и минимизацию затрат в разрезе подготовки кадров отдельной специальности.

Объектом исследования явились субъекты высшего профессионального образования, их конкретный представитель в лице Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В. Верещагина» и ее структурные подразделения.

Предмет исследования — организационные и экономические отношения, связанные с управлением инновационной деятельностью в сфере образовательных услуг.

Диссертационная работа относится к проблематике п. 4.2 Паспорта специальности 08.00.05: «Развитие методологии и методов оценки, анализа, моделирования и прогнозирования инновационной деятельности в экономических системах».

Методология и методы исследования. Из общенаучных методов исследования использовались диалектический, исторический и логический подходы к изучению объекта, системный анализ и синтез. В качестве конкретнона-учных методов исследования применялись: монографический, расчетноконструктивный, экономико-математический, сравнения, детализации, обобщения.

В качестве исходной информации использованы данные Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства образования и науки РФ, Департаментов сельского хозяйства и образования Правительства Вологодской области, комитета по аграрному комплексу и продовольствию Законодательного собрания области, официальные материалы органов государственной статистики.

Научная новизна заключается в следующем: разработана методика сметного планирования в государственном высшем учебном заведении в целях расширения коммерциализации его деятельностипредложена и апробирована методика расчета затрат на обучение по специальности, позволяющая рационально планировать и использовать финансовые ресурсы вузаразработана и апробирована методика обоснования штатного расписания профессорско-преподавательского состава государственного вуза, учитывающая источники финансированияразработана система оплаты и стимулирования труда персонала государственного высшего учебного заведения в зависимости от численности студентов, обучающихся на бюджетной и коммерческой основе возмещения затрат.

Практическая значимость результатов диссертации заключается в разработке методических рекомендаций и инструментария, способствующих совершенствованию бюджетирования, сметного планирования и стимулирования труда персонала образовательных учреждений. Полученные результаты диссертационного исследования использованы в инновационной деятельности ФГОУ ВПО ВГМХА им. Н. В. Верещагина.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на научно-методических конференциях: «Научное и методическое обеспечение качества экономического образования» (2002 г., Вологда), «Научные и методические аспекты повышения качества подготовки экономистов» (2003 г., Вологда). По материалам диссертации опубликовано 6 статей, в том числе 3 авторские, общим объемом 1,75 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа изложена на 160 страницах машинописного текста, включает 19 таблиц, 13 рисунков, 14 приложений. В списке литературы указано 154 источника.

Выводы и предложения.

Проведенные в диссертационной работе исследования позволяют сделать ряд выводов и предложений, которые сводятся к следующему:

1. Рыночные преобразования в социально-экономическом укладе России вызывают коренные изменения в образовательной системе страны, и в частности, в сфере высшего образования. Вузы России, продолжая функционировать в условиях государственного регулирования в отношении содержания и форм подготовки кадров, становятся все более автономными в вопросах конкретных приемов организации и финансирования своей деятельности, возрастает их ответственность за самосохранение, результативность работы, способность удовлетворять требованиям индивидуальных потребителей производства, текущим и перспективным запросам общества в целом. Следует рассматривать вуз не просто как элемент образовательной системы, но и как активный субъект социально-экономической деятельности.

2. Для выполнения задач в этом новом качестве вузам, как и другим образовательным учреждениям, важно расширять и развивать связи с экономической и общественно-политической средой, противостоят дестабилизирующим факторам, привлекать необходимые для своей жизнедеятельности ресурсы и эффективно ими распоряжаться. Необходимы активные и экономически целесообразные действия, направленные на совершенствование внутривузовского управления, и, прежде всего, управления инновационной деятельностью.

3. Сложность решения этой проблемы связана с высокой инерционностью административно-управленческого аппарата вузов, его недостаточной профессиональной и психологической готовностью к использованию новых методов управления, изменениям, связанных с добавлением новых функций и нового функционального взаимодействия.

4. Выполненное исследование показало, что управление инновационной деятельностью в образовании заключается в координации и профессиональном использовании технологических, технических, экономических, организационных, управленческих решений с целью улучшения качества предоставляемых образовательных услуг и повышения эффективности работы образовательных учреждений. Оно призвано обеспечить формирование рыночного поведения образовательного учреждения как делового партнера и способность продвижения в образовательную и научную деятельность новых технологий для повышения качества подготовки специалистов.

5. Кафедра выступает в роли основного звена организационно-экономического механизма инновационной деятельности в образовательном учреждении, что предполагает переход от трехступенчатой (ректорат —> деканат —> кафедра) к двухступенчатой (ректорат —> кафедра) структуре управления учебным процессом.

6. Исследования показывают, что в условиях диверсификации, увеличения количества специальностей процесс управления подготовкой кадров затрудняется, деканаты не справляются с возрастающим объемом работы, поэтому необходимо передать полномочия в части управления образовательным процессом на специальные кафедры. Организацию учебного процесса по специальности следует возложить на заведующего кафедрой.

7. В связи с расширением полномочий кафедры следует ввести должности менеджеров по специальности. В их обязанности входят вопросы методического обеспечения специальности, организация работы совета по специальности, разработка учебно-методических комплексов по специальности, рабочих планов, маркетинговые исследования, организация производственной практики студентов.

8. Учитывая длительный опыт подготовки специалистов по двухуровневой системе колледж — вуз в ФГОУ ВПО ВГМХА имени Н. В. Верещагина (технологический колледж — специальности технологического факультета), считаем целесообразным, расширить эту практику по другим специальностям академии.

9. В целях улучшения профессиональной ориентации выпускников школ необходимо развивать работу центра довузовской подготовки при высшем учебном заведении.

10. Решение задач инновационной деятельности в условиях ограниченности бюджетного финансирования затрат на подготовку кадров требует необходимость формирования адаптированного механизма бюджетирования и рационального использования средств в государственном образовательном учреждении. Нормативами Министерства образования и науки и других Министерств, имеющих подведомственные высшие учебные заведения, планирование штатов профессорско-преподавательского состава осуществляется из расчета: на одного преподавателя — десять студентов. Целесообразно дифференцировать этот показатель по специальностям в рамках учебного заведения, согласно государственным стандартам по специальностям. Результаты исследования показывают, что для специальностей: «финансы и кредит», «менеджмент», «маркетинг», «статистика» следует установить норматив 1:11- «экономика и управление» — 1:8- для «ветеринарной медицины» и «зоотехнии» — 1:9- для остальных — 1:10.

11. В связи с тем, что в государственном высшем учебном заведении обучаются студенты, как за счет бюджетного финансирования, так и на условиях полного возмещения затрат, необходимо осуществлять расчет штатного расписания профессорско-преподавательского состава кафедр с учетом источников финансирования и в разрезе специальностей.

12. Исследования показывают, что в ВГМХА имени Н. В. Верещагина фактические расходы на подготовку кадров по специальностям также весьма пестры. Меньше расходуется средств на подготовку специалистов экономического профиля, несколько больше на агробиологические, наиболее затратны — инженерные специальности. Анализ показывает, что затраты на специалиста конкретного профиля коррелируют с контингентом обучающихся студентов, штатным исполнением и затратами на содержание материально-технической базы. Отсюда следует вывод, что, во-первых, необходима экспертиза учебно-методических комплексов по специальностямво-вторых, дифференцированный подход при финансировании программ обучения по их профилю.

13. Предлагаем калькулирование затрат «по специальности», что позволит формировать как запрос на бюджетное финансирование, так и смету по предпринимательской деятельности, что соответствует требованиям бюджетного кодекса.

14. Коммерциализация образовательных услуг приводит к необходимости перехода структурных подразделений на принципы коммерческого расчета. Считаем, что наиболее актуально для образовательных учреждений переход на коммерческий расчет всех подразделений с созданием централизованных фондов накопления и материального поощрения, при учете доходов и расходов раздельно по каждому структурному подразделению. Создание централизованного фонда позволит решать вопросы, связанные с модернизацией материально-технической базы кафедр и развитием производственной и социальной инфраструктуры образовательного учреждения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (принят ГД СФ РФ 17.07.1998, в редакции от 07.07.2003).
  2. Инструкция о составе фонда заработной платы и выплат социального характера от 10.07.1995, № 89.
  3. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998, № 148-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998, в редакции от 23.12.2003).
  4. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 31.07.1998, № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998, в редакции от 07.07.2003).
  5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Утверждена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 года № 751. М., — 2000.
  6. Основные мероприятия по кадровому обеспечению агропромышленного комплекса Вологодской области на 2004−2008 годы. Утверждены постановлением Правительства Вологодской области от 22.09.2003 № 881. -Вологда, 2003.
  7. Отраслевая программа развития аграрного образования на 2002−2005 годы и до 2010 года. Утверждена приказом Минсельхоза России и Минобразования России от 12 июля 2002 г. № 619/2678. М., — 2002. — 50 с.
  8. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30.06.2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры».
  9. Постановление Правительства РСФСР от 15 ноября 1991 года № 5 «О порядке введения минимального размера оплаты туда в РСФСР».
  10. Приказ Минобразования от 01.03.2004 № 945 «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений».
  11. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001, № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001, в редакции от 27.04.2004).
  12. Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. № 858.
  13. Л.И. Экономическая теория и хозяйство // Экономист. 1993. -№ 11. — С. 3.
  14. О. Маркова Н. Инновации и стандарты. Мониторинг педагогического образования // Высшее образование в России. 1999. — № 5. — С. 78.
  15. А.П. Социально-экономические проблемы продовольственного комплекса Нечерноземья. М.: МСХА, 1991. — 145 с.
  16. .А., Чучалин И. П., Ямпольский В. З. Системный анализ деятельности и разработка проектных решений по автоматизации управления вузом. Автоматизация управления вузом. Сборник научных трудов. М.: НИИВШ, 1985. — С. 5−14.
  17. Н.В., Бреслав Л. Б., Гинзбург А. И. Эффективная организация учебного процесса и оптимизация ее факторов. Социально-экономическая эффективность высшего образования и пути ее повышения. Сборник научных трудов. М.: НИИВШ, 1988. — С. 91−104.
  18. .О., Нургалиев Т. К., Есхожин Д. З. Новые подходы к планированию, учету и оценке труда преподавателя вуза // Высшее образование в России. 2000. — № 3. — С. 65−73.
  19. В., Маренич Т. Реконструктуризация предприятий АПК и механизм регулирования отношений собственников // АПК экономика, управление. 1999. — № 6. — С. 31−39.
  20. В.Г. Эффективность использования производственного потенциала в сельском хозяйстве. М.: Экономика, 1983. — 208 с.
  21. .М. Вопросы правовой охраны информационных ресурсов в информационном обществе // Информационные ресурсы России, 1997. № 6. — С. 22−24.
  22. Я. Какими будет образование и наука, такими будет общество в будущем. .http://www.kprf.ruy articles/12 849.shtml
  23. В.Е., профессор МСХ РФ. Состояние и проблемы аграрного образования. http://agromagazin.msau.ru/journal/content/006/html
  24. И.С. Средний класс на рынке образовательных услуг Доклад на научно-практическом семинаре в МЭСИ 31 января 2002 г. -http://www.marketologi.ru/index.html
  25. И.А. Финансовый менеджмент: учебный курс. К.: Ника-Центр, 1999. — 528 с.
  26. В.Р., Серков А. Д., Романов А. Е., Шутьков A.A., Ушачева И. Г. Рыночные отношения в агропромышленном производстве России // АПК экономика, управление. 1997. — № 2. — С. 46−66.
  27. А. Управленческие кадры, их результативность и стимулирование. Кадровое обеспечение АПК: Сборник научно методических статей / Под ред. Ю. М. Малыгина. — ВВШУ АПК, 1989. — 124 с.
  28. Н.Ю. Воспроизводство специалистов с высшим образованием. -Киев: Издательство при Киевском государственном университете, 1990. 130 с.
  29. Бюджетная система России: Учебник для вузов. / Под ред. проф. Г. Б. Поляка. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 550 с.
  30. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник. /Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. Москва: Юрайт — М., 2001. — 615 с.
  31. A.A. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий.http://www.cis2000.ru/publish/books/book16/chl2.shtml
  32. A.A., Юрисов В. А. Высшая школа в системе непрерывного образования. Тенденции развития высшей и средней специальной школы. Сборник научных трудов. М.: НИИВШ, 1988. — С. 15−24.
  33. В., Кувалдин Ю. Стоимость обучения и оплата труда преподавателей // Высшее образование в России. 2002. — № 6. — С. 28−34.
  34. Л.П. Бухгалтерский и налоговый учет в бюджетных учреждениях: Практическое пособие. -М.: МГИУ, 2003. 312 с.
  35. A.A., Пугач В. Ф., Евстигнеева Т. А. Организационно-экономический механизм и нормативная база высшей школы. Социально-экономическая эффективность высшего образования и пути ее повышения. Сборник научных трудов. М.: НИИВШ, 1988. — С. 66−76.
  36. Е.П. Интеграция бюджетного метода хозяйствования и хозрасчета в вузе. Социально-экономическая эффективность высшего образования и пути ее повышения. Сборник научных трудов. М.: НИИВШ, 1988.-С. 85−91.
  37. Т., Молчанова О., Абрамешин А. Управление инновациями в сфере образования // Высшее образование России. 2001. — № 6. — С. 3.
  38. А.И., Зуев В. М. Магистральный путь развития высшей школы. Тенденции развития высшей и средней специальной школы. Сборник научных трудов. М: НИИВШ, 1988. — С. 5−15.
  39. И.К. Человеческий фактор в сельскохозяйственном производстве. Минск: Ураджай, 1988. — 102 с.
  40. A.B., Коваль JI.C. Концептуальные положения комплексной программы «Кадры АПК» до 2000 года. Сборник научно методических статей / Под ред. Ю. М. Малыгина. — ВВШУ АПК, 1989. — 124 с.
  41. Гузакова O. JL Образование и экономический рост. Проблемы стратегии и тактики регионального развития. Материалы Четвертой Российской научно-практической конференции. Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2003. -С. 109−113.
  42. В.В. Когнитивный (знаниевый) потенциал региона: состояние, перспективы. Проблемы стратегии и тактики регионального развития. Материалы Четвертой Российской научно-практической конференции. -Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2003. С. 113−116.
  43. А.Б. Экономика высшего образования. Планирование, кадры, эффективность. М.: НИИВШ, 1976. — 208 с.
  44. Дегтярев М. А Моделирование тенденций развития высшей школы. Тенденции развития высшей и средней специальной школы. Сборник научных трудов. М.: НИИВШ, 1988. — С. 91−97.
  45. С. Совершенствование методической базы определения потребности в специалистах. Тенденции развития высшей и средней специальной школы. Сборник научных трудов. М.: НИИВШ, 1988. — С. 63−71.
  46. Н.К. Формирование кадрового потенциала сельского хозяйства. (Вопросы теории и практики.) М.: МСХА, 2001. 304 с.
  47. О. Пять способов улучшить финансирование университетов // Вопросы высшей школы. 2000. — № 3, — С. 3−11.
  48. П.И. Резервы повышения производительности труда в сельском хозяйстве. М.: Агропромиздат, 1991. — 188 с.
  49. В.В., Тарасов. Виртуальная кафедра в техническом университете. МГТУ им. Н. Э. Баумана. http://www.mesi.ru/joe/N600/em.html
  50. А.П. Рентабельная кафедра: защита от реформы. // Университетское управление: практика и анализ. 1998. — № 2(5). — С. 22−30. Ьир-./Ату .usu.ru/
  51. Н.И. О проблемах экспорта образовательных услуг Российских вузов. Лист Минобразования России.
  52. Ф.В., Габдуллин Н. И. Формирование кадрового потенциала в АПК. Кадровое обеспечение АПК: Сборник научно методических статей / Под ред. Ю. М. Малыгина. — ВВШУ АПК, 1989. — 124 с.
  53. В.М. Высшая школа и производство: проблемы перестройки экономических отношений. Социально-экономическая эффективность высшего образования и пути ее повышения. Сборник научных трудов. М.: НИИВШ, 1988.-С. 6−15.
  54. В.М. Пути совершенствования методологии прогнозирования развития высшей школы. Тенденции развития высшей и средней специальной школы. Сборник научных трудов. М.: НИИВШ, 1988. — С. 38−58.
  55. В.М. Экономические проблемы реформы высшей школы // Экономические науки. 1988. — № 1.
  56. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. СПб.: Наука, 2000. — 305 с.
  57. Инновавационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. JI.H. Оголе-вой М.: ИНФРА, 2002. — 238 с.
  58. Е.В. Условия повышения эффективности целевой подготовки специалистов. Социально-экономическая эффективность высшего образования и пути ее повышения. Сборник научных трудов. М.: НИИВШ, 1988.-С. 40−47.
  59. Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. М: ЮНИТИ, 2001.-350 с.
  60. В.Э. Управленческий учет: Учебник. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. — 268 с.
  61. Ю. Сегментирование рынка образовательных услуг. // Высшее образование в России. 2001. — № 3. — С. 30−33.
  62. М. Бесплатное «приложение». В ближайшие годы студентов «платников» станет больше, чем «бюджетников» // Платное образование. — 2004. — № 3 (17). — С. 24−28.
  63. Т. Хотите в начальники? Сдайте экзамен // Крестьянские ведомости. 2002. http://www.k-vedomosti.ru.
  64. Л.С., Прокин Н. Г. Основные вопросы организации учебы кадров по проблемам арендных отношений в АПК. Кадровое обеспечение АПК: Сборник научно методических статей / Под ред. Ю. М. Малыгина. — ВВШУ АПК, 1989. — 124 с.
  65. М.Г. Экономика труда. Учебное пособие для студентов бакалавриата экономических вузов. М.: Издательство Магистр, 1998. -237 с.
  66. . Налоговое регулирование доходов в высшей школе // Высшее образование в России. 2001. — № 3. — С. 12−15.
  67. М. Российская государственная политика в области инвестиций и инноваций // Маркетинг. 1995. — № 4. — С. 3−10.
  68. М.А. Механизм экономической ответственности. — М.: Мысль, 1999. 386 с.
  69. П.Ф. Перспективы развития системы подготовки преподавателей для сельскохозяйственных учебных заведений // Агрожурнал. http://agromagazine.msau.ru/jornal/content/007.html
  70. А. Это революция в финансировании государственных учреждений // Известия. 2002. — № 93 (26 172).
  71. С. Проблемы углубления реформ в региональном АПК // АПК экономика, управление. 1997. — № 10. — С. 10−16.
  72. Т.Ю. Приоритетные направления развития профессионального образования в 21 веке. ИТОП (институт теории образования и педагогики).http: //www.itop.ru/publ/lomakina3 .html#up
  73. В.Г. Стратегия сельскохозяйственного образования в Центральной и Восточной Европе // Высшее образование в России. 1993. -№ 3. — С. 171−191.
  74. Д.С. О долгосрочной стратегии развития России. Проблемы стратегии и тактики регионального развития. Материалы Четвертой Российской научно-практической конференции. Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2003.-С. 5−16.
  75. A.B. Реформирование системы образования: проблемы и перспективы // Налоги. Инвестиции. Капитал. 2002. — № 1−2.
  76. .Г. Управление оплатой труда. Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2003. — 366 с.
  77. Ю.М. Кадровое обеспечение АПК: Сборник научно методических статей / Под ред. Ю. М. Малыгина. — ВВШУ АПК, 1989. — 124 с.
  78. Материалы VII съезда ректоров // Газета «Академгородок» ВГМХА им. Н. В. Верещагина. Вологда Молочное. — 2002. — № 39−40.
  79. Д. Ветер перемен в лабиринте законодательства // Платное образование. 2004. — № 7−8 (21−22).
  80. А.И. Став участником «Болонского процесса» не утратим силы государственного образования. Выступление на конференции «Модернизация государственного образования в условиях «Болонского процесса». http://marata27 .engec.ru/
  81. А.И. Каким будет наш университет спустя десятилетие? // Санкт-Петербургский Университет. 2003. — № 12 (3634). http://www.journal.spbu.ru/2003/l 2/1 .shtml
  82. Мониторинг экономики образования. Информационный бюллетень № 13. 2004 год. ГУ ВШЭ. Институт статистики исследований и экономики знаний. http://inf .hse.ru/mon/bul 1 .html/
  83. A.M. Образование. Модернизация образования: за, против, по поводу // Марата 27. 2000. — 2(155).
  84. A.A. Рынок труда: занятость и безработица. М.: Международные отношения, 1991 — 181с.
  85. И.И. Вопросы совершенствования планово экономического механизма функционирования высшей школы. Социально-экономическая эффективность высшего образования и пути ее повышения. Сборник научных трудов. — М.: НИИВШ, 1988. — С. 15−30.
  86. Н. Б. Смета доходов и расходов по неналоговым доходам бюджета // Советник бухгалтера. 2001. — № 2 (10).
  87. Организация оплаты труда работников предприятий в условиях либерализации цен и приватизации: Рекомендации. 2-е изд., доп. и перераб. -М.: Институт труда, 1998. — 204 с.
  88. В.Н. // Молодые кадры сельскому хозяйству, октябрь 2004г.
  89. O.A. Рынок труда и методы его регулирования. Юридический институт ИГУ г. Иркутск // СибЮрВестник. 2000. — № 1.
  90. Перечень региональных нормативных материалов по совершенствованию кадрового обеспечения агропромышленного комплекса (передовой опыт). М., — 2002.
  91. О.М., Валентинов B.B. Пути совершенствования планирования и управления наукой в вузах. Тенденции развития высшей и средней специальной школы. Сборник научных трудов. М.: НИИВШ, 1988. -С. 122−134.
  92. А., Савельева И. Высшая школа и рынок // Обзор Российской экономики. 2001. — №¾.
  93. E.H. Пути повышения эффективности затрат на развитие материально технической базы вузов. Социально-экономическая эффективность высшего образования и пути ее повышения. Сборник научных трудов. — М.: НИИВШ, 1988. — С. 76−85.
  94. Н.С. Методологические основы определения потребности в специалистах для АПК. Кадровое обеспечение АПК: Сборник научно -методических статей / Под ред. Ю. М. Малыгина. ВВШУ АПК, 1989. -124 с.
  95. Прогнозируемая потребность в специалистах с высшим профессиональным образованием по основным группам направлений подготовки и специальностей. М., 2002.
  96. А. «Университет» управляет университетом // Компьютер Пресс. 2000. — № 5.
  97. В.В. Сущность хозрасчетных отношений // Вопросы экономики. -1978. -№ 1.- С. 67−76.
  98. Реформа предприятия и управление финансами: Учебно-методическое пособие для рос. Бизнеса / Авт. кол.: Ильдеменов C.B., Дранко О. И. М.: ИСАРП, 1999. — 156 с.
  99. А .Я., Когдов Н. М., Власов В. П. Направления и проблемы информатизации образования. Решение задач управления высшей школой с использованием математических моделей. Сборник научных трудов. -М.: НИИВШ, 1990. -С. 5−12.
  100. А.Д. Ободной концепции управления потенциалом вузовской науки. Социально-экономическая эффективность высшего образования и пути ее повышения. Сборник научных трудов. М.: НИИВШ, 1988. -С. 104−114.
  101. Н. В. Садовничий. Российским учителям хватило бы 500 долларов // Независимая газета № 162, от 1 сентября 2001 г. http: //scools. tsu. iu/localcopy/ww w. ege. ru/ng 162 .html
  102. B.A. Доклад Президента Российского Союза ректоров на VII съезде ректоров вузов // Газета «Академгородок» ВГМХА им. Н. В. Верещагина, Вологда Молочное, 2002. — № 59−40.
  103. В.А. Будущее нашей страны определяется состоянием нашего образования. Доклад в г. Уфа 12.04.2001.http: //www. stilatov. iu/programs/intelleg/kongr3 /ki3024.htm
  104. ПО.Свинин В. Вузы посадили на казначейство // Независимая газета от 30.05.2002.
  105. Ш. Селезнев А. З. Хозяйственный расчет в условиях экономического эксперимента//Вопросы экономики. 1984. -№ 11. -С. 44−55.
  106. Л.Г. Учет тенденций использования специалистов со средним специальным образованием при формировании содержания их подготовки. Тенденции развития высшей и средней специальной школы. Сборник научных трудов. М.: НИИВШ, 1988. — С. 80−91.
  107. Система образования Российской Федерации (сборник статистических данных). М., 2000. — 155 с.
  108. М.И. Экономика образования как наука: предмет и методология // Вестник КГГТУ. 1995. — № 4 — С. 5−8.
  109. П.В. Организация профессиональной подготовки кадров на селе. Ленинград: Колос. Ленинградское отделение, 1982. — 182с.
  110. О.В. Проблемы автоматизации планирования подготовки специалистов с высшим образованием. Социально-экономическая эффективность высшего образования и пути ее повышения. Сборник научных трудов. М.: НИИВШ, 1988. — С. 57−66.
  111. A.M. Управление научно-техническим прогрессом в АПК. Теория и практика. М.: Экономика, 1989. — 263 с.
  112. Совершенствование экономических методов в управлении производством системы агропромышленного комплекса. Материалы научно-практической конференции Департамента сельского хозяйства Вологодской области. Вологда, 2002. — 96 с.
  113. В.Н., Пряхин С. Н. Подсистема расчета штатов 111 1С на основе численности приема на первый курс. Решение задач управления высшейшколой с использованием математических моделей. Сборник научных трудов. М.: НИИВШ, 1990. — С. 76−81.
  114. Состояние социально-трудовой сферы села и предложения по её регулированию. Ежегодный доклад по результатам мониторинга 2000 год. Мин-сельхоз России. М.: ВНИИЭСХ, 2001. — 161 с.
  115. М.К. Современная российская корпорация (организация, опыт, проблемы). М.: Наука, 2001. — 312с.
  116. Статистика Российского образования. Расходы на финансирование учреждений образования (в процентах к ВВП) по годам и источникам финансирования. http://stat.edu.ru/
  117. Статистические материалы и результаты исследований развития агропромышленного производства России. М.: Россельхозакадемия, 2004. -30 с.
  118. Е. С. Финансовый менеджмент: российская практика. М.: Перспектива, 1995. — 200 с.
  119. Л.Н., Цейкович К. Н. Современное состояние и тенденции развития высшего образования в зарубежных странах. Тенденции развития высшей и средней специальной школы. Сборник научных трудов. М.: НИИВШ, 1988.-С. 106−122.
  120. Т.А. Изменения в подходах к финансированию государственного сектора высшего образования в странах мира. http://www .iet.mesi.ru/magistr/mag 1099/mag 1099. html#tartar
  121. В.Н. Системный подход к исследованию хозяйственного расчета// Вопросы экономики. 1987. — № 12. — С.12−22.
  122. М. Коммерциализация образования «сверху» и «снизу» // Русский Журнал. Политика. http: www.russ.ru/politics/20 010 827-tul.html
  123. М.П., Шакиров Ф. К. Хозяйственный расчет и подряд в сельском хозяйстве. М., 1991. — С. 253.
  124. P.A. Инновационный менеджмент. Учебник, 4-е изд. -СПб.: Питер, 2003. 400 с.
  125. A.B. Моделирование в управлении вузом Л.: Издательство ЛГУ, 1985.
  126. Н.В. Инновации в образовании: проблемы применения. http://nv-study.intramail.ru
  127. A.M., Усов Л. С., Дрозд Г. Н. Кадровое обеспечение АПК Вологодской области. Материалы для проведения депутатских слушаний 18 апреля 2001 года. Вологда, 2001.
  128. В.К. Классификация вузов Департамента кадровой политики и образования Министерства сельского хозяйства РФ по распределению доходной и расходной частей бюджета в 2000 году. Нижний Новгород, 2001.-7 с.
  129. И. Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект: Пер. с англ. / Под ред. Я. В. Соколова. М.: Финансы и статистика, 1995.
  130. Г. Ю. Развитие коммерческого расчета в системе рыночного хозяйства в организациях АПК. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Вологда Молочное: ИЦ ВГМХА, 2002.
  131. В.И. Государственный заказ на специалистов. Тенденции развития высшей и средней специальной школы. Сборник научных трудов. -М.: НИИВШ, 1988. С. 58−63.
  132. А.Н. Пути решения проблем управления вузами http://www.muh.ru/content/articles.htm
  133. В.Н., Пак JI.B. Модели оптимизации управления учебным процессом в вузе. Решение задач управления высшей школой с использованием математических моделей. Сборник научных трудов. М.: НИИВШ, 1990. — С. 36−44.
  134. В.Г., Кишкель E.H. Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая психология, управление на предприятии. -М.: Высшая школа, 2000. 304 с.
  135. В.Е. Новации в системе образования Российской Федерации. http://technopark.al.ru/shukshunov/shupubs2001novacii.htm
  136. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. Грузинова. М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. — 535 с.
  137. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. проф. И. П. Николаевой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 510 с.
  138. Экономические инновации в сфере образования. Сетевой Ресурсный Центр менеджмента образования, науки и технологий / Под ред. Ворониной Т. П., Молчановой О. П. http://nrc.edu.ru/razd6/index.html
  139. Энциклопедия прогнозов. Образование. Стенограмма круглого стола «Будущее образования в России: демография, потребности общества, от 5 июня 2002 г."http://www.fkpi.ru/news/analytics/index.html7news9/ (с сайта //couier.com.ru/cour0211/2500.htm)
  140. В.З., Петров О. М., Чудинов И. Л., Валентинов В. В. Автоматизация управления высшей школой. Воронеж: Издательство ВГУ, 1987.
  141. К.П., Мухарь И. Ф. Управленческий учет. Учебное пособие -Краткий курс. СПб: Питер, 2001. — 128 с.
Заполнить форму текущей работой