Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Управление подготовкой кадров для ВС РФ в гражданском вузе: социологический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи: провести анализ социальных проблем, формирующихся в контексте общей картины реформирования Вооруженных Сил РФрассмотреть особенности управления подготовкой офицеров запаса в гражданском вузесформировать модель образовательной среды факультета военного обучения на основе системного анализа сложноформализуемых социальных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Подготовка кадров для Вооруженных Сил РФ как объект социологического исследования
    • 1. 1. Социальные проблемы формирования кадрового состава ВС РФ
    • 1. 2. Управление подготовкой офицеров запаса в гражданском вузе
  • Глава II. Социально-управленческий механизм формирования профессионально значимых качеств офицеров в условиях гражданского вуза
    • 2. 1. Формирование модели управления образовательной средой военного факультета гражданского вуза
    • 2. 2. Мониторинг социально значимых качеств будущих офицеров как средство диагностики образовательной среды

Управление подготовкой кадров для ВС РФ в гражданском вузе: социологический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. За последние годы изучение проблемы управления подготовкой кадров для Вооруженных Сил приобретает все большую значимость. Сокращение высших военных учебных заведений привело к тому, что образовался дефицит в военных специалистах, занимавших первичные офицерские должности.

В связи с этим возникла проблема комплектования Вооруженных Сил офицерскими кадрами, решение которой непосредственно коснулось военных кафедр гражданских вузов, одним из главных аргументов при этом является то, что подготовка военных специалистов требует меньших финансовых затрат. При этом студенты, обучающиеся на факультете военного обучения (ФВО), уже обладают общеобразовательными знаниями и зачастую имеют сложившиеся взгляды на свою последующую деятельность, т. е. на ФВО имеется достаточно подготовленная почва для формирования военного специалиста.

Потребность в подготовке младших офицеров устанавливается на основе всестороннего изучения и учета потребности специалистов в войсках. В настоящее время происходит формирование социального (государственного) заказа подготовки кадров для Вооруженных Сил.

В современных условиях реформирования Вооружённых Сил Российской Федерации становится первостепенным вопрос и о повышении уровня профессиональной подготовки военных специалистов.

Появление новых высокотехнологичных образцов вооружения и военной техники, изменение тактики ведения боевых действий вызывает необходимость периодически уточнять перечень специальностей, по которым готовятся офицерские кадры, вводить новые специальности или упразднять утратившие значение.

Решение этой проблемы, возможно применив дополнительные меры по подготовке военных специалистов. Одна из таких мер — интенсификация учебного процесса, заключающаяся в повышении качества обучения.

Следует четко различать две составляющие любого вида образования: обучение и собственно образование. При этом обучение является как первой фазой образования, так и дополняет образование на последующих этапах его получения в различных инстанциях. Цель обучения — научить конкретным операциям, действиям (обслуживание, эксплуатация и боевое применение вооружения, командование взводом, ротой, батальоном). Цель образования — расширить кругозор, развить интеллект, научить самостоятельно, приобретать последующие знания и навыки, т. е. самостоятельно мыслить и творчески работать.

В настоящий момент организация учебного процесса позволяет формировать формальные критерии оценки профессиональной деятельности выпускника. К ним относятся такие положения, как «знать», «уметь», «иметь представление». Однако целый ряд неформальных критериев, прежде всего социологических, остается за рамками учебного процесса. Это касается таких критериев, как мотивы обучения, отношение к военной службе, профессиональная ориентация, жизненные позиции и т. д.

Необходимо отметить, что отведенное учебной программой малое количество часов не позволяет в полном объеме осуществлять творческий подход к патриотическому воспитанию и формированию военно-профессиональных качеств будущих офицеров.

Несмотря на эти обстоятельства, выпускник факультета военного обучения должен быть технически и психологически подготовлен к выполнению своих функциональных обязанностей как в мирное, так и в военное время. Деятельность офицера запаса представляет собой сложную последовательность действий, осуществляемых в различных условиях. Так, при выполнении поставленной задачи требуются отдача высоких морально-волевых качеств, умение правильно принимать решения и ориентироваться в сложной, а порой и быстро меняющейся обстановке. В связи с этим возникает задача совершенствования военного обучения студентов и, прежде всего, психолого-педагогического и информационного обеспечения.

Другой вопрос, имеющий принципиальное значение в организации подготовки офицерских кадров, — это определение и научное обоснование уровня и объема знаний и навыков, которыми должны обладать выпускники военных кафедр.

Необходимость социологического исследования системы военного образования в гражданских вузах в современных условиях объясняется следующими обстоятельствами: реформированием системы подготовки офицеров в гражданских вузах страныповышением значения военных факультетов гражданских вузов в подготовке младшего офицерского состава в связи с сокращением числа высших военных учебных заведенийвозросшими требованиями к организации учебного процесса, формированию личностных профессиональных качеств студентов военных факультетов.

Степень научной разработанности проблемы. Концептуально-методологические основания современной теории управления содержатся в работах Ф. Тейлора, М. Вебера, А. Файоля, Г. Эмерсона, В. Г. Афанасьева, Д. М. Гвишиани. На базе идей, развитых этими авторами, сформировались современные представления о сущности управленческого процесса и сложились определенные «гуманизационные» тенденции в практике управления.

В середине XX века в трудах JI. фон Берталанфи, И. В. Блауберга, Э. Г. Юдина, получил развитие системный подход в управлении. Также вопросам системного подхода в управлении уделяли большое внимание Г. П. Зинченко, В. Н. Ковалев, П. Н. Лебедев.

Применить системный подход к определению понятия «образование» и выделить образование как ценность, образование как систему, образование как процесс, образование как результат предложили Д. В. Чернилевский и O.K. Филатов. В работах О. Е. Лебедева, В. И. Добренькова, В. Н. Никитенко,.

В.П. Сергеевой, Г. Е. Зборовского, В. Я. Нечаева, Е. А. Шуклиной были проведены исследования по общей теории системного управления образованием.

Управление функционированием образовательной системы, конечно, направлено на поддержание ее на заданном уровне, но в то же время ориентировано и на ее развитие. Следовательно, его объектом должен быть не только образовательный, но и самообразовательный процесс. Такие исследователи, как И.В. Бестужев-Лада, Ф. Г. Зиятдинова, А. А. Овсянников, Ю. Г. Татур, изучали проблемы реформирования системы образования.

Образование должно выполнять и такие функции, как формирование ряда новых личностных качеств, а также развитие способностей человека к самореализации, самоорганизации. Исследованием проблемы самореализации личности в профессиональной деятельности занимались многие социологи и социальные психологи: К. Хорни, JI. Хьелл, Б. Скиннер, И. С. Кон, М. Я. Корнеев, В. А. Ядов.

Вопросы изучения специфики организации военно-профессиональной подготовки отражены в исследованиях Г. А. Кабаковича, Н. Д. Закорина, И. Н. Караваева. Теоретические и психологические основы формирования офицера запаса изложены в работах А. В. Барабанщикова, В. П. Давыдова, Н. Ф. Феденко. Проблемам подготовки специалиста к деятельности в условиях информатизации военно-профессиональной среды посвящены исследования.

A.J1. Денисовой, К. А. Климова. Методологические основы совершенствования профессионального образования заложены в работах.

B.А. Сластенина, А. И. Мищенко, Н. Е. Мажора, Н. Я. Молоткова и др. Проблемы теории военного управления как элемента военной организации изложены в научных работах В. Н. Ведерникова, Ю. Н. Дерюгина, В. В. Серебрянникова, И. П. Лосева, Г. А. Кабаковича, В. Л. Черных. Социальные основы реформирования военной службы и военного образования рассматривали В. Манилов, В. П. Лобов, М. Г. Вожанин, О. А. Миленный, В. В. Чебан. Теоретическими исследованиями проблем военной педагогики и психологии занимались А. В. Барабанщиков, М. И. Драгомиров, К. К. Платонов, М. И. Дьяченко, Э. П. Утлик, Н. Ф. Феденко, И. И. Черных. Специальные исследования проблем военной подготовки проводили В. А. Данилов, Н. Д. Закорин, В. Ф. Ковалевский, B.C. Добровольский, В. В. Чебан. Проблемными вопросами воинского воспитания занимались А. А. Колесников, Ю. А. Галушко, В. Г. Михайловский, В. Н. Панкратов, Л. Г. Лаптев, Ю. Н. Арзамаскин.

Изучению методологических основ профессиональной ориентации пристальное внимание уделяют Н. Н. Захаров, А. Д. Сазонов, В. И. Журавлев, Ю. И. Тарский, Н. Н. Чистяков.

Разработкой проблем, связанных с использованием социальных технологий для повышения эффективности деятельности управленческого звена, занимаются А. К. Зайцев, Ю. Д. Красовский, В. В. Маркин, И. Г. Ищенко, А. И. Пригожин, М. В. Удальцова.

Однако вопросы управления образовательной средой подготовки кадров для Вооруженных Сил в условиях гражданского вуза требуют дополнительного исследования.

Цель диссертационного исследования включает уточнение теоретических положений, необходимых для разработки и внедрения методики организации управления военно-профессиональной подготовкой военных специалистов в условиях гражданского вуза.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи: провести анализ социальных проблем, формирующихся в контексте общей картины реформирования Вооруженных Сил РФрассмотреть особенности управления подготовкой офицеров запаса в гражданском вузесформировать модель образовательной среды факультета военного обучения на основе системного анализа сложноформализуемых социальных процессовпровести диагностику образовательной среды подготовки офицеров запаса с учетом социальных критериев качества подготовки военных специалистов на ФВОразработать технологию мониторинга образовательной среды факультета военного обучения с учетом статистической оценки полученных результатов и выводоввыработать предложения по организации корректировки образовательной среды ФВО с целью повышения эффективности ее функционирования.

Объект исследования — современная система военно-профессиональной подготовки офицеров запаса для Вооруженных Сил России.

Предмет исследования — процесс управления военно-профессиональной подготовкой офицеров запаса в условиях гражданского вуза.

Теоретико-методологическую основу исследования составили комплексный и системный подходы, а также основные положения научных трудов отечественных и зарубежных ученых по проблемам социологии образования. Особенно широко использовались принципы системного подхода в управлении, примененные к исследованию механизмов организации подготовки будущих офицеров в гражданском вузе, а также статистические методы обработки анкетных данных.

Эмпирическую базу составили результаты социологических исследований 120 студентов ПГУ 3-го и 4-го курсов, обучающихся на ФВО, с использованием электронной анкеты компьютерной системы «Социологическое сопровождение образовательного процесса» в условиях гнездовой выборки. Кроме того, в условиях многоступенчатой, гнездовой выборки были выполнены исследования 402 студентов факультета военного обучения по специально разработанной социологической анкете.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке технологии управления подготовкой кадров для ВС РФ в гражданском вузе. Конкретные элементы новизны состоят в следующем: определены социальные механизмы, формируемые в рамках существующей парадигмы строительства и реформирования Вооруженных Сил РФразработана модель подготовки офицеров запаса в рамках общих положений системного анализапредставлена технология мониторинга образовательной среды факультета военного обучениявыявлены социально значимые критерии качества подготовки военного специалиста.

Положения, выносимые на защиту:

1. Подготовка кадров для Вооруженных Сил представляет собой органичный элемент системы военного управления, особенности которой определяются политикой государства в области строительства Вооруженных Сил РФ, состоянием кадрового обеспечения частей и подразделений ВС РФ.

2. Приоритетные направления подготовки офицеров запаса в гражданском вузе связаны: с миниманизацией социально-экономических затрат на подготовку офицерас наличием глубокой общетеоретической и специальной баз у обучаемыхс комплексным формированием социально значимых качеств будущего офицера в «гражданской» и «военной» образовательных средах.

3. Модель управления образовательной средой факультета военного обучения должна быть построена на общих принципах системного анализа и включает детальное представление диагностики образовательной среды с учетом частных критериев оценки эффективности ее функционирования.

4. Организация мониторинга образовательной среды ФВО проводится в два этапа и строится на базе апробированного аппарата социологического исследования, дополненного специальными вопросами, касающимися особенностей подготовки военных специалистов в гражданском вузе. Достоверность полученных результатов и выводов должна быть подтверждена статистической обработкой ответов в современной статистической компьютерной среде.

5. Основными элементами системы корректирующих воздействий на образовательную среду ФВО являются: изменение штатной структуры управления университетакоординация учебно-воспитательного процесса между гражданскими кафедрами университета и специальными кафедрами факультета военного обученияразработка специальной программы по широкому привлечению студентов к общественной работепривлечение студентов факультета военного обучения к НИР, выполняемой в интересах Министерства обороны РФ, и направление лучших из них на стажировку и практику в ведущие НИИ, КБ и военные приемки МО РФ.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при реформировании системы военного образования на уровне факультетов военного обучения гражданских вузов. Разработанная технология мониторинга профессионально значимых качеств офицера может быть применена для повышения эффективности образовательной среды военных училищ (институтов) и различных учебных центров. Теоретические и практические результаты работы могут найти применение при организации и увязке программ обучения по гражданским и военным специальностям.

Достоверность полученных результатов и выводов подтверждается использованием положительно зарекомендовавшим себя в практике социологических исследований методологическим аппаратом и практическим статистическим методом эмпирического анализа, широким представлением промежуточных результатов исследования на различных научных семинарах и конференциях, подтверждением основных выводов и рекомендаций социологическим экспериментом.

Апробация результатов исследования. Основные результаты и выводы работы докладывались и обсуждались на XI и XII военно-научных конференциях «Социальные и военно-гуманитарные науки. Проблемы военного образования» (Смоленск, 2003, 2004 гг.) — VIII, IX и X Международных научно-методических конференциях «Проблемы высшей школы» (Пенза, 2004, 2006 гг.) — «Информационные технологии в учебном процессе» (Пенза, 2005 г.) — Всероссийской научно-практической конференции «Социальная политика в проблемном регионе» (Пенза, 2004 г.).

В полном объеме результаты диссертационного исследования обсуждены на заседании кафедры «Управление и социология» ПТУ (март 2007 г.), промежуточные результаты работы докладывались на заседании Ученого совета ФВО (январь 2006 г.).

По теме диссертации опубликовано девять работ, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК (журнал: Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Секция «Общественные науки"-2007;№ 2.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подготовка офицерских кадров для Вооруженных сил Российской Федерации представляет сложную многоуровневую систему, основными звеньями которой являются военные академии, институты (училища), учебные центры и факультеты военного обучения (военные кафедры) гражданских вузов.

Факультетам военного обучения, в условиях продолжающейся реформы Вооруженных сил, уделяется первостепенное значение. Это, прежде всего, объясняется экономическим фактором, связанным с менее затратным процессом подготовки офицера запаса, вследствие того, что организация учебно-воспитательного процесса не предусматривает полного обеспечения будущего офицера со стороны государства за счет Федерального бюджета. Кроме того, ряд общеобразовательных дисциплин, предусмотренных стандартами и учебными планами, будущие офицеры запаса изучают на гражданских кафедрах.

В работе, на основе системного анализа разработана феноменологическая модель управления образовательной средой ФВО, в которой отражены структура и функциональные связи подсистем, формирующих образовательную среду. Представлен комплекс управляющих воздействий со стороны субъекта управления на объект управления. Сформировано ближнее и дальнее окружение внешней среды по отношению к образовательной среде ФВО.

Разработан алгоритм диагностики системы управления образовательной средой ФВО. Учитывая, что наиболее объективные данные по ситуации в образовательной среде студентов, обучающихся на военных факультетах гражданских вузов, могут представлять результаты оперативного мониторинга образовательной среды с последующим анализов полученных данных.

Исходя из специфичности учебно-воспитательного процесса подготовки офицеров запаса в гражданских вузах, существующие методики организации и проведения мониторинга образовательной среды, должны дополняться специальными вопросами, касающимся особенностей будущей профессиональной деятельности выпускника.

В работе предложена технология мониторинга, представляющая сочетание основных положений компьютерной программы «Социологическое сопровождение образовательного процесса», созданной академией информационных технологий (г. Санкт — Петербург) и специальной анкеты, разработанной применительно к учебно-воспитательному процессу подготовки офицеров запаса в гражданском вузе.

В результате предварительного этапа мониторинга сформирован социальный портрет студента, обучающегося на ФВО Пензенского государственного университета. Это юноша, в возрасте от 20 до 22 лет, являющийся жителем г. Пенза, проживающий с родителями, которые по социальному статусу относятся к служащим и считающий, что основной причиной отказа молодых людей от службы в армии является боязнь унижений и издевательств. Однако уровень личной готовности данного юноши к службе в армии достаточно высок. Определяющими ценностными ориентиром типового студента является принадлежность к офицерскому корпусу, профессиональный интерес к выбранной военной специальности и хорошие отношения в воинском коллективе, однако он не удовлетворен заботой государства о своих Вооруженных силах.

Результаты углубленного мониторинга с помощью специально разработанной анкеты позволили установить.

Типовой состав семьи обучаемого на ФВО — четыре человека. При этом более 60% процентов обучаемых довольны своим материальным положением и, учитывая, что родители обучаемых по профессиональному статусу относятся к служащим можно предположить, что по социальному статусу семья обучаемого на ФВО относится к среднему классу.

Исследования структуры семьи студента, обучающегося на ФВО, по выполнению воинского долга позволили установить что, начиная с отца, семейная преемственность в выполнении воинского долга терпит разрыв, что естественно приводит к существующей в настоящий момент проблеме комплектования ВС РФ личным составом.

В основу формирования высших ценностей и убеждений подавляющее число обучаемых положили такие ценности общечеловеческие ценности, как вера в человека (до 40% опрошенных) и в бога (более 30%). При этом профессия военного не относится к важнейшим приоритетам жизненных устремлений обучаемых и находится далеко от таких приоритетов, как карьера, уважение окружающих, материальное благополучие и особенно от такого приоритета, как взаимоотношения в семье.

Главными целями поступления студентов на ФВО являются такие факторы как, возможность получить дополнительную специальность и возможность получить навыки защитника отечества. Расхожее мнение о там, что студенты поступают на ФВО с тем, чтобы «откосить от армии» не находят подтверждения. В факультетском разрезе мотив возможности получения дополнительного образования является доминирующим для всех без исключения факультетов. Однако мотив, связанный с возможностью получения навыков защитника отечества, не является вторым по важности мотивом для студентов факультета ИСУИБ, и ИИВТ, где доминирующим является мотив не служить солдатом. Результаты исследования мотивации поступления на ФВО в разрезе ВУС примерно совпадают с факультетским разрезом. В данном случае также доминирующим мотивом является мотив получения дополнительного образования. Возможность не служить в армии офицером, а в большей мере солдатом ярко выражена у студентов, обучающихся по ВУС 521 001, 521 500, 121 500, 430 601. Совсем не пугает служба в армии ни в качестве офицера, ни в качестве солдата студентов, обучающихся по ВУС 521 305. Такой важнейший и актуальный в настоящее время мотив, как реализация гражданских знаний в военном деле не ходи отражения у студентов всех факультетов.

При углубленном анкетировании распределение ответов студентов подтверждает полученный ранее вывод об отсутствии в студенческой среде резко негативного отношения к профессии военного. При этом установлено, что больше всего в профессии военного студентов привлекают такие факторы военной службы как регламентация служебной деятельности, уважение окружающих, возможность карьерного роста и наличие статуса государственного служащего. Такой важный фактор как заработная плата является далеко не определяющим. Кроме того, результаты опроса студентов, связанные с готовностью к переносу тягот и лишений военной службы показывают, что подавляющее число студентов готовы к тяготам и лишениям. Исключением является фактор службы в боевой обстановке, где около половины опрошенных либо затрудняются с ответом, либо категорично отвечают отрицательно. В факультетском разрезе установлено, что в целом военная служба студентам нравится. Это относится к студентам факультетов ЕНФ, ИТ, ФВТ, ФПИТ, ФРЭ, ЮФ. В меньшей степени военная служба нравится студентам факультетов ИСУИБ, ИИВТ, ФАМ. Наиболее негативное отношение к службе наблюдается у студентов факультета ФЭУ. В разрезе ВУС в основном военная служба студентам нравится. Исключение составляют студенты, обучающиеся по ВУС 121 500, из которых 40% затрудняются с ответом и 40% считают, что военная служба им не совсем нравится. Не совсем нравится военная служба студентам, обучающимся по ВУС 560 200 и 521 001. По годам обучения на ФВО отношение студентов к военной службе практически не изменяется.

В процессе организации учебно-воспитательного процесса на ФВО, наибольший интерес у студентов вызывают занятия по специальным дисциплинам, что вполне понятно с точки зрения установленного ранее мотива получения навыков защитника Отечества. На втором месте находятся мероприятия, связанные с воспитательной работой. Этот вывод отличается от распространенного мнения о том, что военной среде существует негативное отношение к воспитательной работе. На последнем месте находятся занятия по общевоенным дисциплинам (строевая подготовка, уставы и т. п.). При этом в разрезе факультетов, установлено, что занятия по военно-специальной подготовке в большей либо меньшей степени нравятся студентам практически всех факультетовзанятия по воспитательной работе в большей степени нравятся студентам факультетов: ЕНФ, ИТ, ФВТ, ФПИТ, ФРЭзанятий по общевоенным дисциплинам практически на всех факультетах (за исключением ЮФ, ФАМ) особого интереса у студентов не вызывают. Занятия по военно-специальной подготовке в разрезе ВУС также как и по факультетам нравятся всем студентам. Негативное отношение к мероприятиям по воспитательной работе отражены в ответах студентов, обучающихся по ВУС 521 001 и 521 500. Занятия по общевоенным дисциплинам не нравятся студентам, обучающимся по ВУС 521 304 и 521 305.

Из факторов, являющихся основополагающими для продвижения по венной службе главным, по мнению студентов, должен вялятся фактор, связанный с высоким уровнем военно-профессиональной подготовки, который в настоящий момент не является основополагающим. С существующим в настоящее время главным критерием продвижения по службе, а именно стажем службы большинство опрошенных студентов не совсем согласны.

Анализ использования бюджета свободного времени студентами позволил установить, что на учебу, развлечение и занятия любимым делом бюджета времени вполне хватает. Настораживает тот факт, что общественной работой студенты практически не занимаются, что негативно сказывается на формировании активной жизненной позиции обучаемых. Область интересов у студентов достаточно обширна. Наибольший интерес вызывает техника, экономика, юриспруденция, военные науки и иностранные языки. Область интересов, связанная с литературой и искусством, нашла отражение менее чем у 5% опрошенных. Это тревожный факт, требующий дополнительного изучения и незамедлительного исправления. Кроме того, наибольший интерес у студентов вызывают телепередачи, касающиеся спорта. Телепередачи на военную тематику смотрят около 15% опрошенных. Отраден тот факт, что телепередачи, связанные с освещением криминала, в студенческой среде не пользуются интересом. Настораживает отсутствие у студентов интереса к научным и документальным телепередачам. Информация на военную тематику студентам в основном нравиться. Однако, интерес по данной теме вызывают лишь отдельные литературные источники. В факультетском разрезе информация, связанная с жизнью ВС, привлекает студентов ИГСУ и факультетов ФПИТ и ЮФ.

Самой мощной армией студенты ФВО ПГУ считают армию России и только потом армию США и Китая. Очевидно, в современных условиях это не совсем так, однако, мотивация данного утверждения достигается за счет современного вооружения и высокого морального духа личного состава.

Некоторые, из наиболее значимых результатов второго этапа мониторинга уточнены с позиций определения их статистической значимости.

Анализ выполненных исследований показывает, что между службой прадеда и деда наблюдается максимально значимая статистическая связь. Связь между службой деда и отца также можно считать установленной и значимой. Связь между службой отца и службой сына (старшего брата) отсутствует, что, безусловно, является отрицательным моментом мотивации желания молодого поколения служить.

Между любовью к профессии военного и материальным благополучием семьи существует очень слабая положительная статистическая связь, что позволяет сделать вывод: достаточное материальное благополучие не является ограничивающим фактором для службы в армии в качестве офицера.

Установлено наличие статистической связи между любовью к военной профессии и телевизионными передачами на военную и политическую тематики.

Между любовью к профессии военного и занятиями на ФВО прямая статистическая связь существует только для занятий по военно-специальной подготовке. Статистическая связь между другими видами занятий и любовью к военной профессии не подтверждается.

Установлено, что для факультетов ФРЭ и ФЭУ имеется статистически обоснованное различие в ответе на вопрос «Нравится ли Вам профессия военного?».

Выполненное тестирование для других факультетов показало, что статистически обоснованной разницы во взглядах обучаемых на отношение к военной профессии не установлено.

Установленные в процессе мониторинга несоответствия полученных результатов критериям нормального функционирования, дополнены комплексом управляющих воздействий на образовательную среду с тем, чтобы вывести ее на нормальный режим функционирования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Тесты в социологическом исследовании. М., 1992.
  2. В.М. Патриотическое воспитание военнослужащих: проблемы и пути их решения //Военная Мысль. М., 2003, № 1.
  3. Ю.Н., Бублик Л. А. Морально-психологическое обеспечение в Вооруженных Силах России. М.: ВУ, 2002.
  4. Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
  5. А.Г. Психология личности. М., 1990.
  6. В.Г. Общество: Системность познания и управления. М., 1989.
  7. Е.М. Социология управления. Минск, ТЕТРА СИСТЕМС, 2002.
  8. А.В., Давыдов В. П., Утлик Э. П., Феденко Н. Ф. Военная педагогика и психология. М., 1987.
  9. А.В., Дерюгин П. П. Военно-педагогическая диагностика. (Теория, опыт, проблемы). М., 1995.
  10. А.В., Муцинов С. С. Педагогическая культура офицера. М.: Наука, 1985.
  11. Г. С. Лекции по методологии социологических исследований. М., 1995.
  12. Г. С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. М., 1986.
  13. В.Г., Смольков В. Г. Исследование систем управления. М., 2000.
  14. Л. фон. История и статус общей теории систем //Системные исследования: Ежегодник, М., 1973.
  15. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
  16. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века. Размышления социолога. М., 1991.
  17. Бестужев-Лада И. В. Преодоление проблемных ситуаций в управлении социальными процессами //Вопросы экономики. 1992, № 1.
  18. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973.
  19. А.А. Текстология: Всеобщая организационная наука. М., 1989.
  20. JI.A. О дисциплине и воинском воспитании. Сб. ст. М., 1994.
  21. В.П. Социальная сфера и управление ею. СОЦИС. 1999. № 2.
  22. М. Избранное: Образ общества. М., 1994.
  23. М. Избранные произведения. Пер. с нем. М., 1990.
  24. В.Н. Военная социология: вопросы теории, методологии и практики. М.: ГАВС, 1994.
  25. Н. Человек управляющий. Пер. с англ. СПб., 2001.
  26. Во имя России. Российское государство, армия и воинское воспитание. Учебное пособие./ Под редакцией: В. А. Золотарева, В. В. Марущенко, С. С. Антюшина. М.: изд. Русь-РКБ, 1999.
  27. Военная психология и педагогика: Учебное пособие./ Под ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского. М.: Совершенство, 1998.
  28. М.Г. Социологическое обеспечение кадровой политики в армии. //Человек в системе социальных отношений. М., 1996, № 2.
  29. С.В. Русский офицерский корпус. М., 1993.
  30. Ю.Г. Социология. Изд. 3-е. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  31. Ю.Г., Мостовая И. В. Социология: Учебник для вузов. М., 1998.
  32. Ю.А., Колесников А. А. Школа российского офицерства. М., 1993.
  33. Д.М. Организация и управление. М., 1998.
  34. .С. Философия образования. М., 1998.
  35. Э. Социология. М., 1999.
  36. В.А., Горелов А. Ф., Кононенко А. Ф. Анализ конфликтных ситуаций в системе управления. М., 1991.
  37. М.К. Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ). М., 2000.
  38. М.К., Шереги Ф. Э. Основы прикладной социологии: Учебник для вузов. Т. 1−2. М., 1995.
  39. В. А. Педагогические основы совершенствования общественно-государственной подготовки. М.: Воениздат, 1995.
  40. И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 1998.
  41. И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М., 1996.
  42. П.С. О престиже военного образования. СОЦИС. 2003, № 12.
  43. Ю.Н., Серебрянников В. В. Социология армии. М., 1996.
  44. В.И., Кравченко А. И. Социология: В 3 т. Т. 3: Социальные институты и процессы. М., 2000.
  45. В.И., Нечаев В. Я. Общество и образование. М.: «ИНФРА-М», 2003.
  46. B.C. Многоуровневая подготовка военных специалистов //Военная Мысль. М., 2003, № 5.
  47. B.C. Военное обучение в условиях модернизации российского образования //Военные знания. М., 2004, № 1.
  48. М.Г. Педагогическая технология: сущность и содержание //Военная Мысль. М., 2003, № 3.
  49. Э. Социология образования. Под ред. B.C. Собкина и В. Я. Нечаева. М., 1996.
  50. Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. Пер. с фр., составл. А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1995.
  51. Э. Ценные и реальные суждения //Социологические исследования. 1991, № 2.
  52. И.И., Рукавишников В. О. Логика прикладного статистического анализа. М., 1992.
  53. З.Д., Лосев И. П. Формирование системы управления качеством подготовки военного специалиста на факультете военногообучения технического университета //Часть II. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.
  54. Н.Д., Кобзев В. П., Махров Н. В. Высшая военная школа: проблемы совершенствования //Военная Мысль. М., 1995, № 6.
  55. Г. Е. Образование: научные подходы к исследованию. СОЦИС. 2000. № 6.
  56. Г. Е., Шуклина Е. А. Образование как ресурс информационного общества //Социологические исследования. 2005, № 7.
  57. А.Т. Методология и процедуры социологических исследований. М. 1989.
  58. Г. П. Теория социологии. Ростов н/Д, 1993.
  59. Ф.Г. Социальные проблемы образования. М., 1999.
  60. В.А. Военная безопасность России. Историко-правовое исследование. М., 1996.
  61. Г. А., Николаев Ю. Роль и место гражданских вузов в подготовке военных специалистов //Высшее образование в России. 2004, № 2.
  62. И.Н. Методика использования средств информационных технологий в процессе формирования готовности военного специалиста к реализации военно-педагогической функции (диссертация кандидата педагогических наук). Тамбов, 1999.
  63. Н.И. Основы русской социологии. Подгот. текста И. А. Голосенко. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 1996.
  64. .А. Общество и индивид // Социологические исследования. 1996, № 2.
  65. К.А. Методика организации информационно-компьютерной подготовки военного инженера в условиях информационно-технологической среды обучения военного инженерного вуза (диссертация кандидата педагогических наук). Тамбов, 1998.
  66. В.Н. Социология управления социальной сферой. Учебное пособие. Изд-во Академический проект, 2003.
  67. О.Д. Подготовка офицеров тактического звена: организация и направления совершенствования //Военная Мысль. М., 2003, № 10.
  68. В.Ф. Профессиональная культура офицера //Военная Мысль. М., 1990, № 6.
  69. М.С. Введение с социологию: Учебник для вузов. М., 1994.
  70. Кон И. С. Социологическая психология. М., 1999.
  71. Кон И. С. Социология личности. М., 1976.
  72. М.Я. Проблемы социальной типологии личности. Л., 1971.
  73. А.И. Социология. Учебник. М., 2003.
  74. А.О. Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS. Издательский дом ГУ ВШЭ, М., 2006.
  75. В.П. Классическая социология. М., 2001.
  76. О.Е. Управление образовательными системами. Великий Новгород, 1998.
  77. П.Н. Социология управления. Л., 1982.
  78. И.И. Наука как социальный институт. Л., 1971.
  79. В.Н. Очерки истории отечественных военных реформ. М., 1995.
  80. В. Реформирование вооруженных Сил: человеческий фактор //Ориентир, 1998, № 1.
  81. В.Л. Национальная безопасность: ценности, интересы и цели //Военная Мысль. М., 1995, № 5.
  82. А.Г. Мотивация и личность. СПб., 1999.
  83. Ю.И. Социальная ориентация личности. М., 1990.
  84. О.А. Социальный подход к реформированию военной службы в условиях демократизации российского общества //Военная Мысль. М., 2005, № 3.
  85. А.И. Педагогика: Учебное пособие. Под ред. В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, А. И. Мищенко. М.: ШКОЛА-ПРЕСС, 2000.
  86. Э.Е. Педагогические основы формирования и развития культуры управленческой деятельности у командиров подразделений. М.: ИНФРА-ПРЕСС, 1993.
  87. В.Я. Институционализация как феномен и категория социологии //Вестник МГУ. Социология и политология, 2001, № 3.
  88. В.Я. Новые подходы в социологии образования //Социологические исследования. 1999, № 11.
  89. В.Я. Новые подходы к социологии образования //Социология образования перед новыми проблемами. Под ред. Ж. Т. Тощенко, А. Е. Курхмалев, Н. К. Поздняков. М. Омск, 2003.
  90. В.Н. Основы управления образовательными системами. Учебное пособие для студентов учреждений профессионального педагогического образования. Биробиджан, 2000.
  91. О.Н. Социология образования. Учебное пособие. Красноярск, 2001.
  92. П.И. Профессионально-ориентированная технология обучения: вопросы проектирования //Военная Мысль. М., 2004, № 10.
  93. А.А. Система образования в России и образование России. М, 1999.
  94. В. Личность в российской социологии и психологии //Социология в России. М., 1998.
  95. A.M. Социология в вузе: общее и особенное //Социологические исследования. 1993, № 3.
  96. A.M. Социология образования //Социология. Учебное пособие. СПб.: Образование, 2002.
  97. A.M., Тумалев В. В. Социология образования в России: проблемы и перспективы //Социологические исследования. 2004, № 7.
  98. Г. В., Андреев Э. П. Методы измерения в социологии. М., 1997.
  99. В.И. Качество социологической информации. Киев, 1986.
  100. Т. Система современных обществ. М., 1998.
  101. .Д. Социальная психология как наука. М., 1999.
  102. К.К. Система психологии и теория отражения. М., 1982. ЮЗ. Полторак В. А. Маркетинговые исследования: Методы и технологии.
  103. Днепропетровск: АРТ-ПРЕСС, 1997. Ю4. Полторак В. А. Социология. Основы социологии труда и управления.
  104. Киев: УМК ВО, 1992. 105. Посошков И. Т. В какой армии нуждается Россия //Армейский сборник. 2003, № 8.
  105. Юб.Пригожин А. И. Организации: системы и люди. М., 1983.
  106. А.И. Современная социология организаций. М., 1995.
  107. Приказ Министра обороны РФ от 17 июня 1997 г. № 235 «О совершенствовании системы воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации».
  108. Приказ Министра обороны РФ от 8 мая 1993 г. № 250 «Об организации общественно-государственной подготовки личного состава Вооруженных Сил».
  109. П.С., Ковалева Г. Д. Анализ социологических данных с применением статистического пакета SPSS: Учебно-методическое пособие. Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2001.
  110. Руг Анатолий. Военным кафедрам быть! Но каким и какими? //Армейский Сборник. 2003, № 9.
  111. Руг Анатолий. Образование в погонах нуждается в законах //Армейский сборник. 2004, № 7.
  112. Р.И. Практикум по социологии. М., 1999.
  113. С. Патриотизм, верность долгу и дисциплинированность -важнейшие условия проведения реформы ВС РФ //Ориентир. М., 1997, № 12.
  114. Г. И. Надежность результатов социологических исследований. J1., 1983.
  115. В.Д. Высшее образование офицеров: проблемы и пути их решения //Военная Мысль. М., 2003, № 5.
  116. В.П. Управление образовательными системами: Программно-методическое пособие. М., 2002.
  117. А.В. Армия в общественно-политических взаимодействиях //Социологические исследования. 1996, № 4.
  118. В.А., Мажор Н. Е. Диагностика профпригодности. М., 1992.
  119. Н. Социология. М., 1994.
  120. П.А. Система социологии: В 2 т. М., Наука, 1993.
  121. П.А. Социология как наука. М., 1992.
  122. Социологический энциклопедический словарь. Редактор-координатор Г. В. Осипов. М., 2000.
  123. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов. Отв. ред. академик РАН Г. В. Осипов, действительный член РАЕН Л. Н. Москвичев. М., НОРМА, 2005.
  124. А.В. Письменное наследие //НВО. 2005, № 44.
  125. Ю.И. Социокультурные аспекты военного образования. Саратов, 1996.
  126. Г. Г. Методология анализа данных в социологии (введение). М., 1998.
  127. Ю.Г. Образовательная система России: высшая школа. М., 1999.
  128. Ф. Научные основы организации промышленного предприятия. Пг., 1918.
  129. Дж. Структура социологической теории. М., 1985. Ш. Толстова Ю. Н. Логика математического анализа социологическихданных. М., 1991.
  130. .Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Прометей, ЮРАЙТ, 1998.
  131. М.В. Социология управления. М., 1999.
  132. Указ Президента РФ от 21 апреля 2000 г. № 706 «Об утверждении военной доктрины Российской Федерации».
  133. Э.П. Психология дисциплины. М.: ГА ВС, 1992.
  134. А. Общее промышленное управление. JI.-M., 1928.
  135. Федеральный закон от 10 июля 1992 г. № 3266−1 «Об образовании» (с изменениями от 6 июля 2006 г.).
  136. Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-Ф3 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (с изменениями от 16 июля 1998 г., 5 августа 2000 г., 24 марта, 30 декабря 2001 г., 21 марта 2002 г.).
  137. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями от 21 июля 1998 г., 7 августа, 7 ноября 2000 г., 12 февраля, 19 июля 2001 г., 13 февраля, 21 мая, 28 июня, 25 июля 2002 г.).
  138. В.И. Основы современной теории обществ. М., 2001.
  139. В.И. Современные основы социального управления. М., 1997.
  140. JI. В. Подготовка кадровых офицеров в гражданских вузах: подходы к организации //Военная Мысль. М., 2004, № 2.
  141. К. Невротическая личность нашего времени. СПб., Питер, 2002.
  142. Л., Зиглер Д. Теория личности: Основные положения, исследования и применение. СПб., 1997.
  143. В.В. Военное образование: бюрократический и государственный подходы //Военная Мысль. М., 2004, № 1.
  144. Д.В., Филатов O.K. Технологии обучения в высшей школе. М., 1996.
  145. Черных B. JL, Арсланов Р. Ф. Основные проблемы теории военного управления и пути их решения. Военная мысль. М., 2006, № 5.
  146. А. А. Информационное обеспечение воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации. М.: Воениздат, 1999.
  147. П. Социология социальных изменений. М., 1996.
  148. Е.А. Вопросы методики социологического исследования самообразования //Социологические исследования. 2000, № 10.
  149. Е.А. Теоретико-методологические основания социологического изучения самообразования //Социологические исследования. 2000, № 6.
  150. Р. Двадцать принципов производительности. J1.-M., 1974.
  151. В. А. Диспозиционная концепция личности. Социальная психология. JL, 1979.
  152. В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. Саратов, 1995.
  153. В.А. Стратегия социологического исследования. М., 2001.
Заполнить форму текущей работой