Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экономико-математические методы оценки проектов инвестиций в человеческий капитал фирмы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Э. А. Уткина, В. Н. Чернышева, C.B. Шекшня и др., наиболее хорошо разработан круг вопросов, связанных с подбором, расстановкой, переподготовкой кадров, подготовкой руководителей, анализом трудовых процессов и т. д. Недостаточно экономических исследований всего комплекса элементов по управлению персоналом, как системы. Недостаточно разработаны проблемы оценки интеллектуального труда сотрудников… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
    • 1. 1. Возникновение концепции и становление понятия «человеческий капитал»
    • 1. 2. Инвестиции в человеческий капитал и его формирование
    • 1. 3. Базовые модели теории человеческого капитала
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЛАГАЕМЫХ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ ФИРМЫ
    • 2. 1. Модели оценки интеллектуального труда персонала фирмы
    • 2. 2. Формирование инвестиционной программы в области человеческого капитала фирмы
    • 2. 3. Экономико-математическая модель оптимизации инвестиционной программы фирмы в области человеческого капитала
  • ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЕТОДА ОЦЕНКИ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ ФИРМЫ В ОБЛАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
    • 3. 1. Методические положения оценки эффективности индивидуальной деятельности сотрудников фирмы
    • 3. 2. Оценка перспектив инвестирования человеческого капитала сотрудников фирмы
    • 3. 3. Оценка устойчивости экономико-математической модели оптимизации инвестиционной программы фирмы в области человеческого капитала
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экономико-математические методы оценки проектов инвестиций в человеческий капитал фирмы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Современные системы экономических, политических, социальных отношений во всех странах мира пытаются осмыслить суть и роль человека в обществе, в частности в экономической сфере. Об этом свидетельствуют многочисленные возникшие к концу столетия термины, пытающиеся охарактеризовать место и значимость его в этих системах. Это и «человеческий фактор», и REMM (resourceful, evaluative, maximizing man) — изобретательный, оценивающий, максимизирующий человек, и «социологический человек», и «гуманистический человек», и «экономический человек». Наметились два принципиальных направления в экономической теории. Первое идет по пути «гуманизации экономического человека», исследуя психологические, социологические, биомедицинские потребности человека. Второе направление в своей основе имеет традиционный принцип максимизации потребления материальных благ, при этом существующие модели либо детализируются, либо, наоборот, идет отказ от детализации моделей и включение в них качественных параметров, имеющих только субъективную оценку. К последнему принадлежит теория человеческого капитала, популярность и быстрое распространение которой свидетельствует о закономерности ее вторжения в современные народнохозяйственные проблемы экономик разных стран.

Современный этап развития экономики в России требует самого пристального внимания к одному из важнейших ресурсов страны — человеку. Отечественная практика в течение долгих лет декларировала всемерное повышение t благосостояния членов общества, все большее духовное и материальное развитие людей. Экономическая же логика управления фирмами следовала своим законам, согласно которым на первом месте неизбежно оказывался принцип минимизации издержек, в том числе на персонал. Это диктовало отношение к человеку как к фактору, а не мощному социально-психологическому ресурсу совершенствования производства и развития общества.

В последнее время вышло много работ, посвященных работе с персоналом. Однако многие вопросы, связанные с управлением персоналом, нельзя признать достаточно разработанными. В работах В. П. Галенко, И. Н. Герчиковой, В. А. Дятлова, Г. Десслера, А. П. Егоршина, А. П. Двинина, А. Я. Кибанова, А. И. Кочетковой, Е. В. Маслова, Дж.И. Иванцевича, Ю. Г. Одегова, В. П. Пугачева, Ю. И. Плешина, С. И. Самыгина, Э. Е. Старобинского, Л. Д. Столяренко, В. В. Травина,.

Э.А. Уткина, В. Н. Чернышева, C.B. Шекшня и др., наиболее хорошо разработан круг вопросов, связанных с подбором, расстановкой, переподготовкой кадров, подготовкой руководителей, анализом трудовых процессов и т. д. Недостаточно экономических исследований всего комплекса элементов по управлению персоналом, как системы. Недостаточно разработаны проблемы оценки интеллектуального труда сотрудников фирмы в условиях современного производства и вопросы оптимизации инвестиционной политики фирмы в области человеческого капитала. В предлагаемой работе управление персоналом рассматривается как подсистема производства, и поэтому имеющая общие с организацией цели и задачи, в то же время, как самостоятельная система, нацеленная на признание ценности каждого индивида и развитие его человеческого капитала. Переосмысление роли и места человека, его способностей и возможностей в сфере производства может способствовать повышению конкурентоспособности предприятий России на мировом рынке, а значит выводу страны из кризиса.

С этой целью в работе предлагается использование в российской системе управления персоналом концепции человеческого капитала. Теория человеческого капитала, в основе которой лежит экономический подход к человеческому поведению, достаточно быстро стала одним из центральных разделов современной экономики труда. Хотя принципиальные идеи этой теории высказывались еще в 1718 веках, только со второй половины нашего века она стала бурно развиваться. Основоположниками начала развития теории явились два экономиста «чикагской школы», получившие мировое признание и удостоенные Нобелевской премии по экономике — Теодор В. Шульц в 1979 г. и Гэри Беккер в 1992 г. Основные положения теории были изложены Т. Шульцем в статьях «Формирование капитала образования» (1960 г.) и «Инвестиции в человеческий капитал» (1961 г.) В это же время проблему разрабатывал и Г. Беккер, который в 1964 г. опубликовал свой фундаментальный труд «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ».

Разработкой теории человеческого капитала занимались многие западные экономисты. Наиболее значимы работы У. Боуэна, М. Блауга, Й. Бен-Порэта, С. Боулса, Б. Вейсброда, Дж. Вейзи, М. Вудхолла, Э. Денисона, С. Дейзи, Дж. Кендрика, Б. Кикера, Р. Лэйарда, Дж. Минцера, Ф. Махлупа, Г. Псахоропулоса, JI. Туроу, Ф. Уэлча, Б. Чизвика. В 90-е годы исследованиями по теории человеческого капитала занимались А. Аулин, К. Ванга, Дж. Грейсон, Н. Ирланд,.

Е. Кануто, С. Ломбардини, Дж. Минцер, Г. Сент-Пол.

В отечественной литературе отдельные исследования, посвященные элементам теории человеческого капитала и экономики образования, стали появляться лишь в 70−80-е годы. К ним относятся работы таких авторов как В. И. Басов, B.C. Гойло, A.B. Дайновский, Р. И. Капелюшников, В. П. Корчагин, В. В. Клочков, В. И. Марцинкевич, С. Г. Струмилин. В 90-х годах, после присуждения Нобелевской премии Г. Беккеру, появился целый ряд отечественных исследований и монографий, посвященных теории человеческого капитала. К наиболее значимым можно отнести работы авторов B.C. Автономова, А. И. Добрынина, С. А. Дятлова, Р. И. Капелюшникова, М. М. Критского, С. А. Курганского, Т. Г. Леоновой.

Адаптация и включение элементов теории человеческого капитала в российскую практику должно привести к пересмотру и расширению концепции управления фирмами и изменению критериев в анализе эффективности системы управления человеческими ресурсами.

Сущность организации управления фирмой заключается в умелом объединении различных ресурсов (материальных, финансовых, информационных, человеческих) для достижения поставленных целей. Для этого соответствующие ресурсы подбираются, устанавливается рациональное взаимодействие их в виде программ и порядка деятельности. Но материальные, финансовые, информационные потоки возникают в результате деятельности людей, и эффективность их деятельности определяет результаты всех прочих процессов в фирме.

В настоящее время нет единого подхода к оценке эффективности системы инвестирования персонала. Это связано как с тем, что само понятие такой системы в отечественной науке появилось недавно, так и со сложностью и многоаспектностью проблемы. Так, недостаток обоснованных экономико-математических методов оценки инвестиций в человеческий капитал фирмы делает проблему актуальной как для теории, так и для практики.

Цель работы и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка методов оценки инвестиций в человеческий капитал на основе экономико-математических моделей учета нечисловой информации об инвестиционной привлекательности сотрудников фирмы.

В качестве объекта исследования принят человеческий капитал фирм, функционирующих в современных изменчивых условиях.

Предметом исследования является система управления человеческим капиталом фирмы, в частности, система инвестирования человеческого капитала сотрудников фирмы.

Для достижения поставленной цели рассмотрены проблемы и решены задачи, основные из которых:

1. рассмотрена история становления экономической категории «человеческий капитал», его характеристики, проведен критический обзор попыток оценок объема и стоимости человеческого капитала;

2. рассмотрена структура активов «человеческого капитала» и роль инвестиций при их формировании применительно к теории производства;

3. критически проанализированы базовые модели оценки инвестиций в области человеческого капитала фирмы;

4. определены критерии и предложены показатели, позволяющие адекватно оценивать интеллектуальный труд сотрудников фирмы и, как следствие, формировать эффективную инвестиционную программу в области человеческого капитала;

5. разработана экономико-математическая модель оптимизации инвестиционной программы фирмы в области человеческого капитала на основе представления человеческого капитала каждого сотрудника в качестве инвестиционного проекта, обладающего инвестиционной привлекательностью для менеджмента фирмы;

6. разработана методика оценивания сложных финансово-экономических объектов с использованием системы поддержки принятия решений АСПИД-3 для выявления перспектив инвестирования человеческого капитала сотрудников фирмы и для анализа принятой инвестиционной программы на чувствительность от изменения весов различных направлений инвестирования человеческого капитала.

Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе используются методы системного анализа, методы стохастической финансовой математики, в частности, метод сводных рандомизированных показателей, эконометрические методы изучения динамики человеческого капитала, а также экономико-математические методы оценки инвестиционных решений.

Научная новизна работы заключается в следующем.

1. Проведен критический анализ базовых моделей оценки человеческого капитала сотрудников фирмы, в ходе которого уточнены, понятия человеческий капитал", «инвестиции в человеческий капитал» применительно к теории производства, а также разработана концепция инвестиционной программы фирмы в области человеческого капитала, адекватной современным экономическим условиям.

2. Разработаны методические положения и предложены экономико-математические модели оценки интеллектуального труда сотрудников фирмы и оптимизации их личных доходов с учетом процессов самоинвестирования человеческого капитала.

3. Разработана экономико-математическая модель оптимизации инвестиционной программы фирмы в области человеческого капитала, в основу которой положены подход к инвестированию финансовых активов и оценка человеческого капитала сотрудников фирмы методом сводных рандомизированных показателей.

4. Разработана экономико-математическая модель анализа оптимизационной модели формирования инвестиционной программы фирмы в области человеческого капитала на чувствительность к изменению приоритетов развития различных направлений инвестирования человеческого капитала сотрудников фирмы;

5. Апробированы на статистическом материале о человеческом капитале ЗАО ИК «АВК» разработанные экономико-математические модели и методы для оценки и формирования системы инвестирования человеческого капитала сотрудников фирмы.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработанные в работе подходы, методы, модели и рекомендации способствуют выработке и принятию рациональных управленческих решений при инвестировании человеческого капитала фирмы. Разработанная экономико-математическая модель оптимизации инвестиционной политики фирмы в области человеческого капитала обладает гибкостью и позволяет учитывать нестабильность современной экономической ситуации, в которой вынуждены функционировать фирмы.

Внедрения и апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на ряде всероссийских научно-практических конференций и семинаров, в частности, на Всероссийской конференции «Экономический строй России: прошлое, настоящее, будущее» (Санкт-Петербург, 2000). Основные результаты диссертации использованы в работе.

ЗАО Инвестиционная компания «АВК» (Санкт-Петербург) при разработке концепции развития человеческого капитала фирмы на 2000;2001 годы, а также при разработке системы аттестации и инвестирования персонала, что подтверждено полученной автором справкой о внедрении результатов исследования.

Публикации. По материалам диссертационной работы опубликовано 4 научных работы [54,55,56,57].

Структура и объем работы. Диссертация, объемом 137 машинописных страниц, состоит из введения, трех глав, заключения и 2 приложений.

Список использованных источников

литературы содержит 168 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе исследования экономико-математических методов оценки проектов инвестиций в человеческий капитал фирмы были сделаны следующие основные научные выводы.

1. В настоящее время, несмотря на изобилие определений понятия «человеческий капитал», ориентированных на разные социальные, экономические, антропологические и т. п. аспекты человеческой деятельности, наиболее разработанной и четкой является трактовка данного понятия в рамках теории производства. Учитывая вышесказанное, в работе предлагается рассматривать понятие «человеческий капитал» в контексте так называемой «аристотелевской» теории производства.

2. Формирование человеческого капитала можно описать моделью организации, определяемой по принципу «затраты-выпуск», уточнив логическую цепочку таким образом: человек — основной ресурс общества — основа организациичеловеческий капитал (трудовой потенциал) — рабочая сила — фактор производства.

3. Исходя из определения человеческого капитала, инвестициями в человеческий капитал можно назвать все виды вложений в человека, связанные со значительными затратами, которые носят целесообразный характер и способствуют росту национального дохода (дохода фирмы). При этом вложения могут быть как материальные, так и нематериальные. Конкретные виды основных инвестиций — это затраты денег, времени, физического капитала, человеческого капитала.

4. Структура — то, из чего состоит человеческий капитал, на что направлено любое инвестиционное действие, может быть представлена в виде активов человеческого капитала. Преимущество структурирования человеческого капитала в виде активов — в его адресности, достоинство структуры человеческого капитала как трудового потенциала — в точной характеристике необходимых человеческих качеств. В этом смысле актив человеческого капитала — цель, достижение которой согласен стимулировать инвестор, реализация же этой цели возможна только при создании необходимых качеств у индивидуума.

5. Базовые модели накопления (инвестиционного формирования) человеческого капитала основываются на рациональности экономического поведения человека: предполагается, что при выборе качества и длительности вида обучения (обучение — основной актив человеческого капитала) индивидуум ориентирован на максимизацию своего дохода в течение всей жизни. Очевидным недостатком базовых моделей оценки инвестиций в человеческий капитал фирмы является то, что они принимают во внимание только инвестиции, направляемые на повышение образовательного уровня как основного актива человеческого капитала. Однако современные ученые-специалисты в этой области убедительно доказывают, что все активы человеческого капитала, будь то образование, здравоохранение или другой актив, обладают одинаковыми свойствами и схожим воздействием на повышение уровня трудового потенциала сотрудника, а следовательно, его человеческого капитала.

6. Базовые модели не позволяют подходить комплексно к оценке неоднородного состава персонала фирмы, поскольку не предполагают предварительной оценки сотрудника, не определяют его прямую или косвенную роль (значимость) в получаемых фирмой доходах, а следовательно, недостаточно точно решают задачу оптимального распределения ограниченных инвестиционных ресурсов фирмы между объектами инвестирования — сотрудниками фирмы. Именно поэтому была разработана концепция формирования инвестиционной программы фирмы в области человеческого капитала, основанная на системном подходе. Так было определено, что оптимальная инвестиционная программа в области человеческого капитала должна состоять из трех основных блоков: блока непрерывной оценки человеческого капитала фирмы (адекватной системы аттестации персонала) — блока отвечающего за формирование человеческого капитала через инвестиции в тот или иной актив с учетом неоднородности персоналаблока, отвечающего за оптимизацию всей инвестиционной программы фирмы по критерию максимизации доходов компании.

7. Процесс образования человеческого капитала индивида включает как непосредственное внешнее стимулирование накопления основных активов человеческого капитала сотрудника посредством инвестиций со стороны фирмы, так и самоинвестирование капитала сотрудником. Причем последнее тем активнее, чем большим количеством свободных ресурсов и большей склонностью к самоинвестированию обладает индивид.

8. Формирование человеческого капитала фирмы посредством инвестирования активов капитала каждого сотрудника представляет собой процесс, подчиняющийся принципам обратной связи и динамичности. Прирост человеческого капитала каждого индивида вследствие дополнительного инвестирования со стороны фирмы приводит к приросту человеческого капитала всей фирмы, а следовательно, к получению фирмой дополнительного дохода от своей деятельности. Однако процессы, происходящие в подсистемах системы управления персоналом (в качестве подсистем могут выступать как структурные подразделения фирмы, так и отдельные функциональные службы и элементы), являются дискретными и обладают марковскими свойствами.

9. Для определения величины накопленного человеческого капитала сотрудника фирмы как сложного многопараметрического объекта в диссертации разрабатывается метод оценивания сложных финансово-экономических объектов с использованием системы поддержки принятия решений АСПИД-3.

10. Для определения оптимального направления инвестиционных ресурсов в рамках инвестиционной программы фирмы в области человеческого капитала в диссертационной работе сформулирована экономико-математическая модель, в основу которой положен подход к инвестированию финансовых активов. В разработанной экономико-математической модели оптимизации инвестиционной программы фирмы в области человеческого капитала совокупность активов человеческого капитала каждого сотрудника фирмы представляет собой инвестиционный проект, обладающий определенными инвестиционными характеристиками, эффективность вложений в который следует оценивать соизмеримостью результатов от сотрудника фирмы и затрат на поддержание и развитие уровня его человеческого капитала в целом и конкретного актива, в частности. Персонал фирмы рассматривается как некий портфель инвестиционных проектов.

11. В отличие от общепринятого подхода к инвестированию рисковых активов (например, ценных бумаг), риск фирмы как инвестора заключается не в том, что цели инвестирования не будут достигнуты (т.е. не будет роста человеческого капитала сотрудника этой фирмы), а в том, что сотрудник, достигнув определенного уровня профессионализма, может уволиться и фирма не сможет вернуть вложенные средства. Очевидно, что, обладая достаточной статистической информацией об инвестировании человеческого капитала сотрудников фирмы и текучести кадров, возможно в экономико-математических моделях учесть влияние этого негативного фактора. Целесообразно, например, использовать модель средней и дисперсии относительно нее, т. е. вместо того, чтобы считать все возможные варианты инвестиционных программ по всем возможным исходам, предполагаем, что риски неполучения доходов фирмы, связанные с уходом «ценных» сотрудников, могут быть должным образом описаны с помощью всего лишь нескольких статистических выводов в отношении распределения вероятностей таких исходов. Это означает, что для определения уровня риска фирмы при формировании инвестиционной программы в области человеческого капитала достаточно рассчитать математическое ожидание и дисперсию случайного дохода фирмы.

12. Анализ выявленных отклонений внутрифирменных бюджетов по различным направлениям инвестирования человеческого капитала сотрудников фирмы (оценка устойчивости экономико-математической модели оптимизации инвестиционной программы), а также определение приоритетов инвестирования каждого сотрудника есть условие формирования более сбалансированной, а значит эффективной инвестиционной программы фирмы в области человеческого капитала.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Директорский «хлеб»: Занимательно об управлении. Л.: Лениздат, 1991.
  2. B.C. Модель человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа, 1998.
  3. А. Психологическое тестирование. 4.1. М.: Педагогика, 1982.
  4. А.И. Прогнозирование роста социалистической экономики. -М.: Экономика, 1973.
  5. М. Фирма в японской экономике. СПб.: Лениздат, 1995.
  6. А.К. Синергетика и тенденции развития социальных систем / Сб. «Синергетика и психология». СПб.: Изд-во СПбГУВК, 1997.
  7. Т.Ю., Еремин Б. Л. Управление персоналом. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
  8. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 1999.
  9. И.Т. Риск-менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1996.
  10. Ю.БеллманР. Динамическое программирование. М., Изд-во иностр. лит., 1960.
  11. Бизнес на рынке ценных бумаг. Российский вариант. Справочно-практическое пособие. -М.: Граникор, 1992.
  12. С. Развитие управления фактор обновления. — Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1991.
  13. В.В., Васильев В. Д., Зубарев A.A. Выбор инвестиционных решений и проектов: оптимизационный подход. СП.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.
  14. В.М. Алгоритмы истории. М.: Прометей, 1980.
  15. Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. -М.: Наука, 1983.
  16. Р., Холден К. Введение в прикладной эконометрический анализ. -М., 1981.
  17. О.С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: Высшая школа, 1994.
  18. И.В. Экономико-математические модели оценки деятельности коммерческих банков. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1999.
  19. И.В., Михайлов М. В., Хованов Н. В. Методика оценивания сложных финансово-экономических объектов с использованием системы поддержкипринятия решений АСПИД-3. СПб.- МЛ. СЭФ СПбГУ, 1998.
  20. А. Умственный рабочий. Женева, 1904.
  21. Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: Учебник для вузов/Пер. с англ. под ред. Н. Л. Фроловой. М.: ЮНИТИ, 1997.
  22. В.П. Управление персоналом и эффективность предприятий. -СПб.: СПбГУЭФ, 1994.
  23. .М. и др. Основы управления персоналом. Уч-к для вузов. М.: Высшая школа, 1996.
  24. .М. Экономика и социология труда. М.: НОРМА-ИНФРА, 1998.
  25. .М. Эффективность труда и качество жизни. СПб.: СПбГИЭА, 1997.
  26. Годовой отчет ЗАО ИК «АВК» за 1999 год. СПб.: АВК-Пресс, 2000.
  27. ГолдсмитР. Национальное богатство США в послевоенный период. М.: Статистика, 1968.
  28. М.В. Суперкадры: управление персоналом в международной корпорации. -М.: Дело, 1993.
  29. Н.Б., Минько Э. В., Прохоров В. И. Методы исследования операций в моделировании организационно-экономических задач. М.: Изд-во МАИ, 1992.
  30. Д. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1969.
  31. A.A. Фирма: первые итоги в России на фоне западных реалий / Сб. «Уроки организации бизнеса». -. СПб.: Лениздат, 1994.
  32. Г. Управление персоналом. М.: Бином, 1997.
  33. К. Средние величины. М., 1970.
  34. А.И., Дятлов С. А., Коннов В. А., Курганский С. А. Производительные силы человека: структура и формы проявления. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993.
  35. Э.Дж., Линдсей Д. Е. Рынок: микроэкономическая модель. СПб.: Экономическая школа, 1992.
  36. В.Н. Психология общих способностей. М.: Латерна вита, 1995.
  37. В.А., Кибанов А. Я., Пихало В. Т. Управление персоналом. М: Изд-во «ПРИОР», 1998.
  38. С.А. Основы теории человеческого капитала. СПб.: Изд-во СП6УЭФ, 1994.
  39. А.П. Управление персоналом. Н. Новгород: НИМБ, 1997.
  40. В.Я. Предмет и источники экономической социологии / Сб. статей под ред. Л. Т. Волчковой «Социология экономики и управления». СПб.: СПбГУ, 1998.
  41. В.И. Что такое ИРЧП? К вопросу о «человеческом потенциале» // Социс, 1997. № 3.
  42. О.О., Толстопятенко A.B., Черемных Ю. Н. Математические методы в экономике. М.: Издательство «ДИС», 1997.
  43. В.И., Петросян Л. А. Задача распределения капиталовложений. Л., 1971.
  44. А.Б., Картышев С. В., Постников A.B. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998.
  45. Инвестиционно-финансовый портфель. М.: «Соминтэк», 1993.
  46. Инновационный менеджмент. Справочное пособие / Под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. М.: ЦИСН, 1998.
  47. В.Л. Просвещение и образование. Кострома: Исследоват. центр КГПУ, 1996.
  48. Р.В. Предмет социологии труда в изменяющемся обществе / Сб. статей под ред. Л. Т. Волчковой «Социология экономики и управления». СПб.: СПбГУ, 1998.
  49. . Деловая стратегия. М.: Экономика, 1991.
  50. П. Теория индексов и практика экономического анализа. М., 1990.
  51. Дж. Совокупный капитал США и его формирование. М.: Прогресс, 1978.
  52. А.Л. Управление персоналом организации. М.: Инфра-М, 1999.
  53. В.А. Математическая экономика. М.: ЮНИТИ, 1998.
  54. Г. И. Методика оценки эффективности индивидуальной деятельности сотрудников фирмы. СПб.: АВК-Пресс, 2000.
  55. Г. И., Колесов Н. Д., Хованов Н. В. Понятие «Человеческий капитал» в контексте теории производства // Матер. Всеросс. конференции «Экономический строй России: прошлое, настоящее, будущее» Санкт-Петербург 2123 сентября 2000 г. СПб.: СПбГУ, 2000.
  56. Г. И., Скляревский В. А. Концепция развития человеческого капитала ЗАО ИК «АВК» на 2000−2001 годы. СПб.: АВК-Пресс, 1999.
  57. Р.Г. Природа фирм / Сб. «Уроки организации бизнеса». СПб.: Лениздат, 1994.
  58. В. Не так страшен интерфейс, как «интерпрофиль» // Эксперт, 1995. № 4.
  59. М.М. Человеческий капитал. Л.: Изд-во Лен-го ун-та, 1991.
  60. Ю.В. Проблемы теории и практики менеджмента. СПб.: Изд-во СПбУ, 1994.
  61. А. Вокруг России // Итоги, 1999. № 25.
  62. К.Д. Методы прогнозирования экономических показателей / Пер. с англ. и предисл. Е. З. Демиденко. М.: Финансы и статистика, 1986.
  63. Р., Райфа X. Игры и решения. М., 1961.
  64. Я.Р., Катышев П. К., Пересецкий A.A. Эконометрика. М., 1997.
  65. K.P., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. -М.: Республика, 1992.
  66. Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих. М.: Финансы и статистика, 1992.
  67. К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.46.Ч.2.
  68. А. Принципы экономической науки. М.: Прогресс, 1993.
  69. Ф. Теории фирмы: маржиналистские, бихевиористские и управленческие // Теория фирмы. СПб, 1995.
  70. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.
  71. О.В. Основы мировой конкурентоспособности. М.: Издательство «Познавательная книга плюс», 1999.
  72. Н.И. Цели образования и воспитания // Сб. «Образованная Россия: специалист XXI века. Проблемы российского образования на рубежетретьего тысячелетия». СПб, 1997.
  73. Дж., Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. -М.: Наука, 1970.
  74. Л. Воздействует человеческий капитал // Журнал для акционеров, 1998. № 7.
  75. И.А. Методология и методы формирования трудового потенциала предприятия: Дис. на соиск. уч. ст. д.э.н. / Науч. рук. Генкин Б. М. -СПб.: СПбИЭА, 1999.
  76. В.В. Соизмерение затрат и результатов при оптимальном планировании. М.: Наука, 1972.
  77. Л.Я. Возможности и проблемы негосударственного образования// Сб. «Образованная Россия: специалист XXI века. Проблемы российского образования на рубеже третьего тысячелетия». СПб., 1997.
  78. А.А., Первозванская Т. Н. Финансовый рынок: расчет и риск. М.: Инфра-М, 1994.
  79. Л.А., Зенкевич Н. А., Семина Е. А. Теория игр. М.: Высш.шк., Книжный дом «Университет», 1998.
  80. В. Экономические и статистические работы. М., 1990.
  81. Л.Л. Анализ и моделирование трудовых показателей. М.: Финансы и статистика, 1999.
  82. М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993.
  83. Развитые капиталистические страны: Социально-экономический справочник / Под общ. ред. А. Г. Милейковского. М.: Политиздат, 1979.
  84. Д. Сочинения. Т.1. М., 1955.
  85. Румянцева 3., АлешниковаВ. Становление рынка управленческого консультирования / Российский экономический журнал, 1993. № 3.
  86. И.Ф. Человеческий фактор в управлении качеством промышленной продукции: Дис. на соиск. уч. ст. к.э.н. / Науч. рук. Лебедев О. Т. -Л.: ЛИЭИ, 1987.
  87. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1962.
  88. А.С. Применение математических методов в экономике и организации машиностроительного производства. Л.: Изд-во «Машиностроение», 1970.
  89. Статистическое изучение производительности труда. М.: Издательство «Наука», 1981.
  90. С.Г. Проблемы экономики труда. М.: Наука, 1982.
  91. А.И. Просвещенная Россия: сохранение традиций и развития. Модель образования XXI века // Сб. «Образованная Россия: специалист XXI века. Проблемы российского образования на рубеже третьего тысячелетия». СПб., 1997.
  92. А. А. Оплата труда в странах с рыночной экономикой. М., 1992.
  93. .М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
  94. В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. М.: Издательство «Дело», 1995.
  95. В.М. Денежный мир Милтона Фридмена. М.: Мысль, 1989.
  96. Р. Энциклопедия современного управления. Т.1. М., 1999.
  97. Финансовое управление компанией. М.: Фонд Правовая культура, 1995.
  98. С., Дорнбуш Р., Шмалензи К. Экономика. М.: Дело, 1993.
  99. Ф. Проблема идентификации в эконометрии. М., 1978.
  100. С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты. М.: Юристъ, 1997.
  101. Дж. Нелинейное и динамическое программирование. М.: Изд-во «Мир», 1967.
  102. Дж. Стоимость и капитал. М., 1993.
  103. Н.В. «Аристотелевская» модель производства. СПб., 1999.
  104. Н.В. Анализ и синтез показателей при информационном дефиците. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1996.
  105. Н.В. Математические модели риска и неопределенности. -СПб., 1998.
  106. Н.В. Математические основы теории шкал измерения качества. JL, 1982.
  107. Н.В. Синтез сводной оценки при решении задачи распознавания в условиях дефицита информации // Мат. методы распознавания образов. Рига, 1989.
  108. Н.В. Стохастические модели теории квалиметрических шкал. -Л., 1986.
  109. H.B. Стохастические процессы и поля с равновероятными дискретными монотонными реализациями // Управление, надежность и навигация, 1979. № 5.
  110. Н.В. Стохастическое поле агрегации индивидуальных ординальных экспертных измерений // Матер. 1-го Всесоюз. совещ. по статистике и дискретному анализу нечисловой информации, экспертному анализу и дискретной оптимизации. М., 1981.
  111. Н.В. Универсальность линейной свертки отдельных показателей // Методол. и практика оценки качества продукции. Вып.З. Л., 1990.
  112. Н.В., Хитров Г. М., Митрофанов Ф. М. Система математических методов числового представления результатов измерений по нечисловым квалиметрическим шкалам // Докл. междунар. конф. «МЕРА-90». М., 1990.
  113. Р.Н. и др. Планирование инвестиций. М., 1994.
  114. Т. Современные эконометрические методы. М.: «Статистика», 1975.
  115. А.Н. Основы стохастической финансовой математики. Т.1. Факты. Модели. -М.: ФАЗИС, 1998.
  116. А.Н. Основы стохастической финансовой математики. Т.2. Теория. -М.: ФАЗИС, 1998.
  117. Г. Основы и проблемы экономики предприятия. М.: Финансы и статистика, 1996.
  118. Дж.О. Принципы организации управления фирмой. М., 1979.
  119. Р.Дж., Смит Р. Современная экономика труда. М.: Изд-во Московского ун-та, 1996.
  120. У.Р. Введение в кибернетику. М.: Наука, 1983.
  121. Archibald G. Theory of the firm // The New Palgrave. A Dictionary of Economics. V.2. London, 1987.
  122. Aulin A. Fondations of Economic Development. N.-Y., 1992.
  123. Becker G. Economic Theory. N. Y, 1971.
  124. Becker G. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis with Special Reference to Education. 2nd ed. N.-Y., 1975.
  125. Becker G.S. Investment in Human Capital: A Theoretical Analysis//
  126. Journal of Political Economy. Supplement, 1962. October.
  127. Begg D., Fischer S., Dombusch R. Economics. Third Edition. London, 1991.
  128. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. N.-Y., 1973.
  129. Ben-Porath Y. The Production of Human Capital and the Life Cycle of Earnings // The Journal of Political Economy, 1967. August.
  130. Berg I. Education and Jobs: The Great Training Robbery. N.-Y.: Praeger Publishers, 1970.
  131. Blaug M. Introduction to me Economics of Education. L., 1970.
  132. Bowen H.R. Investment in Human Capital and Economic Growth // Perspectives on Economic Growth. N.-Y., 1968.
  133. Bowen H.R. Investment in Learning. San Francisco, 1978.
  134. Bowls S. Towards an Educational Production Function // Education, Income and Human Capital. New-York-London, 1970.
  135. Carlin D., Pissarides C., Siebert W.S., Sloan P.J.Labour Economics. L-N-Y, 1985.
  136. Cobb C., Douglas P. A theory of production // American Economic Review. Supplement, 1928. Vol.18.
  137. Donnelly J.H. Fundamentals of management 8th ed. Boston, 1992.
  138. Fisher I. The Nature of Capital and Incom. L., 1927.
  139. Friedman S. Structure, Process and the Labour Market // Labour Economics: Modem Views. Massachusets, 1984.
  140. Griliches Z. Notes on me Role of Education in Production Functions and Growth Accounting // Education, Income and Human Capital. N.-Y.-L., 1970.
  141. Hackman J.R., Oldrin O.R. Motivation through die Design of Work «Test of a Theory». Yale Univ., 1974.
  142. Hancock D. A Theory of Production for the Financial Firm. Norwell (Mass.), 1991.
  143. Jonhson H. Towards a Generalized Capital Accumulation Approach to Economic Development // Economics of Education 1. L., 1968.
  144. Kiker B.F. The Historical Roots of the Concept of Human Capital // Journal of Political Economy, 1966. October.
  145. Machlup F. The Economics of Information and Human Capital. Princeton, 1984.
  146. Macmillan Dictionary of Modern Economics.4-th ed. London, 1992.
  147. Markowitz H.M. Portfolio Selection // Journal of Finance, 1952. March.
  148. Maslow A.N. Motivation and Personality. N.-Y.: Harper&Row, 1970.
  149. Medoff J.L., Abraham K.G. Experience, performance and earnings // Quarterly Journal of Economics, 1995.
  150. Mill J. Principles of Political Economy. L., 1920.
  151. Mincer J. Education. Experience and Earnings. N.-Y., 1974.
  152. Psacharopoulos G. Financing Education: Overcoming Inefficiency and Inequity. Chicago, 1982.
  153. Ricky W. Management. Boston, 1990.
  154. Schultz T. Capital Formation by Education // Journal of Political Economy, 1960. Vol.68.
  155. Schultz T. Investment in Human Capital. N.-Y.-L., 1971.
  156. Schulz T. Reflection on Investment in Man // The Journal of Political Economy. Supplement.Vol.Lxx, 1962. October.
  157. Spence M. Job Market Signaling // Quarterly Journal of Economics, 1987.
  158. Thurow L. Investment in Human Capital. Belmont, 1970.
  159. Tiffin J., Maccormick E. Industrial Psyhology. London, 1966.
  160. Toffler A. The Third Wave. N.-Y., 1980.
  161. Torrence E.P. Guiding creative talent. Engelewood Cliffs, N.Y.: Prentice-Hall, 1964.
  162. Vroom V.H. Work and Motivation. N.Y.: Wiley, 1964.
  163. Walras L. Elements of Pure Economics. Homewood, 1954.
  164. Wechsler D. Manual for the Wechsler adult intelligence scale. N.Y., 1955.
  165. Welsh J. Capital Concept Applied to Man, 1935.166. http://www.ci0.c0m/archive/enterprise/l 11599human. html167. http://www.edexcellence.net/hottopic/human.html168. http://www.glresources.com/
Заполнить форму текущей работой