Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Историческое сознание как предмет исторического познания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Другой, прочно укоренившийся подход к исследованию структуры исторического сознания связан с членением его предметного содержания в вертикальной и горизонтальной плоскости на так называемые макросоставляющие: формы, уровни, предметные поля. Недостаточность указанного подхода состоит в игнорировании микросоставляющих, простых и менее сложных образований, входящих в состав конкретных уровней, форм… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Историческое сознание
    • 1. Проблематизация исторического сознания в истории философии
    • 2. Понятие исторического сознания
    • 3. Генезис исторического сознания
    • 4. Структура исторического сознания
  • ГЛАВА II. Историческое сознание и специфика исторического познания
    • 1. Определение объекта и предмета исторического познания. Специфика исторического сознания как предмета исторического познания
    • 2. Некоторые особенности методологии исследования исторического сознания
    • 3. Объективность исторического познания. Историческое сознание и истина

Историческое сознание как предмет исторического познания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современная социокультурная ситуация актуализирует проблему смысла истории, ее направленности. Динамизм социальных процессов, сложность задач, решаемых современным обществом, негативные тенденции в духовном развитии, рост межнациональных конфликтов и, одновременно, превращение национальной и региональной истории во всемирную — все эти явления усиливают интерес к исследованию перспектив развития человечества, к его истории, историческим ценностям. Очевидным становится то важное обстоятельство, что понять ценностный смысл исторического процесса, всесторонне осмыслить ход всемирной истории немыслимо без рассмотрения генетической связи исторического прошлого с историческим настоящим и прогнозируемым будущим. Отсюда понятно, почему проблема исторического сознания все чаще привлекает внимание профессиональных историков и философов. Историческое сознание выступает условием самоидентификации общества, его ориентации в мире, сохранения или обеспечения своей жизнеспособности. Выражая социальную и историческую самость человека и человечества, историческое сознание на каждом этапе своего развития характеризует определенную стадию человеческой культуры.

Актуальность исследованию исторического сознания придает переориентация самого исторического познания, отказ от одностороннего сосредоточения на социально-экономической жизни. Формируется новый идеал исторического знания, ориентирующий на единство в постижении материальной и духовной сторон исторического процесса. В работах современных философов и историков прослеживается тенденция к активному обсуждению и разработке проблем исторического познания (см. работы М. А. Барга, И. А. Гобозова, В. А. Ельчанинова, И. Д. Ковальченко, М. М. Крома, О. А. Медушевской, О. А. Останиной, Н. С. Розова,.

Л. М. Савельевой, А. В. Полетаева, К. В. Хвостовой, В. С. Шмакова и др.) — как один из важнейших рассматривается вопрос о необходимости синтеза формационного и культурологического подходов в историческом познании. Возможность такого синтеза осмысляется на основе категории историческое сознание (см. работы А. Я. Гуревича). Историческое сознание рассматривается как ядро социальной жизни, как звено, опосредующее воздействие материальных и духовных факторов. История предстаёт как процесс объективирования сознания в различных формах, как самовыражение и, одновременно, самопознание, самопонимание человека.

Осмысление исторического процесса сквозь призму категории «историческое сознание» способствует самоопределению истории как науки, выявлению особенностей той реальности, на объяснение, описание, понимание которой она направлена. При этом речь идет не только о специфике истории как процесса, данного в связности времен, но и о специфике истории как вида знания. История изучает явления на уровне типического и особенного, познание типического и особенного предполагает анализ исторического сознания, раскрывающий своеобразие и ценностно-смысловое содержание деятельности людей.

В свете всего сказанного задача исследования исторического сознания имеет серьезную научную значимость. Одним из эффективных способов ее решения стало обращение к широкому кругу исторических источников.

Степень разработанности проблемы. Историческое сознание предстает как сложное синтетическое образование в сфере духовной жизни общества. Различные его аспекты изучались многими отечественными и зарубежными учеными. Анализ работ, посвященных историческому сознанию, показывает, что в центре внимания, как правило, находились отдельные аспекты данного феномена. Исходя из целевых задач диссертации, выделим несколько наиболее значимых групп исследований.

В особую группу отнесем труды ученых, анализирующих природу самого феномена историчности. К их числу отнесем работы И. А. Гобозова,.

В. И. Копалова, Б. Кроне, К. Мангейма, В. И. Салова, Н. П. Французовой. Теоретические разработки этих исследователей помогли уяснить специфический смысл определения «историческое».

Ряд работ как отечественных, так и зарубежных авторов посвящен проблеме выявления предметного содержания исторического сознания. Различные его аспекты исследуются в рамках следующих основных подходов: аксиологического (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), онтологического (В. Дильтей, М. Хайдеггер, Э. Гуссерль), антропологического (М. Шелер), социального или деятельностного (К. Маркс, Ф. Энгельс, ряд российских ученых: А. В. Гулыга, В. В. Журавлев, И. С. Кон, А. М. Коршунов, С. Э. Крапивенский, Ю. А. Левада, Б. Г. Могильницкий, А. Самиев, В. Д. Шаповалов,), гносеологического (П. А. Грязневич, В. А. Ельчанинов, И. Я. Лернер, А. И. Ракитов).

Большое внимание в философской литературе уделяется генезису социально-исторических воззрений. Данную проблему рассматривают в своих трудах такие мыслители как К. Досон, Э. Кассирер, Ф. X. Кесседи, Р. Дж. Коллингвуд, П. Тиллих, А. Тойнби, Э. Трельч, К. Ясперс, а также Н. А. Бердяев, Л. М. Брагина, В. И. Гараджа, В. Кожинов, А. В. Полетаев, Л. М. Савельева, В. К. Финн, К. В. Хвостова.

Среди исследований российских философов в отдельную группу могут быть выделены работы А. И. Бурдиной, Н. Г. Васильева, Г. М. Гака,.

A. И. Горячева, А. В. Грибакина, А. И. Грушина, В. А. Демичева, В. Ж. Келле, М. Я. Ковальзона, Н. М. Козлова, Ф. В. Константинова, А. Н. Кочергина, М. Г. Макарова, Н. И. Макешина, Ю. Г. Маркова, В. М. Межуева, Л. А. Мясниковой, В. Д. Попова, Б. Ф. Поршнева, Б. Я. Пукшанского,.

B. А. Ребрана, Ю. М. Серова, Э. В. Соколова, А. П. Туркина, А. К. Уледова, Б. А. Чагина, В. А. Ядова, рассматривающие вопрос о структуре духовного опыта. В них, главным образом, анализируются как отдельные структурные компоненты, так называемые макросоставляющие: формы, уровни, так и взаимосвязь между ними. Особое внимание концентрируется на проблеме специфики взаимосвязи индивидуальных и общественных компонентов духовной жизни общества.

Необходимость определения исторического сознания как предмета исторического познания побудила автора обратиться к трудам русских философов и историков, в частности, Н. И. Кареева, Л. П. Карсавина, В. О. Ключевского, А. С. Лаппо-Данилевского, С. Л. Франка, В. М. Хвостова, а также к исследованиям современных философов: В. Ф. Асмуса, В. В. Беруса, Н. М. Есипчук, Е. М. Жукова, А. И. Забродина, Г. М. Иванова, И. Д. Ковальченко, Н. Г. Козина, В. В. Косолапова, В. А. Лекторского, Э. Лооне, Н. И. Савцовой, В. С. Швырева, В. С. Шмакова. Труды указанных авторов позволяют, с одной стороны, раскрыть общие черты, характеризующие предмет исторического познания в его отличии от объекта, с другой — выявить специфику познания духовно-исторических феноменов.

Обширная философская литература освещает методологические аспекты исследования духовно-исторического опыта. Значительный вклад в разработку методологических проблем исторического сознания был внесен рядом философских школ и направлений: марксизмом, неокантианством, феноменологией, структурализмом, школой Анналов.

С целью выявления специфики объективной истины в познании исторических явлений автор проанализировал ряд работ, касающихся рассматриваемой проблемы, в том числе работы зарубежных философов: П. Барта, П. Бергера, М. Вебера, Т. Лукмана, П. Рикера, Я. Хинтикка, а также труды российских исследователей: М. И. Билалова, Е. И. Кукушкиной, Л. Б. Логуновой, Л. А. Микешиной, Н. В. Мотрошиловой, А. П. Огурцова, Л. В. Скворцова, А. И. Уварова, Ю. Шичалина, Н. Б. Шулевского, М. А. Юсина.

Цели и задачи исследования. Основная цель данной работы состоит в том, чтобы прояснить особенности исторического сознания как предмета исторического познания.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

— проанализировать развитие проблематики познания исторического сознания;

— уточнить, исходя из анализа различных точек зрения, содержание и объем понятия «историческое сознание»;

— выявить основные этапы становления и развития исторического сознания;

— рассмотреть структуру исторического сознания, охарактеризовать основные ее компоненты и взаимосвязь между ними;

— определить специфику исторического сознания как предмета исторического познания;

— раскрыть в контексте системного подхода методологические особенности основных уровней исследования духовно-исторического опыта;

— исследовать специфику объективной истины в познании исторических явлений.

Теоретическая и методологическая основа диссертационного исследования. При систематизации и структурировании материала согласно поставленной цели и решению задач исследования основным теоретико-методологическим средством выступает социально-философский анализ и сопоставление имеющихся в философии идей, касающихся тех или иных аспектов рассматриваемой проблемы. Исследование опирается на принципы системности, конкретности, единства логического и исторического, логический принцип непротиворечивости выдвигаемых положений.

В диссертации применяются такие методы как сравнительный, конкретно-исторический, метод интерпретации, классификации, теоретического обобщения.

В качестве необходимого инструментария, позволяющего реализовать исследовательскую программу, автор использует такие основополагающие категории диалектики, как всеобщее, единичное и особенное, форма и содержание, сущность и явление, субъективное и объективное.

За основу исследования берутся работы классического наследия философско-исторической мысли — Дж. Вико, Ж. А. Кондорсе, И. Г. Гердера, Г. В. Ф. Гегеля, К. Маркса, В. Дильтея, Б. Кроче, Э. Трельча, Н. А. Бердяева, JI. П. Карсавина, труды видных современных философов и историков — М. А. Барга, А. Я. Гуревича, И. А. Гобозова, В. А. Ельчанинова, А. И. Ракитова, JI. В. Скворцова и др. Кроме того используется ряд работ по истории культуры, социологии, исторической психологии.

Научная новизна диссертации заключается в том, что это одна из первых работ, где предложен комплексный подход к познанию исторического сознания. Содержание различных подходов к исследованию исторического сознания систематизируется, выявляется их общность, методологическая сущность, раскрывается основная проблематика познания исторического сознания. Автор диссертации предлагает ряд инноваций в решении частных проблем темы, связанных с рассмотрением особенностей генезиса исторического сознания, его структуры, специфики объективной истины в познании исторических явлений.

Результаты проведенного исследования могут быть сформулированы в следующих положениях, выносимых на защиту:

— понятие исторического сознания указывает на процессуальность, текущую количественную и качественную изменчивость в пространстве и времени духовных феноменов, на особый ход исторического становления, фиксируемый как единичный процесс развития в его особенности, на специфическую направленность самого процесса развития, задаваемую единством объективных и субъективных аспектов;

— предметная область понятия «историческое сознание» является содержанием актов рефлексии над историческим процессом, исторической жизнью и включает разнообразные аспекты: аксиологические, онтологические, социальные, гносеологические;

— историческое сознание является многослойным образованием, включающим уровни непосредственного переживания, истолковывающего реконструирования и моделирующего конструирования «исторического», а также уровень исторического мышления. Процесс становления и развития исторического сознания является процессом формирования названных уровней;

— структура исторического сознания является сложной и неоднородной. Существующие подходы к структурированию исторического сознания связаны с дифференциацией его по типу субъекта носителя на индивидуальное, групповое, общественное, а также с членением его многообразного предметного содержания на так называемые макросоставляющие (формы, уровни, предметные поля) и микросоставляющие (мировоззренческие конструкты, элементный состав сознания);

— историческое сознание в качестве предмета познания является идеальной логической моделью, отображающей сквозь призму специфических мировоззренческих установок исследователя процесс функционирования и развития духовного опыта. В структурно-логическом отношении особенность данного предмета заключается в индивидуализирующем способе отображения объекта в категориях единичного (уникально-личностного), типического и особенногоразработка конкретно-научной методологии исследования исторического сознания связана с выработкой комплексной исследовательской программы, позволяющей структурировать и взаимоотнести применяемые познавательные средства, процедуры, методы. Данная программа включает ряд уровней, отражающих методологическую специфику исследования исторического сознания, а именно: уровень объективированных форм, непосредственных данных, фактических данных, эмпирических моделей, идеализированных объектов, теоретических моделей;

— специфика формирования объективной исторической истины в познании исторических явлений может быть осмыслена с точки зрения трех уровней — уровня объективности истории (содержательная истинность), уровня субъективности историка и уровня философской субъективности (оценочная истинность). Полная истина синтезируется исходя из ряда последовательно полученных частичных истин. Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы как методологические принципы при дальнейшем исследовании данной проблемы в философии и исторической науке. Материалы и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть включены в учебные курсы по истории философии, философии истории, теории познания, методологии истории, культурологии, социологии.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования излагались автором в докладах и выступлениях на следующих конференциях: Международной научной конференции «Гуманитарные науки на рубеже веков» Московской финансово-юридической академии (Москва, декабрь 2001), Всероссийской научно-технической конференции «Наука — производство — технологии — экология» Вятского государственного университета (Киров, апрель 2002), Всероссийской научной заочной конференции «Образование в XXI веке» Тверского государственного технического университета (Тверь, май 2002), Всероссийской научной конференции «Мировоззрение и культура» Уральского государственного университета (Екатеринбург, декабрь 2002), Российско-белорусской научно-теоретической конференции «Становление сознания специалиста: междисциплинарный диалог» Вятского государственного гуманитарного университета (Киров, апрель 2003) — на методологическом семинаре при кафедре философии Вятского государственного гуманитарного университета, городской практико-ориентированной конференции «Нравственное воспитание — основа жизненного успеха человека» (Киров, март 2001), 54 научной сессии по итогам научно-исследовательской работы за 2001 год Вятского государственного педагогического университета (Киров, апрель и.

2002), Межрегиональном научном семинаре «Циклы» Северо-Кавказского государственного технического университета (Ставрополь, июнь 2002).

Диссертация обсуждена на кафедре философии Вятского государственного гуманитарного университета и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения и библиографии, включающей 354 наименования. Объем диссертации — 163 страницы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современный этап развития исторического познания связан с выработкой нового, синтетического подхода к анализу исторического процесса. Данный подход, отказываясь от однозначного определения того, какая сторона, материальная или духовная, играет в жизни общества решающую роль, нацеливает на постижение их взаимосвязи, взаимодействия. В соответствии с указанной ориентацией историческое сознание общества рассматривается в качестве призмы, опосредующей воздействие материальных и духовных факторов, а сам исторический процесс истолковывается как процесс объективирования сознания в различных формах.

Одним из следствий попыток рассматривать историческую науку в контексте осознания обществом своего исторического бытия является потребность уточнения самого понятия «историческое сознание», употребляемого исследователями без четкого определения его содержания и объема.

В самом общем виде можно сказать, что понятие «историческое сознание» фиксирует содержание актов рефлексии над потоком сознания, над тем, что переживается, мыслится людьми как действительность. Трудность определения понятия исторического сознания обусловлена его многоаспектностью. На наш взгляд, можно назвать пять основных подходов к истолкованию его предметного содержания: аксиологический, акцентирующий внимание на ценностно-смысловом содержании исторического сознанияонтологический, определяющий историческое сознание в качестве изначальной структуры опыта человеческого существования, то есть в качестве целерационального формообразования элементов «потока жизни», экзистенциальных процессов временности, специфической сферы укоренения всеобщих структур сознанияантропологический, раскрывающий исторический опыт сознания в идеально-типическом содержании смысла действий человекасоциально-философский, рассматривающий историческое сознание как результат диалектического взаимодействия человека, общества и природыгносеологический, трактующий исторической сознание как познавательное отношение к миру. Специфический смысл, придаваемый содержанию понятия «историческое сознание», заключен в определении «историческое». Оно указывает на процессуальность, текущую изменчивость духовно-исторических феноменов, на особый ход исторического становления, его структурность (сопряженность трех временных интервалов: прошлого, настоящего и будущего), направленность, задаваемую единством объективных и субъективных аспектов, а также на его специфический характер, фиксируемый как единичный процесс развития в его особенности. Тесное переплетение этих смысловых характеристик генетически детерминировано.

Известно, что человек, в отличие от животных, выделяет себя из природы, относительно противопоставляет себя ей. С формированием самосознания связано первичное восприятие исторического, как текущей изменчивости жизни в непосредственном переживании. В дальнейшем процесс становления человеческого общества происходит как процесс выделения, осознания себя во времени и в пространстве. С восприятием окружающей действительности в понятиях времени, с самоопределением в пространстве связан следующий шаг на пути формирования исторических представлений. Наиболее значимым здесь является осмысление рациональной, когнитивной деятельности, осуществляемой чаще всего профессиональной группой историков. В результате такой деятельности складывается уровень истолковывающего реконструирования исторического. Ещё один, качественно новый уровень в становлении исторического взгляда на мир, появляется на основе целеполагающей деятельности, попыток эмпирического и теоретического прогнозирования. Данный уровень может быть обозначен как уровень моделирующего конструирования исторического. И, наконец, процесс формирования исторического взгляда на мир завершается вместе с появлением уровня исторического мышления, в соответствии с которым любые изменения в социуме рассматриваются сквозь призму рациональности, целесообразности, развития.

Историческое сознание является сложным, неоднородным образованием в сфере духовной жизни общества. Анализ исторического сознания как целостного духовного феномена связан со структурированием его богатого и многообразного предметного содержания. Существующие в философской литературе подходы к его структурированию также, на наш взгляд, требуют уточнения.

Традиционный подход к исследованию структуры исторического сознания связан с дифференциацией его на индивидуальное, групповое и общественное сознание. Предметное содержание духовно-исторического опыта рассматривается во взаимосвязи индивидуальных и общественных компонентов. Однако механизм такой взаимосвязи раскрывается недостаточно чётко. На наш взгляд, особое соотношение индивидуальных и общественных компонентов в структуре духовно-исторического опыта определяется не только представлением об их взаимообратимости, протекающей как процесс присвоения и отчуждения, но также нетождественности, несводимости друг к другу. Избегая крайностей абсолютизации индивидуального (уникально-личностного) или общественного полюса духовно-исторического опыта, мы считаем возможным в рамках рассматриваемой взаимосвязи говорить о предпосылочности социального индивидуальному и о представленности индивидуального в социальном. В пространстве межсубъектных связей индивидуальный полюс духовной реальности представлен в опыте самоопределения. Уникально-личностные аспекты такого опыта определяются структурно и содержательно. Структурность подразумевает уникальность сочетаний, индивидуальный «набор» структурных компонентов духовного опыта. Содержательность предполагает творческий акт, способность к импровизации или к созданию нечто радикально нового на основе имеющегося общественного опыта.

Другой, прочно укоренившийся подход к исследованию структуры исторического сознания связан с членением его предметного содержания в вертикальной и горизонтальной плоскости на так называемые макросоставляющие: формы, уровни, предметные поля. Недостаточность указанного подхода состоит в игнорировании микросоставляющих, простых и менее сложных образований, входящих в состав конкретных уровней, форм духовно-исторического опыта. К числу таких составляющих мы отнесем элементный состав сознания: ипостаси созерцания, переживания, мышления, а также мировоззренческие конструкты, особые когнитивные и эвалюативные образования. В потоке исторического сознания они являются сферой устойчивых специфических познавательных или культурных ориентиров, как осознанных и неосознанных предпочтений человека и общества. На уровне спонтанного опыта мировоззренческие конструкты представлены когнитивными образами здравого смысла, фундаментальными и ментальными структурами. На уровне фокусирующего (рефлексивного) опыта мировоззренческие конструкты имеют форму специализированных логических конструкций (представленных понятиями изменения, направленности, целесообразности, категорией развития), ценностно-смысловых структур (ключевых слов-понятий эпохи, исследовательских универсалий).

Задача постижения исторического процесса через призму исторического сознания общества требует решения ряда гносеологических проблем, раскрывающих основные особенности познания духовно-исторических феноменов, его специфику, обусловливающую специфику исторического познания в целом. К числу обозначенных проблем относится проблема специфики исторического сознания как предмета познания, методологической стратегии исследования духовно-исторических феноменов, объективности, истинности познания.

Историческое сознание в качестве предмета исторического познания является является идеальной логической моделью, отображающей сквозь призму специфических мировоззренческих установок исследователя процесс функционирования и развития духовного опыта. В структурно-логическом отношении особенность данного предмета заключается в индивидуализирующем способе отображения объекта в категориях единичного (уникально-личностного), типического и особенного. Отображение духовно-исторического опыта на уровне единичного осуществляется путем определения фактов, фиксирующих характерные свойства и признаки в форме единичных описаний. Процесс установления типического и особенного подразумевает поиск тождественного в духовных феноменах. Применяемая здесь процедура обобщения имеет ряд специфических черт, а именно: не является исчерпывающей и допускает отклонения, выражает общие свойства, признаки с разной степенью полноты, является принципиально относительной, то есть выделение общих черт происходит по основанию, избранному исследователем, и в соответствии с его индивидуальным представлением об общем и существенном.

Комплексный подход к исследованию исторического сознания предполагает выработку определенной методологической стратегии его изучения. Применяемые в исследовании духовно-исторического опыта различные методологические средства, процедуры, методы необходимо структурировать и взаимоотнести в рамках единой исследовательской программы. Такая программа, на наш взгляд, включает ряд уровней, фиксирующих методологическую специфику некоторых узловых моментов изучения исторического сознания. Предложено различать уровень объективированных форм духовно-исторического опыта, непосредственных данных, фактических данных, эмпирических моделей, идеализированных объектов, теоретических моделей. Совокупность предложенных уровней в их последовательности образует методологическую лестницу, отображающую ход проводимого исследования духовно-исторического опыта.

Важный вопрос в исследовании духовно-исторических явлений — вопрос об объективности, истинности получаемого знания. Специфика исторического познания состоит в том, что термин «объективный» относится не просто к объекту изучения, а отражает диалектику субъекта и объекта. Под объективной истиной понимается особый результат осуществившегося диалектического взаимодействия объекта и субъекта познания. Процесс достижения объективной истины осуществляется в несколько этапов. Первый этап связан с воспроизведением, воссозданием объекта познания. Истинность на данном этапе имеет содержательный характер, то есть ограничивается соответствием получаемых знаний объекту исследования. Дальнейший ход установления объективной истины предполагает оценку полученной объективной информации. Оценка раскрывает значение исследуемого материала с точки зрения общественных и экзистенциальных (индивидуально-личностных) потребностей, образующихся в процессе развития общества. Процесс достижения истины на втором этапе предстает как процесс установления объективного ценностного отношения — рационально сформулированной и обоснованной фундаментальными, систематизированными, обобщенными, синтетическими фактами точки зрения. И, наконец, завершающим этапом на пути достижения объективной истины выступает этап, связанный с постижением связанности времен, с установлением смысла исследуемых явлений.

Итак, решение актуальных проблем познания исторического сознания открывает новые возможности в исследовании. исторического процесса. Сформулированные выше ключевые положения, касающиеся особенностей познания исторического сознания, могут выступать в качестве теоретико-методологической основы анализа исторического процесса в рамках нового синтетического подхода.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. — М.: Наука, 1977. — 271 с.
  2. К. Знак. Текст. Культура. М.: Изд-во РГТУ, 2001. — 394 с.
  3. В. Б. Культура и историческое познание. Калинин: Изд-во КГУ, 1986.-80 с.
  4. В. П. Деятельность и общественные отношения // Основания социального бытия. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002, с. 15−26.
  5. И. Д. Методологические основы познания социальных явлений. М.: Высшая школа, 1977. — 328 с.
  6. Г. А. Историческое прошлое и пути его познания. -Новосибирск: Наука, 1987. 242 с.
  7. Антология исследований культуры. Т. 1: Интерпретация культуры. -СПб.: Университетская книга, 1997. 728 с.
  8. Р. Избранное: Введение в философию истории. М.: ПЭР СЭ- СПб.: Университетская книга, 2000. — 543 с.
  9. Р. Измерения исторического сознания // Философия и общество, 1999, № 2, с. 214−229.
  10. Ю.Асмус В. Ф. Образ как отражение действительности и проблема типического // Новый мир, 1953, № 8, с. 214 226.
  11. П.Баткин Л. М. К проблеме историзма в итальянской культуре эпохи Возрождения // История философии и вопросы культуры. М.: Наука, 1975, с. 167−189.
  12. М. А. Историческое сознание как проблема историографии // Вопросы истории, 1982, № 12, с. 49−66.
  13. М. А. Категории и методы исторической науки. — М.: Наука, 1984. — 342 с.
  14. Н.Барг М. А. Эпохи и идеи. Становление историзма. — М.: Мысль, 1987. -348 с.
  15. П. Философия истории как социология. — СПБ.: Электропечатня, 1902.-348 с.
  16. Р. Избранные работы: Семиотика, поэтика. М.: Прогресс, 1989. — 615 с.
  17. Барт P. S / Z. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 232 с.
  18. . Внутренний опыт. — СПб.: Аксиома, 1997. 336 с.
  19. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. — М.: Медиум, 1995.-323 с.
  20. Н. А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. — 175 с.
  21. Э. Введение в историческую науку. СПб.: Вестник знания, 1908.-69 с.
  22. В. В., Забродин А. И. Типологические обобщения в теории социально-исторического познания конца XIX — начала XX вв. // Метаморфозы сознания. Барнаул: Изд-во АТУ, 1997, с. 117 — 121.
  23. М. И. Истина. Знание. Убеждение. — Ростов н/Д: Издательство Ростовского университета, 1990. — 176 с.
  24. М. И. Культура постижения истины. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1993. — 87 с.
  25. М. Апология истории или ремесло историка. М.: Наука, 1986. — 256 с.
  26. О. В. К вопросу об исходных детерминантах исторического сознания // Метаморфозы сознания. — Барнаул: Изд-во АТУ, 1997, с. 79 — 84.
  27. X. Л. Циклическое время // Борхес X. Л. Сочинения в 3 т. — М.: Полярис, 1997, т. 1, с. 206 209.
  28. JI. М. Особенности исторического познания в Италии в эпоху Высокого Возрождения // Проблемы исторического познания. — М.: Наука, 1999, с. 215−224.
  29. А. И. Общественное сознание как проблема диалектического и исторического материализма. — М.: Высшая школа, 1979. 175 с.
  30. В. А. Логика истории. Вопросы теории и методологии. — М.: Изд-во МГУ, 1988.-328 с.
  31. О. Л. Очерки развития буржуазной философии и методологии истории в XIX XX вв. — Л.: Наука, 1979. — 270 с.
  32. М. О некоторых категориях понимающей социологии // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990, с. 495 — 546.
  33. М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990, с. 602 — 643.
  34. М. «Объективность» познания в области социальных наук и социальной политики // Культурология. XX век.: Антология. — М.: Юрист, 1993, с. 557 603.
  35. М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Избранное. Образ общества. — М.: Юрист, 1994, с. 7 — 42.
  36. А. И., Герман Ш. М. Особенности социального познания. — М.: Знание, 1973.-63 с.
  37. А. И., Серцова А. П. Исторический материализм и некоторые методологические вопросы общественных наук. — М.: Изд-во МГУ, 1966, с. 331 -350.
  38. В. П. История и метаистория // Вопросы философии, 1998, № 10, с. 98−112.
  39. В. Избранное: Дух и история. М.: Юрист, 1995. — 687 с.
  40. В. Прелюдии. — Спб.: Издание Д. Е. Жуковского, 1904. -374 с.
  41. Р. Ю. Очерки теории исторического познания. — М.: Товарищество И. Н. Кушнерева, 1911. — 284 с.
  42. И. Общество, культура, социология. М.: Прогресс, 1984. -288 с.
  43. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. — М.: Прогресс, 1988.-704 с.
  44. Гак Г. М. Учение об общественном сознании в свете теории познания. -М.: Изд-во ВПШ и АОН, 1960. 177 с.
  45. Г. В. Ф. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 2000 -480 с.
  46. И. Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977. -703 с.
  47. Герменевтика: история и современность. — М.: Мысль, 1985. — 303 с.
  48. Герменевтика. Психология. История. Вильгельм Дильтей и современная философия. М.: Три квадрата, 2002. — 208 с.
  49. Гесиод. Труды и дни // Эллинские поэты VIII III вв. до н. э. — М.: Ладомир, 1999, с. 50 — 68.
  50. П. Философия и социальное познание. М.: Прогресс, 1977. -366 с.
  51. И. А. Смысл и направленность исторического процесса. — М.: Изд-во МГУ, 1987. 222 с.
  52. И. Д. Понятие о реальных и идеальных типах // Вопросы философии, 1986, № 10, с. 25−35.
  53. А. И., Макаров М. Г. Общественная психология: Философская и социально-политическая характеристика. Л.: Наука, 1979. — 216 с.
  54. А. В. Апология индивидуализма // Проблемы философской антропологии и философии культуры: Альманах. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1999, с. 25 — 38.
  55. А. В. Человек и общество // Основания социального бытия. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002, с. 5 -14.
  56. . А. Массовое сознание: Опыт определения проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987. — 368 с.
  57. П. А. Развитие исторического сознания арабов (VI — VIII вв.) // Очерки истории арабской культуры (V — XV вв.). М.: Наука, 1982, с. 75−155.
  58. П. Н. К характеристике исторического сознания в российском обществе // Сознание и история. — Барнаул: Изд-во АГУ, 1993, с. 3 — 10.
  59. А. В. Искусство истории. М.: Современник, 1980. — 288 с.
  60. А. В. Историческое сознание // Тезисы докладов межвузовской научной конференции «Современные проблемы философии истории». — Тарту: Изд-во ТГУ, 1979, с. 16 18.
  61. А. В. Понятие и образ в исторической науке // Вопросы истории, 1965, № 9, с. 3−14.
  62. А. Я. Историческая антропология: проблемы социальной и культурной истории // Вестник АН СССР, 1989, № 7, с. 71−78.
  63. А. Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». — М.: Индрик, 1993.-328 с.
  64. А. Я. Категории средневековой культуры. — М.: Искусство, 1984. -350 с.
  65. Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука, 1998. — 316 с.
  66. Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Вопросы философии, 1992, № 7, с. 136 176.
  67. Э. Кризис европейского человечества и философия // Культурология. XX век: Антология. М.: Юрист, 1995, с. 297 — 330.
  68. А. С. Аналитическая философия истории. М.: Идея — Пресс, 2002.-289 с.
  69. Двадцать лекций по философии: Учеб. пособие. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002. — 408 с.
  70. В. А. Общественное бытие и общественное сознание, механизм их взаимосвязи. Кишинев: Изд-во ЦК КП Молдавии, 1969. — 216 с.
  71. Диалектика общего и особенного в историческом процессе. — М.: Мысль, 1978.-216 с.
  72. Диалектика объективного и субъективного в историческом процессе и социальном познании. JL: Наука, 1986. — 214 с.
  73. В. Категории жизни // Вопросы философии, 1995, № 10, с. 129 -143.
  74. В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии, 1988, № 4, с. 135 152.
  75. В. Описательная психология. СПб.: Алетейя, 1996. — 160 с.
  76. В. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1.: Введение в науки о духе: Опыт полагания основ для изучения общества и истории. — М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. 762 с.
  77. В. Сущность философии. М.: Интрада, 2001. — 159 с.
  78. К. Христианский взгляд на историю // Философия истории: Антология.-М.: Аспект Пресс, 1995, с. 248−261.
  79. Д. И. Категория идеального и ее соотношение с понятиями индивидуального и общественного сознания //Вопросы философии, 1988, № 1, с. 15−27.
  80. Д. И. Проблема идеального. М.: Мысль, 1983. — 228 с.
  81. В. А. Методология истории в прошлом и настоящем. — М.: Мысль, 1974, — 190 с.
  82. В. А. История наставница жизни. (Социальная и познавательная специфика истории и ее роль в нравственном формировании личности). — М.: Знание, 1981. — 64 с.
  83. В. А. Методологические проблемы исторической науки. -Барнаул: Изд-во АГУ, 1990. 118 с.
  84. В. А., Мельников А. Н. О национальных особенностях исторического сознания // Сознание и история. — Барнаул: Изд-во АГУ, 1993, с. 69−80.
  85. Ю. Г. Методологические проблемы типологизации исторического процесса // Типология социальных явлений. Свердловск: Изд-во УГУ, 1982, с. 41−50.
  86. Н. М. Историческая реальность как предмет познания. — Киев: Наукова думка, 1978.- 143 с.
  87. О. Н. Стиль научного мышления и типология социальных явлений и процессов // Типология социальных явлений. Свердловск: Изд-во УГУ, 1982, с. 41−50
  88. Е. М. Очерки методологии истории. М.: Наука, 1980. — 247 с.
  89. Н. И. Проблема сознания: Философский и специально-научный аспекты. Минск: Изд-во Университетское, 1987. — 207 с.
  90. В. В. Общественное и индивидуальное сознание. — М.: Знание, 1963.-48 с.
  91. В. В. Проблемы духовной жизни развитого социализма. — М.: Высшая школа, 1980. 176 с. 101.3абияко А. П. Категория святости. Сравнительное исследование лингворелигиозных традиций. М.: Издательский дом «Московский учебник 2000», 1998. — 205 с.
  92. К. Существует ли смысл истории? (К философии истории К. Поппера) // Общественные науки и современность, 1994, № 5, с. 118−128.
  93. Г. М. Исторический источник и историческое познание. — Томск: Изд-во ТГУ, 1973.-224 с.
  94. Г. М., Коршунов А. М., Петров Ю. В. Методологические проблемы исторического познания. М.: Высшая школа, 1981. — 296 с.
  95. Э. В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. — М.: Политиздат, 1984. 320 с.
  96. И. А. История государства и права в России. — М.: Юрист, 1995. -448 с.
  97. Истина и ценности в научном познании. — М.: ИФАН, 1991. 196 с.
  98. Т. Город солнца. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1954.228 с.
  99. Н. Теория исторического знания. — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1913. 320 с.
  100. Л. П. Философия истории. СПб.: АО Комплект, 1993. — 352 с.
  101. И. Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. — СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1999. 408 с.
  102. И. Т., Сокулер 3. А. Рациональность в познании и практике. Критический очерк. — М.: Наука, 1989. 192 с.
  103. ПЗ.Кассирер Э. Логика наук о культуре // Кассирер Э. Избранное: Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998, с. 7 — 154.
  104. Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры // Кассирер Э. Избранное: Опыт о человеке. — М.: Гардарика, 1998, с. 440−722.
  105. Э. Сущность и действие символического понятия // Кассирер Э. Избранное: Индивид и космос. М.- СПб.: Университетская книга, 2000, с. 271−434.
  106. Пб.Келле В. Ж. Структура общественного сознания. М.: Знание, 1964. -48 с.
  107. В. Ж., Ковальзон М. Я. Общественное сознание и его формы. — М.: Политиздат, 1963. — 54 с.
  108. В. Ж., Ковальзон М. Я. Теория и история: Проблемы теории исторического процесса. М.: Политиздат, 1981. — 288 с.
  109. В. Ж., Ковальзон М. Я. Формы общественного сознания. — М.: Госполитиздат, 1959. — 263 с.
  110. Д. А. Философские основания политико-правовых исследований. М.: Мысль, 1986. — 332 с.
  111. Ф. X. Была ли у древних греков идея истории // Вопросы философии, 1987, № 8, с. 126 133.
  112. В. О. Курс русской истории. Соч. в 9-ти томах. Т. 1. — М.: Мысль, 1987.-430 с.
  113. В. О. Характеристики общественных типов // Юпоческий В. О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. М.: Мысль, 1993, с. 409 — 414.
  114. А. Н. Философские проблемы сознания. — Томск: Изд — во ТГУ, 1999.-338 с.
  115. М. Я., Макешин И. И. Общественное сознание и общественные науки. М.: Знание, 1973. — 64 с.
  116. И. Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987.-439 с.
  117. В. В. История Руси и русского слова. Опыт беспристрастного исследования. М.: ЭКСМО — Пресс, 2001. — 512 с.
  118. Н. Г. Познание и историческая наука. — Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1980. 150 с.
  119. Н. Н., Межуев В. М., Толстых В. И. Общественное сознание: результаты и перспективы исследования // Вопросы философии, 1977, № 10, с. 142−157.
  120. Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М.: Наука, 1980. -485 с.
  121. В. И. Религиозное отчуждение. Сведловск: Изд-во Уральского университета, 1987. — 180 с.
  122. Кон И. С. Проблема истории в истории философии // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Вып. 4. Томск: Изд-во ТГУ, 1966, с. 14−55.
  123. . А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. — М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1936.-265 с.
  124. Ф. В. Формы общественного сознания. М.: Изд-во ВПШ, 1951.-92 с.
  125. В. И. Историзм как принцип социально-философского исследования. — Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1991. -172 с.
  126. А. М. Познание и деятельность. М.: Политиздат, 1984. -142 с.
  127. А. М., Мантатов В. В. Диалектика социального познания. М.: Политиздат, 1988.-383 с.
  128. А. М., Шаповалов В. Д. Творчество и отражение в историческом познании. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 192 с.
  129. В. В. Методология и логика исторического исследования. Киев: Высшая школа, 1977. 382 с.
  130. Н. А. Интегративная идеология для России: интеллектуальный и политический вызов // Вопросы философии, 1994, № 1, с. 3 24.
  131. А. Н., Марков Ю. Г., Васильев Н. Г. Экологическое знание и сознание. Особенности формирования. Новосибирск: Наука, 1987. -218 с.
  132. С. Э. Социальная философия: Учебное пособие для студентов гуманитарных и экономических факультетов. — Волгоград: Комитет по печати, 1995. 352 с.
  133. М. Г. Общественное сознание как осознание общности // Сознание и история. Барнаул: Изд-во АГУ, 1993, с. 109 — 116.
  134. М. М. Историческая антропология. Пособие к лекционному курсу. СПб.: Дмитрий Буланов, 2000. — 76 с.
  135. . Теория и история историографии. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. — 192 с.
  136. У. Слово и объект. М.: Логос, 2000. — 386 с.
  137. М. А., Коломоец Е. Н. Онтологическая модель философии истории: проблема формирования // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия, 1998, № 4, с. 33−42.
  138. Е. И. Познание, язык, культура. М.: Изд-во Московского университета, 1984. — 264 с.
  139. Е. И., Логунова Л. Б. Мировоззрение, познание, практика. — М.: Политиздат, 1989. 303 с.
  140. Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории. Вып. I II. — СПб.: Типография В. Безобразова, 1910−1913.- 802 с.
  141. Л. П. Введение в историческую социологию. Вып. 1. — Изд-во Московского университета, 1977.- 172 с.
  142. Ю. А. Историческое сознание и научный метод // Философские проблемы исторической науки. -М.: Наука, 1969, с. 186−224.
  143. В. А. Принципы воспроизведения объекта в знании // Вопросы философии, 1967, № 4, с. 44 54.
  144. В. С., Пивовар Е. И. Менталитет советского общества и «холодная война» (к постановке проблемы) // Отечественная история, 1993, № 6, с. 63−78.
  145. В. И. Социализм и религия // Сборник произведений В. И. Ленина. М.: Политиздат, 1977, с. 53 — 57.
  146. И. Я. Историческое сознание и условия его формирования // Преподавание истории в школе, 1988, № 4, с. 18−24.
  147. Лой А. Н. Сознание как предмет теории познания. — Киев: Наукова думка, 1988.-248 с.
  148. Лой А. Н. Социально-историческое содержание категорий «время» и «пространство». Киев: Наукова думка, 1978. — 135 с.
  149. И. Я. Архетипические структуры мировосприятия: поляризация и когеренция // Человек как творец культуры. Материалы всероссийской научно-практической конференции. — Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1997, с. 244−255.
  150. И. Я. Мировоззренческие штудии: Избр. работы. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002. 100 с.
  151. Э. Современная философия истории. Таллин: Ээсти раамат, 1980. -293 с.
  152. Р. Портрет интерпретации // Реферативный журнал. Сер. 3. Философия, 2001, № 4, с. 53 59.
  153. Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек текст — семиосфера — история. — М.: Языки русской культуры, 1996. — 464 с.
  154. Ю. М. Об искусстве. — СПб.: Искусство Санкт — Петербург, 2000.-704 с.
  155. К. Н., Пивоваров Д. В. Человеческий индивид в субъектно-объектном измерении // Основания индивидуального бытия. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002, с. 5 32.
  156. А. Н. «Современность» как понятие исторического познания // Проблемы методологии социального познания. JL: Изд-во ЛГУ, 1985, с. 99−112.
  157. К. Очерки социологии знания. Теория познания -мировоззрение историзм. — М.: ИНИОН РАН, 1998. — 249 с.
  158. К. Идеология и утопия // Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994, с. 7 — 276.
  159. К. Избранное: Социология культуры. — М.- Спб.: Университетская книга, 2000. 501 с.
  160. Дж. Личность и сознание. — М.: Прогресс, 1986. 420 с.
  161. К. Капитал. Критика политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — М.: Политиздат, 1960, т. 23. 907 с.
  162. К. Нищета философии. Ответ на «Философию нищеты» господина Прудона // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М.: Политиздат, 1955, т. 4, с. 65−185.
  163. К. Тезисы о Фейербахе. // Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. С прил.: К. Маркс. Тезисы о Фейербахе. -М.: Политиздат, 1989, с. 101 -108.
  164. К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М.: Политиздат, 1974, т. 42, с. 41−174.
  165. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. М.: Политиздат, 1988. — 574 с.
  166. К., Энгельс Ф. Письма. // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. М.: Политиздат, 1981, с. 527−560.
  167. О. М. Источниковедение: теория, история и метод. М.: Б.и., 1996.-80 с.
  168. В. М. Культура и история. Проблемы культуры в философско-исторической теории марксизма. М.: Политиздат, 1977. — 199 с.
  169. Метафизические исследования. Вып. 6. Сознание. СПБ.: Алетейя, 1998. -364 с.
  170. JI. Теория и история: Интерпретация социально-экономической эволюции. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2001. — 295 с.
  171. Л. А. Современная проблематизация вечной темы // Философские науки, 1989, № 4, с. 91 104.
  172. Л. А. Философия познания. Полемические главы. М.: Прогресс — Традиция, 2002. — 543 с.
  173. В. И. «Земля» и «небо» исторического сознания // Вопросы философии, 1992, № 5, с. 87 99.
  174. Мировосприятие и самосознание русского общества (XI XX вв.). — М.: РАН, 1994.-206 с.
  175. Ф. Т. Общественное сознание и самосознание индивида. — М.: Наука, 1990.-222 с.
  176. . Г. Введение в методологию истории. М.: Наука, 1989.- 178 с.
  177. Г. В., Мосоров А. М. Социальные отношения, их содержание и форма проявления // Проблемы общей и социальной онтологии: Альманах. Екатеринбург: Изд-во УрГТУ, 1999, с. 122- 138.
  178. В. И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. М.: Высшая школа, 1988. — 144 с.
  179. В. И. Субъективность и разум: Гуссерль, Гегель, Кант // Феноменологическая концепция сознания: проблемы и альтернативы. Под ред. В. И. Молчанова. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1998, с. 70−82.
  180. Мор Т. Утопия. М.: Наука, 1978. — 415 с.
  181. Н. В. Истина и социально-исторический процесс познания.- М.: Знание, 1977. 64 с.
  182. Н. В. Специфика феноменологического метода // Критика феноменологического направления современной буржуазной философии. Рига: Зинатне, 1981. — 231 с.
  183. JI. А. Проблема многомерности индивида: предельные основания индивидуального бытия // Проблемы философской антропологии и философии культуры: Альманах. Екатеринбург: Изд-во УрПОА, 1999, с. 61 — 70.
  184. В. Я. Христианская религиозность как духовное становление личности, брака и семьи. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2001.-208 с.
  185. А. И. Рождение Клио: у истоков исторической мысли. -Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1986. 351 с.
  186. Л. В. Общественное сознание и его структура. — М.: Изд-во МГУ, 1977.-36 с.
  187. Ф. О пользе и вреде истории для жизни // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 1.-М.:Мысль, 1990, с. 158−230.
  188. Общественное сознание и его формы. Под ред. В. И. Толстых. — М.: Политиздат, 1986. 367 с.
  189. Общество и сознание. М.: Прогресс, 1984. — 239 с.
  190. А. П. Экзистенциальность правды или объективность истины: конфликт установок творческой личности // Междисциплинарный подход к исследованию научного творчества. М.: Наука, 1990, с 83 — 105.
  191. О. А. Мировоззренческое и методологическое значение категории «смысл истории» // Сознание мировоззрение — мышление: Сборник научных статей. Вып. 2. — Киров: Изд-во Bi НУ, 1997. — 157 с.
  192. О. А. Проблема субъективного в историческом познании. — М.: Прометей, 1997. 234 с.
  193. Р. И. Проблема смысла: современный логико-философский анализ языка. М.: Мысль, 1983. — 286 с.
  194. А. С. Политология. О мире политики на Востоке и Западе. М.: Дом университетской книги, 1999. — 320 с.
  195. М. Ю. «Несостоявшаяся история»: аргумент в споре об исторической объективности // Одиссей. 1997. М.: Наука, 1998, с. 336 -358.
  196. . А. Стиль мышления. Философские аспекты анализа стиля в сфере языка, культуры и познания. Киев: Наукова думка, 1982. -119 с.
  197. . Д. Основы социально-психологической теории. — М.: Мысль, 1971.-348 с.
  198. Н. С. Жизнь и история. Философская программа В. Дильтея. -М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. — 232 с.
  199. Г. А. Историзм как метод научного познания. JL: Изд-во ЛГУ, 1967.-190 с.
  200. В. А. Символы власти и власть символов // Символы и атрибуты власти. СПб.: Панорама, 1996, с. 3 — 18.
  201. В. Д. Экономическое сознание: сущность, формирование и роль в социалистическом обществе. М.: Мысль, 1981. — 239 с.
  202. . Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979. — 232 с.
  203. Предметные основания философии права: Философия права. Вып. 1. — Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2002. 128 с.
  204. Принцип объективности и его роль в социальном познании. — Калинин: Изд-во КГУ, 1980.-163 с.
  205. Природа истины в социальном познании. Калинин: Изд-во КГУ, 1985. -186 с.
  206. Проблема сознания в современной западной философии: Критика некоторых концепций. М.: Наука, 1989. — 256 с.
  207. Проблемы познания и моделирования социальных явлений. Томск: Изд-во ТГУ, 1979.-260 с.
  208. А. П., Данилевский И. Н. Вопросы теории и методики исторического исследования. М.: Высшая школа, 1986. — 207 с.
  209. . Я. Обыденное знание. Опыт философского осмысления. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. 152 с.
  210. А. И. Историческое познание: Системно — гносеологический подход. М.: Политиздат, 1982. — 303 с.
  211. X. Философия истории в ее главнейших течениях. — СПб.: Типография Ф. Павленкова, 1898. — 180 с.
  212. Е. Б. На оси времен: Очерки по философии истории. М.: Прогресс — Традиция, 1999. — 208 с.
  213. В. А. Методологические проблемы социалистического общественного сознания. — Новосибирск: Изд-во ВПШ, 1974. — 169 с.
  214. П. История и истина. СПб.: Алетейя, 2002. — 400 с.
  215. П. Конфликт интерпретаций. Очерк о герменевтике. М.: Медиум, 1995.-415 с.
  216. Г. Границы естественнонаучного образования понятий: Логическое введение в исторические науки. — СПб.: Наука, 1997. — 532 с.
  217. Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998. -413 с.
  218. Г. Философия жизни: Введение в трансцендентальную философию. Предмет познания- Философия истории- Философия жизни— О понятии философии. — Киев: «Ника Центр" — «Вист — С», 1998. — 507 с.
  219. В. Семиотические исследования. М.: ПЭР СЭ- СПб.: Университетская книга, 2001. — 256 с.
  220. Н. С. Возможность теоретической истории: ответ на вызов К. Поппера // Вопросы философии, 1995, № 12, с. 55 69.
  221. Н. С. Философия и теория истории. Кн. 1. Пролегомены. — М.: Логос, 2002. 656 с.
  222. Россия и Запад: Формирование внешнеполитических стереотипов в сознании российского общества первой половины XX века. — М.: РАН, 1998.-335 с.
  223. Г. И. Герменевтика и проблемы интерпретации, понимания, объяснения // Вопросы философии, 1983, № 10, с. 62 70.
  224. А. М. От Фрейда к Хайдеггеру: Критический очерк экзистенциального психоанализа. М.: Политиздат, 1985. -175 с.
  225. JI. М., Полетаев А. В. История и время. В поисках утраченного. М.: Языки русской культуры, 1997. — 800 с.
  226. Н. И. Специфика гуманитарного знания // Проблемы методологии социального познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985, с. 31 — 42.
  227. В. И. Историзм и современная бурзуазная историография. М.: Мысль, 1977. — 253 с.
  228. А. Генезис и развитие исторического сознания. Душанбе: Донши, 1988.- 120 с.
  229. А. В. Методика исторического исследования. Киев: Наукова думка, 1990.-210 с.
  230. Семиотика: Антология. М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2001. — 702 с.
  231. Семиотические аспекты научного познания. Свердловск: Изд — во УрГУ, 1981.-157 с.
  232. Ю. М. Общественное и индивидуальное сознание. М.: Мысль, 1964.-92 с.
  233. Л. В. Диалектика объективного и субъективного в философии истории. М.: Знание, 1975. — 64 с.
  234. Л. В. История и антиистория. К критике методологии буржуазной философии истории. М.: Политиздат, 1976. — 230 с.
  235. Л. В. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия. М.: Политиздат, 1989. — 319 с.
  236. JI. В. Субъект истории и социальное самосознание. М.: Политиздат, 1983. — 264 с.
  237. И. Н. Менталитет и аграрное развитие России в XIX — XX вв. // Отечественная история, 1996, № 1, с. 195−204.
  238. А. В. Логика смысла: Теория и ее приложение к анализу классической арабской философии и культуры. М.: Языки славянской культуры, 2001. — 504 с.
  239. Сознание в социокультурном измерении. М.: Ифан, 1990. — 142 с.
  240. Сознание и знание. М.: ИФАН, 1984. — 107 с.
  241. Сознание и познание: Тексты лекций. Чебоксары: Изд-во Чувашского университета им. И. Н. Ульянова, 1994. — 108 с.
  242. Э. В. О некоторых элементах и структуре общественного сознания // Философские науки, 1967, № 1, с. 44 — 52.
  243. В. С. Соч.: В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1988. — 822 с.
  244. Теория познания. В 4 т. Т. 1. Домарксистская теория познания. Под ред. В. А. Лекторского, Т. И. Ойзермана. — М.: Мысль, 1991. 303 с.
  245. Теория познания. В 4 т. Т. 4. Познание социальной реальности. Под ред. В. А. Лекторского, Т. И. Ойзермана. — М.: Мысль, 1995. 431 с.
  246. П. Систематическая теология. Т. 1-Й. М., СПб.: Университетская книга, 2000. — 463 с.
  247. Типы в культуре. Методологические проблемы классификации, систематики и типологии в социально-исторических и антропологических науках. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. — 183 с.
  248. Ц. Теория символа. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. -384 с.
  249. А. Христианское понимание истории // Философия истории: Антология. М.: Аспект — Пресс, 1995, с. 220 — 231.
  250. В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1. — М.: Гнозис, 1995.-874 с.
  251. А. Футурошок. СПб.: Лань, 1997. — 464 с.
  252. Э. Историзм и его проблемы. Логическая проблема философии истории. М.: Юрист, 1994. — 719 с.
  253. В. К. Душа русского народа: Природно-историческая обусловленность и сущностные силы. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1998. — 159 с.
  254. Н. Н. Время человеческого бытия. М.: Наука, 1987. — 255 с.
  255. А. П. Общество и личность: соотношение социального и индивидуального // Проблемы общей и социальной онтологии: Альманах. -Екатеринбург: Изд-во УрГТУ, 1999, с. 187−197.
  256. X. Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX века. -Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2002. 528 с.
  257. А. Избранные работы по философии. М.: Прогресс, 1990. -716 с.
  258. А. И. Гносеологический анализ теории в исторической науке. -Калинин: Изд-во КГУ, 1973. 220 с.
  259. А. С. Теория и историческое познание. Таллин: Ээсти раамат, 1988.-247 с.
  260. А. К. Общественная психология и идеология. М.: Мысль, 1985. -268 с.
  261. А. К. Структура общественного сознания: Теоретико-социологическое исследование. М.: Мысль, 1968. — 324 с.
  262. . А. Избранные труды. Т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М.: Гнозис, 1994. — 432 с.
  263. В. Б. Социальные аспекты становления исторического сознания // Некоторые вопросы отечественной и всеобщей истории. -Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1971, с. 127−196.
  264. И. П. Теория познания и философия культуры. Критический анализ зарубежных идеалистических концепций. М.: Наука, 1986. -200 с.
  265. JI. Бои за историю. М.: Наука, 1991. — 630 с.
  266. Е. В. Менталитет человека, его эволюция и особенности в Западной Европе и в России: Тексты лекций по спецкурсу. — Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, 1999. 74 с.
  267. Г. И. К типологии ситуаций понимания // Вопросы философии, 1983, № 10, с. 71−78.
  268. Философия и методология истории. М.: Прогресс, 1977. — 335 с.
  269. Философия истории: Учеб. пособие. Под ред. А. С. Панарина. — М.: Гардарики, 1999. 432 с.
  270. Франк С. J1. Духовные основы общества. Введение в социальную философию // Франк С. JL Духовные основы общества. М.: Республика, 1992, с. 13−146.
  271. Франк С. JL Душа человека. Опыт введения в философскую психологию // Франк С. JI. Реальность и человек. М.: Республика, 1997, с. 4 — 206.
  272. С. JI. Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания // Франк С. JL Предмет знания. Душа человека. СПб.: Наука, 1995, с. 36−416.
  273. Н. П. Исторический метод в научном познании (вопросы методологии и логики исторического исследования). М.: Мысль, 1972. — 303 с.
  274. М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. — 447 с.
  275. М. Исследовательская работа В. Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни. Десять докладов, прочитанных в Касселе // Два текста о В. Дильтее. — М.: Гнозис, 1995, с. 138 — 183.
  276. М. О сущности истины // Философские науки, 1989, № 4, с. 91- 104.
  277. М. Работы и размышления разных лет. — М.: Гнозис, 1993. -464 с.
  278. В. М. Теория исторического процесса. Очерки по философии и методологии истории. М.: Типография Вильде, 1914. — 315 с.
  279. В. М. Эволюция исторической науки и ее современное состояние. М.: Типография К. JI. Меньшова, 1916. — 51 с.
  280. К. В., Финн В. К. Гносеологические и логические проблемы исторической науки. — М.: Наука, 1995. 176 с.
  281. Я. Проблема истины в современной философии // Вопросы философии, 1996, № 9, с. 46 58.
  282. А. С. «Семирамида»: Исследование истины исторических идей // Соч.: В 2 т. Т. 1. М.: Медиум, 1994, с. 15 — 446.
  283. А. С. Церковь одна // Хомяков А. С. Соч.: В 2 т. Т. 2. — М.: Медиум, 1994, с. 5−23.
  284. . А. Структура и закономерности общественного сознания. — Л.: Наука, 1982.-314 с.
  285. В. С. Социокультурные детерминанты сознания // Как формируется и функционирует сознание. — М.: Знание, 1985, с. 35 — 37.
  286. Г. А., Суровцева Е. В. Современное цивилизационное мышление и российский менталитет // Социально-политический журнал, 1994, № 9, с. 21−30.
  287. С. М. Человек индивид: его сущность // Основания индивидуального бытия. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002, с. 33−39.
  288. В. С. К проблеме специфики социального познания // Вопросы философии, 1972, № 3, с. 117 128.
  289. М. Человек и история // Шелер М. Избранные произведения. — М.: Гнозис, 1994, с. 70−97.
  290. А. П. Диалектика единичного, особенного и общего. М.: Высшая школа, 1973.-271 с.
  291. М. М. Человеческая субъективность и культура // Культура, человек и картина мира. М.: Наука, 1987, с. 135- 167.
  292. Ю. Истина и история // Логос, 1996, № 7, с. 62 80.
  293. В. С. Объяснение и понимание в философии истории. -Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000. 240 с.
  294. В. С. Структура исторического знания и картина мира. -Новосибирск: Наука, 1990. 187 с.
  295. О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность. — М.: Мысль, 1993. — 663 с.
  296. Г. Г. История как проблема логики. II. Вильгельм Дильтей // Два текста о В. Дильтее. М.: Гнозис, 1995, с. 7 — 136.
  297. Г. Г. Очерк развития русской философии // Шпет Г. Г. Сочинения. М.: Правда, 1989, с. 11−345.
  298. Г. Г. Явление и смысл. Томск: Водолей, 1996. — 192 с.
  299. Н. Б. Принцип объективности познания: предметное содержание и логические функции. — М.: Изд-во МГУ, 1985. — 199 с.
  300. М. Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемость. -СПб.: Алетейя, 1998. 249 с.
  301. М. Очерки сравнительного религиоведения: Избранные сочинения. М.: Ладомир, 1999. — 488 с.
  302. Юнг К. Г. Алхимия снов. СПб.: Тимошка, 1997. — 352 с.
  303. Юнг К. Г., фон Франц М.-Л., Хендерсон Д. Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. — М.: Серебряные нити, 1997. — 368 с.
  304. А. Л. Категории средневековой культуры. М.: Мирос, 1998. — 448 с.
  305. М. А. Очевидное и истинное в историческом познании // Проблемы исторического познания. М.: Наука, 1999, с. 161 — 165.
  306. В. А. Идеология как форма духовной деятельности общества. — JL: Изд-во ЛГУ, 1961.-122 с.
  307. К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994, с. 28 — 286.
  308. Boehm R. G. Husserls drei Thesen uber die Lebenswelt // Lebenswelt und Wissenschaft in der Philosophie Edmund Husserls. Frankfurt am Main: Klostermann, 1979, s. 23−31.
  309. Bollnow O. F. Studien zur Hermeneutik. Freiburg- Miinchen: Alber, 1983. -295 s.
  310. Braun O. Geschichtsphilosophie. Eine Einftihrung. — Leipzig: Felix Meiner, 1921.-127 s.
  311. Certeau M. Das Schreiben der Geschichte. Frankfurt am Main- New York: Campus, 1991.-300 s.
  312. Delp A. Der Mensch und die Geschichte. — Alsatia: Collmar, 1957. — 101 s.
  313. Dempf A. Kritik der historischen Vernunft. Oldenbourg, Miinchen, 1957. -152 s.
  314. Droysen J. G. Historik. Vorlesungen uber Enzyklopadie und Methodologie der Geschichte. Miinchen, 1958. — 444 s.
  315. Ehrlich W. Philosophie der Geschichte der Philosophie. Tubingen: Selbstverlag des Verfassers, 1965. — 116 s.
  316. Engel-Janosi F. Die Wahrheit der Geschichte. — Oldenbourg, Miinchen, 1973. -280 s.
  317. Fellmann F. Das Vico Axiom: Der Mensch macht die Geschichte. — Freiburg — Miinchen: Alber, 1976. — 200 s.
  318. Freisberg D. Das Problem der historischen Objektivitat in der Geschichtsphilosophie von Ernst Troeltsch. Emsdetten: Lechte, 1940. — 88 s.
  319. Geiger T. Ideologie und Wahrheit. Eine soziologische Kritik des Denkens. -Stuttgart-Wien: Humboldt, 1953.-193 s.
  320. Gilbert F. Geschichte Politik oder Kultur? Ruckblick auf einen klassischen Konflikt. — Frankfurt am Main- New York: Campus, 1992. — 101 s.
  321. Heintel E. Verstehen und Erklaren // Hermeneutik als Weg heutiger Wissenschaft. Salzburg: Anton Pustet, 1971, s. 67 — 77.
  322. Henrich D. Selbstbewuptsein. Kritische Einleitung in eine Theorie // Hermeneutik und Dialektik. Aufsatze I. Methode und Wissenschaft Lebenswelt und Geschichte. Tubingen: J. С. B. Mohr, 1970, s. 257 — 284.
  323. K6hler H. Geist und Geschichte. Leipzig: Volk und Buch Verlag, 1948. -103 s.
  324. Kosellck R. Zeitschichten: Studien zur Historik. Mit einem Beitrag von Hans-Georg Gadamer. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 2000. — 399 s.
  325. Kuhn H. Hermeneutik und Ontologie // Hermeneutik als Weg heutiger Wissenschaft. Salzburg: Anton Pustet, 1971, s. 45 — 50.
  326. Kuhn H. Ideologie als hermeneutischer Begriff // Hermeneutik und Dialektik. Aufsatze I. Methode und Wissenschaft Lebenswelt und Geschichte. -Tubingen: J. С. B. Mohr, 1970, s. 343 356.
  327. Landgrebe L. Der Weg der Phanomenologie: Das Problem einer urspriinglichen Erfahrung. Mohn: Giitersloher Verlaghaus, 1978. — 208 s.
  328. Lubbe H. Zeit Erfahrungen: sieben Begriffe zur Beschreibung moderner Zivilisationsdynamik. — Stuttgart: Steiner, 1996. — 37 s.
  329. Marx W. Vernunft und Lebenswelt. Bemerkungen zu Husserls «Wissenschaft von der Lebenswelt» // Hermeneutik und Dialektik. Aufsatze I. Methode und
  330. Wissenschaft Lebenswelt und Geschichte. Tubingen: J. С. B. Mohr, 1970, s. 217−231.
  331. Mathias D. Die Geschichttheologie der Geschichtssummarien in den Psalmen. Frankfurt am Main: Land, 1993. — 300 s.
  332. Muller A. Geschichten und die Kategorien der Sozialwissenschaft. Frankfurt am Main- Bern- New York: Land, 1986. — 240 s.
  333. Rombach H. Phanomenologie des gegenwartigen Bewuptseins. Freiburg, Munchen: Alber, 1980. — 332 s.
  334. Schleiermacher Fr. D. E. Hermeneutik. Heidelberg: Carl Winter, Universitatsverlag, 1974.- 191 s.
  335. Schulz W. Anmerkungen zur Hermeneutik Gadamers // Hermeneutik und Dialektik. Aufsatze I. Methode und Wissenschaft Lebenswelt und Geschichte. -Tubingen: J. С. B. Mohr, 1970, s. 305 316.
  336. Schwarz B. Hermeneutik und Sachkontakt // Hermeneutik als Weg heutiger Wissenschaft. Salzburg: Anton Pustet, 1971, s. 31 — 36.
  337. Wahrheit und Geschichte: Ein Kolloquium zu Ehren des 60 Geburtstages von Lorenz Kriiger Gottingen: Vandenhoeck Ruprecht, 1999. — 154 s.
  338. Zimmermann J. Wittgensteins sprashphilosophische Hermeneutik. Frankfurt am Main: Klostermann, 1975. -318 s.
Заполнить форму текущей работой