Методика формирования рациональной структуры подвижного состава автотранспортного предприятия
Актуальность. Развитие отраслей экономики государства зависит от эффективности организации транспортной работы, заключающейся в перевозке грузов и пассажиров. В условиях постоянно меняющегося спроса на выполнение того или иного вида перевозок возникает проблема адаптации структуры подвижного состава автотранспортного предприятия к внешним динамичным условиям, которые характеризуются вариацией… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. 1. Исследование сложившейся структуры автотранспортных предприятий
- 1. 1. 1. Основные принципы формирования парка автотранспортного предприятия
- 1. 1. 2. Анализ показателей эффективности эксплуатации парка АТП
- 1. 2. Анализ существующих подходов совершенствования функционирования АТП
- 1. 2. 1. Анализ направлений совершенствования функционирования АТП
- 1. 2. 2. Анализ методов совершенствования эффективности функционирования АТП
- 1. 3. Выводы, задачи объект и предмет исследования
- 1. 1. Исследование сложившейся структуры автотранспортных предприятий
- Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ВЫБОРА РАЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
- 2. 1. Обоснование выбора методики совершенствования структуры подвижного состава автотранспортных предприятий
- 2. 2. Формирование математической модели совершенствования функционирования автотранспортных предприятий
- 2. 3. Методика выбора рациональной структуры подвижного состава автотранспортных предприятий
- ГЛАВА 3. МЕТОДЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
- 3. 1. Цели и этапы экспериментального исследования
- 3. 2. Методы сбора и первичной обработки данных
- 3. 3. Методика формирования математической модели автотранспортного предприятия
- Глава 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ И РАЗРАБОТКИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
- 4. 1. Анализ эффективности эксплуатации подвижного состава Транспортной службы государственного образовательного учреждения «Оренбургский государственный университет»
- 4. 1. 1. Характеристика структуры подвижного состава транспортной службы Государственного образовательного учреждения «Оренбургский государственный университет»
- 4. 1. 2. Анализ деятельности транспортной службы Государственного образовательного учреждения «Оренбургский государственный университет»
- 4. 2. Формирование матрицы исходных данных
- 4. 3. Выбор рациональной структуры подвижного состава транспортной службы Государственного образовательного учреждения «Оренбургский государственный университет»
- 4. 4. Оценка эффективности полученных результатов
- 4. 4. 1. Расчёт затрат на эксплуатацию подвижного состава транспортной службы Государственного образовательного учреждения «Оренбургский ' государственный университет»
- 4. 4. 2. Результаты внедрения
- 4. 1. Анализ эффективности эксплуатации подвижного состава Транспортной службы государственного образовательного учреждения «Оренбургский государственный университет»
Методика формирования рациональной структуры подвижного состава автотранспортного предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность. Развитие отраслей экономики государства зависит от эффективности организации транспортной работы, заключающейся в перевозке грузов и пассажиров. В условиях постоянно меняющегося спроса на выполнение того или иного вида перевозок возникает проблема адаптации структуры подвижного состава автотранспортного предприятия к внешним динамичным условиям, которые характеризуются вариацией потребностей в перевозках различного вида, а также требованиями к производственно-технической базе, стоимостью горюче-смазочных материалов, энергоносителей, автотранспортных средств и оборудования.
Разнообразие видов и объёмов перевозок предопределяет использование соответствующих типов и количества подвижного состава автотранспортного предприятия, обеспечивающих в заданных условиях эксплуатации выполнение максимального объёма перевозок с минимальными затратами.
Целью оптимизации структуры подвижного состава является повышение конкурентоспособности автотранспортного предприятия, которая определяется его способностью осуществлять транспортную работу с минимальными издержками. Решение этих и других задач обеспечения эффективного функционирования автотранспортного предприятия на современном этапе может быть успешно реализовано только на основе использования современных наукоёмких информационных технологий, в основу которых положены достижения отечественных и зарубежных ученых. Существующие же в настоящее время методы оптимизации структуры подвижного состава автотранспортного предприятия не обладают достаточной гибкостью по отношению к внешним изменяющимся условиям.
В связи с вышеизложенным, научное исследование, направленное на совершенствование функционирования автотранспортного предприятия на основе формирования рациональной структуры подвижного состава, является актуальным.
Связь темы исследования с планом основных научно — исследовательских работ. Работа выполнена в соответствии:
— с концепцией «Государственная транспортная политика Российской Федерации» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 8.09.1997 г. № 1143);
— с направлениями федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002 — 2010 годы)» (утверждена Постановлением Правительства РФ 5.12.2001г. № 848).
Цель работы — повышение эффективности функционирования АТП на основе программно — целевого планирования при выборе рациональной структуры ПС.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: анализ существующих методов оптимизации структуры подвижного состава автотранспортного предприятияформирование математической модели взаимосвязи показателей эффективности автотранспортного предприятия со структурой его подвижного составаразработка алгоритма выбора рациональной структуры подвижного состава автотранспортного предприятияэкспериментальное исследование адекватности математического моделирования;
— определение рациональной структуры подвижного состава современного автотранспортного предприятия и разработка модели его функционированияоценка экономической эффективности разработанных методов повышения эффективности функционирования автотранспортного предприятия.
Объект исследования — процесс функционирования автотранспортного предприятия.
Предмет исследования — закономерности формирования рациональной структуры подвижного состава автотранспортного предприятия.
Научная новизна заключается в теоретическом обосновании и разработке: методики оптимизации структуры подвижного состава автотранспортного предприятия, основанной на использовании положений теории чувствительности и позволяющей определять влияние структуры подвижного состава автотранспортного предприятия на стоимость единицы транспортной операции;
— алгоритма выбора рациональной структуры подвижного состава автотранспортного предприятия;
— математической модели функционирования автотранспортного предприятия, которая устанавливает взаимосвязь стоимости единицы транспортной операции со структурой подвижного состава.
Практическая значимость работы. Полученные результаты позволяют повысить эффективность функционирования автотранспортного предприятия за счёт выбора рациональной структуры подвижного состава с учётом специфики транспортной работы и изменения характера и объёма перевозок.
Реализация работы. Результаты выполненной работы используются в процессе функционирования ООО «Оренбурггазпромтранс», транспортной службы ГОУ ВПО «ОГУ», а также в учебном процессе Оренбургского государственного университета при подготовке дипломированных специалистов по специальностям 190 601 и 190 702.
Апробация работы. Результаты работы обсуждались и получили одобрение на шестой и седьмой Российских научно-технических конференциях «Прогрессивные технологии в транспортных системах» (Оренбург, 2003, 2005 г. г.) — на научно-практических семинарах кафедр технической эксплуатации и ремонта автомобилей и автомобильного транспорта ОГУ (2002.2006 годы).
Публикации. По теме диссертации опубликовано семь работ.
Объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав и общих.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Обобщение результатов выполненных теоретических и экспериментальных исследований показало, что:
1. Разработанная математическая модель функционирования АТП устанавливает взаимосвязь стоимости единицы транспортной операции от структуры подвижного состава автотранспортного предприятия, внешних возмущений и внутренних фиксированных параметров, что позволяет эффективно решать задачу оптимизации структуры подвижного состава методом теории чувствительности.
2. В качестве параметра оптимизации обоснован выбор стоимости транспортной операции, в качестве варьируемых параметров модели оптимизации использована структура подвижного состава, в качестве внешних факторов — изменение транспортной работы. Указанные параметры рекомендуется использовать при оптимизации структуры подвижного состава АТП различного типа и назначения.
3. Формирование групп подвижного состава рекомендуется осуществлять по технологически совместимым моделям подвижного состава, а в них по возрастным группам.
4. Оценка адекватности результатов оптимизации в условиях действующего автотранспортного предприятия показала, что погрешность регрессионной модели эффективности функционирования предприятия, построенной на главных компонентах составляет 3%, в то время, как регрессионная модель на исходных параметрах дает погрешность 28%.
5. Использование разработанного алгоритма оптимизации структуры подвижного состава в практике деятельности автотранспортного предприятия позволило снизить стоимость единицы транспортной операции на 7%, что привело к сокращению затрат на эксплуатацию подвижного состава на 3 754 187 руб. в год для ТС «ОГУ».
Список литературы
- Абдрашитов Р.Т. Методы синтеза оптимальных автоматических систем управления сельскохозяйственными технологическими процессами: ав-тореф. дис. канд. техн. наук: 05.13.06 / Р. Т. Абдрашитов Челябинск, 1967. 18 с.
- Абдрашитов, Р.Т. Синтез оптимальных автоматических систем управления сельскохозяйственными технологическими процессами : автореф. дис. доктора техн. наук: 05.13.06 / Р. Т. Абдрашитов Минск, 1980. — 28 с.
- Адамов, В.Е. Экономика и статистика фирм / В. Е. Адамов. М.: Финансы и статистика, 1998. — 240 с.
- Адлер, Ю.П. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий / Ю. П. Адлер, Е. В. Макарова, Ю. В. Грановский. М.: Наука, 1976. -279 с.
- Айвазян, С.А. Классификация многомерных наблюдений / С. А. Айвазян, З. И. Бежаева, О. В. Староверов. -М.: Статистика, 1974. -240 с.
- Айвазян, С.А. Прикладная статистика: исследование зависимостей / С. А. Айвазян, И.С. Енюков-М.: Финансы и статистика, 1985.-487 с.
- Аксёнова З.И. Анализ производственно хозяйственной деятельности автотранспортных предприятий : учебник для вузов .2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. школа, 1980. — 287 с.
- Анненков, А.В. Стабильная работа автопредприятия / А. В. Анненков // Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2004. № 10. — С. 18 — 23.
- Ануфриев, В.Н. Системный анализ и синтез распределённой гетерогенной автоматизированной системы многопрофильного банка :автореф. дисс. доктора, техн. наук: 05.13.01 / В. Н. Ануфриев Москва, 2002. -43 с.
- Ю.Апанасенко B.C., Игудесман Я. С., Савич А. С. Проектирование авторемонтных предприятий. Мн.: Высш. шк., 1978. 374 с.
- Апсин, В.П. Моделирование процессов восстановления машин / В.П. Ап-син, JT.B. Дехтеринский, С. Б. Норкин, В. М. Приходько М.: Транспорт, 1996.-311 с.
- Аринин, И.Н. Диагностирование технического состояния автомобилей / И. Н. Аринин М.: Транспорт, 1978. — 176 с.
- Артынов, А.П. Автоматизация процессов планирования и управления транспортными системами / А. П. Артынов, В. В. Скалецкий. М.: Наука, 1981.-280 с.
- Н.Афанасьев, J1.JI. Автомобильные перевозки / J1. J1. Афанасьев, С.М. Цу-керман. -М.: Транспорт, 1973. 320 с.
- Аффи, А. Статистический анализ: подход с использованием ЭВМ / А. Аффи, С. Эйзен. Перевод с англ. -М.: Мир, 1982. 488 с.
- Баев, С.М., Обухов, С.А. Методы оценки эффективности экономических решений на морском транспорте. М.: Транспорт, 1969. — 144с.
- Базара, М. Нелинейное программирование. Теория и алгоритмы Текст. / М. Базара, К. Шетти М.: Мир, 1982. — 323 с.
- Белинский, А.С. Исследование операций в транспортных системах: идеи и схемы методов оптимизации планирования Текст. / А. С. Белинский -М.: Мир, 1992.-582 с.
- Бережной, В.И. Факторный анализ финансового состояния автотранспортного предприятия / В. И. Бережной, О. А. Алексеева // Сборник научных трудов. Серия «Экономика» СевКавГТУ. Ставрополь, 2002. 180с.
- Бешелев, С.Д. Математико-статистические методы экспертных оценок / С. Д. Бешелев, Ф. Г. Гуревич. -М.: Статистика, 1974, 160 с.
- Бойчук JI.M. Метод структурного синтеза нелинейных систем автоматического управления. М.: Энергия, 1971. — 160 с.
- Бокаев В.Г. Эксплуатация морского флота / В. Г. Бокаев. М.: Транспорт, 1966.-243 с.
- Брайловский, Н.О. Моделирование транспортных систем / Н.О. Брайлов-ский, Б. И. Грановский. -М.: Транспорт, 1978. -125 с.
- Васильев, О.В. Методы оптимизации в задачах и упражнениях / О. В. Васильев, А. В. Аргучинцев. М.: Физматлит, 1999, — 208 с.
- Великанов, Д.П. Проблемы автоматизации / Д. П. Великанов, Д. П. Сорокин М.: Знание, 1976. — 64 с.
- Вентцель, Е.С. Элементы динамического программирования / Е.С. Вент-цель. М.: Наука, 1964. -174 с.
- Вильсон, А.Д. Энтропийные методы моделирования сложных систем / А. Д. Вильсон. -М.: Наука, 1978. -248 с.
- Виттих, В.А. Управление открытыми системами на основе интеграции знаний: Автометрия: // Методы и средства искусственного интеллекта. -1998 -№.3. С. 117−123.
- Гамецкий, А.Ф. Математическое моделирование микроэкономических процессов / А. Ф. Гамецкий, Д. И. Соломон. Кишинев: Штиинца, 1996, -280 с.
- ЗГГиберт, А. И. Исследование связи ошибок в зацеплении с параметрами акустического сигнала коробок перемены передач для цепей диагностики: автореф. дис. канд. техн. наук: 05.22.10, / А. И. Гиберт Новосибирск, 1967.- 19 с.
- Глушков, В.М. Обработка информационных массивов в автоматизированных системах управления / В. М. Глушков, В. Н. Гладун, С. Б. Погребинский Киев, 1970. — 280 с.
- Гутштейн, А.И. Управление предприятием и кибернетика / А.И. Гут-штейн. М.: Экономика, 1969. — 160 с.
- Давидович, JI.H. Проектирование предприятий автомобильного транспорта / JI.H. Давидович М.: Транспорт 1975. — 350 с.
- Дехтеринский JI.B., Абелевич J1.A., Карагодин В. И. и др. Проектированиеавторемонтных предприятий. М.: Транспорт, 1981. — 318 с
- Дехтеринский, JI.B. и др. Технология ремонта автомобилей: Учебник для студентов вузов по спец. «Автомобили и автомоб. хоз-во / J1. B Дехте-ринский, В. П. Апсин, Г. Н Доценко и д.р.- под ред. JI.B. Дехтеринского. -М.: Транспорт, 1979. 342с.
- Дубров, A.M. Многомерные статистические методы / A.M. Дубров, B.C. Мхитарян, Л. И. Трошин. М.: Финансы и статистика, 1998. — 69 с.
- Дустмухамедов, К. Теория массового обслуживания в планировании работы автотранспорта / К. Дустмухамедов. «Фан» Ташкент, 1974. — 64 с.
- Иберла, К. Факторный анализ / К. Иберла. М.: Статистика, 1980.
- Ивахненко, А.Г. Самообучающиеся системы распознавания и автоматического управления / А. Г. Ивахненко. Киев.: Наукова Думка, 1969. — 391 с.
- Калашян, А.Н. Структурные модели бизнеса: DFD технологии / А. Н. Калашян, Г. Н. Калянов — М.: Финансы и статистика, 2003. — 256 с.
- Карелин, А.Н. Использование микропроцессорных средств измерения при организации распределенных систем учета на транспорте / А. Н. Карелин // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. 2003. -№ 5. -С. 51−55.
- Карр, Ч. Количественные методы принятия решений и управления в экономике / Ч. Карр, Ч. Хоув. М.: Мир, 1996.
- Ковриков, И.Т. Дипломное и курсовое проектирование автотранспортного парка / И. Т. Ковриков. Оренбург: И.Ц. ОГАУ, 1997. — 185 с.
- Ковриков, И.Т. Основы научных исследований / И. Т. Ковриков, учебник для ВУЗов, второе издание. Оренбург: И.Ц. ОГАУ, 2001. — 288 с.
- Кожевников, Е.В. Транспортные сети по вывозу ТБО / Е. В. Кожевников, В. И. Кожевников // Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2004. № 6. -С. 33−37.
- Колемаев, В.А. Теория вероятностей и математическая статистика / В. А. Колемаев. -М.: ИНФРА-М, 2001. -302 с.
- Константинова, JI.M. Экономическая эффективность общественного производства / JI.M. Константинова, З. В. Соколунский. М.: Статистика, 1974.- 160 с.
- Котиков, Ю.Г. Основы системного анализа транспортных систем / Ю. Г. Котиков. -СПб.: СПбГАСУ, 2001. -164 с.
- Кочура, С.Н., Юн, Г.Н. Одна задача перспективного планирования парка воздушного флота / С. Н. Кочура, Г. Н. Юн // журнал «Кибернетика», № 3, К-, 1969. С. 46−48.
- Кузнецов, Е.С. Производственная база автомобильного транспорта: состояние и перспективы / Е. С. Кузнецов, И. П. Курников. -М.: Транспорт, 1988.-231 с.
- Кузнецов, Е.С. Техническая эксплуатация автомобилей: Учеб. для вузов- под ред. Кузнецова Е. С. / Е. С. Кузнецов, В. П. Воронцов, А. П. Болдин и др. М.: Транспорт, 1991.-245 с.
- Кузнецов, Е.С. Техническое обслуживание и надёжность автомобилей / Е. С. Кузнецов М.: Транспорт, 1972. — 223 с.
- Куликов, А. Что такое (ре)инжиниринг и причем тут бизнес? Enterprise Reengineering / А. Куликов M.A.G. CONSULTING, 1998. — 365 с.
- Ларичев, О.И. Теория и методы принятия решений / О. И. Ларичев. -М.:1. Логос, 2000. -296 с.
- Леонтьев, В.А. Реализация математических моделей на ЭВМ. Статистические и оптимизационные проблемы / В. А. Леонтьев. М.: Энергия, 1981.-176 с.
- Лифшиц, В.Н. Оптимизация планирования и управления транспортными системами / В. Н. Лифшиц. М.: Транспорт, 1987. -224 с.
- Логистика автомобильного транспорта: учеб. пособие / B.C. Лукинский -М.: Финансы и статистика, 2004. 368 с.
- Лукинский, B.C. Прогнозирование надёжности автомобилей Текст. / B.C. Лукинский, Е.И. Зайцев-Л.: Политехника, 1991.-224 е.: ил.
- Лурье А.Л. Об экономической оценке технических мероприятий. М.: Техника железных дорог, 1946, № 5 6.
- Любимов, И.И. Проблема совершенствования проектирования АТП / И. И. Любимов // Перспектива: Сборник статей молодых учёных № 4. Оренбург: ГОУ ОГУ. — 2004. — С. 180 — 186.
- Макаров, И.М. Выбор принципа построения сложной системы автоматического управления на основе экспертных оценок / И. М. Макаров, В. М. Озерной, А. П. Ястребов // Автоматика и телемеханика, 1971. — № 1. — С. 128−137.
- Малышев, А.И. Экономика автомобильного транспорта: учебник для вузов / А. И. Малышев. -М.: Транспорт, 1983. -336 с.
- Масуев, М.А. Проектирование предприятий автомобильного транспорта / М. А. Масуев Махачкала, МФ МАДИ, 2002. — 238 с.
- Мирошников, Л.В. Диагностирование технического состояния автомобилей на автотранспортных предприятиях / Л. В. Мирошников, А. П. Болдин, В. И. Пал М.: Транспорт, 1977. — 263 с.
- Михалевич, B.C. Последовательные алгоритмы оптимизации и их применение, журн. «Кибернетика», № 1, 2, К -, 1965
- Михлин, В.М. Прогнозирование технического состояния машин Текст. /
- В.М. Михлин. М.: «Колос», 1976. — 288 с.
- Модели технического обслуживания сложных систем: учеб. пособие / Е. Ю. Бразилович М.: Высш. школа, 1982. — 231 с.
- Напольский, Г. М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания / Г. М. Напольский -М.: Транспорт, 1985.- 194 с.
- Нерум, Ю.М. Коммерческая логистика: учебник для вузов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — 255 с.
- Никайдо, X. Выпуклые структуры и математическая экономика / X. Ни-кайдо. М.: Мир, 1972. — 346 с.
- Новиков, О.А. Вероятностные методы решения задач автомобильного транспорта / О. А. Новиков, В. Н. Уваров М.: Транспорт, 1969. — 136 с.
- Новожилов, В.В. Измерение затрат и результатов / В. В. Новожилов. М.: Экономика, 1967. — 156 с. 84.0перативное руководство, № 2.20. Брюссель: Мировой банк, 1992.
- Основы логистики: учебное пособие / Под. ред. Л. Б. Миротина и В. И. Сергеева. М.: ИНФРА-М, 2000. -200 с. 86.0сновы транспортной логистики: конспект лекций / А. А. Смехов М.: -Саратов: СГТУ, 1995−28 с.
- Павлов, Б.В. Проблемы акустической диагностики механизмов: автореф. дис. докт. техн. наук: 05.22.10/Б.В. Павлов-М., 1967.-38 с.
- Петров, А.А. Системный анализ развивающейся экономики / А. А. Петров, И. Г. Поспелов // Изв. АН СССР. Технологическая кибернетика. -1979. № 2. С. 18 — 27.- № 3. С. 28 — 36.- № 4. С. 11 — 23.- № 5. С. 13 — 24.
- Петрова, Е.В. Практикум по статистике транспорта: учебное пособие / Е. В. Петрова, О. И. Ганченко, И. М. Алексеева. -М.: Финансы и статистака, 2002. -368 с.
- Пинсон, А. Автомобильный транспорт важнейшая отрасль экономики России. / А. Пинсон // Автомобильный транспорт. — 2002. — № 4. — С. 9−12.
- Прикладная статистика. Основы эконометрики: учебник для вузов: в 2 т. -Т. 1. / Айвазян С. А., Мхитарян B.C. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 656 с.
- Пртынов, А.П. Автоматизация процессов планирования и управления транспортными системами / А. П. Пртынов, В. В. Скалецкий. -М.: Наука, 1981.-280 с.
- Рихтер, К.Ю. Статистические методы в транспортных исследованиях / К. Ю. Рихтер. -М.: Транспорт, 1982. -72 с.
- Руднев, В.В. Формирование технических объектов на основе системного анализа / В. В. Руднев, В. В Володин, К. М. Лучанский, В. Б. Петров. М.: Машиностроение, 1991 -318 с.
- Савин В.И. Перевозки грузов автомобильным транспортом: Справочное пособие. М.: Дело и сервис, 2002 — 544 с.
- Селиванов, А.П. Основы теории старения машин / А. И. Селиванов. М.: Машиностроение, — 1971. — 189 с.
- Статистика и управление случайными процессами: сборник статей / под ред. А. А. Новикова, А. Н. Ширяева. М.: ТВП, 1993. -304 с.
- Тараканов, А.Н. Критерий эффективности автотранспортных операций / А. Н. Тараканов, А. А. Гриценко // Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2004. № 6. — С. 36 — 37.
- Таратута, А.И. Прогрессивные методы ремонта машин / А.Н. Тара-тута, А. А. Сверчков. Мн.: Ураджай, 1986. — 285 с.
- Тененбаум, М.М. Износостойкость конструкционных материалов и деталей машин / М. М. Тененбаум. М.: «Советское радио», 1962. — 143 с.
- Теоретические основы технической эксплуатации автомобилей: уч. пособие для вузов / Ф. Н. Авдотькин М.: Транспорт, 1985. — 215с.
- Терехина, АЛО. Методы многомерного шкалирования в системных исследованиях / АЛО. Терехина. М.: Финансы и статистика, 1982. — 84 с.
- Терехина, А.Ю. Метрическое многомерное шкалирование / А. Ю Терехина. М.: Финансы и статистика, 1977. — 76 с.
- Управление техническими системами: учеб. пособие / Е. С. Кузнецов М.:МАДИ (ТУ), 1998. — 176 с.
- Фасхиев, Х.А. Повышение эффективности эксплуатации парка грузовых автомобилей / Х. А. Фасхиев, Д. И. Нуретдинов, А. Г. Тарифов // Автотранспортное предприятие. 2005. № 12. — С. 46 — 48.
- Харман, Г. Современный факторный анализ / Г. Харман. М.: Статистика, 1972 — 196 с.
- Чернявский, О.В. Эффективность экономических решений / О. В. Чернявский. М.: Экономика, 1965. — 216 с.
- Шеремет, А.Д. Анализ экономики промышленного производства / А. Д. Шеремет, В. А. Протопов. М.: Высш. шк., 1984. — 208 с.
- Юдин, Д.Б. Математические методы управления в условиях неполной информации / Д. Б Юдин. М.: Советское радио, 1974. — 399 с.
- Body of Knowledge. Association of Project Menagers, INTERNEN UK, Buckmghamshize, 1992. 184 p.