Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Оптимизация режимов работы одноковшовых экскаваторов при разработке взорванных мерзлых грунтов: На примере оборудования «прямая лопата»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определение ресурса элементов конструкций и механизмов экскаваторов на стадии проектирования для конкретных условий эксплуатации с учетом спектра температур до сих пор не производится. В настоящее время и в отечественной^ и в зарубежной практике в документации по эксплуатации машин отсутствует расчетная оценка ожидаемого ресурса элементов с учетом температурного фактора. В основу оценки… Читать ещё >

Содержание

  • 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ПО ОПТИМИЗАЦИИ РЕЖИМОВ НА-ГРУЖЕНИЯ ЭКСКАВАТОРОВ В УСЛОВИЯХ НИЗКИХ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ТЕМПЕРАТУР
    • 1. 1. Анализ дефектов по типам машин
  • Выводы
    • 1. 2. Анализ изменения механических характеристик мерзлых грунтов
  • Выводы
    • 1. 3. Анализ изменения механических характеристик материалов при низких отрицательных температурах
  • Выводы
    • 1. 4. Анализ температурных режимов работы электроприводов
  • Выводы
    • 1. 5. Состояние вопроса по оптимизации наладки электроприводов
  • Выводы
  • 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОДНОКОВШОВЫХ ЭКСКАВАТОРОВ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ТЕМПЕРАТУРАХ ЭКСПЛУАТАЦИИ
  • 2. Л Методика экспериментальных исследований
    • 2. 2. Методика обработки экспериментальных данных
    • 2. 3. Анализ результатов
  • Выводы
  • 3. МОДЕЛИРОВАНИЕ НАПРЯЖЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИИ ПРИ ДИНАМИЧЕСКОМ НАГРУЖЕНИИИ С УЧЕТОМ ИЗМЕНЕИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ
    • 3. 1. Методика поэтапного динамического расчета экскаватора
    • 3. 2. Расчет элементов конструкции экскаваторов на прочность и долговечность
  • Выводы
  • 4. ОПТИМИЗАЦИЯ РЕЖИМОВ РАБОТЫ ОДНОКОВШОВЫХ ЭКСКАВАТОРОВ
    • 4. 1. Выбор критериев оптимизации и формирование функции цели
  • Выводы
    • 4. 2. Алгоритм метода последовательных приближений для оптимизации режимов работы одноковшовых экскаваторов
  • Выводы

Оптимизация режимов работы одноковшовых экскаваторов при разработке взорванных мерзлых грунтов: На примере оборудования «прямая лопата» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На строительстве и открытых месторождениях полезных ископаемых при разработке взорванных мерзлых грунтов широко применяются одноковшовые экскаваторы. Типоразмерный ряд этого класса машин в отечественном экскаваторостроении представлен следующими моделями: ЭКГ-4- ЭКГ-5- ЭКГ-8- ЭКГ-12,5- ЭКГ-15- ЭКГ-20 и их модификациями. Все машины имеют независимый привод от двигателей постоянного тока, управляемых по системе генератор-двигатель (Г-Д), снабжены рабочим оборудованием «прямая лопата» и гусеничным типом ходовой части.

Экскаваторы первых выпусков имели рабочее оборудование «прямая лопата» со свободно подвешенной на канатах однобалочной стрелой, реечным напором и двухбалочной внешней рукоятью. Начиная с 1964 г. стал выпускаться экскаватор ЭКГ-8И с шарнирно-сочлененной стрелой, канатным механизмом напора и с новой компоновкой узлов. Эта конструктивная схема изготовления рабочего оборудования использована при проектировании последующих моделей ЭКГ-12,5, ЭКГ-15 и т. д.

Мощность двигателей^ устанавливаемых на экскаваторах, зависит от вместимости ковша и назначения привода. Так^для механизма подъема используются двигатели с мощностью от 75 до 1500 кВт, для механизма напора — от 54 до 150 кВт и для механизма поворота — от 42 до 250 кВт.

При эксплуатации экскаваторов в условиях низких отрицательных температур увеличивается количество поломок элементов металлоконструкций и механизмов, длительность простоев машин в ремонте по сравнению с летними условиями эксплуатации увеличивается. Экономические потери зачастую носят не запланированный характер из-за аварийного выхода из строя элементов.

Обеспечению заданной надежности экскаваторов для работы при низких отрицательных температурах эксплуатации служат различные мероприятия по сезонной наладке приводов, т.к. установочная мощность двигателей, а также параметры металлоконструкций рабочего оборудования и механизмов остаются неизменными. Грунтовые и климатические условия при разработке вечно^мерзлых грунтов не остаются постоянными, изменяются и физико-механические свойства конструкционных материалов металлоконструкций экскаваторов.

У карьерных экскаваторов наиболее часто выходят из строя канаты напора и канаты подъема, ковш, седловой подшипник, полублок напора, секции стрелы, рукоять. Средняя наработка на отказ для канатов подъема для всех типов карьерных экскаваторов не превышает 800 часов, канатов напора — 1000 часов, стрел экскаваторов — не превышает 6000 часов[71].

Определение ресурса элементов конструкций и механизмов экскаваторов на стадии проектирования для конкретных условий эксплуатации с учетом спектра температур до сих пор не производится. В настоящее время и в отечественной^ и в зарубежной практике в документации по эксплуатации машин отсутствует расчетная оценка ожидаемого ресурса элементов с учетом температурного фактора. В основу оценки надежности экскаваторов приняты длительные наблюдения за работой карьерных экскаваторов в условиях низких температур [1, 61, 62, 63, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76]. При анализе используются комплексные показатели надежности — коэффициент надежности и коэффициент технического использования машин, определяется средняя наработка на отказ. Поэтому при сезонной наладке приводов механизмов экскаваторов пользуются рекомендациями с различными методиками оценки надежности конструкций экскаваторов при разработке мерзлых грунтов в условиях низких отрицательных температур. Практика показывает, что, например, в условиях Коршуновского ГОКа путем сезонной переналадки приводов экскаватора ЭКГ-12,5 удалось снизить количество поломок в зимний период лишь на 35%. В данной работе излагаются результаты исследований нагрузок на главные привода и напряженного состояния металлоконструкций экскаваторов ЭКГ-8И и ЭКГ-12,5^ эксплуатируемых в жестких климатических условиях, а также предлагается метод моделирования и оптимизации режимов на-гружения экскаваторов и отдельных элементов конструкции для решения технических, экономических и организационных задач связанных с зимней разработкой грунтов ковшовыми экскаваторами.

Методики наладки электроприводов, разработанные в работах [1, 71, 75, 76, 94, 95], не учитывали изменение нагрузок в зависимости от температуры эксплуатации. Учет температурного фактора необходим при оптимизации режимов нагружения и параметров металлоконструкции, т.к. изменение температуры оказывает влияние на режим нагружения. Не учет температурного фактора на режим нагружения ведет к недостоверным результатам в методах оптимизации. Температура окружающей среды влияет на физико-механические свойства разрабатываемых взорванных мерзлых грунтов. Исследования мерзлых грунтов, представленные в работах [10, 24, 25, 31, 40, 49, 50, 52, 65], проводились на стендах в лабораторных условиях и не учитывают конкретные жесткостные характеристики конструкций машин, применяемых на разработках мерзлых грунтов после проведения взрывного рыхления. Модели, представленные в работах [62, 63, 71, 73, 74], построены по статистической оценке параметра потока отказов отдельных элементов привода и металлоконструкции экскаваторов, не учитывают реальный режим нагружения, напряженное состояние металлоконструкций машины и изменение физико-механических свойств разрабатываемого грунта.

Надежность работы и эффективность применения одноковшовых экскаваторов для разработки мерзлых грунтов должны обеспечиваться научно-обоснованными алгоритмами автоматической переналадки электроприводов для существующих устройств в зависимости от параметров конструкций и механизмов, текущих грунтовых условий и температуры окружающей среды. Актуальным является разработка методик моделирования и оптимизации режимов работы одноковшовых экскаваторов для разработки взорванных мерзлых грунтов. Если условия эксплуатации не позволяют обеспечить заданную надежность или эффективность работы экскаваторов, то актуальным является разработка методов изменения параметров конструкций, при которых возможна их эффективная работа.

В настоящее время созданы реальные предпосылки для комплексного подхода к решению вопроса о снижении разрушений деталей и узлов рабочего оборудования с учетом реальных условий эксплуатации машин.

Напряжения, возникающие в элементах конструкций, при прочих равных условиях зависят от температуры окружающей среды. Температурный фактор^ как таковой, пока не учитывается при проектировании и оптимизации машин циклического действия, в частности, одноковшовых экскаваторов.

Эксплуатация машин в условиях открытого воздуха ставит их в условия активного и очень неблагоприятного воздействия низких и высоких температур. Надежность их работы и эффективность применения в значительной степени определяется степенью приспособленности их конструкции к эксплуатации в заданных климатических условиях.

Экспериментальные исследования, проведенные кафедрой «Строительных и дорожных машин» Томского государственного архитектурно-строительного университета [86, 81позволили проанализировать напряженное состояние металлоконструкции рабочего оборудования экскаватора ЭКГ-8И и ЭКГ-12,5 с учетом температуры эксплуатации. Последующий расчет на циклическую долговечность при коэффициенте концентрации напряжений равном 3,5, показателе кривой усталости материала — 3,43 и годовом количестве циклов нагружения — 0,36×106 показал, что ресурс элементов существенно различен.

Эффективность используемой техники может быть повышена за счет сокращения как плановых простоев, связанных с обслуживанием или заменой элементов, так и аварийных, связанных с внезапным выходом элементов из строя. При прочих равных условиях эффекта можно добиться путем повышения надежности работы элементов, учитывая влияние диапазона температур эксплуатации.

Работе машин циклического действия характерен нестационарный режим нагружения. В процессе работы машин элементы конструкций подвергаются воздействию значительных динамических нагрузок^ обусловленных ускорениями узлов их крепления. Значения ускорений для отдельных узлов достигают 0,5.3 м/с. Вследствие этого на элементы конструкции действуют динамические нагрузки, вызывающие поперечные колебания.

Проведенные экспериментальные исследования [86, 87] подтвердили влияние температурного фактора на эффективность эксплуатации экскаваторов, надежность и работоспособность машин.

Прогнозирование ресурса элементов на стадии проектирования требует учета большого количества случайных параметров и факторов, поэтому актуальным является изучение действительного характера изменения напряжений в элементах экскаваторов при положительных и отрицательных температурах эксплуатации. Достоверные методики определения расчетного ресурса элементов рабочего оборудования экскаваторов с учетом температуры эксплуатации позволяют решать задачи оптимизации режимов работы и параметров конструкций. Существующие методы расчета на циклическую долговечность, такие как метод полных циклов, метод «дождя» и др. [42, 54, 99], предполагают выявление приведенных максимального и минимального значений в процессе изменения напряжений.

Определение расчетного ресурса элементов рабочего оборудования с учетом температуры эксплуатации позволяет решать оптимизационные задачи. В практических расчетах в явном виде не учитывается влияние температурного фактора.

В настоящее время не разработана методика оптимального проектирования элементов стреловых конструкций экскаваторов и кранов в зависимости от температуры.

Актуальность создания методики оптимального проектирования элементов, как составляющих стержневых конструкций, подтверждается возможностью дальнейшего развития систем оптимального проектирования, включением методики в качестве отдельного этапа при оптимизации различных групп параметров конструкций.

Реализация методик на ЭВМ позволит на этапе проектирования машин моделировать работу, определять напряженное состояние элемента с учетом температуры эксплуатации, проводить анализ многих вариантов и выбирать оптимальные параметры элементов рабочего оборудования.

Целью настоящей работы является создание методики оптимизации режимов работы одноковшовых экскаваторов для разработки взорванных мерзлых грунтов. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

— экспериментальное исследование экскаваторов с рабочим оборудованием «прямая лопата» при разработке взорванных мерзлых грунтов с учетом изменения температуры эксплуатации;

— формализация процессов копания мерзлых грунтов и статистическая обработка процессов нагружения экскаваторов;

— разработка методики моделирования процессов копания взорванных мерзлых грунтов одноковшовыми экскаваторами с рабочим оборудованием «прямая лопата» на основе метода нормальных форм колебаний;

— разработка методики оптимизации режимов работы одноковшовых экскаваторов при заданном температурном спектре окружающей среды и физико-механических характеристиках взорванных мерзлых грунтов.

Данная работа является первым этапом исследования, поэтому при теоретическом исследовании напряженного состояния элементов при динамическом нагружении с учетом температурного фактора решается плоская задача. Рассмотрено рабочее оборудование одноковшовых экскаваторов «прямая лопата» с канатным напором.

Научную новизну работы составляют:

— результаты экспериментальных исследований процессов нагружения одноковшовых экскаваторов при разработке взорванных мерзлых грунтов в летних и зимних условиях эксплуатации в ПО «Якуталмаз»;

— методика моделирования процессов копания взорванных мерзлых грунтов одноковшовыми экскаваторами с рабочим оборудованием «прямая лопата» на основе метода нормальных форм колебаний;

— методика оптимизации режимов работы одноковшовых экскаваторов при заданном температурном спектре окружающей среды и физико-механических характеристиках взорванных мерзлых грунтов.

Для расчета элементов рабочего оборудования конструкции использован метод нормальных форм колебаний позволяющий рассчитывать дискретные системы с различным числом массовых параметров. Разработаны схемы для поэтапного расчета элементов, позволяющие определить напряженное состояние элементов с учетом температуры эксплуатации. Задача колебаний динамической системы элементов решена в нелинейной постановке. Результаты расчета сопоставлены с данными натурного эксперимента стреловой конструкции экскаватора ЭКГ-8И и ЭКГ-12,5 имеющей элементы различных длин, углов наклона, местоположения на стреловой конструкции.

Результаты работы включены в программный комплекс «Оптимизация стреловых конструкций и автоматизация расчетов» — ОСКАР, разработанный на кафедре «Строительных и дорожных машин» Томского государственного архитектурно-строительного университета. Результаты работы используются как программное обеспечение учебного процесса в дипломном проектировании студентов специальности 170 900 и по дисциплинам «Математические модели в расчетах на ЭВМ», «САПР строительных и дорожных машин», «Проектирование металлических конструкций строительных и дорожных машин», «Динамика грузоподъемных машин», «Землеройные машины».

На защиту выносятся:

— результаты экспериментальных исследований процессов нагружения одноковшовых экскаваторов для разработки взорванных мерзлых грунтов;

— методика моделирования процессов нагружения одноковшовых экскаваторов с рабочим оборудованием «прямая лопата" — на основе метода нормальных форм колебаний для разработки взорванных мерзлых грунтов;

— методика оптимизации режима работы одноковшового экскаватора для заданного температурного спектра окружающей среды и физико-механических свойств взорванных мерзлых грунтов.

Работа выполнена на кафедре «Строительные и дорожные машины» Томского государственного архитектурно-строительного университета.

Выводы.

1 .Оптимальная скорость привода механизма подъема определяется по ограничению на прочность отдельных элементов конструкции при гарантированной заданной долговечности. Если динамические нагрузки при внедрении ковша в забой или при его стопорении нарушают прочность элементов для заданной минимально возможной производительности экскаватора, то эксплуатация экскаватора с заданными параметрами ковша при данной отрицательной температуре экономически не целесообразна.

2,Оптимальный стопорный ток механизма подъема ковша определяется по ограничению на долговечность отдельных элементов конструкции при гарантированной заданной прочности. Если параметры циклического нагру-жения элементов конструкции при копании не обеспечиваются для заданной толщины среза по условию заданной минимально возможной производительности экскаватора, то эксплуатация экскаватора с заданным гранулометрическим составом грунта и параметрами ковша при данной отрицательной температуре экономически не целесообразна.

3.Разработанные методики статистической обработки экспериментальных данных, динамического расчета и моделирования конструкций одноковшовых экскаваторов, оптимизации режимов работы при разработке взорванных мерзлых грунтов реализованы в виде программного комплекса для ЭВМ «ОСКАР», что позволяет в условиях эксплуатирующих организаций производить научно обоснованную регулировку параметров электроприводов, своевременно учитывать изменяющиеся условия эксплуатации одноковшовых экскаваторов.

1. Предложенная методика обработки процессов нагружения одноковшовых экскаваторов позволяет получить статистические характеристики прочностных свойств взорванных мерзлых грунтов для конкретных условий эксплуатации.

2.Статистический анализ отдельных этапов копания взорванных мерзлых грунтов позволил сформировать диаграммы нагрузок на динамические модели одноковшовых экскаваторов при расчете элементов конструкций на прочность и долговечность.

3.Исходные температурные спектры окружающей среды для районов с суровым климатом приняты определяющими при формировании прочностных свойств взорванных мерзлых грунтов, максимальная температура смерзшихся кусков грунта во взорванном массиве принята равной температуре вечной мерзлоты.

4.Предложенная методика моделирования процессов нагружения одноковшовых экскаваторов позволяет путем прогонки динамических моделей со случайными исходными данными получать оценки прочности или долговечности отдельных элементов для заданного спектра температур эксплуатации.

5.Результаты моделирования позволяют отказаться от сезонной переналадки электропараметров приводов одноковшовых экскаваторов и перейти к температурной переналадке в зависимости от окружающей среды и характеристик забоев.

6.Оптимальная скорость привода механизма подъема определяется по ограничению на прочность отдельных элементов конструкции при гарантированной заданной долговечности. Если динамические нагрузки при внедрении ковша в забой или при его стопорении нарушают прочность элементов для заданной минимально возможной производительности экскаватора, то эксплуатация экскаватора с заданными параметрами ковша при данной отрицательной температуре экономически не целесообразна.

7.0птимальный стопорный ток механизма подъема ковша определяется по ограничению на долговечность отдельных элементов конструкции при гарантированной заданной прочности. Если параметры циклического нагружения элементов конструкции при копании не обеспечиваются для заданной толщины среза по условию заданной минимально возможной производительности экскаватора, то эксплуатация экскаватора с заданным гранулометрическим составом грунта и параметрами ковша при данной отрицательной температуре экономически не целесообразна.

8.Разработанные методики статистической обработки экспериментальных данных, динамического расчета и моделирования конструкций одноковшовых экскаваторов, оптимизации режимов работы при разработке взорванных мерзлых грунтов реализованы в виде программного комплекса для ЭВМ «ОСКАР», что позволяет в условиях эксплуатирующих организаций производить научно обоснованную регулировку параметров электроприводов, своевременно учитывать изменяющиеся условия эксплуатации одноковшовых экскаваторов.

9.Экономический эффект от внедрения результатов настоящей работы определяется за счет повышения надежности элементов конструкций экскаваторов, снижения затрат на внеплановые ремонты и связанные с ними простои машин.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.О. Сезонная наладка приводов экскаваторов для работы при низких температурах. — М.: Труды ВНИМЕТМАШ, сборник научных трудов под ред. В. А. Оленева, 1986. С. 62−66.
  2. Е.А., Дмитриев В. М. Моделирование неоднородных цепей и систем на ЭВМ. М.: Радио и связь, 1989. — 160 с.
  3. Автоматизированный расчет колебаний машин / В.-К.В. Аугустай-тис, Г.-П.К. Мозура, К. Ф. Сливинскас, Э.-Э.Р. Ставяцкене- Под ред. K.M. Ра-гульскиса. Л.: Машиностроение. Ленинг. отд-е, 1988 — 104 с.
  4. И.М. Теория колебаний. М.: Наука, 1968. — 560 с.
  5. М.С., Покровский Л. Н. Исследование колебаний металлоконструкций драглайнов с применением ЭВМ // Физико-технические проблемы разработки полезных ископаемых. 1971. № 3, с. 62−86.
  6. М.С. Рациональные приемы управления драглайнами при вскрышных работах. Экспресс-информация /ЦНИЭИуголь. М., 1978. 41 с.
  7. В.И. Методы физического моделирования рабочих процессов дорожно-строительных машин. М., 1974 .
  8. Н.В. Электрооборудование одноковшовых экскаваторов. -М.: Энергия, 1980. 296 с.
  9. Л.И., Логунцов Б. М., Позин Е. З. Определение свойств горных пород. М.: Госгортехиздат, 1962. — 176 с.
  10. Ю.М. и др. Графор. Графическое расширение фортрана. М.: Наука, 1985. — 288 с.
  11. И.Беляков Ю. И. Проектирование экскаваторных работ. -М.: Недра, 1983.-349 с.
  12. Дж., Пирсол А. Измерение и анализ случайных процессов. -М.: Мир, 1974.-465 с.
  13. Ю.Н., Захарчук Б. З., Ровинский М. И. и др. Машины для разработки мерзлых грунтов. -М.: Машиностроение, 1973. -272 с.
  14. В.Л. Прикладная теория механических колебаний. М.: Высшая школа, 1980. — 408 с.
  15. В.В. Методы теории вероятностей и теории надежности в расчетах сооружений. М.: Наука, 1981.-351 с.
  16. В.В. Прогнозирование ресурса машин и конструкций. -М. Машиностроение, 1984. 312 с.
  17. В.И. Вероятностные методы расчета грузоподъемных машин. Л.: Машиностроение, Ленинградское отд-е, 1978. — 232 с.
  18. И.Н., Семендяев К. А. Справочник по математике. М.: Наука, 1981.-720 с.
  19. .В. Колебания. М.: Гос. из-во техн.-теор.лит-ры, 1954.891 с.
  20. Е.С. Исследование операций. Задачи, принципы, методология. М.: Наука, 1980. — 208 с. 23 .Ветров Ю. А. Расчеты сил резания и копания грунтов. /Киев: Изд-во Киевского ун-та, 1965. 167 с.
  21. Ю.А. Резание грунтов землеройными машинами. М.: Машиностроение, 1971. — 360 с.
  22. Ю.А., Баладинский В. Л., Баранников В. Ф., Кукса В. П. Разрушение прочных грунтов. Киев: Буд1вельник, 1972. 351 с. 26 .Волков Д. П. Динамические нагрузки в универсальных экскаваторах-кранах. М.: Машгиз, 1958. — 268 с.
  23. Д.П. Динамика и прочность одноковшовых экскаваторов. -М.: Машиностроение, 1965. 463 с.
  24. Д.П., Каминская Д. А. Динамика электромеханических систем экскаваторов. М.: Машиностроение, 1971. — 384 с.
  25. Д.П., Николаев С. Н. Надежность строительных машин и оборудования. М.: Высш. школа, 1979. — 400 с.
  26. Д.П. Проблемы динамики и надежности машин для земляных работ // Горные, строительные и дорожные машины. 1984. № 37, с. 13−23.
  27. И.Н. Физико-механические свойства мерзлых и оттаивающих грунтов Якутии. Новосибирск: Наука, 1975. — 175 с.
  28. Ю.А., Калашников Ю. Т., Сапилов A.B., Харахаш И. М. Экскаваторы НКМЗ. М.: Недра, 1979. -189 с.
  29. А.И. Проблемы оптимального проектирования в строительной механике. Харьков: Высшая школа, 1973. — 126 с.
  30. Х.А. Стальные конструкции в тяжелом машиностроении. М.: Машгиз, 1960.-352 с.
  31. В.И., Демидов С. П., Иванченко Г. Е., Иванов JI.B. Модель случайного процесса нагружения основных электроприводов одноковшовых экскаваторов //Изв.вузов. Горный журнал. 1981. № 12. С. 81−85.
  32. В.И., Карапетян В. К. Определение вероятностных характеристик токов и напряжений главных электроприводов карьерных экскаваторов //Инф.науч.-техн.сборник. Электропривод. 1971. № 5. С. 22−23.
  33. В.И., Мельникова A.A. Вероятностная обработка осциллограмм электрических величин. М.: Энергия, 1972. — 112 с.
  34. В.И., Титов B.C. Случайные нагрузки силовых электроприводов. М.: Энергоатомиздат, 1983. — 160 с.
  35. A.B. Оптимальное проектирование конструкций //Строительная механика и расчет сооружений. 1974. № 4. с. 10−13.
  36. М.Н. Механические свойства грунтов. М.: Стройиз-дат, 1973. — 375 с.
  37. ГОСТ 25 100–82. Грунты. Классификация. М.: Издательство стандартов, 1982.
  38. A.C. Сопротивление усталости и живучести конструкций при случайных нагрузках. М.: Машиностроение, 1989. — 248 с.
  39. Ю.И., Мальков B.JI. Спектральный анализ случайных процессов. М.: Энергия, 1974. — 240 с.
  40. A.B., Красников Ю. Д., Хургин З. Я. Статистическая динамика горных машин. М.: Машиностроение, 1978. — 239 с.
  41. М.Г. Экскаваторы. М.: Машиностроение, 1969.319 с.
  42. Дукарт А. В, Олейник А. И. Динамический расчет балок и рам. М.: Изд-во ВЗПИ, 1990.- 189 с.
  43. И.З. Разрушение мерзлых грунтов взрывом. -М.: Недра, 1981. 243 с.
  44. А.И., Основы разрушения грунтов механическими способами. М.: Машиностроение, 1968. — 375 с. 54.3орин В. А. Основы долговечности строительных и дорожных машин. -М: Машиностроение, 1986. 248 с.
  45. Инструкция по определению экономической эффективности новых строительных, дорожных, мелиоративных машин, противопожарного оборудования, лифтов, изобретений и рационализаторских предложений. 4.1. М.: ЦНИИТЭстроймаш, 1978. — 252 с.
  46. В.М., Нечаев В. В. Причины низкой долговечности канатов строительных экскаваторов // Ин-т геотехн.мех. АН УСС. Днепропетровск, 1985. 12 с. Рукопись деп. в ВИНИТИ 17 мая 1985 г., № 3380−85 Деп.
  47. Инновационный менеджмент. Справочное пособие. М.: Наука, 1998. — 532 с.
  48. Е.М. и др. Автоматизация моделирования строительных и дорожных машин. М.: МИСИ, 1981. — 95 с.
  49. В.П., Махутов H.A. Расчеты деталей машин и конструкций на прочность и долговечность. М.: Машиностроение, 1985. — 224 с.
  50. И.П. Электрические машины. М.: Энергоатомиздат, 1986. — 360 с.
  51. Кох П. И. Надежность и долговечность одноковшовых экскаваторов. М.: Машиностроение, 1966. 133 с.
  52. Кох П. И. Надежность горных машин при низких температурах. -М.: Машиностроение, 1972. 192 с. 63 .Кох П. И. Климат и надежность. М.: Машиностроение, 1981. — 175с.
  53. В.Г. Экономическая эффективность новой техники в строительстве. М.: Наука, 1991. — 131 с.
  54. В.Б. Совершенствование инструмента для резания мерзлых грунтов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1991. — 212 с.
  55. В.Л., Невзоров Л. А., Смородинский И. М. Оптимальное проектирование крановых металлоконструкций. Обзор. М.: ЦНИТЭстрой-маш, 1974. — 54 с.
  56. С. Оптимизация параметров рабочего оборудования карьерных экскаваторов. // Молодые ученые и специалисты народному хозяйству. Томск: Изд-во ТГУ, 1977, Т2. с. «
  57. Е.Ю. и др. Расчет и проектирование строительных и дорожных машин на ЭВМ. М.: Машиностроение, 1980. — 216 с.
  58. Д.Е., Шадрин А. И. Надежность карьерных экскаваторов и станков шарошечного бурения в условиях Севера. М.: Недра, 1976. — 166 с.
  59. Д.Е. Эксплуатация и ремонт карьерных экскаваторов в условиях Севера. М.: Недра, 1984. — 133 с.
  60. Д.Е., Шадрин А. И. Эксплуатация и ремонт механических лопат в условиях Севера. М.: Недра, 1992. — 127 с.
  61. Д.Е., Мейеров Б. М., Краковская Л. И. Прогнозирование оптимальных сроков службы карьерных экскаваторов в условиях Севера //Изв.вузов. Горный журнал. 1984. № 3. С. 92−95.
  62. Д.Е. Эффективность работы карьерных экскаваторов в условиях Севера при регулировании режима загрузки приводов машины //Изв.вузов. Горный журнал. 1988. № 4. С. 70−72.
  63. Д.Е. Повышение надежности и эффективности использования экскаваторов на карьерах Севера //Изв.вузов. Горный журнал. 1995. № 34. С. 77−80.
  64. Математическое обеспечение ЕС ЭВМ. Вып. 24. Пакет научных подпрограмм. Часть 13 /Под ред. М. Л. Петрович. Минск: Институт математики АН БССР, 1980. — 128 с.
  65. Металлические конструкции строительных и дорожных машин /Под ред. В. А. Ряхина. М.: Машиностроение, 1972. — 312 с.
  66. Методические рекомендации по определению расчетной себестоимости эксплуатации машин в строительстве. Госстрой СССР. ЦНИИОМТП.1984.-30 с.
  67. Э.О. Разрушение горных пород. М.: Недра, 1975. -600 с.
  68. JI.K., Полянский Е. С. Эффективность оптимизации стреловых конструкций экскаваторов по группам параметров одинаковой размерности //Исследование землеройных машин. Томск: Изд-во ТГУ, 1979. -С. 94−101.
  69. Л.К., Полянский Е. С. Оптимизация стреловых конструкций экскаваторов-драглайнов. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1989. — 199 с.
  70. Л.К., Полянский Е. С., Торицын Л. О., Мокряк С .Я. Расчет и оптимизация гибких элементов стреловых конструкций. Томск: Изд-во ТГУ, 1991.-131 с.
  71. С.А. Динамика машин для открытых горных и земляных работ. М.: Машиностроение, 1967. — 448 с.
  72. С.А. Конструкция и основы расчета главных узлов экскаваторов и кранов. М.: Машгиз, 1962. 540 с.
  73. Р.Ю. Горные машины и комплексы для открытых горных работ. М.: Недра, 1985. 544 с.
  74. Е.С. О влиянии температуры эксплуатации на сроки службы рабочего оборудования карьерных экскаваторов //Исследование землеройных машин. Сборник статей. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1979. С. 108 115.
  75. Е.С., Михайлов JI.K., Цап Ф.В. Разработка научных основ оптимального проектирования рабочего оборудования строительных машин циклического действия//Изв.вузов. Строительство. 1994. № 12. С. 113 117.
  76. Т.З., Иржак Ю. И., Иванков Б. Ф., Кишко P.C., Садовников Е. М. Управление горными электроприводами со случайным характером нагружения //Изв.вузов. Горный журнал. 1981. № 8. С. 97−103.
  77. .И. Влияние температуры эксплуатации карьерных экскаваторов на режим работы главных электроприводов //Исследование землеройных машин. Сборник статей. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1979. С. 116−120.
  78. .И., Яковлев В. В. Нормирование нагрузок на рабочее оборудование экскаваторов ЭКГ-8 и ЭКГ-8И в зависимости от температуры эксплуатации //Исследование землеройных машин. Сборник статей. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1979. С. 121−126.
  79. Е.И. Статистические методы анализа и обработки наблюдений. М.: Гл.ред.физ.-мат.лит-ры, 1968. — 290 с.
  80. Г., Рейвиндран А., Регсдел К. Оптимизация в технике. КнЛ. М.: Мир, 1986.-349 с.
  81. И.М. Основы строительной механики стержневых систем. М.: Госстройиздат, 1956. — 326 с.
  82. В.А., Мошкарев Г. Н. Долговечность и устойчивость сварных конструкций строительных и дорожных машин. М.: Машиностроение, 1984. — 232 с.
  83. А.Ф., Александров A.B., Лещенков Б. Я., Шапошников Н. М. Строительная механика. Динамика и устойчивость сооружений /Под ред. А. Ф. Смирнова. М.: — Стройиздат, 1984. — 410 с.
  84. СНИП П-23−81. Стальные конструкции. Нормы проектирования. -М.: Стройиздат, 1982. 93 с.
  85. ЮЗ.Сосновский А. И. Исследование процесса разгрузки ковша мощных вскрышных лопат. //Конструкция, расчет и испытания электрогидравлических толкателей. Сборник научных трудов. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1968, С. 97−103.
  86. Строительная механика. Стержневые системы /А.Ф. Смирнов, А. В. Александров, Б. Я. Лащенников, H.H. Шапошников // Под ред. А. Ф. Смирнова. М.: Стройиздат, 1981. — 512 с.
  87. Юб.Тимошенко В. В., Янг Д. Х., Уивер У. Колебания в инженерном деле. М.: Машиностроение, 1985. — 472 с.
  88. Е.Я. Подвески стрел и устройства для подъема рабочего оборудования экскаваторов // Горный журнал. 1983 № 3. с. 24. .26.
  89. Д.И., Бондарович Б. А. Надежность рабочего оборудования землеройных машин. М., Машиностроение. 1981. 280 с.
  90. У., Манг X. Некоторые вопросы автоматизированного составления уравнений для систем с конечным числом степеней свободы //Динамика и прочность машин / Республ.межвед.научн.-техн.сборник. Харьков: Вища школа, 1978. Вып.28. С. 120−126.
  91. ПО.Цернорудский И. Г. Оптимальный параметрический синтез. Энер-гоатомиздат. Ленингр. отд-ние. 1987. 128 с.
  92. Ш. Цытович H.A. Механика мерзлых грунтов. М.: Высшая школа. 1973.-446 с.
  93. .Ф. Обеспечение показателей надежности строительных и дорожных машин при проектировании. М., 1974.
  94. Хог Э., Apopa Я. Прикладное оптимальное проектирование. Пер. с англ. /Под ред. Н. В. Баничука. М.: Мир. 1983. — 479 с.
  95. И4.Шапошников H.H. и др. Расчет машиностроительных конструкций на прочность и жесткость. М.: Машиностроение, 1982. — 333 с.
Заполнить форму текущей работой