Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Управление трудовым потенциалом профессорско-преподавательского состава как условие повышения конкурентоспособности вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Учитывая высокую степень значимости оценки в процессе любого управления, которая заключается в определении отправных точек и направления воздействия и изменения элементов системы была разработана методика оценки трудового потенциала ППС. Данная методика базируется на использовании системы количественных и качественных показателей, раскрывающих квалификационный, социально-демографический… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теория и практика управления трудовым потенциалом профессорско-преподавательского состава как условия конкурентоспособности вуза
    • 1. 1. Сущность и содержание понятия «трудовой потенциал профессорско-преподавательского состава» и «конкурентоспособность вуза»
    • 1. 2. Структура и состояние трудового потенциала профессорско-преподавательского состава вуза на современном этапе развития высшей школы
    • 1. 3. Трудовой потенциал профессорско-преподавательского состава в системе факторов повышения конкурентоспособности вуза
  • Глава 2. Методические основы управления трудовым потенциалом профессорско-преподавательского персонала как условия повышения конкурентоспособности вуза
    • 2. 1. Сравнительный анализ методологических подходов к оценке трудового потенциала профессорско-преподавательского состава вуза
    • 2. 2. Методические подходы к исследованию зависимости конкурентоспособности вуза и трудового потенциала профессорско-преподавательского персонала
    • 2. 3. Система управления трудовым потенциалом профессорско-преподавательского состава вуза
  • Глава 3. Формирование методических и практических рекомендаций по управлению трудовым потенциалом профессорско-преподавательского состава вуза. И
    • 3. 1. Разработка методики оценки трудового потенциала профессорско-преподавательского состава вуза
    • 3. 2. Методические и практические рекомендации по управлению трудовым потенциалом профессорско-преподавательского состава вуза
    • 3. 3. Методические рекомендации по оценке эффективности управления трудовым потенциалом профессорско-преподавательского состава вуза

Управление трудовым потенциалом профессорско-преподавательского состава как условие повышения конкурентоспособности вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Развитие в России инновационной экономики, основанной на рыночных отношениях, и связанные с этим коренные изменения в социально-экономической сфере обуславливают потребность в создании высших учебных заведений мирового уровня.

Реформы высшей школы, направленные на утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, привели к появлению конкуренции на рынке образовательных услуг, росту самостоятельности и свободы вузов, увеличению запросов общества и государства в области услуг, предоставляемых вузами, что диктует необходимость поиска путей повышения их конкурентоспособности.

В силу особенностей и специфики деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования (ВПО) важнейшим условием получения статуса конкурентоспособной организации на образовательном рынке становятся количество и качество профессорско-преподавательского персонала как носителей знаний, опыта, инновационных идей и их способности к продуктивной научной и педагогической деятельности. В связи с высоким духовным, интеллектуальным и творческим содержанием труда профессорско-преподавательский состав (ППС) становится главным конкурентным богатством, помогающим достичь стратегических целей вуза.

Но из-за хронических проблем недофинансирования в 90-е годы XX века, а также иных проблем в управлении высшими учебными заведениями оказалась ослабленной система формирования, эффективного использования и дальнейшего развития трудового потенциала профессорско-преподавательского состава. Отдельные решения, принимаемые на государственном уровне, пока не смогли преодолеть дефицит преподавательских кадров необходимой квалификации, ослабление интереса молодых специалистов к научной и педагогической деятельности, также угрозу потери научных традиций и преемственности поколений.

В этой связи возникает необходимость поиска эффективных внутривузовских механизмов управления трудовым потенциалом ППС, разработки научно-обоснованных направлений и практических рекомендаций, адекватных современным условиям функционирования вузов.

Таким образом, проблема управления трудовым потенциалом профессорско-преподавательского состава вуза выходит на один уровень с совершенствованием технологий обучения, маркетинговых стратегий и качеством подготовки специалистов.

Цель диссертационного исследования — теоретико-методологическое обоснование и разработка методических и практических рекомендаций по управлению трудовым потенциалом профессорско-преподавательского состава с целью повышения конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг.

Для достижения поставленной цели были решены основные задачи:

• уточнить и расширить понятийный аппарат в области управления трудовым потенциалом профессорско-преподавательского состава;

• определить характерные особенности управления профессорско-преподавательским персоналом вуза;

• проследить динамику состояния трудового потенциала профессорско-преподавательского состава вуза;

• систематизировать методические разработки в области управления трудовым потенциалом профессорско-преподавательского состава вуза;

• выявить роль трудового потенциала в системе факторов конкурентоспособности вуза;

• разработать систему управления трудовым потенциалом профессорско-преподавательского состава.

• разработать методику оценки трудового потенциала профессорско-преподавательского состава вуза;

• создать методические и научно-практические рекомендаций по управлению трудовым потенциалом ППС с целью повышения конкурентоспособности вузаОбъектом исследования является трудовой потенциал профессорско-преподавательского состава вузов.

Предмет исследования — механизмы, закономерности, процессы и организационно-управленческие отношения по поводу управления трудовым потенциалом профессорско-преподавательского персонала системы ВПО с целью повышения конкурентоспособности вузов.

Степень научной проработанности проблемы. Вопросы управления образовательной деятельностью в условиях рынка и коммерциализации образовательных услуг рассмотрены в трудах таких российских ученых как A.M. и И. Н. Илышева, Т. Д. Клячко, М. Н. Стриханов, Т. В. Маринина, H.A. Наумова, Л. П. Алексеева, Н. С. Шаблыгина, А. И. Галаган, Н. Г. Багаутдинова,.

A.О. Грудзинская, Р. Г. Стронгин, A.A. Ченцов. Н. С. Браун, Ю. П. Богомолова, И. В. Малюгина, В. А. Садовничий, О. Н. Сполина, А. П. Егоршин, В. М. Филиппов, А. Ф. Хохлова, C.B. Валдайцев, Н. П. Дудченко, Э. В. Злобин, Т. Б. Дороболюк, В .П. Смирнов., В. П. Симонов, Н. В. Солнцева, Ю. С. Васильев, Г. А. Балыхин, В. В. Балашов, С. Д. Резник, Н. Д. Никандров, С. Р. Филонович, Е. А. Карпухина, С. А. Щенников, В. Г. Кинелев, A.B. Молодчик, JI.C. Гребнев, С. А. Беляков. Весомый вклад в развитие теории и практики управления образованием внесли такие зарубежные ученые, как Ф. Фидлер, А. Хартс, Дж. Хоманс, К Шатл, Дж. Марч, Д Митчелл, М. Вебер.

Для оценки возможных факторов конкурентоспособности вузов автор изучал труды И. Б. Романовой, A.JI. Ломакина, Е. А. Федоровой, Л. И. Филиман, А. Г. Печерской, A.A. Загородней, И. А. Заярной, О. В. Орловой,.

B.Е. Кантора, А. Г. Абросимова, А. И. Барановского, В. А. Горского, Б. С. Яхьевой.

Маркетинговый аспект в достижении конкурентоспособности вуза исследован в трудах Д. В. Минаева, О. В. Нотмана, Л. Я. Осипова, В. Б. Полуянова, М. А. Лукашенко, М. В. Артюхова.

Основными трудами для формирования научной гипотезы диссертационного исследования послужили труды в области экономики, социологии, организации и мотивации труда, управления трудовым потенциалом, таких ученых как А. Я. Кибанов, А. Ф. Зубкова, В. А. Столярова, Е. В. Галаева, Е. А. Митрофанова, Т. В. Лукьянова, Е. В. Надворецкая, Б. М. Генкин, И. А. Баткаева, К. А. Кирсанов, А. П. Егоршин, Е. П. Воронов, А. Л. Гинзбург. Г. К. Матушанский, А. Я. Савельев, С. Г. Струмилин, Т. Шульц, Г. Беккер, А. Г. Аганбегян, К. Ф. Пузыня, Г. Шмидт, A.M. Щербаков, A.B. Купера, В. А. Дятлов, В. В. Травин, A.C. Овсянников, Л. Вальрас, E.H. Попов, К. Ч. Лепецкис, Б. М. Ременников, Л. Бреслав, Э. Шейн, В. П. Щетинин, Дж. Роберте, К. Чкуасели, Р. Санадзе, В. Сарджент.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования стали разработки, концепции и гипотезы, сформированные в трудах отечественных и зарубежных авторов, посвященных закономерностям общего менеджмента, управления персоналом, а также частным направлениям менеджмента, таким как управление высшей школой, управление профессорско-преподавательским персоналом, управления качеством образования, экономической социологии, психологии и др. Кроме того, в работе были использованы материалы законодательных и нормативных актов, собственные теоретические, аналитические и практические исследования автора.

Методологической основой диссертационного исследования послужили диалектические принципы, принципы индукции и дедукции, позволяющие выявить основные характеристики явлений и процессов и их взаимосвязи, определить тенденции их становления и развития в рамках глобальной внешней среды.

Исследование базируется на использовании теории системного анализа, теории экономического анализа, общенаучных методов познания, социальной диагностики (анкетирование, интервьюирование), метода экспертных оценок, структурно-функционального и экономико-математического моделирования, бальных и рейтинговых оценок, методов линейного программирования.

Информационно-эмпирической базой исследования послужили сведения официальных федеральных и региональных статистических органов Российской Федерации и зарубежных государств, Министерства экономического развития РФ, Министерства образования и науки РФ, данные Российского союза промышленников и предпринимателей, рейтинговых агентств, материалы федерального образовательного портала, ряд монографических, периодических изданий отечественных и зарубежных ученых, научно-практических конференций.

Содержание диссертационного исследования соответствует пункту 8-Экономика труда: 8.1. Теоретические и методологические основы экономики трудатеории и концепции развития социально-трудовых отношений (теории занятости, рынка труда, управления трудом и т. д.) — 8.5. Человеческий капитал как общественное богатство, его структура и роль в современной экономикечеловеческое развитие, его цели, условия и методы измерения- 8.8. Проблемы качества рабочей силы, подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров, инвестиций в человеческий капиталформирование конкурентоспособности работниковпрофессиональная ориентация населениямобильность кадровПаспорта научной специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством».

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке теоретических положений, методических и научно-практических рекомендаций по управлению трудовым потенциалом профессорскопреподавательского персонала с целью повышения конкурентоспособности вуза и получении следующих результатов:

1. Расширен и систематизирован понятийный аппарат, используемый при исследовании трудового потенциала ППС вуза:

• разработано авторское определение понятия «трудовой потенциал профессорско-преподавательского состава вуза», который представляет собой совокупность личных способностей, трудовых качественных и количественных характеристик профессорско-преподавательского персонала, определяющих объемы его участия в научно-исследовательской, учебно-методической и внеучебной деятельности, необходимых для достижения требуемых стандартов образования, запросов потребителей и целей высшего учебного заведения, а также позволяющих непрерывно совершенствоваться в процессе трудовой деятельности;

• уточнено содержание понятия «конкурентоспособность вуза», которая заключается в способности высшего учебного заведения успешно выдерживать конкуренцию с профильными вузами (потенциалом вузов), за счет наиболее эффективной реализации трудового, инновационного, научно-технического, информационного и финансово-инвестиционного потенциала в условиях конкурентного рынка образовательных услуг.

2. Теоретически обоснована структура трудового потенциала ППС, включающая 6 компонентов: квалификационный, социально-демографический, организационный, инновационный, мотивационный, нравственный — каждый из которых раскрывает особенности личностных и профессиональных характеристик профессорско-преподавательского состава вуза.

3. Разработана модель взаимозависимости трудового потенциала ППС и конкурентоспособности вуза, в основе которой лежит комплексная всесторонняя оценка конкурентоспособности вуза, и которая доказывает необходимость применения управленческого воздействия на все компоненты трудового потенциала ППС с целью повышения конкурентоспособности вуза. Сформулированы принципы системы взаимодействия трудового потенциала ППС и конкурентоспособности вуза: системности, эффективности, обоснованности, динамичности и гибкости, плановости и перспективности.

4. Разработана система управления трудовым потенциалом, ориентированная на повышение конкурентоспособности вуза на основе эффективного использования и развития трудового потенциала профессорско-преподавательского состава, и включающая такие элементы, как количественные и качественные характеристики профессорско-преподавательского персонала и конкурентоспособность вузакомпоненты трудового потенциала ППС (объект управления) — государство, общество, руководство вуза (субъекты управления) — технология управления, которая предполагает формирование, развитие и использование трудового потенциала ППСфункции управления (планирование, организация, мотивация, контроль, координация) — нормативно-методическая, информационно-техническая, правовая и финансовая база.

5. Создан алгоритм оценки трудового потенциала ППС, базирующийся на использовании системы количественных и качественных показателей, раскрывающих квалификационный, социально-демографический, организационный, инновационный, мотивационный и нравственный компоненты, основанный на методе экспертной оценки и реализуемый в режиме постоянного мониторинга состояния трудового потенциала.

6. Разработаны методические и научно-практические рекомендации по управлению трудовым потенциалом ППС, основанные на декомпозиции целей совершенствования компонентов трудового потенциала с учетом его текущего состояния и включающие формирование кадрового резерва, содействие профессиональному развитию с целью максимальной реализации творческой составляющей, планирование профессиональной карьеры профессорско-преподавательского персонала.

Практическая значимость диссертационного исследования.

Реализация полученных результатов в ходе диссертационного исследования позволит унифицировать имеющиеся практические разработки в области управления образовательным учреждением ВПО, создать условия для наиболее эффективного использования профессорско-преподавательского состава, что в конечном итоге приведет к повышению эффективности функционирования вуза в целом. Практические рекомендации позволят быстро адаптировать методический инструментарий к конкретному учебному заведению, что обеспечит оперативное начало внедрения мероприятий по повышению его конкурентоспособности.

Апробация работы.

Основные положения и содержание диссертационного исследования докладывались на научно-практических конференциях:

Всероссийской научной конференции молодых ученых «Реформы в России и проблемы управления» (Москва, ГУУ, 2010 г.), Всероссийской научной конференции молодых ученых «Реформы в России и проблемы управления» (Москва, ГУУ, 2011 г.), Городской научно-практической конференции «Повышение профессиональной квалификации руководящих и педагогических работников в условиях модернизации образования» (Москва, МГПУ, 2011 г.).

Апробация предложенных методических рекомендаций выполнена на базе Государственного университета управления, Государственного университета — Высшая школа экономики, Академии труда, и социальных отношений, Российской экономической академии, Российского государственного социального университета, Московского городского педагогического университета, Финансовой академии при Правительстве РФ, Московского гуманитарного университета и др.

Публикации.

По теме диссертационного исследования было опубликовано 6 работ общим объемом 1,7 п.л., в том числе 3 работы в изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура и объем диссертационного исследования.

Структура работы определена целью и поставленными задачами. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы из 176 наименований, 1 приложения, содержит 199 страниц машинописного текста, 21 рисунок, 40 таблиц.

Выводы по главе 3:

Основными научными и практическими результатами исследования, отраженными в третьей главе, стали следующие разработки:

1. Предлагаемая методика оценки трудового потенциала ППС, базирующаяся на информации, полученной с трех различных сторонстатистические данные, экспертный анализ, оценка со стороны профессорско-преподавательского состава вуза (взгляд на проблему «изнутри») — позволяет не только получить «срез» развития компонентов трудового потенциала ППС на определенный момент времени, но и наиболее точно выявить факторы, определяющие необходимость управленческого воздействия на таковой. Для реализации предложенной методики сформирован комплекс тезисов, объединенный в 3 блока: блок формирования, блок использования и блок развития трудового потенциала.

ППС. В качестве количественного результата анализа показателей, полученных на основании анализа тезисов, выступает интегральный показатель ФИР, который отражает уровень развития трудового потенциала и учитывает квалификационные, организационные, мотивационные, инновационные и нравственные возможности ППС.

2. По нашему мнению, крайне важно иметь не только комплексное представление о состоянии и степени использования трудового потенциала в конкретный момент времени, но и видеть развитие его составляющих в динамике. В связи с этим оценка обязательно должна проводиться в режиме мониторинга состояния трудового потенциала, в ходе которого управленческая команда сможет своевременно диагностировать отклонения в состоянии трудового потенциала, прогнозировать тенденции изменения и получать обратную связь по достигнутым результатам, что позволит совершать необходимые управленческие действия по изменению уровня использования трудового потенциала на каждом этапе оценки.

3. На базе структуры системы управления трудовым потенциалом ППС вуза разработан комплекс мероприятий по его управлению, состоящий из нескольких этапов: подготовительно-информационного, аналитико-диагностического, творческого, организационного, координационного. Смысловой нагрузкой каждый этап наполнила декомпозиция целей совершенствования компонентов трудового потенциала с учетом его текущего состояния.

4. Проведенный анализ уровня реализации трудового потенциала и уровня конкурентоспособности нескольких вузов московского региона подтвердил гипотезу о влиянии компонентов трудового потенциала ППС на составляющие конкурентоспособности вуза, что еще раз подтверждает необходимость управления трудовым потенциалом профессорско-преподавательского персонала. При этом было отмечено, что конкурентные позиции вуза зависит от многих факторов, а не только от уровня развития и использования трудового потенциала ППС.

5. На основании анализа взаимосвязи конкурентоспособности вуза и трудового потенциала ППС были предложены следующие процедуры в рамках организационного этапа модели управления: формирование кадрового резерва, стимулирование к саморазвитию ППС, разработка карьерограмм на каждого представителя профессорско-преподавательского штаба.

6. В качестве показателей оценки эффективности мероприятий по управлению трудовым потенциалом ППС, отражающих действия управленческой команды по каждому компоненту трудового потенциала, были предложены показатели результатов формирования, развития и использования трудового потенциала и показатели затратной части вуза на осуществление такого управления.

Заключение

.

Развитие фундаментальной науки и образования в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2011 — 2015 годы отнесено к стратегическим национальным приоритетам Российской Федерации. Развитие трудового потенциала профессорско-преподавательского персонала высшей школы, как носителей, способных передавать знания и постигать неизведанное в науке, обеспечение преемственности научных знаний отнесены к одному из основных направлений политики государства в области развития науки и технологий.

Особенность нынешней кадровой политики в сфере образования заключается в ее стихийности и отсутствии каких-либо четких принципов управления профессорско-преподавательским персоналом. Между тем, негативные тенденции, проявившиеся в последнее время (такие, как старение профессорско-преподавательского состава, отток молодых преподавателей в коммерческие структуры, за рубежразрыв преемственности поколений и т. д.), поставили под угрозу конкурентоспособность особенно государственных вузов. Такие неутешительные прогнозы обусловили необходимость изменения ситуации в управлении профессорскопреподавательским персоналом вуза.

На решение этой проблемы было направлено настоящее исследование, основная цель которого — выработка научно-обоснованных, перспективных, унифицированных методических и практических рекомендаций по управлению трудовым потенциалом профессорско-преподавательского состава, с целью достижения вузом максимальной конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

Для понимания сущности объекта управления была проанализирована научная литература, которая показала сложность и многогранность понятий «трудовой потенциал профессорско-преподавательского состава» и «конкурентоспособность вуза».

Автором предложено собственное определение понятия «трудовой потенциал профессорско-преподавательского состава», который представляет собой совокупность личных способностей, трудовых качественных и количественных характеристик профессорско-преподавательского персонала, определяющих объемы его участия в научно-исследовательской, учебно-методической и внеучебной деятельности, необходимых для достижения требуемых стандартов образования, запросов потребителей и целей высшего учебного заведения, а также позволяющих непрерывно совершенствоваться в процессе трудовой деятельности. Авторское понимание трудового потенциала ППС также предполагает необходимость обладания данной категории персонала вуза совокупностью педагогических, исследовательских, организаторских, ораторских, психологических, инновационных, креативных и рефлексивных, а также иных способностей, позволяющих ему быть специалистом не только в непосредственной предметной области, но и во многих других областях знаний.

При изучении основных факторов конкурентоспособности вуза отмечена высокая роль трудового потенциала профессорско-преподавательского состава. Данной предположение обусловило необходимость изучения уровня зависимости трудового потенциала и конкурентоспособности вуза.

Сформированная структура трудового потенциала ППС, включающая 6 компонентов: квалификационный, социально-демографический, организационный, инновационный, мотивационный, нравственныйпозволила раскрыть особенности личностных и профессиональных характеристик представителей профессорско-преподавательского штаба вуза, которые в результате эффективного управленческого воздействия могут стать двигателями конкурентоспособности вуза.

Анализ текущего состояния существующей системы управления трудовым потенциалом доказал, что она не способна обеспечить оптимальный баланс процессов сохранения и обновления профессорско-преподавательских кадров системы высшего образования российских и, в частности, столичных вузов без внедрения современных механизмов и методов управления персоналом.

Основой разработки более эффективной системы управления трудовым потенциалом послужило формирование модели взаимного влияния трудового потенциала ППС. Данная модель базируется на принципах системности, эффективности, обоснованности, динамичности и гибкости, плановости и перспективности. Предложенная модель позволила обосновать закономерности развития всех составляющих конкурентоспособности вуза в результате изменения степени реализации трудового потенциала профессорско-преподавательского состава.

Для реализации цели повышения конкурентоспособности вуза, разработана система управления трудовым потенциалом, основанная на эффективном использовании и развитии трудового потенциала профессорско-преподавательских работников, и включающая такие элементы, как.

• вход (количественные и качественные характеристики профессорско-преподавательского персонала, с которыми он попадает в эту систему) и выход (конкурентоспособность вуза);

• объект управления — компоненты трудового потенциала ППС;

• субъекты управления — государство, общество, руководство вуза;

• технология управления, которая предполагает формирование, развитие и использование трудового потенциала ППС;

• функции управления — планирование, организация, мотивация, контроль, координация;

• нормативно-методическая, информационно-техническая, правовая и финансовая база.

Анализ методологических подходов к оценке трудового потенциала ППС показал, что на данный момент не разработан инструментарий,.

177 позволяющий комплексно оценить количественные и качественные потенциальные возможности главной научной и образовательной артерии вуза. Существующие методики имеют ограниченные наборы показателей, касающиеся лишь отдельных сторон профессии профессорско-преподавательского работника.

Учитывая высокую степень значимости оценки в процессе любого управления, которая заключается в определении отправных точек и направления воздействия и изменения элементов системы была разработана методика оценки трудового потенциала ППС. Данная методика базируется на использовании системы количественных и качественных показателей, раскрывающих квалификационный, социально-демографический, организационный, инновационный, мотивационный и нравственный компоненты, основанной на методе всесторонней экспертной оценки и проводящийся в режиме постоянного мониторинга состояния трудового потенциала. Методика предполагает исследование 3 блоков качеств (формирующего, использования и развивающего), которые формируют интегральный показатель уровня реализации трудового потенциала ППС.

Разработаны методика и практические рекомендации по управлению трудовым потенциалом ППС, которая включает 5 этапов: подготовительно-информационный, аналитико-диагностический, творческий, организационный, координационный.

В результате расчета интегрального показателя уровня конкурентоспособности и уровня реализации трудового потенциала ППС, согласно представленной модели зависимости данных экономических категорий, подтверждена основная гипотеза диссертационного исследования о возможности и необходимости осуществления управления трудовым потенциалом ППС с целью повышения конкурентоспособности вуза, а также предложены следующие процедуры в рамках организационного этапа модели управления ТП ППС: формирование кадрового резерва, стимулирование к саморазвитию ППС, разработка карьерограмм на каждого представителя профессорско-преподавательского штаба.

Сформированы показатели оценки эффективности мероприятий по управлению трудовым потенциалом ППС, отражающие действия управленческой команды по каждому компоненту трудового потенциала, необходимые для повышения конкурентоспособности вуза.

Необходимо отметить, что в результате изучения специальной литературы и полученных в ходе исследования результатов перед диссертантом встают новые перспективные задачи:

• совершенствование документационного и нормативно-методического обеспечения системы управления трудовым потенциалом;

• использование информационных технологий в управлении и оценке уровня реализации трудового потенциала ППС;

• определение путей и источников финансирования современной системы управления трудовым потенциалом ППС;

Внедрение практических рекомендаций, разработанных в данном исследовании, а также решение вновь поставленных исследованием задач позволит существенно повысить уровень реализации трудового потенциала ППС и конкурентоспособности вуза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л., Бережная И. Профессионализм педагога: компоненты, критерии оценки // Высшее образование в России. — 2008. — № 10. — С. 146−148
  2. B.C. Модель человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа. 1998. — 354 с.
  3. JI. П., Шаблыгина Н. С. Проблемы кадрового потенциала вузов и некоторые пути их решения. М.: НИИВО. — 2005. — 44с.
  4. Л. Психологическая компетентность преподавателя высшей школы // Высшее образование в России. 2007. — № 8. — С. 103−105
  5. А.Л., Дмитриев Н. М., Шереги Ф. Э. Качество научно-педагогического потенциала. М.: Издание центра социальногопрогнозирования, 2002.
  6. Ю.В. Трудовой потенциал и некоторые проблемы его формирования // Организационно-экономические проблемы развития предприятия. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2001. — с. 25−27
  7. Т.Г. Управление формированием кадрового потенциала в сфере науки высшей школы: Монография. Москва. — 2001. — 152 с.
  8. Бакалавр Экономики. Хрестоматия в 3-х томах РЭА им. Г. В. Плеханова, Центр кадрового развития. Том. 2. М.: Информационноиздательская фирма «Триада». 1999.
  9. Ю.Балашов В. В., Лагунов Г. В., Малюгина И. В. и др. Организация научно-исследовательской деятельности студентов в вузах России: Монография. В 3-х ч. 2-е изд., испр. и доп. — М., ГУУ, 2002.
  10. П.Балыхин Г. А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект. М.: Изд-во «Экономика», 2003. — 428 с.
  11. С.Н. Образовательный потенциал педагога как «человека культуры» // Высшее образование в России. 2009. — № 5. — С. 105−108
  12. . Воспроизводство кадров для науки и высшей школы // Высшее образование в России. 2008. — № 4. — С. 46−49
  13. В.В. Концепция и методика позиционной оценки конкурентоспособности объектов высшего образования. М.: АПК и ППРО. — 2005. — с. 12.
  14. H.H., Могилевкин Е. А. Кадровый менеджмент в вузе. -Владивосток: ВГУЭС. 2003.
  15. H.H., Могилевкин Е. А. Мотивация и демотивация профессиональной деятельности персонала вуза (на примере вузов Дальневосточного Федерального округа). // Университетское управление: практика и анализ. 2004. — № 3. С. 79−87.
  16. И., Березовский А. Кадры современной высшей школы // Высшее образование в России. 1998. — № 2. — С. 22−62.
  17. Е.Ф. Экономическая теория: Учебник 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект. — 2005. — 544с.
  18. Ю.С., Волков Ю. В., Мочалина Т. А. Оптимизация численности кадрового резерва как элемент управления кадровым потенциалом // Университетское управление: практика и анализ.2006. № 2. — С. 57−60
  19. Бугаков В. П. Особенности маркетинга услуг // Маркетинг в России и зарубежом. № 2. — 1998.
  20. М.И. Управление персоналом: развитие трудового потенциала. М.: Инфра-М, 2005. — 192 с.
  21. Вайндорф-Сысоева М. Е. Подготовка педагогических кадров в виртуальной образовательной среде // Высшее образование в России. -2009.-№Ю.-С. 24−28
  22. Ю.С. Экономика и организация управления вузом: Учебник / Васильев Ю. С., Глухов В. В., Федоров М. П. 2-е изд. — СПб.: Лань, 2001.-543 с.
  23. Ю.С., Кугель С. А., Тихомиров В. Г., Яковлев И. П., Карпова H.A., Ходырев В. Е., Маслобоева О. Д. Кадры и кадровая политика в высшей школе. М., 1991. — С. 103.
  24. Е.Ю. Рейтинг преподавателей и кафедр в вузе // Университетское управление: практика и анализ. 2007. — № 3. — С. 3948
  25. О. А. К вопросу об управлении деятельностью преподавателя высшего учебного заведения // Управление в социальных и экономических системах: сб. ст. V Междунар. науч-практ.конф. -Пенза: ПГСХА. 2007. — с. 198−201.
  26. Е.Б. Теоретическая модель определения потребности народного хозяйства в научно-педагогических кадрах высшей квалификации. // Проблемы современной экономики. 2007. № 3(23).
  27. Е., Лебедев С. Управление научной деятельностью // Высшее образование в России. 2001. — № 1. — с. 85−94.
  28. А. А. Предпринимательская деятельность учреждений профессионального образования. М.: НИИВО. — 1996. — 92с.
  29. Всеобщая Декларация прав Человека. Генеральная Ассоциация ООН, 10 декабря 1948 г.
  30. С. 164−165. Режим доступа: www. kspu .ru/uop2//uploads/1 207 103 819/10−01 .doc
  31. Е. Кадры высшей школы: актуальное состояние // Высшее образование в России. 2006. — № 9. — с. 23−31.
  32. .М. Экономика и социология труда. 7-е изд., доп. — М.: Норма, 2007.-448 с.
  33. О.Б. Формирование стратегии развития кадрового потенциала ВУЗа: дисс.. канд. экон. наук. Ижевск. — 2002. — 161 с.
  34. М.А. Основы менеджмента в образовании: учебное пособие. 3-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2010. — 480 с.
  35. Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособность: учеб пособие. СПб: Изд-во СПбГУЭФ., 1998. — 207 с.
  36. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы». // Юрист вуза. 2005. — № 11. — С.83−86
  37. Л. Кадровый потенциал российской науки // Высшее образование в России. 2002. — № 4. — С. 8−21
  38. Ю. В. Применение методов самооценки в практике вузовского управления // Качество Инновации Образование. 2009. — № 2. — С. 2−5
  39. Л.И., Маркина Л. Л. Подготовка преподавателей вуза к инновационной профессионально-педагогической деятельности // Высшее образование в России. 2009. — № 2. — С. 91−95
  40. , Е. Управление имиджем ВУЗа Электронный ресурс. / Е. Дагаева. [2008]. — Режим доступа: http://www.top-personal.ru/issue.html7377
  41. Г. В. Применение обобщенных характеристик деятельности преподавателя для формирования конкурентной среды в университете // Университетское управление: практика и анализ. 2007. — № 1. — С. 22−32
  42. И.Г. Государственная кадровая политика в сфере науки и ее результаты. // Университетское управление: практика и анализ. 2006. — № 6. -с. 62−68.
  43. И.Г., Грэхэм JI. Наука в новой России: кризис, помощь, реформы. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ. — 2009. — 240 с.
  44. И.Г., Киселева В. В. Тенденции развития научных школ в современной России. М.: ИЭПП. — 2009. — 164 с.
  45. A.A. Развитие профессионализма преподавателя высшей школы: учебно-методическое пособие. М.: Издательство РАГС. -2007. — 384 с.
  46. А.Н., Дятлов С. А., Царенова Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука, 1999. — 295 с.
  47. , А. А. Модель компетенции преподавателя вуза / А. А. Дульзон, О. М. Васильева // Университетское управление: практика и анализ. 2009. — № 2. — С. 29−37.
  48. JI. Я. Социальные технологии в управлении современным университетом // Высшее образование в России. 2009. — № 9. — С. 4754
  49. Т.К. Конкурентоспособность и конкурентные преимущества ВУЗа // Проблемы современной экономики. 2009. — № 4.
  50. Jl.А. Экономика труда. Учебное пособие. Омск.: Изд-во ОмГУ. — 2000. — 335 с.
  51. З.Ф. Взаимодействие научной и педагогической деятельности преподавателя университета. Автореф. дисс. д-ра. пед. наук. M ПроСофт-Л, — 1975.-48с.
  52. Жак C.B. Кирой В. Н. О рейтинговой оценке научно-педагогических работников и научно-образовательных структурных подразделений вуза // Университетское управление: практика и анализ. 2007. — № 5. -С. 66−71
  53. , В. Подготовка преподавателя высшей школы -стратегическая задача / В. Жураковский, 3. Сазонова // Высшее образование в России. 2004. — № 4. — С. 38−44.
  54. П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления. -М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг». 1997.- 195 с.
  55. России. 1998. — № 3. — С. 13−14.
  56. О., Зозолева А. Мониторинг образовательного процесса // Высшее образование в России. 2004. — № 11. — с. 59−61.
  57. В. Гурье Л., Зарминов А. Педагогическая деятельность: проблемы, сложности // Высшее образование в России. 1997. -№ 4. -С. 44−49.
  58. А.И. Планирование на предприятии: Учеб. пособие, в 2 ч. ч1. Стратегическое планирование. М.: Высшая школа. — 2004.
  59. Н. Ф. Мониторинг процесса профессионального становления педагога, занимающегося инновационной деятельностью // Стандарты и Мониторинг в образовании. 2009. — № 2. — С. 3−7
  60. Индикаторы науки: 2009. Статистический сборник. М.: ГУ-ВШЭ, 2009. — 352 с.
  61. В.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия». — 2004. — 208 с.
  62. Т. Преподаватель как субъект качества образования // Высшее образование в России. 2003. — № 2. — С. 17−23.
  63. Э.Э. Подготовка научных кадров в России и за рубежом (сравнительный анализ) // Высшее образование в России. 2009. — № 7. — С.24−34.
  64. А.Я., Лукьянова Т. В., Ловчева М. В. Квалификационные требования к должностям работников образования // Ученый Совет.2009.-№ 3.-С. 38−40
  65. A.A., Кондратьев В. В. Методологические основы современной системы повышения квалификации преподавателей вузов // Высшее образование в России. 2009. — № 2. — С. 83−86
  66. И. Конкуренция и предпринимательство / пер. с англ. под ред. проф. А. Н. Романова. -М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2001. — 239с.
  67. М.И. Конкурентные стратегии: учебное пособие. Спб. — 2007. — 300 с.
  68. А. Профессиональные деформации личности преподавателя // Высшее образование в России. 2007. — № 3. — С. 141−143
  69. О. В. Контроллинг процесса учебно-методической деятельности в системе менеджмента качества вуза // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. — № 6. — с. 69−82.
  70. В., Мануйлов В., Приходько В., Жураковский В., Федоров И., Романкова Л. Кадровая политика в высшей школе: методологические принципы. // Высшее образование в России. 2003. — № 1. С. 53−58.
  71. Л.А. Оценка конкурентоспособности вуза // Маркетинг в России и за рубежом. 2007. — № 5. — С. 48−54.
  72. Ю. Анализ конкурентоспособности и привлекательности регионального вуза // Вестник высшей школы. 2005. — № 4. — С.39−43
  73. Г. Ф. Самооценка вузовской элиты // Высшее образование в России. 1998. — № 3. — С. 29−34.
  74. Г. Ф. Высшая школа России (Проблемы сохранения интеллектуального потенциала). М.: Мысль. — 1998. — 258 с.
  75. М. М. Совершенствование системы управления высшим образованием в условиях модернизации образования // Университетское управление: практика и анализ. 2008. — № 3. — С. 1923
  76. В. Психологический менеджмент в системе управления вузом // Высшее образование в России. 2006. — № 3. — С. 103−104
  77. Г., Ол Доннел. С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. Москва. — 1981. — 242 с.
  78. В.Н., Пирогова Е. В. Управление конкурентоспособностью персонала высшего учебного заведения Ульяновск: УлГТУ. — 2010. -204 с.
  79. М. Психологические условия и факторы профессионального развития личности вузовского преподавателя // Высшее образование в России. 2008. — № 6. — С. 114−118
  80. Т.В. Организационно-экономическое обеспечение профессионального роста научно-педагогических работников высшей школы: дисс.. канд. экон. наук. Москва. — 2003. — 145 с.
  81. С.А. Формирование мотивации и стимулирования труда преподавателей высших учебных заведений: дисс.. к-та экон. наук. -Москва. 2004.
  82. Н. Научно-исследовательская деятельность студентов // Высшее образование в России. 2005. -№ 3. — с. 122−124.
  83. О. Внеаудиторная работа студентов в системе специального образования // Высшее образование в России. 2006. — № 10. — с. 163 165.
  84. И.В. Управление воспроизводством кадрового потенциала сектора науки в высших учебных заведениях России: Монография. -Москва.-2006.- 187 с.
  85. Р.Е. Об экономической сущности понятий «конкурентоспособность предприятий» и «управление конкурентоспособностью предприятия» // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. — № 2.
  86. Маркетинг / под ред. Кредисова А. И. К.: Украина. — 1995. — 399 с.
  87. Маркетинг. Словарь / Азоев Г. Л., Завьялов П. С., Лозовский Л. Ш., Поршев А. Г., Райзберг Б. А. М.: ОАО НПО Экономика. — 2000. — 361 с.
  88. Н.В. Ценностный компонент творческого потенциала личности педагога // Педагогика. 2006. — № 3. — С.48−57
  89. Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие. Москва: Инфра-М. — 1999.
  90. И.С. Использование трудового потенциала. М., 1987. 194 с.
  91. А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003. 351 с.
  92. Г., Завада Г. Подготовка преподавателя высшей школы в условиях ее модернизации // Высшее образование в России. 2008. -№ 3. — С. 26−32
  93. Г. У., Цвенгер Ю. В. Основные характеристики психолого-педагогической подготовки и переподготовки преподавателя высшей школы на современном этапе. // Психологическая наука и образование. 2001. — № 2.
  94. В., Татур Ю. Подготовка преподавателя высшей школы: компетентностный подход // Высшее образование в России. 2007. -№ 11. — С. 46−56
  95. Международный маркетинг: учебное пособие / под ред Н. И. Перцовского. М.: Высшая школа. — 2001. — 239 с.
  96. Менеджмент образования: учеб. Пособие / под ред. А. П. Егоршина.1. М.: Логос, 2009. 308с.
  97. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учеб. для вузов по / под ред. Ф. М. Русинова, М. Л. Разу. М.: ИД ФБК-Пресс. -2000. — 502 с.
  98. Е. А., Горшкова О. В., Новгородов А. С. Деловая оценка персонала в вузе: анализ, возможности, перспективы // Университетское управление: практика и анализ. 2008. — № 1. — С. 4854
  99. Е.А., Богдан H.H. Кадровая политика и стратегия организации // Высшее образование сегодня. 2005. — № 9. — С.12−18
  100. Н.К., Конышева М. В. Управление маркетингом как фактор конкурентоспособности фирмы // Маркетинг. 1999. — № 6. — с. 22−34.
  101. A.B., Чернилевский Д. В. Креативная педагогика и психология: учебное пособие. М.: Академический Проект, 2004. — 560 с.
  102. И.А., Мудрова Е. Б., Пахомов С. И., Стриханов М. Н. Проблемы и методы управления структурой кадров высшейквалификации в системе высшего образования /Науч. ред. A.B. Федотов. СПб.: Изд-во Политехнического ун-та. — 2005. — 176 с.
  103. С. Управление конкурентоспособностью вуза: современные особенности // Высшее образование в России. 2007. -№Ю.-С. 39−43
  104. ПО.Мохначев С. А. Современные тенденции развития управления конкурентоспособностью вуза // Маркетинг в России и за рубежом. -2008. -№ 1.- с. 67−71
  105. Е.В. Повышение профессионализма преподавателей высшей школы на основе его оценки: дисс. канд. экон. наук. Москва. -2006.- 156 с.
  106. И.Б. Преподаватели экономических дисциплин: профессиональный потенциал, особенности занятости и трудовой мотивации: Монография М.: МАКС Пресс. — 2005 — 279 с.
  107. H.A. Эффективность систем управления персоналом: Монография. СПб.: СПбГИЭА, 1998. — 119с.
  108. О мерах по реализации Министерством общего и профессионального образования рекомендаций парламентских слушаний в Государственной Думе РФ «Образование и национальная безопасность России» // Образование в документах. 1997. — № 4.
  109. А.П. Маркетинг образовательных услуг: методология, теория и практика // Режим доступа: www.marketing.cfin.ru/libspecial/branch/index .html
  110. А. Корпоративная культура негосударственного вуза как фактор обеспечения его устойчивого развития как социальной системы. // Труд и социальные отношения. 2008. — № 3.
  111. А., Сухов С. Стратегическое управление конкурентоспособностью вуза // Высшее образование в России. 2007. — № 2. — С. 9−15
  112. К., Сутырин С. Ф., Елкина A.C. Конкурентоспособность ВУЗа в условиях интернационализации высшего образования // Проблемы современной экономики. 2007. — № 1.
  113. Планирование социального развития коллектива производственного объединения: Методические рекомендации / под ред. Д. А. Каримова, Ж. Т. Тощенко и др. М.: Профиздат, 1987.
  114. М.И. Акмеологическая концепция профессионального становления преподавателей высшей школы: дисс.. д-ра псих-их наук. Москва. — 2009.
  115. Положение о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников // Официальные документы в образовании. 2009. — № 30 (350).
  116. В.Н. Пути решения проблем поддержки кадрового потенциала в научно-педагогической сфере. // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. 2009. — № 2. С. 88−90.
  117. М. Международная конкуренция / пер. с англ. под ред. В. Д. Щетинина. М.: Международные отношения. — 1993. — 896 с.
  118. Практическое пособие по правовому регулированию труда профессорско-преподавательского состава вуза / Сост. И. А. Чащихина. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. -168 с.
  119. Прогноз развития высшего образования в России: 2009−2011 гг. / Под ред. Т. Л. Клячко. Москва: МАКС Пресс. 2009.
  120. Е.А. Профессиональный потенциал менеджеров как фактор повышения конкурентоспособности промышленного предприятия: дисс.. канд. экон. наук. 2008. — 169 с.
  121. С.Д. Деканы России: Кто они? Педагоги? Ученые? Менеджеры? // Университетское управление: практика и анализ.2007. -№ 3, — С. 53−58
  122. С.Д. Кафедры наших вузов очень часто управляются непрофессионально // Управление персоналом. 2003. — № 4. С. 15−17.
  123. С.Д. Управление кафедрой. М.: Инфра-М. — 2010. — 608 с. Ш. Репринцев Д. Д. Проблемы правового регулирования труда преподавателей вузов // Право и образование. — М., 2009, № 9. — С. 3543
  124. Л.И. Научно-педагогические кадры высшей школы России: современное состояние и концепция развития. М.: Б.и., 2004. — 223 с.
  125. Ю. Теория конкуренции и задачи повышения конкурентоспособности российского образования // Высшее образование в России. 2007. — № 1. — с. 35
  126. И. В. Отношение ППС к международной проектной деятельности // Высшее образование в России. 2009. — № 4. — С. 4347
  127. Рыночная экономика. Словарь / под общ. ред. Г. Я. Кипермана. М.:
  128. Республика. 1995. — 624 с.
  129. А.К. Управление немотивированным персоналом (на примере преподавателей вузов) / Управление университетом в условиях рынка: Сборник статей. Часть I. Спб.: СЗТУ, 2004. — С. 50−56
  130. А.К. Экономика и социология труда: Учеб.пособие. СПб.:1. Питер, 2002 128 с.
  131. Ю.А. Конкурентоспособность российских предприятий в сфере международной торговли // Вопросы статистики. 2004. — № 7. -с.15−29.
  132. О.В. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. № 1. — 1999.
  133. В. Реорганизация управления образованием и наукой и перспективные задачи высшей школы // Вестник высшей школы. -2004. -№ 3. С.3−7.
  134. В.А. Кадры для науки // Высшее образование сегодня. -2004. № 3. — С.6−13.
  135. Е. В., Мартыненко О. О. Мониторинг формирования компетенций как важнейший инструмент управления образовательным процессом вуза // Университетское управление: практика и анализ. -2008. -№ 3.- С. 42−49
  136. Э.Р. Проблемы управления персоналом на современном этапе.-СПб: УЭФ.- 1995.
  137. О. М. Особенности профессиональной мотивации преподавателей экономических вузов // Высшее образование в России. -2009.-№ 9.-С. 152−156.
  138. М.И., Баландин И. Ю., Тяжов А. И. Трудовой потенциал социалистического общества. М.: Экономика, 1987. — 102 с.
  139. Г. Б., Зотова Е. А., Сурнина Т. Ю. Управление психолого-педагогическим блоком компетенций современного преподавателя университета // Университетское управление: практика и анализ.2006.-№ 2.-С. 51−56
  140. Н.Д. Образование в современном мире (социологический анализ). Монография. М.: Экономика и финансы. 2004. — 224 с.
  141. О.В. О структуре трудового потенциала //Социологические исследования. 1982. — № 2 — с. 75−79.
  142. О., Алехина О. «Обучающийся» подход к развитию культуры организации // Управление персоналом. 2001. — № 7. — с. 11−12.
  143. М., Трубецков Д. Короновский А. Анализ и прогноз изменений научно-педагогического потенциала высшей школы // Высшее образование в России. 2003. — № 3. — с. 3−17.
  144. О.Б. Особенности управления образовательными процессами в ВУЗе // Ползуновский альманах. 2009. — № 1. С. 171 180.
  145. О.Б., Кочугаев П. Н., Сухарев Л. А., Массерова H.H. Компетенции академического и административного персонала университета и инновационная деятельность // Университетское управление: практика и анализ. 2007. — № 1. — С. 51−59
  146. В.В. Культура предпринимательства СПб: Издательство «Питер». — 2000. — 368 с.
  147. Трудовые ресурсы. Социально-экономический анализ / под ред. Костакова В. Г. М.: Экономика. 1976.
  148. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы. Аналитический доклад / Руководитель авторского коллектива
  149. B.М.Филиппов. М.:Логос.2005.-540с.
  150. Управление высшим учебным заведением: Учебник / под общ. ред.
  151. C.Д. Резника и В. М. Филиппова. М., 2010.
  152. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под ред. проф., д-ра Р. Марра, д-ра Г. Шмидта. М.: Изд-во МГУ, 1997.
  153. Управление персоналом организации / под ред. Кибанова А. Я. -Москва. Инфра-М. — 2008.
  154. O.A. Социологический анализ кадрового потенциала региона // Высшее образование сегодня. 2009. — № 8. — С. 43−45
  155. Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. Маркетинг, «Дашков и1. Со». 2002. — 892 с.
  156. Р. А. Конкурентоспособность: Россия и мир 1992−2015. Экономика. — 2005. — 608 с.
  157. Р. А. Стратегический менеджмент. Питер. — 2008. -368 с.
  158. Р. Управление конкурентоспособностью вуза // Высшее образование в России. 2006. — № 9. — С.37−38
  159. Е.А. Конкурентоспособность вузов // Высшее образование сегодня. 2008. — № 11. — С. 42−43
  160. Дж. Мировая динамика М.: Наука. — 2003. — 152 с.
  161. Р. Обновление производства: атакующие выигрывают / пер. с англ. под ред. В. И. Данилова-Данильяна. М.: Прогресс. — 1987. — 272 с.
  162. В.Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка. М.: Финансы и статистика. — 2002. -528 с.
  163. К., Санадзе Р. Профессиональные качества педагогов ВУЗа // Education Sciences and Psychology, 2003. -№ 1.C.3−12.
  164. Ф.В. Профессиональная компетентность преподавателя // Высшее образование сегодня. 2010. — № 1. — с. 72−77
  165. В.Л., Долженко О. В. Современные методы и технология обучения в техническом вузе. Метод, пособие. М. — 1990.
  166. В .И., Баев И. А., Ширяев Е. В. Экономико-математическое моделирование управления фирмой- монография. М.: КомКнига. -2007.-222с.
  167. Ю.Д., Купера А. В. Стимулирование труда профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного персонала вуза // Университетское управление: практика и анализ. 2006. — № 6. С. 8387.
  168. В.А. Роль моделей в познании. Из-во ЛГУ. — 1963. — 128 с.
  169. Энциклопедический словарь бизнесмена. Менеджмент, маркетинг, информатика / под ред. М. И. Молдованова. К.: Техника. — 1993. — 856 с.
  170. Н.С. Конкурентоспособность промышленных предприятий: методология, оценка, регулирование. Саратов: СГАЭ. — 1997.-452 с.
  171. Sargent V. Back to school // Marketing business. 1993. — p. 18
Заполнить форму текущей работой