Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия гуманизации физкультурно-спортивной деятельности подростков: На материале детских Сибириад

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эмоционально-предметная среда представляется как совокупность проявлений деятельности субъектов образовательного процесса, эмоционального потенциала содержания образования и организационных форм предметной деятельностисубъекты эмоционально-предметной среды, составляющие личностный компонент, являются ее создателями и «потребителями» — эмоционально-предметная среда функционирует… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ГУМАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ
    • 1. 1. Методологические и научно-педагогические основы гуманизации физкультурно-спортивной деятельности подростков
    • 1. 2. Физическое воспитание в системе общего среднего образования как педагогическая проблема
    • 1. 3. Особенности индивидуального психофизического развития подростков в системе физического воспитания
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
  • Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ГУМАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКИХ СИБИРИАД
    • 2. 1. Сибириада — одна из форм гуманизации физкультурно-спортивной деятельности подростков
    • 2. 2. Содержание и анализ результатов опытно-экспериментальной работы по гуманизации физкультурно-спортивной деятельности подростков в условиях детских Сибириад
    • 2. 3. Сибириадная программа как элемент гуманистически ориентированного подхода по отношению к участникам с ограниченными физическими возможностями
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

Педагогические условия гуманизации физкультурно-спортивной деятельности подростков: На материале детских Сибириад (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Система образования и воспитания определяет нравственный, интеллектуальный, культурный потенциал общества. Важнейшей тенденцией в системе современного образования является реализация личностно-ориентированной парадигмы воспитания, направленной на гуманизм, культуру, преодоление авторитарной системы воспитания в различных средах, в том числе и в спортивной.

Главной ценностью учителя физической культуры и тренера является ребенок — его развитие (физическое и духовное), образование, воспитание, социальная защита, поддержка его индивидуальности, достоинства и прав человека. Однако, как отмечают многие ученые (Н.Н.Визитей, Л. И. Лубышева, А. П. Матвеева, В. И. Михалев, А. Г. Карпеев, В. А. Пегов, В. И. Столяров, и др.), школьная физическая культура и спорт пока слабо ориентированны на ребенка как личность. В основном они направлены на физиологическую систему организма школьников, их физические кондиции, позволяющие участвовать в физкультурно-спортивной деятельности. Что касается других аспектов спортивно-гуманистического воспитания (формирование ответственного отношения к своему здоровью, эстетического отношения к спорту, воспитание нравственного поведения в спорте и т. д.), то эта работа проводится не систематически, без достаточно глубокого научно-методического основания.

Высшие достижения в физической культуре и спорте прямо и косвенно связаны с развитием культуры, комплексным подходом к характеру социального развитая личности, общества и другими социальными процессами. Основная ценность физической культуры и спорта заключается в том, что они являются сферой проявления высокой нравственности, эстетики, культуры, творчества, чисто человеческого общения, гуманного отношения людей друг к другу, включая лиц с ограниченными физическими, интеллектуальными возможностями. Но в последнее время стремление к победе любой ценой, путем использования допинга, ранней специализации, жестокость и насилие разрушают нравственно-эстетические нормы и принципы спорта. Идеализация физического упражнения как двигательного действия (и только) уже сегодня определяет некоторый драматизм физкультурного образования личности. Однако физкультурно-спортивная деятельность содержит в себе много возможностей для гуманистического воздействия на духовный мир людей и формирования нравственной культуры поведения.

К настоящему времени сложились определенные теоретические предпосылки, создающие условия по гуманизации физкул ьтурно-спортивной деятельности подростков. К таким предпосылкам следует отнести:

— проблему воздействия среды на личность учащихся, рассмотренную в работах К.А.Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, Л. П. Буевой, М. С. Кагана, А. С. Макаренко, В. А. Петровского, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого, Д. Б. Эльконина и др.;

— проблему создания гуманной личностно-ориентированной среды в различных образовательных учреждениях, исследуемую в работах Е. В. Бондаревской, Н. В. Гусевой, И. П. Иванова, В. И. Михалева, Л. А. Смывиной, В. А. Сластенина и др.;

— философские, аксиологические и культурологические основания образования, освещенные М. В. Богуславским, Г. Б. Корнетовым, Н. Д. Никандровым, В. А. Спастениным, З. И. Равкиным, Е. Н. Шияновым и др.;

— проблему формирования готовности будущих учителей к различным аспектам педагогической деятельности, представленную в работах Е. П. Белозерцева, К.М. Дурай-Новаковой, И. Ф. Исаева, Н. В. Кузьминой, Е. А. Климова, В. В. Серикова, В. А. Сластенина, А. Н. Орлова, Т. И. Шамовой, А. И. Щербакова и др., что дает возможность смоделировать формирование гуманистической направленности будущих педагогов в вузе, их готовность к организации гуманной спортивной среды, физкультурно-спортивной деятельности школьников;

— современная концепция физической культуры и физического воспитания, раскрытая в исследованиях С. Э. Александрова, ВК. Бальсевича,.

М.Я. Виленского, О. Н. Закревского, А. Г. Карпеева, Н. С. Козлова, Л. И. Лубышевой, В. И. Михалева, С. И. Петухова, В. И. Столярова, В. А. Цимбалюк и др., дает необходимые ориентиры для гуманизации физкультурно-спортивной деятельности подростков;

— гуманистический потенциал спорта в современных условиях выявлен в работах В. М. Зациорского, Х. Ортега-и-Гассет, А. Г. Пегова, В. И. Столярова, В. И. Францева, О. Grupe, Н. Lenk и др., что является ценным для обеспечения гуманистической направленности образовательного процесса.

В контексте педагогической науки различные аспекты формирования здоровья и развития личности учащейся молодежи, в том числе средствами физической культуры, рассматриваются Р. И. Айзманом, С. В. Барбашовым, О. В. Ендроповым, Э. М. Казиным, В. П. Казначеевым, Н. С. Кончицем, В. П. Леутиным, Н. А. Скляновой, Л. Г. Харитоновой и др.

Таким образом, анализ литературных источников, теории и практики организации спортивной среды, физкультурно-спортивной деятельности подростков, позволяет сделать вывод о противоречии, возникающем между потенциальными возможностями гуманизации физкультурно-спортивной деятельности подростков через организацию соответствующего воздействия на духовный мир школьников, формирование ответственного отношения к своему здоровью, эстетического отношения к спорту, нравственной культуры поведения, гуманного отношения людей друг к другу, включая гуманистически ориентированный подход к лицам с ограниченными физическими, интеллектуальными возможностями и реальным состоянием исследуемого процесса, характеризующимся отсутствием целостной системы по гуманизации физкультурно-спортивной деятельности школьников, подростков.

Данное противоречие обусловило выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия гуманизации физкультурно-спортивной деятельности подростков (на материале детских Сибириад)?

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — физкультурно-спортивная деятельность школьников.

Предмет исследования — педагогические условия гуманизации физкультурно-спортивной деятельности подростков (на материале детских Сибириад).

В соответствии с проблемой, объектом, исследования решались следующие задачи:

— определить совокупность положений, составляющих теоретико-методологические предпосылки исследования;

— выявить взаимосвязь физического воспитания и физкультурно-спортивной деятельности подростков и их роль в образовательном процессе;

— разработать систему реализации педагогических условий по гуманизации физкультурно-спортивной деятельности подростков;

— разработать и апробировать методические рекомендации по гуманизации физкультурно-спортивной деятельности подростков на основе результатов исследования.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой гуманизация физкультурно-спортивной деятельности подростков становится эффективной, если при организации и проведении детских Сибириад будут созданы следующие педагогические условия: своевременная организация гуманистической эмоционально-предметной средыпоследовательное обеспечение гуманизации межличностных взаимоотношений субъектов образовательного процесса;

— формирование гуманистической направленности будущего педагога в образовательном процессе вуза, при этом физкультурно-спортивная деятельность подростков становится составной частью личностно-ориентирован ного образования, через организацию гуманистического воздействия на духовный мир людей, формирование нравственной культуры поведения, ответственного отношения к своему здоровью, гуманного отношения людей друг к другу, включая гуманистически ориентированный подход к лицам с ограниченными физическими возможностями и т. д.

Общую методологию исследования составляют важнейшие философские положения о диалектике общего, особенного и единичного, о взаимной связи и обусловленности всех элементов человеческой культуры, о социальной и творческой сущности личности, о социокультурной детерминации образовательных процессов и систем. В качестве специальной методологии исследования выступают культурологический, аксиологический, системно-целостный и конструктивно-генетический подходы.

Теоретической основой исследования выступают:

— гуманистическо-антропологическая традиция философского знания (Г.В. Гегель, Т. Кампаннела, И. Кант, Т. Мор, Э. Роттердамский и др.);

— исследования, рассматривающие образование как фактор развития человека (Б.Г. Ананьев, П. П. Блонский, В. П. Зинченко, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, В. И. Слободчиков, Л И. Холина и др.);

— идеи гуманизации образования, личностно ориентированного обучения и воспитания (Е В. Бондареве кая, Г. И. Железовская, И. А Колесникова, В. А. Сластенин, В. А. Ситаров, Е. Н. Шиянов, И. С. Якиманская и др.);

— концепции профессионального педагогического образования (Е.П. Белозерцев, Е. В. Бондаревская, З. И. Васильева, И. Ф. Исаев, В. А. Сластенин, АН. Орлов, А. П. Тряпицына, А. И. Щербаков и др.);

— теоретические положения о сущности и структуре целостного педагогического процесса (B.C. Ильин, Н. В. Кузьмина, АИ. Мищенко, В. А Сластенин и др.);

— психологическая теория личности (Л.И. Божович, Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, М. Г. Ярошевский и др.) — социально-психологические и педагогические исследования межличностного общения и отношения личности (А.А. Бодалев, Б. Ф. Ломов, В.А. Кан-Калик, B.C. Мухина, В. Н. Мясшцев, Я. Л. Коломинский и др.);

— труды, исследующие психологические аспекты подготовки учителя.

И.А. Зимняя, С. И. Кудинов, А. К. Маркова, B.C. Нургалеев, А. Э. Штейнмец, Л. М. Митина и др.);

— работы по феноменологии эмоциональных явлений и основам эмоционального воспитания (П.К. Анохин, Г. М. Бреслав, В. К. Вилюнас, Л. С. Выготский, Л. Я. Гозман, Б. И. Додонов, М. И. Кряхтунов, К. Изард, К. Д. Радина, Я. Рейковский, П. В. Симонов, В. А. Сухомлинский, П. М. Якобсон и др.);

— исследования по мотивационному обеспечению образовательного процесса (В.Г. Асеев, В. Г. Леонтьев, А. К. Маркова, Г. Хекхаузен и др.);

— исследования, посвященные проблемам развития образования в Сибирском регионе (М.Н. Аплетаев, А. П. Беликова, В. А. Беловолов, Т. И. Березина, С. П. Беловолова, Л. Г. Борисова, Л. Ф. Колесников, П. В. Ленин и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использован комплекс методов исследования, взаимосвязанных, взаимодополняющих: теоретический анализ психолого-педагогической, философской, социологической литературы по избранной темеизучение, анализ и обобщение педагогического опытаопытно-экспериментальная работа, беседа, наблюдение, анкетирование, интервьюирование, тестированиемоделированиесоздание педагогических ситуаций, социометрияметоды статистической обработки данных исследований.

Опытно-экспериментальная база исследования: детские Сибириады (1993,1995, 1997,1999 гг.), факультет физической культуры Новосибирского государственного педагогического университета, колледж физической культуры, Новосибирское училище Олимпийского резерва, спортивные школы г. Новосибирска. В эксперименте приняли участие 3547 участников детских Сибириад, 289 участников спортивных школ, 395 студентов, педагогов, тренеров.

Исследование выполнялись в несколько этапов.

Первый этап (1992;1993) — поисково-теоретический: теоретический анализ литературных источниковизучение степени разработанности проблемыопределение исходных принципов, параметров и методов исследовательского потенциала.

Второй этап (1993;1999) — опытно-экспериментальный: разработка содержания, уточнение и опытно-экспериментальная проверка педагогических условий гуманизации физкультурно-спортивной деятельности подростков.

Третий этап (2000;2001) — обобщающий: обработка, анализ и синтез полученной информации, выявление прогностического потенциала исследования, оформление результатов в виде кандидатской диссертации.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение: определена сущность гуманизации физкультурно-спортивной деятельности подростков в условиях детских Сибириадвыявлена взаимосвязь физического воспитания и физкультурно-спортивной деятельности подростковразработана система реализации педагогических условий гуманизации физкультурно-спортивной деятельности подростков: своевременная организация гуманистической эмоционально-предметной средыпоследовательное обеспечение «ь межличностных взаимоотношений субъектов образовательного процессаформирование гуманистической направленности будущего педагога в образовательном процессе вуза.

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в исследовании положения и выводы дают возможность всесторонне осветить организацию, содержание детских Сибириад в 1993;1999гг. с гуманистических позицийвыводы, заключённые в диссертации, служат научно-обоснованными практическими рекомендациями и используются при разработке и реализации программ эффективной профессиональной подготовки специалистов в условиях тесного взаимодействия училища олимпийского резерва, колледжа физической культуры и факультета физической культуры педагогического вузаразработаны и внедрены в образовательную практику материалы по программно-методическому обеспечению учебного процесса в системе общего и профессионального педагогического образования. Исследование способствует обогащению фонда региональной педагогической литературы.

Достоверность и надежность научных результатов исследования обеспечены методологической обоснованностью исходных позиций диссертации, связанных с культурологическим, аксиологическим, системно-целостным, конструктивно-генетическим подходамииспользованием комплекса методов, адекватных объекту, предмету, задачам и логике исследования, репрезентативностью объема выборки и статистической значимостью опытных данных.

Основные положения выносимые на защиту:

• В современных условиях возрастает значимость личностно-ориентированного образования, направленного на гуманизм, культуру, создание гуманистической среды, в том числе спортивной. В области физической культуры и спорта как части общей культуры общества происходит соединение физического развития с общекультурным. Школьная физическая культура и спорт, ориентированные на ребенка как личность, направлены не только на физиологические системы организма школьников, их физические кондиции, но содержат в себе возможности для гуманистического воздействия на духовный мир людей, формирование нравственной культуры поведения, в том числе в спорте, эстетического отношения к окружающей действительности, гуманного отношения людей друг к другу, включая лиц с ограниченными возможностями и др.

• Детская Сибириада — одна из форм гуманизации физкультурно-спортивной деятельности подростков, внедрения в практику гуманистически ориентированной игровой модели соревнования, которая обладает, в сравнении с традиционной (спортивной) моделью, более высоким гуманистическим потенциалом, гармонично объединяя в соревновательную программу искусство и другие виды творческой деятельностисоздает оптимальные условия для формирования свободной, активной, творческой, разносторонней личности, гуманных человеческих отношений, включая гуманистически ориентированный подход к участникам с ограниченными возможностями.

• Эмоционально-предметная среда представляется как совокупность проявлений деятельности субъектов образовательного процесса, эмоционального потенциала содержания образования и организационных форм предметной деятельностисубъекты эмоционально-предметной среды, составляющие личностный компонент, являются ее создателями и «потребителями" — эмоционально-предметная среда функционирует на эмоционально-энергетическом и эмоционально-содержательном уровнях образовательной деятельности субъектов образования. Деятельность педагога по созданию эмоционально-предметной среды, обеспечивающая единство ее компонентов (личностного, содержательно-предметного и организационно-деятельностного), представляет совокупность следующих действий: интерпретация эмоциональных состояний учащихся, инициирование эмоциональной деятельности учащихся в образовательном процессе, интеграция эмоционального потенциала образовательной среды.

• Последовательная гуманизация межличностных взаимоотношений субъектов образовательного процесса предполагает ориентацию их в гуманистических ценностях, развитие интереса к межличностным гуманистическим взаимоотношениям, организацию продуктивного педагогического взаимодействия «педагог (тренер) — подросток (спортсмен)», «педагог (тренер) — родители — подросток (спортсмен)», «подросток (спортсмен) — подросток (спортсмен)» на основе взаимопонимания, взаимодоверия, совместной деятельности, внедрение разработанного научно-методического обеспечения по организации межличностного взаимоотношения субъектов образовательного процесса.

• Система образования и воспитания определяет нравственный, интеллектуальный, культурный потенциал общества, что актуализирует значимость личностно-ориентированной педагогической деятельности, в том числе в области физической культуры и спорта как части общей культуры общества. Для осуществления этого необходим гуманный спортивный педагог, ориентированный на создание благоприятной культуросообразной, воспитывающей спортивной среды, которая представляет собой единое социокультурное и образовательное пространство, в котором взаимодействуют общечеловеческие ценности и ценности физической культуры и спорта. Модель формирования гуманистической направленности будущих педагогов представляет собой идеальный образ личностно-профессиональной сущности спортивного педагога, интегративное качество личности педагога как субъекта педагогической деятельности, сущность которого составляет взаимодействие ценностно-мотивационного и ориентировочно-профессионального компонентов. В системе средств, обеспечивающих гуманистическую направленность будущих студентов, ведущим выступает практико-ориентированный характер содержания программы «Гуманистическая педагогика спорта», а также комплекс педагогических ситуаций, способствующих актуализации исследуемой готовностиэффективность использования которых возрастает при проблематизации содержания, диалогичности обучения, возможности выбора пути решения проблемы.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Полученные в ходе исследования данные обсуждались и получили одобрение на региональных совещаниях и семинарах по вопросам физической культуры и спорта, на тренерском совете училища Олимпийского резерва г. Новосибирска, на заседаниях совета факультета физической культуры, на кафедрах педагогики и психологии факультета начальных классов и теоретических основ физической культуры факультета физической культуры Новосибирского государственного педагогического университетаотражены в публикациях и выступлениях автора на аспирантском семинаре НГПУ, на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей и студентов НГПУ (г.Новосибирск, 1997;2001 гг.), на коллегиях облспорткомитета и горспортком итета (г. Новосибирск).

Основные идеи, результаты проведённого исследования использовались при разработке концепций, программы регионального физического воспитания учащейся молодёжи, в учебном процессе Новосибирского государственного педагогического университета, Сибирской государственной академии физической культуры (г.Омск), Новосибирском, Алтайском, Омском училищах Олимпийского резерва, в Новосибирском колледже физической культуры, в Куйбышевском (Новосибирской области) педагогическом колледже (на отделении физической культуры).

Структура диссертации соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.

1. Результативная аналитическая оценка итогов Сибириад осуществлялась впервые в практике проведения подобных массовых детских спортивно-интеллектуальных мероприятий.

2. Тест на спортивную нравственность позволяет констатировать, что в этом направлении в спортивно-педагогических коллективах регионов и крупных городов России у подростков имеются разные представления. Эти данные позволяют формировать перспективы учебно-воспитательной и спортивной работы среди детей в общеобразовательных и спортивных школах, направленные на подготовку не только классных спортсменов, но и людей с высокой нравственностью, с высокими идеалами добра и взаимопонимания, взаимного уважения и непримиримости к несправедливости и нечестности.

3. Анкетирование детей по вопросу о целесообразности участия в Сибириадах детей с ограниченными физическими возможностями совместно со здоровыми детьми, позволило охарактеризовать черты милосердия и сострадания у детей 12−14-летнего возраста. Установлены региональные различия этого теста у детей. При этом дети из сельской местности, из глубинных регионов более милосердны и сострадательны к инвалидам, чем дети из крупных промышленных городов России, а девочки более милосердны, чем мальчики и у них меньший удельный вес с затруднениями ответа на этот вопрос.

4. Подготовка и участие подростков в соревнованиях Сибириады является средством гуманистического воспитания, при котором наряду с физическим имеет место нравственное, интеллектуальное и эстетическое воспитание — необходимые предпосылки гармонично развитой личности.

5. Участие в Сибириаде развивает у подростков интерес к спорту, искусству, является отличным стимулом для дальнейшего совершенствования каждого из участников как гуманно ориентированной личности, «терпимой» к окружающей природе и людям" .

Сибириада является одной из форм организации олимпийского образования и гуманистического воспитания учащихся Сибирского региона.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Система образования и воспитания определяет нравственный, интеллектуальный, культурный потенциал общества. Важнейшей тенденцией в системе современного образования является реализация личностио-ориентированной парадигмы воспитания, направленной на гуманизм, культуру, преодоление авторитарной системы воспитания в различных средах, в том числе и в спортивной.

Главной ценностью учителя физической культуры и тренера является ребенок — его развитие (физическое и духовное), образование, воспитание, социальная защита, поддержка его индивидуальности, достоинства и прав человека. Однако, как отмечают многие ученые, школьная физическая культура и спорт пока слабо ориентированны на ребенка как личность. В основном она направлена на физиологические системы организма школьников, их физические кондиции, позволяющие им участвовать в физкультурно-спортивной деятельности. Что касается других аспектов спортивно-гуманистического воспитания (формирование ответственного отношения к своему здоровью, эстетического отношения к спорту, воспитания нравственного поведения в спорте и т. д.), то эта работа проводится не систематически, без достаточно глубокого научного и научно-методического основания.

Высшие достижения в спорте прямо и косвенно связаны с развитием культуры, комплексным подходом к характеру социального развития личности, общества и другими социальными процессами. Основная ценность спорта заключается в том, что он является сферой проявления высокой нравственности, эстетики, культуры, творчества, чисто человеческого общения, гуманного отношения людей друг к другу и к природе. Но в последнее время стремление к победе любой ценой, путем использования допинга, ранней специализации, жестокость и насилие разрушают нравственно-эстетические нормы и принципы спорта. Идеализация физического упражнения как двигательного действия (и только) уже сегодня определяет некоторый драматизм физкультурного образования личности. Однако физкультурно-спортивная деятельность содержит в себе много возможностей для гуманистического воздействия на духовный мир людей и формирования нравственной культуры поведения.

Детская Сибириада — одна из форм гуманизации физкультурно-спортивной деятельности подростков, внедрения в практику гуманистически ориентированной игровой модели организации соревнования, которая обладает, в сравнении с традиционной (спортивной) моделью, более высоким гуманистическим потенциалом, гармонично объединяя в соревновательную программу искусство и другие виды творческой деятельностисоздает оптимальные условия для формирования свободной, активной, творческой, разносторонней личности, гуманных человеческих отношений, включая гуманистически ориентированный подход к участникам с ограниченными возможностями.

Эмоционально-предметная среда представляется как совокупность проявлений деятельности субъектов образовательного процесса, эмоционального потенциала содержания образования и организационных форм предметной деятельностисубъекты эмоционально-предметной среды, составляющие личностный компонент, являются ее создателями и «потребителями" — эмоционально-предметная среда функционирует на эмоционально-энергетическом и эмоционально-содержательном уровнях образовательной деятельности субъектов образования. Деятельность педагога по созданию эмоционально-предметной среды, обеспечивающая единство ее компонентов (личностного, содержательно-предметного и организационно-деятельностного), представляет совокупность следующих действий: интерпретация эмоциональных состояний учащихся, инициирование эмоциональной деятельности учащихся в образовательном процессе, интеграция эмоционального потенциала образовательной среды.

Последовательная гуманизация межличностных взаимоотношений субъектов образовательного процесса предполагает ориентацию их в гуманистических ценностях, развитие интереса к межличностным гуманистическим взаимоотношениям, организацию продуктивного педагогического взаимодействия «педагог (тренер) — подросток (спортсмен)», «педагог (тренер) — родители — подросток (спортсмен)», «подросток (спортсмен) — подросток (спортсмен)» на основе взаимопонимания, взаимодоверия, совместной деятельности, внедрение разработанного научно-методического обеспечения по организации межличностного взаимоотношения субъектов образовательного процесса.

Система образования и воспитания определяет нравственный, интеллектуальный, культурный потенциал общества, что актуализирует значимость личностно-ориентированной педагогической деятельности, в том числе в области физической культуры и спорта как части общей культуры общества. Для осуществления этого необходим гуманный спортивный педагог, ориентированный на создание благоприятной кулыуросообразной, воспитывающей спортивной среды, которая представляет собой единое социокультурное и образовательное пространство, в котором взаимодействуют общечеловеческие ценности и ценности физической культуры и спорта. Модель формирования гуманистической направленности будущих педагогов представляет собой идеальный образ личностно-профессиональной сущности спортивного педагога, интегративное качество личности педагога как субъекта педагогической деятельности, сущность которого составляет взаимодействие ценностно-мотивационного, содержательно-процессуального и ориентировочно-профессионального компонентов. В системе средств, обеспечивающих гуманистическую направленность будущих студентов, ведущим выступает практико-ориентированный характер содержания программы «Гуманистическая педагогика спорта», а также комплекс педагогических ситуаций, способствующих актуализации исследуемой готовностиэффективность использования которых возрастает при проблематизации содержания, диалогичности обучения, возможности выбора пути решения проблемы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980 335 с.
  2. Аксиологические приоритеты в сфере образования и воспитания (история и современность). Материалы XVIII сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогики. Октябрь 1997 г. /Под ред. З. И. Равкина. М., 1997.-368с.
  3. .Г. О проблемах современного человекознания. 2-е изд. СПб: ПИТЕР, 2001.- 263 с.
  4. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике М., 1996.
  5. П.К., Судаков К. В. Эмоции и здоровье. М., 1973. — 116 с.
  6. Антология гуманной педагогики. М., 1999.
  7. И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука, 1982.-267с.
  8. В.Г. Проблема мотивации и личность // Теоретические проблемы психологии личности. М.: МГУ, 1997.- С. 110−131.
  9. М.М., Бойко B.C., Гурвич С. С., Муравов И. В. Социально-биологические проблемы физической культуры и спорта. Киев: Здоров’я, 1987. — 248с.
  10. Ю.Бальсевич В. К., Запорожанов В. А. Физическая активность человека. Киев: Здоров’я, 1987. — 224с.
  11. И.Бальсевич В. К., Лубышева Л И. Социально-педагогический опыт подготовки спортсменов-олимпийцев и его использование в практике физического воспитания и детско-юношеского спорта // В материалах симпозиума детской Сибириады-93. Новосибирск, 1999.-С.23−29.
  12. В.К., Лубышева Л. И. Спартианское движение детище России и международное достояние, // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2001. — № 7. — С.2−3.
  13. В.Г. Научно-организационные основы системы подготовки спортивного резерва в Российской федерации: Автореф. дне.. канд. пед. наук. М. ВНИИФК, 1994. — 18с.
  14. С.А. Социально-психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних: Автореферат дис.. д-ра псих. наук. М., 1989.- 45 с.
  15. А.С. Ситуация успеха: Как ее создать. М.: Просвещение, 1991.- 176 с.
  16. В.А. Подготовка учителя начальных классов в системе среднего педагогического образования в Западной Сибири (19 601 990 г. г.). Новосибирск, 2000. — 231с.
  17. С.Г. К вопросу о ценностях педагогической деятельности // Проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя. Сборник научных трудов. Новосибирск, 2000. — С.94−101.
  18. Р. Развитие «Я концепции» и воспитание.- М.: Прогресс, 1986.- 421с.
  19. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1998.- 302 с.
  20. И.А., Бирич В. Г. Традиции гуманной педагогики в российском образовании. История и современность. — М., 1999. -52с.
  21. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  22. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование .- М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  23. Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. -М.: Просвещение, 1972. 234 с.
  24. Л.И. Особенности самосознания у подростков // Вопросы психологии. 1995. — № 1. — С. 18−24.
  25. Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности Ростов-на-Дону, 1991.
  26. В.И. Педагогические основы физкультурно-оздоровительных систем: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1991.-16 с.
  27. В.В. Особенности физического воспитания выпускников основной школы Восточного Забайкалья: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М&bdquo- 1991. 14с.
  28. Л.Г. Стратегия образования. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1990.-53с.
  29. В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: Дисс. на соискание ученой степени д.п.н.- М., 1991.-401 с.
  30. С. Л. Гуманистическая психология как одно из направлений движения за ненасилие. Спб., 1999.
  31. Л.П. Личность и среда (ребенок в системе коллективных отношений). М.: Знание, 1972. — 64 с.
  32. Я. С. Гигиена физического воспитания. М.: Просвещение, 1986. — 207с.
  33. Н.Н. О социально-культурном смысле современного олимпийского движения // Тез. докл. форума: Молодёжь ~ наука -олимпизм. М., 1998. — С.73−78.
  34. М.Я. Формирование профессиональной культуры учителя. М., 1998.
  35. В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: МГУ, 1976. -142 с.
  36. В.И., Курило С. И., Лабскир В. М. Динамика развития спартанского движения (Первые итоги и перспективы) // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. — № 7. — С. 14−18.
  37. Л.С. Педагогическая психология. М., 1991- 480 с.
  38. О.С., Крылова Н. Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. — Л., 1995. -103 с.
  39. .С. Философия образования для XXI века. М., 1997.
  40. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.41 .Гончаров М. А. Гуманистические тенденции в образовании и воспитании в России XVIII века: Автореф. дне. .канд. пед. наук: М., 1998.-16 с.
  41. Г. Д. Психопедагогика спорта. М., 1986.
  42. А.Г. Физическое воспитание в процессе адаптации студентов первого курса: Автореферат дисс.. канд. пед наук. М., 1986. -17 с.
  43. В.П. Возрастные основы формирования спортивных умений у детей в связи с начальной ориентацией в различные виды спорта: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М.: ВНИИФК, 1997. — 49 с.
  44. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. М., 1998.
  45. Гуманистическая парадигма образования и воспитания: теоретические основы и исторический опыт реализации (конец XIX в. 90-е г. г. XX в.): Тезисы докл. и выст. — М., 1998. — 280 с.
  46. Е.Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта. М., 2000. ~ 288 с.
  47. С.Б. Гуманистические приоритеты в подготовке учителя начальных классов: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Рязань, 1999. -15 с.
  48. А.А., Исаев А. А. Творчество тренера. М., 1987. — 188 с.
  49. А.А. Взаимосвязь структурных компонентов состояния психологической готовности студентов к педагогической деятельности. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М., 1987. — 201 с.
  50. Т.Т., Румянцева В. И. Лидерство в спорте. М, 1983. -181 с.
  51. .И. Эмоциональная направленность личности: Автореф. дис.. д-ра псих. наук. М., 1979.
  52. Н.В. Функция эмоций в создании мотивационного компонента деятельности (Эмоциональная регуляция учебной деятельности). М., 1987.
  53. О.В. Валеологические аспекты двигательной активности человека. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1996. — 230с.
  54. О.Н. Вот и вышел человек.// Развитие и образование особенных детей: проблемы, поиски: Сб. научно-практ. метод. Матер. М.: Ин-т пед. инноваций РАО, 1999. — С. 54−64.
  55. Г. К. Потребностно информационный подход в физическом воспитании // Сов. педагогика. — 1991. — № 11, — С. 29−32.
  56. Закон Российской Федерации «Об образовании"// Учительская газета. 1992 — 4 авг.61.3дравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986.
  57. Ю.И. Воспитание подростков в спортивном коллективе. М., 1984.-117 с.
  58. С.А. Медицинские аспекты физического воспитания школьников // Вопросы охраны материнства и детства. 1976. — № 9. — С.12−14.
  59. С.В. Педагогические условия гуманизации процесса обучения учащихся: Автореферат дисс.. канд. пед. наук. — М., 1998. -17 с.
  60. Л.Ф. Мониторинг состояния здоровья и факторов риска детского населения // Школа здоровья. 1997. — № 3. ~ С.18−21.
  61. К. Эмоции человека. Пер. с англ. М.: МГУ, 1980. — 439 с.
  62. B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
  63. Е.П. Психология физического воспитания. М., 1987.
  64. И.И., Козлов Н. Н., Харитонов Г. И. 100-летие города Новосибирска и международная детская Сибириада // В материалах симпозиума детской Сибириады-93. Новосибирск, 1993. — С.3−6.
  65. А.А. Олимпийская педагогика. М.: Физкультура и спорт, 1998.-240 с.
  66. А. А. Теоретические основы развития целостной системы воспитания в массовом детско-юношеском спорте на принципах олимпизма: Автореф. дис. .д-ра пед. наук М.: РГАФК, 1999. -48с.
  67. И.Ф., Шиянов Е. Н. Аксиологический и культурологический подходы к исследованию проблем педагогического образования в научной школе В.А. Сластенина // Известия РАО.-2000.-№ 3. С.45−59.
  68. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: общие и возрастные особенности: Учебное пособие для студентов пед. спец. вузов. 2-е изд., доп. Минск: Тетра Сиснес, 2000. — 431 с.
  69. В.Л. Здоровье нации. Просвещение. Образование. — Кострома, 1996.
  70. М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). -М.: Политиздат, 1974. 264 с.
  71. А.С. Формирование у старшеклассников ценностного отношения к гуманитарному познанию (По материалам гуманитарных дисциплин): Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1991.-20 с.
  72. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. М., 1977. — 64 с.
  73. В.А. Общечеловеческие ценности как основа целостного учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. 1993 — № 3, — С. 2−8.
  74. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе (Анализ зарубежного опыта). М.: Знание, 1989. — 75 с.
  75. В.М. Антология гуманистической педагогики. Песталоцци. -М.: Изд. Дом Амонашвили, 1998. — 224 с.
  76. Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. М., 1984.
  77. Кон И. С. Личность как субъект общественных отношений — М.: Знание, 1966. 48 с.
  78. Н.А. Методики изучения эмоциональной жизни личности. Новосибирск, 1999. — 56 с.
  79. В.Д., Лапик В. М. Психология и гигиена пола. М., 1971. — 180 с.
  80. В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара, 1994. — 165 с.
  81. Дж. Психология в современном спорте. М., 1978. — 279 с.
  82. С.И. Психология младшего школьника: Учебное пособие. — Бийск: НИЦ БиГПИ. 2000. — 200с.
  83. П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. 4.1. Спб., 1888. — 363 с.
  84. Леонтьев, А Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с. 90 .Леонтьев А. А. Психология общения. М., 1974.
  85. Леонтьев, А Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: МГУ, 1971.
  86. В.Г. Мотивация: механизмы и средства ее формирования. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2001. — 224с.
  87. П.В. Стратегия развития региональной системы непрерывного педагогического образования (По материалам Западной Сибири). Монография. Новосибирск, 2000.
  88. .Ф. Проблемы общения и психологии. М.: Наука, 1981.
  89. .Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Издательство МГУ, 1976. — С. 77−86.
  90. Е.А. Спартанская модель культурно-спортивной работы с детьми-инвалидами на базе детского реабилитационного центра: Канд. дисс.. пед. наук М., 1999. — 174 с.
  91. Т.В. Восточные единоборства как региональные составляющие содержания профессионального образованияпедагогов в области физической культуры и спорта: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1991. 18 с.
  92. Л.И., Концепция формирования физической культуры человека М.: ГЦОЛИФК, 1992. — 120 с.
  93. Лэндрет Г Л. Игровая терапия: искусство отношений (перевод с английского Л.Р. Манинской) — Предисл. А. Я. Варга М.: Ин-т практ. псих., 1998. — 365 с.
  94. Э. Основные проблемы педагогики спорта. Пер. с нем. -М, 1995.-293 с.
  95. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. — 95 с.
  96. О.А., Орлов А. И. Национальные виды спорта как средство патриотического воспитания И Известия РАО.-2001.-№ 3. -С. 83−88.
  97. В.Л., Сластенин В. А. Проектирование содержания высшего педагогического образования: гуманистическая парадигма // Известия Российской Академии образования: 1999.- № 3. С.22−29.
  98. А.С. Лекции о воспитании детей. М.: Учпедгиз, 1953. -125 с.
  99. Л.П. Теория и методика физической культуры. М., 1991.
  100. А.Г. Мотивация и личность. М.: Евразия, 1999.
  101. Методики психодиагностики в спорте /В.Л. Марищук, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко, Л. К. Серова. М., 1990.
  102. Ф. З. Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. М., 1988. — 256 с.
  103. В.И. Сибирская олимпийская академия и проблемы олимпийского воспитания // Матер, симпозиума детской Сибириады-93. Новосибирск, 1993. — С.5−8.
  104. В.И. Управление сферой спорта на межрегиональном уровне. Омск: Б.И. 1999. — 295 с.
  105. В.И. Вопросы физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с детьми младшего и школьного возраста // Дети и олимпийское движение: материалы симпоз. дет. Сибириады-93. 57 июля 1993 г. / Сибир. олимп. акад. Новосибирск, 1993, с. 61−62
  106. В.И. Планирование физкультурного образования учащихся в общеобразовательной школе: Учеб. пособие, Омск 1994.-47 с.
  107. А.И., Мищенко Л. И. Шиянов Е.Н. Теоретико-методологические основы формирования содержания педагогического образования. М.: Ml 11 У им. В. И. Ленина, 1991. -292 с.
  108. Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. Ю. Н. Кулюткина и др. — М.: Педагогика, 1981. 120 с.
  109. С.В. Триединство физической культуры: Историко-теоретический анализ социально-педагогической системы. Минск: Полымя, 1991.-141 с.
  110. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. М., 1960. — Т.2. — С.110−125.
  111. Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Сов. Педагогика. 1999, — № 9. — С. 41−47.
  112. Н.Д. Россия, ценности общества на рубеже XXI века. -М&bdquo- 1997.- 144 с.
  113. Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского — М.: Педагогика, 1989. 280 с.
  114. B.C. Психология. Изучение и самоизучение индивидуальных психологических особенностей личности: Учебное пособие. Красноярск: Сиб ГТУ, 2001. — 98с.
  115. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) / Под ред. З. И. Равкина. М., 1995. — 631с.
  116. Общение и формирование личности школьника / Под ред. А. А. Бодалева, P.JI. Кричевского. М., 1987. — 149 с.
  117. Олимпийская хартия. Пер. с англ. М.: Советский спорт, 1996. -96 с.
  118. Орлов, А Н. Организационно-педагогические основы управления подготовкой учителя: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. М., 1992. -31 с.
  119. О.Г., Бирич И. А. Мировоззренческие основы гуманной педагогики в России. М.: АПК и ПРО, 1999. — 52 с.
  120. С.И. Педагогические основы формирования здоровья и развития младших школьников в системе физического воспитания: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. Кемерово, 2001. — 31 с.
  121. Р.А. Мотивация спортивной деятельности. М., 1984. -179 с.
  122. Программа ориентир психолого-педагогического образования учителя / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Прометей, 1991. — 36 с.
  123. П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. М., 1996.
  124. А.П. Формирование профессионального самоопределения подростков с наркотической зависимостью каксредство их социальной защиты: Автореф.дис.. канд. пед. наук. -Новосибирск, 2000, — 22 с.
  125. Психология физического воспитания и спорта / Под общ. Ред. Т. Т. Джамгарова и А. И. Пуни. М., 1979. — 217 с.
  126. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина.-В 2-х т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  127. Регионально-национальные ценности историко-педагогического знания и современные инновационные процессы в образовании Западной Сибири. Материалы зональной Западно-Сибирской науч. практ. конф. 4−6 июня 1997 г. Горно-Алтайск, 1997. — 232с.
  128. Я. Просоциальная деятельность и понятие собственного «Я» // Вестник Московского университета. Серия 14: «Психология», — 1971- № 1- С.12−32.
  129. К. К науке о личности. // История зарубежной психологии (30−60-е г. г): Тексты. М., 1986.- С. 200−300.
  130. В.Г. Педагогические условия гуманизации физического воспитания учащихся младших классов: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1991.- 19 с.
  131. В.Б. Валеологические принципы организации физической культуры. Новосибирск, 1997. — 164 с.
  132. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989.
  133. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  134. В.А., Исаев И. Ф., Мшценко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. 3-е изд: М.: Школа-Пресс, 2000. 512 с.
  135. Сластенин В. А, Кряхтунов М. И. Эмоциональная сфера личности как объект профессионального развития учителя.- М.: Прометей, 2000.-110 с.
  136. Сластенин. М.: Издательский Дом Магистр-пресс, 2000. — 488 с.
  137. В.А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. М., 2000. — 216 с.
  138. Г. В. Изучение межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми — М.: Педагогика, 1991. — 81 с.
  139. Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. -М.: Педагогика, 1986. 136 с.
  140. Н.Р. Воспитание гуманистических межличностных отношений подростков во внеучебной деятельности: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 2000. — 19 с.
  141. Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
  142. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология.- Волгоград: ВГПИ, 1994.
  143. Г. Н. Социальные условия и состояние здоровья школьников. М., 1979, — 132 с.
  144. ВВ. Самосознание личности.- М., 1983.
  145. В.И. Актуальные проблемы теории и практики олимпийского образования детей и молодёжи // Физическая культура. -1998. № 4. — С. 13−20.
  146. В.И. Спорт и культура: методологические и теоретические аспекты проблемы // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. Первый. Исторические и теоретико-методологические основания: сб./ Сост. и ред. В. В. Кузин, В.И.
  147. , Н.Н. Чесноков. М.: Гуманитарный Центр «СПАРТ» РГАФК, 1997. — С.84−209.
  148. В.И. Методические рекомендации для организации спартианских игр. М.: Гуманитарный центр «СПАРТ» РГАФК, 1995.
  149. А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М.: Медицина, 1991. — 230 с.
  150. В.А. Сердце отдаю детям. — Киев, 1972. 272 с.
  151. Ю.В. Микросреда и личность: философские и социальные аспекты М.: Мысль, 1974. ~ 192 с.
  152. Твой олимпийский учебник. Реком. Министерством образования РФ в качестве учебн. пос. для учреждений образования России. М.: Сов. спорт ФИС, 1996. — 160 с.
  153. С.В. Формирование ценностных ориентаций подростков в деятельности детских общественных объединений: Автореф. дне.. .канд. пед. наук. Челябинск, 1999. — 17 с.
  154. И.М. Структура психофизической подготовленности учащейся молодежи. Тула, 1993. — 149 с.
  155. Д.Н. Теория установки/ Под ред. Ш. А. Надирашвили, В. К. Цаава. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 448 с.
  156. Е.Д., Ендропов О. В. Индивидуальное психофизическое развитие человека. Новосибирск: НГПУ, 1999. — 190 с.
  157. К.Д. Человек как предмет воспитания.- М., 1996.
  158. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
  159. Д.И. Психология развивающейся личности. М.- Воронеж, 1996. — 221 с.
  160. В.П., Фомин Н. А. Основы юношеского спорта. М.: ФиС, 1980.-233 с.
  161. Н.А. Основы возрастной физиологии спорта. Челябинск, 1999. — 261 с.
  162. В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  163. А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993.
  164. Ю.Л. Психология общения в спорте. М., 1980.- 194 с.
  165. Г. Мотивация и деятельность. М., 1986.- Т. 1.
  166. С.В. Физическое здоровье нации. Киев: КГУ, 1992. -128 с.
  167. В.А. Диагностика детского развития: методы исследования. Киев: Освита, 1992. — 220 с.
  168. Ценностные ориентации в сфере педагогического образования: история и современность: В 2 т. / Ore. ред. З. И. Равкин. М., 1995.
  169. Н. В. Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. М., 1985.
  170. Т.В. Гуманистическая авторская школа XX века: взгляд из прошлого в будущее. М.: Педагогическое общество России, 2001.-224 с.
  171. Чудно веки й В. Э. Нравственная устойчивость.- М., 1981.
  172. Н.В. Педагогические основы физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1991.-18 с.
  173. Р.З. Личность и волевая готовность в спорте М., 1987. -154 с.
  174. Л.М., Воронова А. П. Основы коммуникации. Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб, 1993. -115 с.
  175. Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: Автореферат дисс.. д-ра. пед. наук. -М&bdquo- 1991.-35 с.
  176. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Книга для учителя-М.: Просвещение, 1986. -144 с.
  177. Щуркова Н Е. Система нравственных отношений современного школьника. Автореферат дис.. д-ра пед наук. М., 1988. — 38 с.
  178. И.С. Личностио-ориентированное обучение в современной школе.- М., 1996.
  179. П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М., 1966. — 162с.
  180. Г. В. Психолого-педагогический тренинг как средство коррекции межличностных отношений в педагогическом коллективе школы: Автореферат дисс.. канд. пед. наук. М., 1999. — 16 с.
  181. Т.С. Активная социально-психологическая подготовка учителя к общению с учащимися.- Киев, 1993.
  182. Barth В/ und and/ nrainingswissenschaft: Leistung / Training / Wettkampf. Berlin: Sportverlag, 1994. -p.81−85.
  183. Bundzen P., Komarov I. Lo sport per tutti. Nelle grandi citta Europea. Pirenze. 1990. — p. 61−66.
  184. Davies I., Hanson S. The eskimos of the Narwest Passade: a survey of dietarg composition and varions blood and metabolic measurements. Canada med. Ass. 1965. — v.92. — p.205−216.
  185. Karatassakis T. The teaching of olympism in the schools // Report of the bit. Sess. For educationisists 1973−1977−1979, Ancient Olympia. -NOC, Athens, 1980. p.216−222.
  186. La Porte R.E., Montoye H.I., Caspersen C.I. Pullic Health Reporrs. -1985. v.100. — p.131−146.
  187. Leiper Jean M. The Olympic ideal is it valid today as a philosophical basis of the Olympic games? // Review, International Council of Sport and Physical Education. -1980. — № 3. — p. 27−30,
  188. Lenihan I., Fletcher W.W. Ewironment and man Glasgon. London, 1976. -p.33−36.
  189. Mantegazza P. Die Kunst ein hohes Alter zu erreichen. — Leipzig, 1889. — p.48−52.
  190. Niedermann E. Schulsport und olumpische Idee // Sport in unserer Zeit: Arbeitstexte zum Verstandnis der olympische Idee, Heft 2. wien, 1984.-p.7−11.
  191. The VIC Health Olympic Schools Project. Melbourne, 1992. — p.62−66.
Заполнить форму текущей работой