Обоснование параметров фрезерных рабочих органов машин для строительства водоотводов в мерзлых грунтах
Исследован процесс взаимодействия профильной фрезы с зачистной системой в зависимости от расположения их относительно друг друга и направления вращения фрезы. Установлено, что при увеличении расстояния от оси вращения до режущей кромки ножа зачистной системы до 1,0−1,2 м тяговое усилие зачистной системы увеличивается пропорционально этому расстоянию, а взаимодействие рабочих органов ухудшается… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. 1. Проблема сооружения кюветов и водоотводов дорог в мерзлых грунтах. Ю
- 1. 2. Обзор и анализ способов и средств механизации разработки мерзлых грунтов. ^
- 1. 3. Анализ патентно-технической информации
- 1. 4. Обзор и анализ исследований по резанию мерзлых грунтов
- 1. 5. Цель и задачи исследования
- ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА ПРОФИЛЬНОЙ ФРЕЗЫ ПРИ УСТРОЙСТВЕ ВОДООТВОДОВ В МЁРЗЛЫХ ГРУНТАХ
- 2. 1. Структура землеройно-планировочной машины с профильной фрезой, сочетающейся с зачистной системой
- 2. 2. Анализ процесса разработки мерзлого грунта профильной фрезой
- 2. 3. Анализ процесса взаимодействия фрезы с зачистной системой
- 2. 4. Баланс мощности машин для разработки водоотводов в мерзлых грунтах
- 2. 5. Выводы
- ГЛАВА 3. ПРОГРАММА И МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА ПРОФИЛЬНОЙ ФРЕЗЫ, СОЧЕТАЩЕЙСЯ С ЗАЧИСТНОЙ СИСТЕМОЙ, ПРИ РАЗРАБОТКЕ ВОДООТВОДОВ В МЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ
- 3. 1. Программа и объекты исследований
- 3. 2. Методика экспериментальных исследований
- ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА ПРОФИЛЬНОЙ ФРЕЗЫ, СОЧЕТАЮЩЕЙСЯ С ЗАЧИСТНОЙ СИСТЕМОЙ, ПРИ РАЗРАБОТКЕ ВОДООТВОДОВ В МЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ
- 4. 1. Экспериментальные исследования процесса разработки мерзлого грунта моделями одиночных резцов профильной фрезы. Ю?
- 4. 2. Экспериментальнов определение рациональной схемы расстановки резцов на фрезе. НО
- 4. 3. Экспериментальные исследования процесса копания мерзлого грунта моделью профильной фрезы, сочетающейся с зачистной системой. П
- 4. 4. Результаты экспериментальных исследований по выявлению сравнительной эффективности применения ступенчато-шахматной расстановки резцоЕ на валу профильной фрезы
- 4. 5. Результаты исследования разработки мерзлого грунта профильной фрезой с рациональной схемой расстановки резцов при прямом вращении
- 4. 6. Результаты тензометрических испытаний натурного образца машины с профильной фрезой в производственных условиях. I3?
- 4. 7. Выводы
- ГЛАВА 5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ, МЕТОДИКА РАСЧЕТА ПРОФИЛЬНЫХ ФРЕЗ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МАШИНЫ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ВОДООТВОДОВ В МЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ
- 5. 1. Рекомендации по проектированию профильных фрез, сочетающихся с зачистной системой, для разработки водоотводов в мерзлых грунтах
- 5. 2. Методика расчета параметров профильной фрезы и зачистной системы
- 5. 3. Технико-экономическая эффективность машин с фрезерно-метательными рабочими органами для разработки водоотводов и кюветов в мерзлых грунтах
- ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЕЫВОДь! ПО РАБОТЕ
Обоснование параметров фрезерных рабочих органов машин для строительства водоотводов в мерзлых грунтах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1981;85 гг. и на период до 1990 года, утвержденные ХХУ1 съездом КПСС, предусматривают дальнейшее ускоренное развитие производительных сил Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера [i]. Строительство в этих районах связано с разработкой значительных объемов мерзлых грунтов, в том числе при возведении транспортных сооружений. В соответствии с перспективными планами развития народного хозяйства СССР общий объем земляных работ к 1990 году должен возрасти до 34,5 млрд. м3 [2]. Круглогодичное транспортное строительство обеспечивает существенное ускорение ввода строительных объектов в действие, более равномерную и полную занятость рабочих, а также рост отдачи основных фондов строительного назначения.
Устройство водоотводов в мерзлых грунтах остается одним из наиболее трудоемких процессов при сооружении земляного полотна дорог из-за отсутствия эффективных средств механизации. В связи с ростом темпов строительства дорог, увеличением их протяженности и круглогодичными сроками ввода в действие, создание высокоэффективных машин для строительства водоотводов является актуальной задачей.
В настоящее время основной объем работ по строительству водоотводов в прочных и мерзлых грунтах из-за отсутствия специальных средств механизации выполняется в основном одноковшовыми экскаваторами с предварительным рыхлением грунтов. Этот способ механизации не отвечает действующим высоким техническим требованиям к качеству водоотводов.
По имеющимся данным [з^ за рубежом и в СССР не выпускают специальных машин для строительства водоотводов дорог в мерзлых грунтах, а существующие мелиоративные и дорожные машины с ротационными рабочими органами, обеспечивающие достаточно эффективную послойную разработку мерзлых грунтов, по своей конструкции и параметрам не пригодны для строительства водоотводов. Вместе с тем, следует отметить, что по раннее выполненным работам ЦНИИС Минтрансотроя [4-б] наиболее перспективными на строительстве кюветов и водоотводных канав в мерзлых грунтах представляются машины с фрезерными рабочими органами, обеспечивающими возможность захвата достаточно широкой полосы грунта и хорошее качество образуемых поверхностей. По результатам этих исследований определено направление создания машин для строительства водоотводов, в том числе и в мерзлых грунтах [7]. Таким образом, на строительстве водоотводов наиболее эффективны землеройные машины непрерывного действия (ЗМНД) с профильной фрезой в качестве грунторазрабатывающего рабочего органа. Однако в настоящее время еще недостаточно исходных данных, обосновывающих проектирование и расчет рабочих органов таких машин как по процессам разработки мерзлых грунтов, так и их транспортирования и зачистки образуемого водоотвода. Существенной особенностью задачи по определению этих данных является необходимость учета режима нагружения профильной фрезы в связи с переменными радиусами резания ее резцов, обусловленных формой поперечного сечения водоотвода.
Наличие производственно-технологических требований к машинам для строительства водоотводов и принципы системного подхода при анализе их рабочего процесса, обеспечивают уже на начальном этапе исследований и оценки эффективности новых рабочих органов применение комплексного метода исследований, включающего метод физического моделирования процесса [8,9] а математического аппаpaта планирования многофакторного эксперимента с проверкой результатов на натурном образце машины в эксплуатационнех условиях. Такой метод позволяет при минимальных материальных затратах получить достаточно достоверные результаты по физической сущности процесса, рациональным конструктивным и кинематическим параметрам и режимам работы профильной фрезы, сочетающейся с зачист-ной системой, в широком диапазоне варьируемых факторов и по эффективности применения такого рабочего органа.
Новыми научными результатами выполненной работы являются:
— результаты анализа рабочих органов для разработки выемок в мерзлых грунтах;
— математическая модель процесса копания водоотводов в мерзлых грунтах профильной фрезой;
— закономерности изменения крутящего момента на валу профильной фрезы, усилия подача, усилия тяги зачистной системы, энергоемкости процесса копания в зависимости от технологических и кинематических параметров рабочего органа при разработке мерзлых грунтов;
— обоснования рациональной схемы расстановки резцов, обеспечивающей благоприятный режим работы профильной фрезы;
— закономерности взаимодействия профильной фрезы с зачистной системой;
— обоснования рациональных параметров и режима работы профильной фрезы, взаимодействующей с зачистной системой для устройства водоотводов в мерзлых грунтах.
Практическая значимость работы заключается в рекомендациях по проектированию и расчету рациональных параметров и режимов работы профильных фрезерных рабочих органов кюветокопателей, а также рекомендациях по их применению.
Результаты исследований использованы ПКБ Главстроймехани-зации при корректировке рабочей документации проекта № 0254 «Машина для нарезки сливной призмы и кюветов в мерзлых грунтах МИ1К-1» и во Всесоюзном научно-исследовательском институте транспортного строительства (ЦНИИС) Минтрансстроя при выполнении плановых научно-исследовательских работ по темам: ДКМ-2—81/83, KM-XI-I4−83, PI и IM-3P-78.
По результатам приемочных испытаний машина МРПК-1 принята к серийному изготовлению на Одинцовском опытно-экспериментальном заводе Главстроймеханизации Минтрансстроя.
Работа выполнена на кафедре «Строительные и мелиоративные машины» Джамбулского гидромелиоративно-строительного института, экспериментальные исследования натурных образцов (опытный образец машины МРПК-1) выполнены в лаборатории машин для земляных работ отделения строительных машин ЦНИИС Минтрансстроя.
На защиту выносятся:
— аналитическая модель и результаты теоретических и экспериментальных исследований рабочего процесса профильной фрезы, сочетающейся с зачистной системой, при разработке кюветов и водоотводов в мерзлых грунтах;
— рекомендуемые рациональные конструктивные и кинематические параметры профильной фрезы, обеспечивающие наилучший режим ее работы;
— методика расчета основных параметров и режимов работы профильной фрезы;
— технико-экономические показатели и рекомендации по применению кюветокопателей с профильными фрезами для строительства водоотводов в мерзлых грунтах.
Транспортирующий рабочий орган грунта, входящий в конструкцию машины в виде роторного метателя достаточно исследован ранее в работах [ю-1з].
Автор выражает искреннюю благодарность заведующему кафедрой «Строительные и мелиоративные машины» ДГМСИ к.т.н. В.П.Ан-тимонову за консультации при работе над диссертацией.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ.
Результаты теоретических и экспериментальных исследований рабочих процессов профильной фрезы, сочетающейся с зачистной системой и роторным метателем при разработке кюветов и водоотводов дорог в мерзлых грунтах, позволяют сделать следующие основные выводы:
1. Применение канаво-кюветокопателя с рабочим органом в виде профильной фрезы для устройства кюветов и водоотводов в мерзлых грунтах является эффективным направлением механизации транспортного строительства, а в сочетании с зачистной системой и роторным метателем обеспечивает комплексное производство работ по сооружению земляного полотна дорог.
2. Полученная аналитическая модель, достоверность которой подтверждена результатами экспериментов на физических моделях и на натурном образце машины в производственных условиях, позволяет определять основные рациональные конструктивные и кинематические параметры профильной фрезы с учетом специфических особенностей разработки водоотводов в мерзлых грунтах и режима нагружения машины.
3. Эффективность и режим нагружения фрезы, оцениваемые коэффициентами динамичности К, а 11 неравномерности К у! крутящего момента, зависят от схемы расстановки резцов на рабочем органе. Для профильной фрезы определена рациональная схема расстановки резцов в виде ступенчато-шахматного расположения со смещением однотипных парных резцов относительно друг друга.
Б результате экспериментов с одиночными резцами при обратном вращении фрезы установлено, что максимальное значение крутящего момента соответствует углу поворота $ = (0,1−0,20).
Оптимальное угловое смещение однотипных парных резцов относительно друг друга находится в пределах:
All = (0,4 — 0,6) JL1 ,.
4. В результате экспериментальных исследований на стенде физического моделирования установлены зависимости крутящего момента, усилия подачи, коэффициента динамичности крутящего момента профильной фрезы и тягового усилия зачистной системы от варьируемых параметров Vn, Пф, Вз.с., Н" в виде уравнений регрессии (4.1, 4.2, 4.3, 4.4). Установлено, что при скорости И / Й подачи 1/п = 28−36 м/ч и частоте вращения фрезы Пер = 0,12−0,20 обеспечивается наилучший режим нагружения (Kg.
М.
Кн^МЯ) рабочего органа.
5. Экспериментально определены основные закономерности процесса разработки мерзлого грунта и режима нагружения профильной фрезы в зависимости от направления вращения. Режим нагружения фрезы при прямом вращении более равномерный, при этом коэффициент динамичности крутящего момента на 7−10 $, а коэффициент неравномерности на величину до 20 $ ниже, чем при обратном вращении. Однако при этом средние значения крутящего момента при обратном вращении меньше на 15−20 $.
6. Исследован процесс взаимодействия профильной фрезы с зачистной системой в зависимости от расположения их относительно друг друга и направления вращения фрезы. Установлено, что при увеличении расстояния от оси вращения до режущей кромки ножа зачистной системы до 1,0−1,2 м тяговое усилие зачистной системы увеличивается пропорционально этому расстоянию, а взаимодействие рабочих органов ухудшается и при дальнейшем увеличениипрактически прекращается. При работе фрезы с прямым вращением впереди фрезы образуется грунтовый вал из-за отбрасывания грунта по ходу машины, при этом разработанный грунт хуже подается на зачистную систему и перелопачивается стойками и резцами фрезы.
7. Установлено, что при рекомендуемой рациональной схеме расстановки резцов со ступенчато-шахматным расположением и смещением однотипных парных резцов относительно друг друга, коэффициенты динамичности и неравномерности крутящего момента профильной фрезы по сравнению с расположением по общепринятой схеме на существующих землеройно-фрвз ерных машинах с цилиндрическими фрезами снижаются соответственно на 40 и 42%, среднее значение крутящего момента на 30−35%, а по сравнению с расположением резцов по схеме, принятой на опытном образце машины МРПК-I, коэффициенты Kg и Ки снижаются соответственно на 30−33% и 24−26% при снижении среднего крутящего момента на 20−25%.
8. Разработана методика расчета основных конструктивных параметров, режимов фрезы и зачистной системы с учетом условий применения машины.
9. Испытания опытного образца машины МРПК-I с профильной фрезой на базе бульдозера Д-532 в производственных условиях при строительстве кюветов подтвердили эффективность нового оборудования. В среднем, по результатам испытаний, при прочности грунта С = 100−120 производительность составила 50−60 м3/ч.
10. Испытание машин с рекомендуемой профильной фрезой, сочетающейся с зачистной системой и роторным метателем, обеспечивает круглогодичное строительство кюветов и других водоотводов дорог в мерзлых грунтах с хорошим качествам и с полным исключением ручного труда. Годовой экономический эффект на одну машину составляет более 7000 рублей в год.
11. Результаты выполненных исследований использованы ЦНИИСом при выполнении плановых научно-исследовательских работ в соответствии с целевой комплексной программой 0.55.10.01.02 и ПКБ Главстроймеханизации при корректировке чертежей машины для нарезки сливной призмы и кюветов в мерзлых грунтах МРПК-1, принятой к серийному выпуску на Одинцовском опытно-экспериментальном заводе Главстроймеханизации Минтрансстроя.
Список литературы
- Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. — 223 с.
- Лыч Г. М., Лемеш Я. М. Экономическое стимулирование производства мелиоративных работ зимой. -Гидротехника и мелиорация, 1979, JS I, с.55−60.
- Вартанов С.Х. Современные способы и средства механизации разработки траншей и скважин в мерзлых грунта. -М.: ЦНИИТЭ-строймаш, 1968. -68 с.
- Недорезов И.А., Чернавский В. П., Прокофьев В. П. и др. Комплексная механизация работ по планировке земляного полотна. -Транспортное строительство, 1981, J? 7, с.27−28.
- Недорезов И.А., Прокофьев В. П., Борщева Е. В. Прогноз развития рабочих органов землеройно-планировочных машин. -Транспортное строительство, 1982, & И- с.47−50.
- Недорезов И.А., Прокофьев В. П., Антимонов В. П. Перспективы развития ротационных рабочих органов канало- и кюветокопа-телей. -М.: ЦНИИТЭСтроймаш, 1979, вып.З. -46 с.
- Баловнев В.И. Моделирование процессов взаимодействия со средой рабочих органов дорожно-строительных машин. -М.: Высшая школа, 1981. -335 с.
- Баловнев В.И. Методы физического моделирования рабочихпроцессов дорожно-строительных машин. -М.: Машиностроение, 1974. -232 с.
- Антимонов В.П. Исследование рабочего процесса кювето-копателей с фрезерно-метательными рабочими органами. Автореферат. дисс. .к.т.н. -М.: МАДИ, 1979. -18 с.
- Прокофьев В.П. Исследование роторного лопастного метателя грунта с подвижным кожухом. -М.: ВНП, вып.13, 1968. -72 с.
- Гласко М.С. Исследование рабочего процесса роторного безлопастного метателя грунта землеройно-транспортной машины. Автореф. на соиск.учен.степени канд.техн.наук. -М.: ГЛАДИ, 1978. 18 с.
- Ковалеров А.А. Роторные метатели грунта. -М.: ЦЕИИТЭ-Строймаш, 1969. -38 с.
- Юрков Ф.Х. Особенности проектирования земляного полотна в сложных мерзлотногрунтоБых условиях. -Красноярск: КПИ, 1979. -123 с.
- Земляное полотно автомобильных дорог в северных условиях. Под редакцией Малышева А. А. -М.: Транспорт, 1974.-284 с.
- Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог. СН 449−72. -М.: Стройиздат, 1973. -113с.
- Справочник инженера-дорожника. Изыскание и проектирование автомобильных дорог. 3-е изд. доп. под ред. О. В. Андреева. -М.: Транспорт, 1977. -559 с.
- Полосин-Никитин С. М. Механизация дорожных работ. -М.: Транспорт, 1974. -328 с.
- Зеленин A.H. Основы разрушения грунтов механическими способами. -М.: Машиностроение, 1968. -376 с.
- Цытович H.A. Механика мерзлых грунтов. -М.: Высшая школа, 1973. -448 с.
- Недорезов И.А., Вильдерман B.H., Кравцов Э. А. О грунтовых условиях эксплуатации машин при разработке мерзлых грунтов Сибири. -Строительные и дорожные машины, 1978, 7, с. 4.
- Телушкин В.Д., Винокуров В. А., Ряхин В. А. и др. Строительные и дорожные машины для районов с холодным климатом. -М.: Машиностроение, 1978. -197 с.
- Гарбузов З.Е., Ламин В. И., Менчикова С. А. Плужные, плужно-роторное и двухроторное каналокопатели. -М.: ЦНИИТЭСтрой-маш, 1978.-42 с.
- Гарбузов З.Е., Нарет Г. В., Донской В. М. Новые землеройные машины для мелиоративного строительства. 4/1.: ЦНИИТЭСтрой-маш, 1972. -72 с.
- Ламин В.И., Менчикова С. А., Коротаева Н. Б. и др. Тенденции развития конструкций рабочих органов каналокопателей. -М.: ЦНИИТЭСтроймаш, 1981. -48 с.
- Ламин В.И. Каналокопатели, выпускаемые в СССР и зарубе-жом. -М.: ЦНИИТЭСтроймаш, 1970. -48 с.
- Мер И. И. Мелиоративные машины. -М.: Колос, 1980. -351с.
- Маммаев З.М. Исследование активного рабочего органа для строительства каналов с пологими откосами. Автореф. дисс. на соиск.учен.степ. канд.техн.наук. 4Л.: ВНИИГиМ, 1965. -21 с.
- Эпштейн В.Я., Красиков А. Б. Современные отечественные и зарубежные машины для восстановления и очистки кюветов и перспективы их развития. -М.: ВДИИТЭСтроймаш, 1970. -30 с.
- Соломонов С.А., Попович М .В., Стефанов Б. И., и др. Путевые машины. 4,1.: Машиностроение, 1975. -368 с.
- Синеоков Г. Н., Панов И. М. Теория и расчет почвообрабатывающих машин. -М.: Машиностроение, 1977. -328 с.
- Гильштейн П.М., Стародинский Д. З., Циммерман М. З. Почвообрабатывающие машины и агрегаты. 4Л.: Машиностроение, 1969. 191 с.
- Яцук Е.П., Панов И. М., Ефимов Д. Н. Ротационные почвообрабатывающие машины. -М.: Машиностроение, 1971. -256 с.
- Бандаков Б.Ф. Дорожные фрезы. -М.: Машиностроение, 1971. -136 с.
- Бандаков Б.Ф. Рабочие органы современных отечественных и зарубежных грунтосмвсительных машин. ЧЛ.: ЦНИИТЭСтроймаш, 1972. -62 с.
- Раджаббаев Я. Исследование измельчающих рабочих органов линейных грунтосмвсительных машин. Автореф. на соиск.уч. степ, к.т.н. -М.: СоюздорНИИ, 1974.-20 с.
- Суриков В.В. Мелиоративные работы зимой. -М.: Колос, 1980. -270 с.
- Федоров Д.И., Недорвзов И. А., Тайц В. Г. и др. Экскаваторные ковши активного действия. -М.: Транспорт, 1974. -224 с.
- Домбровский И.Г., Гальперин М.й. Основные вопросы разрушения твердых и мерзлых грунтов. -В сб.: МИСИ, 1961, вып.39. Вопросы механизации открытых горных и земляных работ, с.50−54.
- Ровинский М.И., Бврновский D.H. Разрушение мерзлых грунтов динамическими нагрузками. -М.: ЦНИИТЭСтроймаш, 1966.-51 с.
- Ветров Ю.А., Бала—динский В.М., Баранников В. Ф. и др. Разрушение прочных грунтоЕ. -Киев: Буд1вельник, 1973. -352 с.
- Петухов П.З., Гурин М. А., Киселев Б. Н. Виброударные машины для рыхления мерзлого грунта. -Строительные и дорожные машины, 1963, № 10, с.6−8.
- Машины для земляных работ. Под общей редакцией д.т.н., проф. Гаркави Н. Г. -М.: Высшая школа, 1982. -335 с.
- Шлойдо Г. А., Сухов И. И., Орлов Б. М. Конструкция рабочего органа землеройных машин для послойной разработки мерзлых грунтов. -М.: ЦНИИТЭСтроймаш, вып. З, 1982. -47 с.
- Телушкин В.Д., Бврновский Ю. Н., Захарчук Б. З. и др.
- Машины для разработки мерзлых грунтов. -М.: Машиностроение, 1973. -272 с.
- Федулов А.И., Иванов Р. А. Ударное разрушение мерзлых грунтов. -Новосибирск, Наука, Сибирское отделение, 1975. -137с.
- Недорезов И.А., Чернавский В. П., Прокофьев В. П. и др. Механизация планировки земляного полотна в зимних условиях. -Транспортное строительство, 1979, № II, с.24−26.
- Пат. 274 618О/США/. Экскаватор с метателем. Авт.изобрет. А. Фикен, С.Дак. опубл. 1956, НК37−92.
- Пат. 3 041 750 (США). Навесное оборудование для-.:рытья и очистки канав. Авт.изобрет. Л.Гарнанд. -Опубл. 3.УЛ.1962, НКЙ 37−92.
- А.с. 883 226 (СССР). Рабочий орган каналокопателя. Авт. изобрет. Кизяев Б. М., Кохов В. А., Басс В. Н. и др. опубл. ЕИО 29. II.81.
- Пат. 3 645 020 (США). Роторный и траншейный экскаватор с ротором смонтированным на стреле. Опубл. 29.П.1972, HK-37−9I.
- Пат. 44−4189 (Япония). Одиофрезерный каналокопатель. НК 86−24.
- Пат. 2 885 800 (США). Фрезерный каналокопатель.
- А.с. 247 124 (СССР). Эпштейн В. Я., Глуховский С. П., Красников А. Б. Рабочий орган землеройной машины. Опубл. 20. У1. 1969, ЕИ № 21.
- Нарышкина В.Л., Винчи С. А., Недокучаев Б. Н. Новые землеройные машины непрерывного действия. -М.: ЦНИИТЭСтроймаш, 19 971 974. 61 с.
- Пат. I388I65 (Франция). Фрезерный каналокопатель, 1. Б 41
- А.с. 338 592 (СССР). Устройство для рыхления мерзлого грунта. Мироненко В. Г. и др, Опубл. в БИО, 1972, J& 16.
- А.с. 369 223 (СССР). Устройство для разработки мерзлого грунта. Баженов A.M., Демиховский В. А., Серегин Ю. Б. и др. Опубл. в БИО, 1973, lb 10.
- Зорев Н.Н. Исследование элементов механики процесса резания. -М.: Машгиз, 1952. -364 с.
- Абезгауз В.Д. Режущие органы машин фрезерного типа для разработки горных пород и грунтов. -М.: Машиностроение, IS65.- 280 с.
- Ветров Ю.А., Кисленко А. А. Сопротивление резанию мерзлого глинистого грунта. -Строительные и дорожные машины, 1961, & 10, с.20−22.
- Домбровский II.Г., Панкратов С. А. Землеройные машины. -М.: Госстройиздат, 1961. -652 с.
- Двойных М.А. Исследование основных разновидностей процесса резания мерзлых грунтов рабочим органом траншейного типа. Автореф. на соиск. к.т.н. -Харьков: ХАДИ, 1964. -18 с.
- Телушкин В.Д. Исследование процесса рыхления мерзлого грунта с целью определения оптимальной форым наконечника рыхлителя и параметров рыхления. Автореф. на сдсик.учен.степени.к.т.н. -М.: МАДИ, 1967. -19 с.
- Абезгауз В.Д., Гальперин М. И. Разработка мерзлых грунтов при механизированном рытье траншей. -М.: Гостоптехиздат, 1962. -92 с.
- Фомичев В.П., Аржановский А. И. Сопротивление резанию твердых и мерзлых грунтов. -Ростов-на-Дону, 1962. -40 с.
- Бобров В.К. Экспериментальные исследования процессов резания мерзлых грунтов. -Б сб. трудов: Исследование рабочего процесса строительных машин. -JI.: 1968, с.3−13.
- Захаров В.А. Исследование сопротивляемости мерзлых грунтов разрушению резанием. Автореферат дисс. на соиск.уч.степ. к.т.н. Тульский политехн. ин-т, 1973. -25 с.
- Федулов А.И. Исследование процесса резания пылевато илистого. ' мерзлого грунта. Дисс. на соиск.уч.степени к.т.н.1. Новосибирск, 1951, с. 145.
- Далин А.Д., Павлов П. В. Ротационноые грунтообрабаты-вающие и землеройные машины. -М.: Машгиз, 1950. -258 с.
- Павлов П.В. Исследование сил в почвенных фрезах. Труды ВИМ. T-I5. -М.: Сельхозгиз, 1952, с.40−73.
- Полтавцев И.О. Фрезерные канавокопатели. -М.: Машгиз, 1954. -131 с.
- Циммерман М.З. Рабочие органы почвообрабатывающих машин. -М.: Машиностроение, 1978. -294 с.
- Аристрахов Г. Н. Расчет мощности фрезерных машин, предназначенных длятукрепления грунтов вяжущими материалами. -Строительные и дорожные машины, 1956, № 2, с.5−8.
- Смирнов B.C., Гутхен Б. И., Машкович О. Н. Исследование режимов разработки грунта роторным рыхлителем. -М.: ЦНИИС, Сообщение 138, 1958. -40 с.
- Киракосян Г. П. Исследование процесса разработки грунтов складыванием и обрушением применительно к созданию высокопроизводительных землеройных машин для транспортного строительства. Автореф. на соиск.уч.степени к.т.н. -М.: ЦНИИС, 1967. -23 с.
- Захаров В.А. Определение нагрузок на многорезцовом фрезерном рабочем органе. Труды ВНИИСтройдормаш. -М.: 1978, Ш1, с. 30−36.
- Захаров В.А. Построение теоретической диаграммы нагружения режущего инструмента. Труды ВНИИСтройдормашин. -М.: 1978, вып.81, с.25−30.
- Захаров В.А. Аналитическое исследование процесса резания мерзлых грунтов. Труды ВНИИСтройдюрмаш, вып.65. -М.: 1974, с. 9−17.
- Захаров В.А., Телушкин В. Д. Исследование разрушения мерзлого грунта широкозахватными фрезерными рабочим органом. Труды ВНИИСтроймаш, вып. 65. -М.: 19 74, с.17−24.
- Захаров В.А., Телушкин В. Д. Результаты исследований машины ЗШ-2Э0СМ для послойной разработки мерзлых грунтов. -Строительные и дорожные машины, 1972, Jp I, с.35−41.
- Захаров В.А., Копчиков В. Ф., Верейнов О. В. и др. Машина ДП-31ХЛ послойного фрезерования грунта. -Строительные и дорожные машины, 1980, .№ 5, с. 12−13.
- Захаров В.А., Копчиков В. Ф., Тыртышный В. И. и др. Машина МГ1−58 для послойного фрезерования грунтов. Механизация строительства, 1980, J& 7, с.17−18.
- Басов И.Г., Кириллов Ф. Ф. Дискофрезерные машины для разработки мерзлого грунта. -Жомск. Изд-во Томского ун-та, 1974. -124 с.
- Николаев А.Ф. Исследование и комплекс машин для разработки мерзлых грунтов, льда, снега. Горький, 1967. -61 с.
- Николаев А.Ф. Механизация трудоемких работ. Горький, Волго-Вят.кн. изд., 1970. -52 с.
- Скотников В.А., Волчек Я. А., РадкевичВ.Т. и др. Машины для строительства и содержания осушительных каналов. -М.: Машиностроение, 1868. -360 с.
- Румянцев В.А., Соломонов С. А., Фиглин И. З. Исследование способов разработки мерзлых грунтов дискофрезерными рабочими органами. -Строительные и дорожные машины. 1980, № 4, с.24−26.
- Ветров 10.А. Резание грунтов землеройными машинами. -М.: Машиностроение, 1971. -357 с.
- Соколов Л.К. Выбор рациональных параметров режущих органов траншейных машин для разработки мерзлых грунтов. -Строительные и дорожные машины. 1981, JS I, с.9−11.
- Алышщ М.З., Касьяненко Ю. П., Соколов Г. И. и др. Выбор схем расположения зубьев на ковшах траншейного роторного экскаватора. -Строительные и дорожные машины, 1979, JS 3, с.9−11.
- Гальперин А.И., Филиппов Б. И. Прогрессивные методы производства земляных работ и особенности разработки вечномерзлых грунтов. -В сб.: Производство строительных работ в зимнее время. -М.: 1961, с.52−115.
- Серегин 10.Б. Землеройно-фрезерные машины. ЗШ-230Ш для разработки мерзлых грунтоЕ. -Строительные и дорожные машины, 1970, J5 9, с. 13−14.
- Домбровский Н.Г., Шемякин С. А. Повышение производительности траншейных экскаваторов при разработке мерзлых грунтов.-В сб. трудов: Хабаровск, ПТИ, вып. З, 1974, с.33−38.
- Калягин A.M., Жучков А. И., Романюк Г. Д. Работа роторных траншейных экскаваторов при разработке мерзлых грунтов. -Строительные и дорожные машины, 1961, № 10, с.10−14.
- Ермилов А.Б. Системный анализ структуры скрепера с газодинамической загрузкой как метод поиска путей интенсификации-рабочего процесса скрепера. -Труды МАДИ. -М.: 1974, вып.75,с.67−72.
- Швецов В.Г., Марченко О. С., Иванов В. Я. Исследования баланса мощности фрезерного малшнотракторного агрегата. -Механизация и Электрификация сельского хозяйства, 1981, $ 8, с.39−42.
- Беляков Ю.И., Владимиров В. М. Рабочие органы роторныхэкскаваторов. -М.: Машиностроение, 1967. -180 с.
- Недорезов И.А. Исследование косого’резания. -В кн.: Машины для земляных работ. Вып.77. -М.: Транспорт, 1969, с.24−28.
- Волков Д.П., Черкасов В. А. Динамика и прочность многоковшовых экскаваторов и отвалообразователей. -М.: Машиностроение, 1969. -408 с.
- Федоров Д.И., Недорезов И. А., Бондарович Б. А. К вопросу определения рациональных параметров рабочих органов совкового типа для грейдер-элеваторов. -В кн.: Машины для земляных работ. Вып.77. -М.: Транспорт, 1969, с.15−22.
- Федоров Д.И., Бондорович Б. А., Недорезов И. А. Результаты исследования рабочих органов грейдер-элеваторов. -Строительные и дорожные машины. 1970, № 5, с. 28.
- Федоров Д.И. Рабочие органы землеройных машин. -М.: Машиностроение, 1977. -288 с.
- Гарбузов З.Е., Ильгисонис В. К., Мутушев Г. А., и др. Землеройные машины непрерывного действия. -М.: Машиностроение, 1965. -276 с.
- Гарбузов З.Е., Шейнис Е. М. Новые отечественные и зарубежные грейдер-элеваторы. -М.: ЦНИИТЭСтроймаш, 1976. -48 с.
- Скотников В.А., Можейко 1.И., Мащенекий А. А. и др. Машины для строительства и содержания осушительных дрен. -М.: Машиностроение, 1973. -224 с.
- Макаров Р.А., Кузнецов С. Н., Невзоров А. В. Техника тензометрирования строительных машин. -М.: Стройиздат, 1969.-85с.
- Зеленин А.Н., Баловнев В. И., Керов И. П. Машины для земляных работ. -М.: 1975. -424 с.
- Федоров Д.И., Бондарович Б. А., Переполов В. И. Надежность металлоконструкций землеройных машин. -ГЛ.: Машиностроение, 1971. -216 с.
- Зеленин A.H., Карасев Г. Н., Красильников JT.B. Лабораторный практикум по резанию грунтов. -Ы.: Высшая школа, 1969.- 310 с.
- Кравцов Э.А. Эквивалентные материалы для моделирования мерзлых грунтов при исследовании рабочих процессов землеройных машин взрывного действия. -Строительные и дорожные машины, раздел 4, Дородные машины, 1972, J6 3, с.13−17.
- ИЗ. Вильдерман В. Н., Преображенский O.K., Кравцов Э. А. Выбор эквивалентных материалов на моделях разрушения мерзлых грунтов. -Строительные и дорожные машины, 1974, .? 9, с.28−29.
- Кузнецов Г. Н., Будько И. Н., Филиппова А. А. и др. Изучение проявления горного давления на моделях. -М.: Углетекиз-дат, 1959. -375 с.
- Завадский Ю.А. Планирование эксперимента в задачах автомобильного транспорта. -М.: МАДИ, 1978. -156 с.
- Скокан А.А., Грифф М. И., Каран Е. Д. Планирование экспериментальных исследований в дорожном и строительном машиностроении. -ГЛ.: ЦНИИТЭСтроймаш, 1974. -73 с.
- Адлер Ю.П., Маркова Е. В., Грановский Ю. В. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий.-М.: Наука, 1976.- 279 с.
- Петров В.А., Медведев Г. И. Системная оценка эффективности новой техники. -Л.: Машиностроение, 1978. -256 с. 119. Шлойдо Г. А. К вопросу об определении сопротивляемости мерзлых грунтов разрыву. -Гидротехническое строительство, JS 3, 1970, с.37−38.
- Антимонов В. Пш, Мырзашев С., Иедорезов И. А. и др. Рациональное размещение резцов фрезы для мерзрых грунтов. -Транспортное строительство, 1983, $ 9, с.42−43.
- Волков Д.П., Николаев С. Н., Марченко И. А. Наданность роторных траншейных экскаваторов. М.: Машиностроение, 1972. — 208 с.
- Строительные машины. Справочник в 2-х томах. Т. I. Машины для строительства промышленных и гражданских гидротехнических сооружений и дорог. /Под общей редакцией В. А. Баумана и др. -М.: Машиностроение, 1976. -502 с.
- Конторер С.Е. Строительные машины и экономика их применения. -М.: Высшая школа, 1973. -528 с.