Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Адаптация школьной молодежи к рынку труда в контексте социальных трансформаций

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В условиях современного глобального экономического кризиса в российском государстве происходит резкое сокращение числа вакансий рабочих мест, непосредственно отражающиеся на молодежном рынке труда. На самом деле разрозненные действия ведомств образования и занятости не могут определить необходимые направления исследований методов обучения, эффективности стилей преподавания, позволяющих… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ШКОЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ К СФЕРЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Методологические подходы к анализу процесса социально-профессиональной адаптации молодежи
    • 1. 2. Динамика изменений процесса интеграции школьной молодежи в рыночные отношения
  • Глава 2. АДАПТАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ ШКОЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ РЫНКА ТРУДА
    • 2. 1. Образовательные и трудовые намерения школьной молодежи крупного города
    • 2. 2. Трудовая занятость школьников: начальный этап адаптации к рынку труда

Адаптация школьной молодежи к рынку труда в контексте социальных трансформаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. В связи с модернизацией российского государства и общества возрастает интерес к проблематике социальной интеграции молодежи и, в частности, адаптации личности к текущим социальным переменам. Одной из важных тем в этом проблемном поле современного общества является адаптация молодежи к рынку труда. Отсутствие единой образовательной и кадровой политики привело к дисбалансу спроса рабочей силы на рынке труда и предложения на рынке образовательных услуг. На фоне диссонанса институтов образования и занятости с особой остротой выступает актуальность проблемы безработицы для молодежной когорты. Обычно уровень безработицы среди молодежи в несколько раз выше уровня безработицы среди взрослого населения, что характерно для большинства стран мира. По данным Федеральной службы государственной статистики, уровень безработицы в возрастной группе до 20 лет достигает 30% и превышает средний уровень безработицы по России в четыре-пять раз.

В условиях современного глобального экономического кризиса в российском государстве происходит резкое сокращение числа вакансий рабочих мест, непосредственно отражающиеся на молодежном рынке труда. На самом деле разрозненные действия ведомств образования и занятости не могут определить необходимые направления исследований методов обучения, эффективности стилей преподавания, позволяющих адаптировать выпускника, чтобы он смог занять достойное место в профессии и обществе. В нынешних социокультурных условиях множество выпускников учреждений профессионального образования не имеют четкой перспективы трудоустройстваот квалифицированной рабочей силы на рынке труда их отличает недостаток компетенций, профессиональных знаний, необходимой квалификации, отсутствие трудовых навыков и нехватка предприимчивости в поисках трудового заработка. Трансформационные процессы, происходящие в социально-экономической сфере, повлекшие радикальные перемены в структуре рынка труда, качестве жизни, социальных и жизненных ориентациях населения, обусловили диверсификацию жизненных и профессиональных ценностей современной молодежи и траекторий социально-трудовой мобильности, являясь ярким индикатором процесса адаптации.

Эти изменения не могли не отразиться на социализации учащихся старших классов общеобразовательных учреждений, находящихся на этапе социального, профессионального и личностного самоопределения. Как раз во время обучения в школе на молодежь возлагается ответственность за способность адаптироваться к различным структурам жизнедеятельности. В то же время школьная молодежь, включающая учащихся муниципальных средних школ и учреждений инновационного типа — гимназий и лицеев, не является пассивным участником рыночных преобразований, мобилизуя собственные социальные ресурсы, она активно встраивается в трансформирующееся общество.

Невозможно игнорировать тот факт, что на государственном уровне до сих пор не решена проблема социальной адаптации школьников как особой социальной группы с целью их социальной интеграции. Принимая во внимание факт неструктурированности социально-профессионального пространства, нелинейность динамики сферы профессиональной деятельности, негарантированный характер занятости, школьная молодежь применяет собственные способы адаптации к рыночным отношениям, пытаясь улучшить свою конкурентоспособность путем повышения уровня восходящей социальной мобильности и встраивания в сферу вторичной занятости для приобретения опыта трудовой деятельности.

Своевременность предлагаемой тематики обусловлена тем обстоятельством, что позиция служения государства индивиду, личности не может рассматриваться без существенной адаптационной увязки с трудоустройством, профессиональной карьерой, занятостью. Актуальна концептуализация стремления общества к профессиональной мобильности и большей адаптивности молодежи, которое должно быть реализовано в сфере образования и занятости как расширение гибкости и универсальности специальностей и профессий. Актуальность диссертационного исследования состоит еще и в ярко выраженном дефиците научной рефлексии феномена адаптации школьной молодежи к рынку труда и необходимости социологической интерпретации адаптационных стратегий учащихся общеобразовательных учреждений в сфере образования и занятости. Ведь в силу рекурсивности занятости и образования общественному устройству эти институты оказывают влияние на социальные процессы в целом, выступая инструментом общества.

Степень научной разработанности проблемы. К идее адаптации человека в обществе обращались классики социологической мысли: М. Вебер, Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Т. Парсонс. Рассматривают складывающуюся в условиях современного общества относительность и множественность социальных норм, анализируют процессы их институциализации П. Бергер, Т. Лукман, А. Щюц. Трансформационные процессы в сфере образования и занятости с середины 1990;х гг. нашли свое отражение в работах современных исследователей Т. Заславской, С. Константинова, П. Козыревой, Н. Плискевич. Ориентации и новые модели социального поведения молодежи на рынке труда в период трансформаций общества рассмотрены И. Браччи, И. Ильинским, В. Лисовским, Л. Яковлевым. Динамику ценностных ориентаций населения в период социальных трансформаций исследовали Е. Башкирова, В. Гаврилюк, В. Магун, Н. Трикоз, В. Ядов, в том числе динамику ценностных ориентаций выпускников школ А. Довейко, А. Запесоцкий, Ю. Зубок, В. Ильин, О. Кондратьева, Т. Наумова, Ю. Овинова, А. Петров, В. Попов, В. Семенов, В. Чупров, М. Энговатов.

Для дифференциации адаптационных процессов в период нестабильного развития предлагаются различные основания, данные современными авторами. Е. Авраамова и И. Дискин выделяют в качестве оснований способы осознания социально-экономической реальности, Е. Данилова предлагает рассматривать идентификационные стратегии как модели адаптации, М. Шабанова предлагает взять за основу степень вынужденного и добровольного в механизмах социальной адаптации. Проблемы взаимодействия рынков труда и образования в трансформирующемся обществе отражены в работах Л. Аникина, Н. Арсентьевой, В. Бусыгина, JL Гудкова, А. Левинсона, А. Леоновой, И. Харченко, В. Яр-ской. Причины дисбаланса рынка труда и образовательных услуг раскрывают С. Зеленков, С. Константинов, Е. Пряжникова, Г. Резапкина, Е. Шубочкина. Представления старшеклассников о рынке труда рассматривают А. Вечерин, Е. Антонов. Тема профориентации, занятости современных выпускников нашла наиболее полное отражение в работах М. Мустафина. М. Арапов, Б. Дубин, П. Бурдье, Т. Зарицкий и Р. Капелюшников, П. Сорокин уделяли внимание в своих трудах вопросам высшего образования в аспекте культурного капитала. Проблематика вертикальной образовательной мобильности наиболее полно освещена О. Александровой, О. Андреевой, О. Богословской, И. Ивановой, А. Кабацковым, Е. Князевой, М. Красильниковой, В. Кузнецовым, А. Левинсоном, Д. Логиновым, Т. Филипповым, К. Фурсовым, Л. Чижовой. Образовательные траектории школьной молодежи обсуждаются в работах Л. Абросимовой, А. Баранова, Е. Галицкой, Н. Ивановой, Т. Калачевой, Е. Петренко, К. Петренко, Я. Рощиной, Д. Шевченко.

Проблемы занятости нашли наиболее полное отражение в трудах Н. Волковой, 3. Дорофеевой, С. Землянухиной, Е. Илясова, Е. Макаренко, Р. Насибул-лина, И. Перовой, Т. Ратниковой, Н. Свиридова, А. Соловьева, В. Ярской. Исследованием феномена безработицы в постреформенной России занимались Н. Логвинова, Н. Полякова. Вопросу отношения работодателя к качеству рабочей силы посвящены публикации Н. Бондаренко, Ю. Верпаховской, М. Красильниковой. Отдельные аспекты занятости и безработицы среди молодежи отражены в работах Е. Ефимовой, М. Лискаускене, И. Рыжикова, Е. Самсоновой. Проблема адаптации молодежи к рынку труда широко представлена С. Ивченковым, А. Ковалевой, Н. Ловцовой, Н. Федотовой, О. Шиняевой, В. Шуваловой. Исследованию стратегий поведения молодежи на рынке труда в новых социокультурных условиях посвящены работы Г. Иванченко, Г. Мкртчян, И. Поповой, Т. Ручиной, Н. Сокониной, Т. Соловьевой, И. Тартаковской. Поведенческие стратегии школьной молодежи в трудовой сфере отразили Е. Белоногова, О. Виш-так, В. Выборнова, Е. Дунаева, А. Макаров, Г. Осадчая, И. Шурыгина. Темой профессионального самоопределения учащихся занимались И. Винтин, Ф. Канников, Д. Константиновский, Н. Родичев, О. Трунькина, Ю. Флоринская, Г. Чередниченко, Д. Шевченко.

Различные аспекты неформальной занятости описаны Н. Воловской, В. Гимпельсоном, JI. Плюсниной, В. Радаевым, П. Романовым, Н. Удальцовой. Практики неформального трудоустройства анализируются С. Барсуковой, 3. Калугиной, П. Лаврусевич, М. Грановеттером. Возникновение феномена вторичной занятости, его динамику в период общественных трансформаций отметили С. Дудников, Э. Клопов, Г. Соколова, Г. Солодова, И. Харченко, Н. Чер-нина, С. Ярошенко. Проблематика поведения учащейся молодежи в сфере вторичной занятости получила отражение в работах Р. Белоусова, В. Звоновского, Т. Карабчук, И. Перовой, Е. Прониной, Г. Руденко, А. Савелова, О. Самарце-вой, на исследовании мотивации занятости учащейся молодежи фокусируются О. Волкова, М. Ворона, И. Козина, Л. Осиленкер. Особенности, различные формы занятости несовершеннолетних представлены Е. Антоновой, Л. Борисовой, Т. Поддубной, Ю. Шульга. Вторичная занятость учащихся школ показана работами В. Ананишева, Т. Денисовой, С. Сергейчик. Мотивацию, причины детской занятости раскрывают Е. Бреева, А. Бухаров, Т. Карабчук, Т. Ковалева, Н. Меркулова, Е. Пронина, О. Степанова, О. Урбан, С. Щеглова, Е. Шишмако-ва, Е. Шубочкина, Е. Ярская-Смирнова. Особенности регулирования труда несовершеннолетних освещены С. Хмельковым, О. Оберемко.

Несмотря на широкий интерес исследователей к проблемам труда и занятости молодежи, адаптация школьников к сфере труда слабо связывается с системой жизненных ценностей, публикации в основном фиксируют определенность, не допуская вариативности индивидуального поведения. Порой в ряде научных публикаций проблема занятости ограничивается экономическими рамками, несмотря на важность этого понятия в широком смысле как социальной защиты через профессию, регуляции поведения на рынке труда и профессий посредством адаптации и последующей социальной интеграции. Отмечая роль исследователей в анализе мифологемы адаптации молодежи в контексте социальных преобразований в современных условиях, следует признать, что в отечественной социологической науке пока недостаточно исследована проблематика адаптации школьной молодежи к рыночным условиям. К тому же пока отсутствуют четкие критерии успеха в стратегиях занятости, поведения данной молодежной группы на рынке труда, слабо акцентируется то обстоятельство, что политика на рынке труда — лишь составная часть политики занятости, решающая задачи по устранению диспропорций рыночной экономики, смягчению последствий безработицы, повышению конкурентоспособности молодежи. Становится очевидной важность исследования разнообразных жизненных стратегий молодежи в сфере занятости и поиска возможностей их оптимизации. Данная тема характеризуется новизной и нуждается в глубокой проработке средствами социологического анализа.

Целью диссертационной работы является социологическая интерпретация адаптации школьной молодежи к рынку труда в контексте социальных преобразований российского общества. Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие теоретические и эмпирические задачи исследования:

1) провести теоретико-методологический анализ подходов к исследованию социально-профессиональной адаптации молодежи в новых социокультурных условиях;

2) проанализировать специфику адаптации молодежи к рынку трудапроследить динамику изменений процесса интеграции школьной молодежи в рынок труда в контексте социальных трансформаций;

3) разработать программу, инструментарий и провести авторское исследование ключевых аспектов адаптации школьной молодежи на рынке трудаосуществить анализ и интерпретацию полученных данных;

4) рассмотреть специфику образовательных и трудовых намерений школьной молодежи, оценить ее влияние на адаптацию в сфере занятости в будущемвыявить факторы, способствующие и препятствующие процессу трудоустройства молодежи;

5) проанализировать причины и факторы вторичной занятости школьной молодежисформулировать основные стратегии занятости учащейся молодежиопределить роль занятости трудовой деятельностью в профессиональном самоопределении школьника;

6) разработать рекомендации по совершенствованию мер молодежной политики в сфере занятости школьной молодежи.

Объектом исследования является процесс адаптации учащихся старших классов общеобразовательных учреждений к требованиям рынка труда в условиях современного российского общества. Предмет исследования — стратегии образовательной и трудовой мобильности школьной молодежи как способ формирования адаптационных стратегий к условиям современного рынка труда.

Эмпирической базой диссертационной работы являются результаты авторского исследования процесса адаптации школьной молодежи к рынку труда, вторичный анализ результатов опросов аналитических центров ФОМ (исследование «Поколение XXI века: опыт социологического исследования» от 09.07.2008 г., февраль-март 2008 г., №=1500 человек + 18 фокус-групп) и ВЦИОМ (исследования «Трудовые будни» от 23.03.2008 г., №=1600- «Работать во время учебы в вузе начинают почти 50% россиян» от 04.07.2008 г., №=1600) и социологических исследований по изучаемой проблеме. Эмпирические данные представляют собой триангуляцию количественных и качественных методов, позволивших углубить друг друга: анализ жизненных ценностей учащихся 9−11-х классов с помощью эссе «Моя жизнь через десять лет» (весна 2006 г., №=48) — анкетирование учащихся 8−11-х классов двенадцати общеобразовательных учреждений шести районов г. Саратова (средние общеобразовательные школы № 10, 18, 27, 34, 45, 49, 57, 59, 65, 108, гимназии № 1, 87) (весна 2007 г., №=564) — глубинное интервью с учащимися 9−11-х классов указанных школ, имеющими опыт работы во время школьных каникул, либо совмещающими подработку одновременно с учебой в школе (декабрь 2007 — февраль 2008 гг., №=18) — фокусированное групповое интервью с учащимися 11-х классов указанных школ, определившимися с выбором профессии и учреждения профессионального образования (апрель 2008 г., №=12).

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют теории адаптации человека в обществе (М. Вебер, Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Т. Парсонс), теории социализации (П. Бергер, Т. Лукман, А. Щюц), теория трансформационного поведения Т. Заславской, концепция вертикальной социальной мобильности П. Сорокина, концепция культурного капитала П. Бурдье, теория социального капитала Дж. Коулмена, теории человеческого капитала (Г. Беккер, Т. Шульц), концепция двойственного рынка труда (П. Де-рингер, М. Пиоре), концепции неформальной занятости (В. Гимпельсон, Р. Ка-пелюшников, В. Радаев), деятельностно-активистский подход В. Ядова, теория потребления М. Фезерстоуна и теория престижного потребления Т. Веблена, теория рационального выбора (Г. Беккер, Дж. Стиглер). На формирование методологической основы работы оказали влияние труды по методологии диссертационного исследования В. Ярской. В разработке методологии прикладного исследования и инструментария использовались разработки С. Белановского, П. Романова, В. Ядова, Е. Ярской-Смирновой, А. Страус и Дж. Корбин.

Основная гипотеза исследования. Успешность адаптации школьной молодежи к рынку труда напрямую зависит от способов формирования адаптационных стратегий к условиям рынка труда в трансформирующемся обществе. Риск оказаться исключенными из системы трудовых отношений первичного сектора экономики в будущем, по окончании учреждения профессионального образования, вынуждает учащихся избирать для себя новые стратегии образовательной и трудовой мобильности во время обучения в школе в качестве способов адаптации к рынку труда.

Научная новизна диссертации заключается в постановке, обосновании и решении задач социологического анализа адаптации школьной молодежи к рынку труда в контексте социальных преобразований российского общества и может быть сформулирована следующим образом:

1) проведен авторский анализ проблемы социальной адаптации школьной молодежи в сфере трудовой деятельностиосуществлена концептуализация процесса адаптации молодежи в новых социокультурных условияхособенности адаптации школьной молодежи к рынку труда рассмотрены в контексте динамики изменений процессов интеграции в период социальных трансформаций;

2) разработаны авторская программа, инструментарий и проведено оригинальное социологическое исследование с использованием качественной и количественной методологии ключевых аспектов профессионально-трудовой адаптации школьной молодежи на рынке труда;

3) в авторской интерпретации рассмотрена специфика образовательных и профессиональных ориентаций учащихся школ: определена будущая профессиональная и трудовая перспектива школьной молодежи, поведение в ситуации безработицы и будущего трудоустройства;

4) на основе авторских эмпирических исследований проанализированы факторы и мотивы вступления школьной молодежи во вторичную занятостьсформулированы основные стратегии занятости школьников: ориентация на доход, способ занять свободное время, помощь родителям, работа как независимость, интерес к трудовой деятельности, работа как статус;

5) по-новому произведена оценка факта труда для школьника, влияния на учебу в школе, отношения его как субъекта трудовой деятельности и социального окружения на факт занятостиопределена роль трудового опыта в дальнейшей профессионально-трудовой перспективе;

6) выработаны авторские рекомендации по совершенствованию стратегий молодежной политики в сфере занятости школьной молодежи по оптимизации мер адаптации школьников, профессиональной ориентации и организации официальной трудовой занятости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе постсоветских трансформаций произошло рассогласование рынка труда и рынка образовательных услуг: качество молодежной рабочей силы, выходящей на рынок труда, не соответствует требованиям работодателей. Зачастую дефицит профессионального образования может восполнить опыт трудовой деятельности, полученный на предыдущем месте работы, которого не имеет молодежь. Процесс адаптации школьной молодежи к рынку труда возможно проследить, наблюдая за формирующимися стратегиями поведения школьной молодежи в сферах образования и занятости. По данным современных исследователей большинство выпускников общеобразовательных школ не видят для себя ясного жизненного пути, не представляют профессиональной карьеры и неадекватно оценивают профессиональную перспективу. Трансформации социальной структуры российского общества сказались на поведении молодежи в трудовой сфере. Социально-экономические реформы привели к смене ценностных ориентаций, росту восходящей социальной мобильности в сфере образования, распространению вторичной занятости среди учащейся молодежи, появлению безработицы.

Наблюдается динамика ценностных ориентаций в сфере труда в пореформенный период. Девальвируется ценность самого труда, стремление работать движется инструментальными мотивами. Базовые ценности современной школьной молодежи аккумулируются в приватной сфере человека: велика значимость семейной жизни, получения высокого уровня образования, велико стремление к высокому материальному доходу, предпринимательству. В настоящее время отмечается существенный рост восходящей образовательной мобильности: выпускники школ в большинстве ориентированы на получение высшего, второго высшего, дополнительного образования. В условиях рыночных отношений получение высокого уровня образования выступает одной из форм адаптации к рынку труда, в качестве преимущественного положения в сфере занятости, дополнительного человеческого и социального капитала.

В процессе адаптации населения к трансформациям рынка труда появись новые формы трудового поведения, включая вторичную занятость населения. Учащаяся молодежь, обладающая наименьшими конкурентоспособными преимуществами, по сравнению со взрослым населением, оказалась вытеснена во вторичный сектор экономики, не предполагающий наличия высокой квалификации и оформления официальных трудовых отношений. На вовлеченность учащейся молодежи во вторичную занятость влияют макроэкономические, социально-демографические и субъективные факторы. Вместе с тем большинством исследователей вторичная занятость рассматривается как одна из форм социализации школьной молодежи, выступает одним из вариантов трудовой мобильности, являясь вспомогательным источником доходов, дополнительной возможностью самореализации и повышением собственной конкурентоспособности при выходе на первичный рынок труда.

По результатам авторского эмпирического исследования можно предположить, что социально-профессиональная адаптация школьной молодежи к рынку труда начинается еще до момента получения профессионального образования и выхода на первичный рынок труда, складываясь из профессиональных намерений школьников, планов их будущего трудоустройства, а также практик интеграции в трудовую сферу. Пытаясь минимизировать риск вероятности остаться без работы в рыночных условиях, школьная молодежь, принявшая участие в исследовании, нацелена на повышение уровня образовательной мобильности, планирует начало трудовой деятельности параллельно с обучением в учреждении профессионального образования.

В то же время дальнейшая профессиональная перспектива, в силу временной отдаленности, не совсем прозрачна для учащихся. Но, несмотря на это, школьники достаточно оптимистично оценивают свои шансы трудоустроиться по профессии после окончания учреждения профессионального образования, хотя имеют неопределенное представление о ситуации безработицы. Вместе с тем школьники ориентированы на индивидуальное поведение на рынке труда, подразумевающее деятельную позицию в ситуации поиска работы, намереваясь применять различные варианты профессиональной мобильности, заключающиеся в подстраховке на случай безработицы, в активном поиске любого подходящего рабочего места, в профессиональной переподготовке и повышении квалификации.

В результате исследования образовательных ориентаций учащихся старших классов общеобразовательных школ выявилось неоднозначное отношение к профориентации. Большинство учащихся старших классов не нуждаются в услугах профконсультантов, лишь немногие допускают для себя возможность обратиться к специалистам. Вызывает беспокойство тот факт, что школьники не принимают во внимание роль службы занятости в помощи поиска работы. Это свидетельствует о низкой степени результативности взаимодействия института образования и политики занятости, проводящейся в отношении профессиональной ориентации учащихся школ. Мы выделяем ряд проблем психологического и адаптационного плана при трудоустройстве. В сложившихся условиях актуализируется проблема формирования качественно новой системы профориентации и психологической поддержки как важнейшего средства профессионального самоопределения молодежи.

При исследовании опыта трудовой деятельности старшеклассников и его влияния на дальнейшую профессионально-трудовую перспективу, мы пришли к выводу, что учащиеся школ достаточно активно вовлечены в трудовую сферу, некоторые уже имеют за плечами опыт подработки на нескольких рабочих местах, что является показателем трудовой мобильности. Нам удалось выяснить, что все школьники, принявшие участие в интервью, находили работу самостоятельно либо с помощью социальных связей. То есть ни школой, ни службой занятости факт участия школьников в труде не фиксировался. По результатам проведенного нами исследования основными мотивами выхода школьников на рынок труда являются: потребность в денежных средствах на дополнительные расходы, стремление получить трудовой опыт, возможность внести посильный вклад в повышение материального благосостояния семьи, способ заполнения вакуума свободного времени.

Мы выделили шесть основных стратегий, реализуемых школьниками в сфере труда: «ориентация на доход», «способ занять свободное время», «помощь родителям», «работа как независимость», «интерес к трудовой деятельности», «работа как статус». Первую стратегию выбирают школьники, ведущей мотивацией которых выступает получение дополнительного заработка ради удовлетворения собственных нужд. Ко второй стратегии прибегают учащиеся, для которых работа является средством от скуки, вариантом проведения досуга. Третью стратегию используют школьники, предпринимающие попытку своими заработками материально помочь родителям, семье. Учащиеся, ориентированные на полную самостоятельность от родителей, как правило, имеющие опыт нескольких подработок, придерживаются четвертой стратегии. Пятой группе школьников трудовая деятельность интересна в плане возможности приобретения практического опыта. Для шестой группы учащихся работа выступает в качестве средства самоутверждения, стремления выделиться в группе сверстников.

В подработках занята большая часть молодежи из низкодоходных семей, по сравнению со среднедоходными и высокодоходными. Школьники работают в государственном и негосударственном секторах экономики, их занятость носит как формальный, так и неформальный характер, диапазон ее колеблется от временных работ до долговременного трудоустройства. Причем как соблюдение, так и нарушение режима трудовой занятости, регламентированной законодательно, встречается во всех типах организаций. Трудовой опыт большинство школьников оценивают положительно, считая его первым шагом на пути интеграции в сферу трудаони осознают, что совмещать учебу и работу достаточно сложно, но уверены, что достичь успеха на рынке труда можно, начав работать в подростковом возрасте.

Несмотря на то, что с 1992 г. в России произошла легализация детской занятости, создаются молодежные биржи труда, осуществляющие организованную занятость несовершеннолетних, до сих пор наблюдается ряд серьезных проблем при попытке организации официальной занятости детей. Законодательные нормы, легитимирующие занятость несовершеннолетних, затрудняют процесс трудоустройства школьников на основе официальных трудовых отношений, в силу чего способствуют вовлечению несовершеннолетних в теневой сектор экономики.

На наш взгляд, необходим пересмотр мер молодежной политики в сфере профессиональной ориентации и организации занятости школьной молодежи. Ввиду того, что современная система профессиональной ориентации зачастую носит вынужденный характер — проводится стихийно, без заинтересованности школьников, осуществляется в форме массового профилирования и ориентирования на конкретную сферу деятельности, профессию, род занятий — мы предлагаем более гибкую технологию, позволяющую заинтересовать школьника и скорректировать профессиональные намерения. В рамках функционирования службы занятости, специализированных центров для молодежи мы рекомендуем открыть консультационные отделы для школьной молодежи, основные функции которых заключаются в организации и проведении психологической, информационно-методической поддержки, правовой консультационной помощи. В данных отделах школьники могут просмотреть электронный банк вакансий по профессиям, требующимся на современном рынке труда города, встретиться с работодателем, который даст обзор ситуации о потребности в рабочих кадрах и предложении на рынке труда, пройти личностное тестирование с психологом, побеседовать с юристом. На основании полученных знаний и представлений о собственных возможностях учащиеся школ могут самоопределиться в выборе профессии и учреждения профессионального образования.

Для специалистов, занимающихся профессиональной ориентацией школьников, также должны быть информативны профессиональные намерения и жизненные планы школьников, их мотивация и уровень притязаний: должна вестись статистическая информация профессиональных предпочтений школьников, на основании которой можно проследить вероятность спроса на определенные специальности и профессиональные образовательные учреждения города. Специалисты отдела могут оказать помощь в организации и мониторинге регулирования занятости несовершеннолетних: в период летних каникул размещать информацию о «горячих» вакансиях для школьников с гарантированным трудоустройством и оплатой труда, создать базу данных школьников, желающих подработать, проводить мониторинга занятости несовершеннолетних, особенно тех, кто не достиг 14 лет, с целью предупреждения вовлечения школьников в неформальные трудовые отношения.

Как мы уже отмечали, несовершенство законодательных норм, регулирующих занятость учащихся школ, зачастую создает проблемы при трудоустройстве школьников в официальные организации, так как требуется множество условий, необходимых для трудоустройства школьников, а именно: достижение допустимого законодательством возраста, согласие родителей или попечителя, прохождение медицинских осмотров. Государство ограничивает возможности работодателей, делегируя большую часть ответственности за организацию занятости школьников. С позиций мер молодежной политики следует усовершенствовать управление процессами занятости несовершеннолетних: создать заинтересованность работодателей в привлечении к трудоустройству учащихся старших классов, в квотировании и создании дополнительных рабочйх мест. По нашему мнению государству необходимо поощрять организации с помощью системы льгот, компенсационных выплат.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ДОКУМЕНТЫ (Доступ из справочно-правовой системы «Гарант»)
  2. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032−1 «О занятости населения в Российской Федерации» (последнее изменение от 23 июля 2008 г.).
  3. Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. N 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации».
  4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 1756-р- Приказ Минобразования России от 23 июля 2002 г. № 2866.
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ) (последние изменения от 23 июля 2008 г.).
  6. Е. Поступление в вуз как начало формирования индивидуальных социальных практик / Е. Авраамова // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. № 2 (70). С. 54−60.
  7. Е. Поведение молодых специалистов на рынке труда: новые тенденции / Е. Авраамова, Е. Кулагина, Ю. Верпаховская // Человек и труд. 2007. № 9. С. 41−47.
  8. Е.М. Воспроизводство адаптационных практик в период российской трансформации / Е. М. Авраамова // Общественные науки и современность. 2005. № 6. С. 5−15.
  9. Е.М. Современное высшее образование и перспективы вертикальной мобильности / Е. М. Авраамова, О. А. Александрова, Д. М. Логинов // Общественные науки и современность. 2004. № 6. С. 41−55.
  10. Е.М. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания / Е. М. Авраамова, Ю. Б. Верпаховская // Социологические исследования. 2006. № 4. С. 37−46.
  11. С. Сфера отдыха, оздоровления и занятости детей: от выживания к развитию / С. Алатенко // Народное образование. 2006. № 3 С. 9−12.
  12. О. Высшее образование и структура российской экономики / О. Александрова// Высшее образование в России. 2006. № 5. С. 27−36.
  13. В.М. Формирование рынка труда и самоопределение личности учащегося / В. М. Ананишев, Т. Н. Денисова, С. И. Сергейчик // Инновации в образовании. 2002. № 1. С. 17−34.
  14. О.Ю. Институциональный кризис образования через призму профессиональной культуры / О. Ю. Андреева, А. Н. Кабацков // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. VII. № 1. С. 126−137.
  15. Е.В. Социологические аспекты управления процессами занятости молодежи в регионе / Е. В. Антонов // Инновации в образовании. 2006. № 1. С. 15−27.
  16. М.В. Бум высшего образования в России: масштабы, причины и следствия / М. В. Арапов // Общественные науки и современность. 2004. № 6. С. 30−40.
  17. Н.М. Модели поведения молодежи в сфере образования и на рынке труда: механизм и факторы формирования / Н. М. Арсентьева, В. П. Бусыгин, И. И. Харченко // Регион: экономика и социология. 2006. № 1. С. 126−140.
  18. А.А. Влияние социальной дифференциации на образовательные ориентации горожан / А. А. Баранов, Н. Г. Иванова // Социологические исследования. 2003. № 2. С. 72−77.
  19. С.Ю. Формальное и неформальное трудоустройство: парадоксальное сходство на фоне очевидного различия / С. Ю. Барсукова // Социологические исследования. 2003. № 7. С. 3−16.
  20. Е.И. Трансформация ценностей российского общества / Е. И. Башкирова // Полис. 2000. № 6. С. 51−65.
  21. С.А. Метод фокус-групп / С. А. Белановский. М.: Магистр. 1996. 272 с. ISBN 5−89 317−001−6.
  22. Е. Разные берега реки / Е. Белоногова // Служба кадров и персонал. 2006. № 8. С. 47−50.
  23. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии/ П. Бергер, Т. Лукман. -М.: Медиум, 1995. 323 с. ISBN5−85 691−036−2.
  24. О. Мотивация получения высшего образования в контексте выбора профессии / О. Богословская // Высшее образование в России. 2006. № 5. С. 44−46.
  25. Н. Запросы работодателей к качеству профессиональной подготовки работников / Н. Бондаренко // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2005. № 3 (77). С. 41−58.
  26. Л.Г. Подросток в бизнесе: социализация или девиация / Л.Г. Борисова//Социологические исследования. 2001. № 9. С. 68−76.
  27. И. Новые формы занятости и информационные технологии / И. Браччи //Вопросы экономики. 1998. № 2. С. 153−158.
  28. Е.Б. Политика, дети и рынок / Е. Б. Бреева // Социологические исследования. 1993. № 2. С. 26−33.
  29. А. Наихудшие формы детского труда в России: как их искоренить / А. Бухаров // Народное образование. 2003. № 10. С. 19−30.
  30. Л. Социология образования П. Бурдье / Л. Вакан // Социологические исследования. 2007. № 6. С. 93−100.
  31. М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., Ю. Н. Давыдов / М. Вебер. М.: Прогресс, 1990. 808 с. ISBN 5−1 001 584−6.
  32. С.Г. Портрет выпускника петербургской школы (опыт социально-педагогического исследования) / С. Г. Вершловский // Вопросы образования. 2004. № 4. С. 244−260.
  33. А.В. Представления старшеклассников о рынке труда / А. В. Вечерин // География в школе. 2007. № 4. С. 65−67.
  34. И.А. Особенности социального самоопределения старшеклассников / И. А. Винтин // Социологические исследования. 2004. № 2. С. 86−93.
  35. О.В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов / О.В. Виштак// Социологические исследования. 2003. № 2. С. 135−138.
  36. Н.В. Типология карьерных стратегий молодых специалистов / Н.В. Волкова// Социологические исследования. 2006. № 1. С. 142−147.
  37. О. Молодежь и профессиональный труд / О. Волкова // Человек и труд. 2006. № 10. С. 41−42.
  38. М.А. Мотивы студенческой занятости / М. А. Ворона // Социологические исследования. 2008. № 8. С. 106−115.
  39. В.В. Актуализация проблем профессионального самоопределения молодежи / В. В. Выборнова, Е. А. Дунаева // Социологические исследования. 2006. № 4. С. 99−105.
  40. В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации / В. В. Гаврилюк, Н. А. Трикоз // Социологические исследования. 2002. № i.e. 96−105.
  41. В. Велики ли глаза у страха? Страх безработицы и гибкость заработной платы в России / В. Гимпельсон, Р. Капелюшников, Т. Ратникова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2003. № 4 (66). С. 44−58.
  42. JI. Страх как рамка понимания происходящего / JI. Гудков // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999. № 6 (44). С. 46−53.
  43. JI. Образование 'в России: привлекательность, доступность, функции / Л. Гудков, Б. Дубин, А. Леонова // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. № 1 (96). С. 35−55.
  44. Е.Н. Идентификационные стратегии: российский выбор / Е.Н. Данилова// Социологические исследования. 1995. № 6. С. 120−130.
  45. О.С. Выход школьников на рынок труда как начало формирования индивидуальных трудовых практик / О. С. Демьяновская // Человек и труд. 2008. № 4. С. 35−37.
  46. О.С. Адаптация старшеклассников к рынку труда в контексте интеграции образования и занятости (на примере г. Саратова) / О. С. Демьяновская // Омский научный вестник. 2008. № 2 (66). С. 52−55.
  47. Я.В. Динамика профессионального самоопределения студентов /Я.В. Дидковская // Социологические исследования. 2001. № 7. С. 132−135.
  48. И.С. Адаптация населения и элит (Институциональные предпосылки) / И. С. Дискин, Е. М. Авраамова // Общественные науки и современность. 1997. № 1.С. 24−33.
  49. Добровольный труд или вынужденная занятость // Человек и труд. 2002. № 8. С. 28−34.
  50. А. Образовательные ориентации вузовской молодежи в условиях рынка / А. Довейко // Высшее образование в России. 2006. № 5. С. 37−44.
  51. З.Е. Незанятые в современной России / З. Е. Дорофеева // Социологические исследования. 2008. № 2. С. 127−134.
  52. С.В. Трудовая проба как фактор профессионального самоопределения / С. В. Дудников // Служба кадров и персонал. 2007. № 9. С. 43−45.
  53. Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр. А. Б. Гофмана / Э. Дюркгейм. М.: Канон, 1995. 352 с. ISBN 5−88 373−037-Х.
  54. Э. Ценностные и реальные суждения / Э. Дюркгейм // Социологические исследования. 1991. № 2. С. 106−114.
  55. Д. Саратовская школа социологии / Д. Зайцев, В. Щебланова // Мир России. 2006. № 1. С. 159−167.
  56. Д.В. Становление научной школы: десять шагов в социологию. К юбилею Валентины Николаевны Ярской / 75 лет СГТУ / Д. В. Зайцев, Н. И. Ловцова, В. В. Щебланова. Саратов: СГТУ, 2005. 28 с.
  57. Занятость молодежи: проблема, выходящая на первый план (по материалам региональной печати) // Человек и труд. 2001. № 12. С. 63−65.
  58. А.С. Дети эпохи перемен: их ценности и выбор / А.С. Запе-соцкий // Социологические исследования. 2006. № 12. С. 98−104.
  59. Т.И. Современное российское общество: проблемы и перспективы / Т. И. Заславская // Общественные науки и современность. 2004. № 6. С. 5−18.
  60. Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации / Т. И. Заславская // Учеб. пособие. М.: Дело, 2004. 400 с. ISBN 5−7749−0366−4.
  61. Г. Б. Профессиональное образование и рынок труда / Г. Б. Збровский, Е. А. Шуклина // Социологические исследования. 2003. № 4. С. 99−106.
  62. В. Молодежь на рынке вторичной занятости / В. Звоновский, Р. Белоусова // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2006. № 2 (82). С. 62−72.
  63. С. Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи / С. Зеленков // Народное образование. 2007. № 6. С. 239−242.
  64. Ю.А. Исключение в исследовании проблем молодежи / Ю. А. Зубок // Социологические исследования. 1998. № 8. С. 47−56.
  65. Ю.А. Правовая культура молодежи в ракурсе трансформационных стратегий / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров // Социологические исследования. 2006. № 6. С. 37−46.
  66. И.Н. Потребление образовательных услуг / И. Н. Иванова. Саратов: ПМУЦ, 2004. 244 с. ISBN 5−7719−0193−8.
  67. Г. В. На пороге профессиональной карьеры: социальные проблемы и личностные стратегии выбора / Г. В. Иванченко // Мир России. 2005. № 2. С. 97−125.
  68. В.И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность / В. И. Ильин // Мир России. 2005. № 2. С. 3−40.
  69. И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория / И. М. Ильинский. М.: Голос, 2001. 696 с. ISBN 5−7117−0280−7, ISBN 5−85 085−616−1.
  70. Е. Трудоустройство и занятость выпускников вузов: система содействия / Е. Илясов // Высшее образование в России. 2005. № 7. С. 3−13.
  71. M.JI. Особенности использования социальных связей на рынке труда Эстонии / МЛ Казюля // Социологические исследования. 2005. № 7. С. 52−62.
  72. Какое оно «поколение непохожих»? // BD.FOM.RU: Фонд «Общественное мнение». 09.07.2008. URL: http://bd.fom.i-u/report/map/ pokolenie21/pressr90708 (дата обращения 28.08.2008).
  73. Т.Г. Установки выпускников школ на получение высшего образования / Т. Г. Калачева, JI.B. Абросимова // Социологические исследования. 2000. № 5. С. 98−103.
  74. З.И. Формальные и неформальные посредники на современном российском рынке труда / З. И. Калугина, П. Е. Лаврусевич // Социология: методология, методы, математические модели. 2006. № 23. С. 100−120.
  75. Ф.К. Ориентация учащейся молодежи на инженерную профессию / Ф. К. Канников, О. В. Трунькина // Социологические исследования. 2004. № 11. С. 115.
  76. Р. Российская модель рынка труда / Р. Капелюшников // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. № 3 (71). С. 26−34.
  77. Р. Человеческий капитал России: эволюция, структурные особенности / Р. Капелюшников // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2005. № 4 (78). С. 46−54.
  78. Т. Непостоянная занятость: тенденции развития / Т. Карабчук // Человек и труд. 2008. № 5. С. 27−35.
  79. Э.В. Вторичная занятость как форма социально-трудовой мобильности / Э. В. Клопов // Социологические исследования. 1997. № 4. С. 29−45.
  80. А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория / А. И. Ковалева // Социологические исследования. 2003. № 1.С. 109−115.
  81. Н. Школа в фокусе мониторинга экономики образования / Н. Ковалева//Народное образование. 2007. № 10. С. 41−50.
  82. Т.В. «Подростки смутного времени» (к проблеме социализации старшеклассников) / Т. В. Ковалева, O.K. Степанова // Социологические исследования. 1998. № 8. С. 57−64.
  83. И. «Слабые группы» на рынке труда: тендерная специфика мотивации поведения / И. Козина, И. Попова // Журнал исследований социальной политики. 2007. Т. 5. № 3. С. 365−386.
  84. П.М. Некоторые тенденции адаптивных процессов в сфере труда / П. М. Козырева // Социологические исследования. 2005. № 9. С. 37−48.
  85. А.С. Динамика жизненных ориентаций выпускников средних школ Архангельска (1998−2005) / А. С. Константинов // Социологические исследования. 2007. № 12. С. 121−124.
  86. Д.Л. Самоопределение или адаптация / Д. Л. Константиновский // Мир России. 2003. № 2. С. 123−143.
  87. М. Кризис профессионального образования тревожит ли он работодателей? / М. Красильникова // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2007. № 5 (91). С. 30−37.
  88. М. Проблемы высшего образования в оценках населения / М. Красильникова // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. № 1 (69). С. 26−34.
  89. М. Работодатели о современном состоянии рабочей силы и профессиональном образовании / М. Красильникова // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2005. № 3 (77). С. 59−69.
  90. М.Д. Спрос на рабочую силу мнение работодателей / М. Д. Красильникова, Н. В. Бондаренко // Информационный бюллетень. М.: ГУ-ВШЭ, 2007. 76 с. ISBN 978−5-7218−0927−9.
  91. Л. Каникулы для работы / Л. Крымская // Народное образование. 2008. № 3. С. 184−191.
  92. В. «Второе высшее»: мотивация выбора / В. Кузнецова, Е. Князева // Высшее образование в России. 2004. № 1. С. 68−76.
  93. Я. Общество и образование: нужна согласованность целей и ценностей / Я. Кузьминов // Российское образование. 2007. № 3. С. 8−14.
  94. П.Е. Личные связи на российском рынке труда: региональная специфика и формирование стратегий трудоустройства / П. Е. Лаврусевич // Регион: экономика и социология. 2007. № 2. С. 136−150.
  95. А. Новые процессы в образовании как сигнал о новых процессах в обществе / А. Левинсон // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. № 2 (70). С. 61−69.
  96. М.В. Поколение NEXT — прагматичные перфекционисты или романтики потребления / М. В. Лисаускене // Социологические исследования. 2006. № 4. С. 111−115.
  97. В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) / В. Т. Лисовский // Социологические исследования. 1998. № 5. С. 98−104.
  98. Н. Безработица в странах СНГ: попытка социологического анализа /Н. Логвинова // Социология: теория, методы, маркетинг. 2003. № 3. С. 137−143.
  99. И.И. Отечественная массовая школа: барьеры реформ / И. И. Лошакова, В.Н. Ярская-Смирнова // Образование в современном мире: глобальное и локальное. Саратов: СГТУ, 2004. С. 61−76.
  100. B.C. Трудовые ценности российского общества / B.C. Магун // Общественные науки и современность. 1996. № 6. С. 17−28.
  101. .И. Рабочие как акторы процесса трансформаций / Б. И. Максимов // Социологические исследования. 2008. № 3. С. 29−33.
  102. Н.Б. Детский труд / Н. Б. Меркулова // Социологические исследования. 1997. № 5. С. 76−84.
  103. Р. Социальная структура и аномия / Р. Мертон // Социологические исследования. 1992. № 3. С. 104−114.
  104. Р. Социальная теория и социальная структура / Р.Мертон. — М.: ACT, Хранитель. 2006. 880 с. ISBN 5−17−290 089−6, 5−9713−0703−7, 5−9762−0143−1.
  105. Г. М. Стратификация молодежи в сферах образования, занятости и потребления / Г. М. Мкртчян // Социологические исследования. 2005. № 2. С. 104−113.
  106. Молодежь не спешит на работу // WCIOM.RU: Всерос. центр изуч. общ. мнения. 21.02.2008 URL: http://wciom.ru/arkliiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/9692.html (дата обращения 27.06.2008).
  107. М.Р. Современные проблемы содействия занятости выпускников / М. Р. Мустафин // Проблемы и перспективы развития человеческих ресурсов: Сб. науч. тр. Саратов: ПМУЦ, 2001. 196 с. ISBN 5−7719−0147−4. С. 179−184.
  108. P.P. Молодежь на рынке труда крупного города / P.P. Наси-буллин // Социологические исследования. 2007. № 11. С. 141−142.
  109. Т.В. Менталитет как базовая категория в объяснении особенностей ценностного сознания современной российской молодежи / Т. В. Наумова // Вестник московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2001. № 1.С. 65−75.
  110. Не образованием единым // BD.FOM.RU: Фонд «Общественное мнение». Пресс-релиз. 10.06.2008. URL: http:// bd.fom.ru/report/map/pokolenie21 /pressre!0801 (дата обращения 28.07.2008).
  111. Нестандартная занятость в российской экономике / под ред. В.Е. Гим-пельсона, Р. И. Капелюшникова. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2006. 400 с. ISBN 57 598−0314-Х.
  112. О контрреволюции притязаний // BD.FOM.RU: Фонд «Общественное мнение». 07.04.2008. URL: http://bd.fom.ru/repoil/map/ pokolenie21/press070408 (дата обращения 28.07.2008).
  113. О положении молодежи на рынке труда // Российское образование. 2005. № 5. С. 38−42.
  114. О.А. Эволюция правового режима подростковой занятости в России: контуры социологической экспертизы / О. А. Оберемко // Журнал исследований социальной политики. 2004. Т. 2. № 2. С. 227−248.
  115. Е. Стили жизни российской молодежи: из XX в XXI век / Е. Омельченко // Народное образование. 2006. № 5. С. 171−178.
  116. Е.JI. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? «Молодость» в публичном пространстве современности / E.JI. Омельченко // Журнал исследований социальной политики. 2006. Т. 4. № 2. С. 151−182.
  117. E.JI. Стилевые стратегии занятости и их особенности / E.JI. Омельченко // Социологические исследования. 2002. № 11. С. 36−47.
  118. Она не верит в свое будущее // WCIOM.RU: Всерос. центр изуч. общ. мнения. 2008. URL: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/itern/single/9221 .html (дата обращения 27.06.2008).
  119. Г. И. Стиль жизни молодых горожан: трансформация и региональная дифференциация / Г. И. Осадчая // Социологические исследования. 2002. № 10. С. 88−94.
  120. JI. Требования к молодым специалистам на современном рынке труда / Л. Осиленкер // Инновации в образовании. 2005. № 5. С. 41−50.
  121. Т. О социальных системах / Т. Парсонс. — М.: Академический проспект, 2002. 832 с. ISBN 5−8291−0242−0.
  122. Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс. М.: Академический проспект, 2000. 880 с. ISBN 5−8291−0016−9.
  123. И. Безработица в оценках населения: опасения и ожидания / И. Перова // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2008. № 1(93). С. 71−76.
  124. И. Дополнительная занятость: Масштабы, структура, характер / И. Перова // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 1999. № 4 (42). С. 31−34.
  125. Е.С. Образовательные траектории детей и взрослых: семейные стимулы и издержки / Е. С. Петренко, Е. Г. Галицкая, К. В. Петренко // Информационный бюллетень. М.: ГУ-ВШЭ, 2007. 40 с. ISBN 978−5-7218−0960−6.
  126. А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений / А. В. Петров // Социологические исследования. 2008. № 2. С. 83−90.
  127. А. Престиж высшего образования в России / А. Петрова // Социальная реальность. 2006. № 1. С. 37.
  128. Н.М. Российское общество в новых социологических исследованиях / Н. М. Плискевич // Общественные науки и современность. 2000. № 2. С. 29−36.
  129. Т.Н. Проблемы детства в современной социокультурной ситуации / Т. Н. Поддубная // Социальная политика и социология. 2006. № 1. С. 91−106.
  130. H.JI. Труд в социологической теории / H.JI. Полякова // Вестник московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2004. № 2. С. 130−147.
  131. В.А. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи / В. А. Попов, О. Ю. Кондратьева // Социологические исследования. 1999. № 6. С. 96−99.
  132. З.Н. Адаптационный аспект профессиональной ориентации / З. Н. Попова, Н. Н. Федотова. Саратов: ПМУЦ, 1997.
  133. И.П. Дополнительная занятость в успешных адаптационных стратегиях населения / И. П. Попова, Н. Н. Седова // Социологические исследования. 2004. № 2. С. 31−43.
  134. Проблема детского труда // ILO.RU: International Labour Organization. 2007. URL: // http://www.ilo.ru/ecl/probl ru. htm (дата обращения 25.07.2007).
  135. Проблемы рынка образовательных услуг и спрос на выпускников учреждений профессионального образования / П. В. Романов, А. Ю. Слепухин, В.А. Карпец- М. Э. Елютина, В. Н. Ярская. Саратов: СГТУ, 2004. 135 с. ISBN 5−74 331 407−1.
  136. Е.И. Причины детской занятости в Москве / Е. И. Пронина // Социологические исследования. 2001. № 1. С. 117−118.
  137. Е.Ю. К вопросу об истории развития профориентации и профессионального самоопределения / Е. Ю. Пряжникова // Вопросы образования. 2006. № 3. С. 224−230.
  138. Работа и карманные деньги подростков // BD.FOM.RU: Фонд «Общественное мнение». 2008. URL: http://bd/fom.ru/map/ proiects/dominant/doin0521/domt0521 4 (дата обращения 27.07.2008).
  139. Работа моей мечты // BD.FOM.RU: Фонд «Общественное мнение». 29.05.2008. URL: http://bd.fom.ru/repoi-t/map/ pokolenie217press0810 (дата обращения 27.07.2008).
  140. Работа не в удовольствие // WCIOM.RU: Всерос. центр изуч. общ. мнения. 16.05.2008. URL: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkliiv/item/single/10 139.html (дата обращения 27.06.2008).
  141. В.В. Экономическая социология. Курс лекций / Радаев В. В. // Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 1998. 368 с. ISBN 5−7567−0195−8.
  142. Г. Выпускник 2003: профессиональные планы и жизненные ценности / Г. Резапкина // Служба кадров. 2003. № 11. С. 47−51.
  143. Г. Парсонс и теперь живее всех живых / Г. Резапкина // Служба кадров и персонал. 2006. № 7. С. 17−18.
  144. Т.Е. Жизненные стратегии личности / Т. Е. Резник, Ю. М. Резник // Социологические исследования. 1995. № 12. С. 100−105.
  145. Н.Ф. Восемь мифов о профессиональном самоопределении подростка // PEDSOVET.ORG: Всероссийский Интернет-педсовет 2007. URL: http://pedsovet.org/forum/topicl861 .html (дата обращения 28.08.2007).
  146. П.В. Занятость неформальная / П. В. Романов // Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь. Отв. ред. В. А. Ядов. СПб.: Наука, 2006. 426 с. ISBN 5−02−26 371−0. С. 77.
  147. П.В. Исследования в социальной работе: оценка, анализ, экспертиза: Учебн. Пособие / П. В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова. — Саратов: СГТУ, 2004. 258 с. ISBN 5−7433−1408-Х.
  148. П.В. Новый социальный менеджмент и реформы российской социальной политики / П. В. Романов, Е. Р. Смирнова, В. Н. Ярская // Мир России. 2008. № 3. С. 109−131.
  149. Российский статистический ежегодник. 2007: Стат.сб. / Росстат. М., 2007. 825 с. ISBN 978−5-89 476−227−2.
  150. Россияне боятся потерять работу // WCIOM.RU: Всерос. центр изуч. общ. мнения. 20.03.2008. URL: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/9855.html (дата обращения 27.06.2008).
  151. Я.М. Чьи дети учатся в элитных вузах? / Я. М. Рощина // Вопросы образования. 2006. № 1. С. 347−363.
  152. Я.М. Социальная дифференциация и образовательные стратегии российских студентов и школьников / Я. М. Рощина // Информационный бюллетень. М.: ГУ-ВШЭ, 2007. 52 с. ISBN 978−5-7218−0930.
  153. Рощина Я. М. Учащиеся на рынке образовательных услуг / Я. М. Рощина, Т. Н. Филиппова, К. С. Фурсов // Информационный бюллетень. М.: ГУ-ВШЭ, 2006. 72 с. ISBN 5−7218−0825-Х.
  154. Г. Г. Специфика положения молодежи на рынке труда / Г. Г. Ру-денко, А. Р. Савелов // Социологические исследования. 2002. № 5. С. 101−107.
  155. И.В. Отдельные аспекты занятости и безработицы среди молодежи / И. В. Рыжиков // Вопросы статистики. 2006. № 5. С. 78−87.
  156. Е.В. Ценность и доступность высшего профессионального образования в России / Е. В. Савицкая // Вопросы статистики. 2004. № 9. С. 45−50.
  157. O.K. Движение рабочей силы / O.K. Самарцева // Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь. Отв. ред. В. А. Ядов. СПб.: Наука, 2006. 426 с. ISBN 5−02−26 371−0. С. 46−47.
  158. Е.А. Молодежь Тулы: ценностные ориентации и реалии повседневной жизни / Е. А. Самсонова, Е. Ю. Ефимова // Социологические исследования. 2007. № 11. С. 110−116.
  159. Н.А. Адаптационные процессы в среде молодежи (дальневосточная ситуация) / Н. А. Свиридов // Социологические исследования. 2002. № 1. С. 90−95.
  160. З.К. Смысложизненные ориентации подростков / З. К. Селиванова // Социологические исследования. 2001. № 2. С. 87−92.
  161. В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи / В. Е. Семенов // Социологические исследования. 2007. № 4. С. 37−43.
  162. Е.В. Эвристическое значение оппозиции антропо- и социоцен-тризма / Е. В. Семенов // Психологический журнал. 1994. № 6. С. 16−27.
  163. С.В. Стратегии жизненного самоопределения молодежи в трудовой сфере / С. В. Скутнева // Социологические исследования. 2006. № 10. С. 88−94.
  164. Г. Н. Занятость вторичная / Г. Н. Соколова // Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь. Отв. ред. В. А. Ядов. СПб.: Наука, 2006. 426 с. ISBN 5−02−26 371−0. С. 75.
  165. А.Н. Довузовская подготовка как фактор адаптации к высшей школе / А. Н. Соловьев, Е. И. Макаренко // Социологические исследования. 2007 № 8. С. 110−113.
  166. Г. С. Формирование экономического сознания выпускников общеобразовательной школы / Г. С. Солодова, И. И. Харченко // Социологические исследования. 2001. № 9. С. 89−95.
  167. П. Человек. Цивилизация. Общество: Пер. с англ. А.Ю. Сого-монов / П. Сорокин. М.: Политиздат, 1992. 243 с. ISBN 5−250−1 297−3.
  168. Н.Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов / Н. Д. Сорокина // Социологические исследования. 2003. № 10. С. 55−60.
  169. Сотни миллионов детей работают в секс-индустрии // DN.KIEV.UA: Деловая неделя. 14.05.2002. URL: // littp://dn.kiev.ua/economics/world/deti 1504 printhtml (дата обращения 03.05.2007).
  170. Социологическая энциклопедия: В 2 т. Т. 1. / Руководитель научного проекта Г. Ю. Семигин- Гл. ред. В. Н. Иванов. М.: Мысль, 2003. 694 с. ISBN 5244−1 015−8, ISBN 5−244−1 016−6.
  171. Социология молодежи в контексте социальной работы: Учеб. пособие / В. Н. Ярская, JI.C. Яковлев, А. Ю. Слепухин и др. Саратов: СГТУ, 2004. 300 с. ISBN 5−7433−1404−7.
  172. Социология образования: Учеб. пособие / В. Ярская, И. Лошакова, Д. Зайцев, Л. Шалаева, О. Григорьева, И. Иванова. Под ред. Д. Зайцева. Саратов: СГТУ, 2004. 330 с. ISBN 5−7433−1470−5
  173. Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь / Отв. ред. В. А. Ядов. СПб.: Наука, 2006. 426 с. ISBN 5−02−26 371−0.
  174. Старшеклассники перед выбором // Человек и труд. 2007. № 9. С. 21−23 .
  175. Стратификация молодежи в сферах образования, занятости и потребления // Социологические исследования. 2005. № 2. С. 104.
  176. А., Корбин Дне. Основы качественного исследования: Обоснованная теория, процедуры и техники / А. Страусс, Дж. Корбин // Пер. с англ. Т. С. Васильевой. Изд. 2-е, стереотипное. М.: КомКнига, 2007.256 с. ISBN 5−484−770−4.
  177. И.Н. Тендерные аспекты стратегий безработных / И. Н. Тартаковская // Социологические исследования. 2000. № 11. С. 73−82.
  178. Трудовые будни // WCIOM.RU: Всерос. центр изуч. общ. мнения. 24.03.2008. URL: http. V/wciom.m/arldiiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/9867.html (дата обращения 27.06.2008).
  179. М.В. Четыре среза занятости: ценности, мотивация, доходы, мобильность / М. В. Удальцова, Н. М. Воловская, Л. К. Плюснина // Социологические исследования. 2005. № 7. С. 43−52.
  180. О.А. Уровни профессиональной подготовки выпускников Кузбасса (типологический анализ) / О. А. Урбан // Социологические исследования. 2007. № 11. С. 83−90.
  181. Н. Жизненные стратегии молодежи / Н. Федотова // Человеческие ресурсы. 2000. № 2. С. 21−23.
  182. Н.Н. Социально-профессиональный статус поствузовской молодежи на рынке труда / Н. Н. Федотова. Саратов: ПМУЦ, 2000. 60 с. ISBN 5−7719−0119−9.
  183. Ю.Ф. Жизненные планы выпускников школ из малых городов / Ю. Ф. Флоринская, Т. Г. Рощина // Человек. 2005. № 3. С. 112−119.
  184. К.С. Образовательные стратегии студентов российских вузов на этапе выхода на рынок труда: опыт эмпирического исследования / К. С. Фурсов // Вопросы образования. 2006. № 2. С. 222- 240.
  185. С. Особенности регулирования труда несовершеннолетних работников / С. Хмельков // Народное образование. 2008. № 6. С. 141−143.
  186. Цели современной молодежи // BD.FOM.RU: Фонд «Общественное мнение». 20.06.2002. URL: http://bd.fom.ru/report/cat/iob and leis/dd022434 (дата обращения 26.07.2008).
  187. Г. А. Личные планы выпускников средней школы / Г. А. Чередниченко // Социологические исследования. 2005. № 7. С. 114−117.
  188. Н.О. О новой модели занятости / Н. О. Чернина // Российский экономический журнал. 1996. № 11−12. С. 32−37.
  189. В. Воспитание с юных лет / В. Черниченко // Человеческие ресурсы. 2008. № 3. С. 12−13.
  190. Л. Ждут одних предлагают других / Л. Чижова // Служба кадров. 2003. № 6. С. 52−56.
  191. В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве / В. И. Чупров // Социологические исследования. 1998. № 3. С. 93−106.
  192. М.А. Проблема встраивания рынка в «нерыночное общество» /М.А. Шабанова//Социологические исследования. 2005. № 12. С. 33−45.
  193. М.А. Социальная адаптация в контексте свободы / М.А. Шабанова// Социологические исследования. 1995. № 7. С. 81−88.
  194. Д.А. Социальная самоидентификация лучших выпускников / Д. А. Шевченко // Социологические исследования. 2004. № i.e. 134−137.
  195. Е. Трудовая занятость подростков летом: нужны педагогические решения / Е. Шишмакова // Народное образование. 2008. № 3. С. 25−32.
  196. Школа жизни: работа и учеба студентов // Мониторинг общественного мнения. 2006. № 3 (79). С. 141−147.
  197. Школьники на каникулах // Социальная реальность. 2008. № 4. С. 18.
  198. Е. Профильное обучение: как решаются проблемы профессиональной ориентации школьников / Е. Шубочкина // Народное образование. 2007. № 1.С. 152−154.
  199. Е. Школьники работают нередко в тяжелых условиях / Е. Шубочкина // Народное образование. 2005. № 6. С. 65−70.
  200. B.C., Шиняева О. В. Проблемы занятости выпускников учебных заведений / B.C. Шувалова, О. В. Шиняева // Социологические исследования. 1999. № 11. С. 91−97.
  201. Ю. Чем занята детская «летняя занятость»? // CHELPRESS.RU: Уральский курьер. 02.08.2001. URL: http://www.chelpress.ru/newspapers/ ucou-rier/archive/02−08−2001/7/а71 885 .html (дата обращения 31.07.2007).
  202. И.И. Жизненные стратегии подростков / И. И. Шурыгина // Социологические исследования. 1999. № 5. С. 52−62.
  203. С. Защита детей от экономической эксплуатации / С. Щеглова // Народное образование. 2002. № 10. С. 113−122.
  204. С. Труд детей: права и гарантии защиты от эксплуатации / С. Щеглова // Человек и труд. 2003. № 3. С. 26−28.
  205. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. М.: Добросвет. 1999. 596 с. ISBN 5−7913−0036−0.
  206. С. Новые формы занятости и стратегии выживания семей в России / С. Ярошенко // Рубеж. 1999. № 13−14. С. 224−227.
  207. В.Н. Социальная политика, социальное государство и социальный менеджмент: проблемы анализа / В. Н. Ярская // Журнал исследований социальной политики. 2003. Т. 1. № 1. С. 11−28 .
  208. В.Н. Время подростка: норма и аномия / В. Н. Ярская // Проблема нормы и патологии: современные дискурсивные практики. Саратов: СГМУ, 2002. С. 246−254.
  209. В. Методология адаптации молодежи к рынку труда / В. Н. Ярская // Проблемы формирования системы социальной адаптации и содействия трудоустройству учащихся и выпускников учреждений проф. образования. Саратов: ПМУЦ, 2001. С. 9−37.
  210. В. Этика успеха / В. Ярская // Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь. Отв. ред. В. А. Ядов. СПб.: Наука, 2006. 426 с. ISBN 5−02−26 371−0. С. 408−409.
  211. В. Интеграция образования и занятости / В. Ярская // Человеческие ресурсы. 2001. № 3. С. 4−7.
  212. В.Н. Концепция развития человеческих ресурсов: социальное образование и социальный сервис / Ярская В. Н. // Социальные проблемы развития человеческих ресурсов. Саратов: ПМУЦ, 1997. 212 с. ISBN 5−7719−0071−0.
  213. В.Н. Методология диссертационного исследования / В. Н. Ярская // В помощь соискателю: Науч.-метод. пособие. Саратов: ПМУЦ, 2000. 176 с. ISBN 5−7719−0124−5.
  214. В.Н. Образование человеческих ресурсов / В. Н. Ярская // Проблемы и перспективы развития человеческих ресурсов: Сб. науч. тр. Саратов: ПМУЦ, 2001. 196 с. ISBN 5−7719−0147−4. С. 7−16.
  215. В.Н. Миссия социального образования. Ученые записки Российского государственного социального университета / В. Н. Ярская // Социальная работа 2007. № 4. С. 28−36 .
  216. В.Н. Подросток как объект социальной работы. Социальная работа в структуре профтехобразования. Выбор профессии как социокультурный феномен / В. Н. Ярская // Социальная работа: методология, теория, технологии. Ч. 2. Саратов: ПМУЦ, 1998.
  217. Ярская-Смирнова В. Н. Саратовские опыты / В.Н. Ярская-Смирнова // Социологические исследования. 2008. № 8. С. 97−101.
  218. В.Н. Политика занятости / В. Н. Ярская, Н. Ю. Федоров // Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь. Отв. ред. В. А. Ядов. СПб.: Наука, 2006. 426 с. ISBN 5−02−26 371−0. С. 200−203.
  219. В.Н. «Не мужское это дело.» тендерный анализ занятости в социальной сфере / В. Н. Ярская, Е.Р. Ярская-Смирнова // Социологические исследования. 2002. № 6. С. 74−82.
  220. В. Методы прикладных социальных исследований / В. Ярская, П. Романов, Е. Ярская-Смирнова М.: Вариант, ЦСПГИ при участии ООО «Норт-медиа», 2008. 215 с. ISBN 978−5-903 360−14−7. С. 25−32.
  221. Ярская-Смирнова Е. Р. Детский труд / Е.Р. Ярская-Смирнова // Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь. Отв. ред. В. А. Ядов. СПб.: Наука, 2006. 426 с. ISBN 5−02−26 371−0. С. 49.
  222. Ярская-Смирнова Е. Р. Студенческое кадровое агентство / Е.Р. Ярская-Смирнова, Н.И. Ловцова//Человеческие ресурсы. 1999. № 1. С. 15−18.
  223. Berrebi-Hoffmann I. Nouvelle economie, nouveaux pouvoirs? // Sciences Humaines. Mars. 2002. № 125. P. 32−35. на фр. яз.
  224. Fournier M. Generations: volees, dorees, sacrifices? // Sciences Humaines. Aout-septembre. 2000. № 108. P. 14−18. на фр. яз.
  225. Fournier M. L’ecole peut-elle ёduquer au risque? // Sciences Humaines. Fevrier. 2002. № 124. P. 38−39. на фр. яз.
  226. Galand О. Sociologie de la jeunesse. Armand Colin, 1997. — на фр. яз.
  227. Gavini С. La Metamorphose du travail. Liaisons, 2001. на фр. яз.
  228. Jardin E. L’autionomie dans le travail, une fausse bonne idee? // Sciences Humaines. Mars. 2002. № 125. P. 24−28. на фр. яз.
  229. Lamanthe A. Les transformations du marche du travail: un eclairage a partir de l’analyse des decalages entre offre et demande dans un systeme productif localise // Sociologie du Travail. Vol. 47 January-March 2005. P. 37−56. на фр. яз.
  230. Mermet G. Francoscopie 2003. Faits-analyses-tendances. 2003. на фр. яз.
  231. Nicole-Drancourt С., Roulleau-Berger L. Les jeunes et le travail, 1950−2000. Puf, Paris, 2001. на фр. яз.
  232. Ruano-Borbalan J.C. Les ecoles dans le monde: vers une convergence? // Sciences Humaines. Novembre. 2001. № 121. P. 36−39. на фр. яз.
Заполнить форму текущей работой