Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Моделирование кавитационных процессов в полостях охлаждения судовых ДВС

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Основные научные положения и результаты исследований докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры «Судовые энергетические установки» АГТУзаседаниях Учёного совета института Морских технологий, энергетики и транспорта АГТУежегодных научно-технических конференциях АГТУ (г.Астрахань 2000;2004г.) — научно-технической конференции «Луканинские чтения. Проблемы развития… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Современное представление о кавитационных процессах в полостях охлаждения судовых ДВС. Ю
    • 1. 1. Теоретические и физические основы кавитационных процессов
    • 1. 2. Кавитационно-коррозионные разрушения в полостях охлаждения СДВС
    • 1. 3. Моделирование кавитационных процессов в полостях охлаждения
  • 2. Методики расчёта и численное моделирование кавитационных разрушений цилиндровых втулок СДВС
    • 2. 1. Анализ и выбор методики расчета кавитационных процессов
      • 2. 1. 1. Расчет предельных кавитационных разрушений цилиндровых втулок по методике ЦНИДИ
      • 2. 1. 2. Расчетный метод определения потерь массы при кавитационном разрушении Аскарова М. А
      • 2. 1. 3. Расчетный метод кавитационно-эрозионного разрушения кумулятивными микропотоками
      • 2. 1. 4. Метод расчета кавитационно-эрозионного разрушения металлов в коррозионно-активных средах
    • 2. 2. Численное моделирование кавитационно-коррозионных процессов в полостях охлаждения
      • 2. 2. 1. Расчёт частоты свободных колебаний цилиндровых втулок
      • 2. 2. 2. Определение амплитуды колебаний втулок
      • 2. 2. 3. Определение ускорения колебаний втулки
      • 2. 2. 4. Определение потери веса втулок при кавитационном разрушении
      • 2. 2. 5. Определение предельно допустимого времени работы втулок до замены по причине навигационных разрушений
  • 3. Экспериментальные исследования
    • 3. 1. Экспериментальная установка. 3.2. Условия проведения экспериментальных исследований
    • 3. 3. Методика проведения экспериментов
    • 3. 4. Планирование эксперимента
    • 3. 5. Влияние температуры и давления в полости охлаждения на разрушение образцов
  • 4. Результаты экспериментальных исследований и анализ данных
    • 4. 1. Определение потери массы образцами
    • 4. 2. Определение микротвёрдости поверхности образцов
    • 4. 3. Определение твёрдости поверхности образцов
  • 5. Разработка и реализация компьютерной программы

Моделирование кавитационных процессов в полостях охлаждения судовых ДВС (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Развитие морских перевозок генеральных грузов и нефтепродуктов на Волго-Каспийской части транспортного коридора Север-Юг привело к широкому использованию судов смешанного плавания река-море. Более, чем 10-летняя активная круглогодичная эксплуатация судов и их судовых энергетических установок, особенно главных двигателей, в переменных режимах по нагрузкам, условиям работы охлаждающих полостей и качеству охлаждающей воды проявило возрастающее количество выбраковки охлаждаемых деталей судовых двигателей внутреннего сгорания (СДВС) по параметрам кавитационных разрушений.

В силу сложившихся экономических условий контроль процессов эксплуатации СДВС на судах, осуществляющих морские перевозки, а также судах флота рыбной промышленности Каспийского бассейна, носит весьма формальный характер. Режимы эксплуатации не всегда соответствуют паспортным параметрам СДВС, качество и состав используемой охлаждающей воды во внутреннем контуре полости охлаждения не соответствуют эксплуатационным требованиям. В полостях охлаждения многих СДВС присутствуют значительные отложения механических примесей, накипи, продуктов коррозии, что свидетельствует об использовании забортной необработанной воды.

Эти обстоятельства изучены на более 20 главных СДВС транспортных судов смешанного плавания и рыбопромыслового флота Каспийского бассейна и показали, что в наибольшей степени кавитационно-коррозионному разрушению подвержены водоомываемые поверхности цилиндровых втулок. Так, например, интенсивность разрушений чугунных цилиндровых втулок СДВС типа N" N/0−48 значительна и они проявляются уже через 3−5 тыс. часов наработки с последующим непрерывным нарастанием до предельного состояния к 12−15 тыс. час. наработки. По износу зеркала цилиндровой втулки из серого чугуна СЧ25 предельное время работы на таких СДВС до 30 тыс. час., а по кавитационно-коррозионному разрушению охлаждаемой поверхности в 1,5−2 раза меньше. В тоже время такими СДВС оснащено более 80% судов Волго-Каспийского бассейна и отсутствие системы прогнозирования кавитационных процессов и контроля качества эксплуатации охлаждаемых полостей влечет экономические потери и становится одной из проблем безопасности плавания судов.

Возможность численного и экспериментального моделирования кавитационно-коррозионных процессов в полостях охлаждения позволяет решить проблемы эксплуатации СДВС с учетом существующих условий, что является в настоящее время актуальным.

Цели исследования: разработка системы моделирования кавитационно-коррозионных процессов в полостях охлаждения, научно обоснованного прогноза предельного времени работы цилиндровых втулок СДВС по параметрам кавитационных разрушений с учетом существующих условий эксплуатации.

Задачи исследования. Для реализации поставленной цели определены задачи исследования: анализ существующих кавитационно-коррозионных разрушений цилиндровых втулок и условий эксплуатации охлаждающих полостей СДВСанализ и выбор методики расчёта кавитационно-коррозионного разрушения с учетом параметров и состава охлаждающей водыразработать программное обеспечение численного моделирования кавитационного разрушения чугунных и стальных цилиндровых втулок по предельному времени износа в течение жизненного цикла и на текущий период эксплуатациипровести численное моделирование кавитационного разрушения цилиндровых втулок наиболее распространённых СДВС флота Каспийского бассейна, с учётом параметров и состава охлаждающей водыразработать испытательный стенд и методику экспериментального исследования кавитационных процессов при имитационных параметрах вибрации образцов и охлаждающей воды при воздействии магнитострикционного преобразователяпровести планирование полного факторного эксперимента с оценкой влияния на навигационные разрушения образцов температуры охлаждающей жидкости и давления в полости охлажденияпровести визуальные наблюдения и цифровую съемку кавитационных процессов и разрушения стенки образцов в модельной установке на разных режимах испытаний образцов металловвыполнить контроль микротвердости стенки образцов металлов на разных режимах их испытанийразработать систему прогнозирования предельного времени работы цилиндровых втулок по параметрам кавитационно-коррозионного разрушения их водоомываемой поверхности.

Методы исследования. Методологической базой моделирования кавитационных процессов приняты методы и методики учёных и исследователей: H.H. Иванченко, A.A. Скуридина, М. М. Абачараева, М. С. Стечишина, А. П. Пимошенко, В. А. Акуличева, Л. И. Погодаева, В. П. Родионова, Б. Г. Щебланова, А. П. Шишкина, Ю. А. Гривина, Г. И. Кувшинова, П. П. Прохоренко, H.H. Кондратьева, В. В. Яковлева и др.

Для организации и качественной достоверности экспериментальных исследований использован метод планирования эксперимента. Получено уравнение регрессии, на основе которого определено влияние температуры и давления в полостях охлаждения цилиндров СДВС на навигационные процессы.

Моделирование навигационных разрушений проводилось на экспериментальном стенде с использованием магнитострикционных методов создания вибрации образцов для имитации кавитационных разрушений в соответствии с требованиями ГОСТ 30 480–97 «Обеспечение износостойкости изделий. Методы испытаний на износостойкость. Общие требования».

При наблюдении процессов зарождения кавитационных каверн и последующего разрушения твёрдой стенки на разных режимах испытаний металлических образцов использованы методы цифровой фотои видеосъёмки.

Научная новизна, разработана универсальная методика численного моделирования кавитационно-коррозионного разрушения и определения предельного времени работы цилиндровых втулок СДВС с учетом условий их эксплуатациивпервые выполнены модельные испытания образцов из серого чугуна СЧ25, стали СтЗ, алюминиевого сплава АЛ9 на новом экспериментальном стенде, имитирующем реальные кавитационные процессы в полостях охлажденияэкспериментальным путем получены данные об изменениях механических свойств поверхности образцов материалов по параметру микротвёрдости при разных режимах кавитационно-коррозионных разрушений поверхностиразработан новый алгоритм и компьютерная программа численного моделирования кавитационно-коррозионных разрушений цилиндровых втулок СДВС в течение всего жизненного цикла и на текущий период эксплуатациипроведено численное моделирование кавитационно-коррозионного разрушения цилиндровых втулок СДВС типа 1ГУГ)-48 разных модификаций.

Практическая ценность работы. Разработана компьютерная программа, которая обеспечивает накопление данных о параметрах детали, условиях эксплуатации и параметрах в полости охлаждения, осуществляет расчет предельного времени возможной работы цилиндровых втулок по навигационному износу. Программа является частью информационной системы о техническом состоянии СДВС на основе CALS-технологии. Информационное сопровождение обеспечит судовладельцев, инспекции Регистра Судоходства России и судоремонтные предприятия возможностью безразборной оценки технического состояния цилиндровых втулок СДВС в любой момент времени их эксплуатации.

На основе численного моделирования получены практические данные влияния режима, условий эксплуатации и состава воды на предельное время работы по кавитационно-коррозионному износу поверхности цилиндровых втулок СДВС типа NVD-48 разных модификаций.

Личный вклад автора. Основные теоретические и экспериментальные результаты получены в период с 2000 по 2005 г. лично автором. Экспериментальные исследования механических свойств поверхностей образцов металлов проводились в лаборатории по изучению износов и испытаниям материалов ОАО АЦКБ при консультировании директором лаборатории к.т.н., доцентом H.H. Кондратьевым. Автор выражает ему свою благодарность.

Реализация результатов исследования. Результаты работы приняты к внедрению в Балтийской государственной морской академии рыбопромыслового флота (г.Калининград) в учебном процессе и научной работе студентов и аспирантов.

Данные исследований используются в учебном процессе АГТУ при подготовке морских инженеров и в научной работе студентов и аспирантов.

Результаты исследований переданы в ОАО «Каспрыбхолодфлот», ЗАО СРЗ им. В. И. Ленина г. Астрахани для использования в работах по оценке технического состояния СДВС и прогнозирования объемов ремонта двигателей судов Каспийского бассейна.

Апробация работы. Основные научные положения и результаты исследований докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры «Судовые энергетические установки» АГТУзаседаниях Учёного совета института Морских технологий, энергетики и транспорта АГТУежегодных научно-технических конференциях АГТУ (г.Астрахань 2000;2004г.) — научно-технической конференции «Луканинские чтения. Проблемы развития автотранспортного комплекса» (МАДИ (ГТУ), 2003 г.) — пятой международной конференции и выставке по морским интеллектуальным технологиям «Моринтех-2003» (СПб. 2003) — «Юбилейной XV Международной Интернет-конференции молодых ученых, аспирантов и студентов по современным проблемам машиноведения» (Институт машиноведения им. А. А. Благонравова РАН, 2003) — научно-технической конференции «Проблемы динамики и прочности исполнительных механизмов и машин» (АГТУ, 2004) — «XVI Международной Интернет-конференции молодых ученых, аспирантов и студентов по современным проблемам машиноведения» (Институт машиноведения им. А. А. Благонравова РАН, 2004).

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 6 научных работ.

Структура и объём диссертационной работы. Диссертация состоит из ведения, 5 глав и заключения, изложена на 122 страницах основного текстасодержит 49 рисунков, 17 таблиц, перечень использованных источников из 102 наименований, 5 приложений.

Заключение

Основные выводы по работе.

1. Анализ современного состояния кавитационно-коррозионных разрушений в полостях охлаждения СДВС 104 чугунных и 102 стальных цилиндровых втулок, 17 моноблоков из алюминиевого сплава при эксплуатации СДВС судов Каспийского бассейна показал:

— контроль процессов эксплуатации СДВС на судах, осуществляющих морские перевозки, а также судах флота рыбной промышленности Каспийского бассейна, не обеспечивает требуемую эффективность, а режимы эксплуатации не всегда соответствуют паспортным параметрам СДВС, качество и состав используемой охлаждающей воды во внутреннем контуре полости охлаждения не соответствует эксплуатационным требованиям;

— в полостях охлаждения многих СДВС присутствуют значительные отложения механических примесей, накипи, продуктов коррозии, что свидетельствует об использовании забортной необработанной воды, это создаёт условия высокой интенсивности и обширных областей кавитационно-коррозионных разрушений шириной до 350 мм и высотой до 180 мм с глубиной кратеров от 12 до 18 мм.

2. Разработана универсальная методика численного моделирования кавитационно-коррозионного разрушения и определения предельного времени работы цилиндровых втулок СДВС с учетом условий их эксплуатации на основе оценки взаимовлияния факторов вибрации цилиндровой втулки, газового состава, параметров давления и температуры в полости охлаждения СДВС. Определены закономерности изменения коэффициентов влияния параметров в полости охлаждения на кавитационные разрушения. В интервале температур от 50 до 90 °C значение коэффициентов влияния соответственно составляют: коэффициент, учитывающий влияние давления в полости охлаждения кр=0,86−3,5- коэффициент учитывающий влияние присадки 1^=0,7−2,5- коэффициент учитывающий влияние газового состава охлаждающей воды кг=0,68−3,56.

3. Выполнены модельные испытания 42 образцов металлов из серого чугуна СЧ25, стали СтЗ, алюминиевого сплава АЛ9 на новом экспериментальном стенде, имитирующем реальные кавитационные процессы в полостях охлаждения. Подобие процессов кавитации в полости охлаждения экспериментальной установки и СДВС, обеспечивается равенством физических параметров охлаждающей воды, механических свойств исследуемых образцов и сечения канала в зарубашечном пространстве.

4. Получены экспериментальные данные об изменениях механических свойств поверхности образцов материалов по величине микротвёрдости при разных режимах кавитационно-коррозионных разрушений поверхности. Микротвёрдость кавитируемой поверхности образцов существенно снижается у серого чугуна и стали в среднем в 2 раза.

5. Разработан алгоритм и компьютерная программа численного моделирования кавитационно-коррозионных разрушений цилиндровых втулок СДВС на весь жизненный цикл и текущий период эксплуатации, проведено численное моделирование кавитационно-коррозионного разрушения цилиндровых втулок СДВС типа 1РЛ>48 разных модификаций. Получены практические данные влияния режима, условий эксплуатации и состава воды на предельное время работы по кавитационно-коррозионному разрушению цилиндровых втулок. В рабочем диапазоне температур в полости охлаждения от 60 до 80 °C предельное время работы цилиндровых втулок существенно снижается до 10−20 тыс. ч. по параметрам кавитационно-коррозионного разрушения.

6. Цифровая визуализация позволила выявить ряд периодов кавитационных процессов. Первый период — аккумуляции кавитации, составляющий 20−40 мин. в зависимости от материала, когда происходит вынос рыхлых слоев поверхностной коррозии и нарастание интенсивности навигационного воздействия на поверхности. Второй период — интенсивное разрушение поверхности с уносом материала и потерей массы образца в течение 2 часов испытаний.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т. М. Хеммит Ф. Г. Несимметричное схлопывание кавитационного пузырька. — Труды американского о-ва инж.- мех. сер. Д Теоретические основы инженерных расчётов, 1973, № 1, с. 98.
  2. Ф. Эллис А.Т, О механизме кавитационных разрушений не полусферическими пузырьками, смыкающимися при контакте с твёрдой пограничной поверхностью. — Труды амер. о-ва инж. мех. сер. Д. Техническая механика, 1961, № 4, с. 204.
  3. Branton J.N. Jn the Ргос. Int. Conf. Ram. Eros., 3 rd. A. A Fyall (ed) Royal Aircraft Establisment, Faruborough, United Kingdom, 1970, p. 280.
  4. Hichling R. Some physical effects of cavity collapse in liguids. J. jf Basis Eng. 1966, № 1.
  5. M., Suvorov L. — J. Appl. Phys. 1944, 15, 495.
  6. O.B., Воинов В. В. О схеме захлопывания кавитащюнного пузырька около стенки и образования кумулятивной струйки. — ДАН СССР, 1976, т.227№ 1.
  7. О.В. Расчёт параметров стойкости струи, образующейся при захлопывании пузыря. Журнал прикладной механики и технической физики, 1979, № 3, с. 94−99.
  8. Г. В., Островский Ю. И., Этинберг М. И. Экспериментальное исследование кавитационных пузырьков между собой и преградой. -Письма в журнал технической физики, т. 5, вып. 11, с. 669 — 674.
  9. Г. В., Островский Ю. И., Этинберг М. И. Э Экспериментальное исследование кавитационных пузырьков между собой и преградой. -Журнал технической физики, 1981, т. 51, вып. 11, с. 2337 — 2344.
  10. M.S., Champahn R. В. Collapse of an initially spherical vaper caviti in the neighborhood of a solid boundary. — Jomal of Fluid Mechanic. 1971. v. 47. pt. 2, p.283−290.
  11. к.л. Хэммит Ф. Г. Исследование с помощью киносъёмки захлопывания кавитационных пузырьков, индуцированных искровым разрядом. — Труды амер. о-ва инж.-мех, сер, Д. Теоретические основы инженерных расчётов, 1972, № 4 с. 130.
  12. Ю. А., Зубрилов П., Ларин В, А. Динамическое воздействие кавитационной полости на твёрдую стенку. — Тр./ Ленинградск. ин-т водн. тр-та, 1983, вып. 1976, с. 114−117.
  13. S.S. Ргос. R. Soc, London, Ser. А. 119, p. 481−488 (1928).
  14. Ackeret J. Hydromechanische Probleme der Schifsantricksm, Neissner, Hamburg, 1932.
  15. A.H. Гидродинамика развитых каврггационных течений. — Л.: Судостроение, 1980, с. 27.
  16. СП. Гидроабразивный износ металлов при кавитации. Машиностроение, М., 1964.
  17. Н. Н., Скуридин А. А., Никитин М. Н. Кавитационные разрушения в дизелях. —Л. Машиностроение, 1970, 280 с.
  18. А. П. Защита судовых дизелей от кавитационных разрушений. — Л.: Транспорт, 1983, — 120 с, ил. — (Качество и надёжность).
  19. СМ. и Вяселева Г.Я. Электроосаждение металлов в ультразвуковом поле. М. Высшая школа 1964, 326с.
  20. А. Д. Проблемы кавитации. — Л. 1966, 260с.
  21. Л. И., Красильников В. А., Введение в нелинейную акустику. — М. Наука 1966, 260 с.
  22. М.Г. Упругость и прочность стабильных газовых пузырьков в воде. — Акустический журнал, 1970, т. 16, № 4 с.567−569.
  23. В. А. Гидратация ионов и кавитационная прочность воды. — акустический журнал, 1956, т.2, № 2, с. 113−117.
  24. В. А., Сиротюк М. Г. Зародыши кавитации и кавитационная прочность жидкости. — Труды/ Аккустический институт, 1967, вып. З, с.80−99.
  25. Spengler G. Vom Wessen und Nutzen des Ultraschalles. — «Radio iind Femzehen» 1956, Nr.5.
  26. A.C., Макаров Л. О., Розенберг Л. Д. О механизме кавитационного разрушения поверхностных плёнок в звуковом поле. — Акустический журнал. 1956, T.2, № 2, с. 113−117.
  27. А.А. Метод расчёта кавитационных разрушений гильз рабочих цилиндров дизелей. В кн: Вопросы износостойкости и надёжности судовых дизелей /сборник статей/. Л.: Транспорт, 1973. Стр. 99−105.
  28. М.С. Анализ и исследование кавитационно-эрозионного изнашивания металлов в коррозионно-активных средах. — 1997 «Проблемы трибологии», № 1. Стр. 87−93.
  29. Технология производства судовых энергетических установок / П. А. Дорошенко, А. Г. Рохлин, В. П. Булатов и др.-Л.: Судострое1ше, 1988. -440 с.
  30. Двигатели внутреннего сгорания. М. 1995.- Ч.2.319 с.
  31. Н.Н. Отказы и дефекты судовых дизелей. — М.: Транспорт 1985.-152 с.
  32. И. Кавитация/Пер.с англ.Ю.Ф.Журавлева- Под ред., с предисл. и доп.Л. А. Эпштейна.-М. :Мир, 1975.-94С.
  33. В.В. Кавитация: Учеб. пособие для вузов по спец. «Гидроаэродинамика».-Л.: Судостроение, 1977.-247с.
  34. Кавитация на гидросооружениях.-М.: Энергия, 1977.-199с.
  35. М.М. Кавитация и защита металлов от кавитационных разрушений. Махачкала: Дагкнигоиздат.1990. -176 с.
  36. В.А. Суперкавитация в энергетике и гидротехнике. Моногр. КГТУ (Краснояр. гос. техн. ун-т.), 2000. — 107с.
  37. А. К вопросу инициализации кавитации в струе жидкости: Автореферат диссертации на соискание учёной степени канд. Физ. -мат. наук. М., 1997.-24 с.
  38. В.В. Условия возникновения и развития кавитационных повреждений в деталях дизелей и методы их устранения. Диссертация на соискание учёной степени к.т.н. Барнаул, 1997. -198 с.
  39. Ю.А. Основы научного прогнозирования эрозионного воздействия кавитации на твёрдую поверхность. Диссертация на соискание учёной степени д.т.н. СПб., 1997. -343 с.
  40. А.П., Щебланов Б. Г. Установка для ускоренных испытаний цилиндровых втулок дизелей с высокотемпературным охлаждением/ «Экспресс информация ЦНИИТЭИтяжмаш», — серия ДВС, — № 4, вып.2, -1985.-с. 5−7. В
  41. Н.Н. Коррозя и эрозия судовых гребных винтов. — Л.: Судпромгиз. — 1949. с. 67
  42. , К. Методика расчета кавитационного ресурса втулок судовых дизелей: Автореф. дне. на соиск. учен. степ. канд. техн. наук: 05.08.05 / Ин-т водного транспорта. 1993. 43. http://www/kmgosvet.ru/articles/12/1 001 250/1001250al.htm.
  43. А.Я. О начальных стадиях вихревой гидродинамической кавитации М.: Транспорт 1987.- с. 45
  44. Р., Дейли Дж., Хеммит Ф., Кавитация. Перевод с английского под ред. Полежаева В. И. — М.: Мир. -1974. — 687 с.
  45. Е.Г. — журнал экспериментальной физшси. 1948, том 18.
  46. Г. — Акустика. — 1962. — № 12.
  47. Я. Исследования в Чехословакии электрических явлений при кавитации и электрических средств защиты от кавитационной эрозии. — Теплоэнергетика. — 1959. — № 7.
  48. М.А. Сонолюминесценция и ультразвуковые химические реакции. Аккуст. Жзфнал. 1965, вып. 15, т.2
  49. В. П. Моделирование кавитационно-эрозионных процессов, возбуждаемых струйными гидродинамическими излучателями: Автореф. дис. … д-ра техн. наук: 05.02.04 /Кубанский гос. технол. ун-т. 2001
  50. В. П. Моделирование кавитационно-эрозионных процессов, 'ф возбуждаемых струйными гидродинамическими излучателями: Дис. … д-ратехн. наук: 05.02.04. 2001.
  51. В. П. Гидродинамика струйного истечения и явление кавитации в жидкости: Учеб. пособие / В. П. Родионов- М-во образования Рос. Федерации. Куб. гос. технол. ун-т 2000 .
  52. К. Кавитационные тепломассообменные аппараты / К. Хитерхеев, Н. С. Хитерхеев — М-во образования Рос. Федерации. Вост.-Сиб. гос. технол. ун-т 1999 .
  53. Ю.Т. Диссертация на соискание уч. степени к.т.н. Л. 1967.
  54. Г. П. Гидродинамические механизмы. — М.: Знание. — 1972. — 47с.
  55. И. Г. Теоретические и экспериментальные основы физического действия кавитации. Дисс. д.х.н. — Челябинск, — 1942 г.
  56. И. Е. Ультразвук: физико-химическое и биологическое действие. — М. 1968. — с. 23
  57. СЕ. О механизме окислительного действия ультразвука — ЖФХ. -1940. Т. 14.-Выпуск 3.
  58. Немечек Роль электрохимической коррозрга в кавитационной эрозии — электронная обработка металлов. — 1967. — № 12, — с. 14
  59. Л.А. Об отрицательных давлениях и кавитации в быстротекущих полостях. — Техническая физика. — 1946 Т. 16. — В. 6
  60. Л.И. Исследование совместного влияния некоторых факторов на интенсивность кавитационных разрушений цилиндровых втулок дизелей.
  61. И.П. Эрозия влажнонапорных турбин. — М-Л. Энергия, 1974. 208 с.
  62. Н.Н. Методы устранения разрушеьшя омываемых водой поверхностей втулок рабочих цилиндров судовых двигателей. — труды ЦНИДИ. — 1952. — № 20. № 23.
  63. Д.М., Червяков Ю. С. Повышение кавитационно-эрозионной стойкости деталей двигателя. МИТОМ, — 1968. — № 1. 19−21.
  64. Плесст М. С, Дивайн Р. Ф. Зависимость кавитационных разрушений от времени, — ТОЛИМ, «Теоретические основы инженерных расчётов» Сер. Д. ,-1966.-88-№ 4,-с. 1−17.
  65. Ю.У. Современные направления защиты гидротурбины от кавитационной эрозии. Гидротехнич, стр-во. 1974. № 4 — с 29−32.
  66. Шарпантье Бронза Рубеля и её применение для гребных винтов. — вастник общества технологов. — 1912 г. с. 18
  67. В.А. Вопросы физической природы кавитации и эрозии — Известия АН СССР, ОТН, — 1947. — № 6.
  68. Г. Э., Скоробогатов В. И. Гидроэлектрическая гипотеза кавитационной эрозии. -М.: Машиностроение. — 1951. с.48
  69. В.В. Гидроэрозия металлов при кавитации. — М.: Машиностроение, 1976.-290 с.
  70. Аскаров М. А, Исследование относительной кавитационной стойкости некоторых металлов и сплавов.- Акустический журнал, 1976, т. XXII, вып. З, с. 326−331.
  71. Борщевский Ю, Т., Мирошниченко А. Ф., Погодаев Л. П. Повышение кавитационной стойкости двигателей внутреннего сгорания. Под. Ред. Борщевского Ю. Т. -Киев: Высшая школа, 1980, 207 с.
  72. Погодаев Л. И, Пимошенко А, П., Капустин В. В, Эрозия в системах охлаждения дизелей, — Калининград: Академия транспорта Российской Федерации, 1993. — 325 с.
  73. Г. И., Прохоренко П. П. Аккустическая кавитация у твёрдых поверхностей / Под ред. Кердинского. — Мн.: Навука I тэхшка, 1990. -112 с.
  74. ГОСТ 27 674–88 Трение, изнашивание и смазка. — М.: Издательство стандартов. 1988.-21 с.
  75. ГОСТ 30 480–97 Обеспечение износостойкости изделий. Методы испытаний на износостойкость. Общие требования. — М.: Издательство стандартов. 1998. — 12с.
  76. Тимербулатов М. Г, Влияние коррозионного фактора на кавитационную стойкость металла. В кн.: Коррозия, защита от не металлоконструкций гидротехнических сооружений. 1973. -вып. 72.
  77. М.М., Беркович Е. С. Приборы ПМТ-2 и ПМТ-3 для испытаний на микротвёрдость. — М.: Изд-во Академии наук СССР. 1950. — 63с. 89. http://mascot-m.narod.ni/metod-BrmeI.htm.
  78. Ю.П., Макарова Е. В., Грановский Ю. В. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий. М.: Изд-во «Наука». 1976.-255 с.
  79. Ф.С., Арсов Я. Б. Оптимизация процессов технологии металлов методами планирования эксперименов. — М.: Машиностроение- София: Техника, 1980.-304 с.
  80. Морской Регистр Судоходства. Правила классификации и постройки морских судов. Том 1. СПб. АО «Иван Фёдоров». 2001. 464с.
  81. Морской Регистр Судоходства. Правила классификации и постройки морских судов. Том 2. СПб. АО «Иван Фёдоров». 2001. 442с.
  82. Die Strabe im Labor// MTZ: Motortechn. Z. — 1999. — 60, № 2. с 91
  83. Hong Fusheng// Qichle jishu = Automob. Tehnol. — 1996. № 10
  84. Modeme Werkzeuge Simulationstechniken// MTZ: Motortechn. Z. — 1999. № 2. с 88−89
Заполнить форму текущей работой