Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Направления социально ответственной деятельности организации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

1] «Круглый стол в Ко», основанный в 1986 г. Ф. Филипсом, бывшим президентомPhilips Electronics, и О. Жискаром Д’Эстэном, вице-президентом INSEAD, объединил лидеров крупного бизнеса из США, Европы и Японии. Имеет офисы в Вашингтоне (округКолумбия, США), Гааге (Нидерланды) и Токио (Япония). Принципы, разработанные"Круглым столом в Ко", базируются на ценностях, которые поддерживает Центр… Читать ещё >

Направления социально ответственной деятельности организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Любая коммерческая организация является экономической ячейкой общества и несет ответственность за производство необходимых ему товаров и услуг и максимизацию прибыли собственников; это проявление экономической ответственности. Юридическая составляющая корпоративной социальной ответственности предполагает необходимость следовать установленным обществом правилам для достижения экономических целей организации в рамках закона. Этическая составляющая включает общественно полезные действия, которые не предусмотрены законами и не отвечают прямым экономическим интересам организации в максимизации прибыли, а соответствуют принципам равенства, честности и непредвзятости, а также неукоснительного соблюдения прав своих сотрудников.

Существуют принципы ведения бизнеса, разработанные «Круглым столом в Ко»[1], на основе которых могут быть сформированы задачи социально ответственной деятельности любой организации:

  • — ведение текущей и инвестиционной деятельности в рамках, одновременно учитывающих общественные и собственные интересы;
  • — позитивное отношение к возникающим социальным приоритетам и ожиданиям заинтересованных сторон;
  • — готовность принять превентивные меры для исключения конфронтации с требованиями нормативных актов;
  • — балансирование между интересами владельцев организации и общества в целом;
  • — сохранение статуса добропорядочного гражданина своего общества в лице конкретного юридического лица.

Корпоративная социальная ответственность — это ответственность перед:

  • — инвесторами, акционерами и кредиторами — за их собственность;
  • — потребителями и клиентами — за качество товаров и услуг;
  • — работниками — за рабочие места, занятость, охрану труда;
  • — населением — за охрану и восстановление окружающей среды;
  • — государством — за соблюдение законов и своевременную уплату налогов.

Изначально модель корпоративной социальной ответственности представлялась объединением предпринимателей Великобритании «The London Benchmarking Group» в виде пирамиды, в основании которой находятся проблемы, связанные с оптимизацией качества самого бизнеса и образующих его бизнес-процессов. Далее идет смягчение негативных последствий бизнеса на окружающую природную и социальную среду, а также партнерские программы, способствующие развитию социальной инфраструктуры бизнеса. И, наконец, — филантропия.

Однако современное представление о социально ответственной деятельности организации, как одного из факторов повышения ее конкурентоспособности, предполагает более детальную структуризацию (рис. 17.1) направлений социально ответственной политики хозяйствующего субъекта, отражающую его стремление создавать, в первую очередь, стабильную основу для развития своего бизнеса в виде добросовестного взаимодействия с партнерами, производить конкурентоспособную продукцию, отвечающую высоким мировым стандартам качества, и гарантировать обществу экологическую безопасность.

Иерархическая структура уровней социально ответственной деятельности организаций.

Рис. 17.1. Иерархическая структура уровней социально ответственной деятельности организаций1

Значимость кадровой политики в социально ответственной деятельности хозяйствующего субъекта для поддержания необходимого уровня конкурентоспособности бизнеса определяется существенно-[2]

стью влияния человеческого фактора на развитие любой организации. Грамотно проводимая налоговая политика позволяет организациям развивать бизнес в долгосрочной перспективе, используя возможности налогового планирования и оптимизации налоговых платежей в рамках действующего законодательства. Это дает возможность направлять высвобожденные финансовые средства на развитие производства и социальных ресурсов экономических субъектов, а также на совершенствование всех систем организации, что способствует повышению конкурентоспособности бизнеса.

Социальная политика, как элемент социально ответственной деятельности организаций, направлена на развитие социальной инфраструктуры самого хозяйствующего субъекта и его окружения, а также на реализацию конкретных благотворительных программ. Она способствует улучшению имиджа бизнеса, что также является одним из факторов расширения рынка продаж и повышения его конкурентоспособности. И, наконец, дивидендная политика также может способствовать, хотя и в меньшей степени, чем другие направления, достижению целей повышения конкурентоспособности бизнеса.

Расширение модели социально ответственной деятельности хозяйствующего субъекта, отвечая требованиям рациональности, соответствия миссии организации, ее интересам, а также достижению бизнес-целей, способствует повышению конкурентоспособного бизнеса. При этом необходимо обеспечивать прозрачность социально ответственной деятельности для заинтересованных сторон (от государства до собственников), обязательный учет их интересов, а также комплексность решаемых социальных проблем и нацеленность их на долгосрочный эффект.

Основные характеристики социально ответственной деятельности организаций следующие:

  • — вид развиваемых социальных ресурсов (внутренние или внешние социальные ресурсы);
  • — доходы и расходы (текущего и капитального характера) в бухгалтерском учете (по направлениям социально ответственной деятельности);
  • — материальные последствия от социально ответственной деятельности (например, привлечение дополнительного капитала; развитие объектов социальной инфраструктуры; реструктуризация налогов; получение налоговых льгот; использование регрессионной ставки по социальным отчислениям; повышение производительности труда; минимизация выбросов вредных веществ; утилизация отходов; увеличение объемов продаж);
  • — нематериальные последствия от социально ответственной деятельности (например, улучшение имиджа бизнеса; повышение лояльности персонала, бизнес-партнеров и общества; развитие бренда);
  • — основные заинтересованные стороны (собственники, персонал, бизнес-партнеры, государство и окружающее сообщество).

От социально ответственной деятельности организации могут получать определенные виды доходов, под которые могут быть сформированы соответствующие расходы организации, связанные с социально ответственной деятельностью (табл. 17.2).

Таблица 17.2

Классификация расходов организации, связанных с социальной ответственностью

Группы классификационных признаков

Перечень классификационных признаков

Общие признаки для классификации.

Виды деятельности; источник финансирования; направления расходов; регулярность осуществления; состав затрат; характер расходов.

Взаимоотношения с заинтересованными сторонами.

Влияние на социальные ресурсы организации; зависимость от заинтересованных сторон; основные заинтересованные стороны; привлечение экспертов, аналитиков; уровень государственного регулирования; уровень принятия решения об осуществлении расходов.

Соответствие миссии и целям организации.

Реализация целей организации; соответствие миссии организации.

Для целей формирования отчетности.

Виды отчетности (где указываются определенные расходы); обязательность представления; форма отражения в отчетности.

Как правило, социально ответственные расходы можно группировать для анализа по следующим пяти признакам:

  • 1) источник финансирования (чистая прибыль, себестоимость, выручка);
  • 2) регулярность осуществления (единовременно или регулярно);
  • 3) состав затрат (одноэлементные или комплексные затраты);
  • 4) степень государственного регулирования (от высокой до низкой, включая отсутствие государственного регулирования);
  • 5) характер расходов (текущие или капитальные расходы).

Применение на практике указанных характеристик социально ответственных расходов организаций позволяет не только более глубоко исследовать их состав, масштабы и структуру, но и осуществлять необходимые функции управления, такие как планирование, контроль, учет и анализ.

Подавляющее большинство специалистов признает в составе структурных компонентов конкурентоспособности организаций их корпоративную культуру, которая формируется под влиянием осуществляемой социально ответственной деятельности.

При этом влияние социально ответственной деятельности на конкурентоспособность организации определяется функциональной зависимостью от следующих факторов:

  • — инновационная активность организации;
  • — эффективность использования ресурсов организации;
  • — конкурентные преимущества организации;
  • — финансовая устойчивость организации;
  • — корпоративная культура организации.

Не вызывает сомнения тот факт, что зависимость между развитием корпоративной культуры организации и ее социально ответственной деятельностью (осуществлением социально ответственных расходов) индивидуальна для каждого экономического субъекта в связи со спецификой его бизнеса, разнообразием множества влияющих факторов, а также внутренних и внешних условий хозяйствования.

  • [1] «Круглый стол в Ко», основанный в 1986 г. Ф. Филипсом, бывшим президентомPhilips Electronics, и О. Жискаром Д’Эстэном, вице-президентом INSEAD, объединил лидеров крупного бизнеса из США, Европы и Японии. Имеет офисы в Вашингтоне (округКолумбия, США), Гааге (Нидерланды) и Токио (Япония). Принципы, разработанные"Круглым столом в Ко", базируются на ценностях, которые поддерживает Центр корпоративной ответственности в Миннесоте (Minnesota Center for Corporate Responsibility, Миннеаполис), возглавляемый P. Мак-Грегором, членом «Круглого стола в Ко» от США.
  • [2] Харитонова Е. Н. Управление социально ответственной деятельностью промышленных предприятий. С. 74.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой