Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

Условно-графичСская Π½Π°Π³Π»ΡΠ΄Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΡŽ

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

ΠŸΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ мСтодичСский ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌ обучСния Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ Π½Π° Ρ‚Ρ€Π΅Π½ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΡƒ умСния (прСдполагаСтся, Ρ‡Ρ‚ΠΎ восьмиклассники ΡƒΠΆΠ΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π»ΠΈ с Π΄ΠΈΠ°Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°ΠΌΠΈ Π² Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΌ курсС общСствознания) ΠΈΠ·Π²Π»Π΅ΠΊΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΈΠ· ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²Π½ΠΎ-графичСского источника, Π΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Ρ‹, Π½Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΡΠ²ΡΠ·Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ статистичСскиС Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ с ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΡ‹ΠΌΠΈ общСствСнными процСссами (школьниками изучаСтся Ρ‚Π΅ΠΌΠ° «ΠžΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅»). Π“ΠΎΡ‚ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ схСмы… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Условно-графичСская Π½Π°Π³Π»ΡΠ΄Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΡŽ (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Условно-графичСская Π½Π°Π³Π»ΡΠ΄Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ — Π²ΠΈΠ΄ наглядных срСдств обучСния, ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚ΠΈΡŽ школьниками ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ посрСдством символичСских ΠΈΠ·ΠΎΠ±Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ.

К ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²Π½ΠΎ-графичСской наглядности, ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅ΠΌΠΎΠΉ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ обучСния ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΡŽ, относятся: Π³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΊΠΈ, Π΄ΠΈΠ°Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹, схСмы, Ρ‚Π°Π±Π»ΠΈΡ†Ρ‹ ΠΈ Ρ‚. ΠΏ. Π­Ρ‚ΠΈ срСдства ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ количСствСнныС ΠΈ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ стороны общСствСнных процСссов, Ρ‚Π΅Π½Π΄Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΈ развития общСствСнных явлСний, ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π½ΠΎ-слСдствСнныС связи. Π’Π°ΠΊ, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, Π³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΊΠΈ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ эффСктивным срСдством для наглядного прСдставлСния экономичСских явлСний ΠΈ ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΈΠΊΠΎΠΌ для формирования Ρƒ ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΡ…ся Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… общСствовСдчСских Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ. Рассмотрим Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ мСтодичСскиС ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΡ‹ обучСния с ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ основных Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² условной наглядности.

Π”ΠΈΠ°Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ для формирования Ρƒ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ общСствСнных явлСний, для сравнСния ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… процСссов. На ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°Ρ… общСствознания ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΈ ΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ ΠΈ Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ Π΄ΠΈΠ°Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹. ΠŸΡ€ΠΈΠ²Π΅Π΄Π΅ΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€ (ΠΎΠ½ Π²Π·ΡΡ‚ ΠΈΠ· ΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΠΈΡ Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² О. А. ΠšΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΈ Π’. Π•. Дисковой[1]). Для изучСния прСдлагаСтся Π΄ΠΈΠ°Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ° (рис. 18.1), ΠΎΠ½Π° динамичная, учащимся ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡŠΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ вводная информация ΠΎ Π΄ΠΈΠ°Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ΅ ΠΈ ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ° вопросов ΠΈ Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΊ Π½Π΅ΠΉ.

НапримСр

Π’ 1993 ΠΈ Π² 2013 Π³Π³. Π² ΡΡ‚Ρ€Π°Π½Π΅ Z ΡΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ слуТбой Π±Ρ‹Π» ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ опрос ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎΠ»Π΅Ρ‚Π½ΠΈΡ… Π³Ρ€Π°ΠΆΠ΄Π°Π½. Им Π·Π°Π΄Π°Π²Π°Π»ΠΈ вопрос: «ΠšΠ°ΠΊΠΎΠ΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΡƒ для Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π΄ΠΎΡΡ‚ΠΈΡ‡ΡŒ успСха Π² ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ?»

Π Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ Π΄Π²ΡƒΡ… опросов (Π² % ΠΎΡ‚ Ρ‡ΠΈΡΠ»Π° ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡˆΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ…) прСдставлСны Π² Π΄ΠΈΠ°Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ΅.

Π€Ρ€Π°Π³ΠΌΠ΅Π½Ρ‚ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‡Π΅ΠΉ Ρ‚Π΅Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈ О. А. ΠšΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΈ Π’. Π•. Дисковой.

Рис. 18.1. Π€Ρ€Π°Π³ΠΌΠ΅Π½Ρ‚ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‡Π΅ΠΉ Ρ‚Π΅Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈ О. А. ΠšΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΈ Π’. Π•. Дисковой.

Π’Π½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡ΠΈ Π΄ΠΈΠ°Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡƒ, Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈ задания ΠΈ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡŒΡ‚Π΅ Π½Π° Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΡ‹.

  • 1. Какой ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ Π±Ρ‹Π» Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ популярСн срСди ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡˆΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π² 1993 Π³.
  • 2. Какой ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ Π±Ρ‹Π» Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ популярСн срСди ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡˆΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π² 2013 Π³.
  • 3. ΠžΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈ, ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠ΅ измСнСния ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·ΠΎΡˆΠ»ΠΈ с ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΌ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ Π² 2013 Π³. ΠΏΠΎ ΡΡ€Π°Π²Π½Π΅Π½ΠΈΡŽ с 1993 Π³.: ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠ΅ (срСднСС) ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅, срСднСС ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅, Π²Ρ‹ΡΡˆΠ΅Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅, успСх Π² ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Π½Π΅ Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΡ‚ ΠΎΡ‚ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ.
  • 4. Π‘Π΄Π΅Π»Π°ΠΉ Π΄Π²Π°-Ρ‚Ρ€ΠΈ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Π°, ΠΎΠΏΠΈΡ€Π°ΡΡΡŒ Π½Π° Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ Π΄ΠΈΠ°Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹.
  • 5. ΠŸΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈ, ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠ΅ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Ρ‹ Π² ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ общСства ΠΌΠΎΠ³Π»ΠΈ ΠΏΠΎΠ²Π»ΠΈΡΡ‚ΡŒ Π½Π° ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Π³Ρ€Π°ΠΆΠ΄Π°Π½ ΠΊ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ.

ΠŸΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ мСтодичСский ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌ обучСния Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ Π½Π° Ρ‚Ρ€Π΅Π½ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΡƒ умСния (прСдполагаСтся, Ρ‡Ρ‚ΠΎ восьмиклассники ΡƒΠΆΠ΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π»ΠΈ с Π΄ΠΈΠ°Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°ΠΌΠΈ Π² Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΌ курсС общСствознания) ΠΈΠ·Π²Π»Π΅ΠΊΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΈΠ· ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²Π½ΠΎ-графичСского источника, Π΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Ρ‹, Π½Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΡΠ²ΡΠ·Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ статистичСскиС Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ с ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΡ‹ΠΌΠΈ общСствСнными процСссами (школьниками изучаСтся Ρ‚Π΅ΠΌΠ° «ΠžΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅»).

НСобходимо ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Π΅Ρ€ΠΊΠ½ΡƒΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠ° обучСния ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ нСсколько основных этапов: 1) поиск, ΠΎΡ‚Π±ΠΎΡ€ (ΠΈΠ»ΠΈ созданиС) ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ условно-графичСского источника, ΠΏΡ€ΠΈΡ‡Π΅ΠΌ источник Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ доступСн учащимся, понятСн; ΠΏΡ€ΠΈ нСобходимости Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΡŽ Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Π½Ρ‹ΠΌΠΈ возмоТностями школьников; 2) ваТнСйшим являСтся этап Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ систСмы вопросов ΠΈ Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΊ ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΈΠΊΡƒ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… проводится бСсСда с ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΠΌΠΈΡΡ. ΠŸΡ€ΠΈΠ΅ΠΌ Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ эффСктивСн Ρ‚ΠΎΠ³Π΄Π°, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° мСтодичСская систСма Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π° Π½Π° Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ источник Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ (Π² Π½Π°ΡˆΠ΅ΠΌ случаС — Π΄ΠΈΠ°Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°) стал ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠΌ для ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ школьников, ΠΏΡ€ΠΈ этом Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Ρ€Π΅ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π°, Π½ΠΎ ΠΈ ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ.

Π­Ρ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ использованиС Π³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΊΠΎΠ² Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°Ρ… общСствознания Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ источников ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ содСрТания. НапримСр, учащимся прСдлагаСтся Π³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΊ (рис. 18.2) ΠΈ ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ° ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… вопросов ΠΈ Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΊ Π½Π΅ΠΌΡƒ.

НапримСр

ΠŸΡ€ΠΎΠ°Π½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΡƒΠΉΡ‚Π΅ ΠΈΠ·ΠΎΠ±Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ «Π˜Π·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠΊΡƒΠΏΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ способности Π·Π°Ρ€ΠΏΠ»Π°Ρ‚ Π³Ρ€Π°ΠΆΠ΄Π°Π½ России» ΠΈ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡŒΡ‚Π΅ Π½Π° Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΡ‹:

  • 1. Как называСтся ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΠ΅ ΠΈΠ·ΠΎΠ±Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅?
  • 2. Π§Ρ‚ΠΎ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π΅Π½ΠΎ ΠΏΠΎ ΠΎΡΠΈ XI
  • 3. Π§Ρ‚ΠΎ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π΅Π½ΠΎ ΠΏΠΎ ΠΎΡΠΈ Π£?
  • 4. ΠžΠ±ΡŠΡΡΠ½ΠΈΡ‚Π΅, ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠΌΠΈ историчСскими событиями Π²Ρ‹Π·Π²Π°Π½Ρ‹ ΠΏΡΡ‚ΡŒ самых Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΠ°Π΄Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΏΠΎΠΊΡƒΠΏΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ способности насСлСния?
ИзмСнСниС ΠΏΠΎΠΊΡƒΠΏΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ способности Π·Π°Ρ€ΠΏΠ»Π°Ρ‚ Π³Ρ€Π°ΠΆΠ΄Π°Π½ России.

Рис. 18.2. ИзмСнСниС ΠΏΠΎΠΊΡƒΠΏΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ способности Π·Π°Ρ€ΠΏΠ»Π°Ρ‚ Π³Ρ€Π°ΠΆΠ΄Π°Π½ России

Π”Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ мСтодичСский ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ Π½Π° Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡˆΠ΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ (ΠΌΠ΅ΠΆΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π½Ρ‹Π΅ связи с ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠ΅ΠΉ), Π½Π° Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ экономичСских Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ Ρƒ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ² ΠΈ Π½Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρƒ Π½ΠΈΡ… ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ Ρ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΊ — ΠΈΠ·Π²Π»Π΅ΠΊΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΈΠ· Π³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΊΠ° ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΡƒΡŽ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΡŽ.

Π’ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ обучСния ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΡŽ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ схСмы. Π‘Ρ…Π΅ΠΌΡ‹ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ логичСскиС (ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‚ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π½ΠΎ-слСдствСнныС связи явлСний) ΠΈ структурныС (ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‚ структуру, ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΈ явлСний, понятий). ОсобСнно эффСктивным являСтся ΠΎΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ схСмы Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ схСматичСского рисунка Π½Π° ΠΊΠ»Π°ΡΡΠ½ΠΎΠΉ доскС. Π‘ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ схСматичСского рисунка ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚ΡŒ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· ΠΈ ΡΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π· ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°, явлСния.

Π£Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŽ Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ Π½Π°ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ схСму ΠΏΠΎ ΠΌΠ΅Ρ€Π΅ объяснСния ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°. Π’ ΡΡ‚ΠΎΠΌ случаС ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΠΎΠ΅ явлСниС Π² Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΠΊΠ΅, обСспСчит ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ восприятия школьниками ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π° ΠΈ ΡΠ»ΠΎΠ²Π°. Π’Π°ΠΊ, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, ΠΏΡ€ΠΈ объяснСнии сущности социологичСского понятия «Π³ΠΎΡΡƒΠ΄Π°Ρ€ΡΡ‚Π²ΠΎ», ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ, раскрывая ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄Π½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊ этого понятия, ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‚ΠΈΡ‚ Π½Π° Π΄ΠΎΡΠΊΠ΅ Π±Π»ΠΎΠΊΠΈ схСмы: «Ρ‚Срритория», «ΡΡƒΠ²Π΅Ρ€Π΅Π½ΠΈΡ‚Π΅Ρ‚», «ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ° Π½Ρ€Π°Π²Π°» ΠΈ Ρ‚. Π΄. ΠŸΡ€ΠΈ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ΅ ΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠ±Π½Ρ‹Ρ… мСтодичСских ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠΎΠ² ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŽ Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ Π·Π°Ρ€Π°Π½Π΅Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΈ ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Ρƒ схСмы, которая Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡŠΡΠ²Π»ΡΡ‚ΡŒΡΡ Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ΅, ΠΈ ΡΠ»ΠΎΠ²Π΅ΡΠ½ΠΎΠ΅ ΠΈΠ·Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ ΡΠΎΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠΆΠ΄Π°Ρ‚ΡŒ появлСниС ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ структурного ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Π° Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ схСмы.

Π“ΠΎΡ‚ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ схСмы ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… этапах ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ΅ Π·Π°ΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅, систСматизация ΠΈ ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°, ΠΏΡ€ΠΈ опросС домашнСго задания. ΠŸΡ€ΠΈ опросС ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡŠΡΠ²Π»ΡΡ‚ΡŒ школьникам задания Π½Π° Π²ΠΎΡΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π½Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄Ρ‹Π΄ΡƒΡ‰Π΅ΠΌ ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ΅ схСм.

Π’ Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ, для Π³Ρ€Π°ΠΌΠΎΡ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ примСнСния условно-графичСской наглядности Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°Ρ… ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŽ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ систСму Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΊ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ Π²ΠΈΠ΄Π°ΠΌ этой наглядности. ΠŸΠΎΠ΄ΠΎΠ±Π½Ρ‹Π΅ задания ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Ρ‹:

  • — Π½Π° ΠΏΠΎΠΈΡΠΊ ΠΈ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ Π² ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΈΠΊΠ°Ρ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ;
  • — ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ общСствовСдчСского ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π° (ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ ΠΈΠ· Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ… Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠΉ Π½Π° ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π° — составлСниС Ρ‚Π°Π±Π»ΠΈΡ†);
  • — ΡΡ€Π°Π²Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π° ΠΈΠ· Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… источников;
  • — Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρƒ с ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ Π½Π°Π³Π»ΡΠ΄Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ Π² ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π΅ комплСкса источников (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, совмСстно с Ρ‚Скстами).
  • [1] ΠšΠΎΡ‚ΠΎΠ²Π° О. А., Лискова Π’. Π•. ΠžΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅: рабочая Ρ‚Π΅Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΡŒ. 8 класс: ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ΅ пособиСдля ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΉ. М.: ΠŸΡ€ΠΎΡΠ²Π΅Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅, 2015. Π‘. 33—34.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ