Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Правотворчество как первый этап правового регулирования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Являясь началом государственно-правового регулирования общественных отношений, правотворчество определяет и индивидуализирует эти отношения в качестве предмета правового регулирования, определяет способы, методы и типы правового регулирования, т. е. закладывает основу для результативного воздействия правовых предписаний на субъекты общественных отношений. От того, насколько оптимально решены… Читать ещё >

Правотворчество как первый этап правового регулирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Являясь началом государственно-правового регулирования общественных отношений, правотворчество определяет и индивидуализирует эти отношения в качестве предмета правового регулирования, определяет способы, методы и типы правового регулирования, т. е. закладывает основу для результативного воздействия правовых предписаний на субъекты общественных отношений. От того, насколько оптимально решены данные вопросы в процессе правотворчества, зависит эффективность правового регулирования. Вопросы понятия и видов правотворчества находятся в неразрывной связи с правовым воздействием на субъекты общественных отношений и их правовым регулированием в целом.

Понятие правотворчества и его соотношение со смежными понятиями

В литературе наряду с правотворчеством в качестве синонимов употребляются такие термины, как нормотворчество, законотворчество и законодательство. Синонимизировать их нельзя, потому что они обозначают разные по объему понятия. Нормотворчество — это такая деятельность, которая направлена на выработку любых социальных норм, в том числе и норм права. Правотворчество — это деятельность, направленная на формирование норм права. Эта деятельность может быть составной частью нормотворчества. Законотворчество — это деятельность, направленная на формирование законов. Она является составной частью правотворчества. Наконец, законодательство представляет собой деятельность, направленную на издание законов. Структурно она является составной частью законотворческого процесса.

Правотворчество — это институциональная деятельность государственных и иных органов по формированию, принятию, изменению и отмене нормативных правовых актов, осуществляемая с соблюдением процессуальной процедуры, а также заключению договоров, содержащих нормы права.

Главными субъектами правотворческой деятельности являются органы государства. В качестве иных субъектов правотворчества выступают общественно-политические организации, органы местного самоуправления, профсоюзы и т. п., наделенные государством соответствующими полномочиями. Если нормативные правовые акты принимаются на референдуме, то субъектом правотворчества считается народ, выражающий свое волеизъявление в правовых предписаниях, но и здесь государство играет основную организующую роль.

Правотворчество является важнейшим средством управления обществом. В нем формируется стратегия развития общества, принимаются существенные правила его поведения.

Сущностная сторона правотворчества характеризуется возведением общих интересов, выраженных в государственной воле, в форму юридических предписаний, имеющих общеобязательный характер. Общие интересы выражаются в государственной воле, благодаря правообразующим факторам, которые предопределяют ее. Это экономические, политические, социальные, идеологические и иные факторы, в которых по возможности адекватно должна отражаться объективная действительность. Качество нормативных правовых актов находятся в прямой зависимости от того, насколько точно и всесторонне при их подготовке и издании учитываются все существующие на данный момент правообразующие факторы, т. е. адекватно отражается в них объективная действительность.

Правотворческая деятельность осуществляется в рамках процессуальных процедур, содержащихся в конституциях, регламентах, уставах, наставлениях, инструкциях и т. п. Процедурность является сущностной чертой правотворческой деятельности и в определенной степени характеризует легитимность принимаемых нормативных правовых актов.

Принято считать, что правотворчество является завершающим этапом правообразования, под которым понимается естественно-исторический процесс формирования права, в ходе которого осуществляется анализ и оценка сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования[1].

Право объективно существует в виде общественных потребностей в государственно-правовом регулировании. Государство только оформляет право, т. е. разрабатывает и принимает нормативные правовые акты. Изучение тенденций общественного развития завершается определением потребностей общества и государства в нормативно-правовом регулировании (например, эти потребности содержатся в ежегодном послании Президента РФ к Федеральному Собранию РФ). Выявленные потребности предопределяют идею нормативного правового акта, а затем и его концепцию. На основе концепции формируется проект нормативного правового акта, который затем обсуждается, уточняется, принимается (подписывается) и обнародуется. Этот алгоритм присущ правотворчеству в целом, но выявлен он на основе анализа законотворческой деятельности.

Правотворчеству присущи следующие принципы:

  • — научность, которая означает необходимость изучения объективных потребностей развития общества в различных сферах жизнедеятельности в процессе подготовки нормативных правовых актов;
  • — профессионализм, который определяет, что заниматься подобной деятельностью должны подготовленные для этого люди — юристы, управленцы, экономисты и другие;
  • — законность или правовая легитимность, определяющая, что подобная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов;
  • — социальная легитимность, проявляющаяся в том, что эта деятельность должна опираться на широкую базу социального ожидания, согласия и поддержки членами общества;
  • — демократизм, который характеризует степень участия граждан в правотворческом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе;
  • — гласность, означающая открытость, «прозрачность» правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации;
  • — оперативность, предполагающая своевременность издания нормативных актов;
  • — системность, т. е. учет системного характера позитивного права и системной организации самой правотворческой деятельности.

Правотворческая деятельность и по субъектам ее осуществляющим, и по процессуальным процедурам является многомерным понятием, имеющим свои разновидности.

  • [1] Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата. 5-е изд., испр. и доп., 2015. С. 280; Алексееве С. С. Государство и право. М., 1994. С. 115.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой