Правовые основы деятельности кадровых подразделений территориального органа мвд россии на районном уровне
Работа с личным составом органов внутренних дел Российской Федерации — целенаправленная деятельность руководящего состава, уполномоченных подразделений аппаратов управления, направленная на оптимальное формирование, интенсивное развитие и рациональное использование кадрового потенциала органов внутренних дел. Работа с личным составом органов, организаций и подразделений МВД России включает в себя… Читать ещё >
Правовые основы деятельности кадровых подразделений территориального органа мвд россии на районном уровне (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В 2012 г. был принят проект Концепции кадровой политики МВД России на период до 2020 г. [55] (далее — Концепция). В документе подчеркивается, что Министерство внутренних дел Российской Федерации, определяя концептуальные основы ведомственной кадровой политики, исходит:
- — из признания человеческих ресурсов решающим фактором повышения эффективности правоохранительной деятельности;
- — необходимости формирования стратегического подхода к управлению персоналом, в основе которого лежит наличие долгосрочной концепции кадровой политики;
- — необходимости обновления кадрового потенциала полицейских и иных подразделений министерства, формирования нового профессионального и нравственного облика сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.
Работа с личным составом органов внутренних дел Российской Федерации — целенаправленная деятельность руководящего состава, уполномоченных подразделений аппаратов управления, направленная на оптимальное формирование, интенсивное развитие и рациональное использование кадрового потенциала органов внутренних дел. Работа с личным составом органов, организаций и подразделений МВД России включает в себя кадровую работу, профессиональную подготовку и морально-психологическое обеспечение оперативнослужебной деятельности.
Исходя из Концепции, кадровая политика в системе МВД России реализуется в целях:
- • формирования профессионального состава кадров, сохранения, воспроизводства, укрепления, развития, рационального и эффективного использования кадрового потенциала органов внутренних дел в интересах оперативно-служебной деятельности;
- • повышения качества кадрового потенциала органов внутренних дел как одного из важнейших ресурсов интенсификации служебной деятельности, приведения ее в соответствие с требованиями инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации;
- • воспитания и всестороннего развития личности сотрудника органов внутренних дел как гражданина Российской Федерации, защитника жизни, здоровья, прав и свобод граждан, интересов общества и государства, патриота своего Отечества на основе профессионально-нравственных идеалов, моральных ценностей службы и норм профессиональной этики;
- • формирования профессиональной культуры органов внутренних дел на базе осмысления трехсотлетнего опыта служебной деятельности на благо Российского государства, исторической славы, служебных и боевых традиций предшествующих поколений защитников правопорядка;
- • обеспечения благоприятного социального самочувствия сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих, работников на основе создания приемлемых социальнобытовых условий осуществления служебной деятельности, наиболее полного удовлетворения социальных потребностей и сбережения кадрового потенциала органов внутренних дел;
- • формирования системы профилактики и предупреждения коррупционных и иных правонарушений среди сотрудников, направленной на укрепление служебной дисциплины и законности в служебных коллективах, искоренение причин и условий, порождающих правонарушения и чрезвычайные происшествия в органах внутренних дел.
Как указано в Концепции кадровой политики, достижение целей кадровой политики осуществляется по следующим основным направлениям деятельности.
1. Кадровая работа, обеспечивающая эффективное развитие и полноценное использование кадрового потенциала органов внутренних дел путем совершенствования системы комплектования и прохождения службы личным составом.
- 2. Организационно-штатная работа, создающая условия для комплексного кадрового планирования, проектирования организационно-штатного построения органов внутренних дел, оптимального распределения штатной численности и формирования структурных подразделений в соответствии с характером и особенностями оперативно-служебной деятельности.
- 3. Профессиональная подготовка, обеспечивающая достижение сотрудниками высокого уровня профессионализма в выполнении задач оперативно-служебной деятельности и служебных обязанностей на основе развития знаний, привития навыков и формирования умений.
- 4. Морально-психологическое обеспечение оперативнослужебной деятельности органов внутренних дел, формирующее устойчивое морально-психологическое состояние личного состава, благоприятный социально-психологический климат в служебных коллективах.
- 5. Профилактика и противодействие коррупции, иным правонарушениям, образовывающие надежную систему профилактики и предупреждения правонарушений среди личного состава на основе развития высокого правосознания сотрудников, неукоснительного соблюдения ими норм профессионально-этических стандартов антикоррупционного поведения.
Основными принципами осуществления кадровой политики в системе МВД России являются:
- 1) принцип единства научно-методических и организационных подходов к выработке и реализации кадровой политики во всех звеньях организационно-штатной структуры органов внутренних дел;
- 2) принцип инновационности, состоящий в разработке и внедрении прогрессивных научных технологий развития и использования человеческих ресурсов, постоянном совершенствовании форм и методов организационно-практической деятельности в сфере работы с кадрами;
- 3) принцип профессионализации управления, основанный на необходимости повышения организационного статуса и уровня профессиональной компетенции специалистов по работе с личным составом;
- 4) принцип практической направленности, означающий подчиненность кадровой политики целям, задачам и интересам оперативно-служебной деятельности полицейских и иных подразделений МВД России;
5) принцип гуманизма, основанный на сочетании методов социальной и профессиональной мобилизации сотрудников с их общественными, культурными потребностями и интересами, обновлении и гармонизации методов морального и материального стимулирования к деятельности.
Главная цель кадровой политики МВД России, как указано в Концепции, состоит в развитии системы управления кадровым потенциалом МВД России, основанной на рациональном планировании подготовки и подборе кадров, использовании современных организационно-правовых, информационных, социальных и образовательных технологий, а также на эффективности ресурсного обеспечения развития человеческого капитала в системе МВД и мотивационных механизмов, позволяющих обеспечить Министерство кадрами, способными на высоком профессиональном уровне решать задачи повышения степени защищенности институтов общества и государства.
Все эти составляющие кадровой политики наряду с иными необходимыми условиями составляют ту систему координат, в рамках которой и должна строиться и функционировать кадровая работа в органах внутренних дел.
Таким образом, только через продуманную и нормативно установленную кадровую политику кадровая работа в органах внутренних дел приобретает признаки системы и эффективно работающего механизма.
Следует учесть, что современные кадровые функции очень многочисленны, включают работу по большему количеству направлений, регламентируются большим количеством нормативных правовых актов федерального и ведомственного уровня.
Исходя из задач управления органами внутренних дел, ученые в качестве наиболее общих выделяют следующие кадровые функции [65, с. 215—216]:
- — прогнозирование (расчет) потребности в кадрах;
- — планирование количества и качества структуры кадров в подразделениях;
- — определение способов привлечения необходимых кадров;
- — подбор, оценка, отбор и принятие на работу сотрудников;
- — организация процесса адаптации новых сотрудников;
- — правовое регулирование трудовых отношений;
- — организация обучения персонала, стажировок и учебной практики;
- — обучение и повышение квалификации работников, их развитие;
- — проведение аттестации сотрудников;
- — организация работы с резервом на выдвижение;
- — планирование карьеры;
- — организация автоматизированных рабочих мест (АРМ);
- — обеспечение безопасности и охраны труда;
- — обеспечение выполнения функциональных (должностных) обязанностей;
- — применение установленных правил оценки результатов деятельности;
- — согласование условий заработной платы, материальных вознаграждений и иного социального обеспечения сотрудников;
- — контроль за персоналом и обеспечение дисциплины;
- — управление конфликтами;
- — освобождение персонала.
Все вышеуказанные кадровые функции имеют четкую нормативную регламентацию. Также необходимо учитывать, что в соответствии с Указом президента Российской Федерации от 5 мая 2014 г. № 300 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» с 1 января 2018 г. установлена предельная штатная численность органов внутренних дел Российской Федерации (без персонала по охране и обслуживанию зданий), финансируемая за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в количестве 894 871 человека, в том числе:
- — сотрудников ОВД — в количестве 746 859 человек (примерно 83,5%);
- — федеральных государственных гражданских служащих — 17 199 человек (около 2%);
- — работников — 130 813 человек (около 14,5%).
Регулирование трудовых отношений с гражданским персоналом органов внутренних дел (работниками и федеральными государственными гражданскими служащими) строится на основе соответствующих нормативных правовых актов, прежде всего Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона о государственной гражданской службе Российской Федерации, а также ведомственных нормативных правовых актов, регулирующих отдельные вопросы работы и прохождения федеральной государственной гражданской службы в органах внутренних дел.
В связи с этим все нормативные правовые акты, регламентирующие работу с личным составом органов внутренних дел, можно условно разделить на пять групп:
- 1) нормативные правовые акты, регулирующие общие вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, затрагивающие все направления деятельности кадровых подразделений (общие нормативные правовые акты);
- 2) нормативные правовые акты, регламентирующие кадровое обеспечение деятельности ОВД (прием на службу, вопросы, связанные с прохождением службы в ОВД, прекращение службы);
- 3) нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел России и основных его видов (воспитательная, социальная, психологическая работа, культурно-просветительская работа, работа по укреплению служебной дисциплины и законности);
- 4) нормативные правовые акты, регламентирующие направление профессиональной подготовки кадров для органов внутренних дел;
- 5) нормативные правовые акты по профилактике и противодействию коррупции и коррупционных правонарушений.
Данная форма представления нормативных актов позволяет выявить системные связи между ними.