Прикладной аспект теоретического осмысления языка
Все восемь разрядов отражают процесс познания, технического освоения природы и возникающие в этом процессе отношения. В логике конкретной деятельности это находит следующее выражение: сначала создается проблемная ситуация, из которой вытекает потребность ее философского осмысления. Затем замысел критикуется и обсуждается в терминах и методах науки. После этого происходят разработка замысла… Читать ещё >
Прикладной аспект теоретического осмысления языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Каждый человек, как сложно ни выглядела бы языковая картина мира, ориентируется в каждом из названных выше классов языков, хотя степень владения ими, разумеется, может сильно различаться. Теперь, если мы посмотрим.
на сферу человеческой деятельности, и особенно на сферу деловой, профессиональной активности, то обнаружим, что наш язык изобилует понятиями и терминами. В работе профессора МГУ, известного специалиста в области риторики Ю.В. Рождественского[1] приведена классификация терминов, с которыми приходится иметь дело каждому из нас (табл. 6.2).
Таблица 6.2
Классификация терминов
Разряды. | Происхождение. | Предметное содержание, смысловая структура терминов. |
1. Философские. | Создаются автором конкретной философской системы. | Предметная сторона значения — не сами видимые и осязаемые предметы, а понятия, определяющие сферу философствования: искусство, наука, техника и т. п. Собственно философские понятия развиваются как отвлечения от нефилософских. |
2. Научные. | Принадлежат системе науки, а нс отдельному автору. | Предметная сторона — образы объектов научного исследования, созданные абстрагирующей работой мысли. |
3. Технические. | Создаются ведомствами, органами стандартизации. | Предметная сторона — объекты техники и технологии. Содержат наглядные образы предметов техники, их частей и технологических процессов. Образ вещи эквивалентен понятию о вещи, что позволяет использовать графические средства. |
4. Мерительные. | Возникают в процессе специализированной деятельности. | Предметная сторона — параметр измеряемого объекта. Организующий центр терминологии и основа применения математического аппарата. Содержание — единицы и системы измерения, названия мер и эталонов. |
5. Терминыкоманды. | Могут создаваться как ведомствами, так и авторами. | Предметная сторона — действие. |
6. Термины искусств. | Употребляются по традиции (нота, аккорд, архитрав, ордер и т. п.). | Предметное значение — действие в области искусств. |
7. Номенклатуры. | Типичная терминология, система официально утвержденных названий. | Предметное содержание — название объекта из данного класса. |
8. Прогностические. | Создаются и официализируются только традицией, например, в древнекитайской «Книге перемен» содержится свод прогностических терминов и объяснение их значения. | Предметное содержание — действие в соответствии с прогностической моделью. |
Вся эта система делится на три группы:
- а) философские и научные термины (разряды 1 и 2), их смысловая структура образно-понятийная. Эти термины принадлежат исключительно авторскому тексту и не связаны с иной семиотической действительностью, кроме литературного текста;
- б) технические, мерительные термины и номенклатуры (разряды 3, 4 и 7). Эта группа терминов объединяет в одно целое практическую деятельность, человека и отвечает созданной и создаваемой человеком технике;
- в) термины искусства, команды и прогностика (разряды 5, 6 и 8). Они служат организации межчеловеческих отношений.
Все восемь разрядов отражают процесс познания, технического освоения природы и возникающие в этом процессе отношения. В логике конкретной деятельности это находит следующее выражение: сначала создается проблемная ситуация, из которой вытекает потребность ее философского осмысления. Затем замысел критикуется и обсуждается в терминах и методах науки. После этого происходят разработка замысла с помощью фантазии образов техники, технических и экономических понятий, вводимых с помощью мерительной терминологии; обсуждение, реализация и распространение продуктов с помощью номенклатур. Всей этой деятельности необходимо научить работников с помощью терминов искусств и организовать их с помощью команд.
А. Белый тонко чувствовал разницу между термином и живым словом: «Слово-термин — прекрасный и мертвый кристалл, образованный благодаря завершившемуся процессу разложения живого слова. Живое слово (словоплоть) — цветущий организм»[2]. Согласимся с поэтом, но без использования специальных понятий мы сегодня обойтись не можем.
Завершая тему символического пространства и языка культуры, подведем некоторые итоги.
- 1. Главный смысл языка и основная функция языка заключены, по выражению В. фон Гумбольдта, в деятельности по превращению «мира в мысли». В языке мысль не выражается, а совершается, осуществляется.
- 2. Язык, как отметил М. Фуко в работе «Слова и вещи» , — одна из решеток культуры, проходя сквозь которую устанавливается и существует порядок. Это система знаков, в которой закреплен порядок любой культуры.
- 3. Суммируя, язык — это и деятельность по производству смыслов, кодов культуры, и знаковая система, и способ коммуникации.