Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Прикладной аспект теоретического осмысления языка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Все восемь разрядов отражают процесс познания, технического освоения природы и возникающие в этом процессе отношения. В логике конкретной деятельности это находит следующее выражение: сначала создается проблемная ситуация, из которой вытекает потребность ее философского осмысления. Затем замысел критикуется и обсуждается в терминах и методах науки. После этого происходят разработка замысла… Читать ещё >

Прикладной аспект теоретического осмысления языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Каждый человек, как сложно ни выглядела бы языковая картина мира, ориентируется в каждом из названных выше классов языков, хотя степень владения ими, разумеется, может сильно различаться. Теперь, если мы посмотрим.

Прикладной аспект теоретического осмысления языка.

на сферу человеческой деятельности, и особенно на сферу деловой, профессиональной активности, то обнаружим, что наш язык изобилует понятиями и терминами. В работе профессора МГУ, известного специалиста в области риторики Ю.В. Рождественского[1] приведена классификация терминов, с которыми приходится иметь дело каждому из нас (табл. 6.2).

Таблица 6.2

Классификация терминов

Разряды.

Происхождение.

Предметное содержание, смысловая структура терминов.

1. Философские.

Создаются автором конкретной философской системы.

Предметная сторона значения — не сами видимые и осязаемые предметы, а понятия, определяющие сферу философствования: искусство, наука, техника и т. п. Собственно философские понятия развиваются как отвлечения от нефилософских.

2. Научные.

Принадлежат системе науки, а нс отдельному автору.

Предметная сторона — образы объектов научного исследования, созданные абстрагирующей работой мысли.

3. Технические.

Создаются ведомствами, органами стандартизации.

Предметная сторона — объекты техники и технологии. Содержат наглядные образы предметов техники, их частей и технологических процессов. Образ вещи эквивалентен понятию о вещи, что позволяет использовать графические средства.

4. Мерительные.

Возникают в процессе специализированной деятельности.

Предметная сторона — параметр измеряемого объекта. Организующий центр терминологии и основа применения математического аппарата. Содержание — единицы и системы измерения, названия мер и эталонов.

5. Терминыкоманды.

Могут создаваться как ведомствами, так и авторами.

Предметная сторона — действие.

6. Термины искусств.

Употребляются по традиции (нота, аккорд, архитрав, ордер и т. п.).

Предметное значение — действие в области искусств.

7. Номенклатуры.

Типичная терминология, система официально утвержденных названий.

Предметное содержание — название объекта из данного класса.

8. Прогностические.

Создаются и официализируются только традицией, например, в древнекитайской «Книге перемен» содержится свод прогностических терминов и объяснение их значения.

Предметное содержание — действие в соответствии с прогностической моделью.

Вся эта система делится на три группы:

  • а) философские и научные термины (разряды 1 и 2), их смысловая структура образно-понятийная. Эти термины принадлежат исключительно авторскому тексту и не связаны с иной семиотической действительностью, кроме литературного текста;
  • б) технические, мерительные термины и номенклатуры (разряды 3, 4 и 7). Эта группа терминов объединяет в одно целое практическую деятельность, человека и отвечает созданной и создаваемой человеком технике;
  • в) термины искусства, команды и прогностика (разряды 5, 6 и 8). Они служат организации межчеловеческих отношений.

Все восемь разрядов отражают процесс познания, технического освоения природы и возникающие в этом процессе отношения. В логике конкретной деятельности это находит следующее выражение: сначала создается проблемная ситуация, из которой вытекает потребность ее философского осмысления. Затем замысел критикуется и обсуждается в терминах и методах науки. После этого происходят разработка замысла с помощью фантазии образов техники, технических и экономических понятий, вводимых с помощью мерительной терминологии; обсуждение, реализация и распространение продуктов с помощью номенклатур. Всей этой деятельности необходимо научить работников с помощью терминов искусств и организовать их с помощью команд.

А. Белый тонко чувствовал разницу между термином и живым словом: «Слово-термин — прекрасный и мертвый кристалл, образованный благодаря завершившемуся процессу разложения живого слова. Живое слово (словоплоть) — цветущий организм»[2]. Согласимся с поэтом, но без использования специальных понятий мы сегодня обойтись не можем.

Завершая тему символического пространства и языка культуры, подведем некоторые итоги.

  • 1. Главный смысл языка и основная функция языка заключены, по выражению В. фон Гумбольдта, в деятельности по превращению «мира в мысли». В языке мысль не выражается, а совершается, осуществляется.
  • 2. Язык, как отметил М. Фуко в работе «Слова и вещи» , — одна из решеток культуры, проходя сквозь которую устанавливается и существует порядок. Это система знаков, в которой закреплен порядок любой культуры.
  • 3. Суммируя, язык — это и деятельность по производству смыслов, кодов культуры, и знаковая система, и способ коммуникации.
  • [1] См.: Рождественский Ю. В. Техника. Культура. Язык. М., 1993. С. 147.
  • [2] Белый А. Символизм и философия культуры // Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. С. 135.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой