Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Маржинальный анализ прибыли. Важным управленческим решением является правильное обоснование производственной мощности предприятия и установление объемов выпуска, при котором производство будет рентабельным. Для этого необходимо определить безубыточный объем продаж и зону безопасности предприятия, где гарантирована необходимая сумма прибыли. Выручка от реализации продукции за вычетом переменных… Читать ещё >

Анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Прибыль обеспечивает предприятию возможности самофинансирования, удовлетворения материальных и социальных потребностей собственника капитала и работников предприятия. На основе налога на прибыль формируются бюджетные доходы. Поэтому одна из важнейших составных частей экономического анализа — это анализ формирования прибыли. Прибыль — часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения. Только после продажи продукции доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизов и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции.

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются:

  • — оценка выполнения плана выпуска и реализации продукции и получение прибыли;
  • — определение влияния факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты;

выявление резервов увеличения объема реализации рентабельной продукции и суммы прибыли.

Анализ прибыли находится в непосредственной связи с порядком ее формирования.

Механизм формирования прибыли показан на схеме (рис. 3.4) и соответствует бухгалтерской форме Отчета о финансовых результатах.

Выручкой являются доходы от обычных видов деятельности, к которым относятся продажа продукции и товаров, выполнение работ, оказание услуг. Перечень таких доходов приведен в п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утв. приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н (в ред. от 6 апреля 2015 г.) (далее — ПБУ 9/99).

Согласно ПБУ 9/99, помимо выручки от продаж продукции, товаров, от выполнения работ и оказания услуг, к этому же виду доходов могут быть отнесены поступления от сдачи имущества в аренду; предоставления за плату прав на объекты интеллектуальной собственности, участие в капиталах других организаций и т. д. Указанные поступления считаются доходами от обычных видов деятельности, если они являются предметом деятельности организации, в противном случае эти доходы относятся к прочим результатам.

Доходом признаются согласно ПБУ 9/99 признаются все поступления, влияющие на финансовый результат организации, который является составной частью капитала предприятия.

В бухгалтерском учете выручка отражается методом начисления, т. е. в момент перехода права собственности на товары (работы, услуги) от продавца к покупателю (заказчику). В налоговом учете согласно ст. 273 НК РФ организации (за исключением банков) имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость не превысила 1 млн руб. за каждый квартал.

Схема формирования финансового результата предприятия.

Рис. 3.4. Схема формирования финансового результата предприятия.

По строке «Себестоимость продаж» отражаются расходы по обычным видам деятельности согласно Положению по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № ЗЗн (в ред. от б апреля 2015 г.) (далее — ПБУ 10/99), выручка от продажи которых отражена по предыдущей строке. Данный показатель указывается в круглых скобках.

Согласно п. 5 ПБУ 10/99, расходы по обычным видам деятельности — это затраты, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Также расходами по обычным видам деятельности считаются затраты, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

Промышленные предприятия отражают по этой строке все расходы, относимые на себестоимость продукции и связанные с выпуском готовой продукции, проданной покупателям. Организации, оказывающие посредническую деятельность, отражают по данной строке суммы затрат, понесенных при осуществлении посреднической деятельности, организации торговли по этой строке указывают покупную стоимость проданных товаров. Бывает так, что достаточно длительное время у организации отсутствуют доходы, а расходы по-прежнему существуют.

Это могут быть расходы, связанные:

  • — с оплатой труда аппарата управления;
  • — социальными взносами на оплату труда указанного персонала;
  • — коммунальными услугами;
  • — амортизационными отчислениями и т. д.

Как отражать эти расходы в бухгалтерском учете и отчетности?

Все зависит от того, какими причинами вызвано отсутствие доходов. Если это вызвано подготовкой или модернизацией производства, сезонным отсутствием спроса, то такие расходы отражаются в бухгалтерском учете как расходы будущих периодов. Отражая расходы при отсутствии доходов, следует руководствоваться п. 9 ПБУ 10/99. Он, в частности, гласит, что «для целей формирования организацией финансового результата деятельности от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды, с учетом корректировок, зависящих от особенностей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров. При этом коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов, но обычным видам деятельности».

Иными словами, в себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) могут быть включены расходы, которые организация осуществляла в период временного отсутствия доходов. Но такие расходы должны быть связаны с выпуском продукции (выполнением работ, оказанием услуг). В бухгалтерском учете эти расходы учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов» и списываются на себестоимость реализованной продукции в следующие отчетные периоды в порядке, устанавливаемом организацией самостоятельно в учетной политике.

Когда отсутствие доходов связано с отсутствием договоров, управленческие расходы включаются в состав внереализационных расходов, так как их нельзя отнести к себестоимости реализованной продукции.

Порядок отнесения расходов при отсутствии доходов в налоговом учете иной. Организация для учета расходов в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль должна подтвердить, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При отсутствии хозяйственной деятельности налогоплательщика в период несения расходов по арендной плате, оплате коммунальных услуг, услуг связи, расходов по оплате труда управленческого персонала такие расходы не могут быть учтены для целей налогообложения.

Данный подход не применяется к случаям, когда организацией в отчетном (налоговом) периоде ведется деятельность, направленная на получение доходов, но при этом в конкретном отчетном (налоговом) периоде доходы от деятельности отсутствуют (нет сделок по реализации). В данном случае при подтверждении требований ст. 252 НК РФ такие суммы учитываются в уменьшение налоговой базы, в декларации по налогу на прибыль они отражаются по строке «Расходы от обычных видов деятельности» и могут учитываться в следующих налоговых периодах с применением механизма переноса убытков на будущее, установленного ст. 283 НК РФ.

Строка «Валовая прибыль (убыток)» в Отчете о финансовых результатах определяется как разница между строкой «Выручка» и строкой «Себестоимость продаж». Если вы получили отрицательный результат, то результаты по данной строке указываются в скобках.

Коммерческие расходы. Организации, осуществляющие производство продукции (выполнение работ, оказание услуг), по данной строке отражают расходы, связанные со сбытом продукции. К ним могут относиться, в частности, следующие виды затрат:

  • — на рекламу продукции (работ, услуг);
  • — транспортировку продукции до места назначения;
  • — погрузочно-разгрузочные работы;
  • — содержание помещений для хранения продукции в местах ее продажи.

Промышленные предприятия здесь также могут отражать расходы на тару и упаковку продукции, комиссионные вознаграждения, уплаченные торговым и снабженческо-сбытовым организациям, заработную плату продавцов готовой продукции и другие аналогичные расходы.

Эти расходы указываются, но данной строке формы только, если они были списаны на счета по учету выручки от продаж.

Сумма коммерческих расходов (издержек обращения) отражается в Отчете о финансовых результатах в круглых скобках.

Расходы на упаковку и транспортировку, входящие в состав коммерческих расходов, списываются на счета учета продаж соответствующих видов продукции. Таким образом, они должны быть включены в расходы на продажу именно той продукции, при реализации которой они были осуществлены. Если определить, к какой именно продукции они относятся, невозможно, то указанные расходы распределяются между отдельными видами проданной продукции ежемесячно исходя из выручки от ее продажи, затрат на производство или других показателей.

Все остальные коммерческие расходы ежемесячно списываются на себестоимость проданной продукции (работ, услуг).

Способ списания коммерческих расходов, подлежащих распределению, зависит от порядка перехода права собственности на отгруженную продукцию. При переходе права собственности на продукцию после ее отгрузки продавцом покупателю коммерческие расходы списываются непосредственно в дебет счета 90 «Продажи».

Если согласно договору поставки право собственности на отгруженную продукцию переходит к покупателю только после ее оплаты, коммерческие расходы могут списываться в дебет счета 45 «Товары отгруженные». Если отгруженная продукция оплачена не полностью, коммерческие расходы распределяются между реализованной и нереализованной продукцией пропорционально полученной выручке, затратам по производству продукции или другом}' показателю. Конкретный порядок распределения коммерческих расходов устанавливается учетной политикой организации.

Организация может применять и другой способ списания коммерческих расходов: в соответствии с п. 9 ПБУ 10/99 коммерческие расходы могут полностью включаться в себестоимость проданной продукции, если они признаются расходами по обычным видам деятельности.

Организации торговли по этой строке отражают сумму издержек обращения, которые связаны с ведением обычной деятельности. В частности, это:

  • — заработная плата административно-управленческого персонала и продавцов;
  • — расходы по аренде офисных помещений и складов;
  • — оплата услуг охраны;
  • — амортизация основных средств и нематериальных активов;
  • — налоги, включаемые в издержки обращения;
  • — расходы на рекламу;
  • — представительские расходы и т. п.

Кроме этого, организации торговли могут отражать здесь транспортные расходы, связанные с приобретением товаров. Учетной политикой организации может быть установлено, что транспортные расходы включаются в фактическую себестоимость товаров.

Состав расходов организаций торговли для целей налогообложения установлен гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Расходы организаций торговли, относимые на издержки обращения, можно условно разделить на две группы:

  • 1) расходы, подлежащие распределению между проданными и непроданными товарами. Такие расходы о списываются на счета по учету выручки от продаж пропорционально реализованным товарам. К этим затратам относятся транспортные расходы;
  • 2) прочие расходы, относимые на себестоимость продаж в сумме фактически понесенных затрат. К таким расходам относятся:
    • — расходы на оплату труда;
    • — расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря;
    • — амортизация основных средств;
    • — расходы на ремонт основных средств;
    • — расходы на рекламу;
    • — представительские расходы;
    • — расходы на подготовку кадров;
    • — командировочные расходы и др.

Отметим, что в налоговом учете некоторые виды расходов нормируются.

По строке «Управленческие расходы» отражаются общехозяйственные расходы организации. Сумма этих расходов указывается в Отчете о финансовых результатах в круглых скобках.

Организации, занимающиеся производством продукции (работ, услуг), по данной строке указывают косвенные расходы, непосредственно не связанные с производственным процессом, в частности:

  • — расходы на оплату '[ руда административного персонала;
  • — расходы на подготовку и переподготовку кадров;
  • — расходы на содержание имущества общехозяйственного назначения;
  • — расходы по оплате аудиторских услуг и т. п.

Общехозяйственные расходы должны ежемесячно списываться. Порядок их списания зависит от того, каким способом формируется себестоимость продукции (работ, услуг): по полной производственной себестоимости или по сокращенной себестоимости.

Если вы учитываете готовую продукцию (работу, услуги) по полной производственной себестоимости, то общехозяйственные расходы необходимо списывать в учет производственных затрат согласно п. 9 ПБУ 10/99. В этом случае сумма общехозяйственных расходов указывается в строке «Себестоимость продаж» данной формы.

Выбранный способ списания общехозяйственных расходов должен быть закреплен в учетной политике организации.

По строке «Прибыль (убыток) от продаж» показывается прибыль (убыток) от продаж товаров (продукции, работ, услуг). Для определения данных, вписываемых в данную строку из валовой прибыли вычитаются расходы и управленческие расходы. Если организация получает убыток от продажи товаров (продукции, работ, услуг), он должен быть отражен, но данной строке в круглых скобках.

По строке «Доходы от участия в других организациях» отражаются:

  • — поступления от долевого участия в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);
  • — прибыль от совместной деятельности.

Доходы от долевого участия в уставных капиталах других организаций или дивиденды по акциям отражаются в бухгалтерском учете по мере объявления их размеров организацией, которая их выплачивает.

Глава 25 НК РФ определяет порядок налогообложения дивидендов.

Если доходы получены в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, иностранная организация исчисляет сумму налога согласно п. 3 ст. 284 НК РФ:

  • — по ставке 15% — по доходам, полученным иностранной организацией в виде дивидендов по акциям российских организаций, а также дивидендов от участия в капитале организации в иной форме;
  • — по ставке 13% — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями, не указанными в подп. 1 настоящего пункта, а также по доходам в виде дивидендов, полученных, но акциям, права на которые удостоверены депозитарными расписками;
  • — по ставке 0% — но доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50%-м вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50% общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов.

Заметим, если участие в уставных капиталах других организаций является предметом деятельности, то полученные дивиденды по акциям и доходы от долевого участия в уставных капиталах других юридических лиц считаются выручкой от обычных видов деятельности.

Строка «Проценты к получению». В п. 7 ПБУ 9/99 речь идет о процентах, полученных за предоставление в пользование денежных средств организации, а также процентов за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке. По данной строке, в частности, указываются проценты, полученные:

  • — по облигациям;
  • — по векселям (в том числе дисконт по векселям);
  • — по депозитным сертификатам;
  • — за пользование денежными средствами, находящимися на банковских счетах организации;
  • — за предоставление денежных средств по договору займа.

В п. 22 Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, утв. приказом Минфина России от 10 декабря 2002 г. № 126н (в ред. от 6 апреля 2015 г.), сказано, что «по долговым ценным бумагам, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, организации разрешается разницу между первоначальной стоимостью и номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно, но мере причитающегося по ним в соответствии с условиями выпуска дохода, относить на финансовые результаты коммерческой организации (в составе прочих доходов или расходов) или уменьшение или увеличение расходов некоммерческой организации».

Следовательно, элементом учетной политики для целей бухгалтерского учета является порядок списания дисконта по векселям. Дисконт по векселям за время нахождения векселя на балансе, исходя из срока погашения векселя, в бухгалтерском учете либо не начисляется и разница между ценой приобретения векселя и ценой реализацией (погашения) определяется как финансовый результат на момент выбытия векселя, либо начисляется ежемесячно, на последний календарный день отчетного месяца, исходя из срока обращения векселя.

При выборе варианта ведения учета по векселям необходимо помнить, что учетная политика — основной инструмент сближения бухгалтерского и налогового учета.

В налоговом учете порядок начисления дисконта, но векселям для всех векселедержателей указан в налоговом кодексе.

Согласно п. 3 ст. 43 НК РФ процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам. Данная статья дает определение процентов в отношении всех долговых обязательств, не выделяя при этом отношения между эмитентом и первым покупателем ценной бумаги. Таким образом, любое лицо, приобретая вексель по цене ниже номинальной его стоимости, заведомо знает, что при наступлении срока погашения оно получит доход в виде разницы между номинальной стоимостью векселя и затратами на его приобретение, что делает такой доход заранее заявленным — процентным. Следовательно, для вторичных векселедержателей заранее заявленным доходом по дисконтным векселям будет являться доход, рассчитанный исходя из цены приобретения и номинальной стоимости векселя. Поскольку данный доход приравнен к процентному, он также должен быть учтен по методу начисления налогоплательщиками, применяющими метод начисления при формировании налоговой базы, при этом необходимо учитывать, что в соответствии с п. 6 ст. 271 НК РФ, определяющей порядок признания доходов при методе начисления, по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец каждого месяца соответствующего отчетного (налогового) периода независимо от даты (сроков) его выплаты, предусмотренных договором.

Строка «Проценты к уплате». В данной строке Отчета о финансовых результатах указываются проценты, уплачиваемые организацией за временное пользование денежными средствами (кредиты и займы), а также по выпущенным ценным бумагам. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008), утв. приказом Минфина России от б октября 2008 г. № 107н (в ред. от 6 апреля 2015 г.), устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете затрат, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам, включая привлечение заемных средств путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций.

Строка «Прочие доходы». Согласно п. 7 ПБУ 9/99 к прочим доходам относятся:

поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

  • — поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
  • — поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);
  • — прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты);

  • — проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке;
  • — штрафы, пени и неустойки, получаемые за нарушение условий договоров;
  • — поступления, связанные с возмещением убытков, причиненных организации;
  • — активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;
  • — прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
  • — суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которой истек срок исковой давности;
  • — положительные курсовые разницы;
  • — сумма дооценки активов;
  • — прочие доходы.

Строка «Прочие расходы». В соответствии с п. 11 ПБУ 10/99, расходами организации, отражаемыми по данной строке, являются:

  • — расходы по предоставлению за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;
  • — расходы по предоставлению за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
  • — расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;
  • — расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты);
  • — проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);
  • — расходы по оплате услуг, оказываемых кредитными организациями;
  • — отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, иод обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;
  • — штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
  • — возмещение причиненных организацией убытков;
  • — убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
  • — суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, не реальных для взыскания;
  • — курсовые разницы;
  • — сумма уценки активов;
  • — перечисление средств (взносов, выплат и т. д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;
  • — прочие расходы.

Все суммы указываются в данной строке в круглых скобках.

В ПБУ 9/99 и 10/99 чрезвычайные доходы (расходы) выделены в отдельную группу, чтобы выделить те результаты, которые не зависят от деятельности организации, а определяются некими исключительными внешними условиями.

Строка «Прибыль (убыток) до налогообложения». Конечный финансовый результат представляет собой бухгалтерскую прибыль (убыток), выявленную за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым в законодательстве по бухгалтерскому учету.

Сумма полученных результатов по прибыли (убыткам) продаж и прочих доходов (расходов) составляет показатель «Бухгалтерская прибыль (убыток)», который отражается по данной строке, и является предметом сопоставления с налогооблагаемой базой по налогу на прибыль в свете требований Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утв. приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н (в ред. от 6 апреля 2015 г.) (далее — ПБУ 18/02).

Строка «Текущий налог на прибыль». По данной строке отражается вся сумма налога на прибыль, начисленная за отчетный (налоговый) период. Этот показатель должен соответствовать сумме налога на прибыль, отраженной по стр. 180 листа 02 Декларации по налогу на прибыль, утв. приказом Минфина России от 19 октября 2016 г. № ММВ-7−3/572@.

В составе текущего налога на прибыль выделяются постоянные налоговые обязательства и активы.

Постоянное налоговое обязательство возникает в ситуациях, когда те или иные затраты уменьшают бухгалтерскую прибыль, однако не учитываются при налогообложении прибыли. В результате в бухгалтерском учете прибыль формируется в меньшем размере нежели в налоговом.

Прежде всего это затраты, которые нормируются при налогообложении (например проценты по заемным средствам, представительские и рекламные расходы, затраты по добровольному страхованию сотрудников, компенсации за использование личного транспорта в служебных целях и т. д.), превышающие установленные нормы. Кроме того, это затраты, перечисленные в ст. 270 ПК РФ, например материальная помощь работникам, стоимость имущества, переданного другим лицам безвозмездно, выплаты непроизводственного характера и т. д. Также к появлению постоянных налоговых обязательств приводит возникновение в налоговом учете доходов, которые в бухучете не отражают, например от безвозмездного пользования имуществом третьих лиц.

Постоянные налоговые активы возникают в обратной ситуации. То есть когда бухгалтерская прибыль превышает налоговую прибыль компании. Обычно это бывает, если какие-либо поступления увеличивают бухгалтерскую прибыль, но не учитываются при налогообложении. Перечень подобных поступлений приведен в ст. 251 НК РФ. В частности, к ним относят стоимость имущества и денежных средств, полученных безвозмездно от учредителя, владеющего долей в уставном капитале компании, превышающей 50%.

В результате различного порядка учета одних и тех же операций возникают постоянные разницы. Сумму постоянного налогового обязательства или актива определяют умножением постоянной разницы на ставку налога на прибыль.

По строке «Изменение отложенных налоговых обязательств» указывается разницу между суммарными оборотами по дебету и кредиту счета 77 в корреспонденции со счетом 68 субсчет «Расчеты по текущему налогу на прибыль». Положительная разница прибавляется к прибыли (убытку) до налогообложения, отрицательная — вычитается из прибыли (убытка) до налогообложения. Отрицательная разница возникает, если дебетовый оборот по счету 77 меньше кредитового оборота. Под отложенными налоговыми обязательствами понимается та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах (п. 15 ПБУ 18/02).

По строке «Изменение отложенных налоговых активов» указывается разница между суммарными оборотами по дебету и кредиту счета 09 в корреспонденции со счетом 68 субсчет «Расчеты по текущему налогу на прибыль». Положительная разница прибавляется к прибыли (убытку) до налогообложения, отрицательная — вычитается из прибыли (убытка) до налогообложения. Отрицательная разница возникает, если дебетовый оборот по счету 09 меньше кредитового оборота. Под отложенными налоговыми активами понимается та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах (п. 14 ПБУ 18/02).

Согласно ПБУ 18/02 должно выполняться основное уравнение, которое приводит в соответствие два вида учета: бухгалтерский и налоговый.

Малые предприятия, а также некоммерческие организации могут не применять ПБУ 18/02. Поэтому заполнять рассмотренные выше строки Отчета о финансовых результатах им не обязательно. В этом случае по строке «Текущий налог на прибыль» нужно отразить разницу между суммарными оборотами по дебету и кредиту счета 68 субсчет «Расчеты по текущему налогу на прибыль» в корреспонденции со счетом 99 субсчет «Текущий налог на прибыль».

Если в течение отчетного периода по счету 99 «Прибыли и убытки» у организации были другие обороты, то в Отчете о финансовых результатах они отражаются по строке «Прочее». Например, это начисленные суммы штрафов по налогам и сборам, отложенные налоговые активы, списанные в связи с выбытием активов, по которым они были начислены.

Также вправе не следовать требованиям ПБУ 18/02 организации, которые в соответствии с законодательством не платят налог на прибыль, но должны вести бухгалтерский учет (п. 2 ПБУ 18/02). Например, это плательщики ЕНВД или налога на игорный бизнес. Сумма ЕНВД или налога на игорный бизнес, уменьшающие показатель строки «Прибыль (убыток) до налогообложения», указывается в строке «Прочее» (письма Минфина России от 25 июня 2008 г. № 07−05−09/3 и от 18 августа 2004 г.

№ 07−05−14/215). При этом детализацию данной строки организация вправе определить самостоятельно. Такими же правилами следует руководствоваться организациям, которые совмещают общую систему налогообложения с уплатой ЕНВД или налога на игорный бизнес.

По строке «Чистая прибыль (убыток)» указывается результат, рассчитанный по формуле.

Анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия.

Чистая прибыль (убыток), отраженная в Отчете о финансовых результатах по итогам года, должна совпадать с заключительным сальдо по счету 99 «Прибыли и убытки» (с учетом округлений), которое списывается на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» при реформации баланса.

Кроме того, в данной форме отражаются следующие данные:

результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода;

  • — результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода;
  • — совокупный финансовый результат периода.

Совокупный финансовый результат периода рассчитывается по формуле.

Анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия.

Если организация является акционерным обществом, то в разделе «Справочно» заполняются строки:

  • — «Базовая прибыль (убыток) на акцию»;
  • — «Разводненная прибыль (убыток) на акцию».

Порядок расчета показателя по строке «Базовая прибыль (убыток) на акцию» определен в Разделе II Методических рекомендаций по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утв. приказом Минфина России от 21 марта 2000 г. № 29н (далее в этой главе — Методические рекомендации).

Чтобы рассчитать базовую прибыль (убыток) на акцию, нужно определить:

  • — базовую прибыль (убыток) отчетного периода;
  • — средневзвешенное количество обыкновенных акций.

Базовую прибыль (убыток) отчетного периода рассчитывают по формуле.

Анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия.

Средневзвешенное количество обыкновенных акций рассчитывается по формуле.

Анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия.

Об этом сказано в п. 5 Методических рекомендаций.

Базовую прибыль (убыток) на акцию рассчитывают по формуле.

Анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия.

Об этом сказано в и. 3 Методических рекомендаций.

Рассмотрим пример расчета базовой прибыли (убытка) на акцию.

Пример 3.24.

Чистая прибыль ОАО «Мастер» за первое полугодие 2011 г. составляет 1 000 000 руб. Сумма дивидендов, начисленная по привилегированным акциям за первое полугодие 2011 г., равна 100 000 руб. Базовая прибыль «Мастера» составляет: 1 000 000 руб. — 100 000 руб. = 900 000 руб.

Сведения об обыкновенных акциях, находящихся в обращении на 1-е число каждого календарного месяца отчетного периода, приведены в таблице.

По состоянию.

Количество обыкновенных акций, находящихся в обращении, шт.

на 1 января 2011 г.

13 000.

на 1 февраля 2011 г.

13 000.

на 1 марта 2011 г.

14 000.

на 1 апреля 2011 г.

24 000.

на 1 мая 2011 г.

24 000.

на 1 июня 2011 г.

24 000.

Средневзвешенное количество обыкновенных акций, находящихся в обращении в первом полугодии 2011 г., равно: (13 000 шт. -2+ 14 000 шт. + 24 000 шт. • 3)/6 мес. = = 18 667 шт.

Базовая прибыль, приходящаяся на одну акцию, составляет: 900 000 руб/18 667 шт. = = 48 руб/шт.

По строке «Базовая прибыль (убыток) на акцию» Отчета о финансовых результатах необходимо указать: 48 руб.

Порядок расчета показателя по строке «Разводненная прибыль (убыток) отчетного периода» определен в разделе III Методических рекомендаций.

При анализе прибыли важно разделить влияние внешних и внутренних факторов. Взаимосвязь слагаемых прибыли можно отразить с помощью следующей схемы, предложенной А. Д. Шереметом и Р. С. Сайфулиным[1]: Доходность предприятия есть произведение промышленной производительности (g/Z) на финансовую производительность (дефлятор цены) (Ц/С). Последний показатель характеризует меру возмещения дополнительных затрат в цене реализуемой продукции за счет повышения себестоимости в результате роста цен на ресурсы.

Анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия.

Выполнение плана по прибыли также зависит от деятельности предприятия, не связанной с реализацией продукции. Производится анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности, и разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от внереализационных операций.

Основную часть прибыли составляет прибыль от продаж продукции и услуг. В процессе управленческого анализа изучают показатели выполнения плана, но прибыли и определяют факторы изменения ее суммы.

В основном прибыль от реализации продукции зависит от четырех факторов: объема реализации продукции (V), ее структуры (Уд.в.), себестоимости © и среднего уровня цен реализации (Ц).

Пример 3.25.

Используя данные таблицы, рассчитаем влияние факторов на изменение прибыли от реализации продукции по сравнению с показателями плана (базиса).

Анализ прибыли по факторам, тыс. руб.

Показатель.

По базису.

По базису на фактически реализованную продукцию.

Фактические данные по отчету.

Фактические данные до корректировок на изменение.

Выручка (нетто) от реализации товаров продукции, работ, услуг.

Полная себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг.

Прибыль (убыток) от реализации.

Прибыль за анализируемый период по сравнению с плановым заданием снизилась на 74 тыс. руб. (АПР = 415 — 489).

Определим какие факторы повлияли на изменение прибыли от продаж.

Если сравнивать сумму прибыли на начало периода и прибыль, рассчитанную исходя из фактического объема и ассортимента, но при цепах и себестоимости продукции на начало периода, то разница между ними показывает насколько произошло изменение прибыли за счет объема и структуры продукции отчетного периода:

Анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия.

Чтобы найти влияние только объема реализации продукции исчисляют коэффициент роста объема реализации в оценке по базисной себестоимости. В нашем случае он равен: 3890/3725 = 1,044.

Затем корректируют базисную прибыль на данный коэффициент и вычисляют из нее базисную прибыль:

Анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия.

Определим влияние структурного фактора:

Анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия.

Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли и отпускных цен на продукцию находим как разность между фактической прибылью и прибылью, рассчитанной по базису на фактически реализованную продукцию:

Анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия.

Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию определяется как разность между выручкой от реализации по отчету в фактически действующих ценах и ценах базисного периода. В нашем примере она составляет 17 тыс. руб. и отражает рост цен в результате инфляции. Анализ данных, но видам товаров, продукции, работ, услуг позволит раскрыть причину величины изменения цен в каждом конкретном случае: Анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия.

Разница между себестоимостью, рассчитанной по базису на фактически реализованную продукцию, и фактической себестоимостью определяет влияние затрат на сумму прибыли: Анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия.

Общее изменение прибыли от данных факторов находится суммированием полученных результатов: 21,5 + (-123,5) + 17 + 11 = -74 тыс. руб.

Как видно из этих данных, наибольшее влияние на отклонение прибыли оказало изменение структуры произведенной продукции (-166,9%), причем не в лучшую сторону, т. е. предприятие стало выпускать менее рентабельную продукцию, и прибыль от этого фактора значительно снизилась. В то же время, ряд других факторов, а именно увеличение объема производства (29%), повышение цен реализации (23%), снижение себестоимости (14,9%) частично компенсировали потерю прибыли.

В рамках внутреннего финансового анализа при условии наличия необходимых аналитических данных бухгалтерского учета общая величина прибыли (убытка) от реализации товаров (работ, услуг) предприятия рассматривается как сумма величин прибылей (убытков) от реализации по товарным направлениям. Такой факторный анализ позволяет сопоставить прибыльность различных товарных направлений и сделать соответствующие выводы о корректировке рыночной стратегии предприятия. Лишь в исключительных, особых случаях убыточное товарное направление может финансироваться за счет прибыльных других товарных направлений. Как правило, в результате такого анализа принимается решение об изменении структуры деятельности предприятия.

Аналогичный анализ можно проделать, используя способ цепной подстановки.

Пример 3.26.

Используя данные таблицы, приведенной на следующей странице, проведем анализ методом цепных подстановок.

Изменение суммы прибыли за счет:

1) объема реализации продукции.

Анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия.

2) структуры товарной продукции.

Анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия.

3) средних цен реализации.

Анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия.

4) себестоимости реализованной продукции.

Анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия.

Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции способом цепных подстановок.

Показа;

тель.

Условия расчета.

Порядок расчета.

Сумма прибыли, тыс. руб.

объем реализации.

структура товарной продукции.

цена.

себестоимость.

На начало периода.

вр0 — с0 =.

= 4214−3725.

Условие 1.

П • к

0 ' Проста.

= 489- 1,044.

510,5.

Условие 2.

ВР — Г =.

LJ г уел '-'уел.

= 4277 — 3890.

Условие 3.

вр.-сусл =.

= 4294 — 3890.

На конец периода.

BPi-C1 =

= 4294 — 3879.

При анализе прибыли, в нашей стране обычно используется модель:

Анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия.

где П — сумма прибыли; К — количество реализованной продукции в натуральных показателях; Ц — цена реализации единицы продукции; С — себестоимость единицы продукции.

В данном случае принимают, что все факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Однако здесь не учитывается взаимосвязь между объемом реализации и себестоимостью продукции.

Все больший интерес вызывает анализ прибыли по системе «директкостинг», которая была рассмотрена в предыдущем параграфе. В отличие от методики анализа прибыли, которая применяется в основном на отечественных предприятиях, система «директ-костинг» позволяет более полно учитывать взаимосвязи между показателями и точнее измерять влияние факторов.

При увеличении объема производства себестоимость единицы продукции снижается за счет того, что сумма постоянных расходов не изменяется, а возрастают только переменные затраты.

Для обеспечения системного подхода при изучении факторов используется маржинальный доход. Он представляет собой сумму прибыли и постоянных затрат предприятия (П + Я). Зная ставку маржинального где V — переменные затраты на единицу продукции; Н — сумма постоянных расходов.

дохода (Дс) в цене единицы продукции, можно определить прибыль от реализации конкретного вида продукции:

Анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия.

Анализ прибыли по формуле, учитывающей переменные и постоянные затраты, более точно определяет влияние факторов на результирующий показатель. Данная методика позволяет определить взаимосвязь объема производства (продаж), себестоимости и прибыли.

Маржинальный анализ прибыли. Важным управленческим решением является правильное обоснование производственной мощности предприятия и установление объемов выпуска, при котором производство будет рентабельным. Для этого необходимо определить безубыточный объем продаж и зону безопасности предприятия, где гарантирована необходимая сумма прибыли. Выручка от реализации продукции за вычетом переменных расходов составляет маржинальный доход, являющийся важным параметром в оценке управленческих решений. Величину выручки от реализации, при которой предприятие будет в состоянии покрыть все свои расходы (переменные и постоянные), нс получая прибыли, принято называть критическим объемом производства («мертвой точкой»). Используя маржинальный анализ, который получил также название директ-костинг {direct-cost), находим такой объем производства и реализации продукции, чтобы покрыть переменные и постоянные затраты за соответствующий период.

Точка критического объема производства (ТКОП) показывает, что общая сумма маржи с переменной себестоимостью возмещает общую сумму постоянных затрат за определенный период. Определение порога прибыли (ТКОП) осуществляется двумя способами: графическим (break-even-clart) и алгебраическим. Рассмотрим подробнее каждый.

На основании данных об объеме реализации продукции, постоянных и переменных затрат, прибыли строится график. По оси абсцисс показывается объем реализации продукции в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции) и в стоимостном выражении (несколько видов продукции). По оси ординат отражаются постоянные и переменные затраты, т. е. полная себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации. График позволяет определить точку пересечения затрат и выручки от продаж. Данная точка, где затраты равны выручке, и является точкой критического объема производства.

На рис 3.5 видно, все, что реализовано левее ТКОП (точки безубыточности) — убыточно (зона убытков), все, что правее ТКОП — прибыльно (зона прибыли). Разность между фактическим и безубыточным объемом продаж — это зона безопасности, которая показывает, на сколько фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю.

Зависимость между объемом реализации продукции, ее себестоимостью и суммой прибыли.

Рис. 3.5. Зависимость между объемом реализации продукции, ее себестоимостью и суммой прибыли.

Для решения проблемы вторым, алгебраическим способом, используют модель формирования финансового результата по методу CVP «Затраты — объем — прибыль».

Прибыль (Р) исчисляется следующим образом: объем продаж в натуральном выражении К умножаем на цену товара Ц, далее отнимаем сумму переменных затрат К•ПР (ПР — переменные расходы на единицу продукции) и сумму постоянных затрат Зпост:

Анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия.

Зная, что в ТКОП сумма прибыли будет равна нулю, получим уравнение: (Ц — ПР) • К — Зпост = 0.

Отсюда К = Зпост/(Ц — ПР).

Таким образом безубыточный объем реализации продукции равен частному от деления постоянных затрат на маржинальный доход на одно изделие. Следовательно, безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных и переменных затрат, а также от уровня цен на продукцию. При повышении цен необходимо снижать объем реализации продукции, чтобы компенсировать постоянные издержки предприятия, и наоборот.

На рис. 3.5 зона прибыли уходит в бесконечность, что не соответствует действительности. На рис. 3.6 показаны кривые валового дохода и себестоимости продукции, которые дважды пересекаются.

Первая точка пересечения — точка безубыточности, во второй точке пересечения выпуск продукции вновь становится убыточным. Между двумя точками пересечения находится зона прибыльности (безопасности). Определить зону безопасности (Збе;!) можно по формуле.

Анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия.

где Кмл — планируемый объем выпуска продукции; Кйе:, — безубыточный объем выпуска продукции.

Зависимость между валовым доходом, себестоимостью и суммой прибыли.

Рис. 3.6. Зависимость между валовым доходом, себестоимостью и суммой прибыли.

Запас финансовой прочности показывает, на сколько планируемый объем выше критического, при котором рентабельность равна нулю. Планируемый объем, как правило, зависит от производственной мощности предприятия и его маркетинга, т. е. изучения рынков сбыта.

Увеличение переменных затрат на единицу продукции и постоянных затрат повышает порог рентабельности и уменьшает зону безопасности. Поэтому каждое предприятие стремится к сокращению постоянных издержек. Оптимальным вариантом считается такой, который позволяет снизить долю постоянных затрат на единицу продукции и увеличить зону безопасности. Немаловажное значение при этом отводится анализу выбора цены выпускаемой продукции.

Пример 3.27.

В таблице показан анализ выбора цены исходя из маржинального дохода предприятия и цен конкурента. В расчете предусмотрено, что постоянные расходы за период производства на весь объем продукции составили 15 000 тыс. руб., а максимальная мощность производства равна 10 000 шт. изделий.

Анализ выбора цены изделия.

№.

стр.

Показатели.

Вариант 1.

Вариант 2.

Вариант 3.

Цена конкурента.

Возможная цена покупателя, руб.

Скидки для оптовой и розничной торговли, руб.

4,4.

3,6.

2,8.

Переменные издержки в единице продукции, руб.

Выручка для производителя продукции на единицу изделия (стр. 1 — стр. 2), руб.

6,6.

5,4.

4,2.

б.

Окончание таблицы

№.

стр.

Показатели.

Вариант 1.

Вариант 2.

Вариант 3.

Цена конкурента.

Маржинальный доход с единицы изделия, руб.

4,6.

3,4.

2,2.

4,0.

Критический объем продаж, шт.

3260,9.

4411,8.

6818,2.

Прибыль на весь объем производства, тыс. руб.

31 000.

19 000.

25 000.

Из таблицы видно, что самым неэффективным вариантом является третий:

  • — во-первых, здесь самый маленький размер получаемой прибыли;
  • — во-вторых, критический объем продаж близок к уровню производственной мощности, что означает незначительную зону прибыльности предприятия.

Самая большая величина прибыли возможна по первому варианту, однако здесь цена выпускаемого изделия выше цены конкурента, т. е. велик риск затоваривания. Следовательно, самым оптимальным вариантом в данном расчете является второй:

  • — во-первых, здесь критический объем продаж составляет 44,1% максимальной мощности предприятия, что предопределяет значительную зону прибыльности;
  • — во-вторых, цена изделия в данном варианте ниже цены конкурента, что также сокращает риск потерять прибыль.

Важнейшим показателем, отражающим конечные финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия, является рентабельность.

Показатель рентабельности характеризует эффективность работы предприятия в целом, а также доходность различных направлений (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т. д.

Показатели рентабельности можно объединить в три основные группы:

1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов. Исчисляются отношением прибыли до налогообложения (П) или чистой (ЧП) прибыли к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (3):

Анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия.

2) показатели, характеризующие рентабельность продаж. Рассчитываются делением прибыли до налогообложения или чистой прибыли на сумму полученной выручки (ВР):

Анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия.

3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей. Исчисляются как отношение прибыли до налогообложения (чистой прибыли) к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (ХИК) или его отдельных слагаемых: собственного, заемного, основного, оборотного, производственного и т. д.:

Анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия.

В процессе анализа изучают динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и определяют факторы, оказывающие существенное влияние на его величину. Факторный анализ осуществляют либо способом ценных подстановок, либо способом пропорционального деления. Факторами здесь могут служить объем реализованной продукции (V), ее структура (Уд), себестоимость ©, средний уровень цен реализованной продукции (Ц) и финансовые результаты от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ФР). При расчете рентабельности капитала кроме вышеперечисленных факторов среднегодовая сумма капитала зависит от скорости его оборота — коэффициента оборачиваемости (Ко6). Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж.

Анализ использования прибыли предприятия. Конечные результаты и эффективность деятельности предприятия зависят не только от величины полученной прибыли, но и так же рационального ее использования. Пятая часть прибыли (20%) поступает в бюджет в виде налогов, оставшаяся часть (чистая прибыль) остается в распоряжении предприятия. Здесь важно найти оптимальный подход к ее распределению:

  • — на формирование бюджета государства на общественные нужды;
  • — расширение производства данного предприятия;
  • — выплату дивидендов акционеров предприятия;
  • — материальные выплаты работникам предприятии;
  • — создание резервных фондов.

Согласно гл. 25 НК РФ каждое предприятие обязано вести два вида учета: бухгалтерский и налоговый. Сравнивая результат полученной прибыли (бухгалтерской и налогооблагаемой), можно определить основные факторы, которые приводят к увеличению налогооблагаемой прибыли, а, следовательно, и к увеличению суммы налога и сокращению части прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Факторы, которые влияют на соотношение пропорций между этими частями, можно разделить на внешние и внутренние:

  • — внешние: ставки налога на прибыль, ограничения на отчисления в резервные фонды, стоимость внешних источников финансирования;
  • — внутренние: уровень рентабельности, наличие высокодоходных инвестиционных проектов, соотношение между переменными и постоянными издержками производства, соотношения между собственным и заемным капиталом, наличия внутренних инвестиционных источников (амортизационного фонда, реализация имущества предприятия) и т. д.

Грамотная дивидендная политика предприятия обеспечивает ему рациональный подход в распределении прибыли и уровне его эффективности. Высокие дивидендные выплаты повышают инвестиционную привлекательность хозяйственного субъекта, но в то же время сдерживает возможности дальнейшего его развития (снижения доли прибыли, направленной на реконструкцию и расширение). Существуют два подхода в теории дивидендной политики.

  • 1. Дивиденды выплачиваются после реинвестирования значительной доли прибыли, что предполагает их рост в перспективе.
  • 2. Дивидендные выплаты минимальны, но производятся на текущий момент времени, что приводит к минимизации риска акционеров предприятия.

Какой подход принять, зависит от внешних и внутренних факторов, от целей и задач хозяйствующего субъекта, его перспектив развития. Расчет прибыли на одну акцию и факторы, которые влияют на данный результат, был рассмотрен ранее в данной работе.

В ходе анализа необходимо изучить динамику соответствующих показателей и наметить мероприятия, способствующие как повышению отдачи акционерного, так и рентабельности собственного капитала. Далее определяются резервы увеличения прибыли, основными источниками которых являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества производимой продукции и реализация ее на более выгодных рынках сбыта.

Влияние прироста объема реализации на прибыль зависит от соотношения переменных и постоянных издержек и измеряется с помощью показателя производственного левериджа или «эффекта операционного рычага».

В буквальном смысле леверидж понимают как рычаг, при небольшом усилии которого можно существенно изменить результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Соотношение между постоянными и переменными издержками в себестоимости продукции зависит от технической и технологической стратегии предприятия, его инвестиционной политики. Инвестирование капитала в основные средства обусловливает рост постоянных и относительное сокращение переменных расходов. Взаимосвязь между объемом производства, постоянными и переменными расходами выражается показателем производственного левериджа. «Производственный леверидж», — по определению В. В. Ковалева, — «это потенциальная возможность влиять на валовой доход путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска». Исчисляется уровень производственного левериджа отношением темпов прироста прибыли ДП% (до выплаты процентов и налогов) к темпам прироста объема продаж в натуральных или условно-натуральных единицах ДК%:

Анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия.

Он показывает степень чувствительности валовой прибыли к изменению объема производства. С увеличением уровня производственного левериджа увеличивается степень риска недополучения выручки, необходимой для возмещения расходов.

Пример 3.28.

Используя данные таблицы, проведем анализ производственного левериджа.

Показатель.

Предприятие I.

Предприятие II.

Предприятие III.

Цена изделия, руб.

Себестоимость изделия, руб.

Удельные переменные расходы, руб.

Сумма постоянных затрат, тыс. руб.

Безубыточный объем продаж, шт.

Объем производства, шг.

Вариант 1.

Вариант 2.

Прирост производства, %.

Выручка, тыс. руб.

Вариант 1.

Вариант 2.

Сумма затрат, тыс. руб.

Вариант 1.

Вариант 2.

Прибыль, тыс. руб.

Вариант 1.

Вариант 2.

Прирост валовой прибыли, %.

48,9.

Коэффициент производственного левериджа.

2,45.

3,25.

Приведенные в таблице данные показывают, что наибольшее значение коэффициента производственного левериджа имеет то предприятие, у которого выше отношение постоянных расходов к переменным. Каждый процент прироста выпуска продукции при сложившейся структуре издержек обеспечивает прирост валовой прибыли на предприятии I — 2%, на предприятии II — 2,45%, на предприятии III — 3,25%. Соответственно при спаде производства прибыль на предприятии III будет сокращаться в 1,6 раза быстрее, чем на предприятии I, отсюда на предприятии III более высока степень производственного риска.

Результаты аналитических расчетов, но финансовым результатам предприятия применяются для обоснования бизнес-планов и отдельных управленческих решений.

Планирование прибыли. В современной экономике важным моментом является обоснование и планирование прибыли па ближайшую перспективу. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть осуществление своевременного и полного финансирования инвестиций, прирост собственных оборотных средств, соответствующих выплат рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками, т. е. успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия.

Планируется прибыль раздельно по видам:

  • — от реализации товарной продукции;
  • — реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;
  • — реализации основных средств и другого имущества;
  • — прочих доходов и расходов.

Основные способы планирования прибыли от реализации товарной продукции — метод прямого счета и аналитический метод.

Метод прямого счета наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов.

Расчет ведется, но формуле.

Анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия.

где П — плановая прибыль; К — выпуск товарной продукции в планируемом периоде в натуральном выражении; Ц — цена единицы продукции (за вычетом НДС и акцизов); С — полная себестоимость единицы продукции.

Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой и несравнимой товарной продукции в планируемом году по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на начало и конец планируемого года. Расчет прибыли методом прямого счета прост и доступен. Однако он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль, и при большой номенклатуре выпускаемой продукции — очень трудоемок.

Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:

  • 1) определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тог же период;
  • 2) исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде, но себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя ив базовой рентабельности;
  • 3) учет влияния па плановую прибыль различных факторов: снижения (повышения) себестоимости продукции, повышения качества ее и сортности, изменения ассортимента, цен и т. д.

План по прибыли на следующий год разрабатывается в конце отчетного периода. Поэтому для определения базовой рентабельности используются отчетные данные за истекшее время (обычно за девять месяцев) и ожидаемое выполнение плана на оставшийся до конца года период (за IV квартал).

Прибыль в отчетном периоде принимается в соответствии с уровнем цен, действовавших к концу года. Поэтому если в течение истекшего года имели место изменения цен, повлиявшие на сумму прибыли, то они учитываются при определении ожидаемой прибыли за весь отчетный период независимо от времени изменений. Если, например, цены были повышены с 1 ноября отчетного года, то это повышение следует распространить на весь период до 1 ноября.

На основе найденного таким образом уровня базовой рентабельности и планируемого объема товарной продукции по себестоимости отчетного года исчисляется прибыль планируемого года с учетом влияния одного фактора — изменения объема сравнимой товарной продукции.

Поскольку плановый уровень рентабельности отличается от базового в результате изменения себестоимости, цен, ассортимента, сортности, то на следующем этапе планирования определяется влияние этих факторов па плановую прибыль. Для окончательного расчета плановой прибыли от реализации продукции учитывается прибыль по остаткам готовой продукции и товаров отгруженных на начало и конец планируемого года.

Кроме изложенных выше способов планирования прибыли (методом прямого счета и аналитическим) существует так называемый метод совмещенного расчета. В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и, но себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и другие, выявляется с помощью аналитического метода.

Для прогнозирования максимально возможной прибыли в планируемом году целесообразно, исходя из опыта западного предпринимательства, сопоставить выручку от реализации продукции с общей суммой затрат, подразделяемых на переменные, постоянные и смешанные.

Вопросы и задания для самоконтроля

Вопросы.

  • 1. Какие показатели отражают финансовый результат деятельности предприятия?
  • 2. Что представляют собой прочие доходы предприятия?
  • 3. Что представляют собой прочие расходы предприятия?
  • 4. От каких факторов зависит прибыль от продаж?
  • 5. Чем отличается методика анализа прибыли, применяемая на отечественных предприятиях, от анализа прибыли по системе «директ-костинг»?

Тесты.

  • 1. Основным источником информации для анализа абсолютных показателей финансовых результатов является:
    • а) внешняя бухгалтерская отчетность предприятия;
    • б) данные Отчета о финансовых результатах;
    • в) данные Бухгалтерского баланса предприятия.
  • 2. При формировании общей бухгалтерской прибыли не учитывается:
    • а) величина налога на прибыль;
    • б) величина прочих доходов и расходов предприятия;
    • в) величина коммерческих и управленческих расходов;
    • г) величина выручки от реализации.
  • 3. К факторам, влияющим на величину прибыли предприятия, не относится:
    • а) уровень рыночных цен на производимую продукцию;
    • б) использование метода ЛИФО в оценке стоимости запасов;
    • в) структура выпущенной продукции;
    • г) цены на производственные ресурсы.
  • 4. При формировании прибыли (убытка) от реализации не учитываются:
    • а) коммерческие расходы;
    • б) управленческие расходы;
    • в) прочие доходы и расходы;
    • г) себестоимость реализованной продукции.
  • 5. Факторный анализ прибыли от реализации продукции проводится с применением:
    • а) приема цепных подстановок;
    • б) приема сравнения;
    • в) приема балансовой увязки.
  • 6. Основным источником информации для анализа прибыльности является:
    • а) Бухгалтерский баланс;
    • б) Отчет о финансовых результатах;
    • в) Приложение к балансу.
  • 7. Величину прибыли с каждого рубля продаж характеризует:
    • а) показатель рентабельности товарной продукции;
    • б) показатель рентабельности продаж;
    • в) показатель рентабельности собственного капитала.
  • 8. Балансовая прибыль сегодня называется:
    • а) прибыль до налогообложения;
    • б) прибыль от реализации;
    • в) валовая прибыль.
  • 9. Нераспределенная прибыль отражается:
    • а) в Отчете о финансовых результатах;
    • б) Бухгалтерском балансе;
    • в) Отчете о движении капитала.
  • 10. Доход и прибыль — это синонимы:
    • а) да;
    • б) нет.
  • 11. При анализе финансового результата проводят:
    • а) анализ динамики прибыли;
    • б) факторный анализ прибыли;
    • в) анализ взаимосвязи затрат, объема производства и прибыли;
    • г) анализ движения материальных ресурсов.
  • 12. Изменение прибыли формируется под воздействием изменения объема реализации, изменения цен на реализованную продукцию, изменения уровня затрат материальных и трудовых ресурсов. Анализ изменения называется:
    • а) анализ себестоимости;
    • б) анализ прибыли;
    • в) факторный анализ прибыли;
    • г) анализ финансового левериджа.
  • 13. Внереализационыс финансовые результаты планируются:
    • а) да;
    • б) нет.
  • 14. Снижение себестоимости при тех же условиях работы приводит:
    • а) к увеличению прибыли;
    • б) к снижению прибыли;
    • в) прибыль не меняется.

Практические задания

Задание 1.

Заполните недостающие данные в отчетном и аналогичном периоде отчета о финансовых результатах.

Показатель.

За отчетный период.

За аналогичный период предыдущего года.

Наименование статьи.

Код.

Доходы и расходы по обычным видам деятельности.

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей).

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг.

(453).

(380).

Валовая прибыль.

Коммерческие расходы.

(128).

(100).

Управленческие расходы.

(50).

(10).

Прибыль (убыток) от продаж.

Прочие доходы и расходы.

Проценты к получению.

—.

—.

Проценты к уплате.

—.

—.

Показатель.

За отчетный период.

За аналогичный период предыдущего года.

Наименование статьи.

Код.

Доходы от участия в других организациях.

Прочие доходы.

Прочие расходы.

(77).

(56).

Прибыль (убыток) до налогообложения.

Отложенные налоговые активы.

—.

—.

Отложенные налоговые обязательства.

—.

—.

Текущий налог на прибыль.

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода.

Задание 2.

Выручка от реализации составила 750 тыс. руб., в том числе НДС — 114 тыс. руб. Затраты на производство — 350 тыс. руб. Рассчитайте валовую прибыль.

Задание 3.

Рассчитайте таблицу (в тыс. руб.). Сделайте выводы.

Показатель.

1-й год.

2-й год.

Абсолютное изменение.

Темп прироста.

Валовая выручка (без налогов).

Себестоимость.

Валовая прибыль.

Коммерческие расходы.

Управленческие расходы.

Прибыль (убыток) от продаж.

Задание 4.

Поданным таблицы рассчитайте удельный вес показателей относительно выручки и изменение удельных весов. Сделайте выводы.

Показатель.

1-й год, тыс. руб.

2-й год, тыс. руб.

Удельный вес в 1-м году.

Удельный вес во 2-м году.

Изменение весов.

Валовая выручка (без налогов).

Себестоимость.

Показатель.

1-й год, тыс. руб.

2-й год, тыс. руб.

Удельный вес в 1-м году.

Удельный вес во 2-м году.

Изменение весов.

Валовая прибыль.

Коммерческие расходы.

Управленческие расходы.

Задание 5.

Прибыль предприятия за 1-й год составила 250 тыс. руб., а сумма постоянных затрат — 450 тыс. руб. Во 2-м году сумма прибыли — 470 тыс. руб., сумма постоянных затрат — 350 тыс. руб. Рассчитайте маржинальный доход предприятия за каждый год и его динамику. Сделайте выводы.

Задание 6.

По данным таблицы рассчитайте влияние факторов на прибыль от продаж. Сделайте выводы.

Показатель.

Начало периода.

(базис).

Конец периода.

(факт).

По базису на фактически реализованную продукцию.

Количество продукции, шт.

;

Средняя стоимость единицы изделия, руб.

;

Выручка от реализации, тыс. руб.

Затраты на единицу продукции, руб.

;

Полная себестоимость, тыс. руб.

Прибыль с единицы продукции, руб.

;

Прибыль от продаж, тыс. руб.

Коэффициент роста (снижения) количества выпускаемой продукции.

0,89.

Задание 7.

Прибыль предприятия за год составила 173 тыс. руб. Постоянные издержки за этот период были рассчитаны в сумме 583 тыс. руб. Рассчитайте маржинальный доход предприятия за этот период.

Задание 8.

По данным таблицы проведите факторный анализ по методу маржинального дохода. Сделайте выводы.

Показатель.

Отчетный период.

Прошедший период.

Объем реализации продукции, ед.

Цена реализации, руб.

Себестоимость изделия, руб.

Удельный вес постоянных затрат, %.

Задание 9.

Общие постоянные затраты — 52 тыс. руб., цена единицы продукции — 30 руб., переменные издержки па единицу продукции — 5 руб. Рассчитайте безубыточный объем реализации.

Задание 10.

Заполните таблицу. По данным этой таблицы постройте графики общих постоянных издержек, общих переменных издержек, общих издержек, выручки. На графике найдите точку безубыточности. Сделайте выводы.

Объем

продаж,

шт.

Общие

посто

янные

издержки,

руб-

Переменные издержки на единицу продукции,

руб.

Общие

пере

менные

издержки,

руб.

Цена единицы продукции, руб.

Общие

издержки,

руб.

Выручка,

руб.

50 000

50 000

50 000

50 000

50 000

50 000

50 000

50 000

50 000

50 000

50 000

50 000

50 000

50 000

50 000

50 000

50 000

50 000

50 000

50 000

50 000

50 000

50 000

Задание 11.

Постоянные издержки предприятия по изготовлению продукции составили 450 тыс. руб. Маржинальный доход на единицу продукции — 6 тыс. руб. Рассчитайте запас прочности, если фактический выпуск продукции 100 шт. Сделайте выводы.

Задание 12.

По данным таблицы проведите прогноз роста прибыли по каждому виду продукции. Сделайте выводы.

Вид продукции.

Прирост выпуска, %.

Производственный леверидж,.

%.

Прибыль, тыс. руб.

Прогноз прибыли, тыс. руб.

Моторные лодки.

Яхты.

Весельные лодки.

Катамараны.

Задание 13.

На предприятии по итогам года чистая прибыль составила 17 млн руб. Общие издержки за этот же период — 7 млн руб. Рассчитайте рентабельность (окупаемость) издержек.

Задание 14.

По итогам года выручка от продаж составила 25 тыс. руб., себестоимость — 15 тыс. руб. Рассчитайте рентабельность продаж за год. Сделайте выводы.

Задание 15.

Сумма чистой прибыли организации за год составила 580 тыс. руб. Среднегодовая стоимость инвестированного капитала составила 1250 тыс. руб. Рассчитайте доходность капитала, сделайте выводы.

Задание 16.

По данным таблицы рассчитайте уровень производственного левериджа. Сделайте выводы.

Показатель.

1-й год.

2-й год.

Валовая прибыль, тыс. руб.

75 000.

120 000.

Объем продаж, ед.

Задание 17.

Методом цепной подстановки определите влияние каждого фактора на изменение точки безубыточности. Рассчитайте темп роста точки безубыточности. Сделайте выводы.

Показатель.

План.

Факт.

Количество выпущенной продукции, шт.

Цена единицы продукции, руб.

Общие постоянные издержки, руб.

Общие переменные издержки, руб.

10 000.

12 000.

Задание 18.

Рассчитайте зону безопасности, если планируемый объем выпуска — 17 млн ед., а безубыточный объем выпуска — 12 млн ед. Сделайте выводы.

Задание 19.

По данным таблицы определите влияние факторов цены и себестоимости ед. продукции на прибыль. Сделайте выводы.

Показатель.

План.

Факт.

Цена единицы продукции, руб.

Себестоимость ед. продукции, руб.

Прибыль с единицы продукции, руб.

Задание 20.

По данным таблицы проведите анализ рентабельности. Сделайте выводы.

Показатель.

Анализируемое предприятие.

Предприятие-конкурент.

Чистая прибыль, тыс. руб.

Затраты, тыс. руб.

Выручка, тыс. руб.

12 000.

13 000.

Инвестируемый капитал, тыс. руб.

24 000.

49 600.

Рентабельность издержек, %

Рентабельность продаж, %

Рентабельность капитала, %.

Задание 21.

Предприятие собирается приобрести новое оборудование. Необходимо определить, при каком объеме производства выгоднее применять тот или иной вариант оборудования.

Вид оборудования.

Постоянные затраты, тыс. руб.

Переменные затраты, тыс. руб.

Станок 1-й.

1,0.

Станок 2-й.

5,0.

Станок 3-й.

3,5.

  • [1] Шеремет Л. Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 1996.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой