Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Античная софистика. 
История античной философии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Круг основных источников по истории софистической мысли, имеющихся в нашем распоряжении, определяется традицией, которая, как мы только что увидели, ангажирована идеологически. Негативное отношение Платона — пожалуй, самого влиятельного авторитета в истории становления европейской философии — к софистам оказалось определяющим. По иронии судьбы, именно платоновские диалоги, содержащие скрытую или… Читать ещё >

Античная софистика. История античной философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие софистики. Источники по Древней софистике

Софистика — это направление в интеллектуальной жизни Греции V в. до н. э., связанное с деятельностью ряда оригинальных мыслителей, весьма разнообразных, но объединенных некоторыми сходными позициями, что позволяет говорить о софистике как едином движении.

Рассмотрению общего характера софистики как движения и частных философских позиций мы посвятим последующие страницы, а пока скажем несколько слов об оценке этого интеллектуального течения в истории мысли и коснемся значення термина софистика.

Традиционное отношение к софистике берет истоки у Платона, который оценивает это течение явно негативно. В диалогах Платона софисты представлены как «ловцы душ», мудрость которых — лишь подобие подлинной мудрости. Авторитет Платона сделал свое дело: такое отношение к софистике сохранялось в течение многих веков. Впервые в истории мысли оценка деятельности софистов была подвергнута пересмотру в «Лекциях по истории философии» Г. В. Ф. Гегеля. Немецкий философ пишет: «Софисты получили дурную славу в особенности благодаря их антагонизму к Сократу и Платону; вследствие этого это слово обыкновенно означает либо произвольное опровержение, колебание чего-то истинного посредством ложных оснований, либо доказательство таких же оснований чего-то ложного. Этот дурной смысл слова „софистика“ мы должны оставить в стороне и забыть о нем. Теперь же, напротив, мы будем рассматривать софистику с положительной, собственно научной стороны» [1]. Именно Гегель обращает внимание на роль софистики как образовательного феномена, который он называет феноменом просвещения.

Слово «софист» (sophistes) означает «мудрец». Однако со времен Платона утвердилось различение между терминами philosophos и sophistes.

Автор II—III вв. н.э. Флавий Филострат различает первую и вторую софистики. Первая, или Древняя, софистика, приходится на V в. до н.э., вторая — это феномен II—III вв. н.э. Первую софистику Флавий Филострат называет философствующей софистикой, вторую — риторикой.

Круг основных источников по истории софистической мысли, имеющихся в нашем распоряжении, определяется традицией, которая, как мы только что увидели, ангажирована идеологически. Негативное отношение Платона — пожалуй, самого влиятельного авторитета в истории становления европейской философии — к софистам оказалось определяющим. По иронии судьбы, именно платоновские диалоги, содержащие скрытую или явную критику софистики, являются одним из важнейших источников по истории софистической мысли. С другой стороны, маргинализация софистики, вытеснение ее на обочину интеллектуальной истории привели к тому, что традиция не особенно внимательно относилась к самим сочинениям софистов. В результате сегодня мы нс располагаем ни одним сколько-нибудь полным текстом представителей софистики — в нашем распоряжении остались в лучшем случае фрагменты. Сохранившиеся фрагменты сочинений софистов V в. до н.э. собраны во втором томе издания Г. Дильса и В. Кранца «Фрагменты досократиков» .

Однако и диалоги Платона, несмотря на свою критическую направленность, являются очень важным источником по истории софистики; некоторые из них даже носят имена знаменитых софистов. Особняком стоит диалог Платона «Софист», который представляет собой выяснение природы софиста и софистики. Тем не менее к диалогам Платона как источнику по истории софистической мысли следует относиться очень внимательно: критика софистики, действительно, лежит в них на поверхности, однако Платон — критик тонкий, который не просто обнажает противоречия, имеющиеся, с его точки зрения, в софистической позиции, но и заставляет обратить внимание на ее сильные стороны.

  • [1] Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии: в 3 кн. Кн. 2. СПб.: Наука, 1999. С. 8−9.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой