Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Управление социальными конфликтами в вузе на основе корпоративной культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Конфликты влияют на структурирование вуза, определяя положение и функции различных подгрупп внутри системы, распределяя позиции власти между ними. Они помогают снизить сопротивление изменениям, способствуют поддержанию динамического равновесия и социальной стабильности. В результате причины противоречий вскрываются, а не уходят вглубь, усиливаясь и разрушающе действуя на организацию. Конфликты… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. КОНФЛИКТ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
    • 1. История развития конфликтологической мысли: от Античности к философии Нового времени
    • 2. Концепция конфликта в истории социально — философской мысли
  • 19−20 веков
  • ГЛАВА II. ТЕОРЕТИКО — МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ КОНФЛИКТОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
    • 1. Типология конфликтов в вузах, динамика их развертывания
    • 2. Корпоративная культура и групповые ценности субъектов образовательного процесса
  • ГЛАВА III. РОЛЬ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В СНИЖЕНИИ КОНФЛИКТОГЕННОСТИ В ВУЗАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 1. Ресурсы вуза как организации в формировании корпоративной культуры
    • 2. Формирование конфликтной компетентности преподавателей и студентов вуза
    • 3. Факторы конструктивного управления и разрешения конфликтов в вузе

Управление социальными конфликтами в вузе на основе корпоративной культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Современное российское общество находится в процессе трансформации. Модернизируется вся система социальных отношений, включая такой значимый ее элемент как образование. Поиск новой образовательной парадигмы требует серьезного теоретического анализа всех факторов, обеспечивающих переход отечественной системы образования, включая ее высшее звено на качественно новый уровень, отвечающий мировым стандартам.

Идет серьезная переоценка ценностей, традиционных установок, форм взаимодействия основных субъектов образовательного процесса, что неизбежно приводит к возникновению конфликтных ситуаций, носящих не только мировоззренческий, но и аксиологический характер.

Конфликт не только сложный феномен человеческого общения, но и важное общественное явление, требующее антропологического и социально-философского осмысления. Только при широком дисциплинарном подходе возможно полное понимание феномена конфликта. Социальнофилософское осмысление конфликта позволяет определить его значение как социального явления и многомерность конфликта как объекта исследования. Конфликт всегда явление общественное, но понимание его только через социологические характеристики не позволяет определить его значимость для развития внутреннего мира человека, социальных структур и всего общества в целом, поэтому необходима общефилософская концепция конфликта как социального феномена.

Конфликт является понятием, смысл которого в обыденной жизни связан со столкновением, враждой, отчуждением, однако феномен конфликта наполнен философским аксиологическим содержанием и не всегда поддается рациональному анализу.

В современном обществе сложилось достаточно негативное отношение к конфликту. Только социологическое отношение к данному явлению привело к нивелированию ценности конфликта как к движущей силе общественного развития и всего общества в целом и, в частности, системы образования. Управление конфликтами позволяет формировать навыки общественного взаимодействия, конструктивного общения.

В этих условиях необходимы знания о способах предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов различных уровней. Исследование факторов, влияющих на выбор человеком конфликтных или неконфликтных способов поведения в проблемных ситуациях социального взаимодействия, выступает важнейшей задачей социальной философии. Российское общество находится на перепутье: либо в обществе утвердится культура соглашения, компромисса и поиска либо возобладают традиции прошлого, в соответствии с которыми оппонента надо победить, либо даже уничтожить.

Вместе с обществом симптомы социальных конфликтов поразили всю систему образования, так как нестабильность общества, социальная напряженность сказываются на состоянии образования, на отношения между студентами и преподавателями. Коммерциализация высшего образования, предстоящий переход на Болонскую систему могут существенно повлиять на развитие всей системы образования в России и на будущее страны.

Институт высшего образования в России реализует важную функцию формирования личности на основе овладения современными профессиональными и общеобразовательными знаниями, нормами поведения, культурой взаимодействия с людьми. Профессионально грамотный, культурно адаптированный специалист является основой социальной стабильности в обществе, гражданской социализации и нормативности поведения.

Высшая школа как социальная организация и элемент общественной структуры не может находиться вне противоречий и столкновений, переживаемых обществом. Это порождает проблемы в управлении учебным процессом, снижает эффективность воспитания студентов, отрицательно влияет на уровень социального самочувствия профессорско-преподавательского состава.

Основным противоречием практики регулирования конфликтов преподавателей и студентов является несоответствие традиционных средств снижения конфликтогенности в коллективе в виде административного воздействия и изменения статуса студента, который стал полноправным субъектом учебного процесса.

Актуальность проблемы исследования конфликта в сфере высшего образования также обоснована следующим:

Во-первых, сложившейся социальной ситуацией в российском обществе, оказывающей значительное влияние на содержание и характер социальных процессов, происходящих в системе высшего образования, так как ее сложность и динамичность в определенных случаях способствует росту социальной напряженности в вузовских коллективах и обостряет противоречие между различными категориями преподавателей и студентов. Происходящая в обществе переоценка ценностей, и, как следствие, кардинальное изменение мотивационно-ценностной структуры личности студента, что является потенциальной основой конфликтной напряженности между субъектами образовательного процесса.

Во-вторых, изменения в содержании образовательного процесса, а также в статусе и социальной ориентации его субъектов, что вызывает необходимость выявления характера и содержания проблем образовательных организаций, влияющих на конфликтность между преподавателями и студентами как взаимодействующими в процессе образовательной деятельности субъектами.

В-третьих, объективной необходимостью внедрения в учебно-воспитательный процесс корпоративной культуры вуза, что позволило бы снизить конфликтогенность субъектов учебно-воспитательного процесса и стабилизировать протекание конфликта и его разрешение, разработать рекомендации по оптимизации различных социальных процессов в вузе, выработать основные направления формирования конфликтной компетентности студентов и преподавателей.

Необходимо привлечь внимание общества к феномену конфликта, который должен стать нормальным явлением социальной жизни. Возможность институционализации конфликта в современной жизни позволяет не искоренить конфликты, как таковые, а сформировать социально — философский подход, который дает возможность выявить значимые личностные и социальные функции конфликта, сформировать социальные модусы, такие как несовпадение ценностных позиций, отчужденность. Это позволяет увидеть истинные причины социальных конфликтов, снизить риск их возникновения в обществе.

Конфликт как социальное явление требует междисциплинарного анализа. Изучение деструктивных конфликтов и конфликтов девиантного поведения необходимо, но это прерогатива права и социологии. Педагогика изучает взаимодействие субъектов образовательных процессов и учет их возрастных особенностей. В рамках своей работы мы будем рассматривать возможности управления конфликтами на ценностной основе сформированной корпоративной культуры вузов. Философия всегда признавала ценность конфликта, его влияние на развитие общества, но положительное влияние оказывают только институционализированные конфликты, которые возможны в рамках единых аксиологических установок.

Степень разработанности проблемы и теоретические источники диссертации.

В многообразии научных подходов, составляющих базу для формирования современных знаний о конфликте как о социальном явлении можно выделить следующие направления.

Работы Аристотеля, Платона отражают понимание природы конфликта античными мыслителями.

Новое восприятие конфликта мы видим в трудах философов Нового.

Времени. Это, прежде всего, работы Гоббса, Локка, Руссо, которые положили начало новым взглядам на социальный феномен конфликта и осознания его ценности для развития человека и общества.

Философия XIX века и, прежде всего, работы Маркса рассматривает конфликт как противоречие между трудом и капиталом, между классами и считает конфликт (противоречие) движущей силой развития общества.

Русская философия обращалась к вопросу социального конфликта, как в русле марксистской теории, так и в русле христианской философии.

П.Чаадаев, В. Белинский, М. Петрашевский, А. Герцен считали, что главный конфликт в России носит общедемократический, гражданский характер. Это конфликт между деспотизмом, произволом власти и правами граждан.

Христианская философия обращалась к идее соборности, которая считала, что в русском обществе не место конфликтам, так как личность здесь растворяется в народе, религии и соборности.

Традиционно советскими философами исследовалась проблема противоречия на общесоциальном уровне. Считалось, что при социализме существуют только неантагонистические противоречия, — такая форма разрешения, как конфликт — явление очень редкое и обычно имеет место в виде внутриличностного или межличностного конфликтов, иногда в виде группового конфликта. Первой публикацией по проблеме конфликта в нашей философии является диссертация И. Ф. Смольянинова, защищенная в 1951 году.

В начале 60-х годов появляются работы, посвященные философскому анализу конфликта, в частности, Г. М. Штракса, чьи идеи на протяжении тридцати лет были основой изучения конфликта в философии. Г. М. Штракс трактовал конфликт как микросоциальное явление, характерное для некоторых конфликтных ситуаций, возникающих между отдельными личностями или внутри коллектива. Причины конфликтов отождествлялись с отклонениями от нормального хода развития, с пережитками прошлого. С 60х до начала 80-х годов проблема конфликтов в философии рассматривалась через призму неантагонистических противоречий.

В настоящее время изучение конфликта российскими философами идет по следующим направлениям: моральный конфликт в современном обществе, это наиболее разработанное направление, представленное как работами общего содержания, так и по конкретным областямхудожественный конфликт как эстетическая категориякритический анализ современных конфликтологических концепций западных философовразработка философской теории социального конфликта, что является наиболее перспективным направлением, пока здесь выработаны только общие подходы и принципы.

Конфликты в образовательной сфере рассматриваются, главным образом, как педагогическая проблема. Отдельные методологические, методические и практические вопросы регулирования конфликтов в вузе явились объектом исследования в рамках изучения института образования, социальных конфликтов применительно к различным сферам социальной жизни.

При исследовании проблем функционирования института образования учеными В. И. Добреньковым, В. Я. Нечаевым, Т. Н. Кухтевичем, М. Н. Руткевичем, Н. А. Прудель, Ф. Э. Шереги, В. Г. Харчевой, В. В. Сериковым, Ф. Г. Зиятдиновой, И. М. Ильинским, В. А. Лапшовым, М. П. Карпенко, Ю. Г. Фокиным, М. М. Рыбаковой и другими раскрывалась его социально регулирующая функция, производился анализ ее реализации в современных условиях, осуществлялось изучение практики социального управления процессом образования, изменение статуса и обеспечения социальных норм поведения и деятельности администрации, преподавателей и студентов в учреждениях образования, условия и факторы обеспечения компетентности преподавателей в общении с обучаемыми, механизмы конфликтного взаимодействия между субъектами образовательного процесса, а также пути их предотвращения и прекращения.

Проблемы природы и сущности конфликтов как феномена общественной жизни, определение способов их предотвращения и регулирования разрабатывались как отечественными, так и зарубежными учеными: О. М. Рыжковым, А. В. Глуховой, А. В. Морозовым,.

A.В.Дмитриевым, В. Н. Кудрявцевым, А. Я. Анцуповым, А. И. Шипиловым,.

B.П.Ратниковым, В. Ф. Голубь, Г. С. Лукашевой в рамках различных гуманитарных наук: философии, психологии, экономики, политологии, права, а также в отдельной системе знания — конфликтологии.

Важные научные исследования по проблемам конфликта были проведены А. В. Дмитриевым, А. Г. Здравомысловым, А. К. Зайцевым, в рамках частных социологических теорий: социологии институтов, организаций, личности, социологии управления. В последней отдельный интерес представляют работы по изучению механизмов регулирования социальных конфликтов, изучение социологических аспектов производственных конфликтов в целом, а также конфликтов между руководителями и подчиненными в процессе профессиональной деятельности в частности.

Большую роль в изменении взглядов на социальный конфликт оказали работы А. Маслоу, У. Мастенбрука, Дж. Ритцера, Р. Фишера, Р. Дарендорфа, Л. Козера, которые считают социальный конфликт нормой общественной жизни, раскрывают смысл и назначение конфликта в развитии общества.

Изучение конфликта с позиции социальной философии, отличительных особенностей конфликта как социального явления, исследование истинных социальных причин конфликта позволяет транслировать в обществе новое отношение к конфликту, раскрыть его позитивные возможности. Сложность исследования определяется целостностью конфликта как социального явления и многомерностью типов и видов конфликтов как объекта исследования.

Несмотря на большой интерес к исследованию конфликтов в различных сферах социальной жизни, на данный момент проблема управления и разрешения конфликтов в вузе не имеет фундаментального теоретического обоснования, что обусловило выбор темы исследования. На наш взгляд, конфликт как ценностно-ориентированное противоречие требует комплексного анализа: философского, социологического, педагогического, культурологического.

Объект исследования.

Объектом исследования является конфликт в системе высшего образования как социально-философский феномен.

Предмет исследования.

Предметом исследования является содержание, механизм, факторы и пути оптимизации процесса регулирования конфликтов в учебной деятельности.

Цель исследования.

Цель диссертационного исследования заключается в социально-философском осмыслении и определении понятия и функций конфликта в современном вузовском образовании, в выявлении влияния ценностно-ориентированной корпоративной культуры на механизм и факторы регулирования конфликтов в вузе, а также разработке путей формирования конфликтной компетентности преподавателей и студентов.

Задачи исследования:

• Уточнить сущность и содержание конфликтов в высших учебных заведениях, выявить их типологию.

• Обозначить ценностно-нормативные ориентиры деятельности студенческой группы.

• Определить какие ресурсы вуза необходимо использовать для снижения конфликтогенности субъектов учебно-воспитательного процесса.

• Описать механизм влияния корпоративной культуры вуза на управление конфликтными ситуациями.

• Раскрыть основные пути формирования конфликтной компетентности преподавателей и студентов.

В условиях перехода высших учебных заведений на европейский стандарт образования в рамках Болонского соглашения, а также изменения роли субъектов образования с нормативным закреплением их юридического статуса, как участников гражданско-правовых отношений на рынке образовательных услуг, повышение требовательности к содержанию обучения, формирование ценностно-ориентированной корпоративной культуры вуза может выступить как социальный механизм разрешения конфликтных противоречий и согласования статусно-ролевых позиций преподавателя и студента.

Основным фактором обеспечения оптимального разрешения конфликтов субъектов образовательного процесса является целенаправленное формирование необходимых ценностных установок студенческой группы и утверждение корпоративной культуры для снижения конфликтогенности коллектива и повышения конфликтной компетентности студентов и преподавателей.

Теоретические и методологические основы диссертационного исследования.

Методологической основой исследования является совокупность принципов системности, диалектического подхода, сочетания общего, особенного и единичного, исторический и сравнительный методы анализа.

В первой главе диссертационного исследования используются преимущественно сравнительно-исторический метод, который обосновывается необходимостью дополнить хронологическое и фактологическое описание развития конфликтологии, поиском взаимовлияния различных подходов, выявлением мотивационного механизма явления. Сравнение в рамках данной работы происходит в разных системах координат — европейской, американской и российской, рассмотрение трансформации подходов к конфликтам, как общественному явлению. В ходе развития конфликтологии происходило обогащение содержания конфликта демократическими и либеральными элементами, усиления ценностной этической мотивации. Ключевыми методами исследования влияния корпоративной культуры вуза, его социокультурных ценностей на поведение в конфликтах субъектов образовательного процесса в данной работе являются методы экстраполяции и интепретации. Применяя экстраполяцию автор основной упор делает на формирование корпоративной ценностноориентированной культуры вуза, как одного из формирующих факторов организации и ее субъектов. Интерпретация позволяет создать новые нормы конфликтного поведения, обогатить учебный процесс формированием конфликтной компетентности студентов и преподавателей. В связи с использованием интерпретации возникла возможность формирования адекватной новым реалиям образования системы корпоративных ценностей вуза и восприятия конфликта как нормы социальной жизни.

Методологическая и теоретическая основа исследования обусловлена самим феноменом конфликтной ситуации, ее сущностью, структурой, динамикой, логикой развития. Автор стремится избежать произвольно структурированных, умозрительных схем. Исследование опирается на системный подход, основанный на структурно-функциональной концепции конфликта, выделяющий при регулировании конфликта как системы функции поддержания конвенциальных норм, ценностей, присущих малым группам и вузу в целом. Также используются положения теорий организации и социального управления.

По своему содержанию работа носит междисциплинарный характер, используются положения философии, педагогики, социологии, конфликтологии, принципы управления и организационного проектирования.

Методы исследования включали в себя контент-анализ документов вузов (Череповецкий государственный университет, Институт бизнеса и права — г. Санкт-Петербург, Столичный гуманитарный институт — г. Москва, Университет Российской академии образования — г. Москва), анкетирование студентов, опрос участников конфликтного взаимодействия среди преподавателей и студентов, ситуативный анализ конфликтных ситуаций в учебной деятельности. Использована авторская методика обработки данных исследования, использующая корреляционный и факторный методы анализа.

Эмпирической базой диссертационной работы стали результаты исследования при подготовке написания учебника «Юридические аспекты социальных конфликтов», а также исследования, проведенные автором в Череповецком государственном университете, Институте бизнеса и права (г. Санкт-Петербург), Столичного гуманитарного института, Университета Российской академии образования, среди преподавателей и студентов, обучающихся на бюджетной и внебюджетной основе. Различными методами исследования — анкетированием, опросом, наблюдением, контент-анализом было охвачено 650 студентов и преподавателей, что позволило получить данные об особенностях протекания конфликтов в вузе и внести предложения по пути оптимизации регулирования конфликтных ситуаций.

Научная новизна исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем на основе системного подхода разработана концепция влияния ценностно-ориентированной корпоративной культуры вуза на регулирование конфликтов в учебной деятельности преподавателей и студентов. В процессе реализации основной цели и связанных с ней исследовательских задач в диссертации были получены следующие, имеющие научную новизну результаты.

На основе теоретической разработки предметного содержания понятия «конфликт» обосновано объективное влияние ценностей студенческой группы на протекание конфликтной ситуации и необходимость сочетания административных мер по разрешению конфликта и формирование личностно-ориентированной модели воздействия на субъектов конфликта в вузе, с обеспечением одинаково понимаемых ценностей содержания обучения и воспитания как функциональной основы взаимодействия студентов и преподавателей.

Обоснованы основные пути снижения конфликтогенности коллектива высшего учебного заведения через формирование ценностных установок студенческой группы, внедрение корпоративной культуры вуза как образца единых поведенческих норм, формирование конфликтной компетентности преподавателей и студентов.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что уточнение теоретических представлений о сущности конфликтов в высшем учебном заведении и наиболее характерной типологии, позволяет расширить методологическую базу для управления конфликтными ситуациями в вузе и рассмотреть конфликт как социальный феномен и ресурсы вуза как организации для минимизации конфликтных ситуаций, для обеспечения лучшей функциональности учебного процесса.

Материалы исследования позволяют выделить конвенциальные нормы и ценностно-мотивационные основы взаимодействия в конфликтных ситуациях. Также они могут сыграть определенную роль в работе «конфликтной мастерской студентов» по выявлению и управлению конфликтов учебной деятельности.

Автор считает, что конфликт в вузе есть специфическая форма социального взаимодействия. Конфликты в вузе представляют собой процесс разрешения социальных противоречий, возникающих в учебно-воспитательном процессе, обретающий особую форму социального взаимодействия, для которой характерна повышенная степень несовпадения ценностно-нормативных установок субъектов конфликтного взаимодействия.

Поэтому, на наш взгляд, механизм (система) управления и регулирования конфликтами в вузе должны включать в себя: создание корпоративной культуры, влияющей на обеспечение статуса субъектов образовательного процесса, основанной на равенстве прав и обязанностей преподавателей и студентов, уважения их личного достоинства, которое позволило бы регулировать конфликты на основе социального компромисса и взаимных уступокнаправленное формирование ценностей и норм студенческой группы на основе корпоративной культуры, связанных с обеспечением функционального взаимодействия в конкретных условиях образовательной организации, освоения программы, учета специфики вузамодель конструктивного управления конфликтами в вузе в процессе учебной деятельности должна быть разработана на основе системного и структурно-функционального подхода, который состоит в определении путей формирования конфликтной компетентности студентов и преподавателей на основе ценностно-ориентированной корпоративной культуры.

Апробация работы.

Апробация исследования. Основные теоретические положения и практические выводы использовались в авторском учебном пособии «Юридические аспекты социальных конфликтов» (7,5печатных листов), в деятельности студенческой конфликтной мастерской Череповецкого государственного университета, в преподавании курса «конфликтология» по специальностям «социология» и «связи с общественностью» .

Выступления на научных конференциях: Основные положения диссертации были представлены в докладах на научных конференциях:

1. Региональная конференция ЧГУ — Череповец, 4−7.11, 2005 г.

2. Всероссийская конференция «Разработка моделей компетенции специалиста. Технологии реализации». — г. Череповец, 20−25.12.2005г.

3. XII международная конференция Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина) «Современное образование: содержание, технологии, качество.» — Санкт-Петербург, 18−20.04.2006 г.

4. Четвертая всероссийская научно-техническая конференция 18−21.02. 2006 г., г. Вологда.

5. Всероссийская научно-методическая конференция «Модернизация образования. Региональный аспект» 15−17 мая 2006 г, г. Вологда.

6. Региональная научно-практическая конференция «Современные социальные процессы и проблемы фундаментальной подготовки специалистов в вузе и школе» 3−5 декабря 2006 г, г. Череповец.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Тишина Е. В. Управление социальными конфликтами в трудовом коллективе // Тезисы докладов научно — практической конференции (Ресурсный подход и подготовка к управлению кадрами) — Череповец: Издательский дом Череповец 2005. с. 19−22.

2. Тишина Е. В. Индивидуальные трудовые конфликты // Тезисы докладов научно — практической конференции (Разработка моделей компетенции специалиста. Технологии реализации) — Череповец: ЧГУ, 2005. с.31−34.

3. Тишина Е. В. Формирование конфликтной компетентности преподавателей и студентов вуза // Современное образование: содержание, технологии, качество: Материалы XII международной конференции. В 3 т. Т. 1 — Санкт-Петербург, СПГЭУ, 2006. с.30−32.

4. Ковалева Г. А., Тишина Е. В. Управление социальными конфликтами в вузах РФ// Вузовская наука — региону: Материалы четвертой всероссийской научно — технической конференции. В 3 т. Т.2. Вологда: ВоГТУ, 2006.-с. 419.

5. Гужавина Т. А., Тишина Е. В. Проблемы молодежи глазами студентов социологов // Вузовская наука — региону: Материалы четвертой всероссийской научно — технической конференции. В 3 т. Т.2. Вологда: ВоГТУ, 2006. с. 324−326.

6. Смирнова О. В., Тишина Е. В. Структура вуза как институциональный ресурс корпоративной культуры // Модернизация образования. Региональный аспект. Материалы третьей всероссийской научной конференции. В 2 т. Т. 1. — Вологда: ВоГПУ, 2006. — с. 110−112.

7. Тишина Е. В. Конфликтная компетенция как часть образовательного процесса // Современные социальные процессы и проблемы фундаментальной подготовки специалистов в вузе и школе: Материалы шестой региональной научно — практической конференции. — Череповец,.

ЧГУ, 2006, — с.26−28.

8. Тишина Е. В. Юридические аспекты социальных конфликтов // Тишина Е.В.- Череповец: ЧГУ, 2004. 135 стр.

9. Смирнова О. В., Тишина Е. В. Роль корпоративной культуры в разрешении конфликтов в вузах // Ярославский психологический вестник. Выпуск 18. Москва — Ярославль: Издательство: «Психологическое общество», 2006. -с. 154- 156.

Ю.Тишина Е. В. Корпоративная культура как системообразующий фактор учебного процесса// Вестник Поморского университета, Серия «Гуманитарные и социальные науки» — 2006 г, № 6. — с. 61−67. П. Смирнова О. В., Тишина Е. В. Структура вуза как институциональный ресурс корпоративной культуры// Модернизация образования. Региональный аспект. Материалы третьей всероссийской конференции.-Вологда: ВоГТУ, 2006. — с.222−224. Структура работы.

Структура диссертации включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы, приложение.

Результаты работы позволяют предложить некоторые рекомендации, направленные на создание ценностно-ориентированной корпоративной культуры вуза, путей ее внедрения и формирования ее на основе конфликтной компетенции преподавателей и студентов. В частности, на наш взгляд, следует:

1. Создать национальную программу по формированию новой ценностной парадигмы образовательного процесса в вузах Российской Федерации в связи с переходом на Болонскую систему образования.

2. Разработать единый воспитательный стандарт для высших учебных заведений Российской Федерации с нормативным закреплением в нем норм поведения субъектов образовательного процесса с учетом принципов социальной ответственности, в том числе, формирования норм конвенциального поведения в конфликтных ситуациях.

3. Укрепить социальную защиту профессорско-преподавательского состава вузов путем повышения заработной платы и предоставления социальных льгот, что значительно повысит качество работы преподавательских кадров и снизит возможности коррупции, получения незаконных вознаграждений, протекционизма статусным студентам, уменьшит условия для возникновения конфликтных ситуаций.

4. Ввести в государственный стандарт высшего образования учебную дисциплину «конфликтология», сделав ее обязательной для изучения на всех специальностях.

5. Включить в программу по повышению квалификации преподавателей вузов курс «конфликтология» в целях формирования их конфликтной компетентности.

6. Открыть конфликтные мастерские в учебных заведениях, с привлечением квалифицированных преподавателей и наиболее подготовленных студентов после прохождения специального тренинга по разрешению конфликтов в образовательной среде.

7. Найти возможность для выпуска специальной литературы, пособий по ценностно-ориентированной корпоративной культуре, раскрывающей её роль в процессе обучения и формирования молодого специалиста.

8. Рекомендовать субъектам управления на вузовском уровне разработать конвенциальные кодексы поведения студентов и преподавателей на основе этических правил, принятых в конкретном вузе.

9. Усилить воспитательную работу со студентами путем формирования статусно-ролевой позиции, через создание образцов положительного поведения, с установкой на использование корпоративных норм разрешения конфликтов.

Диссертационное исследование подтвердило наличие значительной корреляционной зависимости стратегий действия в конфликте и корпоративной культурой.

Анализ содержания корреляционных связей позволяет утверждать, что каждой из стратегий действия в конфликте соответствует определенная структура ценностно-ориентационных образований.

Обобщая вышеизложенное, можно считать, что основными компонентами подготовки студентов и преподавателей к разрешению конфликтов выступают мотивационный, морально-нравственный, когнитивный, эмоциональный, организационно-волевой аспекты.

Аксиологическим ядром подготовки выступает ценностно-ориентированная корпоративная культура.

Данная работа не могла в достаточной степени осветить все стороны обширной проблемы регулирования и управления конфликтами на основе ценностно-ориентированной корпоративной культуры, но, возможно, она внесет свой вклад в усиление эффективности учебного процесса в вузах Российской Федерации и поможет преодолеть деструктивные последствия конфликтов в учебной деятельности.

Заключение

.

Конфликты способствуют развитию и изменениям в вузе, так как вскрывают недостатки в организации учебного процесса, выявляют противоречия. Жесткий социологический подход к конфликту во многом исключает рассмотрение человека в его целостности, отделяет от него социальную область конфликтов, устанавливая для нее особые принципы и методы.

Автор работы считает, что различные типы людей можно объединить системой ценностей, т. е. соотнести конкретные знания в области конфликтологии и философскую целостность изучения человека в некое единство.

Соединение достигнутого социологией, обращающейся к реалиям конфликта, с философией, изучающей сущность человека, и объединение полученных знаний с аксиологическими подходами позволяет свести учение о ценностях, культуру организации и конфликтологию в единую систему.

В современной философии отчетливо обозначился процесс антропологизации знаний. Он выражается в стремлении преодолеть абстрактный умозрительный подход к решению метафизических проблем и попытаться осмыслить их через феномен человека.

В ракурсе данной темы это позволяет найти общие мировоззренческие установки поведения в конфликтных ситуациях для субъектов образовательной деятельности и создать ценностно-ориентированную корпоративную культуру высших учебных заведений.

Конфликты влияют на структурирование вуза, определяя положение и функции различных подгрупп внутри системы, распределяя позиции власти между ними. Они помогают снизить сопротивление изменениям, способствуют поддержанию динамического равновесия и социальной стабильности. В результате причины противоречий вскрываются, а не уходят вглубь, усиливаясь и разрушающе действуя на организацию. Конфликты могут также уменьшить синдром покорности, способствуя становлению групповой солидарности, что позволяет искоренить внутреннюю разобщенность и восстановить единство. Необходимо отметить, что такое воздействие оказывают конфликты, затрагивающие только такие цели, ценности и интересы, которые не противоречат основам внутригрупповых отношений. В тенденции они содействуют изменению внутригрупповых норм и взаимодействия в соответствии с насущными потребностями отдельных индивидов или подгрупп. Среди функциональных последствий конфликта следует также указать получение новой информации об оппоненте, сплочение коллектива организации при противоборстве с внешними оппонентами, стимулирование к изменениям и развитию в межличностных отношениях в организации в целом.

Если не найти эффективного способа управления конфликтом, могут образоваться дисфункциональные последствия, т. е. условия, мешающие достижению целей вуза, в частности, повышение эмоциональной и психологической напряженности в коллективе. Результатом неудовлетворенности, плохого состояния духа и субъектов образовательного процесса становятся рост текучести кадров и снижение успеваемости. К негативным последствиям можно отнести препятствие осуществлению перемен и внедрению нового, сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами, увеличение враждебности между конфликтующими сторонами. Крайне дисфункциональны эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте, как-то снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе, представление о побежденных группах, как о врагах, чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе, сложность восстановления деловых отношений.

Формирование конфликтной компетентности студентов и профессорско-преподавательского состава позволит значительно улучшить социально-психологический климат высшего учебного заведения, изменить способы управления и разрешения конфликтными ситуациями и усилить профессиональную подготовку молодого специалиста.

Безусловно, на мотивацию поведения сотрудников в организации влияют параметры корпоративной культуры. Мальцева Г. И. утверждала, что среда организации содержит элементы с положительным, мотивирующим потенциалом и элементы с негативным потенциалом учебно-воспитательных факторов. Мотиваторами служит сама учеба, успех, признание и одобрение, уважение, принадлежность, ответственность и продвижение по службе. Именно поэтому мы можем говорить о том, что эффективная организационная культура способствует снижению конфликтного потенциала в целом за счет развития и формирования норм, правил и ценностей, которых придерживаются все члены данной организации (91, 97).

Формирование ценностно-ориентированной корпоративной культуры высшего учебного заведения и внедрение ее как составной части процесса обучения студентов, является механизмом управления и разрешения конфликтов, что повышает эффективность учебного процесса.

В настоящее время процесс управления конфликтами в вузе находится в стадии начального формирования в связи с отсутствием методики разрешения и недостаточной развитостью общей ценностно-ориентированной корпоративной культуры.

Конфликт в учебной деятельности вуза как объект управления должен рассматриваться с аксиологической точки зрения, объединяющей всех субъектов образования, а также во взаимосвязи с функциональными требованиями обучения.

В современных условиях управление и разрешение конфликтных ситуаций в образовательной сфере носит достаточно спонтанный, частный, случайный характер в связи с тем, что:

• нет четко сформулированных конвенциальных норм учебной деятельности, отсутствует их планомерное внедрение в образовательный процесс;

• не выработаны основные положения корпоративной культуры, отсутствуют социально значимые цели и задачи внедрения ценностно-ориентированной корпоративной культуры вуза;

• в образовательной деятельности у субъектов обучения расплывчато сформированы представления об общих, единых для всего вуза ценностях образовательного процесса;

• в управленческой деятельности в вузе слабо представлены технологии проверки соблюдения конвенциальных норм предупреждения, управления и разрешения конфликтов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А.К. О понятии «ценность»/ А. К. Абишева // Вопросы философии.- 2002.-№ 3.- с. 139−147
  2. , В. С. Психология межгрупповых отношений/ В. С. Агеев.-М.: МГУ, 1983.-144с.
  3. , Р. Б, Связь ценностных ориентаций студентов с социально-психологическими характеристиками академических групп: дис.. канд.психол. наук/Р.Б. Алишаускене.- Вильнюс, 1986.- 183с.
  4. , Б.Г. Человек как предмет познания/ Б. Г. Ананьев // Избр. Психол. Труды: в 2-х т.- М.: Наука, 1980.-т.1-с. 16−179
  5. , В. И. Конфликтология: искусство спора ведения переговоров, разрешения конфликтов/ В. И. Андреев.- М.: Нар. образование, 1995.- 127 с.
  6. , Т. А. Организационная культура вуза в теории, социальных представлениях студентов и психологии обучения / Т.А. Антопольская// Alma mater (BecTHHK высшей школы).-2005.-№ 7.- с. 3−8.
  7. , А.Я. Конфликтология: учебник для студентов вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 592с.
  8. Аристотель. Никомахова этика./ Аристотель. Сочинения. В 4 т. М.: Мысль, 1984.-Т. 4.-С. 53−295.
  9. Аристотель. Политика / Аристотель. Сочинения. В. 4 т./ Аристотель: АН СССР, институт философии. М.: Мысль, 1975.- Т. 4. 830 с.
  10. , А.Г. Психология личности: учебник для вузов / А. Г. Асмолов,-М.: Изд-во МГУ. 1990.-367с.
  11. , А.Г. Слово о толерантности/ А.Г. Асмолов// Век толерантности: науч.-публицист. вестн.-2001.-№ 1.- с. 2−4
  12. , Е.М. Прикладная социология: учеб. пособие / Е. М. Бабосов.
  13. Мн.: ТетраСистемс.2000.- 496с.
  14. , Е. В. Институциональные конфликты в сфере высшего образования / Е. В. Балацкий // Свободная мысль- ХХ1.-2005.-№ 1, — с. 2339.
  15. , B.C. Российский человек в XX веке. Потери и приобретения себя/ B.C. Баумин.- СПб.: Петрополис, 2000, — 426с.
  16. , Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн СПб.: Лениздат, 1992.- 400 с.
  17. , Дж. В. Конфликт и коммуникация / Дж.В. Бертон// Социально-гуманитарные знания, — 1999.-№ 2, — с. 218−227
  18. , М.Р. Социальная психология: наука, практика и образование: учеб. Пособие / М. Р. Битянова.- М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.- 575с.
  19. , М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / М. И. Бобнева.- М.: Наука, 1978.- 250с.
  20. , A.A. Восприятие и понимание человека человеком/ A.A. Бодалев.- М.: МГУ, 1982.- 199с.
  21. , A.A. Психологические трудности общения и их преодоление/ A.A. Бодалев.-А.Г. Ковалёв //Педагогика.- 1992, — № 5−6.- с. 65−70
  22. , А.Г. Конфликт и консенсус в социальных институтах (теоретико-методологический анализ): Дисс. канд. социол. наук: 22.00.04 / А. Г. Большаков Казань, 1995. -179 с.
  23. , C.B. Философия и педагогика: точки соприкосновения/ C.B. Борисов // Философия образования.- Новосибирск, 2004.-№ 9.- с.241−254.
  24. , A.M. Человек из биосферы. Постнеклассическое знание versus. Классическая экология. / A.M. Буровский// Общественные науки и современность.- 1989.- № 3.- с. 146.
  25. Время мира: альманах.- Вып. 1: Историческая макросоциология в XX веке / под ред. Н. С. Розова.- Новосибирск: ЭКО,. 1998.- 215с.
  26. , Л.Ф. Ценности в образовании: выбор пути развития./ Л. Ф. Вязникова //Психологическая наука и образование.- 2002.-№ 4.- с.88−98.26
Заполнить форму текущей работой