Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогика как наука и ее основные категории

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Часто говорят о простоте и доступности изложения результатов исследования, но существуют также язык и логика науки. Определенные правила развития научного знания, принятые в отрасли, подчас значительно разнят знание обывателя и знание ученого. Примером такого сложного видения является ответ на вопрос о том, что такое репчатый лук — корнеплод или почка? Обыватели и биологи дают на него… Читать ещё >

Педагогика как наука и ее основные категории (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Педагогика как научная дисциплина

Педагогика как наука, в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения, обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между ними. Она отвечает на вопросы о том, какие и почему происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания.

В современной педагогике существует противоречие между информацией, составляющей необходимые основы знания, и возможностями учащихся по усвоению материала. Лавинообразный поток информации, быстрое ее устаревание и обновление требуют определенной ревизии образовательной системы. Одним из возможных путей разрешения этого противоречия является смена знаниевой модели обучения на компетентностную, другим — перевод обучения в плоскость научного исследования. Именно научные исследования не дают системе передаваемых знаний устареть, а формируемые умения делаются значимым личностным багажом.

Для того чтобы обосновать предложенный подход, сравним обучение и научное познание — между ними много общего, но есть и различия.

  • • Процесс познания есть общественно-историческая категория. За многие столетия ученые открыли множество закономерностей развития природы, общества и человеческого бытия. Эти знания (конечно, в адаптированном виде) и предлагаются учащимся для освоения. В процессе обучения учащиеся уже известное воспринимают как новое, но они не открывают научную истину, а усваивают уже накопленные наукой представления, понятия, теории, факты. Они заново открывают истины, но только для себя.
  • • В процессе обучения не повторяется весь путь, пройденный в познании человечеством, все сложные моменты, пробы и ошибки опускаются. Ученик получает лишь результат этого значительного труда.
  • • В учебном процессе путь усвоения знаний более короткий и значительно облегченный мастерством учителя по сравнению с научным поиском исследователя.
  • • Учащиеся усваивают не все знания, добытые человечеством, а лишь систематизированные, специально отобранные, которые наиболее полно соответствуют целям образования, и в количестве, достаточном для формирования определенных понятий.
  • • Учащиеся познают упрощенный материал, дидактически адаптированный к возрастным возможностям и индивидуальным особенностям учеников.
  • • В процессе обучения учащиеся усваивают не только знания, но и приобретают определенные умения, навыки, формируют компетенции.
  • • В обучении учитель может менять звенья процесса усвоения знаний, чередовать или совмещать их с практическими аспектами.
  • • Обучение носит воспитывающий характер, формируя определенные качества личности.
  • • Учебное познание обязательно предполагает непосредственное или опосредованное влияние учителя, а ученый может обходиться и без научного руководства.
  • • Логика процесса познания идет от практических нужд, инициирующих сам процесс, к живому созерцанию, затем к осмыслению и вновь к практике, служащей и критерием, и результатом познавательного процесса учащегося.

Объединив научное познание и обучение, можно добиться конечной цели современного образования — становления компетентного специалиста. Сущностной интеграцией науки и обучения является организация научных исследований в процессе обучения. Но для успешного внедрения этого процесса необходим ряд новых сведений, и прежде всего, о специфике науки и научных исследований.

В образовательном процессе так или иначе задействован любой человек. Для каждого из нас имеют важность вопросы о том, как учиться, как научиться, как учить и как научить.

Прежде всего, нужно разобраться с самим понятием науки, с ее связью с познанием и обучением. Все области общественного производства используют достижения науки. Сама же наука нацелена на производство новых знаний. Ученые разрабатывают свое определенное видение, которое позволяет максимально полно объяснить явления и процессы окружающей реальности. Важно понимать, что если это видение конкретного человека или группы лиц, объединенных понятием «научная школа», то все научные выводы — не более чем объяснительная концепция, в той или иной степени логичная и непротиворечивая.

Это означает, что, применяя определенный способ мышления и деятельности, некоторый человек или группа людей выдвинули достаточно обоснованное предположение о чем-то. Ключевые слова здесь — «достаточно обоснованное». Для нас это должно означать, что предположение — это всего лишь предположение, и следовательно, оно может быть опровергнуто. Это значит, что никогда или почти никогда, говоря о результатах научных исследований, нельзя утверждать «безусловно доказано».

Основы этого понимания были сформулированы английским философом и социологом К. Поппером и названы принципом потенциальной опровержимости научной теории. Поппер утверждал: «Мы не знаем — мы можем только предполагать». Отсюда следует, что любое научное утверждение может быть опровергнуто.

С другой стороны, нельзя и огульно пытаться опровергнуть результаты научных исследований, как поступают начинающие исследователи, пытающиеся открыть собственные научные концепции или голословно отрицающие чужие. Есть и незыблемое, фундаментальное. Так, например, международный комитет по изобретениям уже более 100 лет не принимает к рассмотрению открытия, отрицающие второй закон термодинамики.

В науке существует понятие «критическое мышление», но это никак не синоним критиканства. Критическое мышление — это способность рассматривать идеи, даже если они противоречат вашим знаниям, представлениям и убеждениям. Вольтер сказал: «Ваше мнение мне глубоко враждебно, но за ваше право его высказать я готов пожертвовать своей жизнью». Наверное, это лучший девиз для критического мышления. Оно подразумевает, что ничего не нужно принимать на веру: независимо от того, кто выдвинул утверждение, оно должно рассматриваться и проверяться. Любой человек может обозначить свои позиции, но их нужно обосновать, доказать научному сообществу, что ваша концепция работает лучше предыдущей, является более общей и непротиворечивой.

Система научных знаний, таким образом, накапливает достоверную информацию (в нашем случае — об обучении, воспитании и образовании). Для того чтобы считаться истинной, информация должна удовлетворять четырем требованиям: объективности, достоверности, надежности и возможности трансляции. Эти требования позволяют науке выполнять свои функции, а их деятельное единство обеспечивает массиву информации статус научного знания.

Часто говорят о простоте и доступности изложения результатов исследования, но существуют также язык и логика науки. Определенные правила развития научного знания, принятые в отрасли, подчас значительно разнят знание обывателя и знание ученого. Примером такого сложного видения является ответ на вопрос о том, что такое репчатый лук — корнеплод или почка? Обыватели и биологи дают на него противоположные ответы. Для тех, кто лишь потребляет этот овощ, это почти не важно, но для тех, кто хочет понять суть и объяснить максимальное количество его свойств, — значимо.

Важно понимать, что достоверность и надежность не исключают развития и смены представлений. Развитие науки может происходить двумя путями: эволюционным (накопление знаний) и революционным. Однако революционный путь не касается отрицания фактов, а лишь отрицания их неправильного или недостаточно исчерпывающего толкования.

Научные знания — это специфическая форма отражения информации в сознании людей. Наряду с наукой, существуют и другие специфические формы — религия, основанная на вере, не предполагающей доказательств, и искусство, основанное на чувственных переживаниях. Важно представлять, что эти формы не являются взаимоисключающими, они лишь не могут заимствовать методы друг у друга. Так, величайший физик А. Эйнштейн был глубоко верующим человеком.

Но слепая вера, как и сопереживание, только вредят научной деятельности. В то время как система доказательств, исключая веру и эмоциональную оценку, порождает уверенность, отсутствие эмоционального реагирования делает невозможным проникновение в мир искусства.

В некоторых исследованиях высказывается мнение, что все науки можно разделить на науки сильной и слабой версии. К наукам сильной версии относятся естественные, технологические и математические науки, так как их прогностическая функция опирается на законы — устойчивую безусловную связь явлений. Статус наук слабой версии получают гуманитарные и социальные, в которых выстраиваются закономерности — устойчивые, повторяющиеся, но условные связи явлений. Такая специфика связана с человеческим фактором, который обеспечивает многообразие прогностических траекторий, не позволяющих выделить единую доминанту. Но было бы ошибкой думать, что науки слабой версии менее сложны. А. Эйнштейн, познакомившись с опытами Ж. Пиаже, заметил, что изучение физических проблем — это детская игра в сравнении с загадками детской игры.

Наука ставит своей целью выработку теорий — обобщенного представления о проблеме исследования. Построение теорий проходит ряд этапов: накопление информации, обобщение информации, установление связи фрагментов знания между собой. Роль связующего звена выполняют в нашем случае закономерности. Их существование принято доказывать. Доказательство строится, но формуле «доказательство = тезис + аргументы + + демонстрация».

Само доказательство — это логическое рассуждение.

Тезис — это положение, которое нужно доказать. Если оно логично и истинно в определенных пределах, при определенных условиях, то может претендовать на звание закономерности.

Аргументы — это сведения, приводимые для доказательства. В их основе лежат факты. Факт — собрание явлений и (или) их обобщение.

Демонстрация — способ логической связи тезиса и аргументов.

В зависимости от способа доказательства выделяют два вида теорий: качественные, построенные без математического аппарата, и формальные, основанные на математических данных и результатах. Выделяют также имплицитные теории (бессознательная иерархия, так называемая психология здравого смысла) и эксплицитные, обозначенные в письменных источниках, проверенные эмпирически и (или) экспериментально. Понятно, что только последние можно считать научными.

Наука — это самостоятельный творческий поиск, но он подчиняется определенным правилам и опирается на знания, полученные раньше. Научные исследования делят на фундаментальные и прикладные. Вопрос о том, какие из них первичны, нелеп по самой своей сути, поскольку одно невозможно без другого. Здесь можно говорить лишь о глубине обобщения (дипломные работы бакалавра или магистра, кандидатская или докторская диссертации).

Большое значение имеет также вопрос о внедрении результата исследования. В течение года только по педагогике защищается более 3000 кандидатских и докторских диссертаций. Естественно, что механизмы их внедрения разные. Однако не стоит думать, что раз они не внедрены, то никому не нужны. Научные работы находят обобщение в монографиях, статьях, тезисах, учебниках, учебных пособиях и т. д.

Многие исследования предназначены вообще не для внедрения, а для расширения понимания наукой ее предметной области. Допустим, микология до открытия в 1940 г. пенициллина подвергалась множественным нападкам — «плесень надо не изучать, а уничтожать».

Важной проблемой, связанной непосредственно с внедрением научных разработок, является проблема этики исследователя — социальной ответственности ученого. Вокруг ядерного оружия, трансплантации органов и других острых тем всегда возникают споры: изучать или закрыть. Что касается педагогики, то сегодня ее основным этическим принципом является требование «нс навреди».

Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области, ответив на вопрос о том, что она изучает. Поэтому необходимо осмысление объекта и предмета педагогики.

Объект — это область действительности, которую исследует данная наука. Предмет — способ видения объекта с позиций этой науки. В определении объекта и предмета педагогики существуют разные точки зрения. Некоторые ученые объектом педагогики считают воспитание, другие — образование. В последние годы дидакты все чаще отдают приоритет образованию, понимая его как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Предметом педагогики является педагогический процесс — специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Педагогика исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологию его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников. При этом воспитательное воздействие на личность человека понимается очень широко. Любое воздействие на личность с целью преобразования ее качеств и свойств для блага этой личности можно расценивать как педагогическое. Таким образом, в сферу педагогических интересов попадают не только субъект процесса обучения, но и люди разного возраста, которым требуется помощь в коррекции социального поведения.

Педагогика — это наука о воспитании, обучении и образовании человека любого возраста. Педагогическая наука осуществляет те же основные функции, что и любая другая научная дисциплина: общетеоретическую, прогностическую и практическую.

Общетеоретическая функция педагогической науки состоит в теоретическом анализе закономерностей педагогического процесса. Наука описывает педагогические факты, явления и процессы; объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему они протекают; делает выводы.

Прогностическая функция педагогики заключается в обоснованном предвидении развития педагогической реальности (какой, например, будет школа будущего, как будет изменяться контингент учащихся и т.н.). На базе научно обоснованного прогноза становится возможным более уверенное планирование. В области воспитания значимость научных прогнозов исключительно велика, ибо по своей природе воспитание устремлено в будущее.

Практическая (преобразовательная, прикладная) функция педагогики состоит в том, что на основе фундаментального знания совершенствуется педагогическая практика, разрабатываются новые методы, средства, формы, системы обучения, воспитания, управления образовательными структурами. Единство всех функций педагогики позволяет наиболее полно решать задачи педагогического процесса в различных типах образовательно-воспитательных организаций.

Педагогика занимает особенное место в фундаменте пирамиды наук, обеспечивая возможность трансляции научного знания и, таким образом, являясь значимой частью любой другой науки.

Обобщая, можно заключить, что педагогика — это научная дисциплина, объединяющая познание ученого и ученика, организующая сам процесс поиска истины. Педагогика относится к наукам слабой версии, т. е. она опирается на закономерности. Актуальность ее теоретического багажа можно доказать. Характер доказательства зависит от характера теории, от того, количественная она или качественная. Педагогические теории являются эксплицитными и отвечают требованиям, предъявляемым к научному знанию.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой