Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Отзыв депутата. 
Конституционное право рф

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отзыв представляет собой возможность населения досрочно прекратить полномочия избранного ими должностного лица. На федеральном уровне власти граждане не обладают правом отзыва Президента РФ и депутатов Государственной Думы. В данном случае взаимоотношения избирателей и их народных представителей строятся на основе свободного мандата. Свободный мандат не позволяет избирателям давать обязательные… Читать ещё >

Отзыв депутата. Конституционное право рф (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

.

Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума. Основания для отзыва выборного должностного лица устанавливаются уставом муниципального образования. Отзыв выборных должностных лиц как форма непосредственной демократии, при которой граждане имеют право досрочно прекратить полномочия избранного ими должностного лица, возможен при соблюдении следующих обязательных условий:

  • 1) отзываемое лицо совершило противоправные действия (бездействие) или приняло противоправное решение;
  • 2) совершение противоправных действий (бездействия) выборного должностного лица подтверждается в качестве таковых в судебном порядке;
  • 3) отзываемому лицу должна обеспечиваться возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва;
  • 4) выборное должностное лицо считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании.

Отзыв представляет собой возможность населения досрочно прекратить полномочия избранного ими должностного лица. На федеральном уровне власти граждане не обладают правом отзыва Президента РФ и депутатов Государственной Думы. В данном случае взаимоотношения избирателей и их народных представителей строятся на основе свободного мандата. Свободный мандат не позволяет избирателям давать обязательные для выполнения наказы кандидатам на выборные посты, требовать от должностных лиц периодических отчетов о реализации наказов, а также отзывать народных представителей, не оправдавших доверия граждан. Свободный мандат позволяет выборному должностному лицу принимать публично-властные решения исходя лишь из собственных соображений и совести.

На региональном и местном уровнях власти модель взаимоотношений граждан и народных избранников может строиться на основе полусвободного (смешанного) мандата. Отзыв выборных должностных лиц предусматривается в основном на местном уровне власти в законодательстве некоторых субъектов РФ в нормативных правовых актах муниципальных образований (например, в муниципальных образованиях, находящихся на территориях Тверской и Тамбовской областей, в городе-герое Волгограде).

Ё Исторический экскурс

Право на отзыв депутата до конца 80-х — начала 90-х гг. XX в. было провозглашено во многих конституциях социалистических государств. Было оно и в Конституции РСФСР 1978 г. С 1958 по 1978 г. было отозвано 12 депутатов Верховного Совета СССР. Из состава местных советов, например, в 1979 г. избиратели отозвали 335 депутатов. В современной России в 1995 г. был первый случай отзыва депутата Московской областной Думы.

ГЧ Зарубежный опыт.

ГЧ Зарубежный опыт.

Возможность отзыва депутатов предусмотрена конституциями и законами о выборах Китая, Вьетнама, КНДР, Кубы. Право на отзыв встречается в конституционной практике Японии, 15 штатах СЛИЛ, а также федеральном округе Колумбия и некоторых островных территориях1.

Точка зрения

«Введение института отзыва не исключает ситуации, когда депутат, получивший на выборах относительное большинство голосов, может быть лишен мандата голосами избирателей, вообще не голосовавших или голосовавших за других кандидатов. Кандидаты, проигравшие выборы, смогли бы использовать отзыв, чтобы поставить вопрос о лишении полномочий своих политических противников. Институт отзыва нс согласуется также с идеями плюрализма в парламентской деятельности, так как может быть направлен против парламентского меньшинства. Субъект не вправе своими законами вводить институт отзыва депутата не только в силу того, что установление общих принципов организации представительных органов власти относится к федеральному ведению, но также и потому, что это противоречит основам конституционного строя. …В процедуре отзыва как мере ответственности не может не предусматриваться какое-либо судебное или хотя бы квазисудебнос установление фактов, подтверждающее совершение депутатом нарушения»[1][2].

На сходе граждан населением муниципального образования принимаются решения публично-властного характера. Эти решения имеют юридическую силу муниципального нормативного правового акта и обязательны для применения на соответствующей территории. В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, более 100 и не более 300 человек для решения вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования может проводиться сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. В случаях, предусмотренных законом, сход граждан может проводиться: в населенном пункте по вопросу изменения границ поселения (муниципального района), в состав которого входит указанный населенный пункт, влекущего отнесение территории указанного населенного пункта к территории другого поселения (муниципального района); в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, по вопросам изменения границ, преобразования указанного поселения; в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляет сход граждан, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составит более 100 человек, по вопросу об образовании представительного органа поселения, о его численности и сроке полномочий; в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, но вопросу о введении и об использовании средств самообложения граждан; в населенном пункте, расположенном на межселенной территории, в целях выдвижения инициативы населения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного самоуправления; в поселении, расположенном на территории с низкой плотностью сельского населения или в труднодоступной местности, если численность населения сельского поселения составляет не более 100 человек, по вопросу об упразднении поселения.

  • [1] См.: Златопольский Д. Л. Государственное право зарубежных стран: Восточной Европыи Азии: учебник для вузов. М., 1999. С. 93; Автономов Л. С. Правовая онтология политики: к построению системы категорий. М., 1999. С. 303.
  • [2] Особое мнение судьи Конституционного Суда РФ Т. Г. Морщаковой по Постановлению Конституционного Суда РФ от 24 декабря 1996 г. № 21-П.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой