Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Искусство у оснований человеческого существования. 
Интерпретация древних изображений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Архаические образы являют нам смутное предощущение человеческого в себе. Первый опыт самоопределения строится на ощущении родства с животным, на что указывает подражательный характер художественной деятельности. В этот период в искусстве доминирует образ животного. Параллельное появление скульптурных женских фигурок с утрированными признаками пола свидетельствует о том, что в пластике и графике… Читать ещё >

Искусство у оснований человеческого существования. Интерпретация древних изображений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Благодаря антропоморфным живописным, скульптурным, гравированным на кости и гальке изображениям можно гипотетически воссоздать общую картину восприятия человеком самого себя в эпоху каменного века. Для начала изложим два известных факта. 1) Антропоморфным изображениям повсеместно предшествовали изображения зверя. 2) Среди антропоморфных изображений господствовали и, вероятно, являлись первичными женские образы. Отсутствие человеческих персонажей в древнейшем искусстве палеолита не свидетельствует прямо о том, что человек не осознавал себя человеком, но вместе с тем, указывает, что сознание его было занято совсем другими образами — образами охоты. Анималистическая тема в живописи первобытных охотников вполне закономерна. Практическая значимость объекта нашла эмоциональное закрепление в искусстве и мифологии тотемизма, объясняющего происхождение людей данного племени рождением (или превращением) от зверя, о чем уже говорилось.

Материалы изобразительного искусства позволяют предположить, что первый импульс осмысления подлинно человеческого в себе возникает как осознание женской природы, интуитивно ощущается в соотношении с женщиной-родительницей. Как уже было сказано, первые изображения человека — это так называемые палеолитические «венеры», созданные в период XXVXVIII тыс. до н.э. Глиняные статуэтки, найденные во многих областях Европы (Чехословакия, Италия, Франция), на Дальнем Востоке, в Азии — все они стилистически весьма схожи со знаменитой Венерой из Виллендорфа (Нижняя Австрия). Искусствоведы отмечали характерные для скульптуры преувеличенные признаки пола (большая грудь, громоздкий живот, возможно, указывающий на беременность, тяжелые широкие бедра). Отсутствие индивидуальных черт (идентичность пропорций, схематично показанные конечности, сходство в изображении прически, не обработанные лица, иногда голова лишь намечена) указывает, что в образах этих подчеркивались материнские качества, обобщенные черты женщины в ее детопроизводительной функции. Женское тело воспринималось как источник жизни. Подчеркнутые материнские черты палеолитических венер — магическая гарантия продолжения рода. Кроме того, в этих небольших статуэтках впервые отчетливо и натуралистично воспроизводятся человеческие черты. В филогенетическом процессе самопознания, в противопоставлении зооморфной ипостаси человек впервые воспринимает себя именно в женском облике.

С образом женщины-жизнедательницы в первобытном искусстве связан паттерн представлений о плодородии не только в мире людей, но также о размножении животных, об удачном промысле и календарном воспроизводстве циклов жизни. Эпизодическое появление мужских персонажей в живописи палеолита включено в этот же тематический цикл: сезонного плодородия в мире природы, круговорота жизни и смерти. Постоянными героями искусства мужские персонажи становятся лишь к эпохе среднего камня (VIII-V тыс. до н.э.). В мезолитических композициях наблюдается постоянная закономерность, определяющая общую стилистику изображений:

  • 1. Как правило, это очень динамичные сцены охоты. Отметим, что женские палеолитические образы символизируют какие-то идеи, но не воспроизводят никакого сюжета. Подчеркнутая динамика движущихся фигур, акцент на событийном плане подталкивает к убеждению, что человек теперь осознает себя как деятельное существо. К тому же у героя мезолитического искусства появляются атрибуты, характеризующие осмысленную трудовую деятельность: луки со стрелами, лодки, колесницы.
  • 2. В отличие от натуралистичных образов «венер» фигурки охотников переданы весьма условно. Движения утрированы, тела непропорциональны. Женские образы не исчезают в эпоху мезолита, но, кажется, утрачивают сакральную значимость. Они появляются в бытовых сценах, связанных с добычей пропитания: наскальная живопись из Тассилин-Аджер и Феццана в африканской Сахаре изображает женщин, собирающих мед, женщин с коровами возле хижин. Их фигуры также условны и непропорциональны, персонажи изображаются в действии. Гендерные различия оказываются не существенными.
  • 3. Изображения животных сохраняют реалистическую стилистику палеолита. Схематизм антропоморфных изображений в контрасте с реалистическими профильными изображениями животных сохраняется не только в эпоху неолита. Подобные черты можно наблюдать в искусстве зарождающихся цивилизаций Египта, Крита. Стилистическое своеобразие может объясняться доминантными семантическими образами сознания. Реалистичность и детальность изображения животных свидетельствует об особом пристальном внимании к объекту охоты.

Различная стилистика в изображении животного (реализм) и человека (условность) может быть показателем того, что антропос эпохи среднего камня выделил себя из мира природы и противопоставил ему. Он понял, что является иным, он преодолел свой зооморфизм как нечто, свойственное ему изначально. Тенденция к схематизации образа человека наблюдается в древнем искусстве вплоть до рождения стилей больших цивилизаций. Данный процесс, на наш взгляд, отображает характерную закономерность: чем большим количеством предметов культуры окружает себя человек, тем меньше потребность изображать его физический облик. Это предположение подтверждается многочисленными изображениями бронзового века: петроглифы Центральной и Средней Азии, Алтая, Карелии, изображающие человека на колеснице, напоминают орнаментальный узор, в котором глаз не сразу обнаруживает сюжет. Это может означать, что человек определяет себя не через физические качества и внешние свойства, а через созданные и произведенные им предметы и атрибуты деятельности, культуры.

Условность и схематизм изображений свидетельствуют еще и о том, что человек в древнюю эпоху представляет собой существо родовое, коллективное. В изобразительном искусстве начала цивилизаций повсеместно мы сталкиваемся с весьма обобщенным образом человека. Достаточно вспомнить геометризованные фигуры в росписях керамических сосудов гомеровской Греции, додинастического Египта и т. д. Нарастание реалистических тенденций наблюдается лишь с усилением индивидуальных проявлений в истории и бытовании, и с осмыслением отдельности каждого человеческого существа. До осознания себя как личности пройдут века, что найдет отражение в появлении жанра портрета.

Архаические образы являют нам смутное предощущение человеческого в себе. Первый опыт самоопределения строится на ощущении родства с животным, на что указывает подражательный характер художественной деятельности. В этот период в искусстве доминирует образ животного. Параллельное появление скульптурных женских фигурок с утрированными признаками пола свидетельствует о том, что в пластике и графике фиксируются наиболее значимые моменты для выживания человека как биологического вида. В филогенетическом процессе самопознания, в противопоставлении зооморфной ипостаси человек впервые воспринимает себя именно в женском облике. Дальнейшее развитие изобразительных форм показывает, что восприятие себя в человеческом качестве происходит непременно в аспекте деятельности и через осознание собственных креативных способностей. Появление предметов культуры окончательно отделяет в первобытном сознании антропоса от существ животного мира.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой