Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методы чувственного познания в науке

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Уровень чувственного знания в науке представлен данными наблюдения и эксперимента над объектом познания. Его результатами являются чувственные схемы и модели познаваемых объектов как «вещей в себе». Необходимо различать объекты внешнего мира, существующие независимо от сознания и познания («вещи в себе», по Канту), и чувственные объекты как исходное и непосредственное начало науки. Чувственный… Читать ещё >

Методы чувственного познания в науке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Онтология чувственной реальности

Особая роль чувственного уровня научного познания заключается в том, что он является исходным и базовым для научного познания, поскольку именно на нем происходит непосредственное взаимодействие субъекта научного познания с познаваемыми им объектами реальности.

Уровень чувственного знания в науке представлен данными наблюдения и эксперимента над объектом познания. Его результатами являются чувственные схемы и модели познаваемых объектов как «вещей в себе». Необходимо различать объекты внешнего мира, существующие независимо от сознания и познания («вещи в себе», по Канту), и чувственные объекты как исходное и непосредственное начало науки. Чувственный объект — это уже модель «вещи в себе», создаваемая средствами чувственного познания человека (ощущений, восприятий, представлений). Основа объективности содержания чувственного объекта и чувственного познания вообще — биологическая норма чувственного восприятия человека, которая у большинства людей одинакова или имеет минимальные отклонения. В науке объективность содержания чувственных восприятий исследователя дополнительно гарантируется и кон тролируется с помощью различного рода научных приборов и измерительных устройств (микроскоп, телескоп, фото-, видеои киносъемка, термометр, барометр, химические реагенты и т. д.). Критерий существования чувственных объектов в свое время был сформулирован британским философом и епископом Дж. Беркли: для подобного рода объектов «существовать» означает «быть воспринимаемым». К этому критерию Беркли необходимо добавить еще один: быть повторно воспроизводимым и идентифицируемым с помощью органов чувств или приборов. Множество чувственных объектов с их свойствами и отношениями образует чувственную реальность. Эта реальность имеет особый статус и характер, являясь посредствующим звеном между объективной реальностью (множеством «вещей в себе», по Канту) и эмпирической реальностью науки.

В современной общей психологии восприятия установлено, что чувственное восприятие познающим субъектом вещей в себе, формирование о них определенных чувственных образов не является пассивным созерцанием объективного мира. Эго — активный, творческий процесс их моделирования сознанием субъекта, результат которого (чувственная модель объекта) существенно зависит не только от содержания вещей в себе, но и от целей, потребностей и познавательных установок субъекта познания. Поэтому чувственная реальность — это не чисто объективная, а объективно-субъективная данность. Один и тот же объект может восприниматься по-разному в зависимости от объективных и субъективных условий познания. Вот почему в психологии познания четко различают два близких понятия: «смотреть» и «видеть». Два различных субъекта или один и тот же, но в разных условиях, могут смотреть на один и тот же объект, но видеть в нем разное содержание. Чем обусловлено это различие? Во-первых, огромным разнообразием свойств любого реального объекта. Во-вторых, диспозиционным и релятивным характером многих свойств объектов. Например, это такие свойства, как быть твердым, тяжелым, высоким, низким, большим, маленьким, быстрым, медленным, корпускулярным, волновым и т. п. Наконец, в-третьих, зависимостью содержания восприятия от условий познания (средств познания, а также целей и намерений субъекта познания). Сказанное в полной мере относится и к чувственному познанию в науке. Только здесь этот процесс имеет определенную специфику, поскольку осуществляется с помощью различных научных приборов, экспериментальных установок и измерительной техники. Этот процесс носит название «научное наблюдение».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой