Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Правовое положение (статус) лиц. 
Субъекты частного права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Латинские племена после изгнания царей подняли восстание против Рима, которое закончилось их поражением (493 г. до н.э.). В соответствии с условиями этого мирного договора граждане латинского союза остались в том же правовом положении, что и ранее, т. е. были равноправными с римлянами. Ограничение их правосубъектности касалось только самостоятельности в международных делах: латинские племена были… Читать ещё >

Правовое положение (статус) лиц. Субъекты частного права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Термином «лицо» (persona) принято именовать субъект права в Древнем Риме. Во времена Древнего Рима далеко не каждый человек был лицом, т. е. субъектом права. В этот период понятие правоспособности носило не биологическое, а социально-юридическое понятие. Современное гражданское право знает основополагающие понятия «правоспособность» и «дееспособность», которые обуславливают участие субъекта права в сфере гражданско-правовых отношений. Ни того, ни другого понятия римское право не знало, но применявшаяся категория состояния лица подходит под сущность правоспособности, а дифференциация правовой самостоятельности лица в зависимости от возраста, пола, психического состояния вполне подходит под современное определение дееспособности. Лицом (субъектом права) считался тот, кто мог быть носителем прав и обязанностей.

Полная правоспособность лица в Риме называлась caput (лат. — голова) и зависела от наличия следующих статусов (положений) — свободы, гражданства, семейного состояния. Помимо наличия этих статусов лицо должно было иметь честь («состояние неповрежденного достоинства»), ибо любое умаление чести влекло за собой уменьшение объема права и дееспособности.

По словам юриста Павла, с точки зрения статуса свободы различались — свободные люди и рабы; с точки зрения гражданства — римские граждане и лица, не имеющие гражданства; с точки зрения статуса фамилии — главы семейств и подвластные им домочадцы.

Правоспособность возникала с момента рождения и заканчивалась смертью. Правоспособным признавался живой младенец с человеческим обликом. В том случае, когда отец неродившегося ребенка умирал, то зачатый, но не рожденный ребенок считался правоспособным и ему назначался опекун, своего рода «хранитель чрева». Полная правоспособность в области частного права складывалась из следующих элементов:

  • — право вступать в римский брак;
  • — право быть полноценным участником гражданского оборота — покупать, продавать, заключать договоры и т. п.;
  • — возможность быть завещателем и наследником.

Полная правоспособность достигалась только наличием всех статусов (положений) — свободы, гражданства, главы семьи.

Дееспособность в современном праве определяется через способность лица не только иметь права и обязанности, но и реально, своими действиями их приобретать и осуществлять. В римском частном праве эта дефиниция де-юре отсутствовала, но фактически право самостоятельно пользоваться имеющимися правами и самостоятельно отвечать по обязательствам учитывалась всегда. Не каждое правоспособное лицо было одновременно и дееспособным: степень дееспособности зависела от пола, возраста, психического состояния, моральных качеств (расточители приравнивались к психически больным и были недееспособны в имущественной сфере).

Римское право связывало дееспособность с возрастом. С этой точки зрения лица подразделялись на совершеннолетних и несовершеннолетних. Каждая группа, в свою очередь, подвергалась дальнейшему делению. Недееспособные в принципе — до семи лет; частично дееспособные — с 7 до 14 лет мальчики и с 7 до 10 лет девочки.

В 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин наступало совершеннолетие, и они могли вступать в брак и заключать договоры. Но им самим, по их просьбе, назначался опекун, который курировал их действия до достижения ими 25 лет — возраста, с которого отпадали последние ограничения в дееспособности.

Ограничение правового состояния (правосубъектности) выражалось в утрате одного из трех статусов, характеризовавших частную правосубъектность. В римском частном праве имелись разные основания ограничения правоспособности, не исключая и полной ее утраты (например, если вольноотпущенник проявлял неблагодарность своему бывшему хозяину, он вновь становился рабом).

1. Наибольшая степень ограничения правового состояния (maxima) — потеря статуса свободы, расставаясь с которой, римский гражданин лишался как гражданства, так и своих семейных связей.

Прежде всего это лишение свободы, когда римский гражданин попадал в плен: он лишался гражданства, его брак расторгался, и он терял право на имущество (если пленник возвращался, его права восстанавливались).

Продажа в рабство, самопродажа, лишение гражданства как следствие уголовного наказания. Переходя в это качество (раба), эти люди переставали быть должниками, так как утрачивали статус субъекта права, и это негативно отражалось на кредиторах. Поэтому претор стал выдавать иски к лицам, унаследовавшим это имущество.

Рабство по правовым последствиям приравнивалось к смерти. Если римлянин становился рабом (во время военных действий, при осуждении за тяжкие преступления, в древности — продажа в рабство за долги), он утрачивал правоспособность на родине. Если он бежал из плена, его правоспособность восстанавливалась. По закону Корнелия (юридическая фикция) — гражданин, умерший в плену, считался свободным, завещание, составленное им, было действительным.

  • 2. Средняя степень утраты правоспособности (media) следовала в случае утраты римлянином гражданства — человек терял права римского гражданина и приобретал права перегрина (высылка из страны в качестве наказания пришла на смену жертвоприношению). В этом случае лицо теряло гражданские права, семейное положение. Брак рассматривался как перегринский, т. е. с иностранцем; агнатское (фамильное) родство утрачивалось, когнатское (кровное) — нет. Вследствие потери статуса гражданина Рима и статуса главы семьи (он становился гражданином другого государства), гражданин подвергался депортации, высылке. Утрата этого статуса следовала в качестве наказания за государственные преступления. В этом случае римлянин переставал быть субъектом цивильного права, а его имущество переходило государству.
  • 3. Наименьшая степень ограничения правового состояния (media) происходила вследствие изменения семейного положения, не затрагивая ни свободы, ни гражданства римлянина (например, самостоятельная женщина выходит замуж, самостоятельное лицо становилось подвластным, при усыновлении). Имущественные права самостоятельного лица, сделавшегося подвластным, переходили к патерфамилиас. Правда, в том, что касается обязанностей, претор считал такого человека самостоятельным, и на основании этой фикции можно было предъявлять иски к подвластному. Подвластные сыновья не обладали имущественной правоспособностью, следовательно, они также были ограничены в правосубъектности.

Юридическое ограничение правосубъектности не всегда выражалось в потере статуса, но фактически, вследствие совершенных неблаговидных поступков, реально происходило именно умаление правоспособности. Например, если гражданин, бывший свидетелем сделки, отказывался подтвердить этот факт, то он лишался права в дальнейшем сам выступать свидетелем или приглашать кого-либо в свидетели своих сделок. Принимая во внимание роль свидетелей в Риме при совершении сделок, можно утверждать, что это наказание вело к ограничению права на участие в гражданском товарообороте.

Ограничение правосубъектности также обуславливалось:

— занятием позорным ремеслом (проститутки, сводники, актрисы и др.);

— бесчестным поведением (увольнение из армии с позором; заключение второго брака при нерасторгнутом первом; двойное обручение).

В Древнем Риме ограничение дееспособности связывалось и с принадлежностью к определенному полу. В частности, женщина, по древнейшим воззрениям римлян, была лишена права самостоятельно заключать договоры и нуждалась в опеке со стороны лица, способного оказать ей защиту. Природная легкомысленность, по мнению римлян, облегчала возможность обмана женщины, поэтому женщина объявлялась неспособной:

  • — принимать на себя ответственность за чужой долг;
  • — быть опекуном (хотя в ряде случаев допускались некоторые исключения);
  • — составлять завещание.

Привилегией женщины было право ссылаться на незнание закона в качестве уважительной причины при невыполнении обязательства.

Варвары, еретики и евреи, колоны ограничивались в правоспособности по религиозным соображениям.

Римские юристы решили и проблему правосубъектности гермафродитов: если к семи годам это человеческое существо ощущало себя больше мальчиком, чем девочкой, его воспитывали как мужчину и он получал все права, свойственные этому полу; если оно считало себя девочкой, то получало право и дееспособность, свойственную женскому полу.

Итак, гражданами Рима считались все те, кто составлял политическое сообщество римлян (civitas). Гражданами (cives) были свободные жители Рима. Они выделялись именем: римское имя состояло из трех частей — личное, родовое, прозвище (или имя одной из ветвей рода), например, Квинт Муций Сцевола, Марк Туллий Цицерон и т. д.

Рим устанавливал свое господство разными путями, и правоспособность остального населения Италии была неравнозначной. Правоспособность зависела и от наличия (отсутствия) римского гражданства: в полном объеме могли быть правоспособными только римские граждане, хотя иные категории населения владели ею в той или иной мере.

Первоначально (с начала римской истории) элита римского общества называлась патрициат и обладала всеми политическими и гражданскими правами в Риме. Ей противостояли плебеи, также свободные римские граждане, но в силу различных субъективных и объективных причин такими правами не обладавшие.

В результате долгой борьбы элита патрициев и наиболее богатых плебеев слилась в новый вид элиты — нобилитет. Нобили старались не допускать в свои ряды «новых римлян», формируя закрытую касту. Поэтому параллельно с аристократами по происхождению начинает формироваться сословие, объединяющее наиболее богатых людей Рима. Это сословие называлось «римские всадники», эквиты.

Название «всадники» сохранилось с древнейших времен, когда член этого сословия должен был иметь средства на содержание боевого коня. Принадлежность к тому или иному сословию определялась на основе имущественного ценза.

В частности, имущественный ценз всадника должен был составлять не менее 400 тысяч сестерциев. Существовали всаднические и сенаторские цензы, которые давали его обладателю право перейти в другую социальную группу при помощи выборов. На освобождавшиеся вакантные места выдвигались кандидаты, за которых голосовал народ, кото;

зо рый мог выбрать в Сенат[1] любого человека. Но, как правило, на выборах побеждали представители известных, родовых фамилий — Клавдии, Метеллы, Юлии и др. Необходимо помнить, что высшему сословию в Риме — нобилитету — запрещалось участвовать в торгово-промышленном обороте, заниматься торговлей, ростовщичеством и т. п. Считалось, что всякий заработок являлся позорным для них как для отцов римского народа («сенатор» значит «отец»). Поэтому благосостояние нобилитета зависело от наличия у них земли и умения вести сельское хозяйство, в то время как всадники занимались торговыми операциями, приносившими им доход. Сенаторам было запрещено покидать Италию иначе как по служебным делам. Именно поэтому всадники были в провинциях самыми важными людьми, представителями Рима.

Особым сословием в Риме было жреческое сословие: жрецы обеспечивали покровительство богов римскому народу и могли при необходимости задержать наступление какого-либо события (например, отложить намечавшееся военное сражение), сославшись на небесные знамения. Жреческие должности были выборными, но не на год, а пожизненно. Верховная коллегия жрецов из 15 человек называлась понтификами (во главе с великим понтификом); жрецы Юпитера, Марса и Квирина назывались фламинами, жрецы Весты — весталками; хранителями гадательных «сивиллиных книг», к которым государство обращалось в критические моменты, были квиндецимвиры («15 мужей»); гадателями по полету птиц — авгуры; гадателями по внутренностям животных — гаруспики.

Третье сословие римских граждан представляло собой достаточно неоднородное социальное образование и поэтому не имело единого наименования. В него входили: канцелярские служащие, аэрарии (римские граждане из низшего сословия, свободные от воинской повинности, но платившие определенный налог); члены многочисленных коллегий, профессиональных союзов, корпораций, которые имели свою организацию, казну, собственных богов и собственные праздники; вольноотпущенники, либертины. Римский народ составляли и крестьяне, ремесленники, городская чернь. Многие из них, будучи неимущими, составляли своеобразную свиту богачей — их называли «клиентами», а их покровителей — «патронами». Вольноотпущенник (раб, отпущенный на волю) получал статус римского гражданина, но в несколько усеченном виде — он не мог быть избран на руководящую должность, был ограничен в избирательных правах, оставался клиентом своего бывшего хозяина (патрона), принимал его родовое имя вместо имени своего подлинного отца. И только сыновья вольноотпущенников становились полноценными римскими гражданами.

Латинские племена после изгнания царей подняли восстание против Рима, которое закончилось их поражением (493 г. до н.э.). В соответствии с условиями этого мирного договора граждане латинского союза остались в том же правовом положении, что и ранее, т. е. были равноправными с римлянами. Ограничение их правосубъектности касалось только самостоятельности в международных делах: латинские племена были обязаны помогать Риму в случае войны, составляя так называемые войска союзников; без разрешения Рима не могли заключать сепаратного мира; правда, после победы над врагом на долю этих войск приходилась небольшая часть военной добычи. Тем не менее латинские племена не были довольны существующим положением, что и объясняло их восстание против Рима. В конечном итоге по мирному договору, заключенному в 338 г. до н.э., Латинский союз был распущен, и вместо союзных отношений между общинами и Римом установились федеративные отношения (civitates foederatae).

В период существования Латинского союза общины, впрочем так же, как и Рим, основывали свои колонии.

У жителей римских колоний оставался статус римских граждан, за исключением права принимать участие в народном собрании (это право автоматически восстанавливалось в случае возвращения колониста в Рим).

Жители государств, не входящих в Латинский союз, назывались hostes — врагами, по отношению к которым военные действия были правомерны.

Покоренные народы получали разный правовой статус: некоторые не получали политических прав (сохраняя гражданские) и платили налоги в пользу Рима (и назывались от слова налог — минцез (minicipia)); другим народам (их было большинство), статус которых был ближе к федеративному (civitates foederatae), было оставлено право на внутреннюю самостоятельность, и их статус изменялся от статуса врага к статусу союзника (socii). Для регулирования правоотношений с этой категорией покоренных народов была создана особая магистратура — «претор над чужеземцами» (peregrini) — и особое право — ius gentium. Народам, сдавшимся на милость Рима без всяких договоров и условий, устанавливался статус перегринов-дедиций (dedicii); их местная администрация распускалась, и управление осуществлялось римскими магистратами.

Консул Люций Юлий Цезарь принял закон (закон Юлия), который предусматривал право получения римского гражданства теми народами, которые оставались верны Риму, а также теми, кто изъявлял желание получить статус римских граждан (cives Romani) в течение двух месяцев; затем был принят закон Папирия, в соответствии с которым всем жителям Италии было предоставлено право гражданства, и, наконец, закон Юлия (45 г. до н.э.) завершил объединение Италии.

По этому закону все города Италии получили свой сенат, магистратуры, народное собрание. Таким образом, территория Италии получила название «Итальянская страна» (Solum Italicum).

Земли, находившиеся вне Италии, оставались на положении провинций: назначенный из Рима проконсул или пропретор (бывший консул и бывший претор соответственно) наделялся высшей военной властью. Все провинциальные земли принадлежали римскому народу, жители пользовались ими на правах владенья и платили налоги, от которых римляне были освобождены. Наибольшими правами обладали жители Лация — латины. Категория латинов не была неоднородной. Существовали три категории латинов:

  • 1) древние латины — жители Лациума, находившиеся до IV в. до н.э. в Латинском союзе с Римом (они пользовались полной правоспособностью в области частного права, а в сфере публичного права не пользовались пассивным избирательным правом и не могли служить в легионах); с I в. до н.э. древние латины были приравнены к римским гражданам;
  • 2) латины колоний — жители некоторых италийских общин за пределами Лациума (они являлись субъектами вещных, обязательственных и наследственных прав). В 212 г. н.э. эдиктом императора Каракаллы жители колоний получили права римских граждан;
  • 3) латины-вольноотпущенники — лица, освобожденные от рабства латином, а также римлянином в определенных условиях (неформальных, домашних); эта категория была наиболее существенно ограничена в правосубъектности — они пользовались только имущественными правами, но имущество после их смерти переходило к их бывшим господам. Об этой категории римские юристы говорили, что они «живут как свободные, а умирают как рабы».

К категории перегринов римляне относили:

  • — граждан иностранных государств (не подданных Рима);
  • — лиц, не имевших ни римского, ни латинского гражданства (в эту категорию попадали жители завоеванных территорий, которым не предоставлялось даже латинское гражданство);
  • — рожденных от не состоявшей в браке перегринки;
  • — присужденные к высылке римские граждане, т. е. римляне, лишенные гражданства.

Граждане иных государств первоначально относились к категории врагов и могли быть убиты или обращены в рабство. Однако расширение территорий, подвластных Риму, и превращение Рима в мировой центр торговли привело к необходимости придать определенный правовой статус также и иностранцам.

Эта задача была решена при помощи так называемого права народов (ius gentium). Перегрины продолжали оставаться вообще неправоспособными по цивильному (ius civile) или квиритскому (ius Quiritium") праву, т. е. сделки, заключенные с римскими гражданами, не обладали для них правовой защитой, они являлись субъектами права по ius gentium. Был создан особый магистрат — перегринский претор, рассматривавший конфликты между римлянами и Перегринами, и особый судья, именовавшийся рекуператором[2].

Особым статусом обладали рабы. По римскому частному праву рабы не являлись субъектами права в принципе. Считалось, что в отличие от немых и мычащих орудий труда раб был орудием говорящим. Если субъект права именовался homo persona, то раб просто homo или servus. По словам Ульпиана, «с точки зрения цивильного права рабы представляют собой ничто».

Рабами могли стать:

  • — в древние времена — любой иностранец, оказавшийся в Риме;
  • — в дальнейшем основным источником рабства стали пленные воины и мирные жители завоеванных Римом государств;
  • — в исключительных случаях и только не на собственной территории рабом мог стать и свободнорожденный римский гражданин — несостоятельный должник, вор, присужденный к бессрочной каторжной работе на рудниках за совершение тяжкого преступления, и в некоторых других случаях;
  • — в случае попадания в плен во время военных действий римский гражданин становился рабом, но, вернувшись из плена, он восстанавливал свой статус (если римского гражданина захватывали в плен разбойники, пираты, etc., то он не становился рабом);
  • — по рождению (рожденный от рабыни);
  • — вследствие самопродажи в рабство с корыстной целью (с целью впоследствии заявить о себе как о свободном человеке и получить половину покупной цены);
  • — вольноотпущенники (и их дети) за неучтивое отношение к бывшему хозяину (патрону) или детям бывшего хозяина.

По решению сената (сенатусконсульта Клавдиана) римская гражданка, которая вступит в связь с рабом с согласия на то его господина, останется свободной, но дети ее будут рабами; император Адриан устранил несправедливость этого закона, указав: если мать свободна, то свободны и ее дети (Гай. И. 1.84)[3]. Полное лишение правоспособности касалось и женщин, которые становились рабынями, вступив в связь с рабами без ведома и согласия его господина (Гай. 1.160).

«Если кто отдаст свою рабу замуж за свободного и даст за ней приданое, которое принято давать между свободными, то раба будет гражданкой Рима» (Кодекс. 7.6.9).

Рабство прекращалось:

  • — естественной смертью;
  • — на основании решения государственных органов в отношении рабов;
  • — в силу императорского эдикта освобождались старые и больные рабы, рабы, имевшие заслуги перед государством. А также те, кто более 20 лет пользовался фактической свободой;
  • — по решению собственника отпустить раба на волю, если это происходило в установленной законом форме.

В области частного права раб являлся вещью (res), предметом сделок купли-продажи, найма, мены, дарения и т. п. Если даже хозяин отказывался от раба, выгонял его на улицу, он становился не свободным, а просто ничьей вещью, которую мог подобрать любой человек. У раба не было ни своего имущества, ни жилья, ни семьи. В случае убийства чужого раба (животного) убийца платил наивысшую стоимость (за последний год) такого раба (животного). Римские юристы признавали, что состояние рабства, несвободы, противоречит праву, но, учитывая мировую распространенность (ius gentium) этого института, принимали его как данность. Рим был единственной рабовладельческой страной, которая разрешала отпускать рабов на волю (манумиссия), дети которых могли стать полноправными римскими гражданами. Свобода манумиссии зависела от возраста господина и количества отпускаемых на волю рабов.

Несмотря на то что раб был объектом права, за ним признавались некоторые права человеческой личности. Так, могила раба была под охраной сакрального права; кровнородственные отношения рабов были препятствием для оформления семейного союза, хотя «между рабами и свободными брака нет, а возможно только сожительство» (Павл. Сент. 2.19.6). Само сожительство между рабами или же свободных с рабами называлось контубернатом (contubernium); при продаже рабов запрещалось разделять близких родственников; сам термин «patria potestas», т. е. «отеческая власть», обозначавший характер отношений между хозяином и рабом, говорил о признании за рабом некоторых личных качеств. В постклассическое время наказывалось неосновательное убийство раба, отдавать раба в гладиаторы можно было только с особого разрешения магистрата; старый, больной, брошенный хозяином раб обретал свободу; раб получил право искать защиты от невыносимой жестокости хозяина в храмах или у статуи императора.

В сфере имущественных прав все, что ни заработал раб, становилось собственностью его господина. Но долги, которые мог сделать раб, хозяин вправе был не оплачивать: «наше положение может стать лучше при помощи рабов, но не может становиться хуже». Возможность раба совершать юридическое действия в пользу своего господина выводилась из правоспособности господина, осуществляемой рабом. Возложение на раба обязанностей из заключенного им договора господина не обременяли, так как, не обладая правосубъектностью, раб не мог ни принимать на себя обязанностей, ни отвечать за их выполнение — «в отношениях с рабом нет иска». Из этого правила были исключения: за проступки и преступления раба отвечал его хозяин — он мог компенсировать ущерб, а мог выдать виновного раба головой тому, кому раб причинил ущерб (так называемый ноксальный иск).

Отношения между патронами и клиентами, как указал еще Дионисий Галикарнасский, были построены по аналогии с родственными отношениями. Клиент, избрав себе патрона из числа кровных римских граждан (патрициев), приписывался к его роду, приобщался к родовому культу и получал право называться родовым именем. Он считался как бы усыновленным патрона. Его отношения к патрону были не только подобны родственным, но считались даже выше, священнее, так как родственники не всегда участвовали в родовом культе, а клиент принимался в роде только при этом условии. Ни он, ни патрон не могли ни вести тяжбу друг с другом, ни свидетельствовать один против другого. Клиент был обязан относиться к патрону со всевозможным почтением, оказывать ему услуги, одарять его дочерей приданым, уплачивать за него и за его детей выкуп в том случае, если они попали в плен к неприятелю, участвовать своим имуществом в платеже его долгов или покрытии издержек при отправлении общественной службы. Связь его с патроном считалась постоянной и даже наследственной. Если он умирал бездетным, то его имущество переходило к патрону. Взамен этого патрон должен был всячески покровительствовать клиенту и защищать его интересы перед судом подобно тому, как защищал интересы своих родственников.

Патронат был непосредственным источником, из которого развилась свободная адвокатура. Быстрый рост римской территории и увеличение населения за счет покоренных племен привели к тому, что патриархальные отношения древнего патроната стали физически невозможны. Патронат утратил свой обязательный характер: патронат, представлявший собой цельный общественно-политический институт, распался на составные части. С одной стороны, из него выделился частноправовой элемент в виде патроната господина над вольноотпущенными рабами, продолжавшего существовать до позднейших времен, а с другой стороны — судебно-процессуальный элемент, выражавшийся в юридической защите, которую знатный и влиятельный патриций оказывал лицам, прибегавшим к его помощи. Эти лица по-прежнему носили название клиентов, а их покровители — патронов, но старые термины прикрывали совершенно новое явление. Патрон освободился от всех обязанностей относительно клиента, за исключением обязанности судебной защиты.

Равным образом клиент должен был только оплатить какой-нибудь услугой или подарком за покровительство, оказанное ему патроном в данном процессе. Отношения между ними уже не были постоянными, пожизненными и даже наследственными, как это было раньше, — они возникали только на время судебного процесса и прекращались вместе с ним. Прежде клиент мог избрать только одного патрона; теперь он был вправе переходить от одного к другому и даже иметь нескольких.

Словом, под видом и под именем патроната появилась современная адвокатура.

Правоспособность зависела от правоспособности бывшего хозяина. Рабы, освобожденные Перегринами, получали статус перегринов; освобожденные латинянами — латинян; римскими гражданами — гражданина или положение свободного. Однако даже вольноотпущенники, получившие статус либертина, находились в худшем положении, чем свободнорожденные. Они были ограничены не только в политической, но и в частноправовой сфере. До I в. н.э. им было запрещено вступать в браки со свободнорожденными, с лицами сенаторского сословия. Правовое положение вольноотпущенников ограничивалось за счет того, что после освобождения между бывшим рабом и его прежним хозяином устанавливались юридическое отношения патроната. Они включали в себя три группы обязанностей:

  • — выказывать почтение;
  • — оказывать услуги личного характера;
  • — оказывать материальную помощь патрону в случае необходимости. Сюда же относилось и право патрона на наследование имущества вольноотпущенника, если у того не было семьи.

В классический период положение вольноотпущенников, получивших статус римских граждан, улучшилось, в постклассический период правовое положение римских граждан и вольноотпущенников получило фактическое равенство.

  • [1] Сенат — «совет старейшин», около 300 человек, но их численность не была постоянной; считалось, что это потомки древнейших и знатнейших родов римских родов, но на практике Сенат пополнялся и «новыми римлянами». Сенату принадлежал надзорза Римом, Италией и центральными провинциями государства, распоряжался государственной казной, издавал постановления. Пополнялся Сенат преимущественно отслужившими свой срок должностными лицами.
  • [2] Категория Перегринов существовала до 212 г., когда император Каракалла издалэдикт, по которому всем перегринам были предоставлены права римских граждан.
  • [3] Буква «И» в сочетании с именем Гай означает, что цитата взята из Институций Гая, с которыми можно ознакомиться в сети Интернет, в Дигестах Юстиниана.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой