Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Принципы включения периодической печати в круг чтения младших школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Когда самостоятельное изучение номера закончено, происходит коллективный анализ прочитанного, т. е. устанавливается, что и кому журнал о себе рассказал, чем и кого заинтересовал, что и почему в нем дети не увидели, не разглядели и зачем это «что» надо видеть читателю. Какой детский журнал выберет учитель для урока в качестве учебного материала, зависит от его желания и от возможностей школы… Читать ещё >

Принципы включения периодической печати в круг чтения младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Детская периодическая печать — важная и непременная часть чтения младших школьников. С детскими журналами младшие школьники уже, как правило, встречались, и не раз, в дошкольном возрасте. Но ведь они нс раз и «Букварь» держали в руках до школы, и буквы русского алфавита видели неоднократно, а обучаться по «Букварю», изучать алфавит и приемы чтения начали тогда, когда пришло время. Так и с детской периодикой. Когда в I классе учащиеся под руководством и наблюдением учителя знакомились с детской книгой, целенаправленно осваивали тип правильной читательской деятельности, действовали среди книг, им, естественно, никто не запрещал обращаться к привычным журналам, но никто и не побуждал их особенно это делать, так как ориентировка в журнале, а тем более в газете значительно труднее ориентировки в книге и обучение ей возможно лишь после того, как ребенок овладел трудностями первого порядка. Именно поэтому учебное аналитическое рассмотрение детской периодики отодвинуто для учащихся на основной этап обучения чтению. К этому времени и техника чтения у учащихся улучшилась, и навык чтения окреп, и книги уже одним своим видом стали вызывать интерес (ставить вопросы и отвечать на них). Вот теперь, когда книги «заговорили», можно и нужно добавить детям знаний и умений, недостающих им, чтобы осознанно «беседовать» с журналом.

Какой детский журнал выберет учитель для урока в качестве учебного материала, зависит от его желания и от возможностей школы. Структура же урока, на котором учитель знакомит учащихся с закономерностями построения и чтения-рассматривания журнала, является типовой:

  • 1. Неизвестный (все равно какой!) номер избранного для урока журнала лежит перед каждым ребенком и перед учителем, и классу дается 10−12 минут для того, чтобы этот номер рассмотреть — в меру сил и умения, а что заинтересует, прочитать.
  • 2. Когда самостоятельное изучение номера закончено, происходит коллективный анализ прочитанного, т. е. устанавливается, что и кому журнал о себе рассказал, чем и кого заинтересовал, что и почему в нем дети не увидели, не разглядели и зачем это «что» надо видеть читателю.

Принципиально важно, что при этом не учитель, как это. нередко делается, читает и показывает детям интересные сказки, рассказы, стихи, статьи, рисунки, игры, загадки и постоянные рубрики журнала, а учащиеся рассказывают учителю о том, что они нашли, прочитали, поняли. Каждый ответ сразу же подкрепляется конкретным материалом из того номера, по которому работал отвечающий ученик, а правильность ответа перепроверяется всеми остальными детьми — по своим номерам журнала. В этой работе учитель принимает участие на общих основаниях, т. е. тоже показывает, зачитывает, комментирует материалы своего номера и просит детей проверить и подтвердить фактами, так ли у них.

3. В процессе коллективного чтения-рассматривания своих номеров дети знакомятся с терминами «периодика», «периодический», «журналист», «редактор», «тираж», «номер», «экземпляр», которые сообщает им учитель. Под руководством учителя, выставив у доски свои номера, они узнают, сколько номеров этого журнала выходит в год, сообща подбирают хотя бы один годовой комплект, причем иногда оказывается, что сначала в этом комплекте насчитывается не 12, а 10 или 13−15 номеров. И приходится отыскивать недостающие номера или убирать повторяющиеся. Такая практическая направленность работы убеждает детей в том, как важно для пользования журналом различать прежде всего год его издания, а затем и номер. Поэтому и порядок записи, адресующей читателей к журналу, осваивается детьми сразу и навсегда:' название, год издания, номер, страница, допустим: «Мурзилка». — 1990.-№ 2.-С. 20- именно там пометено чтото такое, что хочется перечитать. Но сначала заинтересовавшие детей номера журналов записываются учащимися не на карточке, а прямо на журнальной вырезке с материалом, который привлек внимание ребенка. (Ведь в отличие от книг журналы и газеты можно резать!) Образец записи предлагается детям или на том уроке, который был посвящен журналу, или даже на следующем. И в течение полугода, изготовляя из материалов периодики книжки-самоделки, учащиеся приучаются ничего не вырезать из журналов, прежде чем иод статьей, рисунком или художественным произведением не будет сделано нужное обозначение: название источника, год издания, номер, страница.

Принципы включения периодической печати в круг чтения младших школьников.

В заключительный период основного этапа обучения, воспроизведя накопленные знания и умения на одном из первых уроков, посвященных какому-то более сложному журналу, например журналу «Юный натуралист» (см.: Светловская II. Н., Джежелей О. В. Внеклассное чтение в третьем классе. — М., 1985. — С. 52−56), учащиеся усваивают образец записи материалов из детской периодики на карточку. Как показывает практика, этих двух уроков, отделенных друг от друга полугодием самостоятельной работы, учащимся оказывается достаточно, чтобы овладеть умением квалифицированно знакомиться без посторонней помощи с любыми доступными журналами.

Анализу детской газеты надо посвятить всего один урок в конце первого периода основного этапа обучения чтению, чтобы затем отрабатывать с детьми привычку систематически обращаться к газете и использовать помещенные там материалы на уроках по всем предметам и во внеурочное время. Построение урока внеклассного чтения, на котором анализируются номера газеты, принципиально не отличатся от уроков, где дети знакомятся с журналами. Умения и знания, необходимые для самостоятельной аналитической работы с номерами газет, у учащихся к этому времени тоже есть. Но перенос этих знаний и умений на новое учебное содержание — дело для детей достаточно сложное, и учитель должен пронаблюдать, все ли учащиеся справляются с таким переносом или кого-то из них что-то затрудняет в самой деятельности по ориентировке в номере. Когда и учитель, и дети убедятся, что никаких затруднений ни у кого не возникает, дальнейшую работу с газетой надо целиком перевести в аспект систематической внеурочной деятельности учащихся, учитывая принцип доступности содержания помещенных в газете материалов. Для этих материалов в классе может быть специальный стенд.

Выполните шдания

  • 1. Ответьте, почему детская периодика рассматривается с младшими школьниками на основном этапе обучения?
  • 2. Объясните, как организуется работа детей с журналом и газетой? А почему так?

ПРИМЕЧАНИЕ. Не забудьте, что дополнительный материал к уроку знакомства детей с периодической печатью вы можете почерпнуть нс только в справочных изданиях, но и в нашей книге «Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение», глава V, § 7.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой