Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Дети с нарушениями слуха

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Личность ребенка формируется в процессе общения с взрослыми и сверстниками, в ходе усвоения социального опыта. Нарушение словесного общения частично изолирует глухого от окружающих его говорящих людей, что создает определенные трудности в усвоении социального опыта. Глухим детям недоступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в развитии речи приводит к затруднениям… Читать ещё >

Дети с нарушениями слуха (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выделяют две основные категории детей со стойкими нарушениями слуха: глухие и слабослышащие. К группе глухих относят детей с такой степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия словесной речи и самостоятельного овладения ею. Среди них выделяют рано оглохших — детей, родившихся с нарушенным слухом, либо потерявших слух до начала речевого развития или на ранних его этапах (до трех лет), и позднооглохших. Последние — дети, потерявшие слух в том возрасте, когда речь уже была сформирована (после трех лет), сохранившие в той или иной мере речь.

К слабослышащим (тугоухим) относят детей с частичной потерей слуха, затрудняющей речевое развитие, но при сохранении способности к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи слухового анализатора (снижение слуха от 20 до 75 дБ). Словесная речь обычно имеет ряд существенных недостатков, которые подлежат коррекции в процессе обучения. Дети с нарушенным слухом могут овладеть словесной речью только обходными путями, в условиях специального обучения. Они познают речь, опираясь на слухо-зрительное восприятие, подкрепленное речевыми двигательными ощущениями.

Для полноценного развития детей с нарушениями слуха требуются специальные коррекционно-развивающие занятия с сурдопедагогом, в том числе использование методов артпедагогики и арттерапии.

Психическое развитие детей с нарушенным слухом — это своеобразный путь их формирования в особых условиях восприятия внешнего мира и взаимодействия с ним. Первичный дефект — нарушение слуха — ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, т. е. недоразвитию речи, а также к замедлению развития ряда других функций, опосредованно связанных с нарушенным слуховым восприятием. Эти нарушения развития частных психических функций определяют психическое развитие в целом.

Специфика в развитии внимания детей с нарушенным слухом связана с тем, что у таких детей большее значение имеют зрительные раздражители, а значит, основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор. Такие дети быстрее и сильнее утомляются, следствием чего является увеличение неустойчивости внимания. Трудности переключения внимания, большее время, которое требуется на «врабатывание» при выполнении задания, приводит к снижению скорости выполняемой деятельности, увеличению количества ошибок.

В развитии всех видов восприятия у детей с нарушениями слуха имеются определенные особенности.

Большое значение для компенсации нарушений слуха имеет развитие зрительного восприятия. У детей с нарушениями слуха наблюдаются замедленное по сравнению со слышащими сверстниками узнавание предметов, трудности в восприятии и понимании перспективных изображений, пространственно-временных отношений между предметами. Они не всегда понимают изображенное движение предметов; у них возникают трудности с восприятием предметов в необычном ракурсе, при восприятии контурных изображений предметов. Эту особенность необходимо учитывать при использовании произведений искусства в процессе коррекционно-развивающей работы.

Многие дети, имеющие нарушения слуха, отстают от нормально слышащих детей по развитию движений: трудности сохранения равновесия, недостаточная координация движений сохраняются у многих на протяжении всего дошкольного возраста. У большинства детей имеется отставание в развитии мелких движений пальцев рук, артикуляционного аппарата. Замедленная скорость выполнения отдельных движений влияет на темп деятельности в целом.

Образная память глухих детей, как и слышащих, характеризуется осмысленностью. Процесс запоминания у них опосредуется деятельностью по анализу воспринимаемых объектов, соотнесению вновь воспринятого с удержанным ранее. В то же время специфические особенности развития зрительного восприятия, в первую очередь то, что глухие дети отмечают в окружающих предметах и явлениях контрастные признаки, часто несущественные, влияют на эффективность их образной памяти.

У детей с нарушениями слуха специфические особенности воображения обусловлены замедленным формированием их речи, в частности своеобразным развитием значений слов, отставанием в развитии сюжетно-ролевой игры и мышления. Воссоздающее воображение глухих дошкольников дольше как бы привязано сначала к восприятию, а потом к памяти. Образы, возникающие у глухих школьников при чтении литературных произведений, не всегда соответствуют описанию. Такое несоответствие часто является результатом неполного понимания детьми смысла прочитанного (М. М. Нудельман). Поэтому при использовании библиотерапии и сказкотерапии необходима пропедевтическая работа, обеспечивающая понимание текстов.

Отставание детей с нарушениями слуха в развитии творческого воображения объясняется недостаточностью опыта, малым его разнообразием, несформированностью комбинаторных механизмов воображения.

В развитии мышления наблюдается больше всего специфических особенностей. Дети приобретают умение решать наглядно-действенные задачи в более старшем, чем слышащие, возрасте и более элементарными способами действия. Глухие дети, особенно до усвоения словесной речи и даже в процессе овладения ею, длительное время продолжают оставаться на стадии наглядно-образного мышления. В этом проявляется одна из диспропорций их психического развития — превалирование наглядных форм мышления над понятийными. Тип соотношения зависит от времени и качественных особенностей пересечений в развитии мышления и речи (Т. Г. Богданова, 2009).

Дети с нарушениями слуха длительное время испытывают сложности в переходе от словесно сформулированных отношений к их выражению с помощью наглядных средств. Особые трудности возникают у них при необходимости сделать умозаключение по содержанию текста, которое предполагает сопоставление словесно сформулированных суждений.

Личность ребенка формируется в процессе общения с взрослыми и сверстниками, в ходе усвоения социального опыта. Нарушение словесного общения частично изолирует глухого от окружающих его говорящих людей, что создает определенные трудности в усвоении социального опыта. Глухим детям недоступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в развитии речи приводит к затруднениям в осознании своих и чужих эмоциональных состояний, что приводит к упрощению межличностных отношений. У глухих детей наблюдаются трудности понимания эмоций других людей, невелики знания сходных эмоциональных состояний, их оттенков, высших социальных чувств, затруднено понимание причинной обусловленности эмоциональных состояний, имеются большие трудности формирования морально-этических представлений и понятий (В. Петшак, А. П. Гозова).

Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний глухого ребенка, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений.

Чрезмерная зависимость от взрослых способствует закреплению таких личностных черт, как ригидность, импульсивность, эгоцентричность, внушаемость.

Именно при работе по развитию личности, формированию механизмов эмоционального реагирования, положительных личностных качеств целесообразно использовать адекватные арттерапевтические технологии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой