Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Система учебного физического эксперимента как средство формирования фундаментального понятия электромагнитной волны

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако эти системы учебных экспериментов не дают последовательное экспериментальное обоснование системы уравнений Максвелла, следовательно, они не позволяют в полном объеме сформировать понятие электромагнитной волны. Доказательность описанных в литературе учебных опытов по существованию магнитного поля тока смещения (магнитоэлектрической индукции) вызывает сомнения. Использование при изучении… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. СУЩЕСТВУЮЩИЙ УЧЕБНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ДЛЯ ВВЕДЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ВОЛНЫ
    • 1. 1. Физический эксперимент для изучения электромагнитных волн в методической и учебной литературе

    1.1.1. Лекционные демонстрации электромагнитных волн. 1.1.2. Дидактические исследования учебного эксперимента с электромагнитными волнами. 1.1.3. Учебный эксперимент с электромагнитными волнами в школьных учебниках физики.

    1.2. Доказательность фундаментальных учебных экспериментов по электродинамике.

    1.2.1. Закономерности создания новых элементов учебной физики.

    1.2.2. Обоснование системы уравнений Максвелла. 1.2.3. Доказательство волновой природы физических явлений. 1.2.4. Последовательность экспе

    I риментов, необходимых для доказательства волновой природы электроф магнитного излучения. 1.2.5. Дидактические принципы построения системы учебного физического эксперимента для введения и формирования понятия электромагнитной волны.

    1.3. Дидактические исследования учебных экспериментов по введению понятия электромагнитной волны

    1.3.1. Дидактическое исследование демонстрации магнитного поля тока смещения. 1.3.2. Учебное исследование магнитного поля тока смещения. ^ 1.3.3. Дидактическое исследование учебной теории магнитного поля тока смещения.

    Глава 2. СИСТЕМА УЧЕБНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ДЛЯ ВВЕДЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ПОНЯТИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ВОЛНЫ.

    2.1. Оборудование для учебного эксперимента с электромагнитными волнами.

    2.1.1. Требования и принципы конструирования самодельных приборов.

    2.1.2. Комплект приборов для учебных опытов с электромагнитными волнами. 2.1.3. Классификация генераторов высокой частоты. 2.1.4. Генератор ультравысокой частоты.

    2.2. Экспериментальное обоснование системы уравнений

    Максвелла.

    2.2.1. Демонстрация электромагнитной индукции. 2.2.2. Магнитное поле тока смещения. 2.2.3. Вихревое электрическое поле. 2.2.4. Истоки и стоки электрического и магнитного полей.

    2.3. Волновой характер электромагнитного излучения.

    2.3.1. Переход от закрытого контура к открытому. 2.3.2. Излучение электромагнитных волн полуволновым диполем.

    2.4. Физические свойства электромагнитных волн.

    2.4.1. Экспериментальное доказательство существования электромагнитных волн и их физические свойства. 2.4.2. Практическое применение электромагнитного излучения.

    Глава 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.

    3.1. Планирование педагогического эксперимента.

    3.1.1. Основные цели и задачи педагогического эксперимента. 3.1.2. Организация структуры педагогического эксперимента.

    3.2. Организация констатирующего педагогического эксперимента и его результаты.

    3.2.1. Исследование начального уровня сформированности понятия электромагнитной волны. 3.2.2. Математическая обработка результатов педагогического эксперимента. 3.2.3. Проведение оценки степени оснащенности физического кабинета оборудованием для демонстраций с электромагнитными волнами.

    3.3. Результативность разработанной методики формирования понятия электромагнитной волны.

    3.3.1. Экспериментальное обоснование системы уравнений Максвелла.

    3.3.2. Проведение экспертной оценки по определению учебности разработанных демонстрационных опытов при изучении системы уравнений Максвелла. 3.3.3. Математическая обработка результатов экспертной оценки. 3.3.4. Экспертная оценка учебности серии экспериментов по доказательству электромагнитной природы оптических явлений. 3.3.5. Основная система учебных опытов на уроке физики. 3.3.6. Апробация разработанной системы демонстрационных экспериментов. 3.3.7. Статистическая обработка результатов педагогического эксперимента.

    3.4. Исследование доступности учебного оборудования, обеспечивающего систему учебного эксперимента с электромагнитными волнами.

    3.4.1. Организация педагогического эксперимента по сборке генератора ультравысокой частоты. 3.4.2. Система учебных экспериментов в курсе общей и экспериментальной физики.

Система учебного физического эксперимента как средство формирования фундаментального понятия электромагнитной волны (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Понятие электромагнитной волны относится к фундаментальным понятиям физики.

Введение

и формирование этого понятия происходит при изучении основ электродинамики в старших классах средней школы. Учащиеся в процессе познавательной деятельности овладевают учебной теорией и учебным экспериментом, что в конечном итоге и приводит к формированию в их сознании понятия электромагнитной волны. Школьный вариант учебной теории электромагнитных явлений, как показано в монографии С. Е. Каменецкого и И. Г. Пустильника [49], представляет собой упрощенное, главным образом, качественное изложение основных идей Фа-радея и Максвелла, поэтому роль учебного эксперимента в формировании понятия электромагнитной волны является определяющей: именно учебный эксперимент призван убедительно обосновать сам факт существования электромагнитных волн, выявить основные их свойства, показать возможности практического применения.

Теоретические основы, методика, техника и технология, направления развития, проблемы современного школьного учебного эксперимента рассмотрены в работах таких известных методистов, как Л. И. Анциферов [4, 5], А. И. Бугаев [12], Ю. И. Дик [31], В. А. Извозчиков [41], О. Ф. Кабардин [43, 44], В. Г. Разумовский [ 119, 123], С. А. Хорошавин [155,], Т. Н. Шамало [163, 164].

Вопросы экспериментального изучения электромагнитных явлений рассматриваются также в трудах Ю. Б. Альтшулера [2], В. И. Бо-кова [ 10], В. А. Бурова [6], С. Г. Калашникова [47], Н. И. Калитеевско-го [48], Г. С. Лансберга [182, 183], В. В. Майера [68], Б. Л. Марголина [87], Б. Ю. Миргородского [89], Л. П. Стрелковой [137], Е. Ю. Тимофеева и К. М. Тимофеевой [ 142, 143 ] и др.

Разработке учебного эксперимента с электромагнитными волнами уделяли внимание многие исследователи. Особенно большой вклад в решение этой проблемы внесли Б. С. Зворыкин [37, 38, 39], С. Е. Ка-менецкий [49], Н. Н. Малов [21], Н. Я. Молотков [90, 92], Б. Ш. Пер-кальскис [ 106,107], Р. В. Поль [ 111], Н. М. Шахмаев [ 167,168,170,171, 176], В. Ф. Шилов [177, 178], Б. М. Яворский [186, 187, 188]. Их трудами создано учебное оборудование и системы учебных экспериментов с электромагнитными волнами дециметрового и сантиметрового диапазонов.

Однако эти системы учебных экспериментов не дают последовательное экспериментальное обоснование системы уравнений Максвелла, следовательно, они не позволяют в полном объеме сформировать понятие электромагнитной волны. Доказательность описанных в литературе учебных опытов по существованию магнитного поля тока смещения (магнитоэлектрической индукции) вызывает сомнения. Использование при изучении переменного тока, электромагнитных колебаний и электромагнитных волн разных по принципу действия и конструкциям источников переменного напряжения не способствует формированию у учащихся представлений об общности изучаемых физических явлений. Наконец, практически во всех отечественных учебниках физики рекомендуются эксперименты с генератором и приемником сантиметровых электромагнитных волн, принцип действия которых непонятен учащимся, что не обеспечивает овладение ими основами метода научного познания, как того требует современный стандарт физического образования. Кроме того, в настоящее время школы, как правило, не располагают дорогостоящим и ненадежным оборудованием для опытов с электромагнитными волнами сантиметрового диапазона.

Анализ современных учебников физики, научно-методической литературы, современного стандарта образования и учебных программ позволил выделить противоречия:

1) между необходимостью экспериментального обоснования си-ф стемы уравнений Максвелла (или положенных в ее основу физических идей, выдвинутых Фарадеем и Максвеллом) и реально разработанными учебными экспериментами по электромагнитным явлениям;

2) между необходимостью экспериментального доказательства фундаментального факта существования магнитного поля тока смещения и недостаточной убедительностью описанных в методической и учебной литературе экспериментов;

3) между требованиями общества к овладению учащимися при изучении физики основами метода научного познания и невозможностью полной реализации этого требования в связи с отсутствием в к школах учебного оборудования для постановки системы доказательного учебного эксперимента с электромагнитными волнами.

Указанные противоречия препятствуют достаточно эффективному решению задач физического образования учащихся средней школы. Поэтому актуальной является проблема создания и использования в 1 школьном учебном процессе доказательного физического эксперимента, обеспечивающего формирование таких сложных понятий электродинамики, как ток смещения, электромагнитная и магнитоэлектриче-®екая индукция, уравнения Максвелла, электромагнитная волна.

Объект исследования — совокупность элементов учебной фи} зики для формирования фундаментального понятия электромагнитной волны.

Предмет исследования — содержание и методы учебного физического эксперимента для изучения электромагнитных волн.

Цель исследования заключается в совершенствовании учебного физического эксперимента по электромагнитным явлениям, обеспечивающего формирование фундаментального понятия электромагнитной волны в курсе физики средней школы.

Гипотеза исследования: Если устранить физические ошибки в учебной теории и учебном эксперименте, а также исправить недостатки традиционной методики изучения электромагнитных явлений в школе, то окажется возможным построение доступной системы учебного физического эксперимента, обеспечивающей корректное и эффективное формирование фундаментального понятия электромагнитной волны.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были постав лены следующие задачи:

1. Провести анализ учебного физического эксперимента для формирования понятия электромагнитной волны, представленного в научной, методической и учебной литературевыявить недостатки традиционной методики изучения электромагнитных волн.

2. Разработать дидактические принципы построения системы учебного физического эксперимента для введения и формирования понятия электромагнитной волны.

3. Выявить и устранить физические ошибки в учебном эксперименте и в учебной теории по обоснованию магнитоэлектрической индукцииразработать систему учебных опытов по экспериментальному обоснованию системы уравнений Максвелла.

4. Разработать доступный на современном этапе вариант учебного оборудования, обеспечивающего создание удовлетворяющей дидактическим принципам системы доказательных экспериментов для формирования понятия электромагнитной волны.

5. Провести педагогический эксперимент с целью обоснования справедливости гипотезы исследования.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: 1) изучение и анализ научной, учебной и методической литературы по теме исследования- 2) анализ обязательного минимума содержания физического образования, примерных программ среднего общего образования по физике, требований к уровню подготовки выпускников школ- 3) теоретическое и экспериментальное исследование известных элементов учебной физики- 4) опытно-конструкторская работа по созданию новых учебных приборов и экспериментальных установок- 5) педагогический эксперимент с учащимися школ, студентами и учителями физики для проверки эффективности разработанной методики и доступности учебного эксперимента- 6) тестирование, анкетирование, статистические методы обработки и качественный анализ результатов исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что: 1) разработан учебный эксперимент, доказывающий существование магнитного поля тока смещения- 2) предложена серия учебных экспериментов, обосновывающая систему уравнений Максвелла- 3) создана система из 26 учебных экспериментов с электромагнитными волнами дециметрового диапазона, обеспечивающая корректное и эффективное формирование фундаментального понятия электромагнитной волны.

Теоретическая значимость:

1. Показана физическая некорректность учебной теории и учебного эксперимента по доказательству существования магнитного поля тока смещения.

2. Выявлены и устранены недостатки учебного эксперимента, используемого в традиционной методике формирования понятия электромагнитной волны.

3. Сформулированы дидактические принципы построения системы учебного физического эксперимента для введения и формирования понятия электромагнитной волны.

Ф Практическая значимость:

1. Разработанный комплект приборов для учебных опытов с электромагнитными волнами дециметрового диапазона доступен для самостоятельного изготовления в условиях физического кабинета средней школы.

2. Рекомендованная система учебных экспериментов может быть непосредственно использована на уроках физики при выполнении лабораторных работ физического практикума и во внеурочной познавательной деятельности учащихся и учителя.

Методологическую основу исследования составляют кон5 цепция учебного и научного познания в обучении физике (В. Г. Разумовский [120, 121, 122]) — основные законы дидактики физики (В.В.Майер [65, 66, 119]) — сущность экспериментального Метода при изучении физики (С. Е. Каменецкий [49, 171], Р. В. Майер [78, 81, 82], Е. С. Объедков [100, 101], С. А. Хорошавин [156, 157], Т. Н. Шамало [163, 164, 166], Н. М. Шахмаев [ 173, 174] и др.) — дидактическая теория формирования физических понятий (Е. С. Агафонова (Мамаева) [ 1, 64, 85], И. Г. Пустильник [116, 117], А. В. Усова [144, 145], Т. Н. Шамало.

165, 166]) — идеи целостного подхода к методике формирования познавательной активности учащихся при обучении физике (В. С. Данюшен-ков [27]).

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждаются статистически значимыми результатами педагогического эксперимента и положительными результатами экспертных оценок, соответствием полученных результатов теоретическим положениям дидактики физики.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в общеобразовательных школах г. Глазова, на физическом ф факультете ГОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г.Короленко», на семинаре учителей физики северного куста Удмуртской Республики на базе Республиканской очно-заочной школы при МОУ «Физико-математический лицей» г. Глазова. Полученные результаты обсуждались на заседаниях научного семинара физического факультета Глазовского педагогического института (2002;2006 гг.), научно-практических конференциях (Екатеринбург, 2003 г., Глазов, 2003;2005 гг.). Основные результаты исследования представлены в 13 публикациях автора.

Положения, выносимые на защиту: i.

1. Результаты дидактического исследования показали, что известные учебные эксперименты по обнаружению магнитного поля тока смещения индукционным и осциллографическим датчиками ошибочны, поэтому в учебном процессе их необходимо заменить физически корректным экспериментом. * 2. Предлагаемая система учебных экспериментов по обоснованию системы уравнений Максвелла и изучению свойств электромагнитных волн обеспечивает корректное и эффективное формирование в сознании ® учащихся фундаментального понятия электромагнитной волны.

3. Разработанный комплект учебного оборудования доступен для > изготовления учащимися и учителем физики, обеспечивает постановку демонстрационных и лабораторных экспериментов, удовлетворяет дидактическим требованиям к учебной экспериментальной технике.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ.

1. Констатирующий педагогический эксперимент показал недостаточную сформированность понятия электромагнитной волны у студентов. Анализ оборудования школьных кабинетов физики выявил отсутствие приборов и установок, необходимых для экспериментального изучения свойств электромагнитных волн.

2. В результате поискового эксперимента были подобраны доступные материалы, разработаны простые конструкции генератора УВЧ и другого учебного оборудования, подтверждена доступность генератора для изготовления студентами и учителями школ. Эксперт-нал оценка учебных экспериментов по обоснованию физической сущности уравнений Максвелла и доказательству свойств электромагнитных волн показала их высокую учебность и соответствие дидактическим требованиям к учебному физическому эксперименту.

3. Формирующий эксперимент подтвердил рост эффективности методики введения и формирования понятия электромагнитной волны при использовании разработанной в настоящем исследовании системы учебных экспериментов с электромагнитными волнами дециметрового диапазона.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретическое и экспериментальное изучение поставленной научной проблемы, разработка фундаментальных учебных экспериментов по электродинамике, результаты дидактических исследований и педагогического эксперимента подтвердили справедливость сформулированной гипотезы, позволили решить вытекающие из нее задачи и достичь цели диссертационного исследования.

Результаты дидактического исследования показали, что известные учебные опыты по обнаружению магнитного поля тока смещения индукционным и осциллографическим датчиками и их теоретические обоснования содержат физические ошибки, поэтому в учебном процессе они должны быть заменены физически корректным учебным экспериментом. Соответствующие демонстрационные опыты нами разработаны, их корректность подтверждена теоретическим и экспериментальным исследованием, целесообразность применения в учебном процессе обоснована педагогическим экспериментом.

В результате выполнения диссертационного исследования разработан комплект оборудования с генератором ультравысокой частоты на 430 МГц. Учебный комплект прост в использовании, доступен для изготовления учителем физики, обеспечивает учебный физический эксперимент по доказательству магнитного поля тока смещения и обоснованию физического смысла системы уравнений Максвелла, способствует эффективному формированию понятия электромагнитной волны и ее физических свойств на уровне, доступном для понимания учащимися средних общеобразовательных школ. Впервые предлагается оборудование, которое убедительно показывает учащимся тождественность физической сущности переменного тока низкой, высокой и ультравысокой частот. В педагогическом эксперименте показана эффективность использования разработанной серии демонстрационных экспериментов, а также техники постановки и методики применения экспериментов при введении и формировании понятия электромагнитной волны.

В диссертации описаны 26 новых и модернизированных учебных физических экспериментов, которые найдут самое широкое применение при изучении основ электродинамики. В качестве основного направления дальнейшего совершенствования учебного эксперимента с электромагнитными волнами мы видим разработку маломощного генератора УВЧ на порядок более высокой частоты и индикатора, состоящего из малогабаритного усилителя с выходом на светодиод. Это позволит устранить недостатки известного учебного эксперимента с сантиметровыми и дециметровыми электромагнитными волнами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Агафонова (Мамаева), Е. С. Формирование обобщенных понятий волнового движения на основе учебного эксперимента Текст.: дис канд. пед. наук / Агафонова (Мамаева) Елена Сергеевна — М., 1994. — 255 с.
  2. , Ю. Б. Формирование методологических и прикладных знаний учащихся в процессе изучения электродинамики в курсе физики средней школы Текст.: автореф. .канд. пед. наук / Альтшулер Юрий Борисович. — Киров., 2003. — 23 с.
  3. , A.M. Электродинамика Текст. / A.M. Ампер. — М.: АН СССР, 1954. — 492 с.
  4. Анциферов, J1. И. Проблемы школьного физического эксперимента Текст. / JI. И. Анциферов // Проблемы учебного физического эксперимента: Сборник научно-методических работ. Выпуск 1. — Глазов: ГГПИ, 1995. — С. 4−7.
  5. Анциферов, JL И. Практикум по методике и технике школьного физического эксперимента Текст.: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов физ.-мат. спец. / JL И. Анциферов, И. М. Пищиков. — М.: Просвещение, 1984. — 255 с.
  6. , JI. И. Практикум по физике в средней школе Текст.: Дидиактический материал. Пособие для учителя / Л. И. Анциферов, В. А. Буров, Ю. И. Дик и др. / Под ред. В. А. Бурова, Ю. И. Дика. — М.: Просвещение, 1987. — 191 с.
  7. , О. А. Вариант изучения применений электромагнитной индукции Текст. / О. А. Басова // Физика в школе. — 1998. — № 6. — С. 42−43.
  8. , О. А. Вариант организации урока изучения электромагнитной индукции Текст. / О. А. Басова // Физика в школе. — 2000. — № 8. — С. 35−36.
  9. , В. В. Колебания и волны Текст. /
  10. B. В. Благодарный, 3. Ф. Чернобривая // Физика: Приложение к еженедельной газете первое сентября. — 2003. — № 11. —1. C. 16−18.
  11. , В. И. Приборы к теме «Электромагнитные колебания и волны» Текст. / В. И. Боков // Физика в школе. — 1953. — № 2. — С. 36−41.
  12. , Л. А. О введении понятия электромагнитного поля в разделе «Основы электродинамики» Текст. / Л. А. Бордонская, С. Е. Каменецкий // Физика в школе. — 1976. — № 3. — С. 55−60.
  13. , А. И. Методика преподавания физики в средней школе Текст.: Теорет. основы: учеб. пособие для студентов пед. ин-ов по физ.-мат. спец. / А. И. Бугаев. — М.: Просвещение, 1981. — 288 с.
  14. , Г. А. О взаимосвязи электрического и магнитного полей Текст. / Г. А. Бугаенко // Физика в школе. — 1971. — № 6. — С. 44−47.
  15. , Г. М. Теория вероятностей и математическая статистика Текст. / Г. М. Булдык. — Минск: Вышэйшая школа, 1989. — 285 с.
  16. , В. А. Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы Текст.: Т. 2. Электричество. Оптика. Физика атома. Пособие для учителей / В. А. Буров, Б. С. Зворыкин, А. П. Кузьмин и др. / Под ред. А. А. Покровского.
  17. М.: Просвещение, 1972. — 448 с.
  18. , В. А. Учебный физический эксперимент в X классе Текст. / В. А. Буров // Физика в школе. — 1972. — № 4. — С. 63−73.
  19. , Е. И. Физика Текст. Кн.2. Электродинамика. Оптика / Е. И. Бутиков, А. С. Кондратьев. — М.: Физматлит, 2001. — 336 с.
  20. , Г. А. Учебные опыты по электродинамике на стандартном оборудовании Текст. / Г. А. Бутырский, А. Г. Наговицын // Учебная физика. — 1998. — № 1. — С. 33−43.
  21. , А. С. О законе электромагнитной индукции и правиле Ленца Текст. / А. С. Василевский // Физика в школе. — 2001.7. — С. 76.
  22. , Е. С. Теория вероятностей Текст. / Е. С. Вентцель. — М.: Высш. шк., 2002. — 575 с.
  23. , Е. М. Курс общей физики. Электричество и магнетизм Текст. / Е. М. Гершензон, Н. Н. Малов. — М.: Просвещение, 1980.223 с.
  24. , Е. М. Электродинамика Текст. / Е. М. Гершензон, Н. Н. Малов, А. Н. Мансуров. — М.: Академия, 2002. — 352 с.
  25. , В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика Текст. / В. Е. Гмурман. — М.: Высш. шк., 2004. — 479 с.
  26. , М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы Текст. / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. — М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
  27. , С. В. Физика: Механика. Теория относительности. Электродинамика. 10 кл. Текст. / С. В. Громов. — М.: Просвещение, 2002. — 383 с.
  28. , Т. П. Математическое описание электромагнитной волны Текст. / Т. П. Гуляева // Физика в школе. — 2002. — № 3. — С. 75−76.
  29. , В. С. Целостный подход к методике формирования . познавательной активности учащихся при обучении физике в базовой школе Текст. / В. С. Данюшенков. — Прометей, 1994. — 208 с.
  30. , В.Ф. Свободные электромагнитные колебания Текст. / В. Ф. Демышев // Физика в школе. — 1995. — № 3. — С. 33−34.
  31. Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы Текст. Т.2. Электричество, оптика, физика атома: пособие для учителей / В. А. Буров, Б. С. Зворыкин, А. П. Кузьмин и др.- Под ред. А. А. Покровского. — М.: Просвещение, 1972. — 448 с.
  32. , В. Б. Реализация дидактического принципа наглядности при изучении поляризации электромагнитных волн Текст.: ав-тореф. дис канд. пед. наук. / Дивак Владимир Борисович.1. Тамбов, 2000. — 24 с.
  33. Дик, Ю. И. Требования к конструированию самодельных приборов по физике Текст. / Ю. И. Дик, А. Ф. Мигу нов / / Физика в школе.1983. — № 1. — С. 76−80.
  34. , В. А. Электрическое поле двухпроводной линии Текст. / В. А. Драгель // Физика в школе. — 1966. — № 4. — С. 90.
  35. , В. М. Формирование понятия электромагнитного поля Текст. / В. М. Дуков // Физика: Приложение к еженедельной газете «Первое сентября». — 2003. — № 3. — С. 1−6.
  36. , А. С. Справочник по физике и технике Текст. / А. С. Енохович. — М.: Просвещение, 1983. — 255 с.
  37. , Г. И. Демонстрация действия трехэлементной телевизионной антенны Текст. / Г. И. Жерехов, Р. Г. Клызбаев, А. Г. Гиль-манов // Физика в школе. — 1973. — № 3. — С. 81−83.
  38. , И. А. Генератор дециметровых волн Текст. / И. А. Жуков // Физика в школе. — 1956. — № 6. — С. 62−64.
  39. , Б. С. Электромагнитные колебания и волны в курсе физики средней школы Текст. / Б. С. Зворыкин. — М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1955. — 100 с.
  40. , Б. С. Генератор УВЧ Текст. / Б. С. Зворыкин // Физика в школе. — 1954. —№ 5. — С. 53−59.
  41. , Б. С. Система учебного эксперимента по физике и учебное оборудование Текст. / Б. С. Зворыкин // Физика в школе. — 1969. — № 3. — С. 3−14.
  42. , Г. Е. Электричество и магнетизм Текст. / Г. Е. Зиль-берман. — М.: Наука, 1970. — 384 с.
  43. , С. В. Курс электродинамики / С. В. Измайлов. — М.: Гос. уч.-пед. изд. мин. проев. РСФСР, 1962. — 440 с.
  44. , О. Ф. Методические основы физического эксперимента в средней школе Текст.: дис. .докт. пед. наук в форме науч. докл. / О. Ф. Кабардин. — М., 1985. — 44 с.
  45. , О. Ф. Методические основы физического эксперимента Текст. / О. Ф. Кабардин // Физика в школе. — 1985.№ 2. — С. 69−73.
  46. , А. С. Адаптационная валидация педагогических тестов Текст.: монография / А. С. Казаринов, А. А. Мирошниченко, А. Ю. Култышева — Глазов: Издательский центр ГГПИ, 2001. — 124 с.
  47. , Н. П. Основы физики Текст. Т.1 / Н. П. Калашников, М. А. Смондырев. — М.: Дрофа, 2003. — 400 с.
  48. , С. Г. Электричество Текст. / С. Г. Калашников. — М.: Физматлит, 2004. — 624 с.
  49. , Н. И. Волновая оптика Текст. / Н. И. Калитеевский. — М.: Высшая школа, 1978. — 384 с.
  50. , С. Е. Электродинамика в курсе физики средней школы Текст. / С. Е. Каменецкий, И. Г. Пустильник. — М.: Просвещение, 1978. — 128 с.
  51. , Н. М. Демонстрационные опыты, способствующие формированию понятия вихревого электрического поля Текст. / Н. М. Каринкин// Физика в школе. — 2001. —№ 8. —С. 4750.
  52. , В. Приключения великих уравнений. Текст. / В. Карцев.
  53. М.: Знание, 1978. — 224 с.
  54. , В. А. Физика. 11 кл. Текст.: тематическое и поурочное планирование / В. А. Касьянов. — М.: Дрофа, 2003. — 96 с.
  55. , В.А. Физика. 11 кл. Текст. / В. А. Касьянов. — М.: Дрофа, 2004. — 416 с.
  56. , В. И. Общий физический практикум. Электричество и магнетизм Текст. / В. И. Козлов. — М.: МГУ, 1987. — 270 с.
  57. , Г. В. Первый урок по электромагнитной индукции Текст. / Г. В. Красавин, Г. Г. Красавин // Учебная физика. —1999. — № 5. — С. 25−27.
  58. , П. С. История физики Текст. Том 1 / П. С. Кудрявцев. — М.: Гос. уч.-пед. изд. мин-ва. про-свещ. РСФСР, 1956. — 564 с.
  59. , X. Справочник по физике Текст.: пер. с нем. / X. Кух-линг. — М.: Мир, 1982. — 520 с.
  60. , Л. Д. Теоретическая физика Текст. Т.2. Теория поля / Л. Д. Ландау, Е. М. Лифшиц. — М.: Физматлит, 2003. — 536 с.
  61. Лекционные демонстрации по физике Текст. / М. А. Грабовский,
  62. A. Б. Млодзевский, Р. В. Телесин и др.- Под ред. В. И. Ивероновой.
  63. М.: Наука, 1972. — 639 с.
  64. , М. История физики Текст. / М.Льоцци. — М.: МИР, 1970. — 464 с.
  65. , В. В. Генератор ультравысокой частоты Текст. /
  66. B. В. Майер // Учебная физика. — 2003. — № 2. — С. 31−37.
  67. , В. В. Демонстрация магнитного поля тока смещения Текст. / В. В. Майер // Учебная физика. — 2003. — № 4. —1. C. 27−33.
  68. , В. В. Демонстрация относительности электрического и магнитного полей Текст. / В. В. Майер // Учебная физика. —2000. — № 3. — С. 59−69.
  69. , В. В. Новые элементы учебной физики как основа организации процесса научного познания в современной системе физического образования Текст.: дис доктора, пед. наук / Майер
  70. Валерий Вильгельмович. — Глазов, 2000. — 409 с.
  71. , В. В. Основные законы дидактики физики Текст. / В. В. Майер // Проблемы учебного физического эксперимента. Вып. 9. — Глазов-СПб.: ГГПИ, 1999. — С. 24−26.
  72. , В. В. Оценка учебности элемента учебной физики Текст. / В. В. Майер // Учебная физика. — 2002. — № 3. — С. 39−55.
  73. , В. В. Система учебных экспериментальных доказательств в электродинамике Текст. / В. В. Майер, Р. В. Майер. — Глазов, 2003. — 244 с.
  74. , В. В. Комплект приборов для учебных опытов с электромагнитными волнами Текст. / В. В. Майер, JI. Е. Чирков // Проблемы учебного физического эксперимента. Вып. 19. — М.: ИОСО РАО, 2004. — С. 49−51.
  75. , В. В. Некорректная демонстрация магнитного поля тока смещения Текст. / В. В. Майер, Л. Е. Чирков // Проблемы учебного физического эксперимента. Вып. 18. — М.: ИОСО РАО, 2003. — С. 41−45.
  76. , В. В. Принцип действия стержневого поляризатора электромагнитных волн Текст. / В. В. Майер, Л. Е. Чирков // Проблемы учебного физического эксперимента. Вып. 22. — М.: ИСМО РАО, 2005. — С. 79−81.
  77. , В. В. Условия демонстрации магнитного поля тока смещения Текст. / В. В. Майер, Л. Е. Чирков // Учебная физика. — 2003. — № 3. — С. 12−23.
  78. , В. В. Учебное исследование демонстрации магнитного поля тока смещения Текст. / В. В. Майер, Л. Е. Чирков // Физика: Приложение к еженедельной газете «Первое сентября». — 2003.40.—С. 25−28.
  79. , В. В. Учебное исследование демонстрации магнитного поля тока смещения Текст. / В. В. Майер, Л. Е. Чирков // Учебная физика. — 2003. — № 2. — С. 23−30.
  80. , В. В. Демонстрация электромагнитной волны в различных средах Текст. / В. В. Майер, А. Е. Чирков, Л. Е. Чирков // Учебная физика. — 2003. — № 5. — С. 28−30.
  81. , Р. В. Исследование процесса формирования эмпирических знаний по физике Текст.: учеб. пособие / Р. В. Майер. — Глазов, ГГПИ, 1998. — 132 с.
  82. , Р. В. Методика фундаментального эксперимента по волновой физике Текст.: дис. .канд. пед. наук / Майер Роберт Валерьевич. — М., 1995. — 258 с.
  83. , Р. В. Методика фундаментального эксперимента по волновой физике Текст.: автореф. .канд. пед. наук / Майер Роберт Валерьевич. — М., 1995. — 18 с.
  84. , Р. В. О соотношении эксперимента и теории в школьном курсе физики Текст. / Р. В. Майер // Проблемы учебного физического эксперимента: Сборник научных и методических работ. Выпуск 3. — Глазов: ГГПИ, 1997. — С. 13−16.
  85. , Р. В. Проблема формирования системы эмпирических знаний по физике Текст.: дис. .докт. пед. наук / Майер Роберт Валерьевич. — М., 1998. — 345 с.
  86. , Дж. К. Избранные сочинения по теории электромагнитного поля Текст. / Дж. К. Максвелл. — М.: Гостехтеориздат, 1954. — 688 с.
  87. , И. М. Генератор тока высокой частоты и опыты с ним Текст. / И. М. Малышев // Физика в школе. — 1948. — № 2. — С. 64−68.
  88. , Е. С. Учебный эксперимент в формировании физических понятий Текст. / Е. С. Мамаева // Проблемы учебного физического эксперимента: Сборник научно-методических работ. Выпуск 1.
  89. Глазов: ГГПИ, 1995. — С. 27−28.
  90. , А.Н. Физика Текст.: учеб. для 10−11 кл. шк. с гуманит. профилем обучения / А. Н. Мансуров, Н. А. Мансуров.— М.: Просвещение, 1999 222 с.
  91. , Б. JI. Демонстрационный генератор УКВ и опыты с ним Текст. / Б. JI. Марголин // Физика в школе. — 1954. — № 1. — С. 57−63.
  92. , JI. М. Самодельные приборы и современные требования к ним Текст. / Л. М. Матвеева // Физика в школе. — 1977. — № 4. — С. 77−81.
  93. , Б.Ю. Модель для демонстрации свойств электромагнитного поля Текст. / Миргородский Б. Ю. // Физика в школе. — 1968. — № 6. — С. 67−68.
  94. , Н. Я. Изучение колебаний на основе современного эксперимента Текст. / Н. Я. Молотков. — Киев: Рад. шк., 1988. — 160 с.
  95. , Н.Я. Педагогические основы создания демонстрационного физического эксперимента при изучении колебательных и волновых процессов Текст.: дис. .докт. пед. наук: 13.00.02. / Н. Я. Молотков. — Хмельницкий, 1990. — 419 с.
  96. , Г. Я. Физика Текст.: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев. — М.: Просвещение, 2004. — 336 с.
  97. , Г. Я. Основные особенности физического метода исследования Текст. / Г. Я. Мякишев // Физика в школе. — 1985. — № 6.—С. 15−19.
  98. , Г. Я. Физика: Колебания и волны. 11 кл. Текст. / Г. Я. Мякишев, А. 3. Синяков. — М.: Дрофа, 2001. — 288 с.
  99. , Г. Я. Физика: Электродинамика. 10−11 кл. Текст. / Г. Я. Мякишев. — М.: Дрофа, 2002. — 480 с.
  100. Новые государственные стандарты школьного образования Текст. — М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во ACT», 2004. — 446 с.
  101. , Л. Р. Теория электромагнитного поля Текст. Часть третья / Л. Р. Нейман, П. Л. Калантаров. — М.: Гос. энерг. издат., 1959. — 232 с.
  102. , Г. Г. Демонстрационно-лабораторный комплект для изучения принципов радиопередачи и радиоприема Текст. /
  103. Г. Г. Никифоров, JL С. Либерман // Проблемы учебного физического эксперимента: Сборник научно-методических работ. Выпуск 1.
  104. Глазов: ГГПИ, 1995. — С. 77−80.
  105. , Е. С. Электромагнитные явления в ученическом эксперименте Текст. / Е. С. Объедков, А. И. Нурминский // Учебная физика. — 1999. — № 1. — С. 30−40.
  106. Основы методики преподавания физики в средней школе Текст. / В. Г. Разумовский, А. И. Бугаев, Ю. И. Дик и др.- Под ред. А. В. Перышкина и др. — М.: Просвещение, 1984. — 398 с.
  107. , И. Портативная радиостанция на 430−440 МГц Текст. / И. Оттосон // Радио. — 1964. — № 4. — С. 19−20.
  108. , Е. В. Об изучении закона электромагнитной индукции в школьном курсе физики Текст. / Е. В. Павлов // Учебная физика.2001. — № 4. — С. 12−14.
  109. , Э. Электричество и магнетизм Текст. / Э. Парселл. — М.: Наука, 1975. — 440 с. .:}
  110. , Б. Ш. Использование некоторых современных научных средств в физических демонстрациях Текст. / Б. Ш. Перкальскис. — М.: Физматгиз, 1971. — 208 с.
  111. , Б. Ш. Волновые явления и демонстрации по курсу физики Текст. / Б. Ш. Перкальскис. — Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1984. — 280 с.
  112. , П. К. Математико-статистическая обработка результатов педагогических исследований Текст. / П. К. Петров. — Ижевск: УдГУ, 2006. — 86 с.
  113. , Ф. М. Применение радиоприемника на уроках Текст. / Ф. М. Петров // Физика в школе. — 1953. — № 1. — С. 61−62.
  114. , А. А. Учебный эксперимент при изучении основных физических теорий Текст. / А. А. Пинский, В. Н. Юшин // Физика в школе. — 1985. — N°. 5. — С. 30−33.
  115. , Р. В., Учение об электричестве Текст. / Р. В. Поль. — М.: Физматгиз, 1962. — 516 с.
  116. , В. Громкоговорящий приемник с мостовым усилителем и питанием «свободной энергией» Текст. / В. Поляков // Радио.2001. — № 12. — С. 53−54.
  117. , А. П. Использование телевизора для определения длин электромагнитных волн Текст. / А. П. Попов // Физика в школе. — 1982. — № 3. — С. 55−56.
  118. Примерная программа среднего (полного) общего образования по физике Текст. // Вестник образования. — 2004. — № 20. — С. 50−71.
  119. , А. В., Вихревое электрическое поле в вариантах опыта Фарадея Текст. / А. В. Проказов // Учебная физика. — № 3. — 1999.—С. 41−43.
  120. , И. Г. Теоретические основы формирования научных понятий у учащихся Текст.: Монография / И. Г. Пустильник / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1997. — 103 с.
  121. , И. Г. Физический эксперимент в концепции учебного познания Текст. / И. Г. Пустильник // Учебная физика. — 2001. — № 1. — С. 53−58.118. 50 лет волн Герца Текст. — M.-J1.: Изд-во АН СССР, 1938. — 156 с.
  122. , В. Г. Физика в школе. Научный метод познания и обучения Текст. / В. Г. Разумовский, В. В. Майер. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 463 с.
  123. , В. Г. Методы научного познания и качество обучения Текст. / В. Г. Разумовский // Учебная физика. — 2000. — № 1. — С. 70−76.
  124. , В. Г. Обучение и научное познание Текст. / В. Г. Разумовский // Педагогика. — 1997. — № 1. — С. 7−13.
  125. , В. Г. Обучение физике и научное познание Текст. / В. Г. Разумовский // Модели и моделирование в методике обучения физике: Тезисы докладов республиканской научно-теоретической конференции. — Киров: 1997. — С. 8−11.
  126. , В. Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике Текст. / В. Г. Разумовский. — М.: Просвещение, 1975. — 272 с.
  127. , В. И. Применение люминесцентных ламп в учебном эксперименте Текст. / В. И. Ринский // Физика в школе. — 1973. — № 3. — С. 78−80.
  128. , Е. М. Физика для любознательных. Электричество и магнетизм. Атомы и ядра Текст. Том 3 / Е. М. Роджерс / Под ред. В. Ф. Киселева. — М.: Мир, 1971. — 664 с.
  129. Руководство по эксплуатации: «Источник высокого напряжения (30 кВ)» Текст. — Новочеркасск: ООО «ОСТ», 2003. — 4 с.
  130. , Г. А. Опыты и моделирование при изучении электромагнитного поля Текст. / Г. А. Рязанов. — М.: Наука, 1966. — 192 с.
  131. , И. В. Основы теоретической физики. В 2 т. Том I. Механика и электродинамика Текст. / И. В. Савельев. — М.: Наука, 1991. — 496 с.
  132. , Ю.А. Основы методологии методики обучения физике Текст.: Монография / Ю. А. Сауров. — Киров: Изд-во Кировского ИУУ, 2003. — 198 с.
  133. Сборник нормативных документов. Физика Текст. / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. — М.: Дрофа, 2004. — 112 с.
  134. Сборник по методике и технике физического эксперимента Текст. / Сост. Д. М. Мур. — М.: Учпедгиз, 1960. — 208 с.
  135. , В. Г. Физика. Волновые процессы Текст. / В. Г. Семенов, В. В. Стручков. — М.: Изд-во Казанского ун-та, 1965. — 56 с.
  136. , Г. М. Роль мышления в демонстрационном эксперименте Текст. / Г. М. Соловянюк, В. Г. Соловянюк // Учебная физика. — 2001. — № 4. — С. 42−48.
  137. , Г. М. Условия эффективности демонстрационного эксперимента по физике Текст. / Г. М. Соловянюк // Проблемы учебного физического эксперимента: Сборник научных и методических работ. Выпуск 2. — Глазов: ГГПИ, 1996. — С. 31−33.
  138. , А. С. Теория вероятностей Текст. / А. С. Солодовников. — М.: Просвещение, 1983. — 207 с.
  139. Стандарт основного общего образования по физике Текст. // Физика: Приложение к еженедельной газете «Первое сентября». — 2004. — № 7. — С. 3−5.
  140. , Л.П. Физический практикум по электромагнитным волнам Текст. / Л. П. Стрелкова. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1974. — 94 с.
  141. , И.Е. Основы теории электричества. Текст. / И. Е. Тамм. — М.: Физматлит, 2003. — 616 с.
  142. , Р. В. Курс физики. Электричество. Текст. / Р. В. Те-леснин, В. Ф. Яковлев. — М.: Просвещение, 1969. — 488 с.
  143. Теория и методика обучения физике в школе Текст.: Общие вопросы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская и др.- Под ред. С. Е. Каменецкого, Н. С. Пурышевой. — М.: Академия, 2000.368 с.
  144. Теория и методика обучения физике в школе Текст.: Частные вопросы: учеб. пособие для студ. пед. вузов / С. Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева, Т. И. Носова и др.- Под ред. С. Е. Каменецкого.
  145. М.: Академия, 2000. — 384 с.
  146. , Е. Ю. Определение частоты генератора методом стоячей волны Текст. / Е. Ю. Тимофеев, К. М. Тимофеева // Физика в школе. — 1979. — № 4. — С. 75−77.
  147. , Е. Ю. Транзисторный генератор к лабораторной работе «Определение длины электромагнитной волны» Текст. / Е. Ю. Тимофеев, К. М. Тимофеева // Физика в школе. — 1982.3. — С. 53−54.
  148. , А. В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий Текст. / А. В. Усова. — Челябинск: Челябинский рабочий, 1979. — 88 с.
  149. , А. В. Формированием у школьников научных понятий в процессе обучения Текст. / А. В. Усова. — М.: Педагогика, 1986.176 с.
  150. , А. П. Усвоение информации учащимися при постановке демонстрационного эксперимента Текст. / А. П. Усольцев // Проблемы учебного физического эксперимента. Вып. 10. — Глазов-СПб.: ГГПИ, 2000. — С. 34−36.
  151. , М. Экспериментальные исследования по электричеству Текст. Т.1 / М. Ферадей. — М.: Изд-во АН СССР, 1947. — 848 с.
  152. , Р. Фейнмановские лекции по физике Текст. Вып. 5. Электричество и магнетизм / Р. Фейнман, Р. Лейтон, М. Сэндс.1. М.: Мир, 1966. — 296 с.
  153. , Р. Фейнмановские лекции по физике Текст. Вып. 6. Электродинамика / Р. Фейнман, Р. Лейтон, М. Сэндс. — М.: Мир, 1977.—352 с.
  154. Физика Текст.: учеб. для 10 кл. шк. и кл. с углубл. изуч. физики / О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов, Э. Е. Эвенчик и др.- Под ред. А. А. Пинского. — М.: Просвещение, 1997. — 415 с.
  155. Физика Текст.: учеб. для 11 кл. шк. и кл. с углубл. изуч. физики / О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов, Э. Е. Эвенчик и др.- Под ред. А. А. Пинского. — М.: Просвещение, 1999. — 432 с.
  156. Физическая энциклопедия Текст. Т.4 / Гл. ред. А. М. Прохоров.
  157. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — 705 с.
  158. , С. Э. Курс общей физики. Электрические и электромагнитные явления Текст. / С. Э. Фриш, А. В. Тиморева. — М.: Гос. изд. физ.-мат. лит., 1958. — 510 с.
  159. , О. Д. Курс физики Текст. Т.5 / О. Д. Хвольсон. — Берлин: Госиздат, 1925. — 984 с.
  160. , С. А. Техника и технология демонстрационного эксперимента Текст. / С. А. Хорошавин. — М.: Просвещение, 1978.174 с.
  161. , С. А. Демонстрационный эксперимент как источник знаний учащихся Текст. / С. А. Хорошавин // Физика в школе.1984. — № 6. — С. 56−57.
  162. , С. А. О конструировании демонстрационных приборов Текст. / С. А. Хорошавин // Физика в школе. — 1988. — № 2. — С. 80−81.
  163. , В. С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях Текст. / В. С. Черепанов. — М.: Педагогика, 1989. — 152 с.
  164. , А. И. Краткий курс физики Текст. /
  165. A. И. Черноуцман. — М.: Физматлит, 2002. — 320 с.
  166. , М.М. Демонстрационный эксперимент вид деятельности учителя физики Текст. / М. М. Черняновская,
  167. B. И. Черняновский, А. И. Стерелюхин, Н. И. Старцева // Проблемы учебного физического эксперимента: Сборник научно-методических работ. Выпуск 1. — Глазов: ГГПИ, 1995. —1. C. 34−36.
  168. , Т. Н. Направления в развитии современного школьного физического эксперимента Текст. / Т. Н. Шамало // Проблемы учебного физического эксперимента: Сборник научно-методических работ. Выпуск 1. — Глазов: ГГПИ, 1995. — С. 36−37.
  169. , Т. Н. Теоретические основы использования физического эксперимента в развивающем обучении Текст. / Т. Н. Шамало. — Свердловск, 1990. — 97 с.
  170. , Т. Н. Учебный эксперимент в процессе формирования физических понятий Текст.: кн. для учителя / Т. Н. Шамало. — М.: Просвещение, 1986. — 96 с.
  171. , Т. Н. Физический эксперимент как средство активизации творческой деятельности учащихся Текст. / Т. Н. Шамало // Проблемы учебного физического эксперимента: Сборник научных и методических работ. Выпуск 3. — Глазов: ГГПИ, 1997. — С. 20−21.
  172. , Н.М., Демонстрационные опыты по разделу «Колебания и волны Текст. / Н. М. Шахмаев. — М.: Просвещение, 1974.128 с.
  173. , Н. М. Комплект приборов для изучения электромагнитных волн Текст. / Н. М. Шахмаев // Физика в школе. — 1960. — № 4.—С. 67−73.
  174. , Н. М. Об едином подходе к изучению колебательных и волновых процессов Текст. / Н. М. Шахмаев // Физика в школе.1967. — № 6. — С. 59−65.
  175. , Н. М. Оборудование кабинета физики с электротехнической лабораторией Текст. / Н. М. Шахмаев. — М.: АПН РСФСР, 1962. — 192 с.
  176. , Н. М. Демонстрационные опыты по электродинамике Текст. / Н. М. Шахмаев, С. Е. Каменецкий. — М.: Просвещение, 1973. — 352 с.
  177. , Н. М. Методика изучения темы «Электромагнитные волны» Текст. / Н. М. Шахмаев, JL П. Кузнецова // Физика в школе. — 1972. — № 6. — С. 26−35.
  178. , Н. М. Физический эксперимент в средней школе Текст. / Н. М. Шахмаев, Н. И. Павлов, В. И. Тыщук. — М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
  179. , Н. М. Содержание, роль и место эксперимента в преподавании физики Текст. / Н. М. Шахмаев // Физика в школе. — 1969. — № 3. —С. 53−57.
  180. , Н.М. Физика. 11 кл. Текст. / Н. М. Шахмаев. — М.: Просвещение, 1993. — 239 с.
  181. , Н. М. Физический эксперимент в средней школе: Механика. Молекулярная физика. Электродинамика Текст. / Н. М. Шахмаев, В. Ф. Шилов. — М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
  182. , В. Ф. Комплект приборов для демонстрации свойств электромагнитных волн Текст. / В. Ф. Шилов // Учебная физика. — 2002. — № 3. — С. 56−62.
  183. , В. Ф. Комплект приборов для изучения принципов радиосвязи Текст. / В. Ф. Шилов // Учебная физика. — 2002. — № 4.1. С. 56−62.
  184. , В. Ф. Некоторые принципы конструирования учебных приборов Текст. / В. Ф. Шилов // Физика в школе. — 1970. — № 5.1. С. 64−70.
  185. , Н.Н. К изучению электромагнитных волн в X классе Текст. / Н. Н. Щеголев // Физика в школе. — 1974. — № 3. — С. 39−40.
  186. , А. А. Избранные работы Текст. / А. А. Эйхенвальд.
  187. М.: Гостехтеориздат, 1956. — 268 с.
  188. Элементарный учебник физики Текст. Т.2. Электричество и магнетизм / / Под ред. Г. С. Ландсберга. — М.: Физматлит, 2004. — 480 с.
  189. Элементарный учебник физики Текст. Т. З. Колебания и волны. Оптика. Атомная и ядерная физика / Под ред. Г. С. Ландсберга.
  190. М.: Физматлит, 2004. — 656 с.
  191. , Ю. Н. Экспериментальное доказательство максвел-ловского тока смещения Текст. / Ю. Н. Явлинский // Реферативный журнал. Физика. — № 12А. — 1975.
  192. , Б.М. Физика Текст. Для школьников старших классов и поступающих в вузы / Б. М. Яворский, А. А. Детлаф. — М.: Дрофа, 2000. — 800 с.
  193. , Б. М. Курс физики. Волновые процессы. Оптика. Атомная и ядерная физика Текст. Том 3 / Б. М. Яворский,
  194. А. А. Детлаф. — М.: Высшая школа, 1967. — 556 с.
  195. , Б. М. Основы физики. Т.1. Механика. Молекулярная физика. Электродинамика Текст. / Б. М. Яворский, А. А. Пинский / Под ред. Ю. И. Дика. — М.: Физматлит, 2003. — 576 с.
  196. , Б. М. Основы физики Текст. Т.2. Электродинамика. Колебания и волны. Основы квантовой физики атомов, молекул и твердых тел. Физика ядра и элементарных частиц / Б. М. Яворский, А. А. Пинский. — М.: Наука, 1972. — 736 с.
Заполнить форму текущей работой