Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Период империи. 
Общественный и государственный строй Римской империи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Повышению управляемости территорий способствовала административная реформа. Диоклетиан разделил территорию империи на 101 провинцию, учредив на завоеванных территориях новую администрацию. В целях подрыва сепаратизма старых провинций он разделил функции гражданской и военной власти, прежде находившиеся в руках префектов. Несколько провинций составляли диоцез во главе с викариями. Им подчинялись… Читать ещё >

Период империи. Общественный и государственный строй Римской империи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Период империи подразделяется на два этапа: 1) эпоха Ранней империи — принципат (27 г. до н.э. — 283 г. н.э.), когда формально республиканские учреждения еще сохраняются, однако фактически единственным верховным правителем был принцепс — первый в списке сенаторов; 2) эпоха Поздней империи — доминат (283−476 гг.), период абсолютно неограниченной власти одного человека — императора. Власть императора обожествлялась.

Общественный строй Ранней империи. Основными классами римского общества I—II вв. н.э. были классы рабов, рабовладельцев и мелких производителей — собственников земли, мастерских.

Рабы оставались главной производительной силой римского общества, но в их положении происходят изменения. Поскольку иссякал приток новых рабов, так как не всегда завоевательные войны были успешными, рабовладельцу уже экономически невыгодно доводить эксплуатацию раба до потери им сил и здоровья. Болес того, законодательство императора Адриана запрещало беспричинное убийство раба. Это приводило к смягчению классового протеста рабов, снижало вероятность восстаний. Получил дальнейшее развитие пекулий, поощряющий экономическую активность предприимчивых рабов.

Свободные производители-собственники работали в своих мелких земледельческих хозяйствах без рабов, однако они не могли конкурировать с крупными латифундиями. Поэтому свободный земледелец постепенно превращался в арендатора некогда собственной земли. Для II в. н.э. характерно распространение арендных отношений и колоната. Колон — это был юридически свободный человек, имевший право уйти от землевладельца после истечения срока договора (как правило, пять лет). Обычно колон за это время настолько опутывался долгами и обязательствами, что уйти не мог и превращался в пожизненного арендатора земли. Это было выгодно и землевладельцу: он становился его господином, давал ему землю, орудия труда, продукты, разбирал споры колонов между собой. Колоном становился крестьянин, потерявший землю, вольноотпущенник, поденщик, городской плебей, раб-пекулиант, посаженный на землю, варвар в пограничных провинциях Рима.

Класс рабовладельцев не был однородным. В него входили: сенаторское сословие, служилое чиновничество (всадники), муниципальная знать, городская верхушка, крупные торговцы и судовладельцы. Господствующее положение в классе рабовладельцев занимало сенаторское сословие, состоящее как из древнего римского нобилитета, так и из богатой провинциальной знати. Они были сенаторами, занимали высшие государственные должности в правительственном аппарате, армии, управляли провинциями. Достаточно сказать, что наименьший ценз для сенаторов составлял 1 млн сестерциев. При этом, занимая высшие государственные посты, сенаторы получали огромное жалование — 600 тыс. сестерциев и носили титул «светлейшего, совершеннейшего». Второе сословие составляли всадники. Они превратились в служилое сословие, занимали высшие посты в имперских канцеляриях, администрации императора и армии. Высшей должностью, доступной всаднику, были должности командующего преторианской гвардией, префекта Египта. Всадники-чиновники получали большое жалование: 100−300 тыс. сестерциев и носили почетное звание «выдающиеся». Третьим сословием была муниципальная знать — зажиточные горожане, владевшие средними имениями, мастерскими, торговыми предприятиями (все, кто владел имуществом в 100 тыс. сестерциев и выше). Из них выбирались должностные лица в органы городского самоуправления.

Государственный строй принципата. В 27 г. до н.э. сенат объявил Октавиана императором. Считалось, что император является все еще республиканским магистратом, правда, пожизненным и обладающим высшей властью. Он был первым в списке сенаторов и первым высказывал свое мнение при обсуждении в сенате каких-либо вопросов. Император был командующим армией, верховным жрецом, народным трибуном, цензором. Из числа преданных ему сенаторов он назначал наместников, которые действовали в соответствии с мандатом, императорскими инструкциями. При Октавиане Августе складывается государственный аппарат, казна (фиск). В конце II в. н.э. государственный аппарат империи приобрел законченный вид и был относительно централизованным.

Во главе стоял император, обладавший всей полнотой государственной власти. Юридически нового императора избирал сенат. В управлении он опирался на императорский совет, состоявший из преторианских префектов (командиров дворцовой стражи императора) и начальников ведомств императорской канцелярии. Большую роль в управлении играла императорская канцелярия, состоявшая из нескольких отделений.

Сенат юридически считался законодательным органом, поскольку императорские указы, чтобы обрести силу закона, вносились в сенат. Сенат утверждал магистратуру — исполнительную власть (20 квесторов, 18 преторов, 12 консулов). Территория Римского государства делилась на 45 провинций: 34 императорские и 11 сенатские. Сенатские провинции были бедными, доходы от них были малыми, а императорские — богатыми, но менее спокойными, поэтому там стояли римские войска. Управлялись провинции Рима наместниками, которых назначал император. Следовательно, принципат являлся монархией, прикрывавшейся республиканскими институтами, однако реальная власть принадлежала принцепсу.

Общественный строй в период домината. Римское рабовладельческое общество в III—IV вв. переживает глубокий кризис. Он связан с упадком системы классического рабства, лежащего в основе рабовладельческой экономической системы. Рабовладельческая товарная вилла, городские ремесла и торговля приходят в упадок. Напротив, укрепляется система латифундиального хозяйства. Огромные поместья — латифундии, земли в которых обрабатывались колонами, имевшие собственные ремесленные мастерские, были слабо связаны с городским рынком ввиду натурального хозяйства.

В составе класса рабовладельцев на первый план выходит прослойка крупных латифундистов, земельных магнатов, контролирующих обширное население, располагающих значительными запасами продуктов. Как правило, это были влиятельные сенаторы, высшие чиновники и военные, получавшие налоговые льготы от императора. Доминирующую роль в господствующем классе играл сам император и его родственники. Экономической основой их могущества стало императорское землевладение. Наряду с ними в правящем классе выделяется и духовная элита, связанная с появлением мировой религии — христианства. Возникает церковное землевладение.

Социальная структура римского общества IV в. имела переходный характер. Уменьшается роль рабов в производстве, но, напротив, возрастает роль колонов. Удовлетворяя требования землевладельцев, Закон 332 г. (эдикт о вечном прикреплении колонов к их участкам) положил начало прикреплению арендаторов к земле. Самовольно покинувшие поместья возвращались силой. В то же время Закон запрещал сгонять колонов при продаже земли. Аналогично запрещалось и самовольное повышение лежащих на колоне тягот и повинностей. Прикрепление колонов к земле было пожизненным и потомственным. Подобная политика закрепощения проводилась и в отношении ремесленников (по императорскому эдикту 317 г. предписывалось, чтобы мастера монетного дела «навсегда оставались в своем состоянии»), и корабельщиков и др. Таким образом, непосредственное присвоение прибавочного продукта стало основной формой эксплуатации крестьян и ремесленников. Класс свободных собственников-производителей постепенно разоряется и пополняет армию зависимых колонов или свободных членов ремесленных коллегий. Таким образом, внутри разлагающегося рабовладельческого общества зарождается сословная структура будущего феодального общества.

Государственный строй в период домината. В период Поздней империи верховная власть в государстве принадлежала одному лицу — императору. Императоры порывают с республиканской традицией и управляют единолично. Взамен титула принцепс появился титул dominus — «владыка, господин». Управление страной император осуществлял, опираясь на совещательный орган, подготавливающий законопроекты, — государственный совет (консистория, т. е. «учреждение, где стоят вместе»: члены совета не могли сидеть в присутствии императора), а также на центральные ведомства (финансовое, военное и т. д.), которые и управляли империей. Государственный аппарат приобрел жестко централизованный характер и подчинялся императору, который назначал чиновников сроком на один год. Сложилась иерархия чинов («табель о рангах»): редактор законов; заведующий императорской казной; управляющий коронными имуществами; начальник императорской канцелярии. Провинции управлялись наместниками,, которые также имели канцелярии, издавали эдикты.

Установление домината связано с реформами императора Диоклетиана (284−305 гг.), пытавшегося преодолеть экономический и политический кризис империи. Он провел ряд реформ, направленных на повышение управляемости империей и укрепление армии, способной оберегать ее границы. Главной среди них была реформа государственного управления. Вводилась система власти в империи, которая называлась тетрархией, т. е. власть четырех. Верховная власть была поделена между четырьмя соправителями: два августа, управлявшие Западной и Восточной частями империи, назначали своими помощниками (преемниками) соправителей — двух цезарей. Через 20 лет августы передавали власть цезарям (соправителям). Так вводился порядок, гарантирующий преемственность верховной власти, ограничивающий возможность ее узурпации. Однако августы и цезари не были равноправны. В системе тетрархии высшей властью обладал старший август — Диоклетиан. Тетрархия органично сочетала абсолютизм и сакральность высшей власти с ее военно-административной оперативностью.

Повышению управляемости территорий способствовала административная реформа. Диоклетиан разделил территорию империи на 101 провинцию, учредив на завоеванных территориях новую администрацию. В целях подрыва сепаратизма старых провинций он разделил функции гражданской и военной власти, прежде находившиеся в руках префектов. Несколько провинций составляли диоцез во главе с викариями. Им подчинялись наместники провинций — ректоры. Власть императора (старшего августа) опиралась на армию. Диоклетиан осуществил военную реформу с целью повысить полицейские и охранительные ее функции. Во-первых, численность армии увеличивалась на треть, так как землевладельцы были обязаны посылать в императорскую армию рекрутов, число которых было пропорционально площади обрабатываемой земли и количеству проживающего на ней населения. Во-вторых, армия была разделена на две части-. одна из них, постоянная, была размещена на границах империи, а другая — маневренная, мобильная, обеспечивала внутреннюю безопасность.

Укрепление единства государства тесно связано с обеспечением экономической стабильности. Экономическое оздоровление Диоклетиан начал с денежной реформы: он выпустил полноценную золотую монету, но золотого содержания в ней оказалось мало, ее стали подделывать. Поэтому реформа не удалась. Диоклетиан изменил систему налогообложения. Налоговая реформа была призвана обеспечить содержание огромной армии и бюрократического аппарата империи. Он ввел подушный налог, взимавшийся натурой. В основу налогообложения были положена площадь обрабатываемой земли (или размеры производимой ремесленниками продукции) и количество обрабатывающих ее людей. Учет земли и работников осуществлялся с помощью переписи населения и имущества, проводимой раз в 15 лет. Налог устанавливался на пять лет. Государство активно вмешивалось в экономику, что было обусловлено потребностью в деньгах для содержания государственного аппарата. Население страдало от роста цен на продукты питания и предметы первой необходимости, что отрицательно сказывалось на способности населения платить налоги. В 301 г. Диоклетиан издал эдикт о твердых ценах на продаваемые товары. За продажу товаров выше установленных цен полагалось наказание, вплоть до смертной казни. Помимо максимальных цен на пшеницу, рожь, мак и прочие товары, эдикт установил еще и максимальные размеры заработной платы — батраку, парикмахеру, учителю, стенографу, адвокату, архитектору и др. Укреплению единства государства могла бы способствовать мировая религия — христианство. Однако Диоклетиан увидел в ней организацию, стремящуюся конкурировать с государством, поэтому он был противником христианства.

Окончательное оформление домината приходится на правление императора Константина (306−327). Хотя формально тетрархия была упразднена, деление Римской империи на четыре части для удобства управления осталось. Теперь эти части назывались префектурами. Ими управляли назначаемые императором высшие чиновники — префекты претория. Должность префекта была превращена в гражданскую. Командование армией было изъято из рук префектов и передано военным магистрам, которых было четыре: два начальника пехоты и два начальника конницы. Подобное разделение функций военной и гражданской префектур подрывало сепаратизм и самостоятельность местной власти и обеспечивало взаимный контроль друг за другом. Префекты претория и военные магистры подчинялись непосредственно императору, входили в состав консистории — высшего совета. Деление на провинции и диоцезы (шесть в западной и семь в восточной части) сохранилось. Провинция состояла из небольших округов, управлявшихся окружной администрацией.

Константин стоял во главе разветвленного государственного аппарата. Он был верховным военачальником, непогрешимым источником законов. Его особа была священной. При доминусе был высший совещательный совет — консисториум, члены которого назначались императором. Все высшие чины в государстве были разделены на шесть категорий в порядке иерархии: благороднейшие, сиятельные, почтеннейшие, светлейшие, совершеннейшие и выдающиеся.

Укреплению единства государства способствовала церковная реформа Константина. Он понял, что христианство и католическая церковь могут стать прочной опорой абсолютной власти императора. В 313 г. Миланским эдиктом Константин объявил христианство равноправной религией наравне с другими и разрешил ее свободное исповедание. Никейский собор 325 г. провозгласил христианство государственной религией Римской империи. В экономической сфере политика Константина была направлена на финансовое оздоровление: он выпустил новую золотую монету — солид, содержащую только золото и разменную серебряную монету. При Константине завершается процесс закрепощения крестьян-колонов и ремесленников, что способствовало упорядочению налогообложения. Согласно императорской конституции 332 г., колон был лишен права переходить из одного имения в другое. Не подчинившийся колон заковывался в кандалы, как раб, и возвращался прежнему собственнику. Лицо, принявшее беглого колона, уплачивало его господину полную сумму причитающихся с беглого колона платежей. В армии профессия воина стала наследственной. В нее стали широко привлекаться варвары, получавшие римское гражданство и возможность продвигаться по служебной лестнице, вплоть до высших должностей.

В 375 г. Римская империя была разделена на Западную со столицей в Риме и Восточную (ставшую Византией) со столицей в Константинополе. В 476 г. германские племена во главе с Одоакром покорили Западную Римскую империю, свергнув малолетнего императора Ромула-Августула. Восточная империя — Византия пала под натиском турок в 1453 г.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой