Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основные типы государств

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Власть чиновничества была настолько могущественна, а личность — настолько бесправна, что человек превращался в неотъемлемую часть государства и не мог существовать самостоятельно. По мнению одного из теоретиков полицейского государства Ж.-Ж. Руссо, «если кто-либо откажется подчиняться общей воле, то он будет к этому принужден всем организмом, т. е. государством, а это означает не что иное… Читать ещё >

Основные типы государств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Полицейское государство: понятие и признаки.

Полицейское государство представляет собой один из наиболее распространенных прежде типов государства. Его разновидности — восточные деспотии, европейские абсолютные монархии (XV—XVIII вв.), тоталитарные государства XX в. в Германии, Италии, Испании, Португалии, Японии, СССР.

Полицейское государство — это тип государства, характеризующийся всеобъемлющей опекой над населением и чрезмерным развитием карательной функции, которую осуществляет разветвленная система государственного насилия: армия, органы охраны правопорядка и безопасности, тюрьмы.

Необходимость создания полицейского государства была основана на тезисе о неспособности народа самостоятельно организовать свою жизнь и достичь счастья. Таким организующим началом и стало государство в лице императора, монарха, вождя, главной задачей которого является благо народа. «Нация во Франции, — считал король Людовик XIV, — не составляет самостоятельного тела, она целиком заключается в особе короля».

Однако благополучия можно достичь лишь благодаря жесткой регламентации всех сфер деятельности человека, определению того, что ему следует делать, а от чего следует воздержаться. «Народу, — по мнению немецкого императора Фридриха Великого (XII в.), — как больному ребенку, следует указывать, что ему есть и пить». В достижении столь благородной цели, как счастье парода, все средства хороши, например всеобъемлющая опека чиновничества и полиции над всем населением. Описывая работу такого государства, французский историк А. Токвилъ замечал: «Чтобы всем руководить в Париже… необходимо было изобрести тысячи способов контроля. Размеры переписки уже громадны, а медленность административной процедуры так велика, что я никогда не встречал случая, когда приход получал бы разрешение починить колокольню или дом священника раньше чем через год после подачи просьбы»[1].

Государство вторгалось в частную жизнь граждан, контролируя сс. Так, в Пруссии (XVIII в.) закон предписывал, как следует изготовлять товары, определял время работы и торговли, где должна стоять лампа на гумне и в доме, сколько бутылок вина допустимо во время крестьянского застолья, какое приданое должно быть дано новобрачной и т. д. Тайная полиция отправляла на смерть тысячи людей без суда и следствия, шпионство и доносы носили массовый характер.

Деятельность полицейского государства не регулировалась правовыми нормами, она определялась целесообразностью, т. е. тем, что было выгодно королю и его приближенным. Так, уже при Людовике XIV широко использовались открытые бланки, содержащие формальный приказ об аресте, подписанный королем. Распоряжались ими высшие сановники. Достаточно было написать на бланке фамилию конкретного человека, чтобы обречь его на тюремное заключение.

Власть чиновничества была настолько могущественна, а личность — настолько бесправна, что человек превращался в неотъемлемую часть государства и не мог существовать самостоятельно. По мнению одного из теоретиков полицейского государства Ж.-Ж. Руссо, «если кто-либо откажется подчиняться общей воле, то он будет к этому принужден всем организмом, т. е. государством, а это означает не что иное, как-то, что его силой принудят быть свободным»[2].

Наибольшего развития теория полицейского государства достигла в практике тоталитарных режимов. Тоталитарное государство является разновидностью полицейского, оно возникло в 30-е гг. XX в. Сущность тоталитарного государства можно выразить словами лидера итальянских фашистов Б. Муссолини: «Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства»[3]. Иначе говоря, ничто человеческое не существует само по себе, в еще меньшей степени оно обладает какой-либо ценностью вне государства.

Установление «тотального государства», которое контролирует все (мысли, чувства, действия и поступки людей, организаций), возможно в обществе, раздираемом постоянной борьбой и конфликтами, экономическими кризисами и нестабильностью, угрозой распада государства, опасностью его завоевания соседями. В таких условиях происходит концентрация всей полноты государственной власти в руках лидера (вождя), которого рассматривают как спасителя нации. Под этим предлогом запрещаются все политические партии, кроме правящей, распускается парламент, отменяются статьи, гарантирующие права человека. Характерной чертой «тотального государства» является массовый террор в отношении политических противников режима и всех несогласных с ним. Так, если в Италии при Муссолини (с 1927 по 1933 г.) по политическим мотивам было вынесено 329 смертных приговоров, то в Германии при Гитлере (с 1933 по 1939 г.) — уже 10 тыс.

Однако несмотря на отрицательные черты именно полицейское государство па этапе феодальной раздробленности создает предпосылки для перехода к правовому. Прежде всего это выражается в утверждении единства и целостности государственной власти, в преодолении политической и экономической нестабильности.

  • [1] Токвилъ А. Демократия в Америке. М., 1987. С. 1999.
  • [2] Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969. С. 171.
  • [3] Муссолини Б. Доктрина фашизма // Антология мировой политическоймысли… С. 321.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой