Фридрих Карл фон Савиньи (1779-1861)
Достижениями марксистской теории происхождения нрава является проведение принципов и диалектики историзма, подход к появлению права как социального института, рожденного потребностями материальной жизни общества, связь права с классовыми структурами и классовыми интересами, ряд других положений. Достоинством марксистского учения является его последовательный материалистический характер… Читать ещё >
Фридрих Карл фон Савиньи (1779-1861) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Немецкий юрист, профессор Берлинского университета (1810—1842), прусский министр по реформе законодательства (1842—1848). Известность получил как автор многочисленных трудов по римскому и гражданскому праву, как глава исторической школы права. Основной труд: «О призвании нашего времени к законодательству и правоведению».
ученых-правоведов состоит в том, чтобы уметь уловить и выразить проявления правового народного духа, изложить его положения в юридических формулах. Законодатель, найдя готовое право, должен его превратить в действующее законодательство. Право, по Савиньи, — продукт развития народного духа. Историческая школа права утверждала, что право — объективный результат исторического развития. Критики исторической школы видели ее недостаток в нечеткости определения понятия «народный дух», его нематериалистический характер.
Карл Маркс (1818−1883)
Основоположник научного коммунизма. В апреле 1841 г. Марксу была присвоена степень доктора философии за сочинение «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура».
Марксистская теория происхождения права основывается на материалистическом подходе к процессу происхождения права. Основателями данной теории являются К. Маркс и Ф. Энгельс.
Согласно марксисткой концепции неразрывной является связь права с государством, с экономическим строем, с классовыми структурами, с принуждением и насилием. Именно в рамках этой теории утверждалось, что право — ничто без аппарата, способного принудить к исполнению норм права.
Исключалась самоценность права как глубинного пласта регулятивной системы, обеспечивающей жизнедеятельность общества. Насаждалась репрессивная, карательная, принудительная функция права («функция насилия»).
В марксистской теории утверждается, что правовые нормы обладают классовым характером. Право выступает формой закрепления социального неравенства и частной собственности.
С появлением частной собственности и образованием классов правила поведения стали отражать и закреплять общественное неравенство. А с возникновением классового деления общества и образованием государства появились правила поведения, исполнение которых обеспечивалось всей силой государственного принуждения. Именно государство является источником права. Государственные институты создают право, защищают его и принуждают граждан к его исполнению.
Достижениями марксистской теории происхождения нрава является проведение принципов и диалектики историзма, подход к появлению права как социального института, рожденного потребностями материальной жизни общества, связь права с классовыми структурами и классовыми интересами, ряд других положений. Достоинством марксистского учения является его последовательный материалистический характер. Выработанные в данной теории дефиниции по сей день не утратили своей актуальности. Так, в рамках марксистского учения сформулировано следующее определение права: право — это возведенная в закон воля экономически господствующего класса. Это понятие по сей день имеет сторонников.
Лев Иосифович Петражицкий (1867−1931)
Российский и польский ученый, правовед, социолог, философ, депутат первой Государственной думы. Автор психологической теории нрава.
Психологическая школа (Т. Д. Баштим, Л. И. Петражицкий, Н. М. Коркунов).
Эта теория возникла в середине XIX в. Широкое распространение получила в конце XIX — первой половине XX в.
Яркий представитель психологической школы — Л. И. Петражицкий. Его взгляды на сущность права изложены в книге «Теория права государства в связи с теорией нравственности». Петражицкий понимал «под правом в смысле особого класса реальных феноменов будем разуметь те этические переживания, эмоции которых имеют атрибутивный характер». В психологической школе права возникновение государства и права объясняется проявлением свойств человеческой психики: потребности подчипяться, управлять, подражать и т. д. Он разделял право официальное и интуитивное.