Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Нормативно-правовая основа деятельности товарных бирж

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Редакция действующего до настоящего времени Закона о товарных биржах не определяла, в какой форме должны учреждаться биржи, и допускала существование товарных бирж двух видов: коммерческих организаций и некоммерческих организаций. В связи с чем практически до конца 2011 г. в России биржи могли создаваться как в форме коммерческих организаций, так и в форме некоммерческих. Данное обстоятельство… Читать ещё >

Нормативно-правовая основа деятельности товарных бирж (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Законодательные акты, которые содержат нормы, регулирующие отношения, связанные с деятельностью товарных бирж (их филиалов и других обособленных подразделений) и биржевой торговли, относятся по своей отраслевой принадлежности к гражданскому, административному, финансовому, налоговому, уголовному и другим отраслям законодательства.

В первую очередь, к актам законодательства, регулирующим отношения, связанные с деятельностью товарных бирж и биржевой торговлей, относится ГК РФ, регулирующий правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

Большинство отношений, связанных с деятельностью товарных бирж, регулируется на основании таких норм ГК РФ, как: ст. 8 «Основания возникновения гражданских прав и обязанностей», ст. 48 «Понятие юридического лица», ст. 128 «Виды объектов гражданских прав», ст. 129 «Оборотоспособность объектов гражданских прав», ст. 153 «Понятие сделки», ст. 182 «Представительство», ст. 184 «Коммерческое представительство» и др.

Из числа других законодательных актов РФ можно назвать: КоАП РФ, Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», постановления Правительства РФ и иные подзаконные акты.

К числу специальных нормативных актов, регулирующих деятельность товарных бирж, относятся постановления Правительства РФ от 4 марта 2010 г. № 121 «Об утверждении Положения о лицензировании товарных бирж на территории Российской Федерации», от 10 февраля 2011 г. № 65 «Об утверждении Положения о регистрации товарной биржей внебиржевых сделок с биржевым товаром, в том числе долгосрочных договоров поставки, а также о ведении реестра указанных сделок и предоставлении информации из реестра», от 1 апреля 2010 г. № 208 «Об утверждении Положения о предварительном согласовании особенностей формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на товарной бирже», от 23 июля 2013 г. № 623 «Об утверждении Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра», от 4 марта 2010 г. № 121 «Об утверждении положения о лицензировании товарных бирж на территории Российской Федерации», от 9 октября 1995 г. № 981 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров, совершающих товарные фьючерсные и опционные сделки в биржевой торговле», от 24 февраля 1994 г. № 152 «Об утверждении Положения о порядке лицензирования деятельности товарных бирж на территории Российской Федерации, Положения о государственном комиссаре на товарной бирже», от 24 февраля 1994 г. № 151 «О сборах за выдачу лицензий товарным биржам», приказ ФСФР России № 04−601/пз-н, Минэкономразвития России № 293, Минсельхоза России № 507, ФАС России № 149 от 2 ноября 2004 г. «О Комиссии по товарным биржам при Федеральной службе по финансовым рынкам», приказы ФСФР России от 4 октября 2012 г. № 12−84/пз-н «Об утверждении Квалификационных требований и требований к профессиональному опыту лиц, указанных в части 2 статьи 6 Федерального закона от 21.11.2011 № 325 „Об организованных торгах“», от 18 апреля 2013 г. № 13−31/пз-н «Об утверждении Положения о требованиях к объему, порядку, срокам и форме представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков уведомлений лицами, указанными в абзаце первом части 1 статьи 7 Федерального закона „Об организованных торгах“» и ряд других.

Многие отношения в сфере биржевой торговли регламентируются локальными нормативными актами: учредительными документами, правилами биржевой торговли, положениями об органах управления биржи и ее подразделениях и другими внутренними документами биржи, принятыми в соответствии с законодательством.

Большое значение для формирования практики биржевого оборота имеют акты Президиума ВАС РФ, например информационные письма от 27 ноября 1992 г. № С-13/ОП-334 «Об отдельных решениях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике», от 3 августа 1993 г. № С-13/ОП- 250 «Обзор практики разрешения споров, связанных с исполнением, изменением и расторжением биржевых сделок» .

Основополагающими законами, определяющими правовое положение товарных бирж, являются Закон РФ от 20 февраля 1992 г. «О товарных биржах и биржевой торговле» (далее — Закон о товарных биржах), а также Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 325-?3 «Об организованных торгах» (далее — Закон об организованных торгах).

В соответствии со ст. 2 Закона о товарных биржах под товарной биржей понимается организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.

Закон об организованных торгах определяет биржу более лаконично. Согласно ст. 9 данного Закона биржей является организатор торговли, имеющий лицензию биржи. При этом прочтение норм данного закона в целом позволяет определить ряд основных организационно-правовых признаков, отличающих товарную биржу от других форм организованной торговли (ярмарок, аукционов, базаров, торговых домов и др.):

  • 1) товарная биржа обладает статусом юридического лица — акционерного общества (ст. 9 Закона об организованных торгах) — со всеми присущими ему признаками: организационным единством, имущественной обособленностью, способностью самостоятельно выступать в гражданском обороте от своего имени, самостоятельной имущественной ответственностью. В соответствии с общим порядком учреждения юридических лиц товарная биржа может иметь филиалы и другие обособленные подразделения, учреждаемые в соответствии с действующим законодательством;
  • 2) право товарной биржи как юридического лица осуществлять свою деятельность возникает с момента получения лицензии на организацию биржевой торговли (ст. 5 Закона об организованных торгах);
  • 3) товарная биржа осуществляет деятельность, непосредственно связанную с организацией и регулированием биржевой торговли и оказанию услуг по проведению организованных торгов. Организация и регулирование оптовой торговли на бирже на регулярной основе в заранее определенном месте и в определенное время по установленным правилам составляет сферу деятельности товарной биржи и ее специальную компетенцию;
  • 4) главным отличием биржи от иных субъектов, заключающих сделки с товарами (производителей, организаций оптовой и розничной торговли), является то, что она может осуществлять деятельность, связанную исключительно с организацией и регулированием биржевой торговли. Биржа не вправе заниматься производственной, торговой, страховой деятельностью, деятельностью кредитных организаций, деятельностью по управлению инвестиционными фондами и другой деятельностью, установленной законодательством. Биржа, совмещающая деятельность по проведению организованных торгов с иными видами деятельности, обязана создать для осуществления деятельности по проведению организованных торгов одно или несколько отдельных структурных подразделений и принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, возникающего у биржи в связи с таким совмещением;
  • 5) бирже запрещено осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции других организаций, если эти организации не ставят целью осуществление деятельности, непосредственно связанной с организацией и регулированием биржевой торговли. Допускается только создание союзов, ассоциаций и других объединений бирж для осуществления совместных программ при условии соблюдения антимонопольного законодательства. Соглашения и действия бирж, имеющие целью или влекущие за собой устранение либо ограничение конкуренции в биржевой торговле, недействительны (ст. 4 Закона о биржах);
  • 6) фирменное наименование биржи должно содержать слово «биржа». Использование слова «биржа», производных от него слов и сочетаний с ним в своем фирменном наименовании и (или) в рекламе иными лицами не допускается. Предприятия, учреждения и организации, а также их филиалы и другие обособленные подразделения не имеют права использовать в своем названии термин «биржа» или «товарная биржа», организовывать биржевые торги и не подлежат государственной регистрации под наименованиями, включающими этот термин в любых словосочетаниях. Юридические лица, использующие в своем наименовании слова «биржа» или «товарная биржа», обязаны пройти перерегистрацию с целью внесения изменений в учредительные документы (ст. 9 Закона об организованных торгах);
  • 7) биржа выполняет ряд вспомогательных функций: осуществляет стандартизацию биржевых товаров, разрабатывает типовые контракты, фиксирует торговые обычаи, производит котирование цен, содействует расчетам между членами биржи, ведет арбитражное разбирательство споров, организует информационные службы.

Классическая товарная биржа в странах рыночной экономики по своей сути является некоммерческой организацией, обладающей специальной правоспособностью. Поскольку отсутствовала четкая правовая регламентация, подавляющее число бирж в России в начале своего формирования были созданы в качестве коммерческих организаций — товариществ (обществ) с ограниченной и дополнительной ответственностью, акционерных обществ. В 1990—1992 гг. некоммерческими организациями были менее 3% бирж. После спада биржевого бума многие из коммерческих бирж, начиная с 1993 г., по собственной инициативе реорганизовались в некоммерческие организации.

Редакция действующего до настоящего времени Закона о товарных биржах не определяла, в какой форме должны учреждаться биржи, и допускала существование товарных бирж двух видов: коммерческих организаций и некоммерческих организаций. В связи с чем практически до конца 2011 г. в России биржи могли создаваться как в форме коммерческих организаций, так и в форме некоммерческих. Данное обстоятельство в силу различия правоспособности и целей создания юридических лиц в качестве коммерческих организаций (общая правоспособность и осуществление любых видов предпринимательской деятельности) и некоммерческих организаций (специальная правоспособность и осуществление деятельности в соответствии с целями создания), безусловно, не способствовало единообразию осуществления биржевой деятельности и затрудняло развитие биржевой торговли.

В целях создания единой системы регулирования деятельности бирж и иных организаторов торговли по проведению организованных торгов был принят Закон об организованных торгах, вступивший в полную силу с 1 января 2013 г.

С принятием данного законодательного акта произошли значительные изменения в правовом регулировании биржевой торговли и деятельности товарных бирж на организованных торгах — проводимых на регулярной основе по установленным правилам. Закон об организованных торгах устранил неоднозначность правового статуса создания бирж и установил единую организационно-правовую форму государственной регистрации биржи в качестве юридического лица. Согласно п. 2 ст. 9 Закона в настоящее время в Российской Федерации биржа может создаваться только в организационно-правовой форме акционерного общества. Биржи, осуществляющие свою деятельность в иных организационно-правовых формах (некоммерческого партнерства, общества с ограниченной ответственностью и др.), должны быть преобразованы в акционерные общества.

Законодатель учел современную практику организованной торговли в развитых зарубежных странах и внес в действующее законодательство ряд изменений, направленных на совершенствование деятельности бирж и организацию торговли. Были устранены пробелы, имеющиеся в регулировании деятельности по проведению торгов, введена единая для всех организованных рынков терминология, определен порядок проведения торгов на организованном рынке, предусмотрены новые участники рынка — организатор торговли и торговая система[1].

  • [1] В результате принятия Закона об организованных торгах были унифицированы регулирующие деятельность товарных, фондовых и валютных бирж нормы, которые ранее содержались в Законе о товарных биржах, Законе о рынке ценных бумаг и Федеральном законе от 10 декабря 2003 г. № 173-Φ3 «О валютном регулировании и валютном контроле» .
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой