Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Признаки права. 
Теория государства и права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Государственное принуждение — это фактор, позволивший четко разграничить право и обязанность, т. е. сферу личной свободы и ее границы. Человек, действующий в рамках права, свободен. Человек, нарушающий обязанности, действует несвободно. Ценность государства для права состоит в том, что с помощью государственного принуждения (и его возможности) четко устанавливается граница между свободой… Читать ещё >

Признаки права. Теория государства и права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рассмотрим важнейшие признаки права, которые характеризуют его как специфическую систему регулирования общественных отношений:

  • 1) нормативность: право — система норм (иерархически соподчиненных, не противоречивых), наиболее общих, типичных моделей поведения;
  • 2) общеобязательность — право носит всеобщий характер, распространяя свое действие на всю территорию страны, на все ее население. При этом правовые нормы обязательны для всех, в том числе и для государства;
  • 3) правила поведения закрепляются, санкционируются, устанавливаются государством;
  • 4) формализованное™. Правила поведения документально фиксируются в виде правовых норм в определенных источниках (нормативный правой акт, судебный прецедент, договор нормативного содержания и др.), принятых в установленной процедуре;
  • 5) защита юридических норм — нарушение норм права влечет применение санкций со стороны государства;
  • 6) стабильность — право должно быть стабильно, иначе оно теряет качество регулятора общественных отношений;
  • 7) динамизм — право должно развиваться, иначе оно превращается в тормоз развития общества;
  • 8) волеустановленность: право — явление волевое, так как по своей сути является нормативно выраженной всеобщей волей людей.

Совокупность нормы права следует расценивать как «рабочий инструмент», с помощью которого обеспечивается свобода человека и преодолевается социальный антипод права — произвол и беззаконие.

Социально-правовые притязания права человека должны трансформироваться и приобрести форму субъективного права. Нормативность в правовой сфере — это не просто формирование типичного правила, а не;

что большее — гарантия осуществления субъективного права. Обладатель субъективного права не просто свободен в своих действиях, его свобода обеспечена, защищена общеобязательностью нормы.

Нормативность права заключается в том, что право общеобязательно, возведено в закон. Естественно-правовые притязания уже потенциально нормативны, поскольку лишь при нормативном закреплении они становятся реально действующими.

Право посредством юридических норм несет информацию о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы. Если человек действует в рамках права, то он чувствует себя уверенно и свободно, находится под защитой общества и государства. Право, таким образом, определяет сферу свободы человека и тем самым регулирует его поведение. Если человек игнорирует регулирующее воздействие права, он несвободен. По этой причине преступник — самый несвободный человек.

Очевидно, что право — результат проявление воли и сознания людей, право выступает позитивным институтом при урегулировании общих дел всего общества и выражает объективные социальные закономерности. В праве закрепляются и находят свое выражение потребности, интересы, цели отдельного человека, группы лиц, общества и различных организаций. Несмотря на то что эти потребности, интересы и цели могут не совпадать, право должно зафиксировать социальный компромисс на началах свободы, справедливости и равенства всех участников общественных отношений. Только на этом пути право становится объективным, обретает интеллектуальный характер, а государство из аппарата подавления превращается в правовое государство, обеспечивающее свободное развитие как всего общества, так и отдельной личности. Формирование и функционирование права как выражения свободы, справедливости и разума возможны только в обществе, в котором все индивиды имеют экономическую, политическую и духовную свободу. Но это осуществимо лишь в развитом гражданском обществе и правовом государстве.

Право есть проявление воли свободной личности, так как в нем реализуются субъективные интересы и потребности. Волевое начало права нужно рассматривать в нескольких аспектах: во-первых, в основе сущности права лежит притязание отдельного лица, организации или социальной группы, и в совокупности этих притязаний выражается их воля; во-вторых, признание/непризнание данных притязаний осуществляется через органы государственной власти, таким образом, формирование права опосредуется, с одной стороны, волей личности-общества, с другой — деятельностью государства.

Обеспеченность возможностью государственного принуждения — это специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм и т. д. Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения, представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Именно государство придает праву важнейшие свойства: стабильность, определенность и защищенность.

Государственное принуждение реализуется в двух направлениях. Вопервых, оно обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель принудить правонарушителя к исполнению обязанности в интересах пострадавшей стороны (например, взыскание долга, возмещение причиненного ущерба). Во-вторых, в определенных законом случаях виновный привлекается к юридической ответственности и подвергается наказанию (лишение свободы, конфискация имущества, штраф и т. п.).

Еще И. Кант отмечал, что осуществление права требует, чтобы оно было общеобязательным, что достигается через его наделение принудительной силой. Сообщить праву такое свойство способно лишь государство как единственно возможный субъект принуждения.

Государственное принуждение — это фактор, позволивший четко разграничить право и обязанность, т. е. сферу личной свободы и ее границы. Человек, действующий в рамках права, свободен. Человек, нарушающий обязанности, действует несвободно. Ценность государства для права состоит в том, что с помощью государственного принуждения (и его возможности) четко устанавливается граница между свободой и несвободой, произволом. Эта граница обозначена через юридическую обязанность. Государственное принуждение ограничивает свободу человека вплоть до того, что может лишить его этой свободы. Но при этом государству самому, как многократно подчеркивал И. Кант, необходимо опираться на право, ориентироваться в своей деятельности на него. Государство, которое само уклоняется от соблюдения прав и свобод, не обеспечивает охраны позитивных законов, свобод личности, рискует потерять доверие и уважение своих граждан. Люди будут сознательно занимать позицию отчужденности от такого государства и противостоять ему.

Другой важнейший признак права — формальная определенность. Следует заметить, что формальная определенность в некоторой степени свойственна и другим нормативным системам. Так, корпоративные нормы закрепляются в уставах, положениях и других нормативных актах. Религиозные нормы-заповеди формулируются в священных книгах. Однако в перечисленных случаях форма соответствующим правилам придается не государством, а другими организациями (общественными, религиозными). Государство, в отличие от них, придает праву общеобязательное значение, возводя право в закон, придаст ему официальную форму выражения.

Нормы права закрепляются государством или уполномоченными лицами в законах, иных нормативных актах, которые подлежат исполнению. В прецедентном праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкционирует применение обычая, либо текстом судебного решения, принятого на основании обычая. В результате на основе норм права и индивидуальных юридических решений четко и однозначно определяются субъективные права, обязанности, ответственность граждан и организаций.

Итак, государство придает форму правовому содержанию. Роль государства нельзя преувеличивать и, например, считать, что право — результат, продукт государственной деятельности. Такие ложные представления длительное время господствовали в отечественной науке и практике.

Связь общества, государства и права в рассматриваемом аспекте описывается формулой «содержание права создается обществом, форма права — государством». От способа участия государства в правотворчестве зависят виды форм (источников) права: санкционированный обычай, судебный прецедент, нормативный акт.

Право представляет собой сложное системное образование. В настоящее время особую значимость приобретает деление его на три элемента: естественное, позитивное и субъективное право. Первый элемент — естественное право, состоящее из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества. Второй элемент — позитивное право. Это законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное признание социально-правовые притязания граждан, организаций, социальных групп. Третий элемент — субъективное право, т. е. индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных элементов деформирует право, оно утрачивает свойство эффективного регулятора общественных отношений и поведения людей.

Нередко право сводят к совокупности (системе) норм. При таком понимании право становится внешним для человека, навязываемым ему сверху. Подобная узкая трактовка искажает смысл права. Для человека ценны не нормы сами по себе, а те реальные возможности и блага, которые они обеспечивают. Блага (как материальные, так и духовные) человек имеет и добывает сам.

Смысл же социально-правовых притязаний состоит в том, чтобы они получили официальное признание, т. е. трансформировались в субъективные права. Инструментом, с помощью которого естественно-правовые притязания превращаются в субъективные права, являются нормы позитивного права. Что для человека важнее: гарантированные реальные блага или инструмент их гарантирования (юридические нормы)? Наверное, все-таки благо, а не нормы, но которым оно отмерено и которыми защищено.

Сведение права к совокупности норм приводит к отождествлению его с позитивным правом и игнорированию естественного права. Дело в том, что субъективное право имеет два источника — формальный (нормы права, или позитивное право) и содержательный (естественное право). Разрыв связей между ними порождает представление, а точнее сказать, иллюзию того, что субъективное право — «дар» государства, законодателя, благо, отпущенное сверху.

Отдельный человек становится зависимым от закона и, по сути, бесправным. Основной смысл правового регулирования заключается в трансформации естественного права в субъективное, что осуществляется признанием социально-правовых притязаний в источниках права, т. е. возведением естественного права в закон.

Право представляет собой действенный регулятор всех общественных отношений, средство установления и поддержания порядка в обществе. Характерная черта права — тесная связь и взаимообусловленность всех действующих норм. Право есть единая система норм, которые обязательны для всех, находящихся на территории государства, в то время как другие нормы обязательны лишь для отдельных социальных групп людей либо не являются властными, категорическими императивами для всех.

Сущность права состоит в том, что фактически различные люди рассматриваются в качестве равных и независимых друг от друга свободных индивидов — субъектов права, чьи действия измеряются и оцениваются по одинаковому масштабу. В этом смысле можно сказать, что право — математика свободы (В. С. Нерсесянц).

Правовое равенство людей — это формальное равенство, равенство в свободе, которое не зависит от социальных, имущественных, половых, семейных и других различий между людьми. Формальное равенство как специфический принцип права характеризует сущность правового общения. Свобода всех участников такого общения может быть только равной. В этом выражается суть соотношения свободы и равенства. Разное количество свободы — это не право, а привилегии, свобода одних (одного) не может быть основана на рабстве и бесправии других.

Через категорию формального равенства «право» становится особой формой свободы, при которой свобода одного ограничена свободой других. «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ). Признание индивидов формально равными означает признание их равной возможности приобретать конкретные субъективные права на социальные блага, но это неравенство в объеме и содержании приобретенных конкретных прав.

В современном российском праве равенство, как и свобода, относится к общеправовым принципам. Правовое содержание этой категории зафиксировано в статьях Конституции РФ:

  • 1) равенство прав и свобод индивидов независимо от их фактических различий закреплено в ч. 1 ст. 19: «Все равны перед законом и судом». Исключения из правила о равенстве всех перед законом и судом предусмотрены самой Конституцией (ст. 91, 98, 122);
  • 2) гарантии равенства обеспечены ч. 2 ст. 19: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности» ;
  • 3) равенство всех форм собственности закреплено ч. 2 ст. 8: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» .

Исходя из сказанного выше, можно сделать предположение о том, что право есть совокупность общепринятых, общеполезных правил поведения людей в обществе, определенные эталоны, традиции, модели человеческого поведения, обеспечивающие сохранения единого целого — общества, способствующие его укреплению, сохранению и дальнейшему развитию.

Вопреки устоявшемуся в советской юриспруденции убеждению, юридические нормы становятся общеобязательными не потому, что обеспечиваются государством, а как раз наоборот, они привлекают к себе внимание государства и охраняются им потому, что являются объективно общеобязательными, ибо их нарушение дестабилизирует рынок, деформирует обменные связи, ведет в конечном счете к гибели общества и государства.

Таким образом, государство является субъектом регулирования общественных отношений, право — инструментом регулирования, а содержание права определяется материальными и духовными условиями жизни общества.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой