Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Правовое регулирование трудовой миграции в СНГ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из первых многосторонних документов, затронувших вопросы защиты прав трудящихся-мигрантов и трудовой миграции в СНГ, стало Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов в странах СНГ от 15 апреля 1994 г., подписанное всеми странами Содружества. Соглашение распространяется на вопросы въезда, пребывания и выезда трудящихся мигрантов… Читать ещё >

Правовое регулирование трудовой миграции в СНГ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из основных направлений сотрудничества стран-членов СНГ в экономической и социальной областях является «формирование общего экономического пространства на базе рыночных отношений и свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы» (ст. 19 Устава СНГ).

В рамках этого направления сотрудничества постоянная комиссия Межпарламентской Ассамблеи государствучастников Содружества Независимых Государств по социальной политике и правам человека разработала перечень конвенций МОТ, подлежащих ратификации странами СНГ для обеспечения социальной защиты трудящихся мигрантов. Среди них — Конвенция № 29 «О принудительном или обязательном труде» от 28 июня 1930 г., Конвенция № 88 «Об организации службы занятости» от 9 июля 1948 г., Конвенция № 95 «Об охране заработной платы» от 8 июня 1949 г., Конвенция № 105 «Об упразднении принудительного труда» от 25 июня 1957 г. и др.

Одним из первых многосторонних документов, затронувших вопросы защиты прав трудящихся-мигрантов и трудовой миграции в СНГ, стало Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов в странах СНГ от 15 апреля 1994 г.[1], подписанное всеми странами Содружества. Соглашение распространяется на вопросы въезда, пребывания и выезда трудящихся мигрантов, признания документов, необходимых для трудовой деятельности мигрантов, обеспечения их прав и законных интересов. В решении вопросов, связанных с привлечением и использованием труда мигрантов, определением их правового статуса, соглашение отдает предпочтение национальному праву и двустороннему регулированию. Если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями, то порядок привлечения трудящихся-мигрантов, квалификационные и иные требования к ним устанавливаются национальным законодательством принимающего государства. На основе двусторонних соглашений определяется количество принимаемых трудящихся-мигрантов. Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции 1994 г. также содержит положения о признании трудового стажа мигрантов и о запрете двойного налогообложения их доходов.

Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ 29 октября 1994 г. приняла Хартию социальных прав и гарантий граждан стран СНГ[2], регулирующую вопросы занятости, миграции, трудовых отношений, охраны здоровья, безопасных условий труда, социального обеспечения и профсоюзной деятельности. По положениям Хартии страны решили создать единый рынок труда с безвизовым перемещением граждан по территории стран-участниц Содружества (ст. 1). Страны гармонизируют соответствующие институты национального законодательства и гарантируют иностранцам из стран Содружества выплату пособий по безработице, пособий, компенсаций, стипендий учащимся, материальной и иной помощи (ст. 3). Трудящиеся-мигранты получают максимальное равноправие с гражданами принимающего государства в социально-трудовой области (ст. 4). Аналогичные преимущества получают вынужденные мигранты (беженцы), причем расходы по их социально-бытовому обеспечению несут государства выезда (ст. 5). Страны СНГ согласуют основные условия увольнения трудящихся-мигрантов, продолжительность рабочего дня, отдыха, ежегодного оплачиваемого отпуска, труда несовершеннолетних, оплаты труда. Хартия предусматривает оказание бесплатной медицинской помощи, обязательное социальное страхование, охрану материнства и детства, полное социальное обеспечение, обеспечение жильем, санаторно-курортное лечение, льготный режим пользования общественным транспортом, а также право на объединение в профсоюзы. Государства реализуют закрепленные в Хартии положения на добровольной основе.

Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г.408 устанавливает, что никто не должен принуждаться к принудительному или обязательному труду. Неотъемлемым правом, связанным с правом на осуществление свободной трудовой деятельности, является право на свободу мирных собраний и на свободу ассоциаций с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов (ст.12). Конвенция закрепляет также право рабочих-мигрантов на защиту от безработицы, на равное вознаграждение за равнозначную работу, на получение льгот и др. Особое внимание уделено защите прав работающих женщин.

Конвенция СНГ о правовом статусе трудящихсямигрантов и членов их семей, подписанная в Кишиневе 14 ноября 2008 г.409, вступила в силу для Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Украины. Она дает четкое деление категорий трудовой миграции: трудовые мигранты, приграничные и сезонные трудящиеся. В соответствии с положениями Конвенции сделан акцент на то, что трудящиеся-мигранты пользуются теми же правами, что и граждане принимающего государства, в вопросах оплаты и охраны труда, пользования жильем на возмездной основе,.

  • 408 Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека, заключена в Минске 26 мая 1995 г. Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 04.11.1995 № 163- ФЗ. // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». 1995. № 2.
  • 4 Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников Содружества Независимых Государств, заключена в г. Кишиневе 14 ноября 2008 г. Конвенция не вступила в силу для России. Документ опубликован не был. // Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств. URL: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=2554 (дата обращения 22 июля 2012 г.).

получения образования, социального страхования, возмещения вреда жизни и здоровью, лечения и профилактики инфекционных заболеваний, доступа к иной оплачиваемой работе в случае потери прежней (ст. 6). По условиям Конвенции страны проводят политику стимулирования трудовой миграции, после окончания работ обеспечивают возвращение трудящихся-мигрантов на родину, выдают им соответствующие документы, внедряют механизмы медицинского страхования, пенсионного обеспечения, не допускают двойного налогообложения полученных доходов.

Государства-участники СНГ заключают также договоры, имеющие узкую направленность, например, Соглашение государств-участников СНГ о сотрудничестве в области охраны труда от 9 декабря 1994 г.[3], Соглашение государств-участников СНГ о порядке расследования несчастных случаев на производстве, произошедших вне их государства проживания от 9 декабря 1994 г.[4] и др.

  • [1] Соглашение от 15.04.1994 «О сотрудничестве в области трудовоймиграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов» (с изм. от25.11.2005). Соглашение ратифицировано Федеральным законом от24.04.1995 N 47-ФЗ. // Бюллетень международных договоров. 1997. № 2.
  • [2] Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств, одобрена в г. Санкт-Петербурге 29 октября 1994 г. МежпарламентскойАссамблеей государств-участников СНГ. // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников СодружестваНезависимых Государств. 1995. № 6. С. 99−117.
  • [3] Соглашение о сотрудничестве в области охраны труда, заключенное вМоскве 09 декабря 1994 г. Документ опубликован не был. // Единыйреестр правовых актов и других документов Содружества НезависимыхГосударств. URL: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=391 (дата обращения 22 июля 2012 г.).
  • [4] Соглашение о порядке расследования несчастных случаев напроизводстве, происшедших с работниками при нахождении их внегосударства проживания, заключенное в Москве 9 декабря 1994 г. Документ опубликован не был. II Единый реестр правовых актов идругих документов Содружества Независимых Государств. URL: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=381 (дата обращения 22 июля 2012 г.).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой