Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Международно-правовые нормы о деликтных обязательствах, вытекающих из причинения вреда окружающей среде

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наука и практика МЧП включает международно-правовые отношения по исполнению деликтных обязательств, вытекающих из причинения вреда окружающей среде, в систему гражданских правоотношений с иностранным элементом, установленных международными конвенциями ООН в области охраны окружающей среды. ?. М. Богуславский провел анализ деликтных обязательств, вытекающих из загрязнения морской среды и отнес… Читать ещё >

Международно-правовые нормы о деликтных обязательствах, вытекающих из причинения вреда окружающей среде (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Нормы, регулирующие определение применимого права в случае деликтных обязательств, осложненных иностранным элементом, содержатся и в различных законодательных актах РФ. Это, в частности, нормы КТМ РФ, содержащие применительно к торговому мореплаванию иное (по сравнению со ст. 1219 ГК РФ) регулирование. Иски о возмещении убытков, причиненных столкновением судов, включая ущерб морской среде, а также о взыскании вознаграждения за оказание помощи и спасение на море, могут быть предъявлены по месту нахождения судна ответчика или порта приписки судна.

Так, ст. 420 КТМ РФ предусматривает правила выбора применимого права в случае отношений, возникающих из столкновения судов. Пункт 1 ст. 420 отражает приоритет принципа lex loci: отношения, возникающие из столкновения судов во внутренних морских водах и в территориальном море, регулируются законом государства, на территории которого произошло столкновение. Если столкновение судов произошло в открытом море, то к отношениям сторон применяются правила КТМ РФ, т. е. нормы российского права, к отношениям, возникающим из столкновения судов, плавающих под флагом одного государства, применяется закон данного государства, независимо от места столкновения судов. Положения ст. 421 КТМ РФ, регулирующие отношения, возникающие из причинения ущерба от загрязнения нефтью, подлежат применению при:

  • 1) причинении ущерба от загрязнения с судов нефтью на территории РФ, в том числе в территориальном море и в исключительной экономической зоне РФ;
  • 2) принятии предупредительных мер по предотвращению или уменьшению такого ущерба, где бы они ни предпринимались.

Это означает, что к отношениям по нанесению ущерба в результате действий иностранных судов по загрязнению нефтью с судов в территориальном море или исключительной экономической зоне РФ в соответствии с односторонней коллизионной нормой ст. 421 КТМ РФ будет применяться российское право.

Правила ст. 422 КТМ РФ, регулирующей отношения, возникающие из причинения ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ, предписывают применять российское право к случаям причинения любого ущерба на территории РФ, в том числе в территориальном море, а за ее пределами — иного ущерба, если опасные грузы перевозились на судне, плавающем под флагом РФ, а также к предупредительным мерам по предотвращению или уменьшению ущерба, где бы они ни предпринимались.

Статья 426 КТМ РФ устанавливает пределы ответственности судовладельца законом государства флага судна.

Наука и практика МЧП включает международно-правовые отношения по исполнению деликтных обязательств, вытекающих из причинения вреда окружающей среде, в систему гражданских правоотношений с иностранным элементом, установленных международными конвенциями ООН в области охраны окружающей среды. ?. М. Богуславский провел анализ деликтных обязательств, вытекающих из загрязнения морской среды и отнес их к сфере МЧП. Впоследствии ряд ученых в области МЧП также возвращались к проблеме деликтных обязательств в этой сфере.

В июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Форум собрал представителей 179 государств и 3 тыс. представителей неправительственных международных организаций. Параллельно с межправительственной конференцией, в пригороде Рио-деЖанейро, прошел Глобальный форум, который посетили более 20 тыс. частных лиц.

Состоявшаяся летом 1997 г. Специальная сессия ГА ООН целиком была посвящена проблеме реализации «Повестки дня на XXI век», принятой в Рио-де-Жанейро. Для того чтобы справиться с надвигающимся глобальным экологическим кризисом (впрочем, как и с другими глобальными проблемами), необходимо кардинально пересмотреть существующую модель международного сотрудничества.

В настоящее время действуют более 200 многосторонних и двусторонних международных договоров, которые регулируют сохранение, изучение и использование фауны и флоры, охрану окружающей среды от загрязнения, обеспечение человечеству здоровой окружающей среды.

Особенность этих соглашений в том, что их участниками являются не только государства, но и неправительственные международные организации. Таково, например, трехстороннее соглашение, заключенное в 1964 г. между Эквадором, ЮНЕСКО и Федерацией Чарльза Дарвина о мерах по охране биологических сообществ Галапагосского архипелага.

Кроме того, множество резолюций, рекомендаций и других документов по охране природы принято различными международными организациями — межправительственными и общественными, такими как Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Охраной природы занимаются также ВОЗ, ЮНЕСКО, Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК), Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), Международная морская организация (ИМО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Межпарламентский союз, Всемирный совет мира и др.

Немалую роль играют региональные организации. Защита окружающей среды — одна из главных задач ОБСЕ. В ее рамках принят ряд конвенционных актов и целый ряд решений в этой области.

Однако деятельность этих организаций по унификации норм и принципов о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде и здоровью граждан, является не «практической», а скорее «рамочной». Главной их целью остается создание механизма многостороннего международного сотрудничества субъектов международного права, а не «механизма исполнения деликтных обязательств» .

Дебаты о реформе ООН ведутся уже давно и их участниками высказано немало предложений, в том числе и по вопросу гражданско-правовой (имущественной) ответственности за вред, причиненный окружающей среде. Во-первых, следует обеспечить максимально эффективное использование международных и национальных частноправовых механизмов возмещения ущерба, причиненного окружающей среде. Для этого необходимо более четко разграничить компетенцию существующих международных структур и определить компетенцию международных судебных органов, с тем чтобы избежать дублирования и распыления ответственности. Во-вторых, давно назрела необходимость в расширении юрисдикционной компетенции ООН. Такое расширение должно осуществляться путем предоставления ее органам права принимать по отдельным природоохранным вопросам «решения обязательного характера, имеющие на территории государства-члена без трансформации в национальное право такую же юридическую силу, что и национальный закон» .

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой