Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Критерии качества принимаемых законов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Давно замечено, чем сложнее дело, тем больше людей считают себя в нем вполне компетентными. В глубокой древности выдающийся афинский политический деятель Перикл замечал, что делать политику могут немногие, а судить о ней могут все. То же можно сказать о медицине, воспитании. Что касается юриспруденции, то к месту будет вспомнить исследование Г. Спенсера «Грехи законодателей», в котором автор… Читать ещё >

Критерии качества принимаемых законов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из критериев качества принимаемых законов служит срок между его принятием и внесением поправок. Так, к Уголовному кодексу РФ, еще не вступившему в силу, уже были предложены к внесению поправки. Например, только в 2004—2005 гг. было представлено около 60 законопроектов по внесению изменений в уже принятый Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». Из них около 20 были приняты. Таким образом, закон за два неполных года изменялся 18 раз. Годом раньше этот же закон изменялся 10 раз. Десятки изменений были внесены в Налоговое законодательство. Примеров такого рода можно привести немало. Подобная нестабильность серьезно сказывается на всех сторонах жизни государства и главным образом на экономике, дезорганизует хозяйственную деятельность, порождает неуверенность в завтрашнем дне.

Давно замечено, чем сложнее дело, тем больше людей считают себя в нем вполне компетентными. В глубокой древности выдающийся афинский политический деятель Перикл замечал, что делать политику могут немногие, а судить о ней могут все. То же можно сказать о медицине, воспитании. Что касается юриспруденции, то к месту будет вспомнить исследование Г. Спенсера «Грехи законодателей», в котором автор очень топко заметил, что нередко законодатель, искренне желая принести пользу, приносит вред и страдания людям и что «из всех чудовищных заблуждений людей самое чудовищное заключается в том, что для того, чтобы овладеть каким-либо несложным ремеслом, например ремеслом сапожника, необходимо долго учиться, а единственное дело, которое не требует никакой подготовки, — это искусство создавать законы для целого народа»[1]. Высказанная в XIX в., эта мысль созвучна утверждению Д. А. Керимова, который прямо утверждает, что многие российские законодатели менее всего озабочены повышением своей профессиональной подготовки к осуществлению законотворчества, они увлечены не столько поиском точного отражения в законах действительности и ее поступательного развития, сколько политическими спорами и разборками. К этому следует добавить, что правовой нигилизм как проявление неуважения к закону глубоко присущ российскому менталитету. На это обращал внимание П. Вяземский, который утверждал, что в России «суровость законов умеряется их неисполнением». Подобную мысль высказывал ?. Е. Салтыков-Щедрин, а А. И. Герцен саркастически замечал, что в России все заняты поиском путей обхода закона, а не его исполнением. Не стало исключением и наше время.

Ответственность за качество принимаемых нормативных правовых актов, а также за последствия их принятия, безусловно, ложится на законодателя. Однако не надо забывать, что люди, принимающие законы, не будучи юристами, далеко не всегда владеют всеми тонкостями юридической техники. Не все имеют экономическое либо социологическое образование. Как правило, парламентский аппарат укомплектован высококвалифицированными специалистами, но и они достаточно перегружены работой.

Поэтому для выработки юридически грамотного законопроекта необходимо наличие соответствующих условий. Прежде всего, это научно-теоретическое обеспечение, которое могут осуществить квалифицированные специалисты различных отраслей знаний, способных проводить исследования в области текущего законодательства на предмет необходимости разработки и принятия планируемого правового акта, сформировать информационное досье законопроекта, разработать его научную концепцию, провести необходимые экспертизы, осуществить научное консультирование депутатов и других членов рабочих групп. Примером подобной деятельности может служить деятельность Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

Таким образом, исследуя проблемную ситуацию, законодатель должен определить потребность в ее законодательном разрешении, последствия для граждан государства принятия или непринятия соответствующего правового акта. Конечно, реальная жизнь требует от законодателя при определенных обстоятельствах высокой оперативности в законодательном урегулировании возникших проблем. Но это ни в коей мере не означает, что процесс законотворчества протекает стихийно.

  • [1] Спенсер Г. Грех законодателей // Социологические исследования. 1992. № 2. С. 136.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой